ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- О внесении изменений и дополнений в Конституцию(основной закон) Кабардино-Балкарской Республики В связи с реформированием представительного (законодательного)органа власти и органов местного самоуправления в Кабардино-БалкарскойРеспублике: I. Внести в Конституцию (Основной Закон) Кабардино-БалкарскойРеспублики следующие изменения и дополнения: 1. Раздел 1. "Основы общественного строя и политикиКабардино-Балкарской Республики" изложить в редакции: "Раздел 1"."Основы конституционного строя Кабардино-Балкарской Республики",статьи 1 - 15 изложить в редакции: Статья 1. Кабардино-Балкарская Республика - есть демократическое правовоегосударство с республиканской формой правления. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Статья 3. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти вКабардино-Балкарской Республике является ее многонациональный народ. 2. Народ Кабардино-Балкарской Республики осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органыместного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народаКабардино-Балкарской Республики являются референдум и свободныевыборы. 4. Никто не может присваивать власть в Кабардино-БалкарскойРеспублике. Захват власти или присвоение властных полномочийпреследуется по закону. Статья 4. 1. Суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяетсяна всю ее территорию. 2. Кабардино-Балкарская Республика имеет свою Конституцию, своегражданство и свое законодательство. Соотношение Конституций РФ и КБР,законодательства Российской Федерации и Кабардино-БалкарскойРеспублики регулируются Конституцией РФ, КонституциейКабардино-Балкарской Республики, Федеративным Договором. 3. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает целостность инеприкосновенность своей территории. Статья 5. 1. Гражданство Кабардино-Балкарской Республики приобретается ипрекращается в соответствии с республиканским и федеральным законами огражданстве. 2. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики не может быть лишенсвоего гражданства или права изменять его. В соответствии с установленным в Российской Федерации единымгражданством каждый гражданин Кабардино-Балкарской Республики являетсягражданином Российской Федерации, обладает на ее территории всемиправами и свободами, несет равные обязанности. Статья 6. 1. Кабардино-Балкарская Республика - социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Кабардино-Балкарской Республике охраняется труд и здоровьелюдей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия ииные гарантии социальной защиты. Статья 7. 1. Кабардино-Балкарская Республика входит в единое экономическоепространство Российской Федерации. В республике гарантируютсясвободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержкаконкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Кабардино-Балкарской Республике признаются и защищаютсяравным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности. Статья 8. 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются вКабардино-Балкарской Республике как основа жизни и деятельностинародов, проживающих на ее территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться вгосударственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Вчастной собственности, могут находиться приусадебные, дачные земельныеучастки, а также земли, находящиеся под строениями и объектами,находящимися в частной собственности. Статья 9. Государственная власть в Кабардино-Балкарской Республикеосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительнуюи судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны. Статья 10. 1. Государственную власть в Кабардино-Балкарской Республикеосуществляют Президент Кабардино-Балкарской Республики, парламент(Совет Республики и Совет Представителей), ПравительствоКабардино-Балкарской Республики, суды Кабардино-Балкарской Республики. 2. Разграничение, предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Кабардино-Балкарской Республики осуществляется КонституциейРоссийской Федерации, настоящей Конституцией, Федеративным и инымидоговорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Статья 11. В Кабардино-Балкарской Республике признается и гарантируетсяместное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно. Деятельность местного самоуправлениярегулируется законом. Статья 12. 1. В Кабардино-Балкарской Республике признается идеологическоемногообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. 3. В Кабардино-Балкарской Республике признаются политическоемногообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений,цели или действия которых направлены на насильственное изменение основконституционного строя и нарушение целостности Кабардино-БалкарскойРеспублики и Российской Федерации, подрыв безопасности государства,создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,национальной и религиозной розни. Статья 13. 1. Кабардино-Балкарская Республика - светское государство.Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственнойили обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны передзаконом. Статья 14. 1. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, законыКабардино-Балкарской Республики обладают верховенством на еетерритории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены кведению Российской Федерации на основе Федеративного Договора иКонституции Российской Федерации. 2. Законы и иные акты Российской Федерации, указы и другие актыПрезидента Российской Федерации, принятые в пределах делегированных имполномочий, действуют на территории Кабардино-Балкарской Республикинепосредственно и обязательны для исполнения. 3. По предметам совместного ведения Кабардино-БалкарскойРеспублики и Российской Федерации Кабардино-Балкарская Республика всоответствии с федеральными законами принимает законы и иные правовыеакты. 4. В случае противоречия между федеральным законом и нормативнымправовым актом Кабардино-Балкарской Республики, изданным по предметамведения Кабардино-Балкарской Республики, действуют закон и нормативныйакт Кабардино-Балкарской Республики. 5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию Российской Федерации и Конституцию КБР, федеральные законыи законы Кабардино-Балкарской Республики. 6. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованныезаконы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, не могутприменяться, если они не опубликованы официально для всеобщегосведения. 7. Кабардино-Балкарская Республика соблюдает общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации, они являются составной частью ее правовойсистемы. Если международным договором Российской Федерации установленыиные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора. Статья 15. 1. Положения настоящей главы Конституции составляют основыконституционного строя Кабардино-Балкарской Республики. Никакие другие положения не могут противоречить основамконституционного строя Кабардино-Балкарской Республики". Статьи 16-27 исключить. 2. Раздел II. "Государство и личность" изложить в редакции:"Раздел II. "Права и свободы человека и гражданина", статьи 28-63изложить в редакции: "Статья 28. 1. В Кабардино-Балкарской Республике признаются и гарантируютсяправа и свободы человека и гражданина согласно общепризнаннымпринципам и нормам международного права и в соответствии с настоящейКонституцией и Конституцией Российской Федерации. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежаткаждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должнонарушать права и свободы других лиц. Статья 29. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 30. