ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Российская Федерация Республика Коми Государственный Совет Закон 03.04.1996 г. № 17-РЗ Утратил силу - Закон Республики Коми от 15.10.2003 г. № 57-РЗ О государственной поддержке малого предпринимательства (В редакции Закона Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) Настоящий Закон направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Коми права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий Закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Коми, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Статья 1. Правовая основа государственной поддержки малого предпринимательства Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Коми осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Законом, а также издаваемыми в соответствии с ним законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Статья 2. Компетенция Российской Федерации Общие принципы, приоритетные направления и методы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации, порядок представления отчетности субъектами малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов малого предпринимательства, установление ускоренной амортизации, принципы поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, общий порядок создания союзов (ассоциаций) и некоммерческих объединений субъектов малого предпринимательства определяются федеральным законодательством.

Статья 3. Компетенция Республики Коми 1. К ведению Государственного Совета Республики Коми подлежат:

определение приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства;

утверждение отчета об использовании средств республиканского бюджета Республики Коми на цели государственной поддержки малого предпринимательства;

установление льгот для субъектов малого предпринимательства по налогам, сборам и иным платежам, направляемым в республиканский бюджет Республики Коми.

2. К ведению Главы Республики Коми подлежат:

установление порядка создания и деятельности органов исполнительной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства;

утверждение республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства;

установление порядка направления в республиканский фонд поддержки малого предпринимательства средств республиканского бюджета;

учреждение республиканского фонда поддержки малого предпринимательства;

установление порядка предоставления льгот по арендной плате субъектам малого предпринимательства.

Статья 4. Компетенция органов местного самоуправления (Название статьи в редакции Закона Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) Органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства на своей территории с учетом местных особенностей и условий социально-экономического развития, предоставляют льготы по налогам, сборам и иным платежам в местные бюджеты, а также могут принимать дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет средств районов и городов. (В редакции Закона Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) Статья 5. Субъекты малого предпринимательства 1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются:

коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Республики Коми, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

---------------------------------------------T-------------------¬ ¦ ¦ Среднесписочная ¦ ¦Сфера деятельности коммерческих организаций ¦ численность ¦ ¦ ¦ работающих (чел.)¦ +--------------------------------------------+-------------------+ ¦Промышленность, строительство, транспорт ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сельское хозяйство, научно-техническая сфера¦ 60 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Оптовая торговля ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Розничная торговля и бытовое обслуживание ¦ ¦ ¦населения, общественное питание ¦ 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Остальные отрасли и осуществление ¦ ¦ ¦других видов деятельности ¦ 50 ¦ L--------------------------------------------+-------------------- граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

2. Коммерческие организации, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

3. Средняя за отчетный период численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работающих, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, исходя из реально отработанного ими времени, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридического лица.

4. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Статья 6. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства Учреждение, государственная регистрация субъектов малого предпринимательства производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Регистрация субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение поддержки со стороны органов государственной власти Республики Коми 1. Субъекты малого предпринимательства по их заявлению вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства (далее - Реестр), имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Республики Коми.

Внесение субъекта малого предпринимательства в Реестр является основанием для предоставления такому субъекту государственной поддержки, оказываемой органами государственной власти Республики Коми в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Субъекты малого предпринимательства, не включенные в Реестр, вправе пользоваться льготами и преимуществами на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Реестр создается для:

регистрации заявлений субъектов малого предпринимательства об оказании им государственной поддержки, а также решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми;

хранения и обновления информации о субъектах малого предпринимательства, включенных в Реестр, и обеспечения оперативного доступа к ней;

решения аналитических задач по выявлению тенденции развития малого предпринимательства в Республике Коми;

проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства в Республике Коми;

сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (работ, услуг), производимой субъектами малого предпринимательства.

3. Реестр включает в себя комплекты учредительных документов субъектов малого предпринимательства, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Уполномоченный на ведение Реестра орган не вправе требовать от субъекта малого предпринимательства и (или) его учредителей предоставления дополнительной информации и документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

4. Ведение Реестра осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным на проведение государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства (далее - орган исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству).

Порядок ведения Реестра и предоставления хранящейся в нем информации определяется положением, которое утверждается Главой Республики Коми.

