РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании" Статья 1. Внести в Закон Республики Бурятия "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия, № 8, август 1993 г.) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"Закон Республики Бурятия "Об образовании" Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия и нормами международного права, определяющих принципы государственной политики и гарантирующих равенство всех граждан в праве на получение образования.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений), пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права, не допускаются.

Глава I. Общие положения Статья 1. Государственная политика в области образования Республика Бурятия провозглашает область образования приоритетной.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) общедоступность образования для всех граждан республики;

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) свобода и плюрализм в образовании; разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания, обучения и выбора языка обучения;

5) сочетание общемировых, российских и национально - региональных целей обучения и воспитания;

6) экологизация и этнизация процесса образования;

7) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Задачи законодательства Республики Бурятии в области образования Задачами законодательства Республики Бурятия в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Бурятия на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Бурятия;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 4. Государственные гарантии прав граждан Республики Бурятия в области образования 1. Гражданам Республики Бурятия на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояний здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Республика Бурятия гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

3. Республика Бурятия создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

4. Республика Бурятия содействует одаренной молодежи в получении высшего профессионального образования, в том числе посредством выделения личных образовательных кредитов, а также целевой подготовки специалистов на квотной основе.

5. Республика Бурятия оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных стипендий. Критерий и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления.

Статья 5. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия".

2. В системе образования обучение и воспитание осуществляются на бурятском, русском и других языках, определяемых учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

3. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Статья 6. Государственные образовательные стандарты 1. В Республике Бурятия устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральные и национально - региональные компоненты.

Республика Бурятия в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов.

2. Порядок разработки, утверждения и введения концепции национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется Правительством Республики Бурятия.

3. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Конкурс объявляется Правительством Республики Бурятия.

4. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Глава II. Система образования Статья 7. Понятие системы образования Система образования в Республике Бурятия представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья 8. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Бурятия реализуются образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

2. Общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательные программы в учреждениях образования дополняются компонентами эко- и этнокультуры Байкальского региона.

3. Профессиональные программы (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального) республиканской компетенции (кроме федеральных) направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации.

4. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ республиканского уровня в образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Статья 9. Формы получения образования С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) очной, очно-заочной (вечерней), заочной (в образовательных учреждениях);

б) семейного образования;

в) самообразования;

г) экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в пределах единого государственного образовательного стандарта.

Статья 10. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) республиканские и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Республики Бурятия;

4) граждане Республики Бурятия, Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

2. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 11. Негосударственные образовательные организации 1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций Республики Бурятия.

2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Действие законодательства Республики Бурятия в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории республики независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Положения об инновационных учреждениях повышенного уровня данных типов и видов утверждаются Правительством Республики Бурятия.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения в соответствии с направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные организации (объединений), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждений и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждений;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

3. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования и к организации образовательного процесса 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3.Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры и спорта.

9. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.

10. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия.

11. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

12. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

13. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

14. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 15. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан.

4. В государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимают- ся дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Статья 16. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения.

3. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 17. Семейное воспитание 1. Семья юридически ответственна за получение детьми основного общего образования.

Родители (законные представители) несут гражданскую и моральную ответственность за воспитание детей.

2. Органы управления образованием и образовательные учреждения оказывают педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей.

3. Трудовые коллективы участвуют в создании условий, способствующих укреплению семьи, улучшению воспитания детей.

Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает бесплатность и доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и состоит из трех ступеней: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Возраст, с которого допускается прием детей, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.

3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. Требование обязательности основного общего образования применительно к обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет.

5. Получение основного общего образования с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Для категорий обучающихся, указанных в настоящей статье, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

6. По согласию родителей (законных представителей), соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

7. По решению органа управления образовательного учреждения, согласованного с соответствующей комиссией по делам несовершеннолетних, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Статья 20. Воспитание и обучение детей и учащихся с физическими, психическими недостатками и девиантным поведением 1. Для детей и подростков, имеющих недостатки физического или умственного развития, органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, которые обеспечивают их обучение, воспитание и лечение.

Направление детей и подростков в эти образовательные учреждения проводится по заключению психолого - медико - педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей).

2. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

3. Органы управления образованием и образовательные учреждения оказывают содействие органам местного самоуправления и службам занятости населения в их трудоустройстве.

Статья 21. Воспитание и обучение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

2. Для учащихся и студентов учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования устанавливаются льготы, предусмотренные Правительствами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 22. Дополнительное образование 1. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства и оказания дополнительных образовательных услуг создаются учреждения профессионального, физкультурно-оздоровительного, технического, экономического, социального, экологического, правового, культурологического, языкового и других направлений.

