ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 13 ноября 1998 года № 521 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" Рассмотрев проект Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" и направить его на рассмотрение в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

2. Назначить министра топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) Гробмана Ф.Х. представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного проекта Закона Республики Саха (Якутия) в Государственном Собрании (Ил Тумэн).

И.о. Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) С. НАЗАРОВ Проект ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭНЕРГИИ" Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие понятия:

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения.

Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе.

Вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом.

Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.

Возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла Земли, естественные движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур.

Альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.

Энергосберегающий контракт - соглашение между заказчиком и клиентом на выполнение энергосберегающих работ у клиента.

Энергетическое обследование предприятий - оценка эффективности использования энергоресурсов на предприятиях, изучение графика использования отопительного, электрического оборудования, зданий, счетов за топливо и энергию, определение мест энергопотерь.

Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об энергосбережении Законодательство Республики Саха (Якутия) об энергосбережении состоит из настоящего Закона, Закона Российской Федерации Об энергосбережении и принимаемых в соответствии с ними федеральных и республиканских законов, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 3. Область применения настоящего закона Республики Саха (Якутия) Настоящий Закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия).

Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения между юридическими, физическими лицами, связанные:

- с эффективностью использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и использовании;

- с применением альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

- с производством и использованием эффективных технологий, топливопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета и контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

- с обеспечением точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

- с осуществлением государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов.

Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики Приоритет эффективности использования топлива и энергии над увеличением их добычи и производства. Осуществление государственного надзора за эффективным использованием топлива и энергии Обязательность учета и контроля расхода используемых и отпускаемых энергоносителей юридическими лицами, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов.

Сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии.

Обеспечение государственной финансовой поддержки программ и проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики.

Привлечение энергопроизводящих организаций в процесс повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики.

Глава 2. Основы государственного управления энергосбережением Республики Саха (Якутия) Статья 5. Республиканские органы управления в области энергосбережения Государственными органами управления Республики Саха (Якутия) в области энергосбережения являются:

Правительство Республики Саха (Якутия);

Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия);

-территориальные органы государственного надзора (Госэнергонадзор, Госнефтеинспеция, Госгортехнадзор).

Статья 6. Компетенция исполнительных и местных органов государственной власти 1. Компетенция Правительства Республики Саха (Якутия):

- реализация энергосберегающей политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на территории республики, установление лимитов потребления;

- разработка и обеспечение выполнения федеральных и республиканских энергосберегающих программ и проектов;

- проведение экспертизы эффективности энергосберегающих проектов;

- образование республиканских органов управления энергосбережением и контроль за их деятельностью;

- обеспечение бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергосберегающим контрактам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках республиканских программ энергосбережения.

2. Компетенция местных органов государственной власти:

- разработка и участие в осуществлении местных топливно-энергетических программ энергосбережения;

- участие в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергосберегающим контрактам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках местных программ энергосбережения;

- обеспечение финансовой поддержки энергосбережения на основе формирования местных финансовых средств;

- согласование местных программ энергосбережения и создание территориальных структур энергосбережения.

Статья 7. Функции органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области управления энергосбережением 1. Правительство Республики Саха (Якутия):

- определяет основные направления проведения государственной энергосберегающей политики на территории республики;

- утверждает проекты республиканских программ в области энергосбережения;

- определяет порядок формирования средств республиканского фонда энергосбережения;

- принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, направленные на стимулирование предприятий и организаций в повышении эффективности использования энергоресурсов;

- создает благоприятные экономические условия на территории республики для инвестирования энергосберегающих проектов и программ.

2. Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия):

- координирует деятельность органов государственного надзора по проведению энергосберегающих работ ;

- контролирует выполнение взятых обязательств организаций и предприятий по улучшению показателей использования энергии и топлива;

- разрабатывает с другими Министерствами и ведомствами проекты республиканских программ в области энергосбережения.

3. Территориальные органы Госэнергонадзора осуществляют :

- надзор за рациональным и эффективным использованием топлива и энергии при их потреблении организациями, независимо от их организационно-правовых норм;

- надзор за организацией учета производства и потребления топлива и энергии;

- техническую экспертизу проектов в части эффективного использования топлива и энергии.

Глава 3. Основные направления деятельности республиканских органов управления по эффективному использованию энергоресурсов Статья 8. Стимулирование проведения энергосберегающих работ Стимулирование инвестиций в работы по внедрению энергосберегающего оборудования во все сферы хозяйства республики проводится посредством:

- предоставления предприятиям и организациям, осуществляющим энергосберегающие работы, гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам;

- участия Правительства Республики Саха (Якутия), а также и администраций городов и улусов в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам, заключенным в рамках программ;

Стимулирование внедрения энергосберегающих технологий и оборудования в организациях бюджетной сферы и на государственных предприятиях на основе премирования участников энергосберегающих работ в рамках программ энергосбережения.

Статья 9. Контроль за использованием топливно-энергетических ресурсов Осуществление контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется посредством введения :

республиканских и применения федеральных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, технических объектов, продукции технологических процессов, производств и работ, входящих в сферу действия;

- учета использования топливно-энергетических ресурсов;

- экспертизы энергетических проектов и действующих энергетических объектов, включенных в программу энергосбережения.

Глава 4. Источники финансирования.

