ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Закон Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 1996 г. № 143-I Утратил силу - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.06.2003 г. № 55-ІІІ "О землеустройстве и землеустроительной службе" (В редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 12.03.97 г. № 163-I; от 03.02.2000 г. № 151-II) Настоящий закон определяет правовые основы организации вРеспублике Саха (Якутия) землеустройства и государственнойземлеустроительной службы, роль и статус государственнойземлеустроительной службы в системе органов государственногоуправления, устанавливает общий порядок организации землеустроительныхработ, государственного контроля за рациональным использованием иохраной земель на территории Республики Саха (Якутия). Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия 1. Землеустройство-система государственных мероприятий порегулированию земельных отношений, рациональному использованию иохране земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшениюприродных ландшафтов. 2. Государственный земельный кадастр - система необходимых идостоверных сведений о государственной регистрации, учете и оценкеземельных участков, иных необходимых сведений о природном,хозяйственном и правовом положении земель Республики Саха (Якутия). 3. Мониторинг земель - система наблюдений за состояниемземельных ресурсов для своевременного выявления изменений, их оценки,предупреждения и устранения последствий негативных процессов иявляется составной частью мониторинга окружающей среды. 4. Земельные отношения - общественные отношения между органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, юридическимии физическими лицами по управлению земельными ресурсами, владению,пользованию и распоряжению землей. 5. Государственная землеустроительная служба - системагосударственных органов и их производственных подразделений,осуществляющих земельную политику государства по регулированиюземельных отношений путем проведения землеустройства, государственногоземельного кадастра, мониторинга земель и государственного контроляза использованием и охраной земель. 6. Земельные споры - это споры по поводу земельных отношениймежду должностными, юридическими и физическими лицами. Статья 2. Основные задачи государственной землеустроительной службы Основными задачами землеустройства и государственнойземлеустроительной службы являются: а) формирование землевладений и землепользовании, решениевопросов предоставления и изъятия земель для различных нужд,обеспечение целевого назначения земель, разработка мероприятий поосвоению и улучшению земельных угодий, изысканию и вовлечению всельскохозяйственный оборот новых земель, подготовка материалов поземельным спорам и обязательное участие в работе комиссий всех уровнейпри их разрешении; б) специальная регистрация земельных участков, обеспечениеполного и рационального использования и охраны земель, защита правземлевладельцев, землепользователей и арендаторов, созданиеобъективной основы для установления земельного налога, арендной платы,сбор всесторонней информации о землях всех категорий, учет земель поединой для Российской Федерации методике; (В редакции ЗаконаРеспублики Саха (Якутия) от 03.02.2000 г. № 151-II) в) своевременное выявление и прогнозирование количественных икачественных изменений земельных ресурсов, составлениенаучно-обоснованных рекомендаций по устранению негативных процессов; г) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушенияземель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; д) подготовка законодательной базы в области землеустройства иземельных отношений. Статья 2.1. Государственная регистрация прав на земельныеучастки В соответствии с Федеральным законом ”О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”государственная регистрация прав на земельные участки обеспечиваетсяучреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав нанедвижимое имущество и сделок с ним на основании данных Единогогосударственного реестра земель.(Дополнена - Закон Республики Саха (Якутия) от 03.02.2000 г. № 151-II) Глава II. Организация землеустроительных работ Статья 3. Проведение землеустройства 1. Землеустройство проводится по решению исполнительных органовгосударственной власти, местного самоуправления или по ходатайствуземлевладельцев, землепользователей на землях всех категорий,независимо от их целевого назначения. 2. При землеустройстве проводятся следующие виды работ: а) разработка прогнозов, республиканских и региональныхпрограмм, схем использования и охраны земельных ресурсов, обеспечениецелевого назначения; б) межевание земель с установлением (восстановлением) наместности границ административно-территориальных единиц, границземельных участков землевладельцев, землепользователей по единойметодике и их техническое оформление; в) составление проектов образования новых и упорядочениесуществующих землевладений и землепользовании с устранением неудобствв расположении земель, инструментальный отвод земельных участков внатуре, подготовка документов, удостоверяющих право владения ипользования землей; г) разработка проектов внутрихозяйственного землеустройствасельскохозяйственных угодий, оленьих и конских пастбищ, по освоению иулучшению сельскохозяйственных угодий и других проектов, связанных сиспользованием и охраной земель, поддержанием устойчивых природныхландшафтов; д) разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенныхземель, защите почв от эрозии и других негативных процессов виспользовании земель; е) обоснование размещения территорий с особымиприродоохранными, рекреационными и заповедными режимами и установлениеих границ; ж) проведение топографо-геодезических, почвенных,агрохимических, геоботанических, экономических, мелиоративных и другихобследовательских и изыскательских работ; з) проведение инвентаризации всех земель и систематическоевыявление неиспользуемых, нерационально используемых и используемых непо целевому назначению земель; и) авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства. Статья 4. Ведение земельного кадастра 1. Государственный земельный кадастр ведется по единой дляРоссийской Федерации методике и является основой государственныхотраслевых кадастров природных ресурсов. 