З А К О Н Республики Калмыкия Утратил силу - Закон Республики Калмыкии от 29.12.2003 г. № 5-III-З Об охране историко-культурного наследия Республики Калмыкия Памятники истории и культуры и объекты историко-культурного наследия Республики Калмыкия представляют собой уникальные свидетельства исторического развития народа и служат основами духовной, моральной, интеллектуальной и эстетической жизни общества. Они являются неотъемлемым достоянием национального богатства Калмыкии.

Охрана памятников истории и культуры на территории республики находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Калмыкия и является одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Калмыкия.

ГЛАВА I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с охраной государством историко-культурного наследия в целях его сохранения для современников и будущих поколений.

Статья 2. Правовая основа охраны и использования историко-культурного наследия Правовую основу охраны и использования историко-культурного наследия в Республике Калмыкия составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия, настоящий Закон и иные Законы Республики Калмыкия, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Республики Калмыкия.

Статья 3. Сфера применения Памятники истории и культуры и объекты историко-культурного наследия на территории Республики Калмыкия находятся под охраной государства независимо от форм собственности, характера использования, а также степени их сохранности.

Установленный настоящим законом порядок учета, охраны и использования историко-культурного наследия применяется ко всем памятникам истории и культуры и объектам историко-культурного наследия, находящимся на территории Республики Калмыкия, независимо от форм собственности, характера использования и степени их сохранности.

Статья 4. Основные понятия В настоящем законе применяются следующие понятия:

историко-культурное наследие - это результаты жизнедеятельности человека, представляющие материальные, духовные, интеллектуальные, историко-археологические, научные и иные культурные ценности, включающее в себя памятники истории и культуры и объекты историко-культурного наследия;

памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты, иное имущество, обладающее общественно-значимой (универсальной) ценностью, зарегистрированные в государственных списках памятников истории и культуры, вне зависимости от форм собственности, управления, использования и степени их сохранности;

объекты историко-культурного наследия - здания, сооружения и иные недвижимые или движимые объекты, обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью, не зарегистрированные в государственных списках памятников истории и культуры;

движимые памятники истории и культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, образцы книгопечатания, археологические находки, в том числе составляющие архивные, музейные, библиотечные и иные фонды, государственные коллекции, входящие в состав частных коллекций, в том числе находящиеся в недвижимых памятниках истории и культуры;

недвижимые памятники истории и культуры - объекты историко-культурного наследия, неразрывно связанные с землей и обладающие общественно-значимой универсальной культурной (археологической, исторической, художественной, архитектурной или иной) ценностью, зарегистрированные в государственных списках недвижимых памятников истории и культуры либо в списках выявленных недвижимых памятников истории и культуры, вне зависимости от их форм собственности, характера использования и степени их сохранности;

государственный список недвижимых памятников истории и культуры - перечень недвижимых памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства;

Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения - перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального значения, находящихся под охраной государства;

Государственный список недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения - перечень недвижимых памятников истории и культуры Республики Калмыкия, находящихся под охраной государства;

список выявленных недвижимых памятников истории и культуры - перечень недвижимых объектов, обладающих временным статусом памятников истории и культуры в течение трех лет, предлагаемый специально уполномоченным республиканским органом управления в области охраны памятников истории и культуры Республики Калмыкия для включения в государственный список недвижимых памятников истории и культуры;

список учетных культурных ценностей - перечень выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;

зоны охраны недвижимого памятника истории и культуры - земельные и водные участки, как примыкающие к территории памятника истории и культуры, так и иные участки, необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранности и закрепленные в установленном законом порядке;

земли историко-культурного назначения - территории недвижимых памятников истории и культуры - фиксированная часть недвижимости, в том числе земельные участки, на которых (и в которых) расположены недвижимые памятники истории и культуры, включая зоны их охраны, а также особо охраняемые территории с установленными для них режимами использования и зонами охраны;

открытый лист - специальное разрешение, выдаваемое Институтом археологии Российской академии наук археологу-исследователю на право проведения археологических исследований;

особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб, музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных государственных организаций хранения недвижимых памятников истории и культуры;

список исторических городов и поселений - перечень городов и поселений, обладающих историко-культурной ценностью планировки застройки и получивших статус исторических;

государственные организации хранения памятников истории и культуры - государственные музеи, библиотеки, архивы, музеи-заповедники и иные учреждения культуры, осуществляющие государственное хранение памятников истории и культуры;

национальные историко-культурные парки - государственные организации хранения памятников истории и культуры, обеспечивающие сохранность крупных территориальных историко-культурных комплексов, имеющих особое значение с точки зрения науки, образования, культуры и охраны природы;

особо ценные объекты историко-культурного наследия - историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, организации культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

реставрация - весь комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, производимых на памятниках истории и культуры с целью максимального обеспечения их сохранности и выявления культурной ценности.

В настоящем законе термины "памятники" и "памятники истории и культуры" используются в одном значении.

