ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22 августа 2000 года № 431 Утратило силу - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.04.2008 г. № 154 Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) внешней среды, продовольствия радиоактивными, химическими, биологическими (бактериологическими) средствами при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (В редакции Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.2001 г. № 659) Во исполнение Положения "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации", утвержденного Председателем ГКЧС России, Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министром здравоохранения, Министром сельского хозяйства, Председателем Госкомэпиднадзора, руководителем Госгидромета 30 октября 1993 года, в целях предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Правительство Республики Саха (Якутия)п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) и Положение о порядке представления экстренной информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Саха (Якутия) согласно приложениям №№ 1 и 2. 2. Оперативное руководство и координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия). 3. Для контроля выполнения требований Положения создать комиссию в составе: Шомоев В.М. Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийРеспублики Саха (Якутия), (председатель) Кузьмич В.И. Якутское территориальное управление погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (заместительпредседателя) Протодьяконов А.П. Комитет по санитарно-эпидемиологическомунадзору, (заместитель председателя) Члены комиссии: (Исключен - Постановление Правительства Республики Саха(Якутия) от 20.12.2001 г. № 659) Алексеев Р.А. Центр санитарно-эпидемиологического надзораг.Якутска Марков О.П. Республиканская госинспекция по контролю закачеством сельскохозяйственной продукции и семеноводству (Исключен - Постановление Правительства Республики Саха(Якутия) от 20.12.2001 г. № 659) Аргунова Т.В. Управление по надзору за ядерной ирадиоактивной безопасностью (Госатомнадзор Якутии) Дягилев Г.Т. Республиканская ветеринарная лаборатория Шагдарова А.Н. Центр госсанэпиднадзора на воздушномтранспорте Туласынов А.И. Гидрохимическая лаборатория муниципальногопредприятия "Якутводоканал" Брянский В.А. Якутский территориальный центр стандартизации иметрологии Крылов И.В. химико-радиометрическая лаборатория Министерствапо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) Ягнышев Б.С. лаборатория Комитета по геологии инедропользованию Республики Саха (Якутия) Необутов Э.К. Центр госсанэпиднадзора при Министерствевнутренних дел Республики Саха (Якутия) Васильева М.Р. производственно-технологическая лабораториямяса и рыбы ГУП ФАПК "Якутия" Макаров Л.И. Департамент ветеринарии с Госветинспекцией приМинистерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха(Якутия); Ахметшин А.А. Управление государственной экологическойэкспертизы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).(Дополнен - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)от 20.12.2001 г. № 659) Председатель ПравительстваРеспублики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРеспублики Саха (Якутия)от 22 августа 2000 года № 431(приложение № 1) ПОЛОЖЕНИЕ о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) 1.1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля (далее потексту - СНЛК) гражданской обороны Республики Саха (Якутия) - этосоставная часть сил и средств наблюдения и к онтроля республиканской по дсистемы предупреждения и действий в чрезвычайныхситуациях. 1.2. СНЛК состоит из учреждений и организаций исполнительныхорганов государств енной вл асти Республики Саха (Якутия) иисполнительных органов государственной власти РоссийскойФедерации, находящихся на территории Республики Саха (Якутия),осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающейприродной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах ипри легающих к ним территориях и анализ воздействия вредныхфакторов на здоровье населения. 1.3. СНЛК Республики Саха (Якутия) создается в целях:оперативного руководства и координации деятельности учрежденийнаблюдения и лабораторного контроля; своевременного обнаружения ииндикации радиоактивного, химического, бактериологического(биологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевогосырья, продовольствия, фуража, объектов окружающ ей среды(воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) причрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; принятия мер по защите населения, сельскохозяйственногопроизводства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ),сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ), биологических(бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционныхзаболеваний. Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременноеобнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающейсреды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВи БС с помощью технических средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектовокружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье,питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС -после специфической индикации). Индикация - комплекс мероприятий,позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ,БС и определить их вид. 1. 4. Настоящее Положение определяет организацию, основныезадачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторногоконтроля на территории Республики Саха (Якутия). 2. Функционирование и порядок передачи информацииучреждениями сети наблюдения и лабораторного контроляФункционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: 2.