Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и Парламентым Республикэмкlэ и Советым и УНАФЭ --------------- Къабарты-Малкъар Республиканы Парламентини Республика Советини БЕГИМИ --------------- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики --------------- О результатах проверки исполнения законов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, обеспечивающих защиту прав потребителей Совет Республики парламента Кабардино-Балкарской Республики пос- тановляет:
1. Принять к сведению информацию комиссии о результатах проверки исполнения законов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Феде- рации, обеспечивающих защиту прав потребителей.
2. Признать, что в кабардино-Балкарской Республике имеют место серьезные нарушения и упущения в реализации законов, обеспечивающих защиту прав потребителей.
3. Направить справку о результатах проверки исполнения законов, обеспечивающих защиту прав потребителей, в Кабинет Министров (Прави- тельство) КБР для рассмотрения и прирнятия мер.
4. Рекомендовать редакциям газет "Кабардино-Балкарская правда", "Адыгэ псалъэ", "Заман" ввести постоянные рубрики, освещающие вопросы защиты прав потребителей.
Председатель Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики З.Нахушев город Нальчик, 20 марта 1996 года № 149-П-СР Приложение к постановлению Совета Республики Парламента КБР № 149-П-СР от 20 марта 199б года СПРАВКА об исполнении в Кабардино-Балкарской Республике законов, обеспечивающих защиту прав потребителей (закон Кабардино- Балкарской Республики "О защите прав потребителей",законы Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений") В соответствии с планом работы Совета Республики Парламента КБР была создана комиссия по проверке исполнения законов Кабардино-Бал- карской Республики, обеспечивающих защиту прав потребителей.
Комиссия в составе:
Будаев А.М. - депутат Совета Республики Парламента КБР Отаров Х.И. - заведующий отделом Кабардино-Балкарского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (КБТУАП) Балуева Е.Н. - инженер по торговле Управления госторгинспекции по КБР Гучапшев Х.Х.- начальник отдела госнадзора Кабардино-Балкар- ского центра стандартизации и метрологии (КБЦСМ) Алтухова А.А.- заведующая сангигиеническим отделом Кабардино- Балкарского центра госсанэпиднадзора (КБЦСЭН) проверила работу ряда государственных учреждений, администраций го- родов и районов, а также торговых и производственных предприятий КБР по исполнению законов, обеспечивающих защиту прав потребителей.
Во исполнение законов КБР и РФ, обеспечивающих защиту прав пот- ребителей в Кабардино-Балкарской Республике,приняты постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР №102-Р от 9 февраля 1993г., а также соответствующие распоряжения глав администраций районов и го- родов КБР о создании районных и городских комиссий по защите прав потребителей.
В Кабардино-Балкарской Республике функционируют следующие госу- дарственные органы, обеспечивающие защиту прав потребителей: Кабар- дино-Балкарское территориальное управление по антимонопольной поли- тике, Управление госторгинспекции по Кабардино-Балкарской Республи- ке, Кабардино-Балкарский центр стандартизации и метрологии, Кабарди- но-Балкарский центр санэпиднадзора. Непосредственное участие в рабо- те по защите прав потребителей принимает МВД, его подразделения в районах и городах КБР.
По инициативе Кабардино-Балкарского антимонопольного управле- ния, распоряжением Правительства КБР № 233-р от 20.04.93г. создан Кабардино-Балкарский межведомственный совет по защите прав потреби- телей в количестве 13 человек. В Совет вошли руководители или замес- тители руководителей вышеназванных органов. Кабардино-Балкарский межведомственный совет по защите прав потребителей является коорди- национно-методическим и организационным органом, с возникновением которого в определенной степени завершилось создание государственной системы по защите прав потребителей в КБР. Совет принимает участие в разработке региональных нормативных документов, мер по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в КБР, осу- ществляет контроль за работой органов по защите прав потребителей в районах и городах республики,занимается пропагандой, разъяснением законов, обеспечивающих права потребителей.
