ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 11 августа 2000 года № 418 О Республиканской целевой программе "Развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2000-2005 годы" В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2001-2005 годы".

2. Считать основным направлением государственной политики в области земельных отношений полномасштабное введение и развитие частной собственности на землю.

3. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) совместно с территориальными органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия) ввести программно-технические комплексы, обеспечивающие формирование и ведение государственного земельного кадастра.

4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия).

5. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании проектов республиканского бюджета на 2001 год и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) (Никаноров Н.Н.).

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2000 года № 418 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2001-2005 годы" ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2001-2005 годы" Наименование программы Республиканская целевая программа "Разви тие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2001-2005 годы".

Дата принятия решения о Разработке Программы Постановление Правительства Российской (наименование документа) "О федеральной целевой программе "Развит ие земельной реформы в Российской Федера ции на 1999-2002 годы".

Государственные заказчики Программы Правительство Республики Саха (Якутия), местные администрации городов и улусов, Комитет по земельной реформе и по земель ным ресурсам Республики Саха (Якутия) (к оординатор).

Основные разработчики Программы Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), Министерство по управлению госимуществом Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия).\ Цели и задачи Программы Повышение эффективности использования зе мли, создание условий для увеличения соц иального, инвестиционного, производитель ного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Сроки и этапы реализации Программы 2001 - 2005 годы:

I этап - 2001 - 2002 годы II этап - 2003 - 2005 годы.

Мероприятий Программы Разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; разграничение земель, находящихся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; введение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; создание специализированных информационно-консультационных центров; подготовка и переподготовка кадров.

Объемы и источники финансирования: (млн. руб.) 2001-2005 годы 2001-2002 годы Всего 41,60 16,73 в том числе 100,50 39,14 федеральный бюджет республиканский бюджет Источник финансирования Раздел 08, подраздел 02, целевая статья Ожидаемые конечные результаты реализации Разграничение земель, находящихся в феде Программы ральной, республиканской и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета.

Введение Республика Саха (Якутия) располагает огромными земельными ресурсами, но это богатство используется крайне неэффективно.

Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Немало продуктивных земель выведено из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Земельные отношения крайне политизированы.

Регион Севера Республики Саха (Якутия), где традиционно население занимается оленеводством и охотпромыслом, занимает обширную территорию, около 58% всей территории республики.

Исторически малочисленные народы Севера использовали земельные угодья коллективно. Горнодобывающая промышленность в свое время нанесла большой урон легкоранимой северной природе. В связи с огромными пространствами и большими затратами территория Севера остается на сегодняшний день малоизученной. То, что в былые годы было сделано, по давности лет не отвечает современным требованиям.

В первую очередь, стоит вопрос обеспечения северных территорий надлежащим планово-картографическим материалом, как основа всех предстоящих работ в сфере земельных отношений. Проведение землеустроительных и иных обследований и изысканий позволит вовлечь обширную территорию Севера в общее геоинформационное пространство, тем самым рационально использовать земельные и другие природные ресурсы северных территорий и будет являться важным вкладом в сохранение уникальных культур народов Севера.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Республике Саха (Якутия).

Перед республикой стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2001-2005 годы" (далее по тексту - Программа) разработана на основании Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".

1. Основные положения Программы 1. 1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Саха (Якутия) в 1991-1999 годах В результате проведения земельной реформы ликвидирована государственная монополия на землю, коренным образом изменена структура земельной площади по землепользователям. Наряду с государственными и коллективными хозяйствами устойчиво развиваются крестьянские(фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, тем самым возрождается традиционный уклад жизни коренных жителей на селе, как наиболее устойчивой, жизнеспособной формы хозяйствования.

В городах и поселках активное развитие получают садоводство, огородничество и индивидуальное жилищное строительство.

На 1 января 2000 года за сельскохозяйственными предприятиями закреплено 427,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий или 47,6% - от всех сельхозугодий, за крестьянскими хозяйствами - 144,0 тыс.

га или 16,0 %, за личными подсобными хозяйствами граждан - 327,3 тыс. га или 36,4 %. Как следствие, в хозяйствах частного сектора содержится 81% крупного рогатого скота, 75% свиней, 55% лошадей. В этих хозяйствах производится 74% мяса, 79% молока, выращивается 76-80% картофеля и овощей.

Всеми категориями хозяйств в 1999 году заготовлено 543,2 тыс.

тонн сена, что на 1,6% больше чем в 1998 году. Заготовка кормов в основном завершается в оптимальные сроки и с высоким качеством до 20 августа. Крестьянские хозяйства и хозяйства личного подворья обеспечиваются страховым фондом сена. Расширяется посев зерновых культур, повышается их урожайность. Площадь посева зерновых культур в 1999 году доведена до 27,1 тыс. га, что больше на 12,9% чем в 1998 году, а урожайность с гектара до 10,6 центнера, что выше на 35,9%, чем в предыдущем году. Благодаря деятельности крестьянских и семейных хозяйств внутренний рынок республики в достаточном объеме обеспечивается картофелем, овощами и мелкими огородными культурами.