Статья 5. Виды памятников истории и культуры К памятникам истории и культуры относятся:

1. Недвижимые объекты:

памятники архитектуры и градостроительства;

единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения фортификационного, культового, торгового, производственного, научного, учебного назначения;

ансамбли - совокупность недвижимых единичных памятников и открытых пространств, включая места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с археологической, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения;

исторические поселения, фрагменты исторических планировок;

архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры;

произведения монументального искусства - скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы монументально-декоративного искусства;

достопримечательные места - территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии;

памятники истории - постройки с их исторически сложившимися территориями, кладбища, воинские захоронения, могилы, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусств;

памятники археологии - объекты жилого назначения, культурные слои, древние стоянки, жилища, убежища, архитектурно-археологические объекты;

подводные историко-культурные ценности;

объекты фортификационного назначения;

объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов и иные культовые сооружения;

погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи и другие наземные могильники;

культовые камни, изваяния, наскальная живопись, эпиграфические памятники;

объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура водных и водно-волоковых путей;

объекты древнего водного транспорта - челны, лодки, остатки древних кораблей, их снаряжение, вооружение, груз, древние корабельные (якорные) стоянки.

2. Движимые объекты:

археологические предметы - древние предметы, извлеченные из земли или найденные на поверхности земли, в обрывах, осыпях на берегах или на дне водоемов случайно, в результате хозяйственной деятельности или научных раскопок (орудия труда и оружие, посуда, домашняя утварь, произведения эпиграфики, монеты и монетные клады, печати, украшения, детали одежды, снаряжения, останки домашних животных, любые предметы из погребений и погребальных сооружений, культурного слоя древних населенных пунктов, архитектурные детали и их фрагменты, другие предметы, имеющие научную или культурную ценность);

элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию;

этнологические материалы;

исторические материалы - материалы, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых, деятелей искусства и важными историческими событиями;

произведения живописи и графики - художественные произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную;

афиши, фотографии как виды оригинального творчества;

оригинальные художественные подборки - монтажи из любых материалов, представляющие художественную ценность, диорамы;

произведения скульптуры из любых материалов;

произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов (мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты);

манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес;

предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии;

предметы, представляющие интерес с точки зрения быта, ремесла, промышленного производства;

архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы.

Памятниками истории и культуры могут являться также и другие, не поименованные в данном перечне объекты и комплексы объектов, или их фрагменты, имеющие особую историческую ценность.

Статья 6. Понятие государственной охраны историко-культурного наследия Республики Калмыкия Государственная охрана историко-культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяризацию и обеспечение режима использования памятников и объектов историко-культурного наследия.

ГЛАВА II.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 7. Государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия Государственное управление в области охраны и использования историко-культурного наследия в Республике Калмыкия осуществляется Правительством Республики Калмыкия, специально уполномоченным республиканским органом охраны памятников истории и культуры, иными уполномоченными органами государственной власти Республики Калмыкия в пределах их компетенции.

Задачей государственного контроля над состоянием, использованием, охраной, защитой историко-культурного наследия является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка сохранения, использования, защиты от уничтожения и воссоздания утраченных памятников и объектов историко-культурного наследия.

Государственный контроль над состоянием, использованием, охраной, защитой историко-культурного наследия осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Калмыкия.

Статья 8. Полномочия Правительства Республики Калмыкия в области охраны и использования историко-культурного наследия В компетенцию Правительства Республики Калмыкия входят:

государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия;

принятие нормативных актов по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия Республики Калмыкия;

владение, пользование и распоряжение памятниками и объектами историко-культурного наследия, находящимися в государственной собственности Республики Калмыкия, в пределах, предусмотренных настоящим законом;

участие в осуществлении прав владения и пользования памятниками и объектами историко-культурного наследия федерального значения, находящимися на территории Республики Калмыкия;

осуществление государственной политики, реализация государственных программ в области охраны и использования историко-культурного наследия;

внесение предложений о включении объектов в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального значения, Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

утверждение Государственного списка недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения;

определение статуса территорий, объектов историко-культурного наследия республиканского и местного значения;

утверждение проектов, режимов содержания и границ зон охраны памятников истории и культуры;

принятие решений о предоставлении памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности Республики Калмыкия, в аренду, безвозмездное пользование или краткосрочное пользование в соответствии с настоящим законом;

прекращение работ, представляющих опасность для состояния и сохранения памятников и объектов историко-культурного наследия;

развитие реставрационного комплекса;

организация проведения мероприятий по охране памятников и объектов историко-культурного наследия;

попечительство над культурными и историческими ценностями Республики Калмыкия, расположенными вне территории Республики Калмыкия, в соответствии с межправительственными и межгосударственными договорами и соглашениями;

осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Полномочия специально уполномоченного республиканского органа в области охраны и использования историко-культурного наследия Специально уполномоченным республиканским органом в области сохранения, контроля, использования и популяризации историко-культурного наследия на территории Республики Калмыкия является Министерство культуры, национальной политики и по делам религии Республики Калмыкия (далее - республиканский орган охраны памятников истории и культуры).

