ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 февраля 2000 года № 78 О Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) В целях дальнейшего совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), развития медицинской науки и подготовки медицинских кадров Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить Концепцию совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), принятую на XIV съезде медицинских работников и общественности республики 14 декабря 1999 года (приложение № 1).

2. Утвердить План основных мероприятий по реализации Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2000-2002 годы (приложение № 2).

3. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) консолидировать усилия министерств, ведомств, общественных организаций по реализации государственной политики совершенствования системы охраны здоровья населения республики.

4. Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) (Буслаев Ю.Н.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) разработать Концепцию строительства объектов здравоохранения на 2000-2005 годы до 1 мая 2000 года.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.99 № 66 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия)".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2000 года № 78 (приложение № 1) КОНЦЕПЦИЯ совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) Ухудшение демографической ситуации и показателей здоровья населения в конце XX века в Республике Саха (Якутия) требует разработки принципиально новых направлений государственной политики в области здравоохранения.

В последние годы существующая модель здравоохранения обеспечивает в основном лечебную направленность, имеется недооценка значения профилактического направления в медицине.

В XXI веке существует необходимость формирования Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), адекватной сложившимся социально-экономическим условиям, с четким системным подходом к управлению и информационной обеспеченности здравоохранения. Концептуальные подходы к организации медицинской помощи населению должны обеспечить повышение значимости амбулаторно-поликлинических учреждений и принципа доступности в оказании качественной медицинской помощи населению от врачебного участка до Национального центра медицины.

Ведущей фигурой первичного звена медицины станет врач общей практики (семейный врач) специалист в области интегративной медицины, способный обеспечить возрождение лучших традиций земской медицины.

Совершенствование медицинского страхования, рациональное и эффективное использование финансовых средств здравоохранения, сохранение многоканального финансирования учреждений здравоохранения позволит сделать более качественной медицинскую помощь для населения.

Главная философия здравоохранения в будущем: сохранение здоровья здорового человека, здорового генофонда народов, общества в целом.

Цель Концепции Стабилизация и формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения, способствующих долголетней активной жизни, сохранению и укреплению здоровья будущих поколений интеллектуального, культурного и репродуктивного потенциала Якутии.

Задачи Формирование профилактической направленности здравоохранения;

разработка научно-обоснованных показателей стандартов здоровья человека на Севере с учетом возрастных, этнических особенностей населения;

участие в совершенствовании и внедрении здорового образа жизни населения путем выработки самосохранительного поведения (здоровое рациональное питание, чистая вода, чистый воздух, гигиеническое воспитание, физкультура, спорт и т.д.);

совершенствование системы обеспечения медицинской помощи и реабилитации;

проведение реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений за счет внедрения стационарозаменяющих технологий и организации межулусных специализированных отделений;

совершенствование нормативной и законодательной базы в области здравоохранения с целью экономического стимулирования здорового образа жизни;

изучение и использование местных природных целебных месторождений, участие в создании индустрии оздоровительных комплексов;

консолидация финансовых средств и их рациональное использование для сохранения доступности качественной медицинской и лекарственной помощи;

совершенствование системы подготовки научных и высококвалифицированных медицинских кадров;

привлечение опыта других регионов России и зарубежных стран в организации системы охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия).

Основные пути реализации Концепции Охрана здоровья населения является сферой жизнеобеспечения и фактором национальной безопасности Республики Саха (Якутия), а не только социальной сферой, поэтому необходим интегрированный подход и межсекторальное сотрудничество, координатором которого должно выступить Министерство здравоохранения республики.

Проведение научных исследований и использование их результатов в деятельности здравоохранения, привлечение научных учреждений к разработке и реализации в практическом здравоохранении программ укрепления здоровья.

Реализация профилактических мероприятий для детей, подростков, женщин детородного возраста, населения трудоспособного возраста с высоким риском заболевания с оказанием им практической помощи.