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время,нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка,отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение илабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных дляданного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация орезультатах наблюдения и лабораторного контроля представляется поустановленному регламенту в вышестоящую организацию поподчиненности. 2.2. В режиме повышенной готовности (ухудшениепроизводственно-промышленной, радиационной, химической,биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки,прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозаначала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся вобъеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация обобнаружении (тенденции к нарастанию) в воздухе, почве,растительности, продовольствии, пищевом сырье, фураже и др. РВ,АХОВ в концентрациях, превышающих фоновые значения ПДК (ПДУ), атакже ОВ и БС; в случаях, опасных для жизни и здоровья,инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаяхзагрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК ввышестоящую организацию по подчиненности и одновременно вМинистерство по делам гражданской обороны, и чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РеспубликиСаха (Якутия). Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновениячрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часовв формализованном и неформализованном виде по существующим каналамсвязи. Состав и конкретные формы представления информации поподчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛКвышестоящей организацией, Министерством по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий и закрепляются соответствующей инструкцией. 2. 3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение иликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применениепротивником средств поражения) наблюдение и лабораторный контрольпроводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.Экстренная информация об обнаружении в воздухе, почве, воде,растительности, продовольствии, пищевом сырье, фураже и в другихобъектах РВ, АХОВ в концентрациях, значительно превышающих фоновыезначения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особоопасных инфекционных заболеваний и поражений людей, животных исельскохозяйственных растений; о случаях экстремально высокогозагрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ввышестоящую организацию по подчиненности и одновременно вМинистерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха(Якутия). (Критерии чрезвычайных ситуаций определяютсядействующими руководящими документами). Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется вформализованном и неформализованном виде по имеющимся каналамсвязи немедленно и с последующим письменным подтверждением(донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления овозникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается спериодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщенийне оговорены особо). 3. Организация наблюдения и лабораторного контроля 3. 1. Основу СНЛК республики составляют улусные и городскиеучреждения, являющиеся на соответствующей территории головными.Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛКучреждения - определяют зараженность объектов внешней среды,продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и фуража РВ, 0В,АХОВ и проводят специфическую индикацию БС, осуществляют сбор,обобщение и анализ информации о РХБ (загрязнении), разрабатываютнормативно-методические документы для подчиненных подразделенийСНЛК, а также осуществляют методическое руководство подчиненнымиподразделениями СНЛК при проведении всех видов лабораторныхисследований. Эти учреждения СНЛК являются подразделениямиповышенной готовности со сроками приведения в готовность в течение6-8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛКрассредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливаетсязаблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений смирного на военное время. В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирноеи военное время головным учреждениям назначаются дублеры, накоторых возлагаются функции республиканских учреждений. В качестведублеров используются: 1-2 улусных (городских) центрагосударственного санитарно-эпидемиологического надзора первойкатегории; ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательскиестанции химизации сельского хозяйства, а такжегидрометеорологические станции и др. 3. 2. Основными задачами академических и отраслевыхнаучно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высшихучебных заведений, гидрометеорологического, химического,эпидемиологического, микробиологического, гигиенического,токсикологического, радиологического, ветеринарного ифитопатологического профилей являются: разработка методов оценки радиоактивного заражения(загрязнения) и индикации ОВ, АХОВ и БС в объектах внешней среды,продовольствии, пищевом сырье, питьевой воде, фураже, а также вматериалах, взятых от больных и трупов людей, животных, птиц; оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК повопросам индикации ОВ, АХОВ, БС и оценки радиоактивного заражения;развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий(подразделений) профильных центров индикации бактериальныхсредств, гидрометеорологических, химических, токсикологических,радиологических, эпизоотических центров с возложением на них задачпо индикации БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов,проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии,эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям; участие в оценке и прогнозировании радиационной, химической ибиологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайныхситуаций; подготовка контрольных проб для проведения проверокготовности учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуацияхмирного и военного времени; подготовка специалистов головных учреждений СНЛК. 3. 