В компетенцию республиканского органа охраны памятников истории и культуры входят:

обеспечение рационального, использования, охраны, защиты и публичной доступности памятников и объектов историко-культурного наследия;

внесение предложений в Правительство Республики Калмыкия об использовании культурных и исторических ценностей, земель историко-культурного назначения;

разработка и утверждение рекомендаций в области охраны историко-культурного наследия;

установление режима содержания и использования памятников истории и культуры;

осуществление контроля над соблюдением правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в пределах своей компетенции;

изучение состояния памятников и объектов историко-культурного наследия, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составление актов и протоколов проверки сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия;

привлечение к административной ответственности, установленной настоящим законом;

выдача предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия;

выдача разрешений на производство научно-исследовательских, реставрационных, аварийно-спасательных и других работ на памятниках, включенных в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры и Государственный список недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения и на объектах историко-культурного наследия;

регистрация разрешений (открытых листов) на осуществление археологических изысканий;

рассмотрение и согласование проектов планировки, застройки, реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, монументального искусства;

приостановка реализации проектов, не соответствующих нормам законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия;

приостановление работ по исследованию, консервации, ремонту, реставрации, реконструкции памятников истории и культуры и иных работ, ведущихся на памятниках и в пределах историко-культурных заповедников, зон охраны памятников и историко-культурных заповедных территорий, если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных и согласованных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;

временное прекращение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, в случае возникновения в процессе проведения этих работ угрозы повреждения или разрушения памятников и объектов историко-культурного наследия, либо в случае нарушения правил их охраны;

приобретение и отчуждение памятников истории и культуры по поручению Правительства Республики Калмыкия в порядке, установленном действующим законодательством;

организация работы по выявлению и учету исторических и культурных ценностей и составление списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры, формирование Государственного списка недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения;

выполнение функций заказчика при реставрации культурных исторических ценностей;

проведение государственной историко-культурной экспертизы;

рассмотрение и согласование проектно-сметной документации на все виды работ, связанных с реконструкцией и благоустройством земель историко-культурного назначения и реставрацией памятников истории и культуры;

осуществление информационной и просветительско-образовательной деятельности в области охраны и использования историко-культурного наследия Республики Калмыкия;

участие в деятельности международных организаций по вопросам сохранения и использования исторических и культурных ценностей;

определение ущерба, причиненного памятникам и объектам историко-культурного наследия противоправными действиями или бездействием собственников, пользователей, иных юридических и физических лиц, либо возникшего вследствие стихийного бедствия, и принятие необходимых мер для установления виновного лица и взыскания с него материального ущерба в порядке, установленном действующим законодательством;

обращение в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, материальной ответственности по фактам нарушения законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия в порядке, установленном действующим законодательством.

При республиканском органе охраны памятников истории и культуры создается Научно-методический совет из числа специалистов в области охраны, сохранения, использования, реставрации памятников истории и культуры. Положение о Научно-методическом совете утверждается республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 10. Полномочия Комитета по делам архивов Республики Калмыкия в области охраны и использования историко-культурного наследия Комитет по делам архивов Республики Калмыкия в пределах своей компетенции осуществляет государственное управление в области охраны и использования документальных памятников и объектов историко-культурного наследия.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования историко-культурного наследия В компетенцию органов местного самоуправления входят:

сохранение памятников и объектов историко-культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

контроль за состоянием, содержанием памятников, расположенных на территории соответствующего муниципального образования;

выявление объектов историко-культурного наследия, внесение предложений о постановке их под охрану государства в республиканский орган охраны памятников истории и культуры;

регистрация и контроль за проведением археологических, поисковых, научно-исследовательских и других изысканий на территории соответствующего муниципального образования;

контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования историко-культурного наследия.

Статья 12. Участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры Калмыцкое региональное отделение Общероссийской общественной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другие общественные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в проведении мероприятий по популяризации дела охраны и использования памятников истории и культуры, либо в оказании содействия республиканскому органу охраны памятников истории и культуры, осуществляют свою деятельность по согласованию с данным органом, способствуют привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в деле охраны памятников истории и культуры, осуществляют пропаганду памятников истории и культуры и законодательства по их охране и использованию, активно содействуют работе республиканского органа охраны памятников истории и культуры.

ГЛАВА III.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ И ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 13. Организация государственного учета памятников и объектов историко-культурного наследия Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Калмыкия, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры на территории Республики Калмыкия осуществляется республиканским органом охраны памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством в области охраны и использования историко-культурного наследия и включает выявление и обследование памятников и объектов историко-культурного наследия, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов.

Государственный учет памятников, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.

Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и недвижимых объектов историко-культурного наследия является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков недвижимых памятников и объектов историко-культурного наследия. Списки недвижимых памятников и объектов историко-культурного наследия подразделяются на:

список учетных культурных ценностей, список выявленных недвижимых памятников истории и культуры, государственные списки недвижимых памятников истории и культуры.

Статья 14. Порядок выявления, обследования недвижимых объектов историко-культурного наследия Выявление, обследование, фото-фиксацию недвижимых объектов историко-культурного наследия (культурных ценностей) проводит республиканский орган охраны памятников истории и культуры совместно с привлекаемыми им специализированными организациями, творческими коллективами и специалистами.

