Clean Clean false false false false RU X-№O№E X-№O№E 1 /* Style Definitions */ table.Mso№ormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times №ew Roman","serif";} 4 ноября 1996 года № 347-III ------------------------------------------------------------------ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 04.03.1998 № 63-З О ВЫБОРАХ ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 1996 ГОДУ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы глав администраций районов, городов, сельсоветов,поселков осуществляется гражданами Республики Марий Эл, проживающимина территории соответствующего района, города, сельсовета, поселка наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании. 2. Глава администрации избирается сроком на четыре года. 3. Участие гражданина Республики Марий Эл в выборах главадминистраций является добровольным. Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается. Статья 2. Законодательство о выборах главы администрации Условия, порядок подготовки и проведения выборов главыадминистрации регулируются настоящим законом, иными законамиРеспублики Марий Эл, федеральным Законом "Об основных гарантияхизбирательных прав граждан Российской Федерации". Статья 3. Избирательное право 1. Право избирать глав администраций района, города, сельсовета,поселка принадлежит каждому гражданину Республики Марий Эл,проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнеговозраста. 2. Главой администрации района, города, сельсовета, поселка можетбыть избран гражданин Республики Марий Эл, постоянно проживающий натерритории Республики Марий Эл, не моложе 21 года и обладающийизбирательным правом. 3. Не обладают правом избирать и быть избранными граждане,признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местахлишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 4. Ограничения на право занятия должности главыадминистрации Глава администрации не имеет права: занимать оплачиваемые должности в государственных органах иобщественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях иорганизациях; состоять в руководящих органах зарегистрированных политическихпартий, движений, клубов или групп; состоять в правлениях или других органах управления предприятий,учреждений, организаций; состоять на действительной военной службе. Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признаниетерриториальной избирательной комиссией или соответствующим судомвыборов главы администрации недействительными. Статья 5. Дата выборов 1. Выборы глав местных администраций проводятся 22 декабря 1996года. 2. Сообщение о дате проведения выборов публикуется в печати. Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность глав местныхадминистраций 1. Право выдвижения кандидатов на должность главы администрациипринадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям,в том числе по месту работы, учебы и жительства. 2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижениекандидатов являются: региональные (местные) отделения общефедеральных партий,движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие ввыборах; местные отделения региональных партий и движений, устав которыхзарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл ипредусматривает участие в выборах; региональные отделения блоков партий, общественных объединений,создаваемых на период проведения выборов. 3. Партия, движение не могут входить в состав более чем одногоизбирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения всостав блока не могут выступать в качестве самостоятельногоизбирательного объединения. Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий по организации и проведению выборовглав администраций районов, городов, сельсоветов, поселковосуществляется за счет средств местного бюджета. Статья 8. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация и проведение выборов глав администраций районов,сельсоветов, поселков возлагается на территориальные и участковыеизбирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных сподготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределахсвоей компетенции независимы от государственных органов, органовместного самоуправления, общественных и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка ипроведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто игласно. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 9. Избирательный округ Избирательным округом по выборам главы администрации являетсятерритория в границах соответствующей административнотерриториальнойединицы. Статья 10. Избирательные участки 1. Проведение голосования и подсчет голосов гражданосуществляется участковыми избирательными комиссиями на избирательныхучастках, образованных для выборов Президента Республики Марий Эл. Статья 11. Порядок включения граждан в списки избирателей Порядок включения граждан в основной и дополнительный спискиизбирателей определяется статьями 23 и 24 Закона Республики Марий Эл"О выборах Президента Республики Марий Эл". Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 12. Система избирательных комиссий по выборам главадминистраций Подготовку и проведение выборов глав администраций в РеспубликиМарий Эл осуществляют: Центральная избирательная комиссия РеспубликиМарий Эл; территориальные избирательные комиссии: районные, городские,сельские, поселковые; участковые избирательные комиссии. Статья 13. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл,сформированная в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл,федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав гражданРоссийской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О Центральнойизбирательной комиссии Республики Марий Эл" оказывает методическую иорганизационно-техническую помощь избирательным комиссиям по выборамглав местных администраций. Статья 14. Порядок формирования территориальной (районной,городской и других) избирательной комиссии 1. Полномочия территориальных (районных, городских) избирательныхкомиссий по выборам глав администраций района, города осуществляютсярайонными, городскими избирательными комиссиями по выборам депутатоврайонных, городских собраний. 2. Территориальная (районная, городская, сельская, поселковая)избирательная комиссия формируется районным (городским) собранием непозднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарьтерриториальной (сельской, поселковой) избирательной комиссииизбираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членовизбирательной комиссии. 4. При формировании состава территориальной (сельской,поселковой) избирательной комиссии районное (городское) собраниеучитывает предложения общественных объединений, собраний избирателейпо месту работы, службы, учебы, жительства. 5. Каждый кандидат на должность главы местной администрациивправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правомсовещательного голоса и по одному наблюдателю в день голосования всоответствующие избирательные комиссии. Статья 15. Полномочия Центральной избирательной комиссииРеспублики Марий Эл 1. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл приподготовке и проведении выборов глав администраций города, района,сельсовета, поселка в пределах своих полномочий, установленныхзаконами Республики Марий Эл и федеральными законами: осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке ипроведении выборов; издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применениянастоящего закона, обязательных для всех избирательных комиссий,осуществляющих подготовку и проведение выборов; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателейи других избирательных документов; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями,транспортом, связью, рассматривает другие вопросыматериально-технического обеспечения выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия(бездействия) территориальных и участковых избирательных комиссий ипринимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные функции в пределах своих полномочий. 2. Решения Центральной избирательной комиссии Республики МарийЭл, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для всехгосударственных органов, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, предприятий, учреждений и организаций всех формсобственности, а также их должностных лиц. Статья 16. Полномочия территориальной (районной, городской)избирательной комиссии 1. Районная (городская) избирательная комиссия по выборам главадминистраций: а) организует подготовку и проведение выборов на соответствующейтерритории, информирует население; б) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность главыадминистрации района (города), их доверенных лиц и выдает имсоответствующие удостоверения; в) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов; г) руководит деятельностью других территориальных (сельсоветов,поселков) избирательных комиссий в районе (городе), а также участковыхизбирательных комиссий; д) распределяет денежные средства, выделенные из районного(городского) бюджета, по другим территориальным избирательнымкомиссиям и по участковым избирательным комиссиям района (города); е) заслушивает сообщения (сельских, поселковых) избирательныхкомиссий и участковых избирательных комиссий; ж) утверждает текст избирательного бюллетеня для выборов главыадминистрации района (города); з) обеспечивает изготовление бланков избирательных бюллетеней длявыборов главы администрации района (города), сельсовета и поселка; и) наблюдает за составлением списков избирателей ипредоставлением их для всеобщего ознакомления; к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности для всех кандидатов на должности глав администраций; л) организует доставку избирательных бюллетеней и иных документовизбирательным комиссиям; м) оказывает организационно-техническую помощь участковымизбирательным комиссиям в проведении голосования на избирательныхучастках; н) получает от соответствующих территориальных и участковыхизбирательных комиссий протоколы об итогах голосования по выборамглавы администрации района (города) и сведения об итогах выборов главадминистраций сельсовета (поселка); о) устанавливает и публикует в печати результаты выборов главыадминистрации района (города), а также публикует итоги голосования привыборах глав администраций сельсовета (поселка); п) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов; р) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой ипроведением выборов, в архив; с) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия другихтерриториальных (сельских, поселковых) избирательных комиссий иучастковых избирательных комиссий, принимает по ним решения; т) решает вопросы, связанные с отзывом главы администрации района(города); у) организует встречи кандидатов на должность глав администрацийи их доверенных лиц с избирателями; ф) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимзаконом и федеральными законами; х) организует досрочное голосование в помещении районной(городской) избирательной комиссии. 