3. На территориальное управление по гидрометеорологии имониторингу окружающей среды (УГМС), комитеты охраны окружающейсреды и природных ресурсов возлагается: измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районецентра контроля за заражением окружающей среды (ЦКЗОС) иметеоплощадок; определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытыхводоемов и местности ОВ и АХОВ, проведение их окончательнойидентификации; установление границ зон заражения ОВ и АХОВ в районахчрезвычайных ситуаций; определение удельной и объемной активности радионуклидов впробах атмосферного воздуха, воды открытых водоемов, почвы;установление радионуклидного состава исследуемых проб; прогнозирование и оценка радиационной и химической обстановкив целях обоснования планируемых мероприятий по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций; оказание методической помощи в работе и подготовкеспециалистов гидрометеостанций. 3. 4. На гидрометеорологические станции и посты возлагается:измерение мощности доз гамма-излучений на местности в районахметеоплощадок; установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, водеоткрытых водоемов и на местности; осуществление отбора пробвоздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытыхводоемов и доставка их в соответствующие ЦКЗОС. 3. 5. Основными задачами республиканских, городских, улусныхцентров государственного санитарно-эпидемиологического надзораявляются: измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районерасположения учреждений; определение границ зон заражения (поражающих концентраций) ОВи АХОВ в районе очага поражения; проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагахмассового поражения силами, создаваемыми на базе ЦГСЭНформирований (групп эпидемиологической разведки, подвижныхпротивоэпидемических отрядов); установление вида биологических средств боевых рецептур ввоенное время и возбудителей инфекционных заболеваний причрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных изобъектов внешней среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевойводы, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей(специфическая индикация); осуществление идентификации выделенных штаммовмикроорганизмов и токсинов (только для краевых ЦГСЭН); определениеудельной и объемной активности радионуклидов в пробахпродовольствия, пищевого сырья и питьевой воды на контролируемыхобъектах; установление радионуклидного состава исследуемых проб (кромеулусных ЦГСЭН); определение на контролируемых объектах зараженностипродовольствия, пищевого сырья, питьевой воды ОВ и АХОВ,осуществление их окончательной идентификации; проведение санитарной экспертизы продовольствия, пищевогосырья и питьевой воды, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачейзаключения о пригодности их к использованию по назначению; прогнозирование и оценка радиационной, химической ибактериологической (биологической) обстановки в целях обоснованияпланируемых мероприятий по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций; оказание методической помощи и руководство работойнижестоящих звеньев ЦТ СЭН на подведомственной территории. 3. 6. Основными задачами республиканской и улусныхветеринарных лабораторий являются: измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районерасположения лаборатории; проведение ветеринарной разведки в очагах биологическогозаражения на контролируемых объектах сельского хозяйства; установление наличия (на основе косвенных признаков)биологических средств боевых рецептур в военное время ивозбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц причрезвычайных ситуациях в мирное время; проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья,фуража, питьевой воды на зараженность РВ, ОВ, АХОВ, БС с выдачейзаключения о возможности использования их по назначению;проведение лабораторных исследований на наличие возбудителейбактериальной группы; установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырьяживотного и растительного происхождения, фуража и воды РВ, ОВ иАХОВ и осуществление их индикации; отбор на объектах ветеринарного надзора проб продовольствия,пищевого сырья животного и растительного происхождения, фуража,воды, а также материала от больных, павших животных и птиц,зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и в сомнительных случаях - доставкаих в головные учреждения для лабораторных исследований ипроведения ветеринарно-санитарной экспертизы.3. 7. Основной задачей республиканской агрохимической лабораторииявляется: измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районерасположения лаборатории и на территории контролируемых объектов; установление наличия во внешней среде ОВ и АХОВ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий, проведение их предварительной идентификации; установление факта заражения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений ОВ и АХОВ; отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, пестицидами, и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований. 3. 8. Основными задачами краевых и районных станций защитырастений являются: измерение мощности гамма-излучения на местности в районерасположения станции и на территории контролируемых объектов;установление наличия во внешней среде ОВ, АХОВ и возбудителейболезней растений на объектах растениеводства и АХОВсельскохозяйственных угодий; проведение индикации ОВ и АХОВ; установление вида биологических средств боевых рецептур ввоенное время и возбудителей различных болезней растений причрезвычайных ситуациях мирного времени в пробахсельскохозяйственных культур и насаждений; определение зараженности пестицидами посевовсельскохозяйственных культур, продукции растениеводства,насаждений, воды, территорий сельскохозяйственных угодий; участие в прогнозировании и оценке химической и биологическойобстановки в целях обоснования предложений по ведениюрастениеводства в условиях химического и биологического заражениясельскохозяйственных угодий. 