ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 февраля 2000 года № 91 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.05.2003 г. № 306 Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия).

2. Признать утратившими силу пункты 2 и 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 1994 года № 155 "Вопросы Государственной геологической инспекции Республики Саха (Якутия)" и распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 января 1995 года № 14-р "О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия)".

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Утверждено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2000 года № 91 П О Л О Ж Е Н И Е о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Республики Саха (Якутия) Общие положения 1. 1. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (государственный геологический контроль) на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Государственной геологической инспекцией Республики Саха (Якутия) при Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (далее Госгеолинспекция РС(Я)).

1. 2. Задачей Госгеолинспекции РС(Я) является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

1. 3. Госгеолинспекция РС(Я) является государственным учреждением на правах департамента в составе Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, имеет статус юридического лица, собственный баланс, расчётные счета в банках, гербовую печать.

1. 4. Госгеолинспекция РС(Я) в своей деятельности подотчётна и подконтрольна Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию одновременно по должности является Главным государственным инспектором Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю.

1. 5. Госгеолинспекция РС(Я) при осуществлении государственного геологического контроля руководствуется законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Указами Президента Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), постановлениями и распоряжениями Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящим Положением.

1. 6. В сфере контроля за реализацией федеральных программ геологического изучения, использования и охраны недр Госгеолинспекция РС(Я) подотчётна Управлению государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации и имеет статус территориального отдела государственного геологического контроля Министерства природных ресурсов Российской Федерации по территории Республики Саха (Якутия). В указанной сфере Госгеолинспекция РС(Я) осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и действующим Соглашением между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о взаимоотношениях при геологическом изучении, использовании и охране недр на территории Республики Саха (Якутия).

1. 7. Финансирование деятельности Госгеолинспекции РС(Я) осуществляется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию за счёт средств фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Смета на содержание Госгеолинспекции РС(Я) утверждается председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

Оплата труда работников Госгеолинспекции РС(Я) осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда работников органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

2. Основные функции 2. 1. Госгеолинспекция РС(Я) осуществляет государственный контроль за всеми недропользователями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе за:

соблюдением всеми недропользователями федерального и республиканского законодательства о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр;

соблюдением установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами;

соблюдением пользователями недр условий, определенных в лицензии на пользование недрами;

ведением работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества;

соблюдением условий лицензий на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр;

сохранностью разведочных горных выработок и буровых скважин, геологической и технической документации, образцов горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

своевременной и правильной государственной регистрацией и учётом работ по геологическому изучению недр, достоверностью учёта разведанных и поставляемых на Государственный баланс запасов, учёта движения запасов;

соблюдением условий содержания особо охраняемых геологических участков недр, установленных в соответствии с федеральным и республиканским законодательством;

наличием и соблюдением установленных требований к метрологическим поверкам средств геофизических, гидрогеологических, топо-маркшейдерских и лабораторных измерений;

соблюдением установленного порядка сбора и оформления поставок на экспорт минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

соблюдением установленных требований к геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, включая полноту изучения горнотехнических, мерзлотно-гидрогеологических, инженерно-геологических и других условий разработки разведанных месторождений полезных ископаемых, а также участков недр, предназначенных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

соответствием установленным требованиям применяемой методики и технологии, соблюдением стадийности, качества, комплексности и эффективности работ по геологическому изучению недр;

охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры;

ликвидацией в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;

соблюдением порядка, условий хранения и использования информации о недрах, полученной за счет средств федерального и республиканского бюджетов;

формированием и эффективностью использования средств территориального целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы по Республике Саха (Якутия);

соответствием установленных ставок платежей за пользование недрами с фактическим условиями недропользования;

выполнением предписаний государственных органов контроля и органов местного самоуправления по вопросам охраны недр.

2. 2. Госгеолинспекция РС(Я) осуществляет государственный геологический контроль во взаимодействии:

2. 2.1. С Якутским округом Федерального горного и промышленного надзора России по вопросам:

достоверности и обоснованности представляемых недропользователями материалов для списания с учёта предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождений;

предотвращения самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, предотвращением вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на население, окружающую среду, за сохранностью эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений.

2. 2.2. С Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) по вопросам размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых с целью исключения их вредного влияния на окружающую среду;

2. 2.3. С соответствующими республиканскими органами государственной власти по вопросам соблюдения нормативных актов по порядку и условиям взимания платежей при пользовании недрами и целевому использованию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

2. 3. Взаимодействие указанных органов при осуществлении государственного геологического контроля регулируется соглашениями между Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и соответствующим республиканским органом исполнительной власти.

3. Структура Госгеолинспекции Республики Саха (Якутия) 3. 1. Госгеолинспекция РС(Я) в своем составе имеет отдел государственного геологического контроля, управление государственной геологической экспертизы, контрольно-ревизионный отдел и службу обеспечения. Для осуществления государственного геологического контроля в наиболее крупных горнопромышленных районах республики Госгеолинспекция РС(Я) образует территориальные представительства, входящие в состав отдела госгеолконтроля.