Недвижимые объекты историко-культурного наследия ставятся на учет республиканским органом охраны памятников истории и культуры и вносятся в список учетных культурных ценностей.

Недвижимые объекты, внесенные в списки учетных культурных ценностей, находятся под наблюдением республиканского органа охраны памятников истории и культуры. До решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятника истории и культуры они подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего закона, установленными для памятников истории и культуры.

Органы государственной власти Республики Калмыкия и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия выявления и обследования объектов историко-культурного наследия.

Статья 15. Список выявленных недвижимых памятников истории и культуры В список выявленных недвижимых памятников истории и культуры включаются объекты из списка учетных культурных ценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно-значимой культурной ценностью.

Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится республиканским органом охраны памятников истории и культуры с участием высококвалифицированных специалистов в соответствующей области истории, культуры и архивного дела.

Статус недвижимого памятника истории и культуры распространяется на объект в течение трех лет, с момента включения его в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры до принятия решения об отнесении объекта к памятникам истории и культуры федерального либо республиканского значения. В этот период на выявленный памятник, в том числе объект градостроительства, распространяются все положения законодательства, касающиеся государственного учета, охраны, реставрации, сохранения и использования принятых на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры на территории Республики Калмыкия.

Список выявленных недвижимых памятников истории и культуры утверждается республиканским органом охраны памятников истории и культуры по видам памятников и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры, присваивается порядковый номер.

Республиканский орган охраны памятников истории и культуры обязан направить список выявленных недвижимых памятников истории и культуры в исполнительные органы местного самоуправления городов и районов Республики Калмыкия и в течение месяца известить собственников (пользователей) недвижимых объектов историко-культурного наследия о включении их в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры.

Если выявленный памятник не будет принят на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры, он вновь включается республиканским органом охраны памятников истории и культуры в список учетных культурных ценностей.

Статья 16. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные федеральными органами исполнительной власти или Правительством Республики Калмыкия к охраняемым памятникам истории и культуры.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры подразделяются на:

Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения (далее список памятников истории и культуры федерального значения);

Государственный список недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения (далее список памятников истории и культуры республиканского значения).

Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются на государственную охрану как памятники истории и культуры не ранее чем через 25 лет после их создания или связанных с ними исторических событий, за исключением мемориальных объектов.

Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат постановке на государственную охрану в пределах их зон охраны.

Проект списка памятников истории и культуры республиканского значения формируется республиканским органом охраны памятников истории и культуры на основании списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры.

Объекты, включенные в список памятников истории и культуры республиканского значения, по представлению (или согласованию) республиканского органа охраны памятников истории и культуры могут быть представлены соответствующим федеральным органам для принятия их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры федерального значения для внесения в список памятников истории и культуры федерального значения.

Статья 17. Порядок ведения учета недвижимых памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану Список памятников истории и культуры республиканского значения формируется республиканским органом охраны памятников истории и культуры по категориям охраны памятников, видам памятников, административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в список памятников истории и культуры республиканского значения, присваивается охранный номер в общей последовательности.

Четко локализуемые ансамбли памятников истории и культуры включаются в список памятников истории и культуры республиканского значения под одним номером и обладают статусом единичных памятников истории и культуры. Список памятников истории и культуры республиканского значения подлежит публикации в периодической печати и специальных изданиях.

Республиканский орган охраны памятников истории и культуры организует историко-архитектурные, историко-культурные, историко-художественные, инженерно-геологические и другие исследования памятников, а также составляет учетную документацию по установленным образцам.

Статья 18. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры Недвижимые памятники истории и культуры республиканского значения снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты решением Правительства Республики Калмыкия по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры на основании заключения историко-культурной экспертизы и рекомендаций Научно-методического совета.

Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из списка памятников истории и культуры республиканского значения.

Статья 19. Государственная историко-культурная экспертиза Государственная историко-культурная экспертиза проводится республиканским органом охраны памятников истории и культуры в целях установления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объекта историко-культурного наследия, обоснования изменения категории памятника, обоснования возможности приватизации, установления соответствия предлагаемых проектов зон охраны памятников и градостроительной документации, намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия.

ГЛАВА IV.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 20. Государственное хранение памятников истории и культуры Государственное хранение движимых памятников истории и культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими государственными организациями хранения памятников истории и культуры, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия о музейном, архивном, библиотечном деле и настоящим законом.

Памятники истории и культуры в целях обеспечения сохранности и оптимального использования могут передаваться собственникам на государственное хранение.

Недвижимые памятники истории и культуры могут объявляться музеями, историко-культурными заповедниками или иными организациями хранения в порядке, установленном законами и нормативными актами Российской Федерации и Республики Калмыкия.

Статья 21. Мониторинг состояния охраны памятников истории и культуры Республиканский орган охраны памятников истории и культуры обязан проводить один раз в пять лет обследование состояния памятников истории и культуры, включенных в списки памятников истории и культуры федерального и республиканского значения, с целью разработки текущих и перспективных программ ремонтно-реставрационных работ.