Решение о внесении субъекта малого предпринимательства в Реестр или об отказе в этом должно быть принято в 10-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления субъектом малого предпринимательства. О принятом решении субъект малого предпринимательства уведомляется письменно в 3-дневный срок со дня принятия указанного решения.

5. Коммерческая организация не может пользоваться государственной поддержкой, оказываемой в соответствии с настоящим Законом, если:

в своей деятельности на территории республики она, по заключению Коми территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, злоупотребляет доминирующим положением на региональном рынке либо допускала в течение года более двух нарушений антимонопольного законодательства;

в ее уставном (складочном) капитале доля (вклад), принадлежащая коммерческим организациям со средней численностью работников более 1000 человек, превышает 25 процентов;

в ее уставном (складочном) капитале доля (вклад), принадлежащая государству и (или) муниципальным образованиям, превышает 25 процентов;

в ее уставном (складочном) капитале доля (вклад), принадлежащая одной или нескольким коммерческим организациям, не относящимся к категории малых предприятий, превышает 25 процентов;

имеются недоимки по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

6. Индивидуальный предприниматель имеет право на государственную поддержку, оказываемую в соответствии с настоящим Законом, если он:

не является участником полного товарищества;

не является полным товарищем в товариществе на вере;

не имеет доли в уставном капитале хозяйственного общества, превышающей 25 процентов уставного капитала.

Статья 8. Государственная поддержка малого предпринимательства 1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка лицензирования деятельности субъектов малого предпринимательства в пределах полномочий Республики Коми;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами, содействие их участию в международных ярмарках и выставках;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

2. В целях организационного обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства Глава Республики Коми в соответствии с действующим законодательством определяет орган исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству.

3. Орган исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству:

координирует деятельность местных органов исполнительной власти в области развития и поддержки малого предпринимательства, а также других специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Коми в области государственной поддержки малого предпринимательства;

проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливает прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляет указанные предложения Главе Республики Коми;

организует разработку и реализацию республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивает участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнения работ (услуг) для республиканских нужд;

подготавливает предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств республиканского бюджета и специализированных внебюджетных фондов Республики Коми для поддержки малого предпринимательства;

оказывает содействие местным органам исполнительной власти Республики Коми в разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.

осуществляет контроль за использованием средств республиканского бюджета Республики Коми, направляемых на реализацию республиканской программы поддержки малого предпринимательства. (Дополнен - Закон Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) Статья 9. Республиканская и муниципальные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Коми 1. Основной формой реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства являются целевые программы государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые и осуществляемые на республиканском и местных уровнях.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Коми осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, республиканской и муниципальными программами государственной поддержки малого предпринимательства.

2. Заказчиком республиканской программы поддержки малого предпринимательства является орган исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству. (Дополнен - Закон Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) 3. Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства (далее - республиканская программа) разрабатывается органом исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству и утверждается Главой Республики Коми.

Республиканская программа разрабатывается, как правило, на период не менее двух лет и после ее утверждения подлежит официальному опубликованию.

4. Республиканская и муниципальные программы государственной поддержки малого предпринимательства должны включать в себя следующие основные положения:

предложения о разработке новых и совершенствованию действующих нормативных правовых актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства;

меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местных уровнях;

перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин, молодежи, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

предложения по установлению налоговых льгот и размеру ежегодных ассигнований из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

объемы валютных ресурсов, выделяемых на централизованное приобретение сырья, материалов и оборудования для реализации программ и проектов поддержки малого предпринимательства;

меры по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в реализации республиканских экономических и социальных программ и в заключении договоров на поставку продукции для государственных нужд;

предельную сумму гарантий, выдаваемых органами исполнительной власти Республики Коми банкам по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства.

5. Республиканская и муниципальные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Коми должны быть согласованы с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экономических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

По отдельным, наиболее важным мероприятиям республиканской и муниципальных программ государственной поддержки малого предпринимательства, требующим межотраслевой и межрегиональной координации, орган исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству вносит в установленном порядке предложения о включении их в федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства.

6. Местные представительные и исполнительные органы власти самостоятельно разрабатывают муниципальные программы поддержки малого предпринимательства и определяют механизм их реализации, а также представляют предложения для включения мероприятий в республиканскую программу.

