ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июня 1998 г. № 188 г.Горно-Алтайск Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Алтай от 09.10.2003 г. № 273 О правилах планировки и застройки сельских населенных пунктов Республики Алтай В целях упорядочения планировки и застройки сельских населенных пунктов на территории Республики Алтай и во исполнение Законов Российской Федерации "Градостроительный кодекс Российской Федерации" и "Об архитектурной деятельности" Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемые временные "Правила планировки и застройки сельских населенных пунктов Республики Алтай".

2. Главам сельских и районных администраций Республики Алтай при проектировании и строительстве строго руководствоваться утвержденными Правилами.

3. Комитету архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай (Епишев М.Д.) контролировать исполнение и вносить своевременно корректировку и уточнение положений Правил по мере изменения законов Российской Федерации и Республики Алтай в области архитектуры и градостроительства и других косвенных законодательных актов.

4. Правила вступают в силу со дня принятия настоящего постановления.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Утверждены Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 июня 1998г. №188 ПРАВИЛА планировки и застройки сельских населенных пунктов Республики Алтай (временные) г.Горно-Алтайск, 1998г.

А. Общие положения 1. Настоящие временные Правила планировки и застройки, в дальнейшем Правила, разработаны на основании действующих "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 7 мая 1998г., земельного законодательства Российской Федерации и обязательны для всех организаций независимо от форм собственности, физических лиц при любом виде проектирования, строительства и благоустройства на территории населенных пунктов.

2. В состав сельских населенных пунктов входит райцентр, сельское поселение в границах утвержденной административной черты.

3. Правила застройки являются основным руководящим документом для организаций и должностных лиц, ведающих планировкой, застройкой и благоустройством населенного пункта.

4. Под планировкой и застройкой подразумевается проектирование и строительство всех видов жилищного, гражданского, производственного, коммунально-хозяйственного строительства, инженерных сетей, автодорог и мостов, благоустройства территорий, малых архитектурных форм и монументальных установок. Планировка и застройка всех видов строительства на территории населенного пункта и на территории района может производиться только с ведома и по постановлению местной администрации, под ее контролем, с обязательным выполнением всех требований, предусмотренных настоящими Правилами.

5. Для контроля и разрешения разногласий при проектировании, строительстве на территории населенного пункта, при администрации села и района создается административная комиссия на постоянной или временной основе. В состав административной комиссии включаются представители всех заинтересованных отделов и служб района или населенного пункта. Решения административной комиссии обязательны для исполнения заказчиками, застройщиками и подрядчиками.

6. Общее руководство при разработке проектно-планировочной документации, строительстве и благоустройстве населенных пунктов, надзор за выдачей разрешений на строительство, наличием лицензий на строительную деятельность, за предварительным отводом земельных участков, контроль за правильностью размещения объектов строительства, оформление строительных паспортов участков (СПУ) на проектирование и строительство осуществляется районным отделом архитектуры и строительства.

7. Основными документами, в соответствии с которыми должно осуществляться строительство в сельских населенных пунктах, являются:

а) схема районной планировки Республики Алтай, утвержденная Правительством в установленном порядке;

б) градостроительная документация (генплан, проект детальной планировки части населенного пункта, утвержденная схема застройки села или его части, план административной черты населенного пункта).

8. Отступления от схемы районной планировки, градостроительной документации, изменения по размещению объектов строительства допускаются только по разрешению органов, утвердивших эти документы.

9. За нарушение утвержденной проектно-планировочной документации, результатом чего явилось нецелесообразное размещение объектов капитального строительства, а также за нарушение в строительстве, приведшее к перерасходу бюджетных материальных средств, моральному ущербу, аварийной ситуации с угрозой жизни и здоровью людей, заказчик, проектировщик, подрядчик, руководители организаций и должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", принятым 17 декабря 1992 года за №4121-1.

Меру административной ответственности назначает Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) Комитета архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай или (ГАСН) администрации района, в пределах своей компетенции.

10. За непринятие мер по охране земель, находящихся в ведении государственных организаций, юридических и физических лиц и других землепользователей от самовольной застройки всеми лицами, за несвоевременное (более 1 месяца) рассмотрение заявлений застройщиков об отводе земельных участков и по выдаче разрешений на производство строительных работ, а также за неправильно выданное разрешение и за непринятие мер по привлечению к ответственности самовольных застройщиков сотрудники местной администрации и руководители других предприятий и организаций, участвовавших в нарушении, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству и положениям Госстроя России.

