Российская Федерация Республика Коми Государственный Совет Закон 09.12.1996 г. № 43-РЗ Утратил силу - Закон Республики Коми от 09.01.2002 г. № 2-РЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" Статья 1.
Внести изменения и дополнения в Закон Республики Коми "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 1995, № 2, ст. 208), изложив его в следующей редакции:
"Российская Федерация Республика Коми Верховный Совет Закон 25.01.1995 г. № 5-РЗ О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми Настоящий Закон определяет права Республики Коми, районов, городов республиканского подчинения, районов в городах в лице их представительных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и на расходование средств этих бюджетов, обязанности указанных органов власти по отношению друг к другу в бюджетном процессе, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития Республики Коми в целом и отдельных административно-территориальных образований.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия:
"Бюджет" - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
"Бюджетная обеспеченность" - сумма расходов бюджета, приходящаяся на одного жителя территории;
"Бюджетный процесс" - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней;
"Бюджет капитальных расходов" - ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством;
"Бюджет текущих расходов" - перечень расходов, не вошедших в бюджет капитальных расходов;
"Дефицит бюджета" - превышение расходной части бюджета над доходной, выражаемое в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых расходов;
"Дотация" - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если сумм закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня;
"Закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
"Защищенные статьи расходов бюджета" - отдельные статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру;
"Консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и республиканского бюджета Республики Коми, используемый для расчетов и анализа;
"Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы" - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами;
"Минимальный бюджет" - расчетный объем доходов соответствующего бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти;
"Основные характеристики бюджета" - объем доходов бюджета, объем расходов бюджета (в том числе бюджета текущих расходов и бюджета капитальных расходов), превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам, дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня, размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня, перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня, оборотная кассовая наличность, перечень защищенных статей бюджета;
"Программа социально-экономического развития"- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на решение задач экономического, социального, экологического и культурного развития Республики Коми в целом, отдельных районов и городов Республики Коми или отраслей экономики;
"Профицит бюджета" - превышение доходов бюджета над расходами;
"Регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;
"Секвестр" - пропорциональное сокращение расходов ежемесячно по незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефицита или снижении поступлений доходных источников бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня;
"Субвенция" - средства, выделяемые на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего административно-территориального образования.
Статья 2. Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты в составе бюджетной системы Республики Коми Республика Коми имеет республиканский бюджет. Районы, города республиканского подчинения, районы в городах имеют свои бюджеты.
Бюджеты всех указанных административно-территориальных образований являются местными.
Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты составляют консолидированный бюджет Республики Коми.
Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты входят в бюджетную систему Российской Федерации.
Статья 3. Бюджетная система Республики Коми Бюджетная система Республики Коми представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов.
Статья 4. Бюджетно-финансовая политика 1. Бюджетно-финансовая политика в Республике Коми, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
2. Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются в бюджетном послании Главы Республики Коми и утверждаются Государственным Советом Республики Коми при утверждении республиканского бюджета Республики Коми на каждый финансовый год.
3. Основные направления бюджетно-финансовой политики включают в себя следующие разделы:
1) определение приоритетов расходования финансовых средств и состав защищенных статей бюджета;
2) установление социальных финансовых норм и нормативов Республики Коми;
3) закрепление соотношения бюджета капитальных расходов и бюджета текущих расходов;
4) характеристика видов налогов и размеров их ставок, находящихся в соответствии с законодательством в ведении государственных органов Республики Коми, а также характеристика отдельных категорий налогоплательщиков, которым в установленном порядке могут быть предоставлены налоговые льготы;
5) максимальное пополнение доходной части бюджета и эффективное расходование бюджетных средств.
Статья 5. Бюджетная классификация В Республике Коми используется единая бюджетная классификация, обеспечивающая общероссийскую и международную сопоставимость данных.
РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ Статья 6. Бюджетное устройство Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Коми основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Коми.
