ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 августа 2000 года № 449 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" В связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год".

2. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

3. Назначить Березкина Э.Б, заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), председателя Постоянно действующей комиссии по налоговым вопросам при Правительстве Республики Саха (Якутия), официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного проекта Закона в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

4. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Саха (Якутия) (Пахомов И.О.), Управлению Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (Сухомясов И.Г.) в срок до 1 октября 2000 года представить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) механизм сбора и уплаты земельного налога за земли, занятые под жилищным фондом.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2000 года № 199 "О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год".

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2000 года № 449 Основные направления проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" I. Изменения в федеральном законодательстве о налогах и сборах до начала финансового 2001 года Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" внесены следующие изменения в налоговую систему Российской Федерации:

1. Введены 4 налога из раздела VIII части второй Налогового кодекса - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос). Предусматривается дополнительно принять налоги по природным ресурсам, разделы "Региональные налоги и сборы" и "Местные налоги и сборы" и раздел "Специальные налоговые режимы", в том числе единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2. Отменены следующие налоги:

налог на приобретение транспортных средств;

налог на реализацию ГСМ;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

налог на отдельные виды транспортных средств;

гербовый сбор;

сбор за пограничное оформление;

3. Уменьшена ставка на налог на пользователей автодорог с 2,5% до 1%, которые полностью подлежат зачислению в доходы Территориальных дорожных фондов. Закон Российской Федерации "О дорожных фондах" утрачивает силу с 1 января 2003 года.

4. Введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Ставки единого социального налога дифференцированы в зависимости от категорий налогоплательщиков.

5. Дополнительно введен пункт в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", устанавливающий, что в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий (организаций) по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления, в размере не выше 5%. Таким образом:

11 процентов налога на прибыль предприятий и организаций подлежит зачислению в федеральный бюджет;

19 процентов налога на прибыль предприятий и организаций и 27 процентов для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков и других кредитных организаций подлежит зачислению в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия);

не выше 5 процентов налога на прибыль предприятий и организаций подлежит зачислению в местные бюджеты.

6. По налогу на доходы физических лиц:

исключены льготы для физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность на некрупных труднодоступных месторождениях, и работников прокуратуры;

не подлежат налогообложению доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской кооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, установленном законодательством;

сохранена льгота застройщикам и покупателям жилья в виде имущественного налогового вычета, размер которого не может превышать 600000 рублей.

сохранены при налогообложении для отдельных категорий налогоплательщиков вычеты из совокупного годового дохода, а также расходы на содержание детей и иждивенцев - в виде стандартных налоговых вычетов.

7. По налогу на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям всех форм собственности.

С учетом существующей отраслевой структуры хозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия), принятие вышеперечисленных изменений приведет к снижению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты республики примерно на 1,0 млрд. рублей или на 8,5%.

II. Основные направления и особенности проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" с учетом изменений в федеральном законодательстве о налогах и сборах Данный проект Закона вносится с учетом новых требований соответствия региональных нормативных документов нормам федерального законодательства, и в связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Проект Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" определяет действие федеральных, региональных и местных налогов на территории Республики Саха (Якутия), устанавливает налоговые ставки федеральных налогов, регулирует республиканские налоги и сборы, устанавливает перечень местных налогов и сборов, а также размеры налоговых ставок по ним в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами в области налогового регулирования.

Основные принципиальные положения законопроекта определяются задачами государственной политики Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение полноты и своевременности сбора налогов и других обязательных платежей для пополнения доходной части бюджета республики, а также стимулирования производственной, инвестиционной и социальной деятельности налогоплательщиков.

В проекте Закона налоговые льготы по федеральным налогам предусматриваются по налогу на прибыль в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", по платежам за пользование недрами, по налогу с владельцев транспортных средств.

Налоговые льготы по республиканским налогам предоставляются в части налогов, поступающих в республиканский и местные бюджеты.

Местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления (местными представительными органами государственной власти до введения института местного самоуправления) и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (улусов и городов республиканского значения). При предоставлении представительными органами местного самоуправления льгот по уплате местных налогов и сборов в течение года, суммы выпадающих доходов местных бюджетов, возникающих вследствие принятия этих решений, не подлежат компенсации из республиканского бюджета, также не подлежит изменению объем финансовой помощи из республиканского бюджета.

Законопроектом ограничено предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в целях мобилизации доходов в республиканский и местные бюджеты, а также в связи с политикой, проводимой Правительством Российской Федерации по реформированию налоговой системы, обеспечению равенства всех налогоплательщиков.