2. При проведении земельного кадастра составляется совокупностьсведений о правовом режиме, целевом назначении, количестве,качественном состоянии и оценке земель, что отражается в специальнойдокументации. (В редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 03.02.2000 г. № 151-II) 3. Ведение земельного кадастра обеспечивается проведениемтопографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,геоботанических и других обследований и изысканий. 4. Данные земельного кадастра подлежат обязательному применениюпри планировании использования и охраны земель, изъятии ипредоставлении земельных участков, при определении размеров платежейза землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственнойдеятельности и осуществлении других мероприятий, связанных сиспользованием и охраной земель. Статья 5. Ведение мониторинга земель 1. При ведении мониторинга земель осуществляетсясистематическое наблюдение (съемочные, изыскательские работы) засостоянием земель, выявляются процессы, связанные с изменениемсостояния плодородия почв, приводящие к опустыниванию, развитию воднойи ветровой эрозии, потере гумуса, ухудшению структур почв,заболачиванию, засолению, зарастанию кустарником и вреднымирастениями, загрязнению почв отходами производства, химическими ирадиоактивными веществами, заражению их карантинными веществами иболезнями. 2. Полученные результаты накапливаются в фондах и банках данныхавтоматизированной информационной системы в органе государственнойземлеустроительной службы республики и используются для выработкирекомендаций и решений по предупреждению и устранению негативныхпроцессов. Статья 6. Финансирование землеустроительных работ 1. Проекты по землеустройству разрабатываются государственнымипроектными организациями, топографо-геодезические и картографическиеработы проводятся специализированными предприятиями; почвенные,геоботанические, агрохимические и другие виды изысканий для целейземлеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель проводятсягосударственными землеустроительными, научно-исследовательскими ипроектными организациями, имеющими лицензию на проведение этих работ. 2. Землеустроительные работы осуществляются за счет средствбюджетов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также надоговорной основе за счет средств исполнительных органовгосударственной власти улусов, наслегов, физических и юридических лиц. 3. Проведение топографо-геодезических, картографических,агрохимических, геоботанических, почвенных и землеустроительных работв местах проживания малочисленных народов Севера осуществляется засчет средств бюджета. Глава III. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель Статья 7. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель 1. Государственный контроль за соблюдением земельногозаконодательства, использованием и охраной земель (государственныйземельный контроль) - это деятельность государственнойземлеустроительной службы республики, направленная на обеспечениесоблюдения всеми должностными, физическими и юридическими лицамитребований земельного законодательства в целях полного и рациональногоиспользования земель и их охраны. 2. Должностные лица и специалисты государственнойземлеустроительной службы республики, на которые возложеноосуществление государственного контроля за соблюдением земельногозаконодательства, за использованием и охраной земель, являютсягосударственными инспекторами по использованию и охране земельсоответствующих территорий. 3. В целях привлечения общественности к осуществлениюгосударственного земельного контроля могут вводиться должностивнештатных общественных инспекторов из числа лиц, знающих земельноезаконодательство, и выразивших желание стать внештатными общественнымиинспекторами. 4. Порядок осуществления государственного контроля засоблюдением земельного законодательства, использованием и охранойземель определяется Правительством республики. 5. При осуществлении государственного контроля заиспользованием и охраной земель также проводятся следующие виды работ: а) организация выполнения научно-исследовательских работ попроблемам государственного контроля за использованием и охранойземель; б) юридическая консультация по земельно-правовым вопросам. Глава IV. Охрана земель Статья 8. Охрана земель Охрана земель включает систему правовых, организационных,экономических, технологических и других мероприятий, направленных наохрану и рациональное использование земель, сохранение почв,предотвращение их деградации и недопущение необоснованного изъятиянаиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственногооборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв. Статья 9. Цели и задачи охраны земель 1. Целями и задачами охраны земель являются: а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушенияземель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельностипутем экономического стимулирования землевладельцев,землепользователей и арендаторов, применения экологически безопасныхтехнологий производства и проведения агротехнических,лесомелиоративных, и иных почвозащитных мероприятий; б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихсядеградации или нарушению; в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативовиспользования земель; г) рациональная организация территорий. Статья 10. Содержание охраны земель 1. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаныпроводить мероприятия, направленные на: а) сохранение почв, предотвращение их деградации,восстановление и повышение их плодородия, а также других полезныхсвойств земли; б) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей,подтопления, загрязнения отходами производства, химическими ирадиоактивными веществами и других процессов, ведущих к деградациипочв; в) защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и другихземель бактериальнопаразитическими и карантинными вредителями иболезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником имелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; г) рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия идругих полезных свойств земли, своевременное вовлечение ее вхозяйственный оборот; д) снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвпри проведении работ, связанных с нарушением земель. 2. Порядок охраны земель, занятых оленьими пастбищами,определяется законами и иными нормативными правовыми актами РеспубликиСаха (Якутия). Статья 11. Экономическое стимулирование охраны земель 1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено наповышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей иарендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, а такжезащиту земель от негативных последствий производственной деятельностии включает: а) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся встадии сельскохозяйственного освоения на период, предусмотренныйпроектом производства работ; б) компенсацию убытков, вызванных снижением дохода в результатестихийного бедствия и других негативных природных явлений; в) полную или частичную компенсацию землевладельцам,землепользователям и арендаторам произведенных ими затрат по охранеземель, повышению плодородия почв, агротехническим, лесомелиоративными почвозащитным мероприятиям. Компенсация этих убытков и затратпроизводится из республиканского и местных бюджетов в соответствии среспубликанскими и местными программами. Глава V. Ответственность за нарушения земельного законодательства Статья 12. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение земельногозаконодательства устанавливается Уголовным Кодексом РоссийскойФедерации. Статья 13. Административная ответственность 1. Административную ответственность за нарушение земельногозаконодательства несут должностные, юридические и физические лица, втом числе не являющиеся землевладельцами, землепользователями иарендаторами, но использующие земли. Органы государственнойземлеустроительной службы республики, осуществляющие государственныйземельный контроль в соответствии со своей компетенцией, вадминистративном порядке налагают штрафы за нарушения земельногозаконодательства. 2. Порядок привлечения к административной ответственности занарушения земельного законодательства определяется законодательнымактом. Статья 14. Дисциплинарная ответственность Должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащемисполнении законов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации,указов Президента Республики Саха (Якутия), постановленийПравительства Республики Саха (Якутия), в случаях, не влекущихпринятия административного и уголовного наказания, могут бытьпривлечены к дисциплинарной ответственности. Статья 15. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства 1. Юридические и физические лица обязаны возместить в полномобъеме вред, причиненный ими в результате нарушения земельногозаконодательства. 2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются ихземлевладельцам, землепользователям, арендаторам или в соответствующуюкатегорию земель без возмещения затрат, произведенных нарушителямиземельного законодательства за время незаконного пользования этимиучастками. 3. Приведение земельных участков в пригодное для использованиясостояние при их захламлении, других видах порчи, сносе зданий,строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков илисамовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевыхи информационных знаков производятся за счет юридических и физическихлиц, виновных в указанных нарушениях. Глава VI. Земельные споры Статья 16. Земельные споры 1.При возникновении земельных споров между должностными,юридическими и физическими лицами, государственной землеустроительнойслужбой подготавливаются материалы для их разрешения вадминистративном порядке или судебными органами . 2. В административном порядке земельные споры рассматриваютсяпо заявлению одной из сторон в течение месяца со дня поступлениязаявления. 3. Досудебное рассмотрение земельного спора обязательно. Длярассмотрения споров о выделении земельных участков, о границахучастков и о плате за землю, на уровне улусов могут создаватьсякомиссии в составе представителей органов государственной власти идругих заинтересованных юридических и физических лиц. Имущественныеспоры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в судебномпорядке. 