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаютсялюбые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,национальной и языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равныевозможности для их реализации. Статья 31. 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливатьсяфедеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особотяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому правана рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Статья 32. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не можетбыть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другомужестокому или унижающему человеческое достоинство обращению илинаказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнутмедицинским, научным или иным опытам. Статья 33. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражейдопускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо неможет быть подвергнуто задержанию на срок более 5 суток. Статья 34. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личнуюи семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого правадопускается только на основании судебного решения. Статья 35. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации очастной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местногосамоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждомувозможность ознакомления с документами и материалами, непосредственнозатрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотренозаконом. Статья 36. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище противволи проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленныхфедеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 37. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальнуюпринадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указаниюсвоей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободныйвыбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 38. 1. Каждый, кто законно находится на территорииКабардино-Балкарской Республики, имеет право свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Кабардино-БалкарскойРеспублики. Гражданин КБР имеет право беспрепятственно возвращаться вКабардино-Балкарскую Республику. Статья 39. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любуюрелигию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними. Статья 40. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающиесоциальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.Запрещается пропаганда социального, расового, национального,религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений иубеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяетсязаконом. 5. В Кабардино-Балкарской Республике гарантируется свободамассовой информации. Запрещается цензура, распространение информации,несовместимой с морально-нравственными и национальными традициями иустоями народов Кабардино-Балкарии. Статья 41. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создаватьпрофессиональные союзы для защиты своих интересов. Свободадеятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден вступлению в какое-либообъединение или пребывание в нем. Статья 42. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право собиратьсямирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествияи пикетирование в установленном законом порядке. Статья 43. 1. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют правоучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так ичерез своих представителей. 2. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право избиратьи быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанныесудом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободыпо приговору суда. 4. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют равный доступ кгосударственной службе. 5. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют правоучаствовать в отправлении правосудия. Статья 44. Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право обращатьсялично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления. Статья 45. 1. Каждый имеет право на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещеннойзаконом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная намонополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 46. 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно сдругими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственныхнужд может быть произведено только при условии предварительного иравноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Статья 47. 1. Земля и ее недра, водные и другие природные ресурсы,находящиеся в пределах территории Кабардино-Балкарской Республикиявляются собственностью ее народов, экономической основой суверенитетаКабардино-Балкарской Республики. 2. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами немогут осуществляться в ущерб интересам народов Кабардино-БалкарскойРеспублики. 3. Формы собственности на землю и ее недра, воды, растительный иживотный мир устанавливаются Парламентом КБР или республиканскимреферендумом. Статья 48. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжатьсясвоими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то нибыло дискриминации, и не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда, а также право, на защиту отбезработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовыеспоры с использованием установленных законом способов их разрешения,включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договоругарантируются установленные федеральным законом продолжительностьрабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодныйотпуск. Статья 49. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитойгосударства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанностьродителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться онетрудоспособных родителях. Статья 50. 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаютсязаконом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, созданиедополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 51. 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольнолишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправленияпоощряют жилищное строительство, создают условия для осуществленияправа на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствиис установленными законом нормами. Статья 52. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Медицинская помощь в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Кабардино-Балкарской Республике финансируютсяреспубликанские программы охраны и укрепления здоровья населения,принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частнойсистем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующаяукреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта,экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающихугрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность всоответствии с законом. Статья 53. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 54. 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,общего полного и среднего профессионального образования вгосударственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшееобразование в государственном или муниципальном образовательномучреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, ихзаменяющие, обеспечивают получение детьми основного общегообразования. 5. Кабардино-Балкарская Республика совместно с РоссийскойФедерацией устанавливает государственные образовательные стандарты,поддерживает различные формы образования и самообразования. Статья 55. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного,научного, технического и других видов творчества, преподавания.Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованиеучреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического икультурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 56. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина вКабардино-Балкарской Республике гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами,не запрещенными законом. Статья 57. 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений идолжностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защитеправ и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты. Статья 58. 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в томсуде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право нарассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей вслучаях, предусмотренных федеральным законом. Статья 59. 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированнойюридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическаяпомощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу обвиняемый всовершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражуили предъявления обвинения. Статья 60. 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считаетсяневиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренномфедеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силуприговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользуобвиняемого. Статья 61. 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то жепреступление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использованиедоказательств, полученных с нарушением федерального закона. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотрприговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральнымзаконом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 62. 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своегосупруга и близких родственников, круг которых определяется федеральнымзаконом. 2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаиосвобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 63. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властьюохраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ кправосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 63.1. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненногонезаконными действиями (или бездействием) органов государственнойвласти или их должностных лиц. Статья 63.2. 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственности за деяние, которое вмомент его совершения не признавалось правонарушением. Если послесовершения правонарушения ответственность за него устранена илисмягчена, применяется новый закон. Статья 63.3. 1. Перечисление в Конституции Кабардино-Балкарской Республикиосновных прав и свобод не должно толковаться как отрицание илиумаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Кабардино-Балкарской Республике не должны издаваться законы,отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целяхзащиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства. Статья 63.4. 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечениябезопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии сфедеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельныеограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Кабардино-БалкарскойРеспублики и в ее отдельных местностях может вводиться при наличииобстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционнымзаконом. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренныестатьями 32, 33, 35 (часть 1), 36, 40, 46 (часть 1), 52 (часть 1), 58- 63.3 настоящей Конституции. Статья 63.5. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 63.6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережноотноситься к природным богатствам. Статья 63.7. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданинаКабардино-Балкарской Республики. 2. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики несет военную службув соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики в случае, если егоубеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, атакже в иных установленных федеральным законом, случаях имеет право назамену ее альтернативной гражданской службой. Статья 63.8. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики может самостоятельноосуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 63.9. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует своим гражданамзащиту и покровительство за ее пределами. Статья 63.10. 1. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики может иметьгражданство иностранного государства (двойное гражданство) всоответствии с федеральным законом или международным договоромРоссийской Федерации. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются вКабардино-Балкарской Республике правами и несут обязанности наравне сгражданами Кабардино-Балкарской Республики, кроме случаев,установленных федеральным и республиканскими законами илимеждународным договором Российской Федерации. Статья 63.11. Положения настоящей главы составляют основы правового статусаличности в Кабардино-Балкарской Республике и не могут быть измененыиначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией". Статьи 64-72 изложить в редакции: "Статья 64. Кабардино-Балкарская Республика - государство, входящее в составРоссийской Федерации на основе Федеративного Договора и настоящейКонституции. Статья 65. Территория Кабардино-Балкарской Республики не может быть измененабез ее согласия. Статья 66. Ведению Кабардино-Балкарской Республики в лице ее высших органовгосударственной власти и управления подлежат: а) принятие Конституции Кабардино-Балкарской Республики ивнесение в нее изменений; б) контроль за соблюдением Конституции Кабардино-БалкарскойРеспублики; в) законодательство Кабардино-Балкарской Республики; г) государственное устройство, территория и статусКабардино-Балкарской Республики; д) административно-территориальное устройствоКабардино-Балкарской Республики; е) защита государственности Кабардино-Балкарской Республики; ж) образование органов государственной власти и управления КБР,органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики; з) установление и регулирование внешнеэкономических, научных икультурных связей с зарубежными странами, а также с субъектамиРоссийской Федерации; и) представительство республики в международных организациях; к) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан; л) установление порядка организации и деятельностиреспубликанских и местных органов государственной власти и управления; м) проведение единой социально - экономической политики,руководство экономикой Кабардино-Балкарской Республики: обеспечение научно - технического прогресса и осуществлениемероприятий по рациональному использованию и охране природныхресурсов; н) разработка и утверждение государственных программэкономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики,государственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и утверждениеотчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районови городов республиканского подчинения; о) установление доходов, поступающих на образованиегосударственного бюджета Кабардино-Балкарской Республики; п) руководство отраслями народного хозяйства республиканскогоподчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местногоподчинения; р) контроль за пользованием землей, недрами, лесами и водами;охрана окружающей среды; с) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей иобщественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищнымстроительством и благоустройством городов и других населенных пунктов,дорожным строительством и транспортом; т) руководство народным образованием, культурными и научнымиорганизациями и учреждениями Кабардино-Балкарской Республики,здравоохранением, физической культурой и спортом, социальнымобеспечением; охрана памятников истории