Экономические и финансовые механизмы стимулирования и повышения эффективности использования энергии Статья 10. Источники финансирования Источниками финансирования энергосберегающих республиканских целевых программ являются:

- средства от отчислений из прибыли, остающейся в распоряжении организаций (кроме бюджетных организаций и сельскохозяйственных потребителей), в размере не менее 1 % от стоимости потребленных топливно-энергетических ресурсов. Данные средства остаются в организациях на специальных счетах и направляются на целевое финансирование энергосберегающих программ и мероприятий внутри организации;

- средства республиканского бюджета в размере не менее 0,5 % от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребленных организациями и предприятиями бюджетного финансирования, за предшествующий год в ценах (тарифах) на момент утверждения бюджета. Средства республиканского бюджета на указанные цели являются защищенными и подлежат исполнению в полном объеме и первоочередном порядке. Данные средства расходуются на финансирование республиканских проектов и программ энергосбережения в организациях бюджетного финансирования;

- инвестиции российских, зарубежных юридических и физических лиц;

-средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий;

- средства, полученные в результате применения экономических санкций;

-другие источники, направленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Статья 11. Механизмы стимулирования проведения энергосберегающих работ Организациям, инвестирующим энергосберегающие проекты в бюджетных организациях, в рамках республиканских программ энергосбережения, дается гарантия Правительства Республики Саха (Якутия) по возврату инвестированных средств. Порядок возврата определяется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Для небюджетных организаций гарантией возврата инвестиций являются условия, предусмотренные энергосберегающими контрактами.

Стимулирование участников реализации энергосберегающих проектов в бюджетной сфере осуществляется за счет достигнутой экономии на основании распоряжения руководителя министерства, ведомства или главы администрации.

Стимулирование участников реализации энергосберегающих проектов в небюджетной сфере осуществляется руководителями предприятий за счет достигнутой экономии.

Статья 12. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов 1. Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Республики Саха (Якутия).

2. Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений на строительство этих установок в согласованные сроки.

3. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Республики Саха (Якутия), осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию.

4. Республиканская энергетическая комиссия при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами испольнительной власти.

5. Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользованние энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.

6. Стимулирование населения и бюджетной сферы по энергосбережению осуществляется в соответствии с Положением по экономическому стимулированию энергосбережения населения и предприятий, организаций бюджетной сферы, утверждаемым в установленном порядке Правительством Республики Саха (Якутия).

Глава 5. Энергетическая экспертиза, учет и отчетность за эффективное использование топлива и энергии Статья 13. Энергетические обследования организаций и предприятий Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергию.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Министерством топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия).

Энергетическое обследование организаций, за исключением бюджетных, производится на хоздоговорной основе.

Бюджетные организации подлежат обязательному энергетическому обследованию.

Статья 14. Энергетическая экспертиза проектов строительства Обязательной государственной экспертизе на предмет эффективности использования топливно-энергетических ресурсов подлежат проекты на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

Государственная экспертиза проектов осуществляется органами государственной экспертизы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

По объектам со специфической технологией проводится комплексная экспертиза с привлечением специализированных экспертных подразделений.

Решение о реконструкции, техническом перевооружении и строительстве объектов принимается с учетом заключения государственной экспертизы.

Статья 15. Учет энергетических ресурсов Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит с 2000 года обязательному учету с помощью технических средств. Очередность и правила оснащения бюджетных организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов устанавливается в порядке, определяемом Правительством Республики Саха (Якутия).

Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с государственными стандартами и нормами точности измерений. Надзор за соответствием стандартов и норм возлагается на Якутский центр стандартизации и метрологии.

Статья 16. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергоресурсов и их эффективным использованием Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике с изданием по результатам года Статистического энергетического ежегодника .

Глава 6. Образование и подготовка кадров. Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов Статья 17. Образование и подготовка кадров Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективности использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

Статья 18. Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов На республиканские органы управления энергоресурсосбережением возлагается организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, пропаганда эффективности использования энергетических ресурсов среди населения.

Глава 7. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона Статья 19. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Саха (Якутия) до приведения их в соответствие с настоящим Законом, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" Причины разработки Закона Частые перерывы и аварии в энерго-, тепло- и топливоснабжении вследствие роста задолженности энергоснабжающим организациям.

Снижение выпуска продукции вследствие перерывов в энергоснабжении; снижение уровня условий проживания из-за снижения температуры в помещениях.

Высокая неопределенность перспектив развития энергетики республики, сложность обоснования необходимости строительства новых крупных источников энергии и опасность замораживания огромных средств в строительстве энергетических объектов.

Резкий рост расходов на энергоносители у бюджетных организаций при сохранении или сокращении количества и качества предоставляемых ими услуг.

Рост дотаций на теплоснабжение бытовых потребителей, сокращение бюджетных ресурсов для финансирования других социальных и инвестиционных программ, рост дефицита бюджета республики и ограничение возможностей снижения местных налогов для привлечения инвестиций в республике.

Снижение конкурентоспособности и спад производства производимых в республике товаров и услуг за счет резкого удорожания энергоносителей на фоне высокой и продолжающей расти энергоемкости производства.

Ухудшение экологической обстановки и снижение привлекательности республики для инвестиций.

Отсутствие законодательно-нормативной базы стимулирования энергоресурсосбережения.

Переход к полной оплате жителями за коммунальные услуги, планируемый Правительством РФ, и как результат снижение уровня жизни и недовольство населения.

Закон преследует следующие цели:

Существенное сокращение затрат на обеспечение надежного энергоснабжения.

Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет увеличения эффективности использования энергии в бюджетной сфере.

Снижение зависимости республики от поставок энергоносителей извне.

Сохранение запаса энергоресурсов для будущих поколений.

Повышение гибкости и приспособляемости системы энергоснабжения республики к перебоям в снабжении и быстро меняющимся рыночным условиям.

Обеспечение устойчивого экологичного и безопасного развития систем энергоснабжения.

Министр топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) Ф. Гробман