Статья 22. Сохранение памятников истории и культуры Сохранение памятников истории и культуры в Республике Калмыкия включает в себя следующие виды работ: консервацию, реставрацию, приспособление для современного использования объектов истории и культуры, ремонтные работы.

Статья 23. Порядок проведения реставрационных работ Реставрационные работы выполняются с разрешения, по заданию и под контролем республиканского органа охраны памятников истории и культуры, в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными законодательством Российской Федерации. Строительные нормы и правила применяются в реставрационных работах только в случаях, не противоречащих интересам сохранения памятников истории и культуры.

Разрешения на работы по реставрации недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения выдаются республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Выполненные реставрационные работы принимаются республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за сохранность памятника в соответствии с действующим законодательством и договором на реставрационные работы.

Статья 24. Лицензирование реставрационных работ на памятниках истории и культуры Все виды реставрационных работ на памятниках истории и культуры производятся юридическими и физическими лицами на основании лицензии.

Статья 25. Зоны охраны памятников истории и культуры В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры на примыкающих к ним землях устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта (далее - зоны охраны).

Границы и режим зон охраны памятников истории и культуры республиканского значения утверждаются Правительством Республики Калмыкия по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры.

Статья 26. Государственная охрана исторических городов и поселений Статус исторического города и поселения предоставляется территориям и поселениям, обладающим значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки в пределах административных границ этих территорий, и закрепляется в уставе муниципального образования.

Под государственной охраной исторических городов и поселений понимается комплекс мер, обеспечивающих их защиту, физическую сохранность памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность развития и не искажающее их облик приспособление к современной жизни, включая новое строительство.

В исторических городах и поселениях охране подлежат все градоформирующие и художественные объекты; планировка, застройка, композиция, природный и культурный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами, объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и сооружений, соотношение с природным и созданным человеком окружением.

Все виды реконструктивных мероприятий в структуре исторического города или поселения регулируются законодательством Российской Федерации, настоящим законом, а также законодательными актами в сфере охраны градостроительного наследия.

ГЛАВА V.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ И ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 27. Обеспечение сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия при проведении строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ Строительные, мелиоративные, дорожные, инженерные и другие работы, создающие угрозу для существования памятников и объектов историко-культурного наследия, производятся только по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Проекты строительных, мелиоративных, землеустроительных, хозяйственных и иных работ должны предусматривать мероприятия по выявлению объектов историко-культурного наследия на территории, подлежащей застройке или хозяйственному использованию, обеспечению их сохранности и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласования с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Мероприятия по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия при производстве строительных, мелиоративных, дорожных, связанных с разработкой недр и других работ финансируются заказчиками и координируются республиканским органом охраны памятников истории и культуры и его территориальными органами с привлечением специализированных, научных и научно-реставрационных организаций.

Статья 28. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников и объектов историко-культурного наследия Строительные, мелиоративные, землеустроительные, ремонтно-реставрационные, хозяйственные и иные работы, а также связанные с разработкой недр, должны быть немедленно приостановлены производителем работ:

в случае возникновения в процессе работ угрозы для сохранности памятника и объекта историко-культурного наследия;

в случае обнаружения при производстве работ объекта историко-культурного наследия.

Производитель работ обязан проинформировать республиканский орган охраны памятников истории и культуры о выявленном объекте. В случае угрозы сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия республиканский орган охраны памятников истории и культуры составляет предписание, в котором оговариваются условие дополнительного археологического мониторинга местности, права и обязанности производителя работ по отношению к памятнику или объекту историко-культурного наследия и ответственность за неисполнение предписания.

Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены по письменному разрешению республиканского органа охраны памятников истории и культуры в пределах его компетенции, после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников и объектов историко-культурного наследия.

Все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ на памятниках и объектах историко-культурного наследия могут производиться после определения, разработки и осуществления мероприятий по охране памятников и объектов историко-культурного наследия.

Статья 29. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения запрещается, исключение из этого правила допускается в каждом отдельном случае по решению Правительства Республики Калмыкия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае получения разрешения на снос, перемещение, изменение памятника истории и культуры республиканский орган охраны памятников истории и культуры обязан организовать до его сноса, перемещения или изменения работы по научному изучению и полной фиксации памятника.

Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических или физических лиц, получивших разрешение на снос перемещение или изменение памятника истории и культуры.

В случае получения разрешения на перемещение или изменение памятника истории и культуры производится страхование памятника за счет лиц, получивших соответствующее разрешение на срок, согласованный с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 30. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны и вблизи памятников истории и культуры Правительство Республики Калмыкия, органы местного самоуправления вправе ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или прилегающим по их территориям зонам охраны, а также по территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, если создается угроза для их существования.

