ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 11 августа 1998 года № 363 Об утверждении Программы первоочередных мер по преодолениюкризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах В целях преодоления негативных явлений и стабилизациисоциально-экономического положения Правительство Республики Саха(Якутия) п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые Программу первоочередных мер попреодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха(Якутия) в 1998-1999 годах (далее именуется - Программа) и Планантикризисных мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия)(далее именуется - План). 2. Возложить на руководителей министерств и ведомств, главадминистраций улусов, городов персональную ответственность завыполнение Программы и Плана. 3. Руководителям министерств и ведомств, главам администрацийулусов, городов подготовить и утвердить ведомственные ирегиональные планы по организации выполнения Программы и Плана иобеспечить их реализацию. 4. Министерствам, ведомствам, администрациям улусов, городованализировать ход выполнения Программы и Плана и до 10 числакаждого месяца представлять в Правительство Республики Саха (Якутия) соответствующуюинформацию. 5. Министерству экономики и прогнозирования до 20 октября1998 года представить в Правительство Республики Саха (Якутия)доклад о предварительных результатах выполнения Плана ссоответствующими предложениями. 6. Признать утратившим силу постановление ПравительстваРеспублики Саха (Якутия) от 4 мая 1998 года № 187 "Опервоочередных мероприятиях в 1998 году по финансовому оздоровлению и преодолению кризисной ситуациив экономике Республики Саха (Якутия)". 7. Поручить Аппарату Правительства Республики Саха (Якутия)(Протопопов Е.Е.) в срок до 14 сентября 1998 года скорректировать,с учетом Программы первоочередных мер по преодолению кризиснойситуации в экономике Республики Саха (Якутия), комплексный пландействий Правительства Республики Саха (Якутия), принятыйпостановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.02.98№ 62, и внести на утверждение Председателю Правительства. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложитьна заместителей Председателя Правительства по курируемым вопросам.Общий контроль за исполнением постановления оставляю за собой. Председатель ПравительстваРеспублики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 августа 1998 года № 363 ПРОГРАММА первоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономике Республики Саха (Якутия) в 1998-1999 годах 1. Оценка ситуации В настоящее время в республике сложилась кризиснаяэкономическая ситуация. Общий спад производства сопровождалсявысокой инфляцией и структурным кризисом, который затронул всеотрасли хозяйственного комплекса республики. В период с 1992 по1997 годы объем производства валового регионального продукта(ВРП), основного индикатора экономического потенциала республики,сократился на одну четверть. С начала текущего года сохранились тенденции снижения объемовпроизводства во всех основных отраслях экономики, за исключениемалмазодобывающей промышленности. Ситуация осложняетсянеобходимостью проведения восстановительных работ по ликвидациипоследствий наводнения. По расчетам правительственной комиссииущерб, нанесенный экономике республики, оценивается в 1,2 млрд.рублей. Проведение восстановительных работ предстоит осуществитьсобственными силами, без существенной поддержки федеральногоЦентра. Увеличение объемов промышленного производства за первоеполугодие т.г. по сравнению с прошлогодним уровнем на 7 процентовпроизошло в основном за счет роста добычи алмазов, без учетадеятельности АК "АЛРОСА" производство по другим отраслямсократилось на 12 процентов. Снижение инвестиционной активности вреспублике за 1 полугодие составило 19,7 процентов. Объемпродукции сельского хозяйства сократился на 14 процентов. Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий.Балансовая прибыль основных отраслей экономики уменьшилась с 38,6%к ВРП в 1992 году до 5% в 1997 году. 55 процентов прибыли,полученной за январь-май т.г. основными отраслями экономикиреспублики, приходится на АК "АЛРОСА". 66 процентов всехпредприятий республики являются убыточными, при этом впромышленности - 58 процентов, в ЖКХ - 83 процента, на транспорте- 79 процентов. В период перехода к рынку Президент и Правительствореспублики создавали условия для адаптации предприятий к новымусловиям хозяйствования, оказывалась значительная государственнаяподдержка посредством непосредственного дотирования из госбюджета,льготного налогообложения, списания пеней и штрафов, сдерживанияцен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки,направления значительных объемов государственных инвестиций (до 40% от общего объема производственных капитальных вложений),предоставления беспроцентных кредитов, гарантий и поручительствПравительства по привлекаемым предприятиями кредитам,устанавливались инвестиционные надбавки к ценам и тарифам напродукцию (услуги) предприятий. Однако принимаемые меры не привели к адекватным реальнымрезультатам. Имевшиеся резервы не были эффективно использованы наразвитие производства, зачастую использовались на потребление.