и культуры; у) решение других вопросов республиканского значения. Статья 66.1 Кабардино-Балкарская Республика делегирует в ведение РоссийскойФедерации: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации ифедеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территорию Российской Федерации; в) регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина;гражданство в Российской Федерации, регулирование и защиту правнациональных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации идеятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральную государственную собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральныепрограммы в области государственного, экономического, экологического,социального, культурного и национального развития РоссийскойФедерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое,валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию,основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включаяфедеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральныефонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерную энергетику,расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения,информацию и связь; деятельность в космосе; к) внешнюю политику и международные отношения РоссийскойФедерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войныи мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборону и безопасность; оборонное производство; определениепорядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники идругого военного имущества; производство ядовитых веществ,наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защиту государственной границы,территориального моря, воздушного транспорта, исключительнойэкономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратуру; уголовное,уголовно-процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство;амнистию и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное иарбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулированиеинтеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метрическуюсистему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименованиягеографических объектов; официальный статистический и бухгалтерскийучет; с) государственные награды и почетные звания РоссийскойФедерации; т) федеральную государственную службу. Статья 66.2. 1. В совместном ведении Российской Федерации иКабардино-Балкарской Республики находятся: а) обеспечение соответствия Конституции и законов республикиКонституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита правнациональных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка,общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности; особо охраняемые природные территории;охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения, защита семьи,материнства, отцовства и детства; социальная защита, включаясоциальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийнымибедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов вРоссийской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое,семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура,нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизнималочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связейсубъектов Российской Федерации, выполнение международных договоровРоссийской Федерации. Статья 67. Кабардино-Балкарская Республика участвует в решении вопросов,отнесенных к ведению Российской Федерации, через высшие органыгосударственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики иРоссийской Федерации. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает комплексноеэкономическое и социальное развитие на своей территории, способствуетосуществлению на этой территории, полномочий Российской Федерации,проводит в жизнь решения высших органов государственной власти иуправления Российской Федерации. По вопросам, относящимся к ее ведению, Кабардино-БалкарскаяРеспублика координирует и контролирует деятельность предприятий,учреждений и организаций республиканского (РФ) подчинения. Статья 68. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и КБРКабардино-Балкарская Республика обладает всей полнотой государственнойвласти. Статья 69. 1. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики навсей ее территории являются кабардинский, балкарский, русский языки. 2. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует всем ее народамправо на сохранение родного языка, создание условий для его изучения иразвития. Статья 70. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации иКабардино-Балкарской Республики федеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республикиобразуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Статья 71. Кабардино-Балкарская Республика самостоятельно определяет своерайонное деление и решает иные вопросыадминистративно-территориального устройства. Статья 72. Кабардино-Балкарская Республика состоит из районов: Баксанского,Зольского, Майского, Прохладненского, Советского, Терского,Урванского, Чегемского; городов республиканского подчинения: Нальчика,Прохладного, Тырныауза". 4. Раздел IV "Советы народных депутатов Кабардино-БалкарскойРеспублики и порядок их образования" (ст. 73-91) исключить. 5. Раздел IV изложить в следующей редакции: "Раздел IV "ПрезидентКабардино-Балкарской Республики", статьи 73-86 изложить в редакции: "Статья 73. 1. Президент Кабардино-Балкарской Республики является главойгосударства и исполнительной власти, высшим должностным лицомКабардино-Балкарской Республики. 2. Президент Кабардино-Балкарской Республики является гарантомКонституции Кабардино-Балкарской Республики, прав и свобод человека игражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры поохране суверенитета Кабардино-Балкарской Республики, ее безопасности итерриториальной целостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии сКонституцией Кабардино-Балкарской Республики и законами КБР определяетосновные направления внутренней и внешней политики республики. 4. Президент Кабардино-Балкарской Республики как главагосударства представляет КБР в отношениях с Российской Федерацией и еесубъектами, а также в международных отношениях. Статья 74. 1. Президент Кабардино-Балкарской Республики избирается на пятьлет гражданами Кабардино-Балкарской Республики на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Кабардино-Балкарской Республики может быть избрангражданин Кабардино-Балкарской Республики не моложе 35 лет, постояннопроживающий в Кабардино-Балкарской Республике не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность ПрезидентаКабардино-Балкарской Республики более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента Кабардино-Балкарской Республикиопределяется законом. Статья 75. 1. При вступлении в должность Президент Кабардино-БалкарскойРеспублики приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий ПрезидентаКабардино-Балкарской Республики уважать и охранять права и свободычеловека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюКабардино-Балкарской Республики, защищать ее государственность,территориальную целостность, безопасность, верно служить народу". 