Статья 31. Раскопки и разведки памятников археологии, обследование зданий и строений Археологические (наземные и подводные) исследования (раскопки, шурфы, разведки), в том числе сборы подъемного материала, проводятся на основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обследование недвижимых объектов историко-культурного наследия с целью выявления элементов архитектурно-художественного убранства и проведение аварийно-спасательных работ на памятниках и объектах историко-культурного наследия может производиться только по специальным разрешениям, выдаваемым республиканским органом охраны памятников истории и культуры, с согласия владельца или пользователя памятника.

Поиск и сбор древних предметов на территории археологических объектов и вне их границ без открытого листа или специального разрешения республиканского органа охраны памятников истории и культуры, запрещается.

Статья 32. Охрана археологических предметов и коллекций Археологические объекты, выявленные в результате археологических разведок и раскопок, являются государственной собственностью в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации независимо от условий, места находки и формы собственности на землю, в которой они найдены.

После камеральной обработки археологические предметы передаются на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры - музеи Республики Калмыкия.

Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов, несут ответственность за их сохранность до передачи их на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры.

Предметы, найденные в процессе раскопок, проводимых музеями и археологическими экспедициями других регионов Российской Федерации, по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры могут быть переданы им по договору.

Предприятия, организации, учреждения, граждане, обнаружившие археологические предметы, обязаны прекратить работы, немедленно поставить в известность республиканский орган охраны памятников истории и культуры, который обязан незамедлительно организовать экспертизу и оценку обнаруженных культурных ценностей. Особо ценные предметы передаются республиканскому органу охраны памятников истории и культуры.

Если установлено, что предмет найден на территории археологического памятника либо получен в результате самовольных раскопок археологических объектов, то найденный предмет изымается в установленном законом порядке и передается в музей Республики Калмыкия.

ГЛАВА VI.

СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ И ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 33. Формы собственности на памятники и объекты историко-культурного наследия Памятники и объекты историко-культурного наследия могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, за исключением памятников археологии. Памятники археологии находятся в государственной собственности.

Отдельные памятники и объекты историко-культурного наследия, ансамбли, находящиеся в общей собственности, и их территории разделу не подлежат, выделение собственникам их доли в натуре не осуществляется.

Передача отдельных памятников и объектов историко-культурного наследия, находящихся в собственности Республики Калмыкия, в муниципальную собственность либо приватизация памятника или объекта историко-культурного наследия допускаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

Статья 34. Отчуждение памятников и объектов историко-культурного наследия из государственной и муниципальной собственности Отчуждение памятников и объектов историко-культурного наследия из государственной собственности Республики Калмыкия или муниципальной собственности может производиться только с целью обеспечения их физической сохранности в случае проведения будущим собственником консервационных и ремонтно-реставрационных работ, при условии подписания будущим собственником памятника охранного договора в порядке, установленном действующим законодательством, по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры. Недвижимые памятники могут отчуждаться:

из республиканской собственности - в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством, по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры;

из муниципальной собственности - на основании решения органов местного самоуправления по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 35. Запрет на отчуждение памятников и объектов историко-культурного наследия из государственной и муниципальной собственности Не подлежат отчуждению следующие памятники и объекты историко-культурного наследия:

объекты археологического наследия;

историко-культурные заповедники;

объекты, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, определенные Правительством Республики Калмыкия по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры;

объекты, находящиеся в муниципальной собственности, определенные нормативными актами органов местного самоуправления.

Движимые и недвижимые памятники, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, входящие в состав музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации и Республики Калмыкия, а также помещения и здания, где они расположены, отчуждению из государственной и муниципальной собственности не подлежат.

Статья 36. Ограничения приватизации жилых помещений в зданиях-памятниках и помещениях, являющихся памятниками истории и культуры Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках или помещениях, являющихся памятниками истории и культуры, не допускается без оформления охранных документов.

Статья 37. Собственность на выявленные памятники и объекты историко-культурного наследия Выявленные памятники и объекты историко-культурного наследия, которые не имеют собственника, а также все памятники археологии поступают в собственность Республики Калмыкия до определения категории их охраны в установленном законодательством порядке.

При продаже памятников и объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории Республики Калмыкия, республиканский орган охраны памятников истории и культуры и государственные организации хранения памятников истории и культуры имеют право преимущественной покупки.

ГЛАВА VII.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 38. Ограничение использования памятников истории и культуры Использование памятников истории и культуры допускается при условии обеспечения их сохранности в целях и способами, не противоречащими настоящему Закону.

Использование культовых памятников по прямому назначению допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной ценности.

При передаче в пользование или в собственность памятник и связанные с ним объекты историко-культурного наследия подлежат обязательному страхованию в соответствии со списком и описью.

Составление страхового полиса должно производиться пользователем при участии представителя республиканского органа охраны памятников истории и культуры в срок и на условиях, согласованных сторонами.

Статья 39. Права пользователей памятников истории и культуры Пользователи памятников истории и культуры имеют право на первоочередную приватизацию, если пользователь произвел ремонтно-реставрационные работы на памятнике за свой счет.

Пользователи памятников истории и культуры имеют право на возмещение произведенных ими затрат на реставрацию арендуемых памятников за счет вносимой ими арендной платы по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры в порядке, установленном действующим законодательством.