Многие предприятия, надеясь и на дальнейшую государственнуюподдержку, не смогли эффективно перестроить и наладить свою работув изменяющихся условиях перехода к рыночным отношениям. Ухудшение ситуации в реальном секторе экономики повлекло засобой дестабилизацию расчетно-платежной дисциплины, неплатежидостигли рекордной отметки в 40 млрд. рублей, что превышает весьобъем ВРП за 1997 год. За пять месяцев 1998 года кредиторскаязадолженность возросла на 25 процентов, дебиторская задолженность-на 15 процентов. Со стороны государства не были приняты вовремя меры пооздоровлению бюджета. Вместо систематической работы по улучшениюсбора налогов, сокращению государственных расходов, установлениюконтроля за целевым использованием и своевременным возвратомгосударственных средств, в том числе по централизованным кредитнымресурсам на завоз грузов, был допущен значительный ростгосударственного долга с наращиванием в доходной части бюджетадоли взаимозачетов, денежных суррогатов. За январь-май 1998 годазадолженность предприятий по платежам в бюджет и внебюджетныефонды возросла на 37 и 17 процентов соответственно, при этомпросроченная задолженность по этим платежам составляет более 70процентов. Задолженность по налогам на 1 июля 1998 года составила2717 млн. рублей. За 1 полугодие собрано налогов 77 % от плана(без учета АК "АЛРОСА" - 60 %), при этом только половина поступиладенежными средствами. Размер накопленной недоимки по налоговымплатежам превысил сумму собираемых налогов за полугодие т.г. на 18%. Покрывать образующийся дефицит бюджетных средств приходитсяза счет растущих заимствований и расходов по обслуживаниюгосударственного долга. Сумма государственного долга составляетболее 13 млрд. рублей, что составляет около половины производимогоза год валового регионального продукта. Налицо угроза опасногодолгового кризиса, который может перерасти в новую волнууглубления общего кризиса экономики республики. Обострились социальные проблемы, уровень доходов населенияснизился с 1992 года на четверть (за полугодие т.г. доходыуменьшились еще на 7%), каждый четвертый имеет доходы нижепрожиточного минимума, общая безработица увеличилась до 10,2% кэкономически активному населению, при этом официальная безработицавозросла только за полугодие в 1,3 раза. Причинами кризисной ситуации в экономике республики являютсякак процессы, протекающие на уровне Российской Федерации, так испецифика функционирования экономики в северных условиях. Впроцессе реализации экономических реформ были допущеныорганизационные ошибки и кадровые просчеты. До сих пор неустранена старая неэффективная система управления, обусловленнаяотсутствием стратегии в деятельности предприятий, недостаточнымзнанием конъюнктуры рынка, низким уровнем менеджмента. 2. Задачи Программы Правительство республики совместно со всеми ветвями власти,предприятиями и организациями должно реализовать Программустабилизации экономики и финансов, разработанную ПравительствомРоссийской Федерации. Необходимость принятия Программыпервоочередных мер по преодолению кризисной ситуации в экономикеРеспублики Саха (Якутия) обусловлена тем, что предложенные в неймероприятия дополняют и конкретизируют основные направленияфедеральной Программы с учетом особенностей республики. Реализациямер федеральной и республиканской Программ в ближайший периодвремени позволит решить основные задачи: Разрешение бюджетного кризиса: исполнение бюджетныхобязательств, в том числе по выплате заработной платы, сокращениебюджетного дефицита, государственного долга. Создание условий для развития производства, преодолениянеплатежей, бартера, восстановления нормального товарно-денежногооборота и, тем самым, для роста доходов в экономике и расширенияналогооблагаемой базы. Выполнение настоящей Программы не означает решения всехпроблем экономики, но финансовый кризис должен быть преодолен, чтовплотную позволит заняться решением задач развития экономики. 3. Меры по преодолению бюджетного кризиса 3. 1. Мобилизация доходов В рамках плана мобилизации доходов предусмотрены следующиеосновные меры на уровне Российской Федерации и Республики Саха(Якутия) по совершенствованию налогового администрирования иизысканию дополнительных доходов бюджета: Переход на начисление НДС по дате отгрузки продукции всоответствии с изменением в федеральном законодательстве, ибосуществующий порядок позволяет надолго задерживать налоговыеплатежи. В ряде отраслей, особенно в газовой промышленности иэлектроэнергетике, будут применяться рассрочки по платежам. Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей(включая оптовые рынки). Использование имеющихся резервов пополнения доходов местныхбюджетов за счет введения местных налогов, предусмотренных ЗакономРФ "Об основах налоговой системы в РФ", таких как налог насодержание жилищного фонда и социально-культурной сферы,лицензионные сборы за право торговли подакцизными товарами, сборза право торговли, налог на рекламу, целевые сборы на содержаниемилиции, на благоустройство территорий и другие цели. Упорядочение поступления налогов за счет ликвидации льгот иосвобождений, предоставляемых дополнительно сверх российскогозаконодательства, с учетом наиболее эффективного их применения.Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек поуплате налогов. Федеральным Правительством до 1 января 1999 года будутвнесены дополнения в Налоговый кодекс, которые предоставятналоговым органам широкие полномочия по взысканию основной суммызадолженности по уплате налогов, а также начисленных на нее пенейи штрафов без необходимости обращаться в суд. В Налоговом кодексеРФ будут также содержаться усовершенствованные положения оналоговых органах, такие, как применение уголовной ответственностипо отношению к налоговым агентам, не перечисляющим налоги вбюджет, и наделение налоговых органов правом взыскания средств сбанковских счетов неплательщиков. Введение единого налога с вмененного дохода для отдельныхвидов малого предпринимательства, в том числе для розничнойторговли горюче-смазочными материалами на автозаправочных станцияхи т.д. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушныхпредпринимателей и обеспечить поступление налогов от скрываемыхдоходов. Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", сменьшими ставками, но распространяющейся на все виды доходов,включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодняпредставляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокимидоходами. Введение налога с продаж со ставкой до 5%. Введение единой ставки НДС на уровне 20 %, отмена пониженнойставки на ряд товаров. Ликвидация отдельных льгот по уплате НДС и налога на прибыль. Введение гербового сбора в целях улучшения финансированиясудебной системы. Повышение ставок земельного налога и введение повышеннойплаты за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлениемсредств на поддержку добросовестных сельхозпроизводителей иземлепользователей. Отмена льгот по взиманию доходов от сдачи в арендугосударственного имущества. Установление конкурсного порядка сдачи в аренду находящейся вгосударственной собственности недвижимости. Повышение эффективности использования имущества аэропортов,находящихся в государственной собственности. Упорядочение управления объектами государственнойсобственности за пределами республики. В области государственного контроля за рынком алкогольнойпродукции в последние годы достигнуты некоторые результаты.Начался рост производства винно-водочной продукции, увеличилисьдоходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтомупредполагается: усиление административной и уголовной ответственности занезаконное производство и оборот этилового спирта,спиртосодержащей и алкогольной продукции; регулирование оптового и розничного звена торговли черезаккредитацию и создание специализированных торговых предприятий; ужесточение требований к выдаче лицензий, приостановлениедействия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогови акцизов сроком более 3 месяцев, производства и оборота продукциибез акцизных марок и т.д. 3. 2. Сокращение государственных расходов Будет продолжена инвентаризация бюджетной сети, определеныпараметры сокращения количества юридических лиц и оптимизациичисленности работников организаций, содержание которыхфинансируется за счет средств бюджета. Формирование расходов бюджетной сферы в 1999 году планируетсяпроизвести в соответствии с социальными нормативами бюджетногофинансирования. Количество прямых получателей средств Государственногобюджета на 1999 год будет сокращено. Некоторые получатели средствбюджета, утрачивающие статус прямых получателей (главныхраспорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности исохраняют целевое финансирование. Для этого предполагается внестиизменения в бюджетную классификацию Республики Саха (Якутия)предусматривать в отдельных приложениях к республиканскому законуо государственном бюджете на соответствующий год объемыфинансирования по каждому из них. В первую очередь это касаетсяотделений Академии наук и особо ценных объектов культурногонаследия народов Республики Саха (Якутия). Реорганизацию бюджетных учреждений намечено проводить путемслияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в томчисле посредством оптимизации численности их работников. Предусматривается поэтапная передача в ведение улусов,городов организаций и учреждений социальной сферы, ориентированныхпреимущественно на региональные нужды. Инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетныхорганизаций В целях упорядочения оплаты труда работников бюджетной сферыпредусматривается: установление уровня среднего денежного содержаниягосударственных служащих Республики Саха (Якутия) в соответствии сусловиями денежного содержания федеральных государственныхслужащих, но не выше существующего уровня; приведение оплаты труда работников организаций, учреждений,не являющихся органами государственного управления, в соответствиис ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, таких, какРеспубликанское детское спортивно-оздоровительное объединение,санаторий "Бэс Чагда", Национальная вещательная компания "Саха" ит.