2. Полномочия районной (городской) избирательной комиссиипрекращаются с момента образования районной (городской) избирательнойкомиссии в новом составе в связи с назначением очередных выборов главадминистраций. Статья 17. Полномочия территориальной (сельской, поселковой)избирательной комиссии 1. Сельская (поселковая) избирательная комиссия по выборам главадминистраций: а) организует подготовку и проведение выборов на территориисельсовета, поселка, информирует население; б) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий; в) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность главыадминистрации сельсовета, поселка, их доверенных лиц и выдает имсоответствующие удостоверения; г) информирует население о составе зарегистрированных кандидатов; д) распределяет денежные средства по участковым избирательнымкомиссиям; е) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий; ж) утверждает текст избирательного бюллетеня для выборов главадминистраций сельсовета (поселка); з) обеспечивает своевременную подачу заявки в районную(городскую) избирательную комиссию на изготовление бланков бюллетенейдля выборов главы администрации сельсовета (поселка) и финансированиезатрат на него; и) наблюдает за составлением списков избирателей ипредоставлением их для всеобщего ознакомления; к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности для всех кандидатов на должность главы администрациисельсовета (поселка); л) рассматривает заявления и жалобы на решения и действияучастковых избирательных комиссий, принимает по ним решения; м) обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и иныхдокументов участковым избирательным комиссиям; н) оказывает организационно-техническую помощь участковымизбирательным комиссиям в проведении голосования на избирательныхучастках; о) получает от участковых избирательных комиссий протоколы орезультатах голосования по выборам главы администрации района(города), главы администрации сельсовета (поселка); п) устанавливает итоги выборов главы администрации сельсовета(поселка); р) передает в районную (городскую) избирательную комиссиюпротоколы об итогах голосования по выборам главы администрации района(города), сведения о выбранном главе администрации сельсовета(поселка); с) информирует население сельсовета (поселка) об итогах выборовглавы администрации сельсовета (поселка); т) организует досрочное голосование в помещении сельской(поселковой) избирательной комиссии; у) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов; ф) обеспечивает соблюдение порядка и сроков храненияизбирательных документов; х) решает вопросы, связанные с проведением отзыва главыадминистрации сельсовета (поселка); ц) организует встречи кандидатов и их доверенных лиц сизбирателями; ч) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимзаконом и федеральными законами. 2. Полномочия сельской (поселковой) избирательной комиссиипрекращаются с момента образования сельской (поселковой) избирательнойкомиссии в новом составе в связи с назначением очередных выборов главыадминистрации. Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) оповещает население об адресе и о номере телефона участковойизбирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и местеголосования; б) составляет списки избирателей; в) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей,принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в спискеизбирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующихизменений; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов впорядке и объемах, предусмотренных настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования,избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в деньвыборов, а также досрочное голосование; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосованияна участке; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовкивыборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящимзаконом и федеральными законами. 2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекаетпосле официального опубликования результатов выборов главадминистраций. Статья 19. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязанприсутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 2. В состав избирательных комиссий не могут входит кандидаты надолжность главы местных администраций, их доверенные лица, супруги иблизкие родственники, а также лица, находящиеся у них внепосредственном подчинении. 3. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так исовещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующейизбирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вноситьпредложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующейизбирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы всоответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материаламисоответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательныхкомиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательнойкомиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса можетбыть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии доистечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, вслучаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной формео сложении своих полномочий; вступления в законную силу обвинительного приговора суда вотношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившимв законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестноотсутствующим или умершим. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссиипроизводится в порядке, установленном настоящим законом. 5. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса,освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основнойработы, оплата труда производится за счет средств, выделенных напроведение выборов не ниже средней заработной платы по основному местуработы. В этот период они не могут быть по инициативе администрации(работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены надругую работу. 6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса впериод подготовки и проведения выборов не могут быть привлечены безсогласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности илиподвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебномпорядке. Статья 20. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно иоткрыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствоватькандидаты на должность главы администраций города, района, сельсовета,поселка и их доверенные лица, уполномоченные представителиизбирательных объединений, избирательных блоков, инициативных группизбирателей и представители средств массовой информации. Решения избирательной комиссии могут публиковаться в печати ипередаваться другими средствами массовой информации. 2. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итогирегистрации кандидатов, их биографические данные, итоги голосования покаждому кандидату или результаты выборов главы администрации. 3. В день голосования с момента начала работы участковойизбирательной комиссии до окончания оформления документов об итогахголосования на избирательных участках вправе присутствовать доверенныелица, наблюдатели, направленные кандидатами, общественными иизбирательным объединениями, избирательными блоками, иностранные(международные) наблюдатели, а также представители средств массовойинформации. 4. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменнойформе кандидатом, общественным или избирательным объединением,избирательным блоком, чьи интересы он определяет, с указанием егофамилии, имени и отчества, места жительства, номера избирательногоучастка, на который он направляется. Данный документ действителентолько при предъявлении паспорта либо документа, его заменяющего(удостоверения личности). Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют своюдеятельность в соответствии с федеральными законами. 5. Наблюдатель вправе: присутствовать при голосовании избирателей, которые по состояниюздоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещениедля голосования; знакомиться со списками избирателей; обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями изамечаниями; обжаловать действия (бездействие) участковой избирательнойкомиссии в территориальную избирательную комиссию. 6. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии недопускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваютсяучастковой избирательной комиссией, а при необходимости - на заседанииучастковой избирательной комиссии. Статья 21. Организация работы избирательных комиссий 1. Информация о составе избирательных комиссий публикуется всредствах массовой информации не позднее чем на третий день с моментаобразования этих комиссий. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если нанем присутствует не менее половины членов комиссии с правом решающегоголоса. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинствомголосов от присутствующих на заседании членов комиссии. 4. Решения о регистрации кандидата на должность главыадминистрации и подведение итогов голосования принимаются большинствомголосов от общего числа членов избирательной комиссии. 5. При принятии решения избирательными комиссиями, имеющими всвоем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса,в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателяявляется решающим. 6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказатьособое мнение, которое должно быть доведено председателемизбирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссиине позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в деньвыборов - немедленно. 7. Решение избирательной комиссии, противоречащее законамРеспублики Марий Эл и федеральным законам либо принятое избирательнойкомиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отменевышестоящей избирательной комиссией или судом. 8. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах ихполномочий, обязательны для органов государственной власти и органовместного самоуправления, а также для нижестоящих избирательныхкомиссий. 9. Заседания избирательных комиссий созываются и проводятсяпредседателем или по его поручению заместителем председателяизбирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию неменее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. 10. Председатель, заместитель председателя, секретарь или членизбирательной комиссии по решению комиссии в период избирательнойкампании могут работать на постоянной основе. 11. Оплата работы проводится в пределах бюджетных ассигнований,выделенных на содержание соответствующих, но не менее среднейзаработной платы по основному месту работы. 12. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствоватьпредставители средств массовой информации по предъявлениисоответствующих документов. 13. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссийизвещаются представители заинтересованных сторон. 14. Протоколы избирательной комиссии подписываютсяпредседательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. 15. Все государственные органы, органы местного самоуправления, атакже их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиямсодействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 22. Обжалование решений и действий избирательной комиссии 1. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательнойкомиссии Республики Марий Эл и ее должностных лиц могут бытьобжалованы в Верховный суд Республики Марий Эл. 2. Решения и действия (бездействие) территориальных и участковыхизбирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы ввышестоящую избирательную комиссию либо в суд. Предварительноеобращение в вышестоящую избирательную комиссию не являетсяобязательным условием для обращения в суд. 3. Районная (городская) избирательная комиссия в пределах своейкомпетенции рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие)сельских (поселковых), а также участковых избирательных комиссий и ихдолжностных лиц и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответпо существу, а в день выборов - немедленно. 4. Сельская (поселковая) избирательная комиссия в пределах своейкомпетенции рассматривает жалобы на решения и действия (бездействия)участковых избирательных комиссий и их должностных лиц и обязана непозднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в деньвыборов - немедленно. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 23. Понятие избирательного объединения 1. Избирательным объединением является структурная организациярегионального, местного отделения общефедеральных партий, движений,иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированыМинистерством юстиции Российской Федерации и предусматривают участие ввыборах, структурные организации местных отделений региональных партийи движений, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстицииРеспублики Марий Эл и предусматривают участие в выборах не позднее чемза шесть месяцев до объявления для выборов". Статья 24. Избирательные блоки 1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумяобщественными объединениями, являющимися избирательными объединениямив соответствии со статьей 24 настоящего закона. 2. В случае, если общественное объединение входит в составизбирательного блока, оно не может выступать в период проведениявыборов в качестве самостоятельного избирательного объединения иливходить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде(конференции) общественного объединения. 3. Избирательные блоки регистрируются районной (городской)избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем запять дней после представления в районную (городскую) избирательнуюкомиссию протоколов съездов (конференций) общественных объединений срешениями о вхождении в избирательный блок и совместного решенияобщественных объединений, подписанного уполномоченными представителямиэтих общественных объединений, о создании избирательного блока. Статья 25. Уполномоченные представители избирательногообъединения, избирательного блока и инициативной группы избирателей Избирательное объединение, избирательный блок и инициативнаягруппа избирателей назначают представителей, уполномоченных всоответствии с настоящим законом представлять их по всем вопросам,связанным с участием избирательного объединения, избирательного блокаи инициативной группы избирателей в выборах, в том числе и пофинансовым вопросам. Статья 26. Участие избирательных объединений, избирательныхблоков, инициативных групп избирателей в выборах Избирательные объединения, избирательные блоки, инициативныегруппы избирателей участвуют в выборах на равных основаниях в порядке,установленном настоящим законом. Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ Статья 27. Выдвижение кандидата на должность главы администрациирайона (города), сельсовета (поселка) избирательным объединением,избирательным блоком 1. Выдвижение кандидата на должность главы администрации района(города), сельсовета (поселка) производится на собраниях(конференциях) избирательного объединения. 2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинутьтолько одного кандидата на должность главы местной администрации. 3. Решение о выдвижении кандидата принимается как тайным, так иоткрытым голосованием. 4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигатькандидатом на должность главы местной администрации лицо, неявляющееся членом входящих в них общественных объединений. 5. Уполномоченные представители избирательного объединенияпротокол с решением съезда (конференции) общественного объединения овыдвижении кандидата на должность главы администрации района (города)представляют в районную (городскую) избирательную комиссию, протокол срешением съезда (конференции) о выдвижении кандидата на должностьглавы администрации сельсовета (поселка) - в соответствующую сельскую(поселковую) избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидатадолжны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, местоработы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства. 6. Одновременно с этими документами представляются: копиясвидетельства о регистрации общественного объединения(республиканского отделения), зарегистрированный устав общественногообъединения, состав уполномоченных представителей избирательногообъединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, местажительства каждого из уполномоченных представителей избирательногообъединения, а также оформленная в установленном законом порядкедоверенность на уполномоченных представителей избирательногообъединения. Республиканские отделения общероссийских имежрегиональных общественных объединений, не принявшие свой устав идействующие на основании устава того общественного объединения,отделением которого они являются, кроме указанных документов,представляют письмо центрального руководящего органа о наличииуказанного отделения, его местонахождения, а также со сведениями о егоруководящих органах. 7. Уполномоченные представители избирательного блока одновременнос документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи,представляют в соответствующие территориальные избирательные комиссиипротоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями овхождении в избирательный блок и совместное решение данныхобщественных объединений о создании избирательного блока, подписанноеуполномоченными представителями этих общественных объединений. Статья 28. Выдвижение кандидата на должность главы администрациирайона (города), сельсовета (поселка) непосредственно избирателями 1. Каждый гражданин или группа граждан Республики Марий Эл,проживающие на территории района (города), сельсовета (поселка),обладающие активным избирательным правом, могут образоватьинициативную группу избирателей в количестве не менее 10 человек длявыдвижения кандидата на должность главы администрации района, города ине менее пяти человек - на должность главы администрации сельсовета(поселка). 