7. Общественные объединения, в том числе союзы и ассоциации предпринимателей, а также другие организации могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать в этих целях фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в соответствующие органы о включении отдельных проектов и мероприятий в республиканскую и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

8. Глава Республики Коми ежегодно представляет в Государственный Совет Республики Коми доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в республике, включая отчет об использовании средств республиканского бюджета Республики Коми на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

Статья 10. Обеспечение финансирования программы государственной поддержки малого предпринимательства и субъектов малого предпринимательства 1. Финансовое обеспечение программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, средств местных бюджетов, а также из других источников, предусмотренных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона.

2. Объем ежегодно выделяемых средств на цели развития и поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой.

Отчет об использовании выделенных средств из республиканского бюджета Республики Коми представляется на утверждение Государственного Совета Республики Коми одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за соответствующий бюджетный год.

3. Финансирование проектов по развитию и поддержке малого предпринимательства осуществляется в следующих формах:

непосредственная выдача кредитов, субсидий, дотаций;

предоставление гарантий кредитно-финансовым организациям на всю сумму кредита или на часть ее;

совместное финансирование с кредитно-финансовой организацией;

полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям и другим хозяйствующим субъектам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по льготной процентной ставке;

передача оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг).

Финансирование проектов по развитию и поддержке малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.

4. Субъекты малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, участвующие в качестве исполнителей в осуществлении республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, представляют на конкурс проекты, требующие предоставления государственных гарантий или государственного участия в финансировании.

5. Порядок проведения указанных конкурсов разрабатывается органом исполнительной власти Республики Коми по малому предпринимательству совместно с органами исполнительной власти, общественными организациями предпринимателей и утверждается Главой Республики Коми.

Статья 11. Республиканский и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства 1. Республиканским (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия Республики Коми (местного органа власти) составляет не менее 50 процентов, создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, облигационных займов и иных поступлений, а также доходов, получаемых по процентам льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Республиканский (муниципальный) фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства учреждается Главой Республики Коми и действует на основании устава, утвержденного Главой Республики Коми.

2. Доходы от деятельности республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства не распределяются между учредителями, остаются в распоряжении фонда, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в настоящем Законе.

3. Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства учреждаются местными исполнительными органами власти районов и городов Республики Коми и действуют на основании уставов, утверждаемых органами местного самоуправления. (В редакции Закона Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) 4. Республиканский и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства взаимодействуют между собой на основе равенства участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.

Фонды подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации некоммерческих организаций.

(Пункт исключен - Закон Республики Коми от 09.02.2000 г. № 8-РЗ) 5. Основными направлениями деятельности республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства являются:

содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации республиканских программ и проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности предпринимательских структур в области малого предпринимательства;

поддержка инновационной деятельности, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, патентов, лицензий;

содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

консультирование субъектов малого предпринимательства по вопросам налогообложения и применения норм законодательства. Задачи и функции республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства определяются уставом, принятым в установленном законом порядке.

6. Основными формами деятельности республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства являются:

долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры республиканского рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции и сертификации товаров и услуг;

выдача вновь создаваемым и действующим субъектам малого предпринимательства льготных кредитов на приобретение основных производственных фондов, их модернизацию, новое строительство и реконструкцию производства;

выдача гарантий коммерческим банкам, кредитующим субъекты малого предпринимательства, а также гарантий иностранным инвесторам;

выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства;

предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программы демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

совместное финансирование с кредитно-финансовыми организациями;

компенсация на договорной основе коммерческим банкам и страховым организациям средств, недополученных при оказании услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;

финансирование мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников субъектов малого предпринимательства, а также по подготовке и повышению квалификации преподавателей, занятых обучением работников субъектов малого предпринимательства;

подготовка, издание и распространение учебных, методических и других материалов, а также издание и распространение нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства;

участие в подготовке проектов нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность субъектов малого предпринимательства, и экспертизе таких проектов;

проведение маркетинговых и других исследований, необходимых для определения перспектив отраслевого и регионального развития малого предпринимательства;

выделение субъектам малого предпринимательства помещений, оборудования и других материальных активов, переданных фонду министерством Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации, из числа неиспользуемых;

финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью республиканского (муниципального) фонда;

проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства.

