Российская Федерация Правительство Карачаево-Черкесской Республики ПОСТАНОВЛЕНИЕ 15.06.98 г. Черкесск № 33 Утратило силу - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.09.2009 г. № 326 О Концепции развития кинематографии Карачаево-Черкесской Республики до 2005 года Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.97 № 1561 "О Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года" и в целях создания необходимых условий для развития образовательной, производственной, технической, информационной базы кинематографии Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития кинематографии Карачаево-Черкесской Республики до 2005 года, разработанную Министерством культуры и туризма КЧР.
2. Рекомендовать главам районных администраций разработать на местах план мероприятий по реализации Концепции развития кинематографии до 2005 года.
3. Информацию о ходе выполнения настоящего постановления представлять в Правительство КЧР к 20 января ежегодно до 2006 года.
4. Контроль за выполнением Концепции возложить на заместителя Председателя Правительства КЧР Татаршао А.Х.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики А. Г. Озов Одобрена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.06.98 № 33 Концепция развития кинематографии Карачаево-Черкесской Республики до 2005 года I. Введение Концепция развития кинематографии Карачаево-Черкесской Республики до 2005 года (далее именуется - Концепция) исходит из представления о характере российского национального кинематографа:
как вида художественной культуры, играющего особую роль в эпоху развития аудиовизуальных коммуникаций;
как средства социальной политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям;
как сферы, требующей технологического совершенствования, развитие которой экономически зависит от зрительской аудитории.
Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы начиная с 1998 года обеспечить последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования при обязательном условии - возврате затраченных производителем и прокатчиком фильма средств, в том числе путем получения средств от продажи билетов.
Для достижения этих целей в период реализации Концепции органами исполнительной и законодательной власти всех уровней КЧР необходимо принять ряд мер правового и экономического характера, а также:
гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в объемах, предусмотренных в федеральном и республиканском бюджетах и являющихся важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников;
обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Предлагаемые в Концепции принципы преобразования кинотеатрального проката и показа фильмов совпадают с основными направлениями проводимых в республике реформ, сформулированных в программе Правительства Карачаево-Черкесской Республики "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики и стратегия деятельности Правительства республики на 1997 - 2000 годы" утвержденной постановлением Правительства КЧР от 30.12.96 № 317.
II. Основные проблемы и необходимость Концепции. Необходимость разработки Концепции обусловлена неординарной ситуацией, сложившейся в кинотеатральном прокате и показе фильмов в республике в результате нарушения структурной целостности кинопроцесса, разделенной видами собственности и административной принадлежностью, а также падением посещаемости кинозалов зрителями.
В конце 1992 года в результате поспешной политики было приватизировано Карачаево-Черкесское отделение кинопроката, являющегося собирателем фонда фильмов, значительная часть которого представлял собой культурное достояние России. Невозможность пополнения фонда фильмов А/О "Киновидеопрокат» новыми копиями из-за их дороговизны за прошедшие 5 лет привели имевшийся фильмофонд к утрате своего технического ресурса, а киновидеопрокат к постепенной утрате своих функций, превратившись в обыкновенную коммерческую структуру.
К началу 1995 года киноремонтно-монтажное и снабженческое предприятие "Экран" было выведено из структуры государственной киносети, впоследствии приватизировано.
Таким образом, эти два фактора негативно повлияли на увеличение эксплуатационных расходов кинотеатров и киноустановок республики, которые вынужденно стали пользоваться услугами аналогичных государственных организаций Ставропольского и Краснодарского краев.
В кинотеатральном прокате и показе фильмов создалась ситуация, обусловленная трудностями переходного периода к рыночной экономике.
Непомерно возросшие эксплуатационные расходы уже не покрываются средствами, вырученными от продажи билетов.
Резко ухудшилось обеспечение киносети республики запасными частями к кинопроекционной технике, эксплуатационными материалами, проведение планово-предупредагельных ремонтов кинотехники из-за отсутствия средств на их приобретение.
Отсутствие средств на содержание кинотеатров и киноустановок, значительный рост эксплуатационных расходов, коммунальных платежей и налогов, резкое снижение посещаемости, острый недостаток средств, выделяемых из бюджета без учета индексации цен на покрытие плановых убытков, чрезмерно высокие цены на новые отечественные фильмы привели к сокращению в два раза сельской киносети и, следовательно, штатной численности работников.