2. Номенклатура этих учреждений, порядок их организации и работы определяются соответствующими положениями, утвержденными Министерством образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятии, органами местного самоуправления.

Статья 23. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование осуществляется на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня), в общеобразовательных школах с производственным обучением, непосредственно на производстве, в учебно-курсовых комбинатах, учебных центрах и других формах профессиональной подготовки, имеющих соответствующие лицензии.

2. Для обеспечений повышенного уровня подготовки квалифицированных рабочих могут создаваться высшие профессиональные училища, лицеи и технические гимназии.

Деятельность учреждений начального профессионального образования регламентируется Положением и Уставом.

Статья 24. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Статья 25. Высшее профессиональное образование 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

3. Лица, имеющие начальное профессиональное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Высшее учебное заведение в своей деятельности руководствуется уставом.

Статья 26. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Статья 27. Повышение квалификации и переподготовка кадров Повышение квалификации и переподготовка кадров организуется государственной службой занятости, учреждениями образования, организациями, предприятиями, научными и учебными центрами. Оно может осуществляться как за счет средств государства, так и на договорной основе.

Статья 28. Документы об образовании 1. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

2. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

3. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

4. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.

Глава III. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование Статья 29. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения.

2. Совершеннолетние граждане Республики Бурятия имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся во всех образовательных учреждениях имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на индивидуальный и ускоренный курс обучения; на получение дополнительных образовательных услуг; на участие в самоуправлении учебного заведения; на совмещение обучения с работой в свободное от учебы время.

5. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным и бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

6. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории (лицеи, гимназии, колледжи и др.) для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

7. Обучающиеся в профессиональных учебных заведениях имеют право заключать контракты с предприятиями и организациями независимо от их форм собственности, предусматривающие частичную или полную оплату стоимости профессиональной подготовки, выплату стипендии, предоставление льготных кредитов, жилья, трудоустройства по специальности и другие условия.

Обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

8. В случае прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.

9. Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени).

10. Государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирования рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей - сирот, детей - инвалидов, детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

Статья 30. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы, язык обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении учебным заведением.

2. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Статья 31. Право на занятие педагогической деятельностью 1. К педагогической деятельности в учреждениях образования соответствующего типа допускаются лица, имеющие соответствующий образовательный ценз.

2. Лица, не имеющие педагогического образования, допускаются к педагогической деятельности решением аттестационной комиссии согласно Положению об аттестации педагогических кадров.

3. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Статья 32. Права и обязанности работников образования 1. Работники образования имеют право:

- на обеспечение условий своей профессиональной деятельности;

- свободно выбирать способы и формы организации педагогической деятельности;

- повышать в установленном порядке квалификацию;

- проходить досрочную аттестацию с целью повышения категории;

- на защиту от некомпетентного или необоснованного вмешательства в педагогическую деятельность;

- на участие в органах самоуправления учебным заведением и в общественных органах управления образованием.

2. Не допускается привлечение работников образовательных учреждений к выполнению несвойственных их основной деятельности функций без согласия самих работников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде.

3. Работники образования имеют право на материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности.

4. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

5. Работники образования обязаны:

- обеспечить получение обучающимися знаний в соответствии с государственным стандартом;

- создавать условия для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей обучающихся:

- воспитывать уважение к национальному достоинству народов;

- соблюдать нормы педагогической этики.

Статья 33. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования 1. В учреждениях образования создаются условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования.

2. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. Работники образовательных учреждений подвергаются периодическим бесплатным медицинским обследованиям за счет средств учредителя.

3. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.

4. Ответственность за создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Глава IV. Управление системой образования Статья 34. Компетенция Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия Ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти в области образования подлежат вопросы, предусмотренные Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", настоящим Законом и межправительственными соглашениями Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 35. Совместная компетенция Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования К совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования относятся:

1) разработка и реализация общероссийских программ развития образования и создание фондов для их совместного финансирования и материально-технического обеспечения;

2) определение государственного стандарта образования для каждого типа учебного заведения;

3) признание эквивалентности на территории Республики Бурятия документов об образовании, выдаваемых учебными заведениями Российской Федерации;

4) информационное обеспечение системы образования;

5) организация системы подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений республики;

6) финансирование учебных заведений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

7) организация, реорганизация и ликвидация профессиональных учебных заведений федерального подчинения.

