ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 апреля 2000 года № 244 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.08.2002 г. № 420 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)" В целях нормативно-правового обеспечения государственной поддержки развития ремесленничества в Республике Саха (Якутия) как составной части малого предпринимательства:

1. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)".

2. Внести указанный проект Закона на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) в установленном порядке.

3. Поручить Скрыбыкину А.Н., и.о. министра малого предпринимательства и развития занятости представлять проект Закона Республики Саха (Якутия) "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)" в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Долинина И.Н.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Проект вносится Правительством Республики Саха (Якутия) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Настоящий Закон направлен на сохранение, возрождение и развитие традиций ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия), являющейся средством удовлетворения потребностей республики в производимых ремесленниками товарах, работах, создания дополнительных рабочих мест.

Целью Закона является установление правовых основ организации и деятельности ремесленников на территории Республики Саха (Якутия), защита прав потребителей продукции ремесленников.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности как составной части малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

2. Субъектами ремесленничества могут выступать как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, так и юридические лица.

3. Для реализации целей настоящего Закона ремесленники могут создавать юридические лица в любых организационно - правовых формах, предусмотренных действующим законодательством, а также некоммерческие организации для организации защиты и представления своих интересов, координации действий, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения профессиональных интересов и решения иных совместных задач ремесленников. Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере ремесленной деятельности Правовое регулирование отношений в сфере ремесленной деятельности регулируется Конституцией Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), действующим законодательством, а также данным Законом и принимаемыми в соответствии с ним другими нормативно-правовыми актами.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Ремесленник - физическое лицо, самостоятельно производящий непродовольственный материальный продукт признанного качества с уникальными свойствами на основе технологий, ориентированных на использование специальных навыков, ручного инструмента и средств малой механизации, отвечающий сложившимся в данной местности традиционным эстетическим нормам и функциональным потребностям.

Ремесленная деятельность (ремесленничество) - предпринимательская деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел, по изготовлению товаров и продуктов, обладающих отличительными качествами и уникальными свойствами, предназначенных для удовлетворения личных потребностей граждан, имеющая своей целью извлечение прибыли.

Статья 4. Принципы ремесленной деятельности 1. Ремесленная деятельность в республике основывается на принципах добровольности, равноправия и самоуправления.

2. Ремесленная деятельность осуществляется при поддержке органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

3. Объединения ремесленников свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Статья 5. Поддержка ремесленничества органами государственной власти Республики Саха (Якутия) 1. Приоритетное право на поддержку со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия) имеют субъекты ремесленничества, деятельность которых относится к одному из видов ремесел, определяемых Правительством Республики Саха (Якутия), в следующих формах:

предоставление отдельным категориям ремесленников, работающим в приоритетных для республики сферах деятельности, льготных субсидий и кредитов из средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства;

предоставление льгот по арендной плате, устанавливаемых Правительством Республики Саха (Якутия) и администрациями улусов и городов, согласно действующему порядку;

разрешение на право торговли своей продукцией субъектам ремесленничества с получением патента на торговую деятельность на льготных условиях;

предоставление льгот по налогам и сборам в республиканский и местный бюджеты отдельным видам ремесел согласно установленному порядку.

Кроме того, субъекты ремесленной деятельности пользуются всеми видами поддержки, предусмотренными законодательством Республики Саха (Якутия) для малого предпринимательства.

2. Общее руководство по поддержке ремесленничества в Республике Саха (Якутия) возлагается на уполномоченный орган Правительства Республики Саха (Якутия), ответственный за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в республике.

3. Перечень видов ремесленной деятельности утверждается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Субъекты ремесленничества, имеющие приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти республики К субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти Республики Саха (Якутия), относятся субъекты хозяйственной деятельности, отвечающие следующим требованиям:

соответствие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

вид деятельности и вся выпускаемая продукция должны относиться к одному из видов ремесел, определяемых Правительством Республики Саха (Якутия);

не менее 25% работающих по трудовому договору (контракту) и по договорам гражданско-правового характера на данном предприятии или у ремесленникамастера индивидуального предпринимателя либо объединившихся в ремесленную бригаду должны иметь квалификацию мастера или подмастерья;

ремесленник - мастер (ремесленники - мастера) принимает личное участие в производственном процессе и имеет более 25% доли (пая) или вклада в уставном капитале или общем имуществе простого товарищества, а при осуществлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является собственником предприятия;

обеспечение передачи навыков, опыта и мастерства ремесленной профессии посредством подготовки учеников в соответствии с нормами количества учеников, утвержденными Правительством Республики Саха (Якутия), исходя из численности и профиля ремесленного предприятия, регламента обучения и порядка присвоения квалификации.