Статья 7. Полнота бюджета Полнота бюджета обеспечивается включением в бюджеты поступающих в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами Республики Коми и местных представительных органов власти всех налоговых и неналоговых доходов, а также отражением всех операций по расходованию денежных средств.
Статья 8. Реальность бюджета Реальность бюджета основывается на обоснованности прогноза социально-экономического развития, других показателей, используемых при составлении проекта бюджета и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Статья 9. Единство бюджетной системы Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы, единой бюджетно-финансовой политикой.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую политику.
Статья 10. Самостоятельность бюджетов и регулирование финансовых отношений 1. Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
2. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
1) закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
2) отчисления по регулирующим доходным источникам;
3) дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Государственным Советом Республики Коми и местными представительными органами власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
3. Регулирование финансовых отношений в Республике Коми, включая бюджетные, осуществляется федеральными законами, законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними актами Главы Республики Коми, решениями местных представительных органов власти и принимаемыми в соответствии с ними актами глав местных администраций.
Статья 11. Принципы определения минимального бюджета 1. Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, устанавливаемым Государственным Советом Республики Коми.
Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Государственного Совета Республики Коми, производится Главой Республики Коми.
2. Расходная часть минимального бюджета определяется:
1) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, в том числе затрат на социальные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванных:
согласованной с вышестоящим органом власти суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию, решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов, изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;
2) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет капитальных расходов данной территории.
3. Доходная часть нижестоящих бюджетов должна формироваться с учетом расчетной расходной части минимального бюджета.
Статья 12. Доходы бюджетов Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым, таможенным законодательством, федеральным законом, законом и иными нормативно-правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджетах на соответствующий финансовый год, устанавливающими нормативы отчислений от регулирующих доходных источников в бюджеты другого уровня.
Доходы бюджетов образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с федеральным законом, законом и иными нормативно-правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год.
Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, специально оговоренных в федеральных законах, законах и иных нормативно-правовых актах Республики Коми и местных представительных органов власти.
Статья 13. Расходы бюджетов Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в пределах, установленных законом и иными нормативно-правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджетов каждого уровня подразделяются в соответствии с экономической бюджетной классификацией на текущие и капитальные.
Статья 14. Права представительных и исполнительных органов власти по формированию расходной части бюджетов Исполнительные органы власти при составлении проектов бюджетов, подготовке предложений по уточнению бюджетов в ходе их исполнения, представительные органы власти при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах своей компетенции соответственно вправе:
определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Коми или соответствующих административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с представительными органами власти субъектов Российской Федерации, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, сельских населенных пунктов, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного управления и на другие цели;
увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;
определять размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение;
объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также средствами предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.
Статья 15. Предоставление и использование дотаций и субвенций Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из республиканского бюджета Республики Коми устанавливаются законодательными актами Республики Коми и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.
Статья 16. Принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих доходов Государственный Совет Республики Коми утверждает для бюджетов нижестоящего уровня дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.
Фактическое увеличение уровня закрепленных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории данного административно - территориального образования, а также явившееся следствием введения в установленном порядке представительным органом власти административно-территориального образования местных налогов и сборов, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год. В этих случаях такое снижение нормативов отчислений от регулирующих доходов может быть произведено только с согласия соответствующего представительного органа власти, если иное не установлено законами Российской Федерации или Республики Коми.
Статья 17. Заемные средства бюджетов При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.
Исполнительный орган власти вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков в порядке и на условиях, определяемых законом Республики Коми.
Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается при утверждении соответствующих бюджетов.
Вышестоящие органы власти не отвечают по долговым обязательствам нижестоящего органа власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Статья 18. Сбалансированность бюджетов 1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в защищенные статьи расходов бюджета и бюджет текущих расходов.
Состав защищенных статей расходов бюджета определяется Государственным Советом Республики Коми, местными представительными органами власти в Республике Коми в рамках их компетенции.
