ЗАКОН ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия (В редакции законов Республики Мордовия от 01.07.2005 г. № 55-З;

от 28.11.2005 г. № 86-З; от 21.03.2007 г. № 20-З; от 21.02.2008 г. № 9-З;

от 14.07.2008 г. № 54-З; от 19.11.2011 г. № 74-З; от 24.06.2014 г. № 52-З;

от 12.05.2015 № 27-З;

от 03.09.2015 № 69-З;

от 12.10.2015 № 75-З;

от 19.07.2016 № 63-З;

от 19.07.2016 № 64-З;

от 17.08.2016 № 68-З;

от 20.02.2017 № 10-З;

от 25.12.2017 № 97-З;

от 06.11.2018 № 86-З) от 10.03.2020 г. № 2-З; от 19.05.2020 г. № 20-З; от 27.12.2021 г. № 78-З) Принят Государственным Собранием 25 марта 2005 года Настоящий Закон в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральным законодательством между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, определяет порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществления ими отдельных государственных полномочий, а также порядок передачи государственных полномочий Республики Мордовия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органам местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения Статья 1.

Основная цель и задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия 1.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия создаются Правительством Республики Мордовия и являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Мордовия (далее - система профилактики), обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. (В редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З;

от 12.05.2015 № 27-З;

от 19.07.2016 № 63-З;

от 25.12.2017 № 97-З) Основная цель их деятельности состоит в защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия являются:

1) координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики; (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 2) содействие в реализации и обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности;

3) организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 4) координация деятельности по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, внесение информации о них в Единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении; (В редакции Закона Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З) 5) в пределах своей компетенции выявление, анализ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

6) взаимодействие с общественными организациями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, и гражданами по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

7) рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает установленная законом ответственность;

8) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей), а также иных лиц, предусмотренных законодательством;

9) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также гуманным обращением с ними в учреждениях системы профилактики.

(В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 10) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; (Введен Законом Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 11) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. (В редакции Закона Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З) Статья 2.

Правовая основа и принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия 1.

Законодательство Республики Мордовия о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия основывается на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 2.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) Статья 2.1 Единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (Введена Законом Республики Мордовия от 21.02.2008 г. № 9-З) 1. В целях организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в Республике Мордовия формируется и ведется Единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (далее - банк данных). (В редакции Закона Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З) Составной частью банка данных является банк данных об органах и учреждениях системы профилактики, расположенных на территории Республики Мордовия. (Часть в редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.05.2015 № 27-З) 2.

Контроль за формированием и ведением банка данных осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, определенным Правительством Республики Мордовия (далее – уполномоченный орган). (В редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.10.2015 № 75-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З; от 27.12.2021 г. № 78-З) 3.

Уполномоченный орган осуществляет меры по хранению и использованию информации, содержащейся в банке данных в соответствии с федеральными законами от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». (В редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.10.2015 № 75-З;

от 06.11.2018 № 86-З) 4.

Порядок формирования и ведения банка данных утверждается Правительством Республики Мордовия.

Статья 3. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З) 1.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия составляют:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия (далее - Республиканская комиссия);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые на территории городского округа или муниципальных районов (далее - районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

2. На территории муниципального района создается одна комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На территории городского округа может создаваться одна или несколько комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.

Положения о Республиканской комиссии и районных, районных в городе Саранске комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждаются Правительством Республики Мордовия. (В редакции законов Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З;

от 12.05.2015 № 27-З) 4.

Районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности подотчетны образовавшим их органам и Республиканской комиссии. (В редакции законов Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З;

от 12.05.2015 № 27-З) Статья 4. Наделение органов местного самоуправления в Республике Мордовия государственными полномочиями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков (В редакции Законов Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З;

от 06.11.2018 № 86-З) 1. В соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями по:

1) образованию в муниципальных районах и городском округе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах;

3.1) формированию и ведению банка данных на территории муниципального района и городского округа; (Введен Законом Республики Мордовия от 21.02.2008 № 9-З) 4) профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

6) оказанию экстренной социальной помощи, социальной реабилитации и временному содержанию несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, в специализированных учреждениях, создаваемых в системе социальных служб муниципальных образований, содействию в их дальнейшем устройстве;

7) трудовому и бытовому устройству, организации отдыха, досуга, занятости несовершеннолетних;

8) обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также гуманного обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 2.