2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствиидепутатов Парламента и судей Конституционного СудаКабардино-Балкарской Республики. Статья 76. Президент Кабардино-Балкарской Республики: а) назначает с согласия Парламента Кабардино-БалкарскойРеспублики Премьер-министра (Председателя Правительства)Кабардино-Балкарской Республики; б) по предложению Премьер-министра (Председателя Правительства)Кабардино-Балкарской Республики утверждает структуру КабинетаМинистров (Правительства), назначает на должность и освобождает отдолжности заместителей Председателя Правительства Кабардино-БалкарскойРеспублики, членов Правительства Кабардино-Балкарской Республики; в) имеет право председательствовать на заседаниях ПравительстваКабардино-Балкарской Республики; г) принимает решение об отставке ПравительстваКабардино-Балкарской Республики; д) представляет Совету Республики кандидатуры на должностьПредседателя Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики,председателя Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики,председателя Высшего Арбитражного суда Кабардино-БалкарскойРеспублики, а также в соответствии с федеральным законом представляеткандидатуру прокурора Кабардино-Балкарской Республики, председателяКабардино-Балкарского Национального банка для получения согласия на ихназначение на должность и вносит предложение об освобождении их отдолжности; е) формирует и возглавляет Совет безопасностиКабардино-Балкарской Республики, статус которого определяетсяреспубликанским законом; ж) формирует аппарат Президента Кабардино-Балкарской Республики; з) назначает и отзывает после консультаций с соответствующимикомитетами или комиссиями палат Парламента представителейКабардино-Балкарской Республики в Российской Федерации, ее субъектах,в иностранных государствах и международных организациях. Статья 77. Президент Кабардино-Балкарской Республики: а) назначает выборы в Парламент КБР в соответствии с КонституциейКабардино-Балкарской Республики; б) распускает Парламент КБР в случаях и порядке, предусмотренныхКонституцией Кабардино-Балкарской Республики; в) назначает референдум в порядке, установленном республиканскимзаконом; г) вносит законопроекты в Парламент Кабардино-БалкарскойРеспублики; д) подписывает и обнародует республиканские законы; е) обращается к Парламенту КБР с ежегодными посланиями оположении в республике, об основных направлениях внутренней и внешнейполитики республики. Статья 78. Президент Кабардино-Балкарской Республики может использоватьсогласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Кабардино-Балкарской Республики. В случае недостижениясогласованного решения он может передать разрешение спора нарассмотрение соответствующего суда. Статья 79. Президент Кабардино-Балкарской Республики: а) осуществляет руководство внешней политикойКабардино-Балкарской Республики; б) ведет переговоры и подписывает договоры Кабардино-БалкарскойРеспублики; в) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при немдипломатических представителей. Статья 80. Президент Кабардино-Балкарской Республики при обстоятельствах и впорядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводитна территории Кабардино-Балкарской Республики или в отдельных ееместностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением обэтом Совету Федерации, Государственной Думе Российской Федерации иСовету Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Статья 81. Президент Кабардино-Балкарской Республики: а) решает вопросы гражданства Кабардино-Балкарской Республики; б) награждает государственными наградами Кабардино-БалкарскойРеспублики, присваивает почетные звания Кабардино-БалкарскойРеспублики. Статья 82. 1. Президент Кабардино-Балкарской Республики издает указы ираспоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента Кабардино-БалкарскойРеспублики обязательны для исполнения на всей территорииКабардино-Балкарской Республики. 3. Указы и распоряжения Президента Кабардино-БалкарскойРеспублики не должны противоречить Конституции Кабардино-БалкарскойРеспублики и республиканским законам. 4. Президент Кабардино-Балкарской Республики отменяет актыорганов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в случаепротиворечия этих актов Конституции и законам Кабардино-БалкарскойРеспублики, указам Президента Кабардино-Балкарской Республики. Статья 83. Президент Кабардино-Балкарской Республики обладаетнеприкосновенностью. Статья 84. 1. Президент Кабардино-Балкарской Республики приступает кисполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает ихисполнение с истечением срока его пребывания в должности с моментапринесения присяги вновь избранным Президентом Кабардино-БалкарскойРеспублики. 2. Президент Кабардино-Балкарской Республики прекращаетисполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкойнеспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие емуполномочия или отрешения от должности. При этом выборы ПрезидентаКабардино-Балкарской Республики должны состояться не позднее трехмесяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. 3. Во всех случаях, когда Президент Кабардино-БалкарскойРеспублики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временноисполняет вице-президент КБР. Исполняющий обязанности ПрезидентаКабардино-Балкарской Республики не имеет права распускать ПарламентКБР, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках ипересмотре положений Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Статья 85. Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики избираетсяодновременно с Президентом Кабардино-Балкарской Республики.Кандидатуру вице-президента Кабардино-Балкарской Республики предлагаеткандидат в Президенты Кабардино-Балкарской Республики. На время выполнения своих полномочий вице-президентприостанавливает свое членство в политических партиях и общественныхобъединениях. Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики не может бытьдепутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики и местных органовпредставительной власти. В случае досрочного прекращения вице-президентом своих полномочийПарламент Кабардино-Балкарской Республики по предложению Президентаизбирает нового вице-президента. Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики осуществляет попоручению Президента Кабардино-Балкарской Республики отдельные егополномочия, замещает Президента в случае его отсутствия. Статья 86. 1. Президент Кабардино-Балкарской Республики может быть отрешенот должности на основании референдума о доверии Президенту занарушение Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законовКабардино-Балкарской Республики, а также данной им присяги. 2. Решение о проведении референдума о доверии Президенту КБРпринимается на совместном заседании палат Парламента КБР двумя третямиголосов депутатов каждой из палат с учетом заключения КонституционногоСуда Кабардино-Балкарской Республики". Статьи 87-91 исключить. 6. В разделе V "Высшие органы государственной власти и управленияКабардино-Балкарской Республики" исключить главу 11 "Верховный СоветКабардино-Балкарской Республики" (ст. 92-106). 7. Главу 11 изложить: "Парламент (законодательное собрание)Кабардино-Балкарской Республики". Статьи 92-106 изложить в редакции: "Статья 92. Парламент Кабардино-Балкарской Республики является высшимпредставительным и законодательным органом Кабардино-БалкарскойРеспублики. Статья 93. 1. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из двухпалат - Совета Республики (Государственной Думы) и СоветаПредставителей (Палаты Представителей). Статья 94. Совет Республики состоит из 36 депутатов, избираемых поодномандатным избирательным округам в основном с равным количествомизбирателей. Совет Представителей состоит из 36 депутатов, представляющихадминистративно-территориальные единицы республики, избираемых потрехмандатным округам (районам) путем прямого тайного голосования (вг. Нальчике образуются 2 трехмандатных избирательных округа). Статья 95. Парламент Кабардино-Балкарской Республики избирается сроком начетыре года. Порядок выборов депутатов Парламента устанавливаетсяЗаконом о выборах депутатов в Парламент Кабардино-БалкарскойРеспублики. Статья 96. 1. Депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики можетбыть избран граждан Кабардино-Балкарской Республики, достигший 21 годаи имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатомСовета Республики и депутатам Совета Представителей. Депутат СоветаРеспублики не может быть депутатом иных представительных органовгосударственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Совета Республики работают на профессиональнойпостоянной основе. Депутаты Совета Республики не могут находиться нагосударственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью,кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 97. 1. Депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики обладаютнеприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могутбыть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаевзадержания на месте преступления, а также подвергнуты личномудосмотру, за исключением случаев, когда это предусмотренореспубликанским законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлениюПрокурора Кабардино-Балкарской Республики соответствующей палатойПарламента Кабардино-Балкарской Республики. Статья 98. 1. Парламент Кабардино-Балкарской Республики является постояннодействующим органом. 2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики собирается на первоезаседание на тридцатый день после избрания. ПрезидентКабардино-Балкарской Республики может созвать заседание Парламентаранее этого срока. 3. Первое заседание Парламента открывает председатель Центральнойизбирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики. 4. С момента начала работы Парламента Кабардино-БалкарскойРеспублики нового созыва полномочия Парламента прежнего созывапрекращаются. Статья 99. 1. Совет Республики и Совет Представителей заседают раздельно. 2. Заседания Совета Республики и Совета Представителей являютсяоткрытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправепроводить закрытые заседания. 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланийПрезидента Кабардино-Балкарской Республики, посланий КонституционногоСуда Кабардино-Балкарской Республики и по другим вопросам совместнойкомпетенции. Статья 100. Совместные заседания палат проводятся не реже 4 раз в год. На совместных заседаниях председатели палат и их заместителипредседательствуют поочередно. Статья 101. 1. Совет Республики избирает из своего состава ПредседателяСовета Республики и его заместителя. Совет Представителей избирает изсвоего состава Председателя Совета Представителей и его заместителя. 2. Председатель Совета Республики и его заместитель, ПредседательСовета Представителей и его заместитель ведут заседания и ведаютвнутренним распорядком палаты. 3. Совет Республики и Совет Представителей образуют Комитет помежнациональным отношениям и комиссии, в том числе совместные, напостоянной и временной основе, осуществляют по вопросам своего веденияпарламентский контроль, проводят парламентские слушания ирасследования. 4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросывнутреннего распорядка своей деятельности. Статья 101.1. В составе Парламента образуется Комитет по межнациональнымотношениям, который формируется депутатами кабардинской, балкарской,русской (и иных) национальностей на паритетной основе. Сопредседатели Комитета избираются из числа депутатов СоветаРеспублики. Комитет рассматривает вопросы, затрагивающие национальныепроблемы. Решения Комитета принимаются простым большинством голосов. Для вынесения вопроса на рассмотрение Комитета по межнациональнымотношениям необходимо обращение двух третей депутатов Парламентакабардинской, балкарской либо русской (и иной) национальности. В случае одобрения вопроса Комитетом Парламент принимает решениепо этому вопросу простым большинством голосов. В иных случаяхПарламент принимает решения по данному вопросу большинством в 2/3голосов от общего числа депутатов Парламента. Комитет по межнациональным отношениям разрабатывает специальноеположение о своих полномочиях и порядке деятельности, котороеутверждается Парламентом. Статья 102. 1. К совместному ведению палат Парламента Кабардино-БалкарскойРеспублики относятся: а) принятие Конституции Кабардино-Балкарской Республики, внесениев нее изменений и дополнений; б) решение вопросов о доверии Кабинету Министров (Правительству)КБР или о его отставке; в) регулирование вопросов межнациональных отношений; г) решение вопросов, связанных с изменением границКабардино-Балкарской Республики; д) решение вопросов административно-территориального устройстваКабардино-Балкарской Республики; е) утверждение государственного бюджета Кабардино-БалкарскойРеспублики, осуществление контроля за ходом выполнения бюджета,установление республиканских налогов и сборов, определение порядкаустановления налогов и местных сборов; ж) ратификация и денонсация договоров и соглашений сгосударствами, республиками и другими субъектами Российской Федерации; з) принятие решения о проведении референдума; и) назначение выборов органов местного самоуправления; к) назначение выборов Президента Кабардино-Балкарской Республики; л) дача согласия на назначение Премьер-министра (ПредседателяПравительства); м) принятие решения о проведении референдума о доверии ПрезидентуКабардино-Балкарской Республики. 2. По вопросам совместного ведения на совместных заседанияхбольшинством голосов от депутатов каждой из палат принимаются законы ипостановления. Статья 103. К ведению Совета Республики относятся: а) разработка и принятие законов по вопросам ведения; б) первичное обсуждение государственного бюджета республики; в) дача согласия Генеральному прокурору Российской Федерации наназначение и освобождение от должности прокурора Кабардино-БалкарскойРеспублики по представлению Президента Кабардино-БалкарскойРеспублики; г) дача согласия на назначение и освобождение от должностиПредседателя Кабардино-Балкарского Национального банка попредставлению Президента Кабардино-Балкарской Республики; д) избрание по представлению Президента Кабардино-БалкарскойРеспублики Председателя Конституционного Суда, Верховного Суда ипредседателя Высшего Арбитражного суда Кабардино-БалкарскойРеспублики; е) избрание судей Конституционного Суда, Верховного Суда, ВысшегоАрбитражного суда и судей районных (городских) судов; ж) осуществление законодательной инициативы в ФедеральномСобрании Российской Федерации; з) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации о дачезаключения о соответствии Конституции Российской Федерации и законамРоссийской Федерации актов Президента Российской Федерации,Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации; и) обращение в Конституционный Суд Кабардино-БалкарскойРеспублики о даче заключения о соответствии Конституции и законамКабардино-Балкарской Республики актов Президента Кабардино-БалкарскойРеспублики и Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики; к) толкование законов Кабардино-Балкарской Республики; л) наименование и переименование городов и населенных пунктов; м) определение правового статуса республиканских общественныхобъединений; н) подтверждение указов Президента Российской Федерации илиПрезидента Кабардино-Балкарской Республики о введении чрезвычайногоположения на территории Кабардино-Балкарской Республики. 2. По вопросам, отнесенным к его ведению КонституциейКабардино-Балкарской Республики, Совет Республики принимает законы ипостановления. 3. Законы и постановления принимаются большинством голосов отобщего числа депутатов Совета Республики, если иной порядок принятиярешений не предусмотрен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики. Статья 104. 1. К ведению Совета Представителей Кабардино-БалкарскойРеспублики относятся: а) первичное обсуждение государственного бюджетаКабардино-Балкарской Республики, внесение его на утверждениеПарламента; б) выработка предложений по установлению республиканских налогови обязательных платежей; в) утверждение финансово-кредитной политики; г) определение основ внешнеполитических отношений; д) заслушивание отчетов контролирующих органов. 2. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящей Конституцией,Совет Представителей принимает постановления. 3. Постановления Совета Представителей принимаются большинствомот общего числа депутатов палаты, если иной порядок принятия решенийне предусмотрен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики. Статья 105. 1. Право законодательной инициативы принадлежит палатамПарламента, Комитету по межнациональным отношениям, депутатамПарламента, Президенту Кабардино-Балкарской Республики, ПравительствуКабардино-Балкарской Республики, Конституционному СудуКабардино-Балкарской Республики, Верховному Суду Кабардино-БалкарскойРеспублики, Высшему Арбитражному Суду Кабардино-Балкарской Республики,Прокурору Кабардино-Балкарской Республики, органам местногосамоуправления районов, городов республиканского подчинения, партиям,общественным объединениям в лице их республиканских органов. 2. Законопроекты вносятся в Парламент либо соответствующую ПалатуПарламента Кабардино-Балкарской Республики. 3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, о порядкеосвобождения от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающиерасходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, вносятся толькопри наличии заключения Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Статья 106. 1. Принятый на совместном заседании палат или Советом Республикизакон в течение десяти дней направляется ПрезидентуКабардино-Балкарской Республики для подписания и обнародования. 2. Президент Кабардино-Балкарской Республики в течениечетырнадцати дней с момента поступления подписывает закон и обнародуетего. 3. Если Президент Кабардино-Балкарской Республики в течениечетырнадцати дней отклонит закон, то Совет Республики и СоветПредставителей в установленном Конституцией Кабардино-БалкарскойРеспублики порядке вновь рассматривает данный закон. 4. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранеепринятой редакции большинством не менее двух третей от общего числадепутатов Совета Республики и Совета Представителей, он подлежитподписанию Президентом Кабардино-Балкарской Республики в течение семидней и обнародованию". Статьи 107-109.11 исключить. 8. Главу 12 "Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики"изложить в следующей редакции: Глава 12 "Кабинет Министров - Правительство Кабардино-Балкарской Республики" Статья 110. 1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-БалкарскойРеспублики является исполнительным органом государственной власти,подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики. 2. С момента принятия присяги вновь избранным ПрезидентомКабардино-Балкарской Республики Кабинет Министров (Правительство)Кабардино-Балкарской Республики подает в отставку. Статья 111. 1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-БалкарскойРеспублики состоит из Премьер-министра (Председателя Правительства),заместителей Премьер-министра, министров, председателейгосударственных комитетов и руководителей других органовгосударственного управления Кабардино-Балкарской Республики. 2. Структура Кабинета Министров (Правительства)Кабардино-Балкарской Республики утверждается ПрезидентомКабардино-Балкарской Республики по представлению Премьер-министраКабардино-Балкарской Республики. Статья 112. 1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-БалкарскойРеспублики ответственен перед Президентом Кабардино-БалкарскойРеспублики. 2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики может выразитьнедоверие Кабинету Министров (Правительству) Кабардино-БалкарскойРеспублики. Постановление по этому вопросу принимается не менее чемдвумя третями голосов от общего числа депутатов Совета РеспубликиПарламента Кабардино-Балкарской Республики. Статья 113. 1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-БалкарскойРеспублики правомочен решать все вопросы государственного управления,отнесенные к ведению Кабардино-Балкарской Республики, поскольку они невходят согласно Конституции Кабардино-Балкарской Республики вкомпетенцию Парламента Кабардино-Балкарской Республики и ПрезидентаКабардино-Балкарской Республики. 2. В пределах своих полномочий Кабинет Министров (Правительство)Кабардино-Балкарской Республики: а) обеспечивает руководство народным хозяйством исоциально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет мерыпо обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитиюнауки и техники, рациональному использованию и охране природныхресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной икредитной системы, по организации государственного страхования иединой системы учета и статистики; участвует в проведении единойполитики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организуетуправление промышленными, строительными, сельскохозяйственнымипредприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, атакже иными организациями и учреждениями республиканского и местногоподчинения; б) разрабатывает и вносит в Парламент Кабардино-БалкарскойРеспублики государственный бюджет Кабардино-Балкарской Республики;принимает меры по осуществлению государственного бюджета; представляетПарламенту Кабардино-Балкарской Республики отчеты об исполнениибюджета; в) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитиереспублики, районов и городов; координирует и контролируетдеятельность предприятий, учреждений и организаций федеральногоподчинения по вопросам, относящимся к ведению Кабардино-БалкарскойРеспублики; г) осуществляет меры по защите интересов государства, охранесобственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав исвобод граждан; д) принимает меры в пределах, определяемых КонституциямиКабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, по обеспечениюгосударственной безопасности и обороноспособности страны; е) образует в случае необходимости комитеты, управления и другиеведомства при Кабинете Министров (Правительстве) Кабардино-БалкарскойРеспублики по делам хозяйственного и социально культурногостроительства; ж) осуществляет руководство деятельностью местной администрации. Статья 114. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республикина основе и во исполнение законов Кабардино-Балкарской Республики иРоссийской Федерации, решений Парламента Кабардино-БалкарскойРеспублики и его палат, указов Президентов Российской Федерации иКабардино-Балкарской Республики, постановлений и распоряженийПравительства Российской Федерации, издает постановления ираспоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряженияКабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республикиобязательны к исполнению на всей территории Кабардино-БалкарскойРеспублики. Статья 115. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республикиимеет право отменять акты министерств, государственных комитетовКабардино-Балкарской Республики, других подведомственных ему органов. Статья 116. 1. Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-БалкарскойРеспублики объединяет и направляет работу министерств, государственныхкомитетов Кабардино-Балкарской Республики и других подведомственныхему органов. 2. Министерства, государственные комитеты и другие органыгосударственного управления Кабардино-Балкарской Республики руководятсоответствующими отраслями управления или осуществляют межотраслевоеуправление, подчиняясь Президенту Кабардино-Балкарской Республики иКабинету Министров (Правительству) Кабардино-Балкарской Республики. Статья 117. Компетенция Кабинета Министров (Правительства)Кабардино-Балкарской Республики, порядок его деятельности, отношения сгосударственными органами Кабардино-Балкарской Республики, РоссийскойФедерации и других республик, а также перечень и полномочияминистерств, государственных комитетов и иных центральных органовгосударственного управления Кабардино-Балкарской Республикиопределяются законом". Статью 118 исключить. 