д.; закрепление за вышестоящими организациями права определениялимита численности и размера фонда оплаты труда бюджетныхорганизаций, находящихся в их ведении; унификация отраслевых норм оплаты труда. Инвентаризация внебюджетных фондов и средств Предстоит совершенствование системы внебюджетных средств: усиление работы по возврату государственных средств, в томчисле валютных, выданных в виде кредитов, ссуд, с проверкой ихцелевого использования; наведение порядка в использовании внебюджетных средств, в томчисле от лицензионных сборов и платных услуг, республиканскими,местными органами исполнительной власти, предприятиями,учреждениями, организациями, финансируемыми из бюджетов всехуровней, с зачислением их в бюджеты соответствующих уровней; рассмотрение возможности определения критерия, на основекоторого в зависимости от доли использованных внебюджетных средстворганизации будут переводиться из разряда бюджетных в разряддотируемых из бюджета; упорядочение расходов на содержание и оплату труда работниковвнебюджетных фондов в соответствии с условиями оплаты труда инормативами, предусмотренными для органов исполнительной власти вРеспублике Саха (Якутия). Установление и обеспечение контроля за соблюдением бюджетнымиорганизациями лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов В целях исключения возможности наращивания кредиторскойзадолженности по оплате топливно-энергетических ресурсовпредусматривается: установление лимитов и усиление контроля за обеспечениемполучателями средств бюджета соответствия потреблениятопливно-энергетических ресурсов установленным лимитам в пределахбюджетных назначений; обязательное согласование смет расходов организаций,находящихся в ведении прямых получателей средств Государственногобюджета; создание региональной энергетической комиссии, установлениевзаимоотношений с федеральной энергетической комиссией с цельюобеспечения единства тарифной политики в ТЭК. Урегулирование кредиторской задолженности республиканскогобюджета перед населением и организациями Объем кредиторской задолженности на 1 января 1998 года порасходам органов исполнительной власти и организаций, находящихсяв их ведении, иных получателей средств Государственного бюджета,возникшей в результате недофинансирования расходов за счет средствГосударственного бюджета, составил 1741 млн. рублей (вденоминированных ценах). На 1 июля т.г. кредиторская задолженностьвозросла до 2934 млн. рублей. Предстоит урегулировать объемы кредиторской задолженностиреспубликанского бюджета перед населением и организациями. Небудет приниматься к рассмотрению кредиторская задолженность,возникшая в результате осуществления несанкционированныхреспубликанским бюджетом расходов, превысивших уровеньзаконодательно утвержденных плановых назначений. В проекте бюджетана 1999 год должен быть предусмотрен порядок погашениякредиторской задолженности. Необходимым является постоянное уточнение нормативно-правовойбазы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченныхреальными источниками финансирования. Не принимать решений, необеспеченных финансовыми ресурсами. Инвентаризация государственной собственности В настоящее время начата работа по сплошной инвентаризациигосударственного недвижимого имущества. Жесткая система учетаэтого имущества позволит в несколько раз увеличить доходы от егоиспользования, которые в настоящее время явно не соответствуютобъему находящейся в государственной собственности недвижимости. Для это необходимо решить следующие задачи: создание единого реестра объектов государственногонедвижимого имущества; создание эффективной и гибкой системы контроля за соблюдениемпорядка использования и содержания этих объектов; урегулирование в соответствии с действующим законодательствомимущественных отношений, связанных с использованиемгосударственного недвижимого имущества; создание эффективной системы учета средств, получаемыхбюджетными организациями от использования закрепленной за нимигосударственной собственности, а также контроль за целевымиспользованием этих средств; проведение работ по оценке земли для более полного взиманияплатежей за землю и дополнительного поступления средств отвторичного рынка земли. 3. 3. Упорядочение межбюджетных отношений В области межбюджетных отношений Правительством РоссийскойФедерации будет утверждена новая методика распределения средствФедерального фонда финансовой поддержки регионов. Правительство Республики Саха (Якутия) подписало сфедеральным Правительством Соглашение, согласно которомупоступление трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержкисубъектов РФ будет зависеть от выполнения обязательств. Всеусловия Соглашения включены в перечень мероприятий по реализациинастоящей Программы. Аналогичные Соглашения об оздоровлениигосударственных финансов и условиях оказания финансовой помощи изреспубликанского бюджета будут подписаны с администрациями улусови городов. В связи с необходимостью решения вопросов по погашениюзадолженности по выплате заработной платы работникам бюджетнойсферы, мобилизации средств для обеспечения завоза материальныхресурсов для бюджетных учреждений и организаций республики будетосуществлена частичная централизация бюджетных назначений пофинансированию этих расходов. В соответствии с Программой Правительства РоссийскойФедерации установлены следующие условия межбюджетных отношений: проверка и жесткое регулирование заимствований; обеспечение прозрачности и гласности бюджетов; постепенная отмена взаимозачетов по республиканским и местнымбюджетам; обусловленность предоставляемых трансфертов, в том числеотказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты,накапливающим задолженность по заработной плате работникамбюджетных организаций; особый порядок отношений с высокодотационными регионами,включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением иисполнением бюджетов; введение механизма внешнего финансового управления длярегионов, находящихся в состоянии финансового кризиса. Данные условия должны будут предъявляться и к межбюджетнымотношениям с улусами и городами. 