Государственными полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, наделяются администрации муниципальных районов, городского округа (далее - органы местного самоуправления).

3.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

4.

Органы местного самоуправления при реализации государственных полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляют бюджетные полномочия администраторов доходов республиканского бюджета Республики Мордовия в части денежных взысканий (штрафов), наложенных по результатам рассмотрения районными, районными в городе Саранске комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях, в порядке, установленном уполномоченным органом. (Статья дополнена - Закон Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) Статья 5. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З) 1.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на:

1) финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия;

2) обеспечение осуществления государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами;

3) получение разъяснений от уполномоченного органа по вопросам осуществления государственных полномочий; (В редакции законов Республики Мордовия от 21.02.2008 г. № 9-З, от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.05.2015 № 27-З;

от 12.10.2015 № 75-З) 4) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

5) обжалование в судебном порядке письменных предписаний уполномоченного органа по устранению нарушений требований настоящего Закона;

6) привлечение представителей общественности для оказания содействия комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. (Введен Законом Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З) 2.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Мордовия на осуществление государственных полномочий;

2) исполнять письменные предписания уполномоченного органа по устранению нарушений требований настоящего Закона;

3) представлять уполномоченному органу необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия при осуществлении государственных полномочий.

Статья 6. Права и обязанности уполномоченного органа Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий (В редакции законов Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З;

от 12.05.2015 № 27-З) 1.Уполномоченный орган имеет право на: (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и осуществление контроля за их исполнением;

2) получение в установленном порядке от органов местного самоуправления необходимой информации об использовании материальных ресурсов и финансовых средств на осуществление ими государственных полномочий, а также иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.

2.

Уполномоченный орган обязан: (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий;

2) контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

3) давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий, а также исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.

Статья 7. Финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З) 1.

Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.

2.

Методика расчета норматива для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственных полномочий Республики Мордовия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков, порядок определения общего объема указанных субвенций, показатели (критерии) и методика распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций определяются согласно приложению к настоящему Закону. (В редакции Закона Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) 3.

Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление государственных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, на другие цели.

Статья 8. Передача материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З) 1. В случае необходимости для осуществления государственных полномочий в пользование органам местного самоуправления передаются служебные здания и сооружения и иное имущество (далее - материальные средства).

В настоящем Законе слова «материальные ресурсы» и «материальные средства» применяются в одном значении. (Часть дополнена - Закон Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 2.

Для передачи материальных средств органам местного самоуправления исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия по имущественным и земельным отношениям составляет перечень материальных средств (далее - перечень).

3.

Перечень согласовывается с главой муниципального района, городского округа и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия по имущественным и земельным отношениям. (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) После утверждения перечня указанные в нем материальные средства в течение десяти дней передаются органам местного самоуправления.

4.

Материальные средства для осуществления государственных полномочий передаются органам местного самоуправления по договору безвозмездного пользования.

Передача материальных средств органам местного самоуправления производится по акту приема-передачи между исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по имущественным и земельным отношениям и органами местного самоуправления.

5.

Органам местного самоуправления запрещается использование материальных ресурсов, полученных на осуществление государственных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, на иные цели.

Примечание. (Исключено - Закон Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) Статья 9. Порядок осуществления органами государственной власти Республики Мордовия контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий.

Порядок представления органами местного самоуправления отчетности об осуществлении государственных полномочий (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З;

от 27.12.2021 г. № 78-З) 1.

Целью контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий является обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия по вопросам осуществления государственных полномочий.

2.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом путем:

направления запросов о предоставлении информации и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, в том числе правовых актов органов местного самоуправления, принимаемых по вопросам осуществления государственных полномочий;

заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

анализа и мониторинга деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий.

В случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления требований настоящего Закона уполномоченный орган вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

3.

Контроль за использованием органами местного самоуправления финансовых средств, переданных для осуществления государственных полномочий, осуществляют органы государственного финансового контроля Республики Мордовия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

4.

Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом.

5.

Органы местного самоуправления ежеквартально представляют в уполномоченный орган отчет о расходовании средств, предоставляемых для осуществления государственных полномочий, в соответствии с формой, утвержденной Правительством Республики Мордовия.