9. Главу 13 (ст. 119-127) "Местные Советы народных депутатов"исключить. 10. Из статьи 128 части 1 слова "решений местных Советов"исключить. В части 3 после слов "прямых выборов" изложить: "насоответствующей территории при тайном голосовании". 11. Статью 129 исключить. 12. Статью 131, часть 1 изложить: "Статья 131. 1. Глава местной администрации отменяет решение руководителей иструктурных подразделений местной администрации в случаях и порядке,определенных законом. 2. Главе местной администрации может быть выражено недоверие.Основание и порядок выражения недоверия определяются законом". 13. Статью 133, часть 1 изложить: "Статья 133. Полномочия и порядок деятельности местной администрацииопределяются законом". 14. Раздел VII. "Государственный план экономического исоциального развития Кабардино-Балкарской Республики. Государственныйбюджет Кабардино-Балкарской Республики" (статьи 134-139) исключить. 15. Раздел VIII изложить в редакции: "Раздел VIII "Судебная власть. Прокуратура" Статья 140. 1. Правосудие в Кабардино-Балкарской Республике осуществляетсятолько судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством Конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Кабардино-Балкарской Республикиустанавливается настоящей Конституцией, Конституцией РоссийскойФедерации, законами Российской Федерации и Кабардино-БалкарскойРеспублики. Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья 141. 1. Судебную систему республики составляют: Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, ВерховныйСуд Кабардино-Балкарской Республики, Высший Арбитражный СудКабардино-Балкарской Республики, городские и районные суды. 2. Судьями могут быть граждане Кабардино-Балкарской Республики,достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работыпо юридической профессии не менее 5 лет. Статья 142. 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие актагосударственного или иного органа закону, принимает решение всоответствии с законом. Статья 143. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены илиприостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленнымзаконом. Статья 144. 1. Судьи неприкосновенны. 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственностииначе как в порядке, определяемом законом. Статья 145. 1. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики состоит из7 судей. 2. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики позапросам Президента Кабардино-Балкарской Республики, ПарламентаКабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики иСовета Представителей), одной третьей депутатов Совета Республики илиСовета Представителей, Кабинета Министров (Правительства)Кабардино-Балкарской Республики, Верховного суда КБР, ВысшегоАрбитражного суда КБР, органов местного самоуправления разрешает делао соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики: а) законов Кабардино-Балкарской Республики, нормативных актовПрезидента Кабардино-Балкарской Республики, ПарламентаКабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики иСовета Представителей), Кабинета Министров (Правительства)Кабардино-Балкарской Республики, актов органов местногосамоуправления; б) не вступивших в силу международных договоровКабардино-Балкарской Республики, а также договоров между органамигосударственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики разрешаетспоры о компетенции: а) между органами государственной власти Кабардино-БалкарскойРеспублики; б) между органами государственной власти Кабардино-БалкарскойРеспублики и органами местного самоуправления, а также между органамиместного самоуправления. 4. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики по жалобамна нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросамисудов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле, в порядке, установленном законом. 5. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики позапросам Президента Кабардино-Балкарской Республики, ПарламентаКабардино-Балкарской Республики и его палат (Совета Республики иСовета Представителей), Кабинета Министров (Правительства)Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправленияКабардино-Балкарской Республики дает толкование КонституцииКабардино-Балкарской Республики. 6. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу; не соответствующие Конституции Кабардино-БалкарскойРеспублики договоры не подлежат введению в действие и применению. Статья 146. Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики является высшимсудебным органом по гражданским, уголовным, административным и инымделам, подсудным судам общей юрисдикции. Статья 147. Высший Арбитражный Суд Кабардино-Балкарской Республики являетсяорганом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемыхарбитражным судом в соответствии с законом". 16. Статью 148 дополнить: "Разбирательство дел во всех судахоткрытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,предусмотренных законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается,кроме случаев предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности иравноправия сторон". 17. Статью 152 исключить. 18. Статью 154 изложить в редакции: "Статья 154. Прокурор Кабардино-Балкарской Республики назначается на должностьи освобождается от должности Генеральным Прокурором РоссийскойФедерации по согласованию с Советом Республики Парламента КБР и попредставлению Президента Кабардино-Балкарской Республики". 19. Статью 161 изложить в редакции: "Статья 161. 1. Изменение и дополнение Конституции (Основного Закона)Кабардино-Балкарской Республики производит ПарламентКабардино-Балкарской Республики на совместном заседании Палаты СоветаРеспублики и Палаты Совета Представителей. Решение принимаетсябольшинством не менее двух третей от общего числа депутатов каждой изпалат Парламента Кабардино-Балкарской Республики. 2. В таком же порядке производится временное приостановлениедействий отдельных статей Конституции Кабардино-БалкарскойРеспублики". 20. Из всего текста Конституции Кабардино-Балкарской Республикиисключить слова "социалистическое", "коммунистическое", "советское","союзное", "общесоюзное", "социалистическая система". II. Переходные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Законы и другие правовые акты, действующие на территории КБРдо внесения настоящим Законом изменений и дополнений в Конституцию(Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики, применяются в части,не противоречащей Конституции КБР, с учетом внесенных настоящимЗаконом изменений и дополнений. 3. Президент Кабардино-Балкарской Республики и Кабинет Министров(Правительство) Кабардино-Балкарской Республики осуществляют своиполномочия до истечения срока, на который избран ПрезидентКабардино-Балкарской Республики. 4. Суды в КБР осуществляют правосудие в соответствии с ихполномочиями, установленными Конституцией РФ, Конституцией КБР, сучетом внесенных настоящим Законом изменений и дополнений, законамиРоссийской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. 5. Норма статьи 143 Конституции Кабардино-Балкарской Республики онесменяемости судей распространяется на судей, избранных послевступления в силу настоящего Закона. 6. На период принятия законодательства о местном самоуправлении иобразования на его основе органов местного самоуправления вКабардино-Балкарской Республике полномочия представительных иисполнительных органов осуществляют главы местной администрацииКабардино-Балкарской Республики. Президент Кабардино-Балкарской Республики В. Коков г. Нальчик, Дом Правительства 6 января 1994 года № 1-РЗ --------------------