Активную работу по обеспечению прав потребителей в республике ведет Управление госторгинспекции по КБР. За истекший год им прове- дено 1265 проверок на 864 промышленных и торговых предприятиях всех форм собственности, наложено штрафов на сумму 691,1 млн.рублей за производство и реализацию недоброкачественной продукции и выдано 114 предписаний о прекращении ее реализации. За нарушение дисциплины цен в 1995 году изъяты в бюджет 116,73 млн.рублей против 42,86 млн.руб- лей в прошлом году.
За 1995 год Управлением проинспектировано, забраковано и снято с реализации: продтоваров - 1145 тонн из них забраковано 526,2 тонны (46,3%), продтоваров (штучных) - 12,6 тыс. из них забраковано 8,2 тыс.(65,1%), ликероводочных изделий, пива, безалкогольных напитков - З684,1 декалитров из них забраковано 7756,6 декалитров (21,1%);
плодовоовощных консервов 1127,8 тыс. условных банок из них забрако- вано 612,3 тыс.усл.банок (54,3%) и др.
Управлением госторгинспекции проведены 3 комплексные проверки в районах республики, в ходе которых вскрыты грубые нарушения требова- ний государственных стандартов, законов РФ "О защите прав потребите- лей", "О сертификации продукции и услуг".
Проинспектировано качество 38,6 тонн хлебных изделий, из них забраковано и снято с реализации 9,9 тонн (25,6%). На предприятиях АО "Каббалкхлебопродукт" резко снизился ассортимент вырабатываемых изделий,который практически сведен к хлебу "Подольский". Из проинс- пектированных 256О тонн сертифицированной продукции забракованы 4,3 тонн хлеба (17,0%). Среднесуточное нарушение графиков завоза хлебоп- родуктов по хозяйству составляет 20%. Материалы проверок обсуждались в коллективах проверенных предприятий, вышестоящих организациях и администрациях городов и районов.
Управление госторгинспекции по КБР проводит разъяснительную ра- боту через средства массовой информации. За 1995 год опубликованы 27 статей, заметок, организованы 13 выступлений на республиканском ра- дио и телевидении.
Управлением госторгинспекции по КБР начата и проводится работа по созданию общественного движения по защите прав потребителей в ра- йонах и городах республики. На учредительном собрании принят устав Республиканского общественного движения по защите прав потребителей, решены организационные вопросы, а в б районах КБР созданы первичные организации данного общественного движения.
Определенную работу по защите прав потребителей проводит Кабар- дино-Балкарский центр стандартизации и метрологии.
В 1995 году центром были проверены 158 хозяйствующих субъектов КБР. Установлено, что на 109 из них грубо нарушаются обязательные требования государственных стандартов и правил обязательной сертифи- кации продукции (работ, услуг).
По результатам проведенных проверок в соответствии со ст.42 За- кона КБР "О защите прав потребителей" и ст. 13 Закона РФ "О стандар- тизации" приняты соответствующие меры воздействия к нарушителям обя- зательных требований государственных стандартов по безопасности:
- выданы предписания о запрете реализации недоброкачественной продукции и услуг в 117 случаях;
- вынесены 122 постановления о наложении штрафов на предприятия и должностные лица на общую сумму 72 млн.712 тыс.рублей.
Анализ выявленных КБЦСМ нарушений показывает незнание руководи- телями и специалистами предприятий, а следовательно, неудовлетвори- тельное исполнение законов КБР и РФ, обеспечивающих защиту прав пот- ребителей. Зачастую в производстве продукции используются некачест- венное сырье и материалы; отсутствует или неудовлетворительно рабо- тает входной контроль; многочисленны нарушения технологических про- цессов;неудовлетворительно состояние средств измерений; нарушаются правила обязательной сертификации продукции (работ, услуг), неудов- летворительны условия хранения сырья, материалов, готовых изделий.
Особенно остро стоит вопрос сертификации и контроля качества пищевой продукции и товаров народного потребления. На потребитель- ский рынок КБР поступает много недоброкачественной продовольственной и промышленной продукции как импортного, так и отечественного произ- водства, содержащей вредные примеси. Полностью отсутствует информа- ция об их качестве и безопасности.
За 1995 год КБЦСМ выданы 1595 сертификатов соответствия, в т.ч.
585 сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию, на 413 партий выпускаемой в КБР и в РФ продукции и 597 сертификатов на импортные товары. Сертификация проводится после проведения КБЦСЭН санитарно-гигиенической оценки товаров и выдачи гигиенического сер- тификата или заключения.