Статья 9.1. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий (Введена Законом Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 86-З) 1.

Осуществление государственных полномочий может быть прекращено законом Республики Мордовия в отношении одного или нескольких муниципальных образований по следующим основаниям: (В редакции Закона Республики Мордовия от 14.07.2008 г. № 54-З) 1) в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения или невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;

2) в случае выявления фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона;

3) в случае нецелесообразности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.

2. Со дня вступления в силу закона Республики Мордовия о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается финансирование осуществления государственных полномочий, а ранее переданные средства, неиспользованные или использованные не по целевому назначению, подлежат возврату. (В редакции Закона Республики Мордовия от 14.07.2008 № 54-З) 3.

Материальные ресурсы, переданные органам местного самоуправления в безвозмездное пользование для обеспечения осуществления государственных полномочий, подлежат возврату.

Статья 10.

Порядок образования и организация деятельности Республиканской комиссии 1.

Республиканская комиссия образуется Правительством Республики Мордовия в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов республиканской комиссии.

Количественный и персональный составы Республиканской комиссии определяются и утверждаются Правительством Республики Мордовия.

2. В состав Республиканской комиссии могут входить депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактик, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.

(В редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.05.2015 № 27-З) 3.

Обеспечение деятельности Республиканской комиссии осуществляется уполномоченным органом. (В редакции законов Республики Мордовия от 01.07.2005 г. № 55-З, от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.05.2015 № 27-З) 4.

Ответственный секретарь Республиканской комиссии замещает должность государственной гражданской службы Республики Мордовия в аппарате уполномоченного органа. (В редакции законов Республики Мордовия от 01.07.2005 г. № 55-З, от 24.06.2014 г. № 52-З; от 12.10.2015 № 75-З) 5. Заседания Республиканской комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 6. Финансовое, а также материально-техническое обеспечение деятельности Республиканской комиссии осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

7.

Республиканская комиссия имеет печать со своими реквизитами, штамп и бланки.

Статья 11.

Порядок образования и организация деятельности районных, районных в городе Саранске комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 1.

Районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются главами соответствующих муниципальных образований Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 17.08.2016 № 68-З) В состав районных, районных в городе Саранске комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят председатель комиссии – заместитель главы муниципального района (заместитель главы администрации района в городе Саранске), заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь и члены комиссии. (В редакции Закона Республики Мордовия от 17.08.2016 № 68-З) Количественный состав комиссий определяется с учетом числа несовершеннолетних, проживающих в муниципальном образовании, районе города, и зависит от объема работы, расстояния между населенными пунктами и других особенностей и не может быть менее 9.

Количественный и персональный составы комиссий определяются и утверждаются главами муниципальных образований. (В редакции Законов Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З;

от 06.11.2018 № 86-З) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований Республики Мордовия. (Часть дополнена - Закон Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 2.

Членами комиссии могут быть депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, представители органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 3.

Заместитель председателя и (или) ответственный секретарь районной, районной в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работают в комиссии на постоянной штатной основе и являются муниципальными служащими Республики Мордовия. Заместителем председателя или ответственным секретарем районной, районной в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть лицо, имеющее высшее профессиональное образование. В администрациях муниципальных образований для обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть созданы отделы или другие структурные подразделения. (В редакции законов Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З, от 24.06.2014 г. № 52-З; от 06.11.2018 № 86-З) В администрациях муниципальных образований могут быть установлены должности специалистов, в том числе инспекторов по работе с детьми и семьями, юриста, психолога, специалиста по защите прав детей, замещающих в штате администрации муниципального образования должности не ниже главного специалиста. Их количество определяется администрацией муниципального образования с учетом объема работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, зависит от количества несовершеннолетних и семей, проживающих на соответствующей территории, социальной и криминогенной обстановки и согласовывается с Министерством финансов Республики Мордовия при формировании бюджетов на очередной финансовый год.

Количество штатных работников комиссии определяется из расчета:

1 работник - в муниципальном образовании с численностью несовершеннолетнего населения до 5 тысяч человек;

2 работника - в муниципальном образовании с численностью несовершеннолетнего населения от 5 до 10 тысяч человек;

3 работника - в муниципальном образовании с численностью несовершеннолетнего населения от 10 и более тысяч человек.

