Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- О защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений на территории Кабардино-Балкарской Республики (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 21 июня 1994 года Раздел I Общие положения Статья 1. Задача законодательства по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений Задачей законодательства по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений (оползни, просадки грунтов, снежные лавины, селевые потоки, затопление территорий, боковая и донная эрозии рек, овражная эрозия, карсты, камнепады) является правовое регулирование отношений участников работ при проектировании, строительстве, осуществлении технического, авторского и государственного архитектурно-строительного надзора, приемке объектов в эксплуатацию.

Статья 2. Компетенция Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования отношений при проведении работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений Ведению Кабардино-Балкарской Республики при проведении работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений подлежат:

а) законодательное регулирование правил застройки;

б) организация деятельности соответствующих республиканских органов управления;

в) обеспечение разработки градостроительных планов, программ и документации;

г) осуществление государственной вневедомственной экспертизы проектов и контроля за ходом проектирования и строительства объектов;

д) регулирование отношений между участниками работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений по другим вопросам, отнесенным к компетенции Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 3. Объекты строительства, подлежащие защите от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений Объектами строительства, подлежащими защите от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений, являются:

а) жилые и гражданские здания и сооружения;

б) промышленные и сельскохозяйственные здания и сооружения;

в) инженерные сети, сооружения и системы;

г) транспортные магистрали, дороги, мосты, путепроводы.

Статья 4. Участники работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений Участниками работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений являются:

а) органы государственной власти и управления;

б) органы местного самоуправления;

в) государственные, муниципальные, кооперативные, общественные, религиозные, частные и другие организации, учреждения и предприятия;

г) научно-исследовательские институты;

д) проектно-изыскательские, строительные, ремонтные, реставрационные, эксплуатационные и другие организации;

е) граждане - индивидуальные застройщики.

Раздел II Права и обязанности участников работ по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений Статья 5. Деятельность Правительства Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности населения (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Правительство Кабардино-Балкарской Республики через соответствующие министерства, ведомства, органы местного самоуправления обеспечивает застройку и эксплуатацию территорий с учетом возможных проявлений опасных природных явлений и в этих целях организует: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) а) изучение территории расселения и деятельности населения с оценкой потенциальной опасности от возможных неблагоприятных природных явлений и прогнозирование ожидаемых последствий от их воздействия;

б) выбор благоприятных для застройки территорий;

в) выделение капитальных вложений на осуществление мероприятий по защите населенных мест от воздействия неблагоприятных природных явлений;

г) ликвидацию последствий неблагоприятных природных явлений;

д) службы для спасения людей, материальных ценностей, восстановления поврежденных объектов;

е) работу по оценке ущерба и помощь пострадавшему населению;

ж) представление предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам подробной информации о наличии в республике территорий с потенциально опасными природными явлениями.

Статья 6. Права и обязанности республиканского органа архитектуры и градостроительства 1. Республиканский орган архитектуры и градостроительства имеет право:

а) вносить в Правительство Кабардино-Балкарской Республики предложения по установлению норм и правил застройки участков, подверженных воздействиям опасных природных явлений; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) б) приостанавливать строительство объектов, ведущееся с нарушением строительных норм и правил, государственных стандартов и проектных решений;

в) налагать штрафы за правонарушения в области проектирования и строительства.

2. Республиканский орган архитектуры и градостроительства обязан:

а) обеспечивать проведение исследований и научно-экспериментальных работ по защите народнохозяйственных объектов от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений;

б) координировать разработку и внедрение нормативной документации, оказывать органам местного самоуправления необходимую научно-техническую и методическую помощь;

в) содействовать созданию в районах, подверженных воздействию землетрясений и других опасных природных явлений, безопасной и полноценной среды жизнедеятельности человека;

г) обеспечивать организацию разработки региональных схем защиты территории городов и населенных пунктов от опасных геологических процессов, карт сейсмического микрорайонирования и других нормативных документов.

Статья 7. Права и обязанности заказчиков проектно-сметной документации, заказчиков-застройщиков Заказчики проектно-сметной документации, заказчики-застройщики имеют право осуществлять контроль за ходом проектирования, качеством принимаемых проектных решений, их соответствием заданию на проектирование, приостанавливать или прекращать разработку документации.