3. В целях сбалансированности бюджета соответствующими представительными органами власти могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или снижение поступлений доходных источников бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то по решению Главы Республики Коми - по республиканскому бюджету Республики Коми, по решению глав администраций районов, городов республиканского подчинения, районов в городах - по местным бюджетам применяется секвестр расходов.
4. Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных, муниципальных займов, использования кредитных ресурсов и других источников.
5. Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом власти, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Статья 19. Взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы 1. Бюджетная система Республики Коми является частью финансовой системы Республики Коми, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
Платежи, взысканные с организаций, перечисляются в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению суда или арбитражного суда.
2. Бюджеты капитальных расходов могут содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является государственная или муниципальная собственность на эквивалентную часть капитала предприятия, находящая свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) предприятия.
3. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом.
4. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или доходы от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
5. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти на территории Республики Коми производятся свободно в капитал предприятий любой категории на общих коммерческих условиях, за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением Государственного Совета Республики Коми.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА Статья 20. Бюджетный процесс в Республике Коми 1. Бюджетный процесс в Республике Коми строится в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Республики Коми, регулирующими бюджетный процесс, а также решениями местных представительных органов власти.
2. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития Республики Коми и территорий.
3. Республиканский бюджет Республики Коми утверждается в форме закона Государственным Советом Республики Коми, местные бюджеты - Советами районов, городов республиканского подчинения, районов в городах в форме решений.
4. В случае составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета Республики Коми до утверждения федерального бюджета на предстоящий финансовый год расчет доходной и расходной базы республиканского бюджета Республики Коми производится исходя из налогового законодательства, нормативов отчислений по регулирующим доходным источникам и индексов - дефляторов, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Главой Республики Коми ежегодно составляется консолидированный бюджет, представляющий собой свод бюджетов в Республике Коми.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Коми устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Статья 21. Организация бюджетного процесса 1. Составление и исполнение бюджетов являются функциями соответствующих органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов являются функциями Государственного Совета Республики Коми и местных представительных органов власти.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми.
2. В Республике Коми устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк Российской Федерации, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по решению органа исполнительной власти, согласованному с соответствующим представительным органом власти, ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти без взимания комиссионного вознаграждения.
3. Глава Республики Коми, администрации районов, городов республиканского подчинения, районов в городе ежеквартально и ежегодно публикуют отчеты об исполнении бюджетов.
Глава Республики Коми представляет сведения об исполнении консолидированного бюджета Республики Коми в Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный Совет Республики Коми в соответствии со сроками, определенными соответственно Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Государственным Советом Республики Коми.
Органы исполнительной власти районов, городов республиканского подчинения, районов в городах представляют сведения об исполнении бюджетов в Министерство финансов Республики Коми и Государственный комитет Республики Коми по статистике. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности для местных бюджетов возлагается на Министерство финансов Республики Коми и Государственный комитет Республики Коми по статистике.
4. Порядок и условия представления проекта бюджета соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта бюджета, утверждения бюджета и уточнения его в ходе исполнения устанавливаются представительным органом власти в форме закона или решения.
В период рассмотрения проекта бюджета исполнительный орган власти обязан представлять всю необходимую для этого информацию и вправе вносить в проект бюджета изменения.
5. Государственным Советом Республики Коми, местными представительными органами власти в Республике Коми рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производятся гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.
Статья 22. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов 1. Составление проектов бюджетов осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Республики Коми в целом и отдельных ее территорий на планируемый год.
2. Принимаемые представительными органами власти решения, предусматривающие выделение финансовых ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.
3. Органы исполнительной власти Республики Коми с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий представительный орган власти.
Конкретный объем бюджетных ассигнований определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.
4. В случае неутверждения бюджета органы исполнительной власти имеют право производить финансирование расходов в пределах поступивших доходов в порядке, определенном решением соответствующего представительного органа власти.
5. Государственный Совет Республики Коми, местные представительные органы власти могут утверждать ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
6. Ассигнования на выплату процентов по государственному долгу и на погашение задолженности прошлых лет, имеющейся у соответствующего бюджета на данный год, предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по займам и кредитам.