4. На членов комиссий, работающих на постоянной штатной основе, не могут быть возложены обязанности, не связанные с деятельностью комиссий.

5.

Заседания районных, районных в городе Саранске комиссий проводятся в соответствии с планами работы не реже двух раз в месяц. (В редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 6. Финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется за счет бюджетных средств, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия в форме субвенций.

7. Районные, районные в городе Саранске комиссии имеют печати со своими реквизитами, штампы и бланки.

Глава 2.

Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Статья 12. Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением»; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия;

(В редакции Законов Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З) 5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти Республики Мордовия и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Республики Мордовия, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Республики Мордовия и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

(Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) Статья 12.1. Полномочия Республиканской комиссии (Введена Законом Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) Республиканская комиссия:

1) координирует на территории Республики Мордовия деятельность органов и учреждений системы профилактики по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия; 2) решает межведомственные проблемы по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;

3) оказывает организационно-методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью районных, районных в городе Саранске комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 4) подготавливает и направляет в Правительство Республики Мордовия в порядке, установленном законодательством Республики Мордовия, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Республики Мордовия;

5) представляет в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия и иные государственные органы предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; 6) обобщает и распространяет положительный опыт работы в области защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

7) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Мордовия, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность; (В редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 8) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 9) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

10) принимает участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и в установленном порядке посещает указанные исправительные учреждения; (В редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 11) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

12) рассматривает протесты и представления прокуратуры Республики Мордовия по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов детей и подростков и принимает по ним решения;

13) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.10.2015 № 75-З) Статья 13. Полномочия районных, районных в городе Саранске комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Статья в редакции законов Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З;

от 03.09.2015 № 69-З) Районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на подведомственной территории:

1) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 2) подготавливают и направляют в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия и органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

3) дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования; (В редакции Законов Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З) 4) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

5) совместно с органами опеки и попечительства дают согласие на отчисление обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста пятнадцати лет и не получивших основного общего образования из организаций, осуществляющих образовательную деятельность; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 6) дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству; (В редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 7) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия;

(В редакции Законов Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З) 8) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

9) организуют обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

10) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия;

11) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий; (В редакции Законов Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З) 12) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» к компетенции комиссий; (В редакции Законов Республики Мордовия от 03.09.2015 № 69-З;

от 06.11.2018 № 86-З) 13) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

14) согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений: (В редакции Законов Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З;

от 19.05.2020 г. № 20-З) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

15) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

16) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

17) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 20.02.2017 № 10-З) Статья 14. Права комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия в пределах своей компетенции имеют право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения. Указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения;

2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым комиссиями вопросам;

3) привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и других заинтересованных лиц;

4) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

5) вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;

6) ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений комиссий;

7) обращаться в суды с исками, связанными с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних; участвовать в судебном процессе в соответствии с действующим законодательством; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 8) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 9) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 10) наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принимать решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения; (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 11) готовить материалы для представления к государственным наградам, премиям;

12) осуществлять иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 2. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия: (В редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

8) выполняют поручения председателя комиссии. (Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 9) информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) Статья 15. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 1.

Районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики выявляют несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших образовательные организации и не работающих несовершеннолетних, вносят информации о них в банк данных, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

(В редакции Закона Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З) 2.

Порядок формирования банка данных и представления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается Правительством Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 25.12.2017 № 97-З) Статья 16. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним 1. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применять следующие меры воздействия:

1) вынести предупреждение, объявить замечание, выговор или строгий выговор;

2) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;

3) передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);

4) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии направить несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет; (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 5) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 06.11.2018 № 86-З) 6) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное наказание;

7) в случае необходимости рекомендовать несовершеннолетнему пройти курс лечения в специальных учреждениях;

8) обратиться к родителям (законным представителям), в органы опеки и попечительства с ходатайством об их обращении в суд об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (Введен Законом Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З) 9) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 2. При применении мер воздействия к несовершеннолетнему комиссия должна учитывать его возраст, мотивы, характер, причины правонарушения и степень участия в нем несовершеннолетнего, его поведение в семье, быту, в учебном учреждении, по месту работы и другие факторы.

Статья 17. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к родителям (законным представителям) несовершеннолетних 1. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия:

1) объявить предупреждение;

2) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (законных представителей);

3) обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав;

4) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) 5) применить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;

6) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью. (Введен Законом Республики Мордовия от 21.03.2007 г. № 20-З) 2.