Территориальные представители назначаются по согласованию с главами администраций улусов, на территориях которых размещаются подконтрольные предприятия минерально-сырьевого комплекса, и одновременно по должности являются государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории.

3. 2. Госгеолинспекция РС(Я) возглавляется начальником Госгеолинспекции Республики Саха (Якутия). Он назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Саха (Якутия) по представлению Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Начальник Госгеолинспекции РС(Я) одновременно по должности является заместителем Главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю.

Начальник Госгеолинспекции РС(Я), осуществляя функции руководителя государственного органа контроля, несет персональную ответственность за выполнение задач этого органа, установленных настоящим Положением.

Заместитель начальника Госгеолинспекции РС(Я) одновременно по должности является Старшим государственным инспектором Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю.

Главные и ведущие специалисты отдела государственного геологического контроля Госгеолинспекции РС(Я) одновременно по должности являются государственными инспекторами Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю.

3. 3. Функциональные обязанности и права должностных лиц по осуществлению государственного геологического контроля устанавливаются председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию Главным государственным инспектором Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю, в соответствии с настоящим Положением.

3. 4. Государственным инспекторам Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю выдаются удостоверения установленного образца.

3. 5. При осуществлении государственного контроля в качестве экспертов могут привлекаться должностные лица и специалисты производственных предприятий, научных учреждений и органов государственного управления. Состав экспертов определяется распоряжением начальника Госгеолинспекции РС(Я) по согласованию с руководителями соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

4. Права и обязанности 4. 1. Главный государственный инспектор Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю, его заместитель и старший государственный инспектор Республики Саха (Якутия) по геологическому контролю, действуя в соответствии с настоящим Положением, имеют право:

давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений федерального и республиканского законодательства и установленного порядка недропользования;

приостанавливать все виды работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, если они проводятся с нарушениями установленных действующим законодательством норм и правил;

уведомлять в письменной форме недропользователя и органы, предоставившие ему лицензию на пользование недрами, о результатах проверки, выявленных нарушениях условий пользования недрами, в том числе в части внесения платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), соблюдения стандартов (норм и правил), а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

запрашивать у недропользователей, государственных органов управления и контроля, органов местного самоуправления документацию, объяснения и справки по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции органов госгеолконтроля;

направлять в налоговые органы Республики Саха (Якутия) материалы о выявленных нарушениях недропользователями установленной системы обязательных платежей за пользование недрами;

прекращать в установленном порядке совместно с органами Федерального горного и промышленного надзора РФ самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

вносить в установленном порядке предложения о приведении нормативных правовых и других актов Республики Саха (Якутия) в соответствие с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;

ограничивать, приостанавливать или запрещать совместно с органами Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) несанкционированный сброс в недра сточных вод, вредных веществ и отходов производства;

вносить в необходимых случаях в соответствующие органы предложения о прекращении финансирования работ по геологическому изучению недр, выполняемых за счёт отчислений в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы или о взыскании незаконно израсходованных средств в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

ставить перед руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка ведения работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности;

рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административном нарушении в области недропользования;

привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр;

приостанавливать (в случае выявления нарушений) действие и аннулировать в установленном порядке лицензии на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр;

привлекать с согласия руководителей организаций специалистов для участия в работе органов государственного геологического контроля;

передавать материалы по вопросам, не входящим в компетенцию органов государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, уполномоченным государственным органам, в том числе правоохранительным;

беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения все объекты недропользования, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе режимные), для выполнения полномочий, определенных настоящим Положением;

проверять в установленном порядке все работы по геологическому изучению и использованию недр (в том числе не связанные с добычей полезных ископаемых), а также геологическую, производственно-техническую, финансовую и проектно-сметную документацию.

4. 2. Государственные инспекторы по геологическому контролю имеют право:

посещать, для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения, все объекты (в том числе режимные, порядок посещения которых определяется совместно Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и соответствующими органами исполнительной власти), независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр (в том числе не связанные с добычей полезных ископаемых), путем непосредственного обследования и обмера параметров контролируемых объектов, а также изучения геологической, производственно-технической, финансовой и проектно-сметной документации;

составлять документы о нарушениях республиканского законодательства о недрах и других нормативных актов при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, о состоянии платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, с уведомлением должностного лица, допустившего нарушение;

давать недропользователям предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению и использованию недр, соблюдению условий лицензии, повышению качества и эффективности геологических и добычных работ.

4. 3. Недропользователи обязаны создавать государственным инспекторам по геологическому контролю, осуществляющим проверку, необходимые условия для работы, предоставлять геологическую, производственно-техническую, проектно-сметную и финансовую документацию, давать объяснения по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции органов госгеолконтроля.

4. 4. Решения Госгеолинспекции РС(Я) могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия).

5. Ответственность 5. 1. Должностные лица Госгеолинспекции РС(Я) несут ответственность за объективность материалов проводимых ими проверок.

5. 2. Лица, препятствующие осуществлению государственного геологического контроля, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам по геологическому контролю, несут ответственность, установленную действующим законодательством.

5. 3. Должностные лица Госгеолинспекции РС(Я) в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут быть привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.