Ввиду ограниченного предоставления налоговых льгот по законопроекту 2001 года, налогоплательщикам республики необходимо более активно использовать такие формы налогового регулирования как отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, что позволит им облегчить налоговое бремя и улучшить свое финансовое состояние Отсрочка или рассрочка платежей может быть предоставлена налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2. Задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа;

3. Угрозы банкротства налогоплательщику в случае единовременной выплаты им налога;

4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер.

При этом отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных выше в подпунктах 1, 2, 3. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

Инвестиционным налоговым кредитом считается изменение срока уплаты налогов, при котором организации при наличии необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен из федеральных налогов только по налогу на прибыль (доход) организации, а также по всем республиканским и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона (улуса, группы улусов, республики) или предоставление ею особо важных услуг населению.

В пределах полномочий республики по предоставлению налоговых льгот (приложение) в проекте Закона предоставлены следующие налоговые льготы:

1. Установлена ставка налога с продаж в размере 5 процентов в городской местности и 1,5 процента в сельской местности.

В дополнение к перечню товаров (работ, услуг), освобожденных от налога с продаж в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой политики в Российской Федерации", освобождены от налогообложения по налогу с продаж стоимость основных продовольственных товаров, социально значимые виды работ и услуг, произведенные предприятиями, зарегистрированными на территории Республики Саха (Якутия);

2. Уменьшена налогооблагаемая база по налогу на имущество предприятий для всех налогоплательщиков на величину сезонных и страховых запасов товарно-материальных ценностей по перечню и в пределах нормируемой величины, а также стоимость основных средств, выведенных на консервацию по решению представительных органов местного самоуправления и Правительства Республики Саха (Якутия) до начала финансового года, предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество предприятий любых организационно-правовых форм по производству продукции сельского хозяйства, включая оленеводство, охотничий и рыбный промыслы и государственных унитарных предприятий, производящих электроэнергию.

3. От уплаты земельного налога в части, зачисляемой в республиканский бюджет в соответствии с федеральным законодательством, дополнительно к перечню, предусмотренному статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", освобождены отдельные категории налогоплательщиков и земли, отведенные под строительство приоритетных объектов.

4. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ремонтно-строительные, автотранспортные, бытовые, бухгалтерские, аудиторские, юридические и другие услуги, а также услуги по организации общественного питания, и осуществляющих розничную торговлю, введен единый налог на вмененный доход по которому уровень базовой доходности рассчитан исходя из налоговой базы 1998 года, в 1999 и 2000 годах изменения были в сторону уменьшения, в законопроекте на 2001 год не было корректировки на инфляцию, следовательно, можно считать, что им предоставлен благоприятный режим налогообложения.

5. Снижены ставки платежей за пользование недрами (природный газ, нефть, газоконденсат), которые учитываются при формировании цен на добываемое сырье, а также предусмотрена льгота по платежам за пользование недрами в части, зачисляемой в республиканский бюджет, для государственных предприятий, осуществляющих экспорт угля, с целевым направлением высвобождающихся средств на техническое перевооружение угольной отрасли в рамках выполнения Программы реструктуризации угольной промышленности республики на 2000-2005 годы.

6. По налогу с владельцев транспортных средств льготы предусмотрены для воинских частей, расположенных на территории республики, и предприятий, имеющих мобилизационное задание.

Общая сумма налоговых льгот по представленному законопроекту о налоговой политике на 2001 год оценочно составит 343,7 млн.

рублей.

Приложение к Основным направлениям проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2001 год" Порядок предоставления налоговых льгот Статус налога Право предоставлять льготы Федеральные налоги и сборы: Субъект РФ имеет право предоставля налог на добавленную стоимость; ть льготы по налогу на прибыль пут акцизы; ем понижения ставки (в части 19%, налог на доходы физических лиц; зачисляемой в бюджет субъекта);

единый социальный налог (взнос); по платежам за недра;

налог на операции с ценными бумагами; по налогу с владельцев транспортны таможенная пошлина; х средств отчисления на воспроизводство минерально- сырьевой базы;

платежи за пользование недрами;

налог на прибыль предприятий;

налог на пользователей автомобильных доро г;

налог на владельцев автотранспортных сред ств;

государственная пошлина;

налог с имущества, переходящего в порядке сбор за использование наименования "Росси я", "Российская Федерация" и образованных налог на покупку иностранных денежных зна ков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

налог на игорный бизнес;

плата за пользование водными объектами;

сборы за выдачу лицензий и право на произ водство и оборот этилового спирта, спирто содержащей и алкогольной продукции.

Республиканские налоги и сборы: установлены налог с продаж; установлены ЕНВД; установлены налог на имущество предприятий; не установлены платежи за пользование лесным фондом.

Местные налоги и сборы: Имеют только представительные орга налог на имущество физ/лиц; ны местного самоуправления (местны земельный налог; е органы государственной власти до налог на рекламу;

регистрационные и целевые сборы.