Расходы данного вида не могут быть сокращены или перенесены на иное время без согласия держателя соответствующих обязательств.
7. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, финансирование деятельности местных представительных органов власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
8. Расходы капитального (инвестиционного) характера выделяются отдельной статьей.
Статья 23. Государственные внебюджетные фонды и бюджетные целевые фонды 1. Представительный орган власти по предложению исполнительных органов власти вправе принимать решения об образовании государственных внебюджетных фондов и бюджетных целевых фондов.
Государственные внебюджетные фонды могут обладать правом юридического лица и функционируют независимо от бюджетов. Бюджетные целевые фонды включаются в состав бюджетов отдельной строкой. В законах и иных нормативно-правовых актах Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджете на очередной финансовый год определяются источники формирования и направления расходования средств бюджетных целевых фондов.
Положение о каждом государственном внебюджетном фонде и бюджетном целевом фонде утверждается соответствующим представительным органом власти.
2. Средства государственных внебюджетных фондов и бюджетных целевых фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления государственного внебюджетного фонда в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются исполнительным органом власти либо органом управления государственного внебюджетного фонда в соответствии с целевым назначением, определяемым в утвержденном представительным органом власти положении о фонде.
3. В орган управления государственного внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители представительных и исполнительных органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.
Статья 24. Исполнение бюджетов 1. Глава Республики Коми и главы местных администраций самостоятельно устанавливают порядок исполнения бюджетов.
2. В процессе исполнения бюджетов Глава Республики Коми и главы местных администраций имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.
Представительный орган власти вправе поручить соответствующему исполнительному органу власти в указанных этим представительным органом власти случаях, вызванных необходимостью срочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие изменения в бюджет с последующим их утверждением представительным органом власти в установленные этим представительным органом власти сроки.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются по решению соответствующего органа представительной власти, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
Представительный орган власти вправе поручить соответствующему исполнительному органу власти принимать решения об использовании свободных бюджетных средств с последующим утверждением этих решений указанным представительным органом власти.
4. Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию вышестоящими представительным и исполнительным органами власти.
5. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов безвозмездно не компенсируются, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
6. Государственный Совет Республики Коми и местные представительные органы власти утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового (бюджетного) года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
7. Для покрытия кассовых разрывов, образовавшихся в течение финансового (бюджетного) года, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету и бюджетным организациям могут предоставляться бюджетные ссуды.
Статья 25. Контроль за исполнением бюджета и использованием средств государственных внебюджетных фондов и бюджетных целевых фондов 1. Контроль за исполнением бюджета и расходованием исполнительным органом власти или органами управления государственных внебюджетных фондов средств государственных внебюджетных фондов, бюджетных целевых фондов, средств валютного фонда осуществляет соответствующий представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы осуществления такого контроля в соответствующем положении или решении.
2. Орган исполнительной власти обязан осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из соответствующего бюджета, бюджетного целевого фонда ассигнований, средств государственных внебюджетных фондов и имеет право в случае нецелевого использования взыскивать указанные средства в бесспорном порядке.
Вышестоящий исполнительный орган власти вправе осуществлять надзор за ходом исполнения бюджета нижестоящим исполнительным органом власти, исходя из требований соблюдения действующего законодательства, решений вышестоящих органов власти, принятых в пределах их компетенции. В случае, если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территориального уровня, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, выделение субвенций прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.
3. Контроль за исполнением бюджета осуществляется органом соответствующего представительного органа власти. Финансовые органы ежемесячно представляют в соответствующий представительный орган власти информацию по состоянию бюджета и его исполнению.
4. Представительный орган власти и его органы вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от соответствующего исполнительного органа власти, его финансовых и других органов, органов управления государственными внебюджетными фондами информацию, связанную с исполнением бюджета, использованием средств государственных внебюджетных фондов, а также о ходе и прогнозах исполнения бюджета. Порядок и сроки представления данной информации определяются соответствующим представительным органом власти.