3. 4. Управление государственным долгом Основной проблемой государственных финансов всех уровней внастоящее время становится увеличивающийся государственный долг ирост расходов на его обслуживание. Наряду со снижением дефицитабюджета, крайне важно изменить структуру заимствований на основеперехода к финансированию дефицита в основном за счет размещениясреднесрочных и долгосрочных заемных инструментов. Задача состоитв том, чтобы, управляя государственным долгом, замещать короткие идорогие долги длинными и дешевыми. Правительство Республики Саха (Якутия) не должно допуститьувеличения государственного долга, подлежащего обслуживанию в 1999году, по сравнению с размером государственного долга, подлежащегообслуживанию в 1998 году. Будет реализовываться программа поуправлению и обслуживанию государственного долга, утвержденнаяпостановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.98 № 290. Необходимо разработать финансовые нормативы бюджета сцелью поддержания его кредитоспособности. В результате проводимой политики важно обеспечить ограничениетемпов роста государственного долга темпами роста ВРП. В 1999 годупредстоит стабилизировать за счет указанных мер долю процентныхрасходов в бюджете, а с 2000 года снижать ее. Меры по поддержке производства В сложившихся условиях поддержка производства со стороныгосударства может осуществляться по трем основным направлениям: снижение налогового бремени; снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий,сокращение перекрестного субсидирования; снижение бремени долгов за счет той их части, котораянакоплена не по вине предприятий. Кроме того, выход из кризиса возможен только на основе того,что каждое предприятие и каждая отрасль должны осуществитьструктурные реформы. 4. 1. Снижение налогового бремени Снижение налогового бремени предусмотрено проектом Налоговогокодекса. В случае его принятия для реальной сферы налоговое бремяснизится на 1,5-2 процента к внутреннему валовому продукту. В дальнейшем планируетсяпродолжить линию на снижение ставок налогообложения при увеличениисобираемости налогов. В 1999 году будет продолжена налоговая политика республики поподдержке приоритетных отраслей, предприятий, занимающихсявнедрением высоких технологий и имеющих спрос на выпускаемуюпродукцию. Снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий С 15 июня 1998 года снижены на 25 процентов тарифы нагрузовые железнодорожные перевозки грузов (уголь, нефть сырая,мазут, руда), что положительно отразится на снижении себестоимостизавоза этих грузов из-за пределов республики. Снижены оптовые цены на газ и тарифы на электроэнергию дляпромышленных потребителей до 50 процентов при условии их оплатыденежными средствами. Снижение цен и тарифов, даже значительное,при условии оплаты денежными средствами, будет стимулировать ростмонетизации экономики, спроса на деньги, не нанося ущерба сборуналогов. Указанные меры, хотя и повысят напряженность финансовогоположения в отраслях естественных монополий, позволят существенноснизить издержки в других производственных отраслях, а также вбюджетной сфере. Будет сокращено количество перепродавцов, произведенапередача функции сбыта тепло- и электроэнергии энергоснабжающиморганизациям. 4. 3. Реструктуризация задолженности предприятий В настоящее время огромная накопленная задолженностьпредприятий перед бюджетами всех уровней, внебюджетнымисоциальными фондами, по заработной плате, поставщиками, банкамидостигла 40 млрд. рублей. На многих предприятиях долги нередкомногократно превышают годовые объемы реализации продукции ибольшей частью стали безнадежными. Особое значение при этом играютбюджеты всех уровней, ставшие своего рода генераторами неплатежей.Для оживления экономики потребуется осуществить меры по развязкедолговой проблемы при том, что списание или прощение долгов,особенно со стороны государства, недопустимо, поскольку подрываетналоговую и финансовую дисциплину, в настоящее время и такчрезвычайно слабую. Решения о порядке проведения реструктуризации задолженности в1998 году перед федеральным и республиканским бюджетами, обускоренной процедуре банкротства, об обращении взыскания надебиторскую задолженность должников бюджету, о пересчете пеней ужесоздали определенную правовую базу. Необходимо ускоритьпрактическое применение этих решений и реально осуществитьреструктуризацию долгов. Оперативной комиссии при Правительстве Республики Саха(Якутия) совместно с отраслевыми министерствами необходимо в течение IIIквартала т.г. утвердить планы и обеспечить реструктуризациюзадолженности основных бюджетообразующих предприятий, при этом: в случае неисполнения принятых обязательств, особенно потекущим платежам, подвергать предприятие предусмотренным санкциям,включая арест дебиторской задолженности, ускоренную процедурубанкротства и др.; в случае своевременного исполнения принятых обязательствпредусмотреть меры по увеличению периода отсрочки уплаты долгов; использовать упрощенную процедуру прекращения или ограниченияподачи электроэнергии, тепловой энергии и природного газаорганизациям и потребителям в случае неоплаты ими поставленныхтопливно-энергетических ресурсов. 4. 