Эффективным инструментом пропаганды здорового образа жизни и профилактики должны быть средства массовой информации, поэтому необходимы новые подходы к использованию их в гигиеническом воспитании и медицинском образовании населения.

Основные направления деятельности Усиление политики укрепления здоровья это достижение согласия с законодательными и исполнительными органами власти различного уровня относительно приоритетов, подходов и стратегий укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Должно быть два подхода:

1. Создание и поддержка стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни, поднятие престижа здорового человека (материальное поощрение здорового образа жизни на предприятиях, льготное финансирование санаторно-курортных путевок для здоровой части коллектива и т.д.).

2. Создание физической и социальной среды, благоприятствующей здоровому образу жизни.

Совершенствование законодательства Необходимо развивать следующие основные направления в области законодательства:

разработка финансовой политики для поддержки программ оздоровления;

разработка законодательства, направленного на поддержание социальных условий и окружающей среды для ведения здорового образа жизни;

пересмотреть ранее действующие нормативные и законодательные акты и направить их на стимулирование здорового образа жизни;

пересмотреть действующие территориальные правила обязательного медицинского страхования.

Оптимизация ресурсов и финансирования Предупреждение основных факторов риска значительно влияет на снижение уровня заболеваемости и смертности. Проведение профилактических мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры, диспансеризация населения) позволит намного снизить стоимость лечения больных и их дальнейшего социального обеспечения.

Для развития профилактики необходимо перераспределение ресурсов внутри сектора здравоохранения. Одним из направлений финансовой поддержки профилактики должны стать средства обязательного медицинского страхования и иные источники, не запрещенные законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Совершенствование оказания лечебно-профилактической помощи Основное направление развития здравоохранения профилактическая направленность медицинской помощи с ее доступностью и приближением к населению.

Для этих целей необходимо:

усиление первичного звена и приведение структуры здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи, принципами зонирования республики;

создание центров здоровья на уровне улуса, города, наслега при условии материально-технической, организационно-методической помощи и интеграции с другими учреждениями разработка генерального плана развития сети учреждений здравоохранения с учетом ведомственных и учреждений негосударственной формы собственности;

создание межулусных клинико-диагностических комплексов (специализированных отделений);

введение и широкое использование телемедицины;

перенос объемов помощи из дорогостоящего стационарного звена в амбулаторное.

Амбулаторно-поликлиническая помощь Существенное значение в совершенствовании амбулаторной помощи отводится поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.

Основными звеньями в оказании первичной медико-санитарной помощи в ближайшие годы остаются детская и взрослая поликлиники с поэтапным переходом к общеврачебной (семейной) практике.

Необходима подготовка нормативно-правовой базы и поэтапное расширение функциональных обязанностей и прав участковых врачей (терапевтов и педиатров) со смещением акцента в работе врачей-специалистов поликлиник на оказание консультативной помощи.

Основные направления улучшения первичной медико-санитарной помощи связаны:

с разработкой новой модели поликлиники экономичной, максимально ориентированной на конкретного пациента и идеологию семейной медицины и профилактику;

с поэтапным введением оплаты за пролеченного больного (оказанную услугу), с обеспечением приоритета и экономической мотивации участковых врачей к расширению оказываемых ими объемов помощи (постепенный переход к методологии работы "семейного врача");

с созданием диагностических коек и коек для дневного пребывания больных;

с развитием на базе поликлиник и амбулаторий стационарозаменяющих форм лечения (стационары дневного пребывания, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии), школ самоконтроля для больных диабетом, центров медико-социальной помощи населению, отделений групповой общеврачебной практики, отделений инфекционно- паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики, кабинетов медицинской профилактики и реабилитации, традиционной медицины;

с восстановлением школьной медицины, укомплектованием школ средними медицинскими работниками.