11. Разработка проектной документации на все виды строительства осуществляется на основе архитектурно-планировочных заданий (АПЗ) в составе строительного паспорта участка, выдаваемых районным отделом архитектуры и строительства, в соответствии с градостроительной документацией.

Архитектурно-планировочные задания на проектирование многоквартирных жилых домов, гражданских и общественных зданий, крупных производственных зданий и инженерных сооружений, благоустройство площадей, монументально-декоративных объектов утверждаются или согласовываются Комитетом архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай. Изменения и дополнения в АПЗ осуществляются в том же порядке, что и при его выдаче.

12. Строительство инженерных сетей, благоустройство подъездных путей общего назначения осуществляется местной администрацией в счет бюджетных и внебюджетных средств.

13. Градостроительной документацией, проектами и строительством объектов населенного пункта не должно допускаться необоснованного отчуждения ценных сельскохозяйственных и иных земель.

14. Проектирование и строительство объектов, комплексов предприятий и организаций всех форм собственности вне административной черты населенного пункта без архитектурного планировочного задания, технических условий и согласований соответствующих служб запрещается. На все объекты федерального и республиканского значения, согласования, утверждения, разрешения и надзор за качеством строительства осуществляет Комитет архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай.

Б. Порядок отвода земельных участков для проектирования и строительства 1. Порядок отвода земельных участков, в дальнейшем отвод участков, для проектирования и строительства осуществляется на основании строительных норм и правил (СНиП) "Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиПов по отводу земельных участков отраслей промышленности, транспорта и инженерных коммуникаций.

2. Отвод участков в черте населенного пункта выполняется в соответствии с градостроительной документацией, а при отсутствии такой документации - по предварительной схеме застройки, разработанной и согласованной с районным отделом архитектуры в составе ходатайства (заявления) застройщика - заказчика.

3. Площади отводимых участков должны быть обоснованы действующими строительными нормами и правилами (СНиПами), для индивидуального (частного) строительства жилья - постановлениями сельских администраций. Отклонения от нормативных площадей должны быть обоснованы экономическими и нормативно-техническими требованиями.

4. В состав отвода участка входят следующие документы:

а) ходатайство (заявление) заказчика о намерениях;

б) постановление администрации района об отводе участка;

в) акт выбора участка, согласованный необходимыми службами района;

г) выкопировка из градостроительной документации плана участка с красными линиями, предлагаемыми границами и предлагаемыми пятнами строительства зданий и сооружений, направлениями основных инженерных коммуникаций;

д) при отсутствии градостроительной документации, заказчиком, по согласованию с районным отделом архитектуры, составляется примерный план - схема застройки участка с расположением на нем основных зданий и сооружений;

е) при отводе земли, согласовании проектов заявитель предъявляет техусловия энергоснабжающей организации, при необходимости проект внешнего энергоснабжения.

5. После положительного решения по отводу участка, районный отдел архитектуры и строительства, по договору с заказчиком, оформляет строительный паспорт участка (СПУ).

6. Состав и правила оформления СПУ выполняются согласно "Положению о строительном паспорте участка (СПУ)", принятому постановлением №4 от 13.03.97г. Комитета архитектуры и строительства Правительства РА. СПУ является основным документом для разработки проектно-сметной документации и строительства для заказчика - застройщика.

7. После согласования и утверждения проектной документации выдается заказчику разрешение на окончательный отвод участка с выносом и закреплением границ в натуру и разрешение на производство строительных работ с разбивкой осей зданий, сооружений и основных инженерных сетей. Закрепление границ участка в натуре и оформление документов на землепользование организует районный орган по земельным ресурсам и землеустройству. Разбивку осей зданий, сооружений и основных инженерных сетей организует районный орган архитектуры.

8. Порядок отвода земельных участков для индивидуального (частного) строительства жилья в сельских населенных пунктах республики выполняется согласно "Порядку предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах", составленному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай и согласованному Комитетом архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай в июне 1997г. за №223. Индивидуальный застройщик, помимо исполнения вышеуказанного "Порядка...", не освобождается от выполнения требований раздела А "Общие положения" настоящих Правил.

