ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 августа 1998 года № 384 О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т :

1. Одобрить прилагаемый проект Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" в новой редакции в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)".

3. Назначить и.о. министра финансов Республики Саха (Якутия) Яныгина С.В. официальным представителем Правительства Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного проекта Закона в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ ПРОЕКТ З А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Настоящий Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" разработан на основе Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Республики Саха (Якутия), определяет основы бюджетного устройства и процесса в Республике Саха (Якутия).

Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и принятые в соответствии с ним Законы о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий год не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия).

Бюджеты составляются, рассматриваются, утверждаются и исполняются с учетом оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия:

1. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций республиканских, местных органов государственной власти;

консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Саха (Якутия).

2. Бюджетная система республики - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов республиканского значения, бюджетов республиканских и территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.

4. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность республиканских и местных органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов республиканских и территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, бюджетов республиканских и территориальных государственных внебюджетных фондов, контролю за их исполнением;

составлению и утверждению отчетов об их исполнении. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов или обязательств между бюджетами разных уровней.

5. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и республиканского бюджета.

6. Республиканский бюджет - первый уровень бюджетной системы Республики Саха (Якутия).

7. Местные бюджеты - второй уровень бюджетной системы Республики Саха (Якутия) .

8. Доходы бюджета - средства, поступающие в безвозмездном, безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение республиканских и местных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

9. Расходы бюджета - средства, направляемые для финансового обеспечения задач и функций государства на республиканском и местном уровне.

10. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

11. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

12. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

13. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

14. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

15. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований в разрезе получателей бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

16. Бюджетные ассигнования - средства бюджета, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

17. Услуги бюджетных учреждений - осуществление государственными органами и бюджетными учреждениями общественно полезных функций, предоставление благ и услуг юридическим и физическим лицам на платной основе в порядке, установленном действующим законодательством.

18. Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней и бюджетов республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на территории Республики Саха (Якутия).

19. Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами республиканской и местной государственной власти в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

20. Трансферты - нормативная дотация, выделяемая из Фонда финансовой поддержки бюджетам нижестоящего территориального уровня, исходя из исчисленной по формуле и утвержденной доли территории в указанном фонде и фактически поступивших средств в этот фонд.

21. Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

22. Бюджетная ссуда - средства бюджета, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах в пределах финансового года, но не менее чем на три месяца.

23. Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность государства (муниципального образования) денежных средств, которые государство (муниципальное образование) обязуется возвратить в той же сумме, с уплатой процента на сумму займа.

24. Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, принятых на себя государством или муниципальным образованием, другие обязательства, а также принятые на себя государством или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

25. Трансферты населению - средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия), правовыми актами республиканских и местных органов государственной власти.

РАЗДЕЛ II. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Статья 2. Формирование доходов Государственного бюджета Доходы Государственного бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

В доходах Государственного бюджета могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий , а также безвозмездные перечисления.

В составе доходов Государственного бюджета обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Статья 3. Виды доходов Государственного бюджета Доходы Государственного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) федеральные, республиканские и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размеры предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в Государственный бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся :

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями , находящимися в ведении соответствующих органов исполнительной власти;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного республике, и иные суммы принудительного изъятия ;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд , полученных из Федерального бюджета Российской Федерации;

иные неналоговые доходы.

Статья 4. Собственные доходы Государственного бюджета Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

К собственным доходам Государственного бюджета относятся:

налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

неналоговые доходы, указанные в абзацах втором - пятом пункта 4 статьи 3 настоящего Закона;

иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

3. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Статья 5. Регулирующие доходы бюджетов Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в республиканский или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений определяются Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете, который перераспределяет переданные ему регулирующие доходы из Федерального бюджета .

Статья 6. Доходы от использования имущества , находящегося в государственной и муниципальной собственности В доходах Государственного бюджета учитываются :

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетом или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Саха (Якутия) и администрациям улусов и городов;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Статья 7. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о приватизации, а также законами Республики Саха (Якутия) о налоговой политике на соответствующий год.