2. О своей инициативе инициативная группа избирателей письменноуведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществлятьсярегистрация данного кандидата. В уведомлении должны быть указаныфамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, занимаемаядолжность (род занятий) и место жительства кандидата. 3. Поддержка выдвижения кандидата непосредственно избирателямипроизводится путем сбора подписей избирателей инициативной группой. Статья 29. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главыместной администрации 1. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главы местнойадминистрации начинается со дня официального опубликования районным(городским) собранием информации о сформированных территориальныхизбирательных комиссиях по выборам глав администраций, послеуведомления территориальной избирательной комиссии об инициативе. 2. В поддержку выдвижения кандидата на должность главыадминистрации района, города, поселка должно быть собрано не менееодного процента подписей избирателей от общего числа избирателей,проживающих на территории района, города, поселка. 3. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главыадминистрации сельсовета не проводится, кроме поселка городского типа. 4. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата проводится поместу работы ( в том числе и в трудовых коллективах), службы, учебы ижительства. Подписи могут собираться только среди избирателей натерритории того района, города, поселка на должность главыадминистрации которого выдвигается кандидат. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любыхформах со стороны лица, собирающего подписи. 5. Подписные листы изготовляются инициаторами сбора подписей поформе, установленной в приложении к настоящему закону. В каждомподписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения,место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительствакандидата и название района (города), сельсовета (поселка), надолжность главы администрации которого он выдвигается. 6. Избиратель, ставя свою подпись на избирательном листе,указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения (в возрасте 18лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию иномер паспорта или заменяющего его документа (удостоверения личности),дату внесения подписи. Избиратель вправе ставить свою подпись только один раз вподдержку одного и того же кандидата. Подписной лист удостоверяется подписью лица, собравшего подписи(с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса местажительства, серии и номера его паспорта либо удостоверения личности),и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Статья 30. Регистрация кандидатов на должность главыадминистрации района (города), сельсовета, поселка 1. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносятподписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться надолжность главы местной администрации в соответствующуютерриториальную избирательную комиссию не позднее 27 дней до днявыборов. 2. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижениекандидата требованиям настоящего закона и в течение пяти днейрегистрирует его с опубликованием данных о нем в районной (городской)печати и выдачей ему удостоверения о регистрации с указанием ее даты ивремени. 3. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся вподписных листах или в достоверности подписей, территориальнаяизбирательная комиссия организует проверку подписных листов. 4. В регистрации кандидата может быть отказано только в случаенарушения Конституции Республики Марий Эл, Конституции РоссийскойФедерации, федерального Закона "Об основных гарантиях избирательныхправ граждан Российской Федерации" и настоящего закона.Территориальная избирательная комиссия выносит мотивированное решениеоб отказе в регистрации кандидата. Указанное решение доводится досведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должностьглавы местной администрации. 5. Решение территориальной избирательной комиссии об отказе врегистрации кандидата может быть обжаловано в районный (городской)суд. Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение трех дней. 6. В случае, если в срок, указанный в п.1 настоящей статьи будетзарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются порешению соответствующей районной (городской), сельской (поселковой)избирательной комиссии на 30 дней для дополнительного выдвижениякандидатов. 7. Если в день выборов остаются менее двух зарегистрированныхкандидатов, выборы откладываются по решению соответствующейизбирательной комиссии на 60 дней для дополнительного выдвижениякандидатов. Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ Статья 31. Равенство прав и обязанностей кандидатов Все зарегистрированные кандидаты на должность главысоответствующей администрации района (города), сельсовета (поселка)обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 32. Права и обязанности кандидата 1. Кандидату на должность главы администрации района (города),сельсовета (поселка) по его личному заявлению предоставляетсянеоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликованиярезультатов выборов. В течение этого срока зарегистрировавшая егоизбирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку ипроведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию вразмере минимального размера оплаты труда, установленного федеральнымзаконом на день назначения выборов. 2. Кандидат не может быть уволен с работы по инициативеадминистрации (работодателя), переведен без его согласия на другуюработу или должность, в том числе в другую местность, а такженаправлен в командировку, призван на военную службу и на военные сборысо дня регистрации до дня официального опубликования общих итоговвыборов. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовойстаж по той специальности или должности, по которой он работал до днярегистрации. 3. Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования итоговвыборов включительно имеет право на территории района (города),сельсовета (поселка), на должность главы которого он баллотируется,бесплатно пользоваться любым видом общественного транспорта, крометакси. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательнойкомиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 4. Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовнойответственности, арестован или подвергнут мерам административноговзыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия прокурораРеспублики Марий Эл. 5. Кандидат может иметь до 15 доверенных лиц, регистрируемых тойже избирательной комиссией, которая его зарегистрировала. Доверенныелица должны отвечать требованиям статьи 3 настоящего закона.Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссииудостоверения и ведут агитационную деятельность, способствующуюизбранию кандидата на должность главы местной администрации. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое времяотозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию,которая аннулирует выданные им удостоверения. 6. Кандидат вправе не позднее трех суток до дня выборов снятьсвою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к томуобстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на егосчет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенныена предвыборную кампанию. Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 33. Предвыборная агитация и сроки ее проведения 1. Граждане Республики Марий Эл, кандидаты на должность главместных администраций, избирательные объединения, избирательные блоки,инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводитьпредвыборную агитацию. 2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространятьлюбые агитационные предвыборные материалы: органам государственной власти Республики Марий Эл, органамместного самоуправления, а также их должностным лицам при исполненииими служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. 3. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатови заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня,предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий емудень любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещенийизбирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 4. Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборныхсобраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов идискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборныхмероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных ииных агитационных материалов. 5. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемойпредоставлением избирателям бесплатно или на льготных условияхтоваров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, атакже выплатой денежных средств. 6. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовойинформации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы,участвовать в освещении выборов через данные средства массовойинформации, если указанные лица являются кандидатами на должности главместных администраций, либо их доверенными лицами. Статья 34. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправленияобязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведениипредвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц сизбирателями. Заявления о выделении помещений для проведения такихсобраний и встреч рассматриваются соответствующими органами местногосамоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке,устанавливаемом районной (городской) избирательной комиссией. 