7. Порядок направления в республиканский фонд поддержки малого предпринимательства средств из республиканского бюджета устанавливается Главой Республики Коми. Контроль за использованием указанных средств осуществляет Государственный Совет Республики Коми.

Порядок направления в муниципальные фонды средств из местных бюджетов и порядок контроля за использованием указанных средств устанавливаются местными представительными органами власти.

Порядок выделения средств из республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства, а также предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливаются указанными фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.

8. Республиканский и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

9. Общественные организации предпринимателей, коммерческие организации, в том числе кредитно-финансовые учреждения, их союзы и ассоциации, вправе самостоятельно создавать фонды поддержки малого предпринимательства в порядке, установленном действующим законодательством для реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства.

10. Финансовая поддержка за счет средств республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства вновь созданным и действующим субъектам малого предпринимательства оказывается на конкурсной возвратной и платной основе при наличии разработанного бизнес-плана и следующих условий:

долевое участие субъекта малого предпринимательства в реализации инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов от суммы, определенной бизнес-планом;

гарантия кредитно-финансового учреждения или залог имущества субъекта малого предпринимательства;

действующий договор о страховании имущества субъекта малого предпринимательства.

Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных в республиканских (муниципальных) программах для субъектов малого предпринимательства в Республике Коми, или субъект малого предпринимательства на момент подачи заявления с просьбой о поддержке должен осуществлять работы по выполнению государственного заказа или участвовать в реализации программ социально-экономического развития республики (района, города).

11. Кредитование субъектов малого предпринимательства, действующих в приоритетных направлениях, осуществляется на льготных условиях с компенсацией за счет средств республиканского (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства.

Республиканский (муниципальный) фонд поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитно-финансовым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Статья 12. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства 1. Субъекты малого предпринимательства вправе создавать на основе объединения паевых взносов общества взаимного кредитования для предоставления льготных кредитов и оказания финансовой помощи членам таких обществ.

2. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:

вправе не размещать обязательные резервы в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Республике Коми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитно-финансовой организации;

определяют размер, периодичность и порядок внесения первых взносов членами указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия кредитования и оказания финансовой помощи;

не вправе предоставлять кредиты и финансовую помощь физическим и юридическим лицам, которые не являются учредителями (участниками) указанных обществ.

Статья 13. Страхование субъектов малого предпринимательства 1. Субъекты малого предпринимательства, претендующие на получение финансовой поддержки и (или) гарантии на выдачу им кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов, обязаны предварительно застраховать принадлежащее им имущество, финансовые и предпринимательские риски.

Расходы субъектов малого предпринимательства на страхование принадлежащего им имущества могут быть полностью или частично возмещены из средств фондов поддержки малого предпринимательства.

2. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Статья 14. Лицензирование отдельных видов деятельности субъектов малого предпринимательства и сертификация их продукции 1. В случаях, когда лицензирование тех или иных видов деятельности входит в компетенцию органов исполнительной власти Республики Коми, субъектам малого предпринимательства могут быть предоставлены льготы в виде:

установления сокращенных сроков выдачи лицензии;

установления упрощенной процедуры выдачи и продления сроков действия лицензии;

предоставления отсрочки и снижения размеров платы за рассмотрение заявления и платы за выдачу лицензии.

2. Субъектам малого предпринимательства могут быть полностью или частично компенсированы затраты, понесенные при сертифицировании производимой ими продукции, за счет средств республиканского и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Статья 15. Участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров для государственных нужд 1. Органы исполнительной власти Республики Коми предусматривают резервирование за субъектами малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров для государственных нужд.

2. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров для государственных нужд по видам продукции, отнесенным в соответствии с республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства к приоритетным, при прочих равных условиях обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции.

3. Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого предпринимательства производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях и порядке их проведения для всех потенциальных участников.

При проведении конкурсов на право получения заказов, размер и сложность выполнения которых превышает возможности субъектов малого предпринимательства, преимущественное право получают претенденты, гарантирующие привлечение в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства Республики Коми.

Статья 16. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства 1. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты, устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

2. Решение о предоставлении налоговых льгот субъекту малого предпринимательства и фондам поддержки малого предпринимательства в части платежей, направляемых в республиканский бюджет Республики Коми, принимается Государственным Советом Республики Коми.