По состоянию на 1 января 2000 года в регионе проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера действуют свыше 200 родовых общин на площади 47 млн. га, в них содержится 31% оленей республики. Земельные угодья общинам предоставляются безвозмездно в пользование единым комплексом и массивом с расположенными на них оленьими пастбищами, водоемами, лесами и охотничьими угодьями из всех категорий земель. Размеры земельных угодий определяются с учетом поголовья оленей, продуктивности оленьих пастбищ. Размер охотничьих угодий определяется на основании материалов охотустройства. Земли, переданные общинам без их согласия, не подлежат отчуждению под иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Законодательством предусмотрено участие общины совместно с государственными органами в проводимых мероприятиях по охране земель и обеспечении производства биологических и природных ресурсов. Также предусмотрено возмещение убытков, причиненных землепользователю при изъятии земель.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечивается поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней. В результате проведенной работы поступление платы за землю увеличилось с 39,2 млн. рублей в 1994 году до 106,4 млн. рублей в 1999 году. Более 80% плана обеспечивается за счет поступлений за земли городов и поселков.

В городах Мирный, Якутск и Нерюнгри создаются автоматизированные системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю, на базе которых в будущем будут заложены экономические и финансовые основы местного самоуправления. Создана соответствующая материальная база для функционирования Кадастровой палаты в республике.

Несмотря на ряд положительных моментов проведения земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) не создана стройная система земельного законодательства.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра.

Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что является нарушением законодательства.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности.

Земельная реформа коснулась в основном только земель сельскохозяйственного назначения. Однако, и в этой сфере реформа не решила полностью возложенных на нее задач: не введена частная собственность на землю, переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций, не смогли повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий.

На 1997-99 г.г. финансирование земельной реформы из федерального бюджета произведено в рамках погашения кредиторской задолженности за 1996-97 гг. Смета расходов средств республиканского Фонда землеустройства исполняется в недостаточном объеме, что сказывается на полноту выполнения запланированных мероприятий. В итоге в 1997-1999 годах землеустроительные работы были проведены в незначительных объемах, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики республики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

- перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

- повышение плодородия почв и охрана земель;

- разграничение земель на находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности;

- создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер для успешного проведения земельной реформы в Республике Саха (Якутия) и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Выделяются два этапа реализации Программы.

На I этапе (2001 - 2002 годы) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологи-ческого характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2003-2005 годы) проводятся мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Она определяет дальнейшее развитие земельной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2000-2004 годы, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики.

Программа тесно взаимосвязана и дополняет республиканскую Программу топографо-геодезического и картографического обеспечения земельной реформы и землеустройства на 1995-2000 гг., утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 1994 года.

Она конкретизирует и развивает положения Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".

В Программе определены направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Система программных мероприятий 2. 1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:

установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной, республиканской и муниципальной собственности;

введение и развитие института частной собственности на землю;

передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц за исключением земель, изъятых из гражданского оборота;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;

установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

установление принципов и порядка предоставления и изъятия земельных участков инвесторам и иным участникам рынка земли, в том числе иностранным, в целях привлечения их инвестиций;

создание системы правового зонирования земель.

2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:

обеспечение всем гражданам Республики Саха (Якутия) возможности получить земельный участок в частную собственность, пожизненно -наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду;

обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных паев свободы в распоряжении этими участками и земельными паями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным и республиканским законодательством);

активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах на земельные участки.

2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.

Основное направление государственной политики по развитию рынка земли включает в себя информационное обеспечение земельного рынка.

Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:

стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";

повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;

переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;

совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;

законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.

Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:

создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;

создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе государственного кадастра недвижимости;

проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения.

В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:

создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;

внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;

расширение доступа граждан Республики Саха (Якутия) и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;

создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.

2. 4. Земельные преобразования в сельской местности.

Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы:

осуществление мероприятий, направленных на создание комплексной базы данных, используемых для управления территорий наслегов;

нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков и их собственниками с последующей регистрацией договоров;

создание нормативно-правовой основы предоставления земельных, особенно сенокосных участков в частную собственность граждан;

разработка механизма передачи земель эффективно работающим крестьянским хозяйствам, желающим расширить свое производство путем аренды или выкупа земельных участков;

введение в хозяйственный оборот отдаленных сенокосных и пастбищных угодий, создание и развитие сайылычных хозяйств;

участие в организации крестьянских (фермерских) хозяйств по производству зерна, кормопроизводству, по выращиванию картофеля и овощных культур на конкурсной основе;

уточнение земель организаций, находящихся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности;

уточнение списка сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации.