Представительный орган власти может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета исполнительным органом власти, а также использования средств государственных внебюджетных и валютного фондов исполнительным органом власти или органами управления государственных внебюджетных фондов.
РАЗДЕЛ 4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Статья 26. Этапы бюджетного процесса 1. Бюджетный процесс подразделяется на следующие этапы:
1) разработка предварительного прогноза основных направлений социально-экономического развития Республики Коми - за 4 месяца до начала нового финансового года;
2) разработка программ социально-экономического развития, уточнение ранее принятых к исполнению программ - за 4 месяца до начала соответствующего финансового года;
3) подготовка исходных данных и рабочей документации для разработки проекта республиканского бюджета Республики Коми - за 4 месяца до начала соответствующего финансового года;
4) составление проекта республиканского бюджета Республики Коми и консолидированного бюджета Республики Коми, согласование прогнозных расчетов и представление проекта бюджета Главой Республики Коми Государственному Совету Республики Коми - за 3 месяца до начала соответствующего финансового года;
5) согласование прогнозных показателей бюджетов с органами местного управления - за 4 месяца до начала нового финансового года;
6) утверждение республиканского бюджета Республики Коми - не позднее 15 декабря года, предшествующего новому финансовому году.
2. Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Коми представляется Главой Республики Коми Государственному Совету Республики Коми до 1 апреля года, следующего за отчетным.
3. По предложению Главы Республики Коми Государственный Совет Республики Коми может принять решение об изменении сроков, предусмотренных настоящей статьей.
Статья 27. Программы социально-экономического развития Республики Коми Виды программ социально-экономического развития Республики Коми, порядок их разработки и утверждения определяются законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Главы Республики Коми.
Порядок и объемы финансирования указанных программ за счет средств республиканского бюджета Республики Коми определяются законом о республиканском бюджете Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ним актами Главы Республики Коми.
Статья 28. Состав рабочей документации по проекту республиканского бюджета Республики Коми 1. В рабочую документацию к проекту республиканского бюджета Республики Коми входят:
1) описание методики расчета прогнозируемых контингентов доходов по источникам и расходов минимальных бюджетов (республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов) по отраслям хозяйства и социальной сферы;
2) перечень налоговых льгот, установленных законодательством Республики Коми, с указанием суммы выпадающих из республиканского бюджета Республики Коми доходов;
3) расчеты норм и нормативов республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов;
4) структура доходов и расходов республиканского бюджета Республики Коми (в абсолютных суммах и относительных показателях);
5) перечень расходов республиканского бюджета Республики Коми по программам и разделам бюджетной классификации;
6) перечень объектов строительства, планируемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Коми;
7) перечень защищенных статей расходов республиканского бюджета Республики Коми;
8) перечень и ставки налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории Республики Коми (кроме местных налогов и сборов);
9) нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, принятые в расчетах;
10) норматив оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету Республики Коми;
11) норматив формирования республиканского резерва непредвиденных расходов;
12) перечень дополнительных, по сравнению с законодательством Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Республики Коми, финансирование которых осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Коми;
13) перечень социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и финансируемых за счет республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов.
2. Методические материалы по составлению бюджета на планируемый год представляются Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми и местные представительные органы власти в обусловленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 26 настоящего Закона сроки.
Статья 29. Рассмотрение республиканского бюджета Республики Коми 1. Глава Республики Коми за три месяца до начала соответствующего финансового года представляет Государственному Совету Республики Коми бюджетное послание.
Глава Республики Коми выступает с бюджетным посланием перед Государственным Советом Республики Коми и направляет его для опубликования в средства массовой информации.
Бюджетное послание Главы Республики Коми должно включать в себя:
1) основные итоги деятельности органов исполнительной власти и оценку исполнения бюджетов за истекший период текущего финансового года;
2) прогноз основных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
3) перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию на соответствующий период с указанием объемов и источников финансирования;
4) основные направления бюджетно-финансовой политики в Республике Коми на предстоящий год;
5) проект сводного баланса финансовых ресурсов Республики Коми;
6) проект республиканского бюджета Республики Коми и рабочую документацию к нему;
7) расчеты объемов консолидированного бюджета Республики Коми.