Закрыты большинство убыточных сельских киноустановок в небольших населенных пунктах, сокращены режимы работы на действующих киноустановках, повышены цены на кинобилеты.
Все это не могло не сказаться на качестве обслуживания зрителей и посещаемости кинозалов.
Снижение посещаемости кинозалов объясняется также и социально-экономическими обстоятельствами: для тысяч потенциальных зрителей кинематограф по материальным соображениям выпал из круга доступных и необходимых потребностей.
В сельской местности из-за несвоевременной выдачи заработной платы работникам сельскохозяйственных организаций, а также из-за отсутствия в репертуаре кинотеатров и киноустановок новых отечественных фильмов произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров зрителями.
Таким образом, с началом вхождения отечественного кинематографа республики в рыночную экономику обнаружились следующие негативные явления:
сокращение количества выпускаемых на экран новых отечественных фильмов и, следовательно, ухудшение качества репертуара кинотеатров и киноустановок;
отсутствие экономической возможности в модернизации сети кинотеатров и киноустановок, результатом чего стало стремительное отставание сервисных и технологических условий проката и показа фильмов от запросов зрителей;
- нарушение структурной целостности системы кинопроцесса республики, разделенной видами собственности и административной принадлежностью.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.04.94 № 785 "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 895 "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии" Президиумом Правительства Карачаево-Черкесской Республики принято постановление от 23.08.94 № 144 "О Программе развития и государственной поддержки киносети и кинопроката Карачаево-Черкесской Республики на 1994-1996 гг.".
При реализации этой Программы не удалось выполнить раздел "Укрепление материально-технической базы, повышение качества и культуры кинообслуживания зрителей" из-за отсутствия средств в бюджете республики.
Вопросы развития кинематографии Карачаево-Черкесской Республики обозначены в принятом Правительством Карачаево-Черкесской Республики постановлении от 07.12.96 № 24 о республиканской целевой программе "Развитие и сохранение культуры, искусства, кино Карачаево-Черкесской Республики на 1997-2000 годы".
Стратегической задачей в области государственной поддержки кинематографии за эти годы стало сохранение материально-технической базы кинотеатров, киноустановок и технических кадров киносети.
Позитивных изменений в сфере кинематографии республики предполагается добиться не столько за счет расширения государственных дотаций, сколько за счет изменения экономических и правовых основ поддержки кинематографии, создающих условия для расширения внебюджетных инвестиций, создание единой системы киноотрасли (кинопрокат, киносеть и ремонтно-монтажное предприятие).
Способы привлечения в кинематографию республики внебюджетных инвестиций определены в Федеральном законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", исполнение которого позволит в конечном итоге создать условия для становления многоканальной системы ее финансирования.
Целесообразность создания режима благоприятствования в кинематографе республики диктуется не столько последствиями негативных явлений прошлых лет, сколько тенденциями к его возрождению и развитию, которые проявились в последнее время в российском кинематографе:
ряд отечественных фильмов последних лет имеет несомненный коммерческий успех, гарантирующий возможность возврата средств, вложенных в их производство;
борьба с видеопиратством создаст новые возможности для проката и показа фильмов;
возрастание доли фильмов в кинопроизводстве, создаваемых без государственной поддержки, ориентированных на повышенной зрительский интерес;
с появлением современных кинозалов стало наглядным желание зрителей вернуться в кинотеатры;
крупные финансовые группы проявляют интерес к реконструкции действующих и строительству новых кинотеатров, что создает условия для последующего акционирования киносети.
Конструктивная поддержка этих тенденций приведет к сокращению дотационной опеки в сфере кинематографии.
III. Основные направления стратегии преобразований. Факторы преобразований. Стратегия преобразований кинематографии республики опирается на следующие факторы:
российский, а следовательно, и республиканский кинематограф на данном этапе обладает энергией позитивного движения и может развиваться самостоятельно при условии сохранения общественного интереса к киноискусству;
введение в действие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", будет способствовать привлечению в кинематографию внебюджетных средств;
обеспечение перехода от государственного финансирования организации кинематографии к многоканальной системе их финансирования на возвратной основе.