3. 9. Основными задачами Госинспекции по контролю закачеством сельскохозяйственной продукции и семеноводства являются:проведение фитопатологической разведки на объектахрастениеводства, установление факта появления и распространениявозбудителей болезней растений; осуществление карантинной проверки и экспертизы семян,растений, продукции растительного происхождения на обследуемыхтерриториях и объектах. 3. 10. На производственные лаборатории (заводские, фабричные,комбинатов, лесные и др.) министерств, ведомств, консорциумов,государственных концернов и ассоциаций возлагаются следующиеосновные задачи: измерение мощности доз гамма-излучения на территориирасположения лаборатории; установление наличия в воздухе, почве ирастительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ,СДЯВ и проведение их индикации; установление на контролируемой территории факта заражения РВ,ОВ, и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленныхнужд и рыбного хозяйства; питьевой воды на контролируемыхгородских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод иосуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ; установление наличия РВ, ОВ, АХОВ в перерабатываемой,выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции,продовольствии, пищевом сырье; определение на контролируемых объектах зараженностипродовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ и АХОВ;осуществление их окончательной идентификации (только дляцентральных лабораторий); установление вида биологических средствбоевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционныхзаболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах,отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.(только для центральных лабораторий); отбор и доставка различных проб в соответствующие учрежденияСНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению ихзараженности (загрязнения РВ, ОВ, АХОВ, БС). 3. 11. Химико-радиометрическая лаборатория гражданскойобороны проводит радиационную, химическую, неспецифическуюбактериологическую разведки в зонах загрязнения, индикацию ОВ,АХОВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвует вподготовке специалистов учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайныхситуациях, обеспечивает техническую готовность дозиметрическихприборов сети наблюдения и лабораторного контроля. 3. 12. Посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) напредприятиях министерств и ведомств ведут наблюдение в условияхчрезвычайной ситуации мирного времени и в военное время длясвоевременного обнаружения в объектах внешней среды РВ, АХОВ и ОВ,их индикацию техническими средствами. 3. 13. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплектдокументации: ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК; соответствующий штат и табель оснащения; план перевода учреждений с мирного на военное положение; схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочееи нерабочее время; функциональные обязанности специалистов учреждений; перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений; перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях ихранящихся на территории объекта и края; перечень опасных объектов в радиационном, химическом ибиологическом отношениях; инструкцию о порядке ведения радиационного, химического,бактериологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения озаражении (загрязнении) объектов окружающей среды; инструкцию о порядке передачи информации о заражении объектовокружающей среды; методику отбора проб и проведения исследований назараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС, определенных перечнем особоопасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственныхживотных и растений; нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения,предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевойводе, продовольствии, пищевом сырье и фураже в мирное и военноевремя; схему организации связи со Штабом по делам гражданскойобороны и чрезвычайным ситуациям и вышестоящей организацией поподчиненности; карту (схему) контролируемого района для населениярадиационной, химической и бактериологической обстановки; журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учетарезультатов анализов; журнал радиационного, химического и бактериологическогонаблюдения (разведки); инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами,зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ, БС; переговорныетаблицы, табели срочных донесений для передачи информации поподчиненности. 4. Материально-техническое обеспечение и подготовка кадровспециалистов сети наблюдения и лабораторного контроля. 4. 1. Оснащение учреждений СНЛК табельным, лабораторнымоборудованием, химическими реактивами, посудой и другим имуществомдля выполнения задач в мирное время производится за счет средств,выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами РФ, атакже местных бюджетов. Приборы радиационной, химической и бактериологическойразведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальнойзащиты распределяются штабами по делам ГО и ЧС в соответствии стабелями оснащения на военное время, штаты и табели оснащенияучреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами РФ исогласовываются с МЧС России. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средстваиндивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяетсядля работы в условиях мирного времени, но требуется для решениязадач в военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени),хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК, используются толькопо прямому назначению и освежаются в установленном порядке. Лабораторный контроль продовольствия, пищевого сырья,питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов,выделенных из проб объектов внешней среды и организма человека,проводится по методикам, утвержденным Минздравом России илиГоскомсанэпиднадзором России. Исследование пищевого сырья животного и растительногопроисхождения, фуража, а также диагностика заболеваний животных иптицу проводится по методикам, утвержденным Минсельхозом России.Лабораторный контроль (кроме БС) атмосферного воздуха, почвы иводы открытых водоемов осуществляется по методикам, утвержденнымМинприроды России. 4. 2. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нихзадач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствамиРФ путем подготовки, обучения специалистов в мирное время иоснащения отделов, лабораторий, станций, постов необходимымоборудованием, приборами и методиками. За подготовку(переподготовку) специалистов несут ответственность руководителиучреждений СНЛК. Подготовка и переподготовка специалистов организуется ипроводится министерствами и ведомствами РФ по планам и программам,согласованным с МЧС России. В целях совершенствования организацииСНЛК, проверки готовности и квалификации специалистов ееучреждений ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки. 4. 3. Годовые отчеты о работе и состоянии готовностиучреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства иведомства РФ по подчиненности, республиканские штабы по делам ГО иЧС, а также в Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийРеспублики Саха (Якутия). 4. 4. Порядок координации и организации контроля задеятельностью учреждений СНЛК: Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует икоординирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК, руководитих деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций. УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРеспублики Саха (Якутия)от 22 августа 2000 года № 431(приложение № 2) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке представления экстренной информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Саха (Якутия) I. Общие положения 1. Оперативное представление экстренной информацииспособствует своевременному принятию решения по ликвидациипоследствий очагов поражения и осуществлению действенного контроляза проводимыми мероприятиями по повышению реальной готовностиорганов и сил РСЧС к действиям в чрезвычайных условиях мирноговремени. 2. Настоящее Положение определяет организацию и порядокдействия учреждений службы наблюдения и лабораторного контроля попередаче экстренной информации в вышестоящие организации поподчиненности и Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийРеспублики Саха (Якутия). 3. Настоящее Положение предназначено для руководстваначальникам гражданской обороны областных организаций, управлений,комитетов и их структурных подразделений, входящих в службунаблюдения и лабораторного контроля, а также территориальнымуправлениям по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациямгородов, улусов. II. Содержание экстренной информации Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроляобеспечивают представление следующей экстренной информации: а) о выявлении случаев заболевания людей особо опаснымиинфекциями, о выявлении массовых заболеваний людей, животных исельскохозяйственных растений, причину возникновения которыхустановить не удалось; б) о выявлении не встречавшихся ранее на данной территорииинфекционных и других болезней животных, сельскохозяйственныхрастений; в) о выявлении среди сельскохозяйственных животных случаев(очагов) карантинных и малоизученных заболеваний; г) о выявлении среди сельскохозяйственных растений случаев(очагов) карантинных и малоизученных заболеваний, массовогоскопления вредителей сельскохозяйственных культур, не свойственныхданной местности и данному периоду года, обнаружении невстречавшихся ранее на соответствующей территории сорных растений; д) о возникновении массовых инфекционных заболеваний людей,эпизоотий животных и эпифитотий сельскохозяйственных растений, втом числе включенных в перечень (приложение № 3), массовой гибелирыбы и птицы, поражений обширных сельскохозяйственных угодий; е) об обнаружении в воздухе, почве, воде (в т.ч. питьевой),продуктах питания, пищевом сырье, фураже микроорганизмов итоксинов, которые могут вызвать массовые заболевания людей иживотных; ж) об обнаружении экстремально высокого загрязнения объектоввнешней среды радиоактивными и токсичными химическими веществами; з) о возникновении массовых случаев отравления, а такжепоражения людей и животных (в том числе со смертельными исходами)аварийно химически опасными веществами, радиоактивным излучением. III. Порядок передачи информации Передача информации производится в зависимости от режимафункционирования учреждений СНЛК городов, улусов: 1. В режиме повседневной деятельности (нормальная обстановка)информация о результатах наблюдения и лабораторного контроляпредставляется по установленному регламенту в вышестоящуюорганизацию по подчиненности. 2. В режиме повышенной готовности (ухудшениепроизводственно-промышленной, радиационной, химической,микробиологической, сейсмической обстановки, прогноз о возможномвозникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) -информация передается в вышестоящую организацию по подчиненности иодновременно в соответствующую республиканскую службу СНЛК города,улуса. Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновениячрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часовв формализованном и неформализованном виде. 3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидациячрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противникомсовременных средств поражения в военное время) - экстреннаяинформация (по перечню раздела II настоящего Положения) передаетсяв вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно всоответствующую службу СНЛК города, улуса. Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется вформализованном и неформализованном виде по имеющимся каналамсвязи немедленно и с последующим письменным подтверждением(донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления овозникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация оразвитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов(если сроки подобных не оговорены особо). 4. Республиканские службы наблюдения и лабораторного контроляпередают обобщенную информацию в штаб СНЛК Республики Саха(Якутия), а также в управления и отделы по делам гражданскойобороны и чрезвычайным ситуациям городов, улусов. 5. Республиканские органы госнадзора принимают информацию отподчиненных структурных подразделений, обобщают её и передают вштаб СНЛК Республики Саха (Якутия). В случае невозможности передачи информация передаетсяоперативному дежурному Министерства по делам ГО и ЧС РеспубликиСаха (Якутия). 6. Территориальные управления по делам ГО и ЧС городов,улусов передают информацию оперативному дежурному Министерства поделам ГО и ЧС Республики Саха (Якутия). 7. Передача и прием информации службами, органами госнадзора,штабами производится в сроки, указанные для учреждений СНЛКгородов, улусов. 8. Передача и прием информации производится с использованиемимеющихся каналов связи (телефон, телеграф). Штаб СНЛК Республики Саха (Якутия) телефон __________врабочее время, с введением режима "Повышенная готовность" или"Чрезвычайной ситуации" круглосуточно. Оперативный дежурный Министерства по делам ГО и ЧС РеспубликиСаха (Якутия) телефон 42-40-85, факс 42-49-97 - круглосуточно. 9. Информация должна быть полной, достоверной ипредставляется по форме "СНЛК-1" (приложение № 1). Припредоставлении информации в письменном виде донесениеподписывается руководителем учреждения (лаборатории). 10. При представлении информации действительное наименованиевида выявленного возбудителя (поражающего вещества или средства)не указывается, а используется только код, определенный перечнем(приложение № 3). 11. Состав информации и критерии оценки чрезвычайных ситуацийизложены в приложении № 2. Приложение № 1к Положению о порядке предоставленияэкстренной информации учреждениями сетинаблюдения и лабораторного контроляРеспублики Саха (Якутия),утвержденному постановлениемПравительства Республики Саха (Якутия)от 22 августа 2000 года № 431Форма № 1/СНЛК Донесение об укомплектованности специалистами и обеспеченности лабораторнымоборудованием и приборами учреждений СНЛК Республики Саха (Якутия) № Наименование уч Укомплектованность специалистами Обеспеченность лабораторным оборудованием и приборами Вывод о гот СНЛК Бактер Вирус Радиол Токсик Химик Специали Агрон Метеор Радиом Хромат Масссп Гаммас Спектр Газоан Калори Люминис Приборы Приборы Другие Наличие учреждений иолог олог ог олог ст по вы ом олог етры ографы ектром пектро ометры ализат метры центный доз. ко хим. экс аккредит СНЛК числител етры метры оры нтроля пресанал ации лаб ьной тех иза СДЯВ ораторий нике 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 _________________________________________(должность, подпись, фамилия, инициалы)"___" _______________200__ г. Приложение № 2к Положению о порядке предоставленияэкстренной информации учреждениями сетинаблюдении лабораторного контроляРеспублики Саха (Якутия),утвержденному постановлением ПравительстваРеспублики Саха (Якутия)от 22 августа 2000 года № 431форма №2/ЧС I. Состав информации Содержание данных 1 . Общие данныеКод 1. 1. Тип чрезвычайнойситуации_________________________________________________ 1. 2. Дата чрезвычайной ситуации, число, месяц,год_________________________________ 1. 3. Время: московское, час, мин.______________________________________________ 1. 4. местное, час, мин._________________________________________________ 1. 5. Место: город____________________________________________________________ 1. 6. улус_____________________________________________________________ 1. 7. населенныйпункт__________________________________________________ 1. 8. Объект экономики_________________________________________________________ 1. 9. Наименование_____________________________________________________________ 1. 10. Форма собственности______________________________________________________ 1. 11. Отрасль_________________________________________________________________ 1. 12. Министерство (ведомство)_________________________________________________ 1. 13. Причины возникновения ЧС________________________________________________ 1. 14. Краткая характеристика ЧС ____________________________ 2. Метеоданные 2. 1. Температура воздуха, град.__________________________________________________ 2. 2. Направление и скорость ветра, град., м/с______________________________________ 2. 3. Влажность %______________________________________________________________ 2. 4. Осадки, вид _________________________ количество_________________________мм 2. 5. Состояние приземного слоя атмосферы_______________________________________ 2. 6. Видимость________________________________________________________________ 2. 7. Ледовая обстановка________________________________________________________ 3. Радиоактивное загрязнение 3. 1. Источник радиоактивного загрязнения________________________________________ 3. 2. Уровень радиации вблизи источника (указать расстояниеот источника р/а загрязнения) мр/ч,р/ч___________________________________________________________ 3. 