В амбулаторной службе получит дальнейшее развитие медико-социальная помощь пожилым (гериатрическая служба), будут реализовываться программы по профилактике и реабилитации сердечно-сосудистых болезней, раннему выявлению онкологических заболеваний, туберкулеза и развитию стоматологической помощи.

Развитие медицинской помощи и улучшение качества оказываемых услуг при социально значимых заболеваниях (туберкулез, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, алкоголизм, наркомания и др.) предполагается за счет укрепления организационной структуры специализированных учреждений и их материально-технической базы, а также внедрения более экономичных лечебно-реабилитационных технологий (дневные стационары, отделения реабилитации).

Стационарная помощь Совершенствование госпитального звена будет направлено на повышение качества медицинской помощи за счет более эффективного использования коечного фонда, рационализации расходования средств на приобретение медикаментов, медицинского оборудования, на освоение новых технологий. С этой целью начнется структурная реорганизация коечного фонда по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса:

больницы интенсивного лечения;

больницы восстановительного лечения;

больницы длительного лечения для больных с хроническими заболеваниями;

больницы медико-социальной помощи.

Разделение больных по интенсивности лечения позволит рационально использовать материально-техническую базу, дорогостоящее медицинское оборудование и кадровые ресурсы, снизить длительность пребывания в стационарах, рационально сократить коечный фонд.

Будет продолжаться работа по повышению эффективности использования коечного фонда, сокращению коек и закрытию нерентабельных больниц с плохой материально-технической базой, не позволяющей организовать госпитальную медицинскую помощь в соответствии с современными требованиями.

Для более рационального использования средств необходимо:

в участковых больницах - сокращение круглосуточных стационарных коек, перевод во врачебные амбулатории с дневными стационарами на дому, исходя из показателей заболеваемости населения, существующей транспортной схемы, с учетом географических особенностей населенных пунктов. В местах компактного проживания малочисленных народов Севера необходимо сохранить коечный фонд;

объединение специализированной коечной сети республиканских и городских больниц, перепрофилирование объединенного коечного фонда, включая ведомственную сеть, создание республиканского Центра экстренной медицинской помощи;

дальнейшее развитие должны получить больницы и отделения сестринского ухода, хосписы с выездными бригадами, оказывающими помощь больным на дому.

С целью интенсификации использования коечного фонда стационаров также необходимо:

совершенствование и дополнение основных медико-экономических стандартов медицинской помощи;

внедрение в практическое здравоохранение современных медицинских технологий, повышающих качество и эффективность лечебного процесса;

подготовка и реализация целевых улусных программ по оснащению стационаров современным, преимущественно отечественным, медицинским оборудованием;

улучшение обеспечения современными лекарственными средствами путем разработки и внедрения больничных лекарственных формуляров;

развитие диагностических и консультативных отделений, коек для дневного пребывания больных.

Скорая и неотложная помощь Изменения структуры заболеваемости с увеличением доли травм, несчастных случаев и осложнений хронических заболеваний требуют качественного усиления экстренной медицинской службы.

Для этого необходимо:

провести оптимизацию существующей сети скорой и неотложной медицинской помощи в городах и улусах с учетом транспортной схемы и географических особенностей с соответствующим кадровым и материально-техническим обеспечением;

разработать и внедрить медико-экономические стандарты по скорой и неотложной медицинской помощи;

развить малую санитарную авиацию.

Создание межулусных специализированных отделений, центров Для приближения специализированной медицинской помощи к населению улусов необходимо создать межулусные специализированные отделения (центры) с учетом существующей базы в улусах, уровня оснащенности, имеющегося кадрового потенциала, транспортной схемы и удовлетворения потребности населения в оказании определенного вида лечебно-профилактических услуг: целесообразно создать центры в г. Мирный, п. Батагай, п. Зырянка, г. Нюрба, г. Нерюнгри, с.