При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и (или) в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовных дел в отношении указанных лиц. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) Глава 3. Порядок рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Статья 18. Основания и сроки рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (В редакции Закона Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела):

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных организаций;

4) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий; (В редакции Законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 06.11.2018 № 86-З) 5) об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия». (В редакции законов Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З; от 03.09.2015 № 69-З;

от 06.11.2018 № 86-З) 2.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела) в течение тридцати дней со дня их поступления, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. (В редакции Закона Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) 3. (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З).

Статья 19.

Подготовка заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.

В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:

подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);

круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;

необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;

целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).

Предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.

2. По результатам предварительного изучения материалов (дел) принимаются следующие решения:

1) дело назначается к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания;

2) полученные материалы возвращаются органам или учреждениям, направившим материалы в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки;

3) проводится проверка, обследование по поступившим материалам или поручается их проведение соответствующим специалистам;

4) рассматривается ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;

5) рассматривается возможность обращения в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего;

6) принимаются меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов (дела) на заседании комиссии.

3.

Подготовленные к рассмотрению материалы (дела) в обязательном порядке представляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), адвокату (защитнику).

4. О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным, и извещается прокурор.

Статья 20.

Порядок проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1.

Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся в соответствии с пунктом 5 статьи 10 и пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона и являются правомочными при наличии не менее половины членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 2. На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) о котором рассматриваются, его родителей (законных представителей).

Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дел об административных правонарушениях несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения дела.

3. При рассмотрении дел, предусмотренных настоящим Законом, комиссия всесторонне, полно и объективно исследует материалы дела, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.

В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и с согласия несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или медико-психолого-педагогическую комиссию.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, выясняется мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть опрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели, специалисты социальной службы, здравоохранения, другие лица, обладающие нужными сведениями, а равно истребованы необходимые документы.

При опросе несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при опросе несовершеннолетнего старше четырнадцати лет, имеющего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством.

4. Дела о правонарушениях несовершеннолетних комиссия может рассматривать в закрытом заседании. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.

При рассмотрении дел, предусмотренных настоящим Законом, комиссии руководствуются процессуальными нормами законодательных актов Российской Федерации.

Адвокат (защитник) несовершеннолетнего участвует в работе комиссии в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 21. Меры, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к обеспечению проведения заседаний комиссий 1. До рассмотрения дела о правонарушении несовершеннолетний может быть по письменному распоряжению председателя комиссии или его заместителя отдан под присмотр родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации данного учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, руководитель детского учреждения дают комиссии письменное обязательство обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

2. При неявке без уважительных причин на заседание комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дело об административном правонарушении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей), указанные лица могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Неявка без уважительных причин на заседание комиссии свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным, влечет за собой применение административного наказания в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 22. Акты, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочий принимают постановления и вносят представления.

2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения вопросов по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления образовательных организаций, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (В редакции Законов Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З;

от 10.03.2020 г. № 2-З) 3. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, комиссия вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах комиссии.

(Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) 4. Утратил силу. - Закон Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З.

5.

Неисполнение органами и учреждениями системы профилактики постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность, установленную действующим законодательством. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) Статья 23.

Порядок принятия решений комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. При рассмотрении материалов (дел), связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.

2. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших, свидетелей, адвоката (защитника). В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. После всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимается одно из следующих решений:

1) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 16, 17 настоящего Закона;

2) о прекращении дела (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);

3) об отложении рассмотрения дела и проведении дополнительной проверки;

4) о передаче дела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.

3.

Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляются в форме постановлений, за исключением решений Республиканской комиссии, указанных в подпункте 13 статьи 12.1 настоящего Закона. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.10.2015 № 75-З) Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

Постановления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.

Постановления комиссии, принимаемые по результатам рассмотрения материалов (дел), указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 18 настоящего Закона, оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлениях о применении мер воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего указываются:

1) наименование комиссии;

2) дата;

3) время и место проведения заседания;

4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;

5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

7) содержание рассматриваемого вопроса;

8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Постановления подписываются председательствующим на заседании комиссии, объявляются на заседании комиссии по окончании рассмотрения дела. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) Копии постановлений вручаются под роспись заинтересованным лицам, направляются членам комиссии, в соответствующие органы и учреждения системы профилактики или иным заинтересованным лицам и организациям в течение трех дней со дня вынесения указанных постановлений.