Статья 36. Компетенция органов государственной власти Республики Бурятия в области образования К компетенции Президента, Народного Хурала, Правительства Республики Бурятия относятся:

1) определение республиканской государственной политики, программ развития образования и создание правовых условий для их реализации;

2) утверждение и обеспечение нормативных бюджетных ассигнований системы образования;

3) контроль за исполнением законов об образовании, реализацией республиканских программ развития образования, за обеспечением социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования;

4) установление местных налогов и сборов на нужды образования;

5) установление дополнительных налоговых льгот учреждениям образования;

6) установление порядка предоставлений одаренной молодежи и погашения ими личного образовательного кредита;

7) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных станд артов;

8) заключение, ратификация международных договоров, соглашений и программ сотрудничества в области образования по линии межпарламентских и межправительственных связей и контроль за их реализацией;

9) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

10) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Статья 37. Компетенция Министерства образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия К компетенции Министерства образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия относятся:

1) формирование и реализация государственной политики в области образования республики, прогнозирование развития сети образовательных учреждений;

2) формирование норматива бюджетных ассигнований на образование;

3) установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

4) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений республиканского подчинения, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, за исключением учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, создание независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностической службы;

5) утверждение положений и уставов подведомственных образовательных учреждений;

6) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования с учетом национально-региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

7) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и нострификация на территории Республики Бурятия документов об образовании иностранных государств;

8) прямое финансирование образовательных учреждений республиканского подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов:

9) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий;

10) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

11) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

12) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины;

13) представление интересов Республики Бурятия в вопросах образования на международном, межгосударственном уровнях.

Статья 38. Компетенция органов местного самоуправления в области образования 1. Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования;

2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

5) назначение и увольнение по согласованию с Министерством образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия руководителей местных органов управления образованием;

6) назначение и увольнение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

7) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

8) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

9) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

10) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

3. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Статья 39. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия, типовым положением и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств и привлечение дополнительных источников финансовых средств, включая использование банковского кредита;

2) отчетность о поступлении и расходовании финансовых средств;

3) подбор, прием, расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

4) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

5) разработка и утверждение учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин;

6) установление структуры управления деятельности образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

7) установление надбавок и доплат к должностным окладам, премирование работников;

8) разработка и принятие положения, устава, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

9) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;

10) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

11) создание в образовательных учреждениях необходимых условий для работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;

12) координация в образовательных учреждениях деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом.

3. Образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия несут ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к их компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса:

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия;

Статья 40. Управление образовательным учреждением 1. Управление государственными и муниципальными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

3. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется положением и уставом образовательного учреждения.

4. Руководитель образовательного учреждения может быть назначен, нанят или избран на конкурсной основе.

В учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.

5. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

Статья 41. Управление негосударственными образовательными организациями 1. Руководство негосударственной образовательной организацией осуществляет непосредственно ее учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления организацией, а также процедура назначения или выборов руководителя, его правомочия определяются учредителем и фиксируются в уставе негосударственной образовательной организации.

Статья 42. Взаимоотношение органов государственного управления образованием с ведомственными образовательными учреждениями Органы государственного управления образованием контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия об образовании в образовательных учреждениях, находящихся в ведении отраслевых и других государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.

Статья 43. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования 1. Государственные учреждения профессионального образования создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлению Правительства Республики Бурятия на основе договора между Российской Федерацией и Республикой Бурятия.

2. Государственные и муниципальные учреждения общего образования создаются, реорганизуются и ликвидируются Министерством образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия и органами местного самоуправления.

3. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

4. Создание негосударственных образовательных организаций осуществляется юридическими и физическими лицами и регистрируется органами регистрации в заявительном порядке. В случае нарушений законов республики негосударственной образовательной организацией Министерство образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия по своей инициативе может приостановить деятельность этого учреждения до разрешения спора в судебном порядке.

5. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений проводятся соответствующими федеральными органами управления образованием и Министерством образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия или по их поручению местным (муниципальным) органом управления образованием в установленном порядке.

Статья 44. Детские молодежные организации 1. В образовательных учреждениях Республики Бурятия могут действовать детские молодежные организации, деятельность которых стимулирует формирование нравственности, гражданственности, а также культурное, физическое и социальное развитие учащихся, содействует удовлетворению их потребностей в деле самовоспитания и самовыражения.

2. Деятельность этих организаций строится на основании уставов, зарегистрированных в установленном порядке, не противоречащих действующему законодательству.

Глава V. Экономика системы образования Статья 45. Финансирование системы образования 1. Финансирование образовательных учреждений осуществляется в соответствии с государственными нормативами, ориентированными на мировой уровень, определяемыми в расчете на каждого учащегося, воспитанника, студента по каждому типу и виду образовательных учреждений, исходя из принципа последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.

Абсолютные размеры нормативов регулярно индексируются в соответствии с темпами инфляции.

2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее пятнадцати процентов расходной части бюджета, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

3. Республика Бурятия гарантирует ежегодное выделение финансовых средств и материальных ресурсов на развитие подсобных хозяйств и производственной деятельности в целях частичного самообеспечения учреждений образования.