Статья 7. Государственная политика в области ремесленничества 1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития ремесленничества, в том числе:

принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) целевые программы сохранения, возрождения и развития ремесленничества;

способствуют осуществлению инвестиционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития ремесленничества;

поддерживают деятельность некоммерческих организаций, общественных объединений в области ремесленничества;

устанавливают иные формы государственной поддержки ремесленничества.

2. Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов возрождения, сохранения и развития ремесленничества в соответствии с законодательством, в том числе посредством установления льгот по местным налогам и сборам.

Статья 8. Гильдии ремесленников 1. Гильдии ремесленников являются некоммерческими организациями.

2. Гильдии ремесленников создаются по принципу принадлежности к одному виду ремесел и являются объединениями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающимися ремесленной деятельностью.

3. Компетенция и порядок формирования органов управления гильдии ремесленников, источники образования имущества, права и обязанности членов и другие положения, касающиеся их деятельности, определяются учредительными документами.

4. Гильдии ремесленников создаются с целью обмена профессиональным опытом, совместного участия в семинарах и выставках, установления профессиональных контактов между регионами России и зарубежными странами, участия в квалификационных комиссиях в рамках своей профессиональной области, продвижения своей продукции на международные аукционы, разработки специальных кодексов профессий с обязательными критериями мастерства и индивидуальных правил ремесла.

Статья 9. Центры ремесел 1. Центры ремесел - некоммерческие организации, которые создаются по территориальному или отраслевому принципу с целью содействия мастерам - ремесленникам в осуществлении производственной деятельности, а также оказания им информационно - консультационных и обучающих услуг в соответствии с реально сложившимися потребностями ремесленничества как в улусах и городах республики, так и в отдельных отраслях ремесленной деятельности.

2. Организационно-правовые формы центров ремесел, компетенция и порядок формирования их органов управления, источники образования имущества, права и обязанности учредителей (членов) и другие положения, касающиеся их деятельности, определяются учредительными документами.

Статья 10. Палата ремесел Республики Саха (Якутия) 1. Палата ремесел республики - некоммерческая организация, основанная на добровольном членстве субъектов ремесленничества.

Членами палаты ремесел могут быть ремесленники, центры ремесел и иные коммерческие и некоммерческие организации ремесленников.

2. Палата ремесел республики создается при поддержке Правительства республики, совместно с городскими и улусными организациями поддержки малого предпринимательства и субъектами ремесленной деятельности, с целью содействия проведению политики республики по поддержке и развитию малого предпринимательства в части ремесленничества, представления интересов членов Палаты в органах власти, оказания помощи субъектам ремесленничества в их деятельности, защиты прав и законных интересов ремесленников, содействия профессиональной подготовке и повышению квалификации ремесленников, разработки методических рекомендаций по оказанию помощи в деятельности гильдий ремесленников и центров ремесел, создания квалификационных, художественно-экспертных комиссий и присвоения звания мастеров, создания системы выдачи и регистрации личного клейма ремесленника, подготовки предложений по расширению списка ремесленных профессий.

3. Организационно - правовая форма Палаты ремесел Республики Саха (Якутия), компетенция и порядок формирования органов управления, источники образования имущества, права и обязанности учредителей (членов) и другие положения, касающиеся ее деятельности, определяются учредительными документами.

Статья 11. Мастер (Уус) 1. Мастером (Уус) признается индивидуальный предприниматель, осуществляющий ремесленную деятельность, получивший документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации "Мастер", имеющий в своем распоряжении необходимые инструменты и механизмы, помещение (мастерскую) для занятия ремеслом либо работающий на дому, а также могущий привлечь для производства товаров, проведения работ, оказания услуг подмастерьев и учеников.

2. Мастер (Уус) имеет право:

привлекать к изготовлению товаров, производству работ и оказанию услуг подмастерьев, учеников и наемных рабочих;

обучать своему ремеслу подмастерьев и учеников;

производить товары по своему усмотрению или по заказам, оказывать услуги, реализовывать произведенный товар самостоятельно либо через посредников;

определять цены на производимые товары, работы и услуги;

пользоваться льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) для субъектов малого предпринимательства.