Майя. Эти населенные пункты являются региональными авиационными базами и в них находятся филиалы санитарной авиации ( гг. Мирный, Нюрба, п. Батагай);

необходимо развивать специализацию в регионах. В настоящее время это возможно в Вилюйской группе улусов: Нюрбинская ЦУБ - оказание плановой хирургической помощи; Верхневилюйская ЦУБ стоматологической и офтальмологической помощи; Вилюйская ЦУБ психиатрической и педиатрической помощи; Сунтарский улус дальнейшее развитие получит реабилитационное направление. В центрах оказания специализированной помощи необходимо внедрение более доступных, эффективных технологий. Введение возможностей телемедицины в данных отделениях и центрах позволит сэкономить средства на транспортировке больных до Якутска и обратно.

Необходимо разработать механизм функционирования межулусных отделений.

Организация высокотехнологических видов медицинской помощи Необходимо обеспечить концентрацию научно-технологического потенциала для внедрения высокотехнологических видов медицинской помощи в Национальном Центре медицины.

Дальнейшее развитие в Национальном центре медицины получат следующие оперативные методы лечения: малоинвазивные эндоскопические (торакоскопические, артроскопические, лапароскопические гемиколонэктомия, нефрэктомия, на органах малого таза), эндоваскулярные операции (баллонная дилатация, ангиопластика сосудов, эмболизация внутримозговых аневризм, ангиопластика, шунтирующие операции на центральной нервной системе).

Планируется совершенствование реконструктивнопластических операций органов пищеварения и мочевыводящих технологий;

сердечно-сосудистая хирургия (аорто-коронарное шунтирование, хирургическое лечение врожденных и приобретенных пороков сердца, операции на аорте, коронароангиопластика); трансплантация тканей и органов; реплантация сегментов конечностей; операции на позвоночнике и крупных суставах; лазерные методики; иммунная диагностика и коррекция различных патологических состояний;

внедрение новых технологий немедикаментозной реабилитации.

Опыт освоенных технологий и методик подлежит поэтапному их внедрению в центрах специализированного лечения в улусах и городах республики.

Санаторно-курортное лечение Дальнейшее развитие должно получить санаторно-курортное лечение как одно из ведущих этапов оздоровления и восстановительного лечения для населения республики.

Для этого необходимо:

эффективное использование имеющейся сети санаториев-профилакториев, лечебно-профилактических комплексов (Абалах, Кемпендяй) с поэтапным улучшением их материально-технической базы;

дальнейшее развитие и строительство санаторных учреждений в Хангаласском, Верхоянском, Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Среднеколымском, Нерюнгринском улусах;

требуют дальнейшего исследования и широкого освоения местные минеральные источники.

Развитие традиционной народной медицины Наряду с официальной медициной будет осуществлено внедрение в практику здравоохранения методов, средств традиционной медицины, направленных на укрепление здоровья и сохранение генофонда жителей республики, для чего планируется:

разработка новых форм, методов и средств, основанных на традиционных народных методах оздоровления и целительства;

создание банка данных, разработка методологии исследований и использование традиционных народных оздоровительных систем в практическом здравоохранении;

подготовка кадров на базах центров и учебных заведений Республики Саха (Якутия), России, СНГ и зарубежных стран;

открытие в улусных больницах отделений традиционной медицины и филиала при Национальном Центре медицины;

организация кабинетов традиционной народной медицины на каждом этапе оказания медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, участковые больницы, поликлиники, центральные улусные больницы, городские и республиканские учреждения);

широкое использование фитотерапии в общеобразовательных и медицинских учреждениях.

Кадровая политика Планируется создание единого образовательного пространства в подготовке медицинских кадров со средним и высшим медицинским образованием, для чего предусматривается:

передача Якутского базового медицинского колледжа с центром повышения квалификации средних медицинских работников, Алданского и Нерюнгринского медицинских училищ, Жатайского медицинского лицея в ведение Министерства здравоохранения;

поэтапное объединение Алданского и Нерюнгринского медицинских училищ;

внедрение вечерней формы обучения для средних медицинских работников в Медицинском институте Якутского госуниверситета.