4. Земельные споры и иные дела, возникающие из земельныхотношений, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствиис действующим законодательством Российской Федерации. Глава VII. Система государственной землеустроительной службы Статья 17. Государственная землеустроительная служба Республики Саха (Якутия) Государственная землеустроительная служба Республики Саха(Якутия) состоит из системы органов государственной землеустроительнойслужбы, государственных землеустроительных предприятий,научно-исследовательских учреждений и специализированных хозрасчетныхструктур. Система государственной землеустроительной службыопределяется Правительством Республики Саха (Якутия). Глава VIII. Правовой статус специалиста государственной землеустроительной службы Статья 18. Специалистом государственной землеустроительной службыпризнается лицо, принятое на работу в качестве руководителя,специалиста, наслежного (поселкового) землеустроителя в системуорганов государственной землеустроительной службы Республики Саха(Якутия), в государственные землеустроительные предприятия,научно-исследовательские учреждения, специализированные хозрасчетныеструктуры и принявшее присягу.(Статья в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 12.03.97 г. № 163-I) Статья 19. Права специалиста государственной землеустроительной службы 1. На специалистов государственной землеустроительной службы всоответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О государственнойслужбе" распространяются статус и права государственных служащих. 2. Наслежные (поселковые) землеустроители содержатся за счетместного бюджета в рамках штатного расписания соответствующейадминистрации. Финансирование их материально-технической базыосуществляется за счет улусного (городского) фонда землеустройства иплодородия земель. Наслежным (поселковым) землеустроителямпредоставляются служебные земельные наделы площадью пять гектаров подсенокос. 3. Ежегодно 5 процентов средств фонда землеустройства иплодородия земель направляются на специальный счет государственнойземлеустроительной службы Республики Саха (Якутия) для улучшенияматериально-технической базы службы и социальных нужд работников,непосредственно занятых в землеустройстве. Статья 20. Права инспектора, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель 1. Право по осуществлению государственного земельного контроляпредоставляется специально уполномоченным специалистам государственнойземлеустроительной службы республики согласно их компетенции. 2. Главный государственный земельный инспектор республики и егозаместители, государственные земельные инспекторы соответствующихтерриторий и их заместители имеют право: а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушенияхземельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновныхк ответственности; б) обращаться в суд и арбитражный суд по делам о возмещенииущерба, причиненного в результате нарушения земельногозаконодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанныхс изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам овзыскании штрафов с физических и должностных лиц; в) вносить в местную администрацию предложения о полном иличастичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренныхземельным законодательством; г) составлять протоколы о нарушениях земельногозаконодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующиекомиссии для привлечения виновных лиц к административнойответственности или рассматривать дела о нарушениях земельногозаконодательства самостоятельно в пределах установленныхзаконодательством размеров штрафов; д) беспрепятственно посещать в целях проведения контроля засоблюдением земельного законодательства, охраной и использованиемземель, при предъявлении служебного удостоверения, для обследованияземельные участки, находящиеся в собственности, во владении,пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными,оборонными и другими специальными объектами, с учетом установленногорежима их посещения; е) давать юридическим и физическим лицам обязательные дляисполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушенийземельного законодательства; ж) получать от министерств и ведомств утвержденную вустановленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельногофонда; з) привлекать в установленном порядке специалистов дляпроведения обследований земельных угодий, экспертиз, провероквыполнения мероприятий по охране земель; и) приостанавливать исполнение неправомерных решений повопросам изъятия и предоставления земельных участков и другиедействия, связанные с нарушениями действующего земельногозаконодательства, до рассмотрения протестов в соответствующих органах(вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде); к) вносить в соответствующие финансово-кредитные органыобязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования(кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ вслучае их приостановки, а также при отсутствии документов,удостоверяющих права на землю; л) носить табельное оружие в установленном порядке; м) носить форменную одежду и нагрудный знак инспектораустановленного образца. 3. Инспекторы по использованию и охране земель - специалистыгосударственной землеустроительной службы республики, а такженаслежные (поселковые) землеустроители пользуются правами, указаннымив пунктах "г" (за исключением права рассматривать дела о нарушенияхземельного законодательства самостоятельно), "д" , "з" настоящейстатьи. Статья 21. Ответственность специалиста государственной землеустроительной службы 1. Специалист государственной землеустроительной службы несетответственность за: а) объективность материалов проводимых проверок; б) качество выполняемых работ; в) проведение землеустроительных работ в установленные сроки; г) полноту и достоверность сведений, включаемых вземельно-кадастровую документацию, а также при предоставлении этихсведений заинтересованным лицам. 2. Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям иарендаторам неправомерными действиями специалиста государственнойземлеустроительной службы возмещаются в порядке, установленномзаконодательством Республики Саха (Якутия). Председатель Палаты ПредставителейРеспублики Саха (Якутия) А. Илларионов