При выкупе имущества пользователь имеет право на зачет суммы стоимости ремонтно-реставрационных работ, выполненных за счет пользователя и не возмещенных ему за счет вносимой им арендной платы, в цене выкупаемого имущества.

Учреждения, организации и предприятия, арендующие памятники истории и культуры, имеют право на возмещение произведенных ими затрат или части затрат по реставрации памятников, за счет установленной арендной платы.

Статья 40. Обязанности собственников, пользователей памятников истории и культуры Пользователи памятников истории и культуры, в том числе собственники, обязаны:

соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников, предусмотренные настоящим законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия;

заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном порядке;

содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников истории и культуры;

своевременно уведомлять республиканский орган охраны памятников истории и культуры о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или используемых ими памятников истории и культуры;

выполнять предписания республиканского органа охраны памятников истории и культуры, данные им в пределах своей компетенции и на основании настоящего закона;

обеспечивать доступ представителей республиканского органа охраны памятников истории и культуры к памятникам истории и культуры с целью осмотра и обследования, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите памятников истории и культуры;

хранить и предоставлять республиканскому органу охраны памятников истории и культуры документацию на принадлежащие или используемые ими памятники истории и культуры;

финансировать охранные мероприятия, проводимые на памятнике истории и культуры по предписанию республиканского органа охраны памятников истории и культуры, и оформление документов;

лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано уведомить приобретателя о наличии охранно-арендного или охранного договора и об условиях использования памятника;

лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства прежнего собственника (владельца) и переоформляет охранные документы, которые являются неотъемлемой частью договора отчуждения (купли-продажи, дарения).

Статья 41. Основания прекращения прав пользования памятниками истории и культуры Права пользования памятниками истории и культуры прекращаются при отказе пользователя от прав пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица или смерти физического лица, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Принудительное прекращение права пользования памятниками истории и культуры возможно в случаях:

нанесения пользователем ущерба памятнику истории и культуры, возможной угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятника истории и культуры, исходящей от пользователя;

систематического (более двух раз в течение года) невнесения пользователем платежей за пользование памятником истории и культуры;

систематического (более двух раз) нарушения пользователем установленных настоящим Законом правил пользования памятником истории и культуры и условий охранно-арендных и охранных договоров;

изъятия земельного участка, составляющего территорию памятника истории и культуры, для государственных нужд.

Прекращение права пользования на памятник истории и культуры влечет прекращение права пользования земельным участком, на котором располагается памятник истории и культуры.

Прекращение прав пользования производится в порядке, установленном действующим законодательством, и не освобождает пользователей от административной и иной ответственности.

Статья 42. Охранные документы на использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности Республики Калмыкия, в том числе культовые, используются при условии обязательного заключения охранно-арендных, охранных договоров с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Типовую форму и порядок заключения охранно-арендных, охранных договоров на использование памятников истории и культуры устанавливает республиканский орган охраны памятников истории и культуры.

Охранно-арендные договоры заключаются между республиканским органом охраны памятников истории и культуры, с одной стороны, и юридическими лицами, гражданами, их объединениями, с другой стороны, которым предоставляются во временное пользование недвижимые памятники истории и культуры.

Охранно-арендный договор на использование единичного памятника истории и культуры заключается в соответствии с действующим законодательством.

За предоставленные в пользование памятники истории и культуры на основании охранно-арендных договоров арендатор, независимо от результатов своей хозяйственной деятельности, выплачивает арендную плату.

Охранные договоры заключаются между республиканским органом охраны памятников истории и культуры, с одной стороны, и конфессиональными организациями и объединениями, с другой стороны, в безвозмездное пользование которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов.

За пользование памятниками культового назначения для совершения в них культовых обрядов арендная плата не взимается.

При использовании конфессиональными организациями и объединениями недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.

Статья 43. Коммерческая деятельность, связанная с популяризацией памятников истории и культуры Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой и популяризацией памятников истории и культуры, осуществляется по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры и с разрешения собственников памятников.

ГЛАВА VIII.

ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 44. Земли историко-культурного назначения Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения производится в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия и настоящим Законом.

Земли историко-культурного назначения включают в себя территории недвижимых памятников истории и культуры и зоны их охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники, иные государственные организации хранения памятников истории и культуры) и зоны их охраны.

Земельные участки историко-культурного назначения подлежат государственному учету в государственном земельном кадастре и республиканском органе охраны памятников истории и культуры.

Статья 45. Определение границ земель историко-культурного назначения Границы территорий и зон охраны единичных недвижимых памятников истории и культуры определяются республиканским органом охраны памятников на основании проектных разработок и историко-архитектурных опорных планов и утверждаются Правительством Республики Калмыкия.

Статья 46. Использование земель историко-культурного назначения.

Целью установления режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников.

Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.

Оформление отводов и перерегистрация прав на земельные участки любым категориям землепользователей осуществляется соответствующими органами по согласованию с республиканским органом охраны памятников истории и культуры.

Земли историко-культурного назначения могут быть полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям хранения памятников истории и культуры.

Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, не допускается.