Совершенствование кадровой политики предполагает:

научное прогнозирование потребности в различных категориях медицинских работников с учетом изменений социально-экономической, демографической ситуации, структуры заболеваемости населения и формирование муниципального заказа на подготовку врачей, средних медицинских работников на договорной, контрактной основе;

обеспечение соотношения врачей и средних медицинских работников, отвечающего основным задачам реформирования здравоохранения;

формирование системы непрерывного усовершенствования управленческих кадров, менеджеров здравоохранения, врачей-гигиенистов и среднего медперсонала;

совершенствование системы внутриведомственного контроля качества работы врачей и средних медицинских работников;

развитие международного сотрудничества по вопросам подготовки врачей, средних медицинских работников и менеджеров здравоохранения;

совершенствование нормативно-правовой базы профессиональной и социальной защищенности, разработка программы оздоровления медицинских работников.

Лекарственное обеспечение Совершенствование лекарственного обеспечения предусматривает:

разработку и принятие Закона "О лекарственном обеспечении и фармацевтической деятельности в Республике Саха (Якутия)";

усиление государственного регулирования фармацевтической деятельности;

централизованную систему лекарственного обеспечения по социально обусловленным заболеваниям льготных категорий граждан, развитие программ лекарственного обеспечения социально незащищенных граждан;

переход к оптимальной информационной системе, предусматривающей данные о фирмах, ассортименте, результатах контроля качества поставляемых медикаментов, ценах;

организацию биофармацевтического производства лекарственных средств из местного растительного и животного сырья;

разработку формулярной системы лекарственной помощи и установление норматива потребления финансовых средств на медикаменты;

совершенствование системы учета и контроля расходования медикаментов и денежных средств, направляемых на лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений.

Медицинское страхование Обязательное медицинское страхование Для обеспечения государственного регулирования системы обязательного медицинского страхования необходимо:

обеспечить бесплатность и доступность медицинской помощи, гарантированного объема и качества для широких слоев населения республики;

добиться соответствия объемов и финансового обеспечения гарантированной бесплатной медицинской помощи на одного жителя республики минимальным нормативам на одного жителя РФ;

обеспечить аккумулирование платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) ;

совершенствовать систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи и защиты прав застрахованного гражданина;

перейти на персонифицированный учет состояния здоровья населения республики;

внедрить единый полис обязательного медицинского страхования на основе машиночитаемой пластиковой карточки;

ввести учет пациентов в медицинских учреждениях по постоянному персональному идентификационному номеру застрахованного гражданина на основе страхового полиса;

создать и ввести в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования автоматизированную базу данных "Регистр застрахованных" по предоставлению и оплате медицинских услуг;

использовать информационные ресурсы "Регистра застрахованных" для учета, контроля, экспертизы объемов и качества медицинской помощи, управления финансами и наблюдения за состоянием здоровья населения;

внедрить экономические методы в управлении системой здравоохранения;

ввести дифференцированную мотивационную оплату труда медицинских работников в зависимости от объема и качества медицинской помощи;

повысить ответственность страхователей (работодателей) в сохранении положительного состояния здоровья работающих на предприятии;

достичь прозрачности движения финансовых средств во всех структурах, работающих в системе обязательного медицинского страхования;

упростить схему финансирования медицинских учреждений.

Добровольное медицинское страхование Требует развития добровольное медицинское страхование, которое позволит создать дополнительную систему защиты интересов граждан в сфере страхования. Для этого необходимо:

создание соответствующей законодательной базы, регулирующей деятельность страховых организаций в сфере добровольного медицинского страхования;

поощрение действий по внедрению и усовершенствованию добровольного медицинского страхования в республике;

внедрение механизма экономической заинтересованности как лечебных учреждений и врачей, так и предприятий и организаций всех форм собственности.