4. Структурные реформы Будет продолжена политика структурной перестройки экономикиреспублики в целом за счет сокращения убыточных и создания новыхперспективных производств, повышающих доходность исамодостаточность экономики, таких как нефтегазоваяпромышленность, другие отрасли топливно-энергетического комплекса,производство оборудования для предприятий жилищно-коммунальногохозяйства, металлопластиковых труб, брикетирование угля и т.д. Для государственной поддержки производителей предусмотрено: внести изменения в порядок налогообложения при реализациипродукции ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовойстоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, датьвозможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализоватьнеиспользуемое оборудование, устранять искусственное завышениецен, созданное вследствие применения бартера и денежныхсуррогатов; отменить счет недоимщика или изменить режим его использованиятаким образом, чтобы устранить мотивы проведения расчетов минуяэтот счет, применения бартера и расчетов наличными деньгами; изменить порядок начисления амортизации и оценки основныхфондов с тем, чтобы дать возможность предприятиям снизитьиздержки. Имеется в виду разрешить считать установленные нормыамортизации предельными и дать возможность предприятиям начислятьамортизацию по более низким нормам, а балансовую стоимостьосновных фондов, определенную в итоге многолетних индексаций,переоценивать в сторону понижения. Для естественных монополийбудет определен особый порядок оценки основных фондов. Для сокращения неплатежей предприятий естественных монополийв бюджеты всех уровней необходимо: строгое соблюдение всеми бюджетополучателями жестких лимитовпотребления энергии, тепла и газа; организация прямого финансирования закупокбюджетополучателями топливно-энергетических ресурсов; разработка программы сокращения перекрестного субсидирования(в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства), введениефедеральных стандартов соотношений между оптовой ценой газа,тепла, энергии и отпускными ценами для населения; введение раздельного финансового учета затрат напроизводство, передачу и распределение электроэнергии, а такжезатрат на добычу газа, его транспортировку и иную хозяйственнуюдеятельность. Будет внедряться система государственных заказов, каксовокупности государственных контрактов на поставку продукции(товаров), работ, услуг для государственных нужд за счет средствреспубликанского бюджета, местных бюджетов улусов и городов,внебюджетных фондов. При этом размещение государственного заказабудет производиться на конкурсной основе. В этом заложен резервповышения эффективности использования и экономии государственныхфинансов, пресечения разбазаривания государственных средств,борьбы с коррупцией. Будут снижены ввозные таможенные пошлины на технологическоеоборудование и запасные части к нему, не производимые в России ине имеющие отечественных аналогов. В сложившихся условиях потребуется выработка дополнительных иэффективных мер по поддержке экспортоориентированного производствав республике. Намечено принять ряд федеральных законов о гарантированиибанковских вкладов, о банкротстве кредитных организаций, о борьбес легализацией незаконно полученных доходов. Будут приняты меры поупорядочению системы налогообложения операций с ценными бумагами.Предусматривается развивать законодательную и институциональнуюбазу частной собственности на землю и недвижимость, разработать ивнести проекты законов о государственных муниципальных землях, огосударственном земельном кадастре, об оценке земли и оземлеустройстве. Будут разработаны мероприятия по укреплению банковскойсистемы Республики Саха (Якутия). Реструктуризация отраслей экономики республики должнаобеспечить необходимый объем конкурентоспособного производства,рентабельность и эффективную занятость населения. Реструктуризация предприятий должна проводиться с учетомстратегических направлений и особенностей развития каждой отрасли. Для реструктуризации отраслей и реформы предприятийнеобходимо: на основе тщательного анализа провести работу по оптимизацииструктуры управления, убрать излишние управленческие и другиеподразделения; осуществить процедуры санации и банкротства нерентабельныхубыточных предприятий и производств; планировать работу предприятий на краткосрочный идолгосрочный период, разработать бизнес-планы стратегическогоразвития предприятия; ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции сучетом изучения рынков сбыта, вести целенаправленную работу поснижению издержек производства, повышения производительноститруда; максимально использовать производственные мощности,совершенствовать технологии, техническую оснащенность,взаимодействовать с наукой; изменить кадровую политику, подобрать грамотныйуправленческий персонал, создать четкую организацию управленияпроизводством. Отраслевые министерства несут полную ответственность завыработку и проведение государственной политики в отрасли,осуществление реструктуризации курируемых отраслей и проведениереформирования предприятий. В ближайшее время должны бытьутверждены планы реструктуризации основных предприятий всехотраслей экономики. Развитие негосударственного сектора В 1998 году вступит в силу закон о лицензировании в целяхвведения на федеральном и республиканском уровнях новых,упорядоченных, процедур лицензирования, в том числе попредпринимательской деятельности, и установления приемлемых ставоксборов. В целях поддержки предпринимательства будут разработаны мерыпо устранению административных барьеров при развитиипредпринимательства, установлен порядок предоставления в арендуреспубликанского и муниципального имущества субъектампредпринимательства и т.