На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, возможной консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие").

2. 5. Совершенствование системы земельных платежей Существующая система земельных платежей несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования.

Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Не проведена массовая оценка земель территории республики.

При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.

Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:

а) проведение массовой кадастровой оценки земель;

б) установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;

в) расчет ставок земельного налога и арендной платы с учетом кадастровой оценки земель;

г) совершенствование арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.

Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает:

ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный и республиканский бюджеты;

инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других населенных пунктов), проведение их кадастровой оценки, учета и государственной регистрации;

существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.

На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой кадастровой оценке земель будет увеличиваться дифференциация ставок платежей за землю.

2. 6. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.

На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:

разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра;

проведение кадастрового зонирования территории Республики Саха (Якутия) в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров;

обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра;

внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;

разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.

На II этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:

формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных, республиканских и муниципальных землях;

обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;

внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра в улусах и городах;

разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;

организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;

введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;

завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;

создание информационной базы данных о федеральных землях, республиканских землях и землях муниципальных образований.

2. 7. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создание современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.

Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются:

установление единого для всех улусов республики порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель;

определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков;

разработка методик массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения и их апробация в ряде улусов республики, в первую очередь в городах и поселениях, районах развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых.

Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.

На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории Республики Саха (Якутия).

2.8. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.

На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:

реализация пилотных проектов правового зонирования земель в отдельных городах;

разработка и осуществление программ инвентаризации земель поселений;

разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений;

разработка методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях;

обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;

разработка классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).

II этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает:

разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования;

разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;

обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.

2. 9. Информационно-консультационное обеспечение Программы В целях реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и республиканском законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.

В этих целях организуется издание популярных книг и брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в республике и в регионах России, организация специальных передач по радио и телевидению.

2. 10. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается провести:

2. 10.1. Геоботанические обследования оленьих пастбищ северных территорий республики.

2. 10.2. Составление землеустроительных проектов организации территорий хозяйств в районах Крайнего Севера.

2. 10.3. Вычисление площадей контуров земельных угодий северных улусов (районов).

2. 10.4. Уточнение и вынесение в натуру черты городских и сельских поселений.

2. 10.5. Установление (восстановление) границ земельных участков в натуре.

Следует разработать комплекс мер по созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.

2. 11. Картографо-геодезическое обеспечение В целях обеспечения земельной реформы надлежащим планово-картографическим материалом в рамках реализации Программы предусматривается провести:

2. 11.1 Установление(восстановление) границ административно-территориальных образований(АТО).

2. 11.2. Аэрофотосъемочные работы для целей кадастрового картографирования.

2. 11.3. Кадастровое картографирование территорий улусов, наслегов.

2. 11.4. Топографо-геодезическое обеспечение работ по разграничению земель по уровням собственности в разрезе АТО.

2. 11.5. Составление тематических карт улусов.

2. 11.6. Изготовление обзорных карт.

2. 11.7. Изготовление планово-картографического материала м-ба 1: 100 000.

2. 12. Мониторинг земель В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.

В рамках реализации Программы предусматривается обеспечить мониторинг земель:

за состоянием сеяных сенокосов и пастбищ круглогодичного использования;

за состоянием естественных сельскохозяйственных и пахотных угодий;

за состоянием оленьих пастбищ.

Так же предусматривается финансирование работ по составлению и изданию ежегодного "Государственного доклада о состоянии и использовании земель Республики Саха (Якутия)".

2. 13. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.

Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

В процессе реализации Программы предусматривается:

улучшение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированности населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;

укрепление взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.

2. 14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в республике земельной реформы.

Государственное управление земельными ресурсами Республики Саха (Якутия) осуществляет Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия) и его органы на местах.

В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:

а) Укрепление материально-технической базы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия), сохранив за ним основную функцию государственного управления:

нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Республики Саха (Якутия).

б) Создание в Республике Саха (Якутия) учреждения - Земельная кадастровая палата и его филиалы и передать им часть управленческих функций территориальных органов Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия) по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд.

в) Финансирование работ кадастровых организаций осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги.

В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом также будет повышена роль государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти республики в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

3. Правовое обеспечение Программы Правовое обеспечение развития земельной реформы в Республике Саха (Якутия) будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривается:

создание гарантий конституционных прав граждан на землю;

принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей;

правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах.

Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ.

Земельное законодательство будет развиваться на базе положений Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а в части правового регулирования - на базе Гражданского кодекса Российской Федерации путем расширения норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений.