Мастер (Уус) по своему усмотрению организует предпринимательскую деятельность и имеет иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

3. Мастер (Уус) обязан:

обеспечивать надлежащее качество изготавливаемых им товаров, производимых работ и оказываемых услуг;

участвовать своим трудом в изготовлении товаров, производстве работ, оказании услуг;

осуществлять контроль за работой подмастерьев и учеников;

осуществлять профессиональное обучение учеников в соответствии с действующим законодательством;

выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Мастер (Уус) несет ответственность за недостатки произведенных товаров, работ и услуг, оказываемых подмастерьями и учениками, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Подмастерье 1. Подмастерьем признается лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел, достаточный для изготовления товара, производства работ, оказания услуг под руководством мастера, и работающее у мастера или в созданной ремесленниками коммерческой организации по трудовому договору (контракту), получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации "подмастерье".

2. Подмастерье обязан выполнять указания мастера, оказывать ему помощь в обучении учеников и следить за правильностью выполнения ими работы.

Статья 13. Ученик 1. Мастер (Уус) вправе индивидуально обучать своему ремеслу учеников за плату либо бесплатно на основании договора. Учеником может быть лицо, достигшее 14-летнего возраста.

2. Договор об обучении ремеслу заключается между мастером и учеником. Договор с учеником, не обладающим дееспособностью в полном объеме, заключается с письменного согласия его родителей, усыновителей или попечителя.

Договор должен содержать условия, касающиеся прав и обязанностей мастера и ученика, требования к охране труда ученика и иные условия, не противоречащие законодательству.

По истечении указанного в договоре срока ученик сдает квалификационный экзамен на квалификацию "подмастерье" и получает свидетельство.

Статья 14. Регистрация субъектов ремесленничества и их некоммерческих организаций 1. Субъекты ремесленничества и их некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2. С момента государственной регистрации ремесленник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а коммерческие и некоммерческие организации ремесленников приобретают права юридического лица.

3. Субъекты ремесленничества вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства республики.

Статья 15. Лицензирование деятельности субъектов ремесленничества 1. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации, субъекты ремесленничества вправе заниматься лишь при наличии разрешения (лицензии).

Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2. Выдача лицензий производится уполномоченными на ведение данного вида лицензируемой деятельности органами исполнительной власти республики.

Статья 16. Имущество субъектов ремесленной деятельности 1. Источниками формирования имущества, необходимого для осуществления ремесленной деятельности, являются денежные средства, в том числе кредиты, полученные индивидуальными предпринимателями, инструменты, ручные механизмы, материалы и другие виды имущества, принадлежащие ремесленнику на праве собственности, а также пожертвования и иные источники, не запрещенные законом.

Порядок образования имущества при коллективных формах ремесленной деятельности и его пользование определяются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Размер имущества, предназначенного для ремесленничества, должен быть достаточным для производства товаров, работ, оказания услуг, а также для удовлетворения требований кредиторов.

3. Прибыль, полученная от ремесленной деятельности, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и сборов, остается в распоряжении субъектов ремесленничества.

Ремесленники, осуществляющие ремесленную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, распоряжаются ею по своему усмотрению. Порядок расходования и распределение прибыли между ремесленниками, юридическими лицами, занимающимися ремесленной деятельностью, осуществляются ими в соответствии с учредительными документами и (или) по своему усмотрению.

4. Изъятие имущества, принадлежащего субъектам ремесленничества, не допускается, кроме как в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

5. Обращение взыскания на имущество субъектов ремесленничества по их обязательствам осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 17. Индивидуализация ремесленной продукции и работ 1. Ремесленник вправе помещать на изготавливаемых им, его подмастерьями и учениками товарах специальный знак (клеймо), по которому их можно отличить от товаров других ремесленников.

2. Ремесленная мастерская и гильдия ремесленников могут использовать единое клеймо, которое вправе проставлять лишь субъекты ремесленничества, являющиеся их членами.

3. Ремесленник, имеющий свое собственное клеймо и являющийся членом ремесленной мастерской и гильдии ремесленников, вправе проставлять наряду с ним клейма мастерской и гильдии.

4. Клейма субъектов ремесленничества, ремесленных мастерских и гильдий ремесленников должны отличаться друг от друга.