д. Будет реализовываться Программа приватизации в РеспубликеСаха (Якутия), которая определяет механизм осуществленияприватизации государственного имущества, перечень предприятий,приватизация которых запрещена. В программе приватизации на 1998 и1999 годы значительно расширены масштабы и ускорен процесспроведения приватизации предприятий на гласной и конкурснойоснове. Это будет сделано за счет приватизации предприятий поиндивидуальным, наиболее приемлемым, эффективным способам.Нахождение наиболее эффективного собственника возможно путемпроведения коммерческого конкурса с инвестиционными условиями. В акционерных предприятиях в Советах директоров необходимоусилить работу и ответственность представителей государства повыработке и проведению государственной экономической политики вакционерных обществах. Нужно наладить четкую систему контроляфинансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий,которая позволит выявить, как распределяются и используютсядоходы, как защищены интересы государства. Назрела необходимость внаведении порядка в заключении контрактов с руководителямипредприятий, которые должны предусматривать меры ответственностируководителей за сохранность и эффективность использованиягосударственного имущества, зависимость оплаты труда руководителейот финансово-хозяйственных результатов работы предприятий. Начиная с 1999 года в бюджете должны предусматриватьсярасходы на осуществление функций по управлению государственнойсобственностью - для национализации (выкупа) предприятий или долейакций на вторичном рынке, подготовки государственных поверенных вАО, конкурсных и антикризисных управляющих и т.д. Инвестиционная политика Государственная поддержка инвестиционных проектов впроизводство будет осуществляться на паритетных началах, причем нетолько прямым финансированием из бюджета, а с помощью всехимеющихся внебюджетных источников, республиканских гарантий,налоговых льгот, бизнес-консультирования проектов, содействия в ихпродвижении. В целях эффективного использования капитальныхвложений, удешевления строительства размещение государственныхзаказов на проектирование, строительство, реконструкцию будетпроводиться на конкурсной основе. Республиканская компания "Саха-Капитал" на основеГарантийного фонда и передачи в залог пакета акций крупныхпредприятий республики будет осуществлять формированиеинвестиционного портфеля для нахождения выгодных инвесторов ипривлечения внутренних и внешних заимствований для расширенияпроизводств в высокоэффективных и жизнеобеспечивающих отраслях ипредприятиях. Созданию благоприятных условий для инвестиций будетспособствовать принятие законов, направленных на повышение деловойактивности предприятий и инвестиционной привлекательностиреспублики, законы "Об инвестиционной деятельности", "ОГарантийном фонде", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях",регламентирующие правоотношения по использованию золотовалютныхактивов республики в инвестиционном процессе. Согласно Закону РФ"О Соглашении о разделе продукции" будет подготовлен переченьместорождений коренного золота, запасы которых составляют до 10тонн, россыпного золота - до 5 тонн, нефти, извлекаемые запасыкоторой составляют до 10 млн. тонн, газа - до 50 млрд. куб. м дляпредоставления в пользование на условиях раздела продукции порешению республиканских органов. Сами предприятия и организации должны постоянно заниматьсяинвестированием в производство. Для этого необходимо использоватьприбыль, средства, остающиеся от предоставленных налоговых льгот,а также амортизационные отчисления, принимать активное участие винвестиционных конкурсах, проводимых на федеральном уровне, вмеждународных проектах, для чего требуется разработкабизнес-планов по международным стандартам. Кроме того, должны быть реализованы меры, призванныеобеспечить защиту прав инвесторов и прозрачность предприятий и темсамым снизить риск в экономике. В этих целях федеральным Центромпредлагается: осуществить переход на международные стандарты бухгалтерскогоучета (до конца года будет введено не менее 10 международныхстандартов из 22, предусмотренных в двухлетнем плане); уже в 1998 году ввести ежеквартальную финансовую отчетностьпо международным стандартам крупнейших компаний - основныхэмитентов; укрепить независимый аудит и государственный финансовыйконтроль; обеспечить защиту прав меньшинства акционеров, в том числе отперекачки активов в материнские (дочерние) компании. 5. Социальная политика 5. 1. Погашение задолженности по заработной плате Ключевой проблемой остается задолженность по заработнойплате. За первое полугодие 1998 года задолженность по выдачесредств на заработную плату в республике достигла 3,5 млрд.рублей, что составляет 5,4 месяцев, из них 32 процентазадолженности возникло из-за отсутствия бюджетного финансирования.