3. Удаленность внешней границы: а) зоны экстренных мероприятий, м______________________________________________ б) зоны профилактических мероприятий,м________________________________________ в) зоны ограничений, м_________________________________________________________ 3. 4. Уровни радиации по зонам, мр/ч, р/ч: а) зоны экстренных мероприятий________________________________________________ б) зоны профилактическихмероприятий__________________________________________ в) зоныограничений___________________________________________________________ 3. 5. Дополнительная текстовая информация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Бактериальное заражение 4. 1. Эпидемия, эпизоотия, эпифитотия____________________________________________ 4. 2. Вид бактериального средства________________________________________________ 4. 3. Дополнительная текстовая информация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Химическое заражение 5. 1. Источник химического заражения____________________________________________ 5. 2. Наименование СДЯВ_______________________________________________________ 5. 3. Количество СДЯВ, выброшенного в атмосферу, кг,т____________________________ 5. 4. Количество СДЯВ всего в емкостях хранилища, кг, т____________________________ 5. 5. Площадь разлива__________________________________________________________ 5. 6. Высота поддона (обваловки), м______________________________________________ 5. 7. Дополнительная текстовая информация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Сельскохозяйственные животные 6. 1. Всего по учету тыс. голов___________________________________________________ В том числе по видам тыс. голов ___________________________________________ 6. 2. Потери всего тыс. голов____________________________________________________ В том числе по видам тыс. голов___________________________________________ 6. 3. Дополнительная текстовая информация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Критерии оценки чрезвычайных ситуаций Наименование чрезвычайных Критерии информации чрезвычайной ситуации Параметры поражающих факторовситуаций (аварий, катастроф аварий, катастроф, стихийных ил, стихийных и иных бедствий и иных бедствий) Аварии (катастрофы) пассажи Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объе 1рских, грузовых судов и фло кты в объеме, тонн и более.та рыбной промышленности Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсич еских веществ с превышением предельно допустимых конц ентраций, в раз и более. Аварии на транспорте с выбр Выброс радиоактивных, химических и др. токсических ве Любой факт выброса токсическихосом АХОВ, РВ, ОБВ ществ. Нарушение условий транспортировки радиоактивны веществ х веществ, приведшее к их выбросу, а также аварии при Любой факт утраты (обнаружения) Утрата (обнаружение) радиоактивных веществ и изделий Любой факт заражения на их основе на транспорте. 5 Факт заражения на транспорте людей возбудителями инфе кционных заболеваний 1 и 2 групп патогенности, зараже ние животных возбудителями особо опасных инфекций. Распространение загрязняющих факторов с превышением предельно допустимых концентраций, в раз и более. Пожары, взрывы, внезапные Пожар на основных зданиях и сооружениях ядерно- радио Любой факт пожаравыбросы газа. Внезапное обр Загрязнение окружающей природной среды, превышающее Любой факт утраты, хищения илиушение зданий и сооружений предельно допустимые концентрации (предельно допустим Любой факт взрыва или пожарана промышленных (в т.ч. на ые уровни), в раз и более.подъездных путях организаци Утрата, хищение или обнаружение неучтенных источниковй) и сельскохозяйственных Взрывы и пожары на транспорте, перевозящем опасные гробъектах, а также на объект узы.ах, использующих радиационные источники Аварии с выбросом радиоакти Выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов. Аварии в пределах АЭСвных веществ. Аварии на яде Повреждение активной зоны. серьезное происшествиерных установках, включая ат Высокие уровни радиации и (или) большие загрязнения Любой случай утраты, хищения иломные станции, и пунктах хр поверхности, прилегающей к АЭС. и обнаружения источников излучеанения ядерных материалов Утеря, хищение или обнаружение источников ионизирующе ния и ядерных материалов.и радиоактивных веществ, на го излучения и ядерных материалов. Любой факт утери, хищения илиАварии на объектах ядерно- Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и обнаружения источников ионизируоружейного комплекса и в во ядерным оружием ющих излучений.инских частях, эксплуатирую Любой случай аварии.щих ядерное оружие Аварии с выбросом Проливы на грунт токсичных веществ любого происхожден Устанавливается органамиаварийно химических ия. управления ГО и ЧС.и опасных биологических Факт заражения людей возбудителями инфекционных забол Любой факт заражения .веществ (ОБВ) на еваний первой и второй группы патогенности, заражения 5предприятиях и в научно- Распространение загрязняющих факторов за санитарно-за Любой факт утраты (обнаружения)исследовательских щитную зону с превышением предельно допустимых концен соответствующих веществучреждениях. траций (предельно допустимых уровней), в раз и более.Аварии на очистных сооружен Утрата (обнаружения) токсичных и биологически опасныхиях. Аварии с выбросом (сбросом) Сброс нефти и нефтепродуктов в объеме, тонн и более. 20 Превышение предельно допустимых концентраций экологич 5 ески вредных веществ первого или второго класса опасн 100 ости в сточных водах, в раз и более. Максимальное разовое превышение предельно допустимых концентраций экологически вредных веществ поверхностн ых, подземных и морских водах в раз и более, если эти акв 6 атории не 100 являются зонами хронического загрязнения. 100 Покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого прои 100 схождения). 