Усиление роли научных исследований в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний К основным задачам науки на перспективу относятся формирование долгосрочной стратегии сохранения здоровья, прогнозирование уровня заболеваемости и разработка научных основ профилактики и борьбы с наиболее распространенными заболеваниями.

Основными направлениями в области научных исследований должны быть следующие:

анализ, оценка и прогноз тенденций изменения состояния здоровья населения в Арктической зоне, разработка стандартов здоровья;

разработка новых, экономически оправданных методов, нацеленных на коррекцию факторов риска, определяющих состояние здоровья населения;

разработка, планирование, проведение и оценка республиканских и улусных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

сокращение разрыва между научными достижениями и практической их реализацией;

координация научно-исследовательской деятельности Национального центра медицины, Медицинского института Якутского госуниверситета, Института здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) и широкое внедрение результатов исследований в практику здравоохранения.

Успешное выполнение этих задач возможно при создании Международного центра медицины Арктики на базе Национального центра медицины, Института здоровья.

Совершенствование информационной системы Создание средств связи и обмена информацией на всех уровнях и направлениях деятельности здравоохранения от медицинской статистики и медикаментозного обеспечения до мониторинга здоровья населения. Мониторинг за основными показателями здоровья позволит более точно и оперативно получать информацию, прогнозировать ситуацию и влиять на нее.

Для управления здоровьем населения необходимо расширение информационной базы с включением факторов риска, которые в значительной степени предопределяют заболеваемость и смертность.

Первоочередной задачей является создание унифицированной технологии мониторинга, которая позволит целенаправленно планировать, управлять и оценивать эффективность профилактических программ, а также прогнозировать состояние здоровья населения на предстоящие годы.

Решение важнейших задач возможно при условии оснащения лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением современными средствами вычислительной техники и развитым программным обеспечением. В этом свете особую значимость приобретает обновление компьютерного парка здравоохранения, внедрение клинических информационных систем (КИС), формирование регистров здоровья населения по социально-значимым заболеваниям.

Создание единого информационного пространства системы охраны здоровья населения:

интеграция информационно-вычислительных систем лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, ТФОМС, страховых медицинских организаций, Центра госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в единую информационно-аналитическую систему (ЕИАС) отрасли;

обеспечение информационной совместности, стандартизация, унификация информационного, программного и технического обеспечения систем, эксплуатируемых в учреждениях Минздрава, ТФОМС и ЦГСЭН;

упорядочение информационных потоков, повышение справочно-информационного обслуживания лечебно-профилактических учреждений, учреждений здравоохранения, ОМС, ЦГСЭН, местных администраций, населения.

Обеспечение доступа врачей к всемирным базам данных (типа Medline), базам знаний и электронным учебникам, доступа к лучшим медицинским интеллектуальным ресурсам через глобальную сеть Интернет.

В реализации Концепции должны принимать участие различные министерства и ведомства республики (Минздрав, Академия наук, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, средства массовой информации, Департамент по высшей школе и науке, Минэкономики, Минсоцзащиты, Минобразования, Комитет по физической культуре, спорту и туризму и другие), органы местного самоуправления, неправительственные, общественные организации.

Координация деятельности по реализации Концепции возлагается на Межведомственную комиссию по охране здоровья граждан при Правительстве Республики Саха (Якутия).

Этапы реализации Концепции совершенствования здравоохранения на 2000 2025 гг.

I. 2000 2002 гг. - подготовительный (начальный) этап:

разработка и принятие нормативно-правовой базы совершенствования здравоохранения;

стабильное финансирование отрасли, повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

начало оптимизации, реструктуризации существующей сети лечебно-профилактических учреждений;

реализация целевых программ по здравоохранению.