2. Владельцы помещений, находящихся в государственной либомуниципальной собственности, обязаны по требованию избирательныхкомиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленноевремя для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этомизбирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможностикандидатам. Статья 35. Недопустимость злоупотребления правом на проведениепредвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускаетсязлоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы,агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях,митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывык насильственному изменению основ конституционного строя и нарушениюцелостности Республики Марий Эл и Российской Федерации. Запрещаютсяагитация или пропаганда социального, расового, национального,религиозного или языкового превосходства, призывы к захвату власти,насильственному изменению конституционного строя и нарушениюцелостности государства, пропаганда войны. 2. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленногопорядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность опротивоправных выступлениях или о распространении противоправныхагитационных материалов, они принимают меры по пресечению этойдеятельности и вправе обратиться в соответствующие органы спредставлением о пресечении противоправной агитационной деятельности,а также в суд с представлением об отмене решения о регистрациикандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневныйсрок, а за три дня до выборов - немедленно. Статья 36. Предвыборная агитация через средства массовойинформации 1. Предвыборная агитация через средства массовой информацииосуществляется в виде публичных предвыборных дебатов и "круглыхстолов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политическойрекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат надолжность главы местной администрации, избирательные объединениявправе самостоятельно определять форму и характер предвыборнойагитации. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей которыхвыступают органы местного самоуправления, а равно средства массовойинформации, полностью или частично финансируемые за счетгосударственных средств или средств органов местного самоуправления,обязаны создавать равные возможности для предвыборных выступленийкандидатов. Статья 37. Условия проведения предвыборных собраний, встреч скандидатами 1. Государственные органы и органы местного самоуправленияобязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям ворганизации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов идоверенных лиц с избирателями. 2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собранийи встреч рассматриваются соответствующими государственными органами иорганами местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи иудовлетворяются в порядке, установленном территориальной избирательнойкомиссией. 3. По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные дляпроведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной илимуниципальной собственности, безвозмездно предоставляются впользование на установленное избирательной комиссией время для встречкандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательныекомиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов иизбирательных объединений. Не могут предоставляться для этих целейздания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценныхобъектов культурного наследия народов Российской Федерации иРеспублики Марий Эл. Статья 38. Распространение агитационных печатных материалов 1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки,инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно выпускатьплакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 2. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию оборганизациях и о лицах, ответственных за их выпуск. 3. Запрещается распространение анонимных агитационных печатныхматериалов. 4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любомпомещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласиясобственника или владельца указанных объектов. 5. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов напамятниках, обелисках, сооружениях, имеющих историческую, культурнуюили архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссиии в помещении для голосования. 6. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная администрацияобязана выделить специальные места для вывешивания или расклейкиагитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны дляпосещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределахтерритории каждого избирательного участка. Глава VIII. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ Статья 39. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные на организацию и проведение выборов главадминистраций района (города), сельсовета (поселка), поступают изместного бюджета в распоряжение районной (городской), сельской(поселковой) избирательных комиссий в пятидневный срок со дняформирования данных комиссий и распределяются ими между избирательнымикомиссиями. 2. Районная (городская) избирательная комиссия представляет врайонное (городское) собрание и главе администрации района (города)отчет о расходовании средств, выделенных на организацию и проведениевыборов главы администрации района (города), не позднее 2 месяцевпосле официального опубликования результатов выборов. Сельская (поселковая) избирательная комиссия представляет главеадминистрации сельсовета (поселка) отчет о расходовании средств,выделенных на организацию и проведение выборов главы администрациисельсовета (поселка), не позднее 2 месяцев после официальногоопубликования результатов выборов. Статья 40. Избирательный фонд кандидата 1. Кандидаты используют для финансирования предвыборной агитациисредства, выделенные кандидату районной (городской), сельской(поселковой) избирательной комиссией, а также вправе создаватьсобственные избирательные фонды. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальныхвременных счетах в отделениях Банка Республики Марий ЭлСберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжениясредствами избирательного фонда для указанных целей принадлежитисключительно сформировавшему этот фонд кандидату. Отделения Банка Республики Марий Эл Сберегательного банкаРоссийской Федерации открывают кандидатам на основе сообщения вписьменной форме соответствующей избирательной комиссии специальныевременные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующихденежных средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитациюсоответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, которые не могут превышатьминимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов: а) для кандидата на должность главы администрации района (города)более чем в 100 раз; б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета(поселка) - более чем в 50 раз; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвований физического лица в избирательный фондкандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда,установленный федеральным законом на день назначения выборов: а) для кандидата на должность главы администрации района (города)- более чем в 10 раз; б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета(поселка) - более чем в 5 раз. Размер пожертвований юридического лица в избирательный фондкандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда,установленный, федеральным законом на день назначения выборов: а) для кандидата на должность главы администрации района (города)- более чем в 100 раз; б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета(поселка) - более чем в 50 раз. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц, не имеющих гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доляиностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов; международных организаций и международных общественных движений; органов местного самоуправления, государственных и муниципальныхпредприятий, учреждений и организаций; воинских частей, военных организаций и учреждений; благотворительных организаций и религиозных объединений. Банки предоставляют соответствующей избирательной комиссиисведения о поступлении средств на специальные временные счетакандидатов в трехдневный срок со дня их поступления. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фондыкандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих правоосуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающихпредусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернутьэти пожертвования полностью или часть их, превышающую установленныйразмер пожертвований. Анонимные пожертвования перечисляются в доходгосударства. 5. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства дляведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших визбирательные фонды. 6. Банки предоставляют сведения о расходовании денежных средств,находящихся на специальных временных счетах кандидатов,соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в письменнойформе. 7. Если кандидат использовал иные денежные средства для веденияпредвыборной агитации, помимо средств, поступивших в его избирательныйфонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд спредставлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанноепредставление рассматривается судом в трехдневный срок, а за три днядо дня выборов - немедленно. 8. Все финансовые операции со специальными временными счетамикандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов,прекращаются в день выборов. Статья 41. Порядок расходования денежных средств 1. Порядок учета расходования денежных средств, выделенныхкандидату для финансирования предвыборной агитации, устанавливаетсярайонной (городской) избирательной комиссией. 