Заказчики проектно-сметной документации, заказчики-застройщики обязаны своевременно представлять проектной организации достоверные данные для проектирования, оказывать содействие в проведении обследований, сборе и систематизации необходимых данных, обеспечивать согласование проекта.

Статья 8. Права и обязанности разработчиков проектно-сметной документации 1. Разработчики проектно-сметной документации имеют право:

а) устанавливать по согласованию с архитектурно-градостроительными и природоохранными органами, заказчиками и подрядчиками состав и объем проектно-сметной документации, необходимые для определения оптимальных решений и затрат по их реализации;

б) получать в министерствах, ведомствах и организациях исходные данные для проектирования, другие необходимые материалы;

в) пересматривать нереализованные проектные решения, не отвечающие современным требованиям;

г) при ведении авторского надзора приостанавливать строительство объектов, ведущееся с отступлением от утвержденных проектов, несоблюдением технических условий и природоохранных требований, а также при неудовлетворительном качестве строительно-монтажных работ.

2. Разработчики проектно-сметной документации обязаны:

а) строго соблюдать действующие в Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республике законодательство, государственные стандарты, нормативные акты, инструктивные указания по проектированию и строительству;

б) обеспечивать применение в проектах передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

в) осуществлять авторский надзор за реализацией проектной документации;

г) выполнять проектные работы только при наличии соответствующей лицензии.

Разработчики проектно-сметной документации несут установленную законодательством ответственность за негативные последствия воздействия на объекты опасных природных явлений, наступившие по их вине.

Статья 9. Права и обязанности подрядных организаций 1. Подрядные строительные организации имеют право:

а) вносить предложения заказчикам и разработчикам проектов по изменению принятых проектных решений;

б) вносить предложения в органы архитектуры и градостроительства об изменении нормативных требований к строительству объектов;

в) предъявлять требования к предприятиям строительной индустрии по качеству выпускаемых материалов и изделий.

2. Подрядные строительные организации обязаны:

а) осуществлять строительство объектов на площадках с возможным проявлением опасных природных явлений только при наличии утвержденной проектно-сметной документации, разрешения архитектурно-градостроительных органов на строительство;

б) выполнять строительно-монтажные работы в строгом соответствии с проектом;

в) выполнять в установленные сроки предписания контролирующих строительство органов;

г) осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на производство соответствующих видов работ.

Производители работ несут установленную законодательством ответственность за негативные последствия воздействия на объекты опасных природных явлений, наступившие по их вине.

Статья 10. Обязанности участников работ при приостановке (консервации) строящихся объектов Заказчики, подрядные организации в случае приостановки (консервации) объектов осуществляют комплекс мер по обеспечению устойчивости и надежности объекта на время прекращения работ (консервации).

Раздел III Нормативная документация Статья 11. Нормативная документация Нормативная документация включает в себя прогнозы, схемы и программы, определяющие функциональное зонирование территорий, размещение на территории тех или иных видов строительства в зависимости от сейсмичности площадок и возможного проявления других опасных природных явлений.

Состав и объем нормативной документации определяются действующими нормативами государственных органов архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 12. Организация разработки и пересмотр нормативной документации Разработка и пересмотр нормативной документации осуществляются специализированными научно-исследовательскими, проектными и проектно-изыскательскими организациями на основе решений органов государственной власти и управления.

Пересмотр нормативной документации производится для совершенствования методов проектирования и строительства на основе научных разработок, экспериментальных исследований, инженерного анализа и оценки возможных последствий от воздействия опасных природных явлений.

Порядок финансирования, разработки и утверждения нормативной документации устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Раздел IV Реализация проектно-сметной документации Статья 13. Реализация проектно-сметной документации Местные органы власти и самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, органы архитектуры и градостроительства, охраны окружающей природной среды в целях повышения эффективности реализации проектно-сметной документации используют:

а) правовые меры, направленные на ограничение периода действия разрешений на строительство и установление сроков производства работ;

б) финансовые санкции, ограничивающие период льгот, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам;

в) организационно-технические мероприятия по объединению усилий предприятий, организаций и граждан в целях снижения возможных последствий от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений.

