ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ Якутск, от 09 июня 2000 года № 297 О состоянии и развитии системы непрерывного образования в Республике Саха (Якутия).

Заслушав и обсудив сообщения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова В.М. и Министра образования Российской Федерации Филиппова В.М., коллегия отмечает следующее: Республике, несмотря на сложное социально-экономическое положение, удалось не только сохранить, но и обеспечить развитие непрерывного образования на своей территории, реальную основу для удовлетворения образовательных потребностей населения, реализации конституционных прав граждан на получение общего среднего (полного), начального, среднего и высшего профессионального образования. Новый импульс развитию образования в республике дали подписанные в 1995 году Соглашения о разграничении полномочий и предметов ведения между Федеральным центром и Республикой Саха (Якутия) и проведенные по инициативе Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева "Годы образования, детства и детского спорта".

Развитие системы образования стало приоритетным направлением социальной политики, проводимой Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия). Накоплен интересный педагогический опыт в системах общего среднего и профессионального образования, заслуживающий обобщения и распространения в Российской Федерации.

В то же время в системе образования республики существует ряд проблем. В системе общего среднего образования они связаны с малочисленностью населения республики при огромной территории, что предполагает наличие большого количества малокомплектных школ, где ярко вырисовываются трудности, связанные с большими финансовыми затратами, малым количеством часов по отдельным дисциплинам, с реализацией полного объема государственных образовательных стандартов при низкой наполняемости классов, отсутствием современной материально-технической базы общеобразовательных школ.

Проблемы высшего профессионального образования связаны с недостатком учебно-лабораторного оборудования по инженерным специальностям, нехваткой обязательной учебной литературы по новым специальностям и устарением в целом библиотечного фонда.

Решение этих проблем является сферой взаимных интересов Министерства образования Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия). Особое внимание должно быть уделено поиску эффективных путей реализации основных стратегических направлений Национальной доктрины образования.

На основании вышеизложенного коллегия Минобразования России и Правительство Республики Саха (Якутия) РЕШИЛИ:

I. Министерству образования Российской Федерации:

Общее среднее образование:

1. 1. Департаменту общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой):

1. 1.1. Совместно с Институтом национальных проблем образования (М.Н.Кузьминым) и Министерством образования Республики Саха (Якутия) (Е.И.Михайловой) разработать учебный план 12 - летней школы республики.

1. 1.2. Включить образовательные учреждения Республики Саха (Якутия) (по согласованию с Правительством Республики) в эксперимент по апробации:

обеспечения преемственности содержания воспитания и образования детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы;

системы дистанционного образования;

перехода на 12-летнее общее образование.

1. 2. Управлению экономики (Ю.В.Шленову), Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуеву) определить объемы финансирования из федерального бюджета по Федеральной программе развития образования, начиная с 2001 года, оснащение сельских общеобразовательных школ персональными компьютерами.

1. 3. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой), Управлению региональной образовательной политики (Г.А.Бредихину), Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) с 2001 года содействовать выделению средств из федерального бюджета по подпрограммам Президентской программы "Дети России", "Дети-сироты", "Дети Севера".

Профессиональное образование:

1. 4. Управлению инспекционно-аналитической работы (В.Ф.Сауткину), Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н.Гуничеву) включать представителей Департамента по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) при проверке деятельности филиалов государственных и негосударственных вузов, расположенных на территории республики.

1. 5. Управлению развития научных исследований (М.Н.Стриханову):

содействовать участию проектов вузов Республики Саха (Якутия) в конкурсах научно-технических разработок, проводимых за счет средств федерального бюджета;

считать целесообразным формирование федерально-регионально-отраслевой научно-исследовательской программы "Алмазы и золото".

1. 6. Управлению экономики (Ю.В.Шленову):

решить вопрос увеличения доли финансирования вузов республики из федерального бюджета, доведя ее до 50% от суммарного объема финансирования из федерального и республиканского бюджетов;

предусмотреть затраты на содержание учебных корпусов и общежитий, а также вспомогательных служб, обеспечивающих жизнедеятельность вузов (ремонтно-аварийная служба, автохозяйство).

II. Министерству образования Российской Федерации и Правительству Республики Саха (Якутия):

2. 1. Сформировать совместную программу по созданию системы государственного регулирования образовательной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера.

2. 2. Рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативно-правовой базы системы образования с учетом общероссийских и мировых тенденций в части совершенствования национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов Российской Федерации, функционирования структурных подразделений вузов, социальной защиты обучающихся и работников высшей школы.

2. 3. Рассмотреть возможность создания научно-исследовательского Института регионально-национальных проблем непрерывного образования Якутского государственного университета.

2. 4. Разработать совместную программу Министерства образования Российской Федерации, Департамента по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по развитию дистанционных технологий обучения с обеспечением широкого доступа к образовательным ресурсам сети ИНТЕРНЕТ.

2. 5. Рассмотреть возможность проведения республиканского эксперимента по совмещению итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения республики как элемента единой национальной системы тестирования.

2. 6. Проработать вопрос о сохранении части вырученных средств за филиалами центральных государственных и негосударственных вузов, действующих на территории республики, с целью укрепления их материально-технической базы.

2. 7. Принять меры по погашению задолженности Якутского государственного университета по капитальному строительству, коммунальным услугам, Фондам медицинского и социального страхования, приобретению мебели и постельного белья для студенческих общежитий, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих вузах России, обновлению парка учебно-лабораторного оборудования.

2. 8. Разработать программу совместных действий по реализации решения совместного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2000 года.

III. Правительству Республики Саха (Якутия):

3. 1. Поручить главам администраций улусов обеспечить создание и укрепление материально-технической базы вновь создаваемых вузовских колледжей и филиалов вузов Республики Саха (Якутия).

3. 2. Рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот для меценатов и спонсоров учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия).

3. 3. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) (Алексеевой О.И.) включить в проект Инвестиционного бюджета 2001 года строительство учебно-лабораторного корпуса инженерно-технического факультета Якутского государственного университета (ЯГУ), объектов Чурапчинского института физкультуры и спорта, учебно-лабораторного корпуса Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА), учебно-лабораторного корпуса Якутского командного речного училища, строительство школ в улусах исходя из реальных возможностей бюджета республики.

IV. Министерству образования Российской Федерации и Правительству Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение в Правительство Российской Федерации следующие предложения:

4. 1. Об оплате 50 % стоимости проезда на транспорте междугороднего сообщения до места нахождения загородных детских оздоровительных лагерей и санаторных оздоровительных лагерей детей, направляемых на оздоровление по путевкам за счет средств федерального бюджета и проживающих в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к ним.

4. 2. Об оплате стоимости проезда лицам, выделенным для сопровождения детей до места расположения санаторных оздоровительных лагерей и обратно (из расчета один сопровождающий на 15 детей), а также суточных на время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости - до 3 суток) по нормам возмещения командировочных расходов, установленным на территории Российской Федерации.

4. 3. О целевом льготном кредитовании строительства жилья для педагогических работников общеобразовательных учреждений в арктических улусах Республики Саха (Якутия), а также научно-педагогических работников учреждений профессионального образования по месту их работы.

V. Министерству образования Российской Федерации подготовить в двухнедельный срок приказ по реализации данного решения.

В.М. ФИЛИППОВ, М.Е. НИКОЛАЕВ, Председатель Коллегии, Президент Российской Федерации Республики Саха (Якутия)