В. Правила использования земельных участков при строительстве и эксплуатации объектов и инженерных коммуникаций 1. Застройщик - заказчик, независимо от форм собственности, после отвода земельного участка обязан:

а) использовать земельный участок по назначению, оговоренному постановлением местной администрации;

б) освоить (застроить) земельный участок в сроки, оговоренные постановлением с выполнением всех технических условий по сетям, благоустройству и архитектурных требований;

в) продлить срок освоения участка за месяц до истечения ранее отведенного срока;

г) после освоения (застройки) земельного участка оформить через бюро технической инвентаризации Технический паспорт объекта и своевременно вносить в него изменения и дополнения;

д) использовать, содержать, продавать или дарить отведенный участок в строгом соответствии с федеральным и республиканским законодательством о земле и землепользовании;

е) вести на освоенном участке дополнительное строительство объектов (пристроек, надстроек, инженерных сетей) по согласованию и разрешению, как при новом строительстве;

ж) содержать в исправности и санитарной чистоте прилегающие территории общего пользования и подъездные пути, соблюдать санитарные и противопожарные требования к участку;

з) при индивидуальном строительстве жилого дома, хозпостроек строго соблюдать санитарные и противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при этом расстояние от красной линии до жилого дома должно быть не менее 3 м, расстояние от границы соседнего участка до построек не менее действующих норм, на соседний участок не должны выходить кроны и ветви зеленых насаждений, карнизы кровель, ширина подъездных путей должна быть не менее 3,5 м, подъездные пути должны быть без кюветов и водоотводящих канав и мест скопления мусора, отметки полов жилых зданий должны быть на 45 см выше отметки земли у входа.

2. Земельные участки, не осваиваемые без уважительных причин государственными предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами в течение указанного в постановлении администрации срока или используемые ими не по назначению, могут быть изъяты в установленном порядке и переданы другим землепользователям. Изъятие земельных участков производится местными администрациями в полном соответствии с действующими законами Российской Федерации, законами и положениями Республики Алтай, с учетом требований Гражданского кодекса России.

Разногласия по изъятию земельных участков разрешаются административной комиссией или судом.

Г. Планировка, проектирование и строительство в населенном пункте 1. Планировка населенного пункта включает в себя разработку градостроительной документации. К градостроительной документации относится: генеральный план населенного пункта, проект детальной планировки (ПДП) части населенного пункта (площади, центральной части и т.д.). Для населенного пункта с количеством жителей до 5 тыс. человек, как правило, генеральный план совмещается с проектом детальной планировки.

2. Градостроительная документация разрабатывается квалифицированной проектной организацией, имеющей на эти работы лицензию.

3. Заказчиком градостроительной документации является администрация района.

4. Градостроительная документация всех населенных пунктов в процессе разработки согласовывается Градостроительным советом РА при Комитете архитектуры ПРА, после разработки проходит государственную вневедомственную экспертизу и после положительного заключения утверждается постановлением Правительства РА.

Временная схема застройки кварталов и жилых групп до 200 жителей, разработанная районным отделом архитектуры, согласовывается с Комитетом архитектуры ПРА и утверждается постановлением администрации района.

5. Утвержденная градостроительная документация, со дня утверждения, является основным правовым и нормативно-техническим документом в застройке населенного пункта и обязательным к исполнению застройщиками в части зонирования селитебной, коммунальной, производственной и иных территорий, соблюдения красных линий - границ улиц, площадей и других транспортных связей, соблюдения трассировок общепоселковых инженерных сетей и коммуникаций.

6. Расположение отдельных объектов, при соблюдении требований пункта 5, может быть изменено при соответствующих обоснованиях и расчетах.

7. При отсутствии градостроительной документации, по экономическим и другим объективным причинам, районный отдел архитектуры разрабатывает временную схему застройки населенного пункта, согласовывает с Комитетом архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай, утверждает постановлением администрации района. Утвержденная схема застройки является временным правовым документом для отвода участков под строительство индивидуального жилья и других объектов местного значения.

8. Средства для разработки и своевременной корректировки градостроительной документации включаются в ежегодный бюджет района.

Строительство без градостроительной документации является стихийной, неорганизованной застройкой населенного пункта, что запрещено законом.

9. Проект черты сельского населенного пункта разрабатывается с соблюдением требований Госстроя России и Госкомзема России на основе утвержденного генерального плана или другой градостроительной документации. План административной черты населенного пункта является документом, обязательным для исполнения всеми застройщиками.