II. 20032020 гг. - основной этап:

развитие межулусных отделений, центров специализированной медицинской помощи;

развитие сети санаториевпрофилакториев;

внедрение в практику амбулаторно-поликлинической службы семейных врачей (врачей общей практики);

введение телемедицины;

внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

III. 2021 2025 гг. - заключительный этап:

формирование информационной системы мониторинга здоровья населения;

создание модели здравоохранения с приоритетом профилактики и сохранения здоровья здорового человека, с интеграцией в мировую информационную систему здравоохранения и международное сообщество в области медицины.

________________ Утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2000 года № 78 (приложение № 2) План основных мероприятий по реализации Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2000 2002 гг. (начальный этап) № Мероприятия Ответственные Сроки I.Совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы здравоохранения 1. Разработка проектов законов Республики Саха (Якутия):

1.1. О лекарственном обеспечении и Департамент I кв.

фармацевтической фармации 2000 г.

деятельности и медицинской техники, Минздрав 1.2. Дополнение действующих законов по Минздрав, II кв.

вопросам МВД, 2000 г.

профилактики алкоголизма Минмолодёжи 1.3. О сельском здравоохранении Минздрав, IV кв.

Минтруда, 2000 г.

МИ ЯГУ 1.4. Об обязательном медицинском Минздрав, 2000 г.

страховании ТФ ОМС 1.5. О традиционной народной медицине Минздрав 2000 г.

и целительстве 1.6. О профилактике и борьбе с Минздрав, 2000 г.

ВИЧ-инфекцией МВД 2. Разработка и принятие комплексных республиканских программ, планов мероприятий 2.1. Здоровый образ жизни Минздрав, II кв.

Минобразования 2000 г.

, Минмолодежи, Минкультуры Комитет по ФКС и Т 2.2. Профилактика приоритетное Минздрав, III кв.

направление Комитет по 2000 г.

развития здравоохранения CЭН, Минобразования , Департамент по охране генофонда 2.3. Семейная медицина Минздрав, IV кв.

МИ ЯГУ, 2000 г.

Комитет по делам семьи и детства II. Совершенствование системы финансирования 1. Определение принципов и объёмов Минздрав, 2000-2002 финансового ТФ ОМС, гг.

обеспечения медицинской Минэкономики, профилактики Минфин 2. Разработка и внедрение системы Минздрав, 2000-2002 финансирования Минфин, гг.

учреждений по объему и качеству ТФОМС выполненной работы III. Совершенствование организации медицинской помощи 1. Структурная и организационная Администрации 2000-2002 оптимизация гг.

сети существующих улусов и лечебно-профилактических городов, учреждений с учетом региональных Минздрав, особенностей Минэкономики 2. Создание специализированных Администрации 2000-2002 межулусных гг.

клинико-диагностических центров улусов и (комплексов, городов, отделений) по зональному Минздрав принципу:

арктическая, вилюйская, южная, центральная 3. Оптимизация структуры и коечной Минздрав, 2000 - сети Администрация 2002 гг.

специализированных лечебно-профилактических г. Якутска учреждений, расположенных в г.

Якутске 4. Организационное и структурное Минздрав, 2000-2002 совершенствование НЦМ гг.

Национального центра медицины, внедрение малоинвазивных эндоскопических операций, развитие сердечно-сосудистой хирургии, трансплантации органов и тканей 5. Разработка и реализация Администрации 2000-2002 республиканских гг.

и улусных Программ улусов и медико-технического городов, оснащения учреждений первичного Минздрав звена, медицины катастроф 6. Широкое внедрение доступных, Минздрав 2000-2002 малозатратных гг.

форм профилактики, лечения, реабилитации 7. Структурная реорганизация Минздрав 2000-2002 коечного гг.

фонда по степени интенсивности лечебно-профилактического процесса 8. Перераспределение части объемов Минздрав 2000-2002 медицинской гг.

помощи из стационарного сектора на амбулаторное, усиление амбулаторно-поликлинической помощи 9. Разработка и реализация комплекса Минздрав 2000-2002 мер гг.