На 33 предприятиях проведена сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, бытовой аппаратуры, машин, приборов, выданы 54 сертификата соответствия. Двум предприя- тиям отказано в выдаче сертификатов соответствия.
Практически вся сельскохозяйственная продукция реализуется без сертификатов соответствия, просертифицирована продукция только сов- хозов "Нальчикский", "Нартан","Шалушкинский". Ни со стороны Минсель- хозпрода КБР,ни со стороны глав администраций районов и городов действенных мер в этом вопросе не принииается. В республике продол- жается массовая распродажа несертифицированной, а, следовательно, сомнительной сельскохозяйственной продукции с автомашин, лотков и в торговых точках.
В КБР аккредитованы по сертификации пищевой продукции и продо- вольственного сырья: фирма Кабарда-СОЭКС , орган по сертификации зерновых хлебов и комбикормов при Кабардино-Балкарской хлебной инс- пекции, испытательная лаборатория по зерну и комбикормам при Кабар- дино-Балкарской хлебной инспекции, с текущего года функционирует ис- пытательный центр строительных конструкций МГП "Стройстандарт" при АО "ДСХ". Завершает оформление документов по аккредитации испыта- тельная лаборатория по электрическим приборам при Нальчикском элект- ровакуумном заводе.
В КБР нет органов по сертификации;
- питьевой воды;
- товаров легкой промышленности;
- товаров машиностроительного комплекса (кроме электрических машин и приборов);
- товаров сырьевых отраслей и деревообработки.
Таким образом, не выполняются требования ст. 7, 13 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг", ст.75 п.5 Закона КБР "О защите прав потребителей".
Сплошь и рядом в нарушение статьи 14 указанного Закона на при- лавках появляется импортная продукция, подлежащая обязательной сер- тификации, без сертификатов соответствия.
КБЦСМ проводит государственный метрологический надзор за состо- яниеи и применениеи средств измерений. В 1995 году были подвергнуты государственной поверке более 74 тысяч штук средств измерения из 102,3 тыс.штук, подлежащих поверке. Основную часть не предъявленных к поверке средств измерения составляют водосчетчики (пригодных к эксплуатации О,6%), счетчики и датчики времени телефонных разговоров (пригодных - 6%), спидометры (пригодных -15%), топливо-раздаточные колонки (пригодных - 46%), весы, гири (пригодных - 66%). За 1995 год подвергнуто государственному метрологическому надзору 211 предприя- тий , на которых отревизовано 34000 шт. средств измерений и 5374 из них признаны не пригодныии к эксплуатации.
Особенно неудовлетворительно состояние средств измерений в тор- говле и при осуществлении взаимных расчетов между потребителями и поставщиками. В Нальчикском управлении "Водоканал" на водозаборах и в точках передачи воды потребителям для учета расхода воды использу- ются непроверенные расходомеры,а на большинстве точек учета водоиз- мерительные приборы не установлены вовсе. В г.Нальчике только 4% потребителей воды имеют водоизмерительные приборы.
Автотранспортные предприятия, как правило, не представляют на поверку спидометры,по показаниям которых оценивается скорость движе- ния автомобилей на дорогах республики, а также производится списание материальных ценностей (горючее, запчасти, ресурс автомобиля).
В торговых организациях весы и гири разбиты, разрегулированы.
Стрелки весов установлены с отклонением до 200 гр. в пользу продав- ца, гири бывают часто облегчены. При этом в Кабардино-Балкарском потребсоюзе, в системе продторга и общепита мастерские по ремонту весов, гирь расформированы, метрологические службы в нарушение тре- бований ст.11 и 13 Закона РЧ "Об обеспечении единства измерений" не создаются. Аналогично состояние и топливно-раздаточных колонок, за- частую они эксплуатируются в неисправном состоянии, с разбитыми стеклами, с открытым доступом к дозаторам и счетным механизмам.
В республике нет эффективного входного контроля качества авто- мобильного топлива, нет лаборатории, которая могла бы определить ок- тановое число, что позволяет манипулировать бензином в ущерб потре- бителю (нарушение ст. 13 п.п. 3,4).