2. Не позднее 14 дней после определения результатов выборов лицо,бывшее кандидатом на должность главы администрации, обязанопредставить в соответствующую территориальную избирательную комиссиюфинансовый отчет, в котором указываются все затраты, совершенные вцелях предвыборной агитации. 3. Кандидаты на должность главы администрации не позднее чемчерез 14 дней после дня выборов возвращают соответствующимтерриториальным избирательным комиссиям неизрасходованные денежныесредства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеруденежных средств, выделенных им избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства поуказанию территориальной избирательной комиссии перечисляютсяотделениями банка на счет территориальной избирательной комиссии вбесспорном порядке. 4. Остатки денежных средств на счетах бывших кандидатов, послеокончания выборов перечисляются ими пропорционально вложеннымсредствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц,осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешениясоответствующей избирательной комиссии. 5. Участковые избирательные комиссии представляют вышестоящимизбирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее пяти дней со дняопубликования результатов выборов. Глава IX. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 42. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется враспоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующейместной администрации. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в которомразмещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты длятайного голосования. Кабины, специально оборудованные места иликомнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменнымипринадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. 3. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход изних, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться вполе зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 4. В помещении для голосования либо непосредственно перед нимучастковая избирательная комиссия оборудует стенд, на которомпомещаются образцы заполнения бюллетеней и информационные материалыобо всех выдвинутых на должность главы администрации района (города) ина должность главы администрации сельсовета (поселка) кандидатах. Винформационных материалах о них, а также в их предвыборных платформахне должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненныхизбирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержатьфамилии баллотирующихся кандидатов. Статья 43. Избирательные бюллетени 1. Для выборов глав администраций каждый избиратель получаетизбирательные бюллетени по форме, установленной Центральнойизбирательной комиссией Республики Марий Эл. 2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии,имена и отчества всех зарегистрированных по соответствующемуадминистративно-территориальному образованию кандидатов и их данные,предусмотренные частью пятой статьи 27 или частью второй статьи 28настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате помещаетсяпустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Противвсех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение опорядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Порешению соответствующей избирательной комиссии (районной, городской,сельской, поселковой) избирательные бюллетени в необходимых случаяхпечатаются на языках народов Республики Марий Эл на территориях ихкомпактного проживания. 5. Избирательные бюллетени для выборов глав администрацийпечатаются по распоряжению соответствующих районных (городских)избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получаютбюллетени от районных (городских) избирательных комиссий не позднеечем за три дня до выборов. Число избирательных бюллетеней,передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышатьчисло избирателей, включенных в списки избирателей по избирательномуокругу более чем на 0,5 процента. На лицевой стороне в правом верхнемуглу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковойизбирательной комиссии, которые заверяются печатью участковойизбирательной комиссии. Передача бюллетеней избирательными комиссиями производится поакту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается вкомиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившейбюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой комиссии, выдавшей иполучившей бюллетени, и заверяют печатью районной (городской),поселковой или сельской избирательной комиссии, выдавшей бюллетени. После подведения итогов голосования акты передаются и хранятсявместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для храненияпротоколов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов на должность главыадминистрации до дня выборов, но после изготовления избирательныхбюллетеней, участковые избирательные комиссии по указаниюсоответствующих районных (городских) избирательных комиссийвычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 44. Порядок голосования 1. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцатидвух часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссииобязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дняего проведения. Если на избирательных участках проголосовали все избиратели,включенные в список избирателей, участковая избирательная комиссияможет объявить голосование законченным раньше времени, установленнымчастью первой настоящей статьи. 2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинамбудет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосоватьдосрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении соответствующейтерриториальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (не ранее чемза 3 дня до выборов) избирательной комиссии, при этом не допускаетсянарушение тайны голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещаетв конверт, который заклеивает и передает дежурному членусоответствующей территориальной или участковой избирательной комиссии.На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссиисоответственно территориальной или участковой избирательной комиссии,которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии.Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавшихизбирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковуюизбирательную комиссию не позднее чем за дня три до дня выборов. В случае досрочного голосования в помещении территориальнойизбирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, натерритории которой проживает данный избиратель, делает всоответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (послепоступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конвертас избирательными бюллетенями из территориальной избирательнойкомиссии) и расписывается. 3. В восемь часов в день выборов председатель участковойизбирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым ипредъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателями наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этимопечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссиипредъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшимиизбирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта,наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствиеколичества конвертов числу соответствующих отметок в спискеизбирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из нихизбирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. После этогопредседатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателейприступить к голосованию. 4. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляетв списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего егоудостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номерпредъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личностимогут быть внесены в список избирателей членом участковойизбирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи ирасписывается. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельнорасписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправевоспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковойизбирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Каждый избиратель голосует лично. Заполнение избирательныхбюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте иликомнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствиекого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнитьизбирательные бюллетени, вправе приглашать в кабину, специальнооборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, заисключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лицкандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Фамилияэтого лица указывается в списке избирателей рядом с подписьюизбирателя о получении избирательных бюллетеней. 5. В избирательном бюллетене по выборам главы администрацииизбиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии тогокандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенномнапротив строки "против всех кандидатов". 6. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательныйящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членовучастковой избирательной комиссии и наблюдателей. 7. Председатель участковой избирательной комиссии следит запорядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всехприсутствующих в помещении для голосования обязательны. В случаеотсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяетзаместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при егоотсутствии - секретарь или иной член участковой избирательнойкомиссии, уполномоченный ею. 8. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечитьвозможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числеизбирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительнымпричинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно бытьнеобходимое количество переносимых избирательных ящиков, котороеопределяется решением территориальной избирательной комиссии.Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещении дляголосования должно быть подтверждено избирателем в письменной формепри прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Взаявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и всписке избирателей. После получения избирательного бюллетеняизбиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям,получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а такжечисло использованных и возвращенных избирательных бюллетенейотмечается в отдельном акте. При проведении голосования вне помещениядля голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращениичленов участковой избирательной комиссии в помещении для голосованияпереносной избирательной ящик не вскрывается до начала подсчетаголосов избирателей. 9. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняетсяот участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения дляголосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиятьна волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковойизбирательной комиссией. Статья 45. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковойизбирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательныебюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся впомещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков членов избирательнойкомиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов,избирательные объединения, если они находятся в помещении дляголосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательныебюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заноситсяв протокол об итогах голосования, после чего председатель участковойизбирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб наизбирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденностичленам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и довереннымлицам кандидатов и вскрывает избирательные ящики. Вскрытиеизбирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносныхизбирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней,находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должнопревышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведенииголосовании вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большегочисла бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательныебюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаютнедействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательнойкомиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения дляголосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу обитогах голосования. 4. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяютсябюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официальнолибо не заверенные комиссией и недействительные избирательныебюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, покоторым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности,такие, в которых любой знак проставлен более чем в одном квадрате,либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомненияучастковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. Припринятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительнымизбирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причинынедействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трехчленов участковой избирательной комиссии. Недействительныеизбирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательныхбюллетеней. 5. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственночленами участковой избирательной комиссии с правом решающего голосабез перерыва до получения итогов голосования, о которых должны бытьизвещены все члены избирательной комиссии, а также наблюдатели. 6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол обитогах голосования. В каждый протокол вносятся следующие данные: число избирателей, внесенных в список избирателей, включаяизбирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям наизбирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); число действительных избирательных бюллетеней; число недействительных избирательных бюллетеней (в том числеотдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащихотметок ни по одной из позиций). Дополнительно к этим сведениям в протокол об итогах голосованиявносятся: фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные овнесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов. 7. Указанный протокол составляется в трех экземплярах вприсутствии всех членов участковой избирательной комиссии,наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членамиучастковой избирательной комиссии. Член участковой избирательнойкомиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным егоположением, вправе приложить к нему свое особое мнение, о чем впротоколе делается соответствующая запись. 8. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления)на нарушение настоящего закона, поступившие в участковую избирательнуюкомиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательнойкомиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 9. Не допускается заполнение протокола об итогах голосованиякарандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Привыявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательнойкомиссию, а также при сомнении в правильности составления протоколавышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторномподсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательнойкомиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковойизбирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящейизбирательной комиссии. 10. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссиипосле его подписания незамедлительно направляется в соответствующуютерриториальную избирательную комиссию. 11. Второй экземпляр протокола вместе с опечатаннымиизбирательными бюллетенями, со списками членов участковойизбирательной комиссии правом совещательного голоса, наблюдателей откандидатов, избирательных объединений, представителей средств массовойинформации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей,хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ееработы. 12. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомлениядоверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям,членам участковой избирательной комиссии с правом совещательногоголоса, представителям средств массовой информации. 13. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени,передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии непозднее чем через три дня после официального объявления результатоввыборов по избирательному округу. Статья 46. Установление общих итогов голосования 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий повыборам глав администраций районов (городов), сельсоветов (поселков)районная (городская), сельская (поселковая) избирательная комиссия непозднее через день после проведения выборов устанавливает общие итогивыборов. 2. Территориальная (районная, городская) избирательная комиссияопределяет: число участковых избирательных комиссий, образованных дляпроведения выборов; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основекоторых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей, включаяизбирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательнымкомиссиям; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям наизбирательных участках в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число недействительных избирательных бюллетеней (в томчисле отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, несодержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетенькандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя и отчество избранного кандидата. 3. Избранным считается кандидат на должность главы администрации,который получил наибольшее число голосов избирателей, принявшихучастие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосовизбранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Территориальная (районная, городская) избирательная комиссияпризнает выборы главы администрации недействительными, если допущенныепри их проведении нарушения настоящего закона не позволяют сдостоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Территориальная (районная, городская) избирательная комиссияпризнает выборы не состоявшимися, если в выборах приняло участие менее25 процентов зарегистрированных избирателей. 4. Протокол территориальной (районной, городской) избирательнойкомиссии об итогах голосования по выборам главы администрации района,города составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членамирайонной, городской избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола вместе со сводной таблицей об итогахголосования, включающий в себя полные данные протоколов всехучастковых избирательных комиссий, жалобы (заявления) на нарушениянастоящего закона, поступившие в территориальную (районную, городской)избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей,представителей средств массовой информации, присутствующих приустановлении итогов голосования и составления протокола, хранится усекретаря комиссии до окончания ее работы. Второй экземпляр протокола передается в соответствующее районное(городское) собрание. Третий экземпляр протокола и сводная таблица по требованиюпредоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов надолжность главы администрации, наблюдателям, членам территориальной(районной, городской) избирательной комиссии с правом совещательногоголоса, представителям средств массовой информации. 