Существующие и возможные финансовые потоки, направляемые в сферу кинематографии республики, складываются из следующих источников.
От потребителя:
продажа билетов;
проданные или взятые напрокат видеокассеты;
продажа рекламного ролика при киновидеопоказах (расходы на рекламу косвенно финансируются зрителями - потенциальными покупателями товара);
продажа кинолитературы и сопутствующих товаров; продажа услуг (обслуживание зрителей в кинозалах);
Государственное финансирование: средства из федерального бюджета, выделяемые через Госкино России Центрам российской кинематографии;
государственные заказы по линии министерств и ведомств республики (заказные фильмы, тематические конкурсы и программы, учебные циклы и т.д.) Частные инвестиции:
поддержка зарубежными фондами, общественными и иными организациями, субсидирующими культурные проекты;
привлечение частных инвестиций в республиканские кино- и видеопроекты;
строительство и реконструкция кинотеатров за счет зарубежных фирм;
кредиты зарубежных финансовых организаций. Развитие кинематографии Карачаево-Черкесской Республики предусматривается осуществить по следующим приоритетным направлениям.
В области проката и показа фильмов. Совершенная система проката и показа фильмов создает возможности для возврата средств, затраченных производителями на их создание.
Формой возврата средств в сферу кинематографии является возрождение кинотеатрального проката и показа кино- и видеофильмов, который стал во всем мире основным источником возврата средств, вложенных в производство и продвижение кинопродукции.
Вместе с тем создание механизма возврата средств от кинотеатрального проката и показа фильмов невозможно без строительства новых кинотеатров или капитального переоборудования действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие современным мировым технологическим требованиям.
Важным направлением преобразований в сфере киноотрасли является принятие участия в разрабатываемой Госкино России межрегиональной программе реконструкции кинотеатров, включающую технологическую модернизацию кинозалов кинотеатров республиканской собственности:
кинотеатр "Россия" г. Черкесска и кинотеатр им. С. Халилова г.
Карачаевска.
Цель этой программы - увеличение посещаемости зрителями кинотеатров и повышение их доходности, обеспечение их на льготных условиях копиями отечественных фильмов, получивших государственную поддержку в производстве и прокате, частичное финансирование киномероприятий, связанных с популяризацией российских фильмов.
Эту программу можно реализовать, привлекая финансовые средства федерального и республиканского бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года и Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 января 1996 года № 2 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения", а также за счет внебюджетных инвестиций.
Кинотеатральный прокат и показ фильмов в целом по республике могут стать рентабельными при условии формирования межрегиональных прокатных сетей, включающих в себя модернизированные кинозалы. В зависимости от источников финансирования работ по реконструкции и обновлению кинозалов кинотеатры могут быть как государственные, так и акционированные.
Процесс акционирования кинотеатров будет осуществляться параллельно с реализацией указанной программы.
Осуществление государственной политики по формированию возвратных механизмов в сфере кинотеатрального проката и показа фильмов затрагивает интересы сельского населения республики.
Недостаточность финансирования, невозможность приобретения новых копий фильмов, неудовлетворительная обеспеченность автотранспортом для доставки фильмокопий в кинотеатры и киноустановки, непомерно возросшие эксплуатационные расходы, коммунальные платежи и налоги привели к сокращению сельских киноустановок за последние годы на 50 процентов.
Дальнейшее функционирование сельской киносети республики без осуществления преобразований невозможно.
Реконструкцию и модернизацию сельской киносети необходимо начинать проводить в первую очередь в районных кинотеатрах: "Октябрь" г. Усть-Джегута, "Октябрь" ст-ца Сторожевая, "Мир" ст-ца Зеленчукская, "Дружба" аул Адыге-Хабль, "Октябрь" с. Первомайское, "Спутник" ст-ца Преградная, "Колос" ст-ца Красногорская, "Мир" аул Хабез, "Кавказ" г.
Теберда, "Молодежный" пос. Кавказский.
В этих кинотеатрах необходимо предусмотреть возможность установки видеопроекционных систем, параллельно существующей кинопроекционной аппаратуры, для укрепления их кинорепертуара видеофильмами, а следовательно, увеличения посещаемости зрителями кинозалов.
В шести из десяти районных кинотеатров необходимо произвести замену устаревшего кинооборудования модернизированной.