Статья 14. Срок действия проектно-сметной документации Проектно-сметная документация на все виды строительства действует три года с момента приемки документации заказчиком. По истечении указанного срока проектно-сметная документация, по которой не начато строительство, подлежит пересмотру и переутверждению.

Раздел V Контроль за проектированием и строительством Статья 15. Цели и задачи контроля Контроль за качеством проектирования и строительства объектов включает в себя систему правовых, организационных и других мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и устранение нарушений строительных норм и правил, государственных стандартов, требований настоящего Закона.

Лица, связанные с выполнением проектных, строительно-монтажных работ, контролем за соблюдением норм и правил строительства, требований проектов, несут ответственность за качество выполняемых ими работ и контрольных функций в установленном порядке.

Статья 16. Государственная экспертиза проектов Государственная экспертиза проектов является обязательной мерой, предшествующей строительству объектов, и направлена на соблюдение в разработанных проектах действующих государственных норм и стандартов, обеспечивающих устойчивость зданий и сооружений, надежность при их эксплуатации.

Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов Кабардино-Балкарской Республики проводит комплексную экспертизу проектов строительства с учетом заключений государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики или с их участием и выдает соответствующее экспертное заключение. Государственная экспертиза проектов осуществляется на принципах научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности.

Статья 17. Государственный архитектурно-строительный надзор за строительством объектов Государственный архитектурно-строительный надзор является обязательным на весь период ведения строительно-монтажных работ на объектах и осуществляется Управлением государственного архитектурно-строительного надзора Кабардино-Балкарской Республики.

Управление государственного архитектурно-строительного надзора проводит выборочный контроль качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций, а также установленного организационно-правового порядка строительства.

Статья 18. Другие виды контроля Контроль за соблюдением проектных решений осуществляется органами государственного контроля, а также авторским надзором проектных организаций и техническим надзором застройщика в порядке, установленном законодательством о капитальном строительстве.

Раздел VI Условия начала строительства объектов, приемка объектов в эксплуатацию Статья 19. Условия начала строительства объектов Разработанная и согласованная в установленном порядке проектно-сметная документация независимо от сметной стоимости объектов, источников финансирования и форм собственности заказчика (кроме индивидуальных застройщиков) подлежит до ее утверждения комплексной экспертизе в Управлении государственной вневедомственной экспертизы проектов Кабардино-Балкарской Республики.

Финансирование, строительство новых, реконструкция и расширение действующих зданий и сооружений любого назначения (кроме индивидуального жилья) без положительного заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы проектов Кабардино-Балкарской Республики на разработанную документацию и разрешения Управления государственного архитектурно-строительного надзора Кабардино-Балкарской Республики на строительство не допускается.

Статья 20. Приемка объектов в эксплуатацию Приемка объектов в эксплуатацию производится в порядке, устанавливаемом Правительством Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям строительных, экологических, санитарных и других норм, не допускается.

Заказчик, исполнитель работ, проектная организация и другие участники инвестиционного процесса несут в установленном порядке ответственность за нарушение указанных требований и за ущерб, который может нанести объект правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Раздел VII Разрешение споров, связанных с застройкой территории с возможным проявлением опасных природных явлений, ответственность за нарушение законодательства Статья 21. Споры, связанные с застройкой территорий с возможным проявлением опасных природных явлений Споры, связанные с застройкой территорий с возможным проявлением опасных природных явлений, разрешаются местными органами власти и самоуправления городов, районов и поселков Кабардино-Балкарской Республики с участием республиканского и местных архитектурно-градостроительных органов, а также арбитражным судом или судом.

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства За нарушение норм по защите объектов строительства от воздействия землетрясений и других опасных природных явлений применяется дисциплинарная, административная и иная ответственность, предусмотренная действующим законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Применение мер дисциплинарной, административной или иной ответственности не освобождает виновных от необходимости возмещения причиненного ущерба. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 43-РЗ) Предприятия, организации, учреждения, объединения, а также должностные лица за строительство объектов по проектно-сметной документации, не прошедшей государственную вневедомственную экспертизу, подвергаются штрафу в соответствии с действующим законодательством.

Президент Кабардино-Балкарской Республики В. Коков г. Нальчик, Дом Правительства 7 июля 1994 года № 3-РЗ --------------------