Основные причины долгов по оплате труда связаны прежде всего сбюджетным кризисом, а также отставанием в формировании трудовыхотношений и несоответствием действующего трудовогозаконодательства рыночным условиям. Правительство Республики Саха (Якутия) считает одной изприоритетных задач погашение задолженности по зарплате, преждевсего в бюджетной сфере. Оперативной комиссии при Правительстве Республики Саха(Якутия) в соответствии с Указом Президента Республики Саха(Якутия) необходимо утвердить и осуществить жесткий контроль заисполнением графиков погашения задолженности по заработной платепредприятиями. Осуществление мер по устранению бюджетного кризиса позволитпоэтапно решить вопрос погашения задолженности по заработной платев бюджетной сфере, дальнейшего обеспечения ее своевременнойвыплаты. Неудовлетворительная система оплаты труда, необоснованный еерост приводит к проблеме своевременной ее выплаты. Формированиеоплаты труда на предприятиях должно производиться в зависимости отконечных результатов труда, учитывающих уровень рентабельности,объем производства и реализации продукции, производительностьтруда. Будут разработаны рекомендации по совершенствованиюорганизации заработной платы, тарифных ставок и должностныхокладов с целью сокращения диспропорций в оплате труда сквозныхкатегорий работников в разных отраслях экономики.Совершенствованию законодательной базы будет способствоватьпринятие Закона Республики Саха (Якутия) "О регулировании оплатытруда в Республике Саха (Якутия)". Отраслевые тарифные соглашения и коллективные договора должныпредусматривать условия оплаты и размеры льгот, связанные срезультатами деятельности предприятия, и исходить из реальногофинансового положения отрасли, предприятия при наличии средств. Будут предложены Государственному Собранию (Ил Тумэн)изменения действующего законодательства в части установлениярайонного коэффициента в размере 40 % в соответствии с федеральнымзаконодательством и сокращения продолжительности дополнительныхотпусков. 5. 2. Приведение обязательств государства в социальной сферев соответствие с реальными бюджетными возможностями для обеспеченияминимальных социальных гарантий Решение задачи недопущения задолженности по заработной платепредполагает прежде всего приведение обязательств государства всоответствие с реальными возможностями бюджета. Для решения этой важной задачи в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 №438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины" будутисполняться только те решения, которые обеспечены реальнымиисточниками. Правительством Республики Саха (Якутия) будет продолженаработа по упорядочению системы социальных льгот, выплат и пособий,устанавливаемых на уровне республиканского законодательства. Неоправдавшая себя разветвленная система социальных льгот и гарантийбез источников финансирования будет заменена ограниченным числомадресных пособий. Социальная поддержка будет приводиться всоответствие с реальными возможностями бюджета и привязана кпрожиточному минимуму. Назрела необходимость формирования единой информационной базыо получателях социальных льгот и выплат, будет введенперсонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот ивыплат. В связи с реструктуризацией отраслей экономики, сокращениягосударственных расходов будет возрастать напряженность на рынкетруда. В этих условиях необходимо выработать активную политикузанятости населения и организации новых рабочих мест с учетомреальных возможностей и спецификой экономики республики. В области занятости необходимо введение принципа участия вобщественных работах в качестве обязательного условия получениястатуса безработного, а в сельской местности - введениеобязательной проверки доходов от аренды и использования земельныхучастков для получения статуса безработного. В случае значительной задолженности по выплате пособия побезработице будут выплачиваться в первоочередном порядке пособиябезработным из семей с доходом ниже прожиточного минимума наоснове проверки нуждаемости. Разработана Программа по выезду граждан, проживающих вРеспублике Саха (Якутия), в которой предусматривается поэтапноезакрытие неперспективных населенных пунктов республики спредоставлением социальных гарантий и компенсаций выезжающим, сцелью внесения на рассмотрение Правительства РФ для привлеченияфинансовых средств для ее реализации. Заключение Правительство Республики Саха (Якутия) сделает все возможное,чтобы свести бремя трудностей к минимуму. Для этого придетсядействовать жестко, но именно жесткости и решительности внаведении порядка нам более всего не хватало в последние годы. Выполнение мероприятий Программы позволит в 1998 годуприостановить дальнейшее развитие кризисных явлений в экономикереспублики, а в 1999 году существенно улучшить сбор налогов,сократить государственные расходы, в том числе на обслуживаниевнутреннего долга, снизить неплатежи, снизить стоимость заемногокапитала. В конечном итоге это позволит несколько стабилизироватьэкономическое положение республики и явится основой длядальнейшего экономического роста и улучшения показателей уровняжизни населения. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в республикетребует сегодня от Правительства, министерств и ведомств,представителей всех ветвей власти, предприятий и организаций всехформ собственности, политиков, руководителей, бизнесменовосознания необходимости объединения усилий и принятия неотложных иконкретных шагов в реализации экономических реформ, направленныхна развитие реального производства и максимальное использованиепотенциала имеющихся ресурсов.