Статья 47. Особо охраняемые территории историко-культурного назначения Для всех видов особо охраняемых территорий историко-культурного назначения и зон их охраны устанавливаются типовые режимы содержания и использования, на основе которых для каждой особо охраняемой территории историко-культурного назначения Правительством Республики Калмыкия по представлению республиканского органа охраны памятников истории и культуры утверждается индивидуальный режим.

Статья 48. Порядок проектирования и производства земляных, строительных и других работ, градостроительной и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры Проектирование, производство работ, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения осуществляются только по разрешению республиканского органа охраны памятников истории и культуры, согласованному с республиканскими органами архитектуры и градостроительства.

ГЛАВА IX.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 49. Источники финансирования Основными источниками финансирования деятельности по государственной охране и использованию историко-культурного наследия являются средства федерального, республиканского и местного бюджетов в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Калмыкия и органов местного самоуправления.

Статья 50. Средства собственников, владельцев, пользователей памятников истории и культуры Собственники, владельцы, пользователи памятников обязаны в установленном порядке содержать, ремонтировать и реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.

Функции государственного технического надзора за ведением ремонтно-реставрационных работ осуществляет республиканский орган охраны памятников истории и культуры.

Реставрация, консервация и ремонт памятников осуществляются за счет средств собственников, владельцев и пользователей памятников, а также за счет средств республиканского органа охраны памятников истории и культуры.

ГЛАВА Х.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия Лица, допустившие нарушение законодательства о государственной охране и использовании историко-культурного наследия, несут ответственность в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

Статья 52. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам и объектам историко-культурного наследия, зонам охраны памятников, обязаны восстановить памятники и объекты историко-культурного наследия, зоны охраны памятников, а при невозможности этого обязаны возместить убытки в соответствии с федеральным законодательством.

Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и культуры и нанесенного им ущерба разрабатывается республиканским органом охраны памятников истории и культуры и утверждается Правительством Республики Калмыкия.

Восстановление памятников и объектов историко-культурного наследия осуществляется с соблюдением установленного порядка всех видов работ за счет лиц, причинивших вред памятнику или объекту историко-культурного наследия.

Статья 53. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования историко-культурного наследия Административную ответственность, установленную настоящим законом за нарушение правил охраны и использования историко-культурного наследия, несут физические лица и юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Калмыкия.

За совершение административных правонарушений в области охраны и использования историко-культурного наследия применяется административное наказание в виде штрафа.

Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных от устранения допущенных ими нарушений и возмещения ущерба.

Статья 54. Нарушение требований сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры, их территорий и зон их охраны и объектов историко-культурного наследия 1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры, включенных в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры и в список памятников истории и культуры республиканского значения, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Действия (бездействие), предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов историко-культурного наследия, включенных в список учетных культурных ценностей, или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 55. Уничтожение или повреждение объектов историко-культурного наследия, включенных в список учетных культурных ценностей 1. Повреждение объекта историко-культурного наследия, включенного в список учетных культурных ценностей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2. Уничтожение объекта историко-культурного наследия, включенного в список учетных культурных ценностей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 56. Сокрытие информации об обнаружении археологического объекта Сокрытие информации об обнаружении при производстве работ археологического объекта производителем работ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 57. Самовольное занятие земельных участков с памятниками или объектами историко-культурного наследия Самовольное занятие земельных участков, в пределах которых имеются памятники или объекты историко-культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 58. Установка геодезических, реперных знаков, столбов линий электропередачи и связи на памятниках и объектах историко-культурного наследия Установка геодезических, реперных знаков, столбов линий электропередачи и связи на памятниках и объектах историко-культурного наследия, включенных в список учетных культурных ценностей, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Статья 59. Протокол об административном правонарушении в области охраны и использования историко-культурного наследия При совершении административного правонарушения в области охраны и использования историко-культурного наследия составляется протокол об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом:

органов внутренних дел (милиции);

республиканского органа охраны памятников истории и культуры.

Статья 60. Содержание протокола об административном правонарушении в области охраны и использования историко-культурного наследия В протоколе об административном правонарушении в области охраны и использования историко-культурного наследия указываются:

дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

место, время совершения и событие административного правонарушения;

статья настоящего Закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются;

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых, возбуждено дело;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статья 61. Производство по делам об административных правонарушениях в области охраны и использования историко-культурного наследия Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются от имени органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования историко-культурного наследия, руководителем республиканского органа охраны памятников истории и культуры, либо его заместителями, которые выносят постановление о наложении штрафа.

Производство по делам об административных правонарушениях в области охраны и использования историко-культурного наследия, порядок рассмотрения этих дел, исполнение постановлений о наложении административных взысканий, порядок и сроки обжалования указанных постановлений осуществляются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 62. Средства, полученные в результате взыскания штрафов Суммы, взысканные в качестве административных штрафов по делам об административных правонарушениях в области охраны и использования историко-культурного наследия, зачисляются в местный бюджет.

ГЛАВА XI.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 63. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газетах "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии".

Президент Республики Калмыкия К. Илюмжинов г. Элиста 10 июня 2002 г.

№ 193-II-З