Модернизацию сельских киноустановок необходимо проводить путем перевода их на видеопоказ, в первую очередь в крупных аулах и станицах, где параллельно могут осуществляться кино- и видеопоказ, на остальных киноустановках в небольших населенных пунктах, где используется облегченная стационарная аппаратура, перевести только на видеопоказ, что позволит в дальнейшем восстановить работу закрытых ранее небольших сельских киноустановок.
Для создания совершенной системы проката и показа кино- и видеофильмов в республике необходима единая структурная целостность кинопроцесса, не разделенная видами собственности и административной подчиненностью.
В этом направлении острой необходимостью становится создание в республике государственной кинопрокатной организации и ремонтно-монтажного и снабженческого предприятия путем возврата в государственную собственность ранее ошибочно приватизированного специализированного отделения кинопроката с технологическим оборудованием, специального оборудования и контрольно-измерительных приборов бывшего государственного предприятия "Экран".
При образовании единой структурной целостности кинопроцесса в республике и реализации данной Концепции к 2005 году можно будет решать вопрос создания открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский киновидеопоказ", где не будет присутствовать отрицательное влияние разобщенности видами собственности и административной принадлежности на участников кинопроцесса (кинопрокат, киносеть и ремонтно-монтажное предприятие).
В области республиканской политики. Реализация государственной политики по формированию возвратного механизма в сфере кинотеатрального проката и показа фильмов во многом зависит от органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
В связи с этим очень важна координация действий Госкино России, Правительства КЧР, администраций (гор) районов КЧР и органов местного самоуправления, призванных дополнять друг друга в вопросах регулирования и осуществления протекционистской политики.
Вопросы развития кинематографии должны решаться в Карачаево-Черкесской Республике с учетом местных особенностей и предусматривать в частности:
расширение обязанностей отдела кино Министерства культуры и туризма КЧР, ответственного за состояние и развитие кинодела в республике, и передачу в его ведение кинотехлаборатории Министерства с соответствующим штатом;
создание информационно-статистической и аналитической базы;
модернизацию республиканских и муниципальных сетей кинопоказа;
лицензирование деятельности, связанной с публичным показом кино-видеофильмов, а также распространение (продажа, прокат, тиражирование) видеопродукции;
обновление и пополнение фильмофонда кинотеатра "Россия" - Центра российской кинематографии;
подготовку кадров для организаций кинематографии республики;
взаимодействие с ГТРК "Карачаево-Черкесия".
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.95 № 1037 и постановление Правительства КЧР от 29.01.96 № 2 "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения" существенно повлияли на развитие кинодела в Карачаево-Черкесской Республике.
Возникла потребность в разработке и подписании соглашения о партнерстве в реализации межрегиональной программы реконструкции кинозалов республиканской собственности между Госкино России, Правительством КЧР и администрацией г. Карачаевска и инвесторами.
В области технической политики. Техническая политика в сфере организации кинематографии республики до 2005 года (независимо от формы собственности организаций и источников их финансирования) определяется задачей модернизации материально-производственной базы организации кинематографии.
Модернизация технической базы кинематографии республики предполагает активное финансовое участие заинтересованных киноорганизаций, опирающихся на различные формы государственной поддержки, и в частности на:
специальные проекты поставок кинооборудования из государств-участников СНГ (в рамках межгосударственных отношений);
содействие распространению опыта малозатратного использования технологии проката и показа фильмов.
В основу технической политики в период до 2005 года ставится задача максимального обеспечения техническими средствами кинозалов при их реконструкции, результатом чего должно стать существенное повышение качества изображения и звука при демонстрации фильма в кинотеатрах.
Эта задача будет решаться путем реконструкции и технического вооружения кинотеатров и киноустановок.
При этом государство не должно идти на безвозвратные инвестиции, которые нужно заменить целевым кредитованием программ технического перевооружения.
В области подготовки кадров. Развитие кинематографии республики тесно связано с решением одной из самых острых проблем - проблемы подготовки и эффективного использования организациями кинематографии специалистов различных профессий ; киномехаников, кинотехников по эксплуатации киновидео-оборудования, киноинженеров различных специальностей, экономистов кино и телевидения и творческих профессий на базе кинематографических учебных заведений Госкино России.