10. Проектирование всех объектов, независимо от форм собственности, выполняется согласно градостроительной документации с выполнением всех требований строительного паспорта участка (СПУ), в состав которого входят: комплект документов или копий по отводу участка, архитектурно-планировочное задание (АПЗ), технические условия и требования.

11. Проектирование объектов, кроме индивидуального жилья, выполняется организациями, имеющими лицензию на проектирование.

12. Проектная документация объектов строительства разрабатывается, согласовывается и утверждается согласно СНиП по разработке проектной документации и положений Госстроя России и Комитета архитектуры Правительства Республики Алтай.

13. Проектная документация объектов федерального и республиканского значения (детсады, школы, зрелищные здания, котельные свыше 1 Гкал/час и объекты федерального значения) разрабатываются по архитектурно-планировочному заданию Комитета архитектуры Правительства Республики Алтай, согласовываются Градостроительным советом РА и утверждаются постановлением Правительства РА.

14. Архитектурно-планировочные задания (АПЗ) на объекты общественных зданий, производственных зданий стоимостью более 100 тыс. рублей, общепоселковых инженерных сетей, автодорог согласовываются с Комитетом архитектуры ПРА.

15. Проектная документация объектов строительства, независимо от форм собственности, кроме индивидуального жилья, проходит государственную вневедомственную экспертизу.

16. Строительство индивидуального жилья осуществляется по сокращенной проектной документации: схема - план участка со зданиями и постройками, согласованная с необходимыми службами администрации района; планы, фасады жилого здания, согласованные с районным отделом архитектуры; разрешение на строительство, выданное районным отделом архитектуры, с указанием абсолютной отметки чистого уровня пола первого этажа.

17. Строительство всех объектов, независимо от форм собственности, на территории населенного пункта осуществляется по утвержденной проектной документации по разрешению: на объекты федерального и республиканского значения от Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) Комитета архитектуры и строительства ПРА, на остальные объекты от районного отдела архитектуры.

18. Строительство объектов без закрепленных в натуре границ участка и выноса в натуру осей зданий и сооружений запрещается.

19. После завершения строительства объект принимается в эксплуатацию по акту административной комиссией или государственной комиссией и материалы по объекту заказчик сдает в бюро технической инвентаризации для составления технического паспорта.

20. Строительство объектов без утвержденной проектной документации, без разрешения на строительство и отступления от принятого и согласованного проектного решения считается самовольной застройкой и правонарушением в области строительства.

21. Корректировку, внесение изменений в градостроительную документацию, в проектную документацию и строительство выполняют в том же порядке, что и при новом проектировании и строительстве.

22. Планировка, проектирование и производство строительных работ в населенном пункте и вне населенного пункта выполняются с соблюдением требований действующих законов Российской Федерации, Республики Алтай, постановлений исполнительной власти всех уровней, положений Госстроя России, Комитета архитектуры и строительства Правительства Республики Алтай, действующих строительных норм и правил (СНиП) и ведомственных, отраслевых нормативно-технических требований.

Д. Основные требования к застройке населенных пунктов 1. При размещении населенного пункта, группы жилых образований, производственных комплексов исходить из наличия источников жизнеобеспечения (сферы приложения труда, транспортной связи, водоснабжения, защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и с учетом перспективного развития.

2. Застройка населенного пункта жилыми, гражданскими и общественными зданиями, производственными и коммунальными объектами, инженерными сетями, дорогами и т.д. по устаревшим и неперспективным проектам запрещается.

3. При застройке новых и реконструкции существующих населенных пунктов необходимо обеспечить благоприятные условия для производства, торгово-бытового обслуживания, жилья и отдыха населения, с четким зонированием и учетом природно-климатических условий.

4. Для обеспечения благоприятной экологической среды суммарная площадь улиц и дорог, благоустройства и озеленения должна быть не менее 50% от площади населенного пункта.

5. Площади участков школ, детских и лечебных учреждений должны соответствовать действующим нормам, при этом в зоне реконструкции существующей застройки допускается уменьшение площади до 25%, при условии увеличения зеленых насаждений и средств защиты от пыли и газов, соблюдения нормативных санитарных и противопожарных разрывов от улиц и строений.

6. С целью обеспечения комфортных и здоровых условий проживания населения размещать предприятия по производству всех видов продукции и стационарных торговых пунктов мясо-молочных, скоропортящихся продуктов с нарушением санитарных норм в подвалах и 1 этажах многоквартирных жилых зданий запрещается.