2. В недельный срок со дня выступления Главы Республики Коми с бюджетным посланием Комитеты Государственного Совета проводят рассмотрение проекта республиканского бюджета Республики Коми и передают заключения в Комитет Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике.
3. Комитет Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике в двухнедельный срок со дня выступления Главы Республики Коми с бюджетным посланием обобщает замечания и предложения Комитетов Государственного Совета Республики Коми, министерств, ведомств, местных органов власти, населения Республики Коми и передает их на рассмотрение Главе Республики Коми.
5. Глава Республики Коми в недельный срок рассматривает замечания, предложения и представляет Государственному Совету Республики Коми проект республиканского бюджета Республики Коми для первого чтения.
6. В случае отклонения Главой Республики Коми предложений Комитета Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике Председатель Государственного Совета Республики Коми по согласованию с Главой Республики Коми создает паритетную согласительную комиссию по корректировке проекта республиканского бюджета Республики Коми.
7. Согласительная комиссия в течение семи дней с момента создания разрабатывает согласованный вариант республиканского бюджета Республики Коми, после чего Глава Республики Коми представляет уточненный проект республиканского бюджета Республики Коми на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми.
8. Представленный Главой Республики Коми для первого чтения уточненный проект республиканского бюджета Республики Коми в течение 7 дней рассматривается Государственным Советом Республики Коми.
Государственный Совет Республики Коми заслушивает доклад Главы Республики Коми или его представителя, содоклад председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике, рассматривает в первом чтении основные характеристики прогноза социально-экономического развития Республики Коми и утверждает основные показатели проекта республиканского бюджета Республики Коми, к которым относятся:
1) распределение доходов от налогов и сборов между республиканским бюджетом Республики Коми и местными бюджетами;
2) доходы республиканского бюджета Республики Коми в разрезе классификации доходов;
3) размеры несбалансированности (дефицит, профицит) республиканского бюджета Республики Коми;
4) общий объем расходов республиканского бюджета Республики Коми.
9. При отклонении проекта закона о республиканском бюджете Республики Коми в первом чтении согласительная комиссия по корректировке проекта республиканского бюджета Республики Коми, рассмотрев рекомендации Комитета Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике, в течение 7 дней разрабатывает согласованный вариант республиканского бюджета Республики Коми и представляет уточненный проект закона о республиканском бюджете Республики Коми на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми. Уточненный проект закона о бюджете рассматривается Государственным Советом Республики Коми в течение 7 дней.
10. В течение 7 дней после принятия законопроекта в первом чтении Комитеты Государственного Совета проводят его постатейное рассмотрение и направляют свои предложения в Комитет Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике.
11. Поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и подразделам расходной части республиканского бюджета Республики Коми, должны содержать предложения по снижению ассигнований по другим разделам расходной части либо указание на дополнительный источник дохода. Поправки, не отвечающие указанным требованиям и представленные не по форме или с нарушением срока, не принимаются к рассмотрению Комитетом Государственного Совета по бюджету, налогам и экономической политике.
12. Комитет Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике в течение 7 дней с приглашением авторов поправок, представителей Главы Республики Коми, специалистов проводит экспертизу поправок и готовит сводную таблицу поправок к законопроекту с рекомендациями Государственному Совету Республики Коми об их принятии или отклонении.
13. Государственный Совет Республики Коми после принятия законопроекта в первом чтении сразу может перейти к стадии второго чтения.
14. При рассмотрении и утверждении республиканского бюджета Республики Коми одновременно рассматриваются проекты бюджетов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов.
Статья 30. Утверждение республиканского бюджета Республики Коми 1. После подготовки Комитетом Государственного Совета по бюджету, налогам и экономической политике сводной таблицы поправок Государственный Совет Республики Коми рассматривает проект закона о республиканском бюджете Республики Коми во втором чтении.