по развитию противотуберкулезной, психиатрической, наркологической, эндокринологической и онкологической помощи 10 Совершенствование службы охраны Минздрав, 2000-2002 материнства Минобразовани гг.

и детства, планирования семьи и я безопасного материнства, развитие первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам 11. Расширение сети больниц и Минздрав, 2000-2002 отделений Минтруда гг.

сестринского ухода, хосписов, медико-социальных отделений 12. Развитие системы медицинской Минздрав, 2000-2002 реабилитации, Минтруда гг.

расширение межотраслевого сотрудничества с системой социальной защиты 13. Поэтапное внедрение института Минздрав, 2000-2002 врачей МИ ЯГУ гг.

общей практики 14. Совершенствование системы Минздрав, 2000-2002 внутриведом-ственного МИ ЯГУ гг.

контроля качества медицинской помощи, внедрение новых качественных показателей 15. Развитие местных целебных Минздрав, 2000-2002 источников Администрации гг.

для санаторно-курортного лечения улусов и городов, ФГСС 16. Внедрение методов профилактики и Минздрав 2000-2002 лечения гг.

традиционной медицины народов Севера и других стран (Китай, Корея и др.) 17. Создание условий для развития Минздрав 2000-2002 многоукладности гг.

в сфере оказания медицинской помощи с сохранением основных позиций за государственной системой охраны здоровья населения 18. Внедрение в практическое Минздрав, 2000-2002 здравоохранение ТФ ОМС, гг.

телемедицины НЦМ IV. Совершенствование лекарственного обеспечения 1. Установление системы Минздрав, 2000-2002 повсеместного Департамент гг.

контроля цен на лекарственные фармации препараты и изделия медицинского назначения 2. Внедрение и постоянное Минздрав, 2000-2002 совершенствование Департамент гг.

информационной базы фармации лекарственного обеспечения 3. Широкое применение лекарственных Минздрав, 2000-2002 трав, Департамент гг.

препаратов из местного сырья, фармации организация производства на местной базе 4. Упорядочение льгот отдельным Минздрав, 2000-2002 категориям Департамент гг.

граждан и адресное обеспечение фармации, лекарственными Минтруда, средствами ДПС, ФГСС V. Развитие медицинского страхования 1. Развитие системы добровольного ТФ ОМС, 2000-2002 медицинского Минздрав гг.

страхования 2. Создание единого порядка ТФ ОМС, 2001 г.

реализации Минздрав прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования 3. Создание единого информационного ТФ ОМС, 2001 г.

пространства Минздрав внедрением единого медицинского полиса на основе машиночитаемых пластиковых карточек VI. Подготовка медицинских кадров, развитие медицинской науки 1. Создание единого образовательного Минздрав, 2000 г.

пространства Департамент в подготовке медицинских кадров с высшей высшим школы и и средним образованием науки, МИ ЯГУ 2. Передача системы интернатуры в Минздрав, 2000 г.

ведение Департамент Медицинского института ЯГУ высшей школы и науки, МИ ЯГУ 3. Внедрение в практику обучения Минздрав, 2000 г.

смежным МИ ЯГУ специальностям в медицинских учебных заведениях 4. Формирование системы непрерывного Минздрав, 2000 г.

обучения МИ ЯГУ управленческих кадров по вопросам экономики, менеджмента, маркетинга в здравоохранении 5. Внедрение системы Минздрав, 2000 г.

государственного МИ ЯГУ, заказа на подготовку медицинских Институт и здоровья научных кадров для практического здравоохранения 6. Осуществление мониторинга Институт 2000-2002 основных здоровья, гг.

показателей здоровья населения, в Минздрав, т.ч. Минобразовани детей я 7. Разработка нормативов Институт 2000-2001 регионального здоровья, гг.

здравоохранения и стандартов МИ ЯГУ здоровья человека на Севере 8. Создание Международного центра Институт 2001 г.

медицины здоровья, Арктики МИ ЯГУ, Минздрав, НЦМ ________________