4. Учреждения образования привлекают внебюджетные средства и ресурсы, а том числе валютные, за счет предоставления образовательных услуг и иных поступлений.

Средства, в том числе валютные, поступившие из различных источников, не уменьшают нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательных учреждении из государственного бюджета.

5. Образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов. Предприятия, организации, в том числе зарубежные, вкладывающие свои средства в развитие учреждений образования, имеют право на льготное налогообложение.

6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

7. Собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям, предусматриваются льготы по налогообложению недвижимости.

8. Финансовые средства учреждений образования перечисляются и хранятся в отделениях банка и изъятию не подлежат.

9. Государственные и муниципальные учреждения образования, отдельные педагогические коллективы и педагоги, работающие в режиме эксперимента, пользуются дополнительным финансированием из государственного или местного бюджетов в соответствии с законодательством.

10. Нормативы финансирования негосударственных образовательных организаций не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений республики.

11. Негосударственные образовательные организации получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

Статья 46. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования 1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств Республики Бурятия в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение.

2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. В случае введения регионального компонента государственного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств республиканского бюджета.

4. В пределах имеющихся денежных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

Статья 47. Материально-техническая база учреждений образования 1. Создание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в приоритетном порядке на нормативной основе.

2. Государственное имущество, переданное образовательным учреждениям и используемое в соответствии с законодательством и назначением, не подлежит изъятию или использованию в целях, противоречащих основным задачам и интересам образовательных учреждений.

3. Земельные участки, используемые учреждениями образования, передаются им органами местного самоуправления в безвозмездное и бессрочное пользование и подлежат отчуждению только в случае ликвидации образовательного учреждения.

4. Здания, имущество и земельные участки государственных учреждений образования при их ликвидации передаются другим учреждениям образования в случаях, предусмотренных учредительными договорами.

Статья 48. Плата за обучение 1. Обучение в государственных общеобразовательных школах, профессиональных учебных заведениях Республики Бурятия является бесплатным.

2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

3. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению.

Данная деятельность не относится к предпринимательской.

4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

5. Государственным и муниципальным учреждениям запрещаются дополнительные сборы с обучающихся кроме добровольных пожертвований граждан.

6. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

7. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Статья 49. Оплата труда работников образовательных учреждений 1. Заработная плата, должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Размер ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается на уровне предусмотренного законодательством Российской Федерации, кроме случаев, специально устанавливаемых Правительством Республики Бурятия.

2. Выполнение работниками других работ и обязанностей, не предусмотренных трудовым соглашением, оплачивается по дополнительному договору.

3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений и устанавливается на уровне:

- для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

- для иных работников образовательных учреждений - средней заработной платы работников аналогичных категорий промышленности в Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Изыскание средств на эти цели путем повышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается.

Статья 50. Социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений 1. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

2. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.

3. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, на первоочередное предоставление жилой площади.

4. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.

5. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

6. Материальные льготы применяются в отношении педагогических работников сельских и специальных учреждений образования, а также в тех местностях, для развития которых необходима особая помощь со стороны государства.

Статья 51. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относится:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Статья 52. Сбор на нужды образовательных учреждений 1. Целью введений сбора на нужды образовательных учреждений является дополнительное финансирование системы образования. Сбор устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

2. Ставка сбора, порядок его исчисления, уплаты, использования органами государственной власти и местного самоуправления, а также льготы по уплате сборов устанавливаются специальным законом Республики Бурятия.

Статья 53. Фонды образования 1. Положение о внебюджетном республиканском фонде образования утверждается Народным Хуралом Республики Бурятия.

2. Источниками внебюджетного республиканского фонда образования могут быть:

- целевые сборы на нужды образовательных учреждений;

- добровольные взносы граждан, организаций и предприятий;

- доходы, поступающие в результате деятельности самого фонда;

- пожертвования в виде средств и материальных ценностей, поступающие от организаций и граждан иностранных государств, а также международных организаций.

Глава VI. Международные связи, внешнеэкономическая деятельность в области образования Статья 54. Международное сотрудничество 1. Международная деятельность учреждений образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Бурятия.

2. Образовательные учреждения имеют право:

1) устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями и организациями;

2) заключать договоры о сотрудничестве в области образования и научной деятельности, а также повышения квалификации;

3) направлять учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей на учебу (в том числе в порядке обмена) в учебные и научные учреждения иностранных государств.

Если международным договором, в котором участвует Республика Бурятия, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила, указанные в международном договоре.

Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность 1. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством Республики Бурятия порядке.

2. Валютные средства, полученные образовательными учреждениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности и изъятию не подлежат." Статья 2. Предложить Президенту Республики Бурятия и поручить Правительству Республики Бурятия привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г. Улан-Удэ "25" сентября 1996 г.

№ 382-I