В связи с острой необходимостью в самой массовой профессии кинематографии - киномеханик и невозможностью их подготовки за пределами республики, из экономических соображений, организовать их подготовку на базе профессионального училища № 8 г. Черкесска с 1998 года.
В области приватизации. Существенным источником пополнения средств, направляемых в кинематографию республики может стать реализация части находящегося в государственной собственности имущества.
Необходимы решения согласно которым определенная доля поступлений от приватизации объектов кинематографии, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, направлялась бы на реконструкцию материально-технической базы организаций и предприятий кинематографии.
Приватизация объектов и организаций кинематографии будет осуществляться на основе законов Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иных федеральных законов, а также закона Карачаево-Черкесской Республики "О культуре".
Указанные законодательные акты обеспечивают правовую базу для приватизации объектов и организаций кинематографии, в первую очередь находящиеся в республиканской собственности.
В связи с тем, что в данный момент большинство объектов и организаций кинематографии находятся в сложном финансово-экономическом положении, поспешная их приватизация может привести к распродаже помещений, оборудования и перепрофилирования.
В настоящее время выявилась нецелесообразность акционирования Карачаево-Черкесского отделения по прокату фильмов, являющегося собирателем фонда фильмов, значительная часть которого представляет собой культурное достояние России.
Предстоит рассмотреть вопросы приватизации, решаемые на уровне органов местного самоуправления, с целью предотвращения необдуманного сокращения киносети.
В связи с этим предстоит объективно оценить имеющиеся ресурсы в сфере кинематографии республики и предложить дифференцированные схемы приватизации.
IV. Вопросы финансирования. В ходе реализации Концепции следует учитывать, что при самом интенсивном рыночном развитии, как показывает практика мирового и европейского кинематографа, ни одна национальная киноиндустрия не отказывается от дотации государства.
Органы государственной власти Российской Федерации, создавая законодательным путем налоговые и таможенные условия, благоприятствующие развитию кинопредпринимательства, способствуют поэтапному замещению бюджетных источников финансирования кинематографии внебюджетными.
Среди направлений кинематографической деятельности, остро нуждающихся в государственной поддержке, остаются:
обучение и подготовка кадров;
сферы проката и показа фильмов, ориентированные главным образом на сельскую киносеть, детские и школьные кинозалы;
фестивали, профессиональные конкурсы, способствующие популяризации отечественного кино, выявлению и поддержке новых мастеров.
Организации кинематографии республики, получая поддержку из республиканского бюджета, участвуют в формировании их доходной части путем уплаты налогов. Можно прогнозировать, что при осуществлении налоговой реформы увеличение объема производства фильмов Госкино России и повышение эффективности киносети республики расширят налоговую базу.
Финансовая база поддержки организаций кинематографии из республиканского бюджета может быть расширена благодаря перераспределению средств, получаемых за счет:
изменении в ведении билетного хозяйства;
дополнительных сборов за использование "чистых" видеокассет и т.д.
В связи с этим предстоит разработать экономическую и правовую базу перераспределения доходов от кинематографа.
V. Этапы преобразований. До 2001 года предстоит решить ряд острых проблем, поскольку они формируют главные целевые ориентиры начального этапа преобразования в сфере кинематографии республики.
К таким проблемам прежде всего относятся:
стабилизация бюджетной части финансирования организаций кинематографии;
завершение выполнения подпрограммы "Развитие отечественной кинематографии Карачаево-Черкесской Республики" республиканской целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики (1997-1999 годы);
создание правовой основы обеспечения благоприятных условий для кинематографической деятельности, в том числе для расширения внебюджетных Ш4вестаций;
правовое и организационное обеспечение межрегиональной программы реконструкции республиканских и муниципальных кинотеатров;
разработка системы кредитования кинематографа как формы государственной поддержки;
создание материально-технической базы и финансовых приоритетов для подготовки и переподготовки кадров.
Разработка республиканской программы развития отечественной кинематографии на 2000-2005 годы является началом второго этапа реализации Концепции.
На всех этапах реализации Концепции в сфере кинематографии республики будут осуществляться структурные преобразования и технологическая модернизация кинематографического процесса.
Заместитель Председателя Правительства, Управделами Главы и Правительства КЧР А.Э. Катаганов