Вместе с тем КБЦСМ не может в полной мере осуществлять свои функциональные обязанности из-за отсутствия средств на содержание штатной численности государственных инспекторов. При плановой чис- ленности 17 человек фактически работают 10 инспекторов. Из-за низкой заработной платы госинспекторы вынуждены заниматься выполнением платных работ и услуг в ущерб своим прямым инспекторским обязаннос- тям.
Решением проблемы могло бы быть использование части средств, (20-30%) поступающих от штрафов, налагаемых на хозяйствующие субъек- ты за нарушение вышеназванных законов, а также части средств (до 10%) валового дохода от выполненных работ и услуг, на оплату труда госинспекторов.
В целом неудовлетворительное состояние средств измерения по республике не может обеспечить единство измерений, высокое качество выпускаемой продукции, приводит к многочисленным обмерам, обвесам, обсчетам потребителей КБР. КБЦСЭН проводится постоянная плановая ра- бота по защите прав потребителей.В своей деятельности она руководс- твуется Законом КБР "О защите прав потребителей", постановлением Го- сударственного комитета госсанэпиднадзора, Кабинета Министров (Пра- вительства) КБР от 01.06.92 г. № 161"О мерах по упорядочению торгов- ли в КБР".
Важное место в работе КБЦСЭН занимает деятельность по проведе- нию гигиенической сертификации продукции. За 1995 год выданы 595 ги- гиенических сертификатов на соответствие требованиям безопасности, исследованы около 10 тысяч проб продовольственного сырья и пищевых продуктов. Запрещена к реализации 341 партия продовольственного сырья и пищевых продуктов общим объемом 200 тонн, в том числе импор- тируемых - 7 тонн.
Особое внимание уделялось контролю за эпидемиологически значи- мыми продуктами питания, такими, как молочные, продукты детского пи- тания, безалкогольные напитки, консервы и т.д. Так, по результатам гигиенической экспертизы образцов продуктов, наличия сопроводитель- ных документов, подтверждающих безопасность продукции, были сняты с реализации 66 тонн молочных продуктов, мясопродуктов - 4 тонны, 1,5 тонны птицы, рыбы - 6 тонн, хлебобулочных и мукомольных изделий - 54 тонны, сахара и кондитерских изделий 13 тонн, овощей и бахчевых - 5 тонн,плодов и ягод- 2 тонны, жировых растительных продуктов-15 тонн, алкогольных напитков - 14 тонн, безалкогольных напитков - 15 тонн, продуктов детского питания - 0,05 тонны, консервов-3 тонны, зерна и зернопродуктов - 0,4 тонны.
На виновных лиц наложено 1055 штрафов на сумму 71 млн.159 тыс.
рублей, приостанавливалась эксплуатация 313 объектов,отстранялись от работы 742 работника, вынесены 103 предупреждения за различные нару- шения санитарно-гигиенического режима.
Необходимо отметить резкое снижение качества хлеба, производи- мого государственныии хлебопекарными предприятиями,в связи с массо- вым поражениеи подольской муки возбудителями картофельной болезни.
Процент пораженности хлеба составил 20,4% от доставленных образцов (8,7% - РФ).
Аналогичная ситуация сложилась с качеством безалкогольных на- питков местного производства, в первую очередь пива. Так, на фоне стабильно хорошего качества (по микробиологическим показателяи) пи- ва, выпускаемого пивзаводами республики, процент неудовлетворитель- ных проб, отобранных в ходе рейдов по контролю за уличной торговлей, составил 19,4% (8,4% - РФ).
Основная масса производимых хозяйстваии молока и мяса реализу- ется напрямую, в лучшем случае - на рынках, часто - в неустановлен- ных стихийных местах торговли без каких-либо сопроводительных доку- ментов о качестве, зачастую даже без ветеринарных свидетельств.
На сегодняшний день в КБР насчитывается 19 неблагополучных по бруцеллезу хозяйств. Опасность заражения людей зоонозными инфекциями в последние годы приобретает реальную угрозу в связи с увеличением поголовья скота в частном секторе, закупаемого из неблагополучных по этим инфекциям регионов, зачастую без ветеринарных свидетельств.