Палата ремесел республики хранит образцы используемых на территории республики клейм мастеров - ремесленников.

5. Если субъекты ремесленничества (ремесленные мастерские и гильдии ремесленников) желают осуществить свое право на охрану клейма от неправомерного использования другими лицами, они должны зарегистрировать клеймо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров.

Защита авторских прав ремесленников на созданный товар путем введения личного клейма осуществляется в порядке, определяемом законом.

Статья 18. Цены и расчеты 1. Цены на товары и работы, производимые субъектами ремесленничества, устанавливаются ими самостоятельно. При отчуждении принадлежащих ремесленнику товаров и работ цены на них определяются по соглашению сторон.

2. Соглашения субъектов ремесленничества и их объединений о поддержании на рынке заниженных или завышенных цен на ремесленные товары, работы или услуги признаются ничтожными, как противоречащие законодательству о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

3. Расчеты субъектов ремесленничества с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляются согласно установленному законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 19. Налогообложение ремесленников 1. Порядок, условия и особенности налогообложения ремесленников - индивидуальных предпринимателей и созданных ими юридических лиц определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 20. Профессиональное обучение в сфере ремесленничества 1. Профессиональное обучение в сфере ремесленничества строится в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и может быть получено:

в учреждениях начального профессионального образования (профессиональных училищах, профессиональных лицеях);

в форме ученичества, т.е. индивидуальной подготовки у мастера.

2. Учреждения профессионального обучения ремесленников, в том числе и негосударственные, должны быть зарегистрированы и иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему профилю.

Статья 21. Образовательные программы ремесленников 1. Профессиональное образование ремесленников включает в себя две ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

первая ступень - начальное профессиональное образование, образовательные программы которого реализуются профессиональными училищами; по результатам итоговой аттестации ремесленник получает квалификацию "подмастерье";

вторая ступень - повышенный уровень начального профессионального образования, образовательные программы которого реализуются профессиональными лицеями.

Получение второй ступени образования по ремесленным профессиям возможно после двух лет практической работы в качестве подмастерья.

После сдачи квалификационного экзамена по итогам второй ступени профессионального обучения подмастерью присваивается квалификация "Мастер".

Статья 22. Аттестация учащихся 1. Аттестация выпускников осуществляется аттестационной комиссией, состав которой формируется учреждением начального профессионального образования по каждой основной профессиональной образовательной программе.

Аттестационная комиссия формируется из представителей педагогических работников, мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников и мастеров, осуществляющих ремесленную деятельность на практике.

2. При индивидуальном обучении у мастера последний обязан обеспечить допуск ученика к прохождению аттестации и сдаче квалификационного экзамена в учреждении начального профессионального образования соответствующего профиля.

Мастер обязан предоставить аттестационной комиссии характеристику и заключение об уровне профессиональной подготовки ученика.

Статья 23. Документы о профессиональном образовании в сфере ремесленничества 1. Государственные учреждения начального профессионального образования (училище или лицей) выдают выпускникам - лицам, прошедшим курс обучения, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по ремесленной профессии.

2. Негосударственные учреждения начального профессионального образования могут выдавать лицам, прошедшим аттестацию и сдавшим квалификационный экзамен, собственный документ об уровне образования и квалификации по ремесленной профессии при условии наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему профилю.

Документ государственного образца и квалификации ремесленника эти учреждения могут выдавать лишь при наличии государственной аккредитации.

Статья 24. Профессиональное обучение ремесленников в форме экстерната 1. Под экстернатом понимается самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение программ начального профессионального образования по конкретной профессии с последующей аттестацией в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального образования ремесленного профиля.

2. Продолжительность обучения экстерна, срок проведения промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом интересов экстерна, его базового образования и возможностей образовательного учреждения. Общая продолжительность обучения экстерна, если она не обусловлена договором, не ограничивается.

Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по отдельным учебным предметам, модулям, блокам, курсам, ступеням обучения) и итоговую.

3. Для получения документа государственного образца об уровне образования и квалификации экстерн проходит итоговую аттестацию в учреждении начального профессионального образования, организующем экстернат, реализующем программу начального профессионального образования в рамках конкретной профессии и имеющем государственную аккредитацию.

Проведение аттестации экстернов осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для выпускников учреждений начального профессионального образования.

Статья 25. Вступление Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.