ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 июня 2000 года № 328 О повышении устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в целях дальнейшего поддержания устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
(В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 1. Принять предложение Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) и утвердить Положении об устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время. (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 2. Председателю комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций Республики Саха (Якутия) в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени осуществлять постоянное руководство комиссиями по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных образований республики в вопросах поддержания устойчивого функционирования организаций республики в чрезвычайных ситуациях и в военное время. (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 3. Рекомендовать главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) разработать по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) нормативные документы по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений подведомственных объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время. (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (Шомоев ВМ). (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Утверждено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2000 года № 328 ПОЛОЖЕНИЕ о повышении устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время 1. Общие положения Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, задачи и порядок организации работ по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время на территории Республики Саха (Якутия).
Положение разработано на основании Федеральных законов от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1979 года № 243-15 «Об утверждении требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства РСФСР в военное время»» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 2. Основные понятия и определения Устойчивость функционирования территории в чрезвычайных ситуациях - способность территориальных хозяйственных структур нормально функционировать в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территории.
Устойчивость работы объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (устойчивость объекта ЧС) - способность предприятия, учреждения или другой хозяйственной структуры предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, а также материального ущерба, в минимально короткий срок обеспечивать восстановление нарушенного производства.
Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (подготовка к ЧС) - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории края с целью обеспечения безопасности населения и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях (подготовка объекта к ЧС) - комплекс заблаговременно проводимых организационных, экономических, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью обеспечения их работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне вероятной чрезвычайной ситуации.
Повышение устойчивости функционирования экономики республики в чрезвычайных ситуациях (повышение устойчивости территории в ЧС) - мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью населения, материального ущерба при их возникновении, а также подготовка к проведению неотложных работ в зонах вероятной чрезвычайной ситуации.
Повышение устойчивости работы объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (повышение устойчивости объекта в ЧС) - мероприятия по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и населения, проживающего вблизи объекта, при возникновении чрезвычайной ситуации, а также по подготовке к проведению неотложных работ в зонах вероятной чрезвычайной ситуации.
3. Общие положения по устойчивости функционирования экономики Республики Саха (Якутия):
1. Общее руководство подготовкой объектов экономики к устойчивому функционированию осуществляют Правительство Республики Саха (Якутия) и администрации муниципальных образований через комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования объектов экономики осуществляют руководители организаций, предприятий и учреждений. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств. Комиссии по поддержанию устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время являются постоянно действующими координирующими, консультативными и исследовательскими органами. (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2009 г. № 95) 2. Главная их задача в вопросах обеспечения устойчивости объектов экономики - снижение возможных потерь и разрушений, создание оптимальных условий для восстановления производства, обеспечение жизнедеятельности населения. Подготовка экономики республики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также объектов экономики независимо от их организационно-правовой формы - комплекс экономических и организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения такой устойчивости. Повышение устойчивости функционирования экономики, территориальных и отраслевых звеньев достигается выполнением мероприятий, направленных на:
а) предупреждение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
6) снижение возможных потерь и разрушений в случае возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также воздействия современных средств;
в) снижение риска поражения и вторично поражающих факторов;
г) создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также применения современных средств вооруженной борьбы, проведение работ по восстановлению хозяйства и обеспечению жизнедеятельности населения.
4. Основные направления устойчивого функционирования экономики республики и отдельных её объектов.
Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики республики:
а) обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;
б) рациональное размещение производственных сил на территории республики, городов, улусов;
в) подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отдельных отраслей экономики;
г) подготовка к выполнению работ по восстановлению объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
д) подготовка системы управления объектами экономики для решения неотложных задач в чрезвычайных ситуациях.
Основные направления повышения устойчивости функционирования организаций, предприятий, учреждений:
а) обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, б) рациональное размещение производственных сил предприятия, организации и упреждения, их производственных фондов на соответствующей территории;
в) подготовка предприятия, организации и учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях;
г) подготовка системы управления предприятием, организацией и учреждением для решения задач в чрезвычайных ситуациях;
5. Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики 1. Требования по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики сгруппированы по следующим основным направлениям: а) предотвращение (снижение риска) возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) защита производственного персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;
в) рациональное размещение объектов и его элементов; г) снижение тяжести (локализация) последствий чрезвычайных ситуаций;
д) подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
е) подготовка систем управления сил и средств комиссий по чрезвычайным ситуациям к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
3. Мероприятия, которые по своему характеру нс могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например; эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры, управления и др).
4. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, включенные в планы экономического и социального развития, выделяются в отдельное приложение - "План по повышению устойчивости функционирования объектов экономики".
5. Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики предусматривается в планах гражданской обороны, планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, военно-мобилизационными органами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.
7. С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке объектов экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения.
8. Предприятия, организации и учреждения в деятельности по повышению устойчивости объектов экономики, наряду с общими требованиям, руководствуются специальными требованиями по повышению устойчивости отраслей экономики и другими нормативными документами.