3. Налоговые льготы в пределах сумм, поступающих в республиканский бюджет Республики Коми, предоставляются субъектам малого предпринимательства на срок не менее одного финансового года, за исключением случаев, когда малое предприятие, пользующееся налоговыми льготами, в течение указанного срока перестало соответствовать критериям, установленным статьей 5 настоящего Закона.

4. Налоговые льготы предоставляются субъектам малого предпринимательства, изготавливающим продукцию, оказывающим услуги, выполняющим работы, отнесенные в соответствии с республиканскими (муниципальными) программами к числу приоритетных направлений.

5. Коммерческие организации, в которых работает не менее 90 процентов инвалидов, пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными для таких организаций законодательством, а также правами и льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства настоящим Законом.

Статья 17. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства 1. Органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют созданию и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Органы исполнительной власти, уполномоченные распоряжаться нежилыми помещениями, находящимися в собственности Республики Коми, а также заключать договоры аренды на указанные помещения, формируют целевой фонд нежилых помещений для размещения в них субъектов малого предпринимательства и развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

В состав указанного фонда могут входить нежилые помещения, находящиеся в собственности Республики Коми и не находящиеся во владении и пользовании юридических и физических лиц, а также не завершенные строительством объекты.

3. Нежилые помещения, указанные в части 1 настоящей статьи, могут передаваться субъектам малого предпринимательства в аренду, а также приобретаться ими в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

В этих целях для субъектов малого предпринимательства могут проводиться конкурсы и аукционы. Порядок проведения конкурсов и аукционов утверждается Главой Республики Коми.

4. Субъектам малого предпринимательства, арендующим нежилые помещения, могут предоставляться льготы по арендной плате в порядке и на условиях, устанавливаемых Главой Республики Коми.

5. Юридическим и физическим лицам, предоставляющим принадлежащие им нежилые помещения субъектам малого предпринимательства на льготных условиях, могут предоставляться налоговые и иные льготы.

6. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, а также оказывающие им иные услуги, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 18. Меры по предотвращению банкротства субъектов малого предпринимательства 1. Для предотвращения банкротства субъектов малого предпринимательства органы исполнительной власти Республики Коми через уполномоченные органы могут:

выступать в качестве посредников при заключении мирового соглашения между субъектами малого предпринимательства, должниками, и их кредиторами;

предоставлять кредиторам субъектов малого предпринимательства, должников, свое поручительство при условии предоставления субъектам малого предпринимательства отсрочки по уплате долга;

предоставлять субъектам малого предпринимательства, должникам, заказы с предоплатой, позволяющее полностью или частично погасить задолженность и получить отсрочку по выплате оставшейся части долга;

предоставлять субъектам малого предпринимательства, должникам целевые кредиты для перепрофилирования их производства в интересах осуществления приоритетных видов деятельности;

оказывать помощь в переквалификации и трудоустройстве работников субъектов малого предпринимательства, высвобожденных при перепрофилировании их производства.

Статья 19. Гарантии от незаконных действий государственных органов Республики Коми и их должностных лиц Неправомерные действия государственных органов либо должностных лиц, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности влекут ответственность, установленную действующим законодательством.

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов малого предпринимательства, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законодательством Республики Коми и Российской Федерации и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.

Споры субъектов малого предпринимательства с государственными органами, общественными и иными организациями, юридическими лицами, гражданами рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 20. Гарантии в случаях изменения законодательства Республики Коми В случае принятия в Республике Коми законодательных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение субъектов малого предпринимательства и условия их коммерческой деятельности, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении уже зарегистрированных в любой организационно-правовой форме субъектов малого предпринимательства только по истечении одного года со дня вступления их в силу. Указанное положение не распространяется на изменения законодательства, касающиеся обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, охраны окружающей среды, техники безопасности, нравственности и здоровья населения.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает силу со дня его официального опубликования.

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты Главы Республики Коми подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 23. Переходные положения Субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно-правовой форме до введения в действие настоящего Закона и относившиеся ранее к категории малых предприятий, пользуются льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие настоящего Закона.

Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г.Сыктывкар 3 апреля 1996 года № 17-РЗ