Особую опасность в эпидемиологическом отношении представляют сыры, сметана, творог домашнего изготовления, реализуемые частными лицами. Система существующего ветеринарно-санитарного контроля не гарантирует безопасность такой продукции.
Все эти факты говорят о систематическом нарушении статьи 5 п.1 Закона со стороны производителя и продавца. В условиях стихийного рынка потребитель не имеет возможности реализовать свои права, пре- дусмотренные ст. 13,15,16 Эакона КБР "О защите прав потребителей".
КБЦСЭН проводится определенная работа по выполнению постановле- ния Кабинета Министров (Правительства) КБР "О мерах по упорядочению строительства, содержания и работы объектов сервиса на федеральных и территориальных дорогах КБР".
Во исполнение названного постановления в республике приостанов- лена эксплуатация 94-х объектов торговли и общественного питания, наложены 202 штрафа на сумму 9512500 руб., вынесено постановление о закрытии АЭС, построенной без согласования с органами госсанэпиднад- зора, на водозаборе пос.Чегем-2.
Комиссией с выездом на места проверены три района КБР.
БАКСАНСКИЙ РАЙОН При администрации Баксанского района создан и функционирует межведомственный координационный совет по делам потребителей в сос- таве 6 человек.
Межведомственный совет координирует всю работу в районе по контролю за исполнением законов, обеспечивающих защиту прав потреби- телей.
Администрацией района рассматриваются вопросы, связанные с за- щитой прав потребителей, приняты соответствующие постановления: "О мерах по упорядочению торговли", "О реализации Закона КБР "О защите прав потребителей".
Межведомственный координационный совет и административный коми- тет возглавляет заместитель главы администрации. Заседания админист- ративной комиссии проходят 4 раза в месяц по четвергам. Итоги работы комиссии регулярно публикуются в районной газете.
За различные нарушения правил торговли и производства за 1,5 года были привлечены к ответственности 178 человек. Сумма штрафов составила 8,8 млн.рублей. От граждан района поступило 30 обращений и жалоб на неудовлетворительную работу транспорта, связи, предприятий бытовых и коммунальных услуг. Все жалобы рассмотрены и по ним приня- ты контрольные меры.
В комиссии ведется учет товаров и услуг, производимых в районе и подлежащих обязательной сертификации и контролируется работа по сертификации товаров и услуг.
Общественные организации по защите прав потребителей в районе не созданы.
ЭЛЬБРУССКИЙ РАЙОН Распоряжением главы администрации создана комиссия по защите прав потребителей. Объектами проверок были предприятия торговли,про- верялись вопросы ценообразования и качества реализуемой продукции. В районе не ведется учет продукции, подлежащей обязательной сертифика- ции.
Из трех объектов, проверенных комиссией (з-д НВА, универмаг, АЭС), только на заводе НВА удовлетворительно поставлена работа по контролю за качеством продукции и сертификации. На АЭС практически нет входного контроля за поступающими ГСМ, заправочные колонки с разбитыми стеклами. В универмаге не иогли показать ни на один товар сертификата соответствия. Работа комиссии по защите прав потребите- лей формализована, не соответствует сложившейся на потребительском рынке ситуации.
ТЕРСКИЙ РАЙОН Районную комиссию по защите прав потребителей возглавляет за- меститель главы администрации. Ведет:ч учет товаров и услуг, подле- жащих обязательной сертификации, рассматриваются жалобы потребите- лей, проводится определенная работа по разъяснению прав потребителей через районную газету и радио.
Комиссия провела несколько совещаний с работниками торговли, транспорта, коммунальных услуг по вопросам защиты прав потребителей.
Однако положение на потребительском рынке с качеством товаров, соблюдениеи правил торговли, ценообразования и т.п. остается неудов- летворительным.
В Терском районе, равно как и в других проверенных районах,не выполняются требования ст.43 Закона КБР "О защите прав потребите- лей", работа по защите прав потребителей ведется на общественных на- чалах,не получила широкого распространения, общественное движение по защите прав потребителей не организовано.
Прикрываясь "свободой торговли",при отсутствии какой-либо кон- куренции на потребительском рынке, продавцы устанавливают непомерно высокие цены на услуги и товары зачастую некачественные, а порой и просто опасные для здоровья потребителя.