Постановления комиссий, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции в соответствии со статьей 12 настоящего Закона, являются обязательными для исполнения органами и учреждениями системы профилактики. (В редакции Закона Республики Мордовия от 12.05.2015 № 27-З) Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решения Республиканской комиссии, указанные в подпункте 13 статьи 12.1 настоящего Закона, принимаются в порядке, форме и сроки, утвержденные Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. (Часть дополнена - Закон Республики Мордовия от 12.10.2015 № 75-З) (Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) Статья 24.

Оформление протокола заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1.

Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется на каждом заседании комиссии и включает в себя следующие обязательные положения:

наименование комиссии;

дата, время и место проведения заседания;

сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;

повестка дня;

отметка о способе документирования заседания комиссии (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);

наименование вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, и ход их обсуждения;

результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии;

решение, принятое по рассматриваемому вопросу.

К протоколу заседания комиссии прилагаются материалы докладов по вопросам, рассмотренным на заседании комиссии, справочно-аналитическая и иная информация (при наличии).

При голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично. Член комиссии вправе на заседании комиссии довести до сведения членов комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания комиссии.

Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии. (Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 19.05.2020 г. № 20-З) 2.

Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии.

(В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 52-З) Статья 25.

Порядок и сроки обжалования постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Постановления районных, районных в городе Саранске комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть вторая исключена. - Закон Республики Мордовия от 21.02.2008 г. № 9-З.

Статья 26.

Порядок исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Постановления комиссии, принятые по материалам и ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в пятидневный срок с момента вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятые по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, исполняются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава 4.

Заключительные положения Статья 27.

Заключительные и переходные положения Государственные полномочия, определенные пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона, до 1 января 2006 года осуществляют администрации районов в городе Саранске, муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов Республики Мордовия, а с 1 января 2006 года - администрации городского округа, муниципальных районов.

Статья 28.

Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.

Глава Республики Мордовия Н.И.

МЕРКУШКИН г.Саранск 30 марта 2005 года № 26-З Приложение к Закону Республики Мордовия «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» (В редакции Закона Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) Методика расчета норматива для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственных полномочий Республики Мордовия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков, порядок определения общего объема указанных субвенций, показатели (критерии) и методика распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций (В редакции Закона Республики Мордовия от 10.03.2020 г. № 2-З) Норматив расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственных полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков (далее - государственные полномочия), в расчете на одного жителя Республики Мордовия в возрасте до 18 лет рассчитывается по формуле:

№KH = Р/Н, где: Р - сумма прогнозных расходов органов местного самоуправления на осуществление государственных полномочий;

Н - численность постоянного населения Республики Мордовия в возрасте до 18 лет.

Прогнозные расходы органов местного самоуправления на осуществление государственных полномочий рассчитываются по формуле:

Р=(Зi+Пi), где:

Зi - расходы на оплату труда с учетом начислений муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия в i-м муниципальном районе (городском округе), которые определяются исходя из размера годового содержания главного специалиста администрации i-го муниципального района (городского округа) с соблюдением нормативов штатной численности, установленных частью 3 пункта 3 статьи 11 настоящего Закона;Пi - прочие расходы, связанные с содержанием муниципальных служащих, осуществляющих государственные полномочия в i-м муниципальном районе (городском округе), объем которых рассчитывается по формуле: Пi=Зi*16,5/100. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственных полномочий, определяется по формуле: V = №КН * Н, где:

№КН - норматив расходов на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в расчете на одного жителя Республики Мордовия в возрасте до 18 лет (устанавливается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период);Н - численность постоянного населения Республики Мордовия в возрасте до 18 лет.Показателем (критерием) распределения между муниципальными районами (городским округом) общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственных полномочий, является численность постоянного населения в возрасте до 18 лет на территории соответствующего муниципального района (городского округа).Объем субвенции, предоставляемой бюджету i-го муниципального района (городского округа), определяется по формуле: Vi=V*Нi/Н, где:

Нi - численность постоянного населения в возрасте до 18 лет на территории i-го муниципального района (городского округа).