На I этапе реализации Программы предусматривается разработка проектов следующих законов::

Земельный Кодекс Республики Саха (Якутия), который будет основным законом, регулирующим земельно-правовые отношения;

"О порядке передачи земель в муниципальную собственность", в котором будут урегулированы условия и порядок разграничения земель, находящихся в государственной собственности, определены система органов управления и порядок распоряжения государственной земельной собственностью, условия и порядок передачи земель в распоряжение органов местного самоуправления;

"О порядке предоставления земельных участков в частную собственность и их изъятия", который устанавливает условия передачи земельных участков гражданам на праве собственности, устанавливает отдельные ограничения совершения сделок с земельными участками, права и обязанности собственников земельных участков и защиту их прав.

4. Научное и методическое обеспечение Программы По научному и методическому обеспечению в рамках Программы предполагается проведение следующих мероприятий:

4. 1. Установление порядка проведения территориального оценочного зонирования.

4. 2. Разработка методического обеспечения массовой оценки земель различных категорий, а также методик рыночной оценки отдельных земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Выполнение этих мероприятий предполагается заинтересованными министерствами и ведомствами своими силами, без привлечения дополнительного финансирования.

5. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия). Расчеты выполнены в ценах на момент 1 января 2000 года.

Затраты на мероприятия по развитию земельной реформы составляют 142,10 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 41,60 млн. рублей, или 29 процентов, за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия) - 100,50 млн.

рублей, или 71 процентов. За счет прочих источников финансирование не предусматривается.

На финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и на капитальное строительство направление средств не предусматривается. На прочие нужды направляются 142,10 млн. рублей, или 100 процентов от общего объема средств.

Разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, необходимых методических и других материалов будет осуществляться, в основном, силами заинтересованных ведомств и организаций, без привлечения дополнительных средств, в рамках их функциональных обязанностей.

Средства на прочие нужды из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий:

землеустроительное обеспечение - 11,10 млн. рублей;

картографо-геодезическое обеспечение - 30,00 млн. рублей;

оценка земель - 0,50 млн. рублей.

Средства на прочие нужды из бюджета Республики Саха (Якутия) направляются на финансирование следующих мероприятий:

землеустроительное обеспечение - 52,00 млн. рублей;

картографо-геодезическое обеспечение - 42,70 млн. рублей;

оценка земель - 2,50 млн. рублей;

мониторинг земель - 3,00 млн. рублей;

информационно-просветительская и консультационная деятельность - 0,30 млн. рублей.

На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на I этапе будет направлено 16,73 млн. рублей, а на II этапе - 24,87 млн. рублей.

На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), на I этапе будет направлено 39,14 млн. рублей, а на II этапе - 61,36 млн. рублей.

Затраты на реализацию Программы приведены в таблице.

2001-2005 гг. В том числе 2001-2002 2003-2005 Средств -всего 142,10 55,87 86,23 Их них за счет:

41,60 16,73 24,87 в т. ч. из общего объема средств:

НИОКР --- --- --- капитальные вложения --- --- --- прочие нужды 41,60 16,73 24,87 2. средств бюджета Республики Саха (Я 100,50 39,14 61,36 кутия) в т. ч. из общего объема средств:

НИОКР --- --- --- капитальные вложения --- --- --- прочие нужды 100,50 39,14 61,36 3. Средств прочих источников --- --- --- Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.6 Программы, осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 932.

6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия).

Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые нормативно-технические документы.

Мероприятия Программы реализуются:

государственным заказчиком (координатором) путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств из федерального, республиканского бюджетов и иных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);

Правительством Республики Саха (Якутия) и органами муниципального образования путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.

Механизм реализации Программы разработан с учетом планов выделения лимита из федерального бюджета, экономической ситуации в республике и состояния республиканского бюджета Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик - координатор. При этом он руководствуется Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", утвержденного 6 мая 1999 года №97-ФЗ, и Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий.

Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов) и путем простых способов закупок.

Государственный заказчик(координатор) при необходимости оказывает консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации.

Государственный заказчик (координатор) ежегодно направляет в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект республиканского бюджета.

Государственный заказчик (координатор) анализирует ход реализации Программы и представляет:

ежегодно в Правительство Республики Саха (Якутия), в Госкомзем Российской Федерации, Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) отчет о ходе реализации Программы;

ежеквартально в Комитет по статистике Республики Саха (Якутия) статистическую информацию по форме 1-БЗ.

Государственный заказчик (координатор) участвует в подготовке Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) ежегодного доклада о ходе реализации Программы, представляемого в Правительство Республики Саха (Якутия).

Государственный заказчик (координатор) участвует в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия), других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

По результатам экспертных проверок подготавливаются для внесения в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы.

При необходимости государственный заказчик(координатор) вносит в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий.

7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться предоставленным участком земли и земельным паем под жестким контролем государства.

Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:

обеспечить целевое использование этих земель;

создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.

Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.

Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению владельцев земельных участков и земельных паев к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить значительный экономический эффект, в основном за счет обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными паями; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.