ВЫВОДЫ:
1. В Кабардино-Балкарской Республике постепенно складывается система, обеспечивающая защиту прав потребителей (правовая база, го- сударственные контрольные органы, районные и городские комиссии по защите прав потребителей, отделы контроля на производстве). Зарожда- ется общественное движение по защите прав потребителей КБР.
2. Наиболее слабым звеном в системе являются районные и городс- кие комиссии по защите прав потребителей, работающие на общественных началах.
3. В работе контролирующих государственных органов иного дубли- рующих моментов.
4. Хозяйствующими субъектами нарушаются правила ценообразова- ния, установленные законами и нормативными актами. В розничной тор- говле цены устанавливаются произвольно, необоснованно завышаются в 1,5 - 2 раза. На ценообразование оказывают существенное влияние за- интересованные в стабильно высоких ценах на потребительском рынке.
5. В производственной сфере (частное предпринииательство) не налажена система за контролем качества.
6. В сотнях коимерческих киосков предприниматели используют на- емный труд, грубо нарушая трудовое законодательство (ненормированный рабочий день, отсутствие трудовых книжек, произвольная оплата труда, отсутствие социального страхования и т.п.).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Кабинету Министров (Правительству) КБР разработать республи- канскую государственную програииу защиты прав потребителей.
2. Создать органы по защите прав потребителей при главах мест- ной администрации в районах, городах.
3. Аккредитовать испытательные лаборатории по качеству питьевой воды при ПО "Каббалкводоканал", качеству чулочно-носочных и трико- тажных изделий - при комбинате "Дружба".
4. Руководителям министерств и ведомств организовать метрологи- ческие службы строго в соответствии с требованиеи Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" в следующих организациях:
- ПО "Каббалкводоканал";
- ПЭО "Каббалкоммунэнерго";
- АО "Каббалкэнерго";
- АО "Каббалкгаз";
- РАО "Каббалктеплоэнерго";
- Министерство здравоохранения и курорта КБР;
- Каббалкпотребсоюз;
- АО "Каббалктелеком" 5. Кабардино-Балкарскому межведомственному совету по защите прав потребителей:
- организовать сбор, анализ и информирование населения об опас- ных и некачественных товарах, услугах;
- проводить регулярно работу по контролю за выполнением законо- дательства по защите прав потребителей министерствами и ведомствами КБР.
6. Кабардино-Балкарскому антимонопольному управлению и Управле- нию цен Минэкономики КБР исключить нарушения правил ценообразования, установленных соответствующими законами и подзаконными актами.
7. Кабардино-Балкарскому центру стандартизации и метрологии создать независимую лабораторию по контролю за качеством реализуемых нефтепродуктов.
8. Правоохранительным органам исключить из товарооборота неле- гальные звенья,увеличивающие розничные цены на потребительском рын- ке.
9. Кабардино-Балкарскому центру санэпиднадзора и Кабардино-Бал- карской таможне организовать обязательный санитарно-гигиенический досмотр импортируемых сырья и продуктов питания.
10. Исключить выдачу сертификатов соответствия без наличия ги- гиенических сертификатов. Считать недействительными сертификаты со- ответствия без указания реквизитов гигиенического сертификата (дата, регистрационный номер, наименование учреждения госсанэпидслужбы, вы- давшего гигиенический сертификат).
11. Исключить дублирование аккредитованными лабораториями испы- таний, проведенных в учреждениях госсанэпидслужбы.
12. Рекомендовать Советам местного самоуправления создать пос- тоянные комиссии Советов местного самоуправления по защите прав пот- ребителей.
13. Министерству труда и занятости КБР, Федерации Независимых Профсоюзов КБР обеспечить гарантированные законодательством трудовые и социальные права наемных работников частного сектора экономики.
14. Управлению госторгинспекции по КБР, главам местного самоуп- равления активно продолжить формирование общественного движения по защите прав потребителей.
Председатель Комиссии - Будаев А.М.
Члены Комиссии: - Алтухова А.А.
- Гучапшев Х.Х.
- Балуева Е.Н.
- Отаров Х.И.