5. Если выборы главы администрации района, города были признанынесостоявшимися или недействительными районная (городская)избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательномокруге повторных выборов. При этом она может принять решение онеобходимости замены состава участковых комиссий. Голосованиепроводится на тех же избирательных участках и по тем же спискамизбирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов. Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок послепредыдущих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение ирегистрация кандидатов, другие мероприятия проводятся в порядке,установленном настоящим законом. Сообщение о проведении повторныхвыборов публикуется в печати. В случае проведения повторных выборов кандидатами на должностьглавы администрации района (города) не могут быть вновь выдвинутыкандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием дляпризнания общих выборов недействительными. 6. Сельская (поселковая) избирательная комиссия определяет: число участковых избирательных комиссий, образованных дляпроведения выборов; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основекоторых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей, включаяизбирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям наизбирательных участках в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,проголосовавшим вне помещений для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносныхизбирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленнойформы); общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число недействительных избирательных бюллетеней (в томчисле отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, несодержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетенькандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя и отчество избранного кандидата. 7. Избранным считается кандидат на должность главы администрации,который получил наибольшее число голосов избирателей, принявшихучастие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосовизбранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Сельская (поселковая) избирательная комиссия признает выборыглавы администрации недействительными, если допущенные при ихпроведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностьюустановить результаты волеизъявления избирателей. Сельская (поселковая) избирательная комиссия признает выборынесостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентовзарегистрированных избирателей. 8. Протокол сельской (поселковой) избирательной комиссии обитогах голосования по выборам главы администрации сельсовета, поселкасоставляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами сельской(поселковой) избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола вместесо сводной таблицей об итогах голосования, включающий в себя полныеданные протоколов всех участковых избирательных комиссий, жалобы(заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в сельскую(поселковую) избирательную комиссию, а также принятые по ним решения ссписки членов сельской (поселковой) избирательной комиссии с правомсовещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовойинформации, присутствующих при установлении итогов голосования исоставления протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ееработы. Второй экземпляр протокола передается в соответствующее районное(городское) собрание. Третий экземпляр протокола и сводная таблица по требованиюпредоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов надолжность главы администрации, наблюдателям, членам сельской(поселковой) избирательной комиссии с правом совещательного голоса,представителям средств массовой информации. 9. На территориях сельсоветов (поселков), выборы в которых несостоялись или признаны недействительными, сельская (поселковая)избирательная комиссия назначает повторные выборы. Повторные выборыпроводятся не позднее чем в месячный срок после предыдущих выборов впорядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи. Статья 47. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку,территории, в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующейизбирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любомуизбирателю, кандидату или наблюдателю, а также представителю средствмассовой информации. 2. Территориальная избирательная комиссия публикует данные,содержащиеся в ее протоколе об итогах голосования, не позднее чемчерез пять дней со дня проведения выборов. Статья 48. Вступление в должность главы администрации 1. Территориальная избирательная комиссия после подписанияпротокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного надолжность главы администрации. В соответствии с требованиями статьи 4настоящего закона, кандидат, избранный на должность главыадминистрации, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить втерриториальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей,не совместимых с занятием должности главы администрации. 2. Территориальная избирательная комиссия на основании протоколово результатах выборов главы администрации, после официальногосообщения об итогах выборов производит регистрацию главы администрациии выдает соответствующее удостоверение об этом. 3. Глава администрации вступает в должность с момента егорегистрации территориальной избирательной комиссией. 4. Действующий Глава администрации исполняет свои полномочия довступления в должность вновь избранного главы администрации. Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 49. Ответственность за нарушение избирательных правграждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия илиугрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомонеправильного подсчета голосов избирателей или иным путемпрепятствующие свободному осуществлению гражданином Республики МарийЭл своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий иличленов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомоложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащиечесть и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законнойдеятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей или условиямпроведения предвыборной агитации, несут административную или уголовнуюответственность. Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 50. Замещение вакантной должности главы администрации В случае досрочного прекращения полномочий главы администрациирайонное (городское) собрание назначает на соответствующей территориидополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему закону.Если до окончания срока полномочий главы администрации остается менееодного года, дополнительные выборы не проводятся. Обязанности главыадминистрации района (города) исполняет его заместитель по решениюрайонного (городского) собрания, а обязанности главы администрациисельсовета (поселка) исполняет лицо, назначенное главой администрациирайона (города). Статья 51. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Президент Республики Марий Эл В.ЗОТИН г.Йошкар-Ола 4 ноября 1996 года № 347-III Приложение № 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Номер регистрационного свидетельства ____________________________ мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением ______________________ кандидатом на должность главы администрации ___________________________________________________ (название района (города), сельсовета (поселка) _________________ ____________________________________________________, родившегося (фамилия, имя, отчество кандидата) ___________________________________, работающего ________________ _________________________________________________________________ проживающего в __________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ---------------------------------------------------------------- ¦№№ ¦Фамилия, имя,¦Дата ¦Адрес ¦ Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦ ¦пп ¦Отчество ¦рожде- ¦места ¦ паспорта или ¦ подпи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦житель¦ заменяющего ¦ сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ его документа¦ ¦ ¦ ¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ______________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Кандидат на должность главы администрации (Подпись, фамилия и инициалы, дата) Приложение № 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Номер регистрационного свидетельства ____________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой кандидатом на должность главы администрации _________________________________________________________________ ___________________название района (города), сельсовета (поселка) ____________________________________________________, родившегося (фамилия, имя, отчество кандидата) ____________________________________, работающего _______________ _________________________________________________________________ проживающего в __________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------- ¦№№ ¦Фамилия, имя,¦Дата ¦Адрес ¦ Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦ ¦пп ¦Отчество ¦рожде- ¦места ¦ паспорта или ¦ подпи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦житель¦ заменяющего ¦ сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ его документа¦ ¦ ¦ ¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ______________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Кандидат на должность главы администрации (Подпись, фамилия и инициалы, дата)