20 Превышение предельно допустимых уровней при загрязнен В 50 раз и более, чем в 30-49 ии почв (грунтов) на площади, га и более раз в течение 8 часов, 20-29 ра - по АХОВ и ОБВ в 50 раз и более 20 - по РВ в 100 раз и более 2 Превышение предельно допустимых уровней при загрязнен ии почв (грунтов): - для радиоактивного загрязнения 10-кратное превышени е уровня радиоактивного фона для данной местности на площади, га и более - для металлов и других токсикантов в 50 раз и более или 100-кратное превышение фоновых значений на площад Загрязнение почв пестицидами при уровне значения агро экологического индекса выше 5 при превышении предельн о допустимых концентраций в 50 раз и более по санитар но-токсикологическим критериям или в 10 раз и более фитотоксикологическим критериям на площади, га и боле е. Изменение состава и свойств атмосферы (воздушной сред ы): превышение предельно допустимых концентраций вред ных примесей в атмосфере. Захламление земель несанкционированными свалками опас ных и токсичных отходов производства, на площади, га и более. Снижение растворенного в воде кислорода до значения, мг/л и менее Стихийные гидрометеорологич Плотность потока протонов с энергией более 25 мэв сос 5х10еские (СГЯ) и гелиогеографи тавляет см-2 сек -1 и более. Устанавливается гидрометеорологческие явления. Ухудшение Уменьшение содержания озона на 25% и более в течение ической службойрадиационной обстановки в 2-3 месяцев в период вегетации растений.околоземном космическом пространстве.Уменьшение общего содержания озона в атмосфере Биолого-социальные чрезвычайные ситуации (чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера) Инфекционная заболеваемость заболевших в течение одного инкубационного периода, 50 человек и более; 2 умерших в течение одного инкубационного периода, чел. 3 групповое заболевание не выявленной этимологии в тече ние одних суток: заболевших человек и более; уровень смертности на территории PC (Я) превышает год овой среднестатистический, раз и более. Инфекционная заболеваемость Массовая гибель животных в пределах одного или нескол 20 Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов PC (Я), голов и более. Поражение сельскохозяйствен Эпифитотийное поражение растений и сельскохозяйственн 30ных растений (в т.ч. лесов) ых культур болезнями и массовое поражение вредителями , приведшее к гибели растений или экономически значим Эпифитотийное поражение лесов болезнями и массовое по ражение вредителями, приводящее к гибели лесных насаж дений, тыс.га. Изменение состояния животно Существенное отличие от прошлых лет. 10Массовая гибель (заболевани Смертность (количество заболеваний) превышает в 3 ие) рыб и других водных живо более раз среднестатистическую за сезон (весна, лето,тных и растений, приобретен Площадь поражения, га и болееие ими несвойственных ранееМассовая гибель (заболевание) животных, в том числе диких. Гибель растительности(ожоги, усыхания и другиеотрицательные признаки), втом числе лесов и сельскохозяйственных растений. Приложение № 3к Положению о порядке представленияэкстренной информации учреждениямисети наблюдения и лабораторногоконтроля Республики Саха (Якутия),утвержденному постановлениемПравительства Республики Саха (Якутия)от 22 августа 2000 года № 431 Перечень заболеваний Наименование заболеваний Шифр по международной классификации болезней (по МКБ Х пересмотра) Брюшной тиф АО 1.0 Другие сальмонеллезные инфекции А02 Бактериальная дизентерия (шигеллез) АОЗ Острые кишечные инфекции, вызванные установленными А04.0,1,2,3,4,5,6,7,8бактериальными, вирусными возбудителями, а также пи А08.0,1,2,3,5щевые токсикоинфекции установленной этиологии Острые кишечные инфекции, вызванные неустановленным А09пищевые токсикоинфекции неустановленной этиологии2), Острые вирусные гепатиты 3) В15,В16,В17,В19 в том числе: острый гепатит А В15 острый гепатит В В16 острый гепатит С В17.1 Хронические вирусные гепатиты (впервые установленны В18е) Носительство возбудителя вирусного гепатита В Z22.5 Носительство возбудителя вирусного гепатита С Z22.8 Острый паралитический полиомиелит А80.0,1,2,3 Острые вялые параличи 4) G61.0,8,9 Дифтерия А36 Коклюш А37 Корь В05 Краснуха В06 Паротит эпидемический В26 Менингококковая инфекция А39 в том числе генерализованные формы А39.0,1,2 Гнойно-септические инфекции новорожденных Р36,Р38,Р39,А39.G00, L00,L01,M86,L02,L03.0. Туляремия А21 Сибирская язва А22 Бруцеллез, впервые выявленный А23 Геморрагические лихорадки А98, А99 в том числе с почечным синдромом А98.5 Клещевой весенне-летний энцефалит А84.0 Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма) А69.2 Псевдотуберкулез А28.2 Лептоспироз А27 Бешенство А82 Риккетсиозы А75-А79 в том числе: эпидемический сыпной тиф А75.0 болезнь Брилля А75.1 лихорадка КУ А78 Педикулез В85 Туберкулез (впервые выявленный) активные формы А15-А19 в том числе туберкулез органов дыхания А15,А16,А19 часть из них бациллярные формы Сифилис (впервые выявленный) все формы А50-А53 Гонорея(острая и хроническая) А54 Болезнь, вызванная вирусом иммуннодефицита человека B20-B24,Z21 Острые инфекции верхних дыхательных путей множестве J06нной или неуточненной локализации Грипп J10-J11 Малярия впервые выявленная 5) В50-В54 Поствакцинальные осложнения Y58, Y59 1) Включаются колиты, энтериты, гастроэнтероколитыинфекционные или предположительно инфекционные, гастроэнтериты,колиты и энтериты без других указаний, включаются кишечныеинфекции, вызванные установленными возбудителями (АОО-А08),неинфекционные гастроэнтериты и колиты (К52), язвенные колиты(К51) и т. д. 2) Включаются пищевые токсикоинфекции, вызванныенеуточненными инфекционными возбудителями; не включаютсясальмонеллезные инфекции (АО 2), ботулизм (А05. 1) и отравления,вызванные ядовитыми ягодами и грибами и т.д. (Т61, Т62).