2. На стадии второго чтения:
1) законопроект принимается за основу;
2) осуществляется постатейное обсуждение законопроекта с рассмотрением конкретных поправок к конкретным статьям;
3) закон принимается в целом.
На первом этапе второго чтения законопроект принимается за основу. Принятие законопроекта за основу является основанием для перехода к постатейному обсуждению, а также обсуждению поправок.
Законопроект, не принятый за основу, направляется Главе Республики Коми для продолжения работы над ним.
3. При рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете Республики Коми во втором чтении утверждаются:
1) ассигнования по разделам и подразделам расходной части республиканского бюджета Республики Коми в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
2) ассигнования по республиканским целевым программам;
3) верхний предел ассигнований по защищенным статьям республиканского бюджета Республики Коми в процентах к расходам республиканского бюджета;
4) перечень защищенных статей республиканского бюджета Республики Коми;
5) фиксированные доли (проценты) доходов, закрепляемых за местными бюджетами;
6) объем дотаций и субвенций, передаваемых в бюджеты районов, городов республиканского подчинения.
4. При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходной части республиканского бюджета Республики Коми первоначально рассматриваются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем рассматриваются и утверждаются поправки, предусматривающие увеличение расходной части республиканского бюджета Республики Коми. После рассмотрения поправок делается перерыв в рассмотрении данного вопроса для проведения подсчета итогов по расходной части республиканского бюджета Республики Коми.
5. В случае, если размер расходов республиканского бюджета Республики Коми с учетом принятых поправок превышает ранее утвержденный размер расходов республиканского бюджета Республики Коми, то проводится рейтинговое голосование по принятым поправкам или утверждается пакет взаимоувязанных поправок.
6. Если после утверждения ассигнований по защищенным статьям их доля в расходах республиканского бюджета Республики Коми оказывается выше ранее установленного предела, то проводится рейтинговое голосование по статьям, предложенным для включения в перечень защищенных статей, в рамках установленного предела ассигнований от расходов республиканского бюджета Республики Коми.
7. По результатам рассмотрения республиканского бюджета Республики Коми принимается закон Республики Коми.
8. В случае неутверждения республиканского бюджета Республики Коми или отдельных его статей (разделов) вступает в действие порядок расходования средств, предусмотренный пунктом 4 статьи 22 настоящего Закона.
Статья 31. Контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Коми 1. Глава Республики Коми ежегодно до 1 апреля следующего за отчетным года представляет в Государственный Совет Республики Коми отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за прошедший финансовый год.
2. Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за прошедший год должен включать в себя:
1) изложение итогов деятельности органов исполнительной власти за прошедший год;
2) анализ прогноза и выполнение программ социально - экономического развития Республики Коми;
3) фактический баланс финансовых ресурсов;
4) выполнение основных направлений бюджетно-финансовой политики;
5) подробный анализ и оценку исполнения бюджета, закона о республиканском бюджете Республики Коми;
6) информацию об исполнении предложений депутатов, Комитетов, решений Государственного Совета Республики Коми по бюджету за прошедший год.
3. Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Коми рассматривается Государственным Советом Республики Коми и утверждается законом Республики Коми.
4. Контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Коми осуществляется Государственным Советом Республики Коми в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.
Статья 32. Чрезвычайный бюджет 1. На территории Республики Коми в соответствии с решением Государственного Совета Республики Коми может вводиться чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения в Республике Коми.
2. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом.
Статья 33. Ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Неисполнение, а равно ненадлежащее исполнение настоящего Закона должностными лицами влечет за собой дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством.
2. Предложение о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица органа исполнительной власти Республики Коми вносится представительным органом власти Главе Республики Коми для принятия решения.".
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 11 Закона Республики Коми "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" вводится в действие после утверждения минимальных социальных норм и нормативов.
Главе Республики Коми привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом.
Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ г.Сыктывкар 9 декабря 1996 года № 43-РЗ