7. При отводе участка и его застройке усадебными домами в количестве более 5 шт. обязательно разрабатывать схему застройки с вертикальной планировкой, общих инженерных сетей и проездов.

8. Администрации и службе архитектуры населенного пункта иметь постоянный план мероприятий или проект по реконструкции и улучшению архитектурного облика, благоустройства площадей и главных улиц.

9. Выбор и назначение этажности и плотности застройки должны обосновываться архитектурно-планировочными требованиями и технико- экономическими расчетами.

10. Устройство в населенном пункте общих и объектных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения и связи должны удовлетворять санитарно-экологическим требованиям и условиям безопасности и взрыво-пожарной безопасности. Контроль и ответственность за строительство и содержание инженерных сетей и транспортных магистралей с мостами и путепроводами возлагается на администрацию населенного пункта.

11. Администрация населенного пункта, расположенного на территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций (землетрясение, наводнение, селевые потоки, сход лавин и т.д.), должна иметь план мероприятий и резервный участок для переселения и жизнеобеспечения населения, согласованные с республиканскими службами гражданской обороны и чрезвычайной ситуации.

12. Застройка, реконструкция, расширение и строительство объектов жилья над местами залегания полезных ископаемых промышленного значения, в санитарно-защитных, природоохранных, заповедных, затопляемых, селевых, сейсмичностью 9 и более баллов, археологических памятников культуры и истории и других охраняемых законом зонах запрещается.

13. При реконструкции сельских населенных пунктов максимально сохраняются существующая капитальная застройка и зеленые насаждения, снос существующих зданий и сооружений допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и, в первую очередь, ветхих и непригодных для эксплуатации построек.

14. Возмещение затрат гражданам на принадлежащие им сносимые строения и фруктово-ягодные насаждения производится в порядке, установленном законом и постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Алтай.

15. Склады ядохимикатов, горюче-смазочных материалов размещаются на обособленных участках с подветренной стороны от жилых, общественных и производственных зданий, ниже по рельефу и вблизи дорог, с соблюдением установленных противопожарных и санитарных требований.

16. Автодороги с твердым покрытием в пределах границ населенного пункта следует проектировать и строить с бордюром.

17. Застройка населенного пункта и объектов всех видов строительства должна вестись современными, капитальными, конструктивнонадежными зданиями и сооружениями, отвечающими архитектурным, художественным, функциональным и другим градостроительным требованиям.

18. Для контроля качества и учета объектов строительства и использования земельного участка населенного пункта, районный отдел архитектуры и строительства составляет дежурные планы застройки (ДПЗ) с графическими материалами (планами) и журналами (ведомостями) строящихся объектов, вносит постоянные коррективы с указаниями необходимых мероприятий.

19. Застройка населенного пункта поднадзорна районному отделу архитектуры и Комитету архитектуры Правительства Республики Алтай.

20. Начальник районного отдела архитектуры и строительства несет персональную ответственность перед администрацией района и Комитетом архитектуры и строительства ПРА за архитектурно- строительное качество застройки и за архитектурно-строительный надзор строящихся и эксплуатируемых объектов в пределах его прав и должностных обязанностей.

Е. О памятниках культуры 1. Охрана памятников культуры, надзор за их содержанием возлагаются на местную администрацию, а вне черты населенного пункта - на администрацию района.

2. К памятникам культуры относятся: архитектурные памятники зданий и сооружений, памятники монументального и декоративного искусства, исторические, этнографические памятники, культовые и археологические места, предметы и сооружения, продукт деятельности человека, несущие моральные и материальные ценности. Памятники культуры устанавливаются и закрепляются постановлением Республики Алтай и законами Российской Федерации и Республики Алтай.

3. При разработке генеральных планов населенных пунктов необходимо предусматривать сохранение существующих памятников культуры, со взятием их на особый учет.

4. Строительство новых памятников, обелисков, монументов и других мемориальных сооружений разрешается по согласованию и утверждению Правительства Республики Алтай.

5. Строительство культовых сооружений религий и конфессий, традиционно исповедуемых населением республики на основании Закона Российской Федерации о вероисповедании, разрешается только по согласованию с Государственным Собранием - Эл Курултай и утвердительным документом Правительства Республики Алтай.

Сокращения:

РА - Республика Алтай, ПРА - Правительство Республики Алтай.