Статья 8. Финансовая помощь Финансовая помощь из бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо в иной безвозвратной и безвозмездной форме передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Статья 9. Безвозмездные перечисления В доходы Государственного бюджета могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В доходы Государственного бюджета могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам .

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшие после утверждения Закона (решения) о бюджете и не учтенные Законом (решением) о бюджете.

Статья 10. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), решениями судов.

РАЗДЕЛ III. ДОХОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА Статья 11. Доходы республиканского бюджета Доходы республиканского бюджета формируются за счет:

собственных и регулирующих налоговых доходов;

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия);

доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Республики Саха (Якутия);

иных неналоговых доходов, поступающих в республиканский бюджет в порядке и по нормативам, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 12. Налоговые доходы республиканского бюджета К налоговым доходам республиканского бюджета относятся:

собственные налоговые доходы республиканского бюджета от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между республиканским бюджетом и местными бюджетами определяются Законом о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год;

отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в республиканский бюджет по нормативам, определенным Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Статья 13. Неналоговые доходы республиканского бюджета Неналоговые доходы республиканского бюджета формируются в соответствии со статьями 3, 6-10 настоящего Закона, в том числе за счет части прибыли государственных унитарных предприятий, созданных на территории Республики Саха (Якутия), остающейся у них после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему, в размерах, устанавливаемых действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 14. Передача собственных доходов республиканского бюджета бюджетам других уровней Собственные доходы республиканского бюджета от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за бюджетом Республики Саха (Якутия) федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете .

Статья 15. Полномочия законодательного и исполнительных органов Республики Саха (Якутия) по формированию доходов республиканского бюджета 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вводит региональные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и предоставляет налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Закон о налоговой политике Республики Саха (Якутия) , вступающий в силу с начала очередного финансового года, должен быть принят до утверждения Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год.

3. Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) о налоговой политике , предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на текущий финансовый год.

4. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о бюджете.

РАЗДЕЛ IV. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 16. Формирование доходов местных бюджетов Доходы местных бюджетов формируются за счет:

собственных доходов;

отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

доходов от платных услуг, оказываемых местными органами государственной власти и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местных органов государственной власти;

доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых местным органам государственной власти;

ассигнований на финансирование реализации местными органами государственной власти федеральных законов и законов Республики Саха (Якутия);

ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;

других неналоговых доходов, поступающих в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) и правовыми актами местных органов государственной власти.

Статья 17. Налоговые доходы местных бюджетов К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном статьями 14 и 18 настоящего Закона.

Статья 18. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 3, 6-10 настоящего Закона, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами местных органов государственной власти.

Статья 19. Полномочия местных органов государственной власти по формированию доходов местных бюджетов 1. Местные представительные органы государственной власти вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2. Правовые акты местных представительных органов государственной власти о местных налогах и сборах, в пределах компетенции местных органов государственной власти, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

3. Внесение изменений и дополнений в правовые акты местных представительных органов государственной власти о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только после внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного местного органа государственной власти о местном бюджете на текущий финансовый год.

4. Местные исполнительные органы государственной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных местных органов государственной власти о бюджете.

5. Местные исполнительные органы государственной власти определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед республиканским бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных настоящим Законом.

РАЗДЕЛ V. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ Статья 20. Формирование расходов Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах и стандартах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах и стандартах финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Республики Саха (Якутия).

Республиканские и местные органы государственной власти с учетом имеющихся собственных финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы и стандарты финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

При недостатке собственных доходов на покрытие текущих расходов в нижестоящем бюджете, вышестоящий бюджет вправе принять на себя часть текущих расходов нижестоящих бюджетов, что определяется Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете.

Статья 21. Составные части расходов бюджетов Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие, капитальные, финансирование мероприятий бюджетных учреждений, государственной поддержки отраслей хозяйства и трансферты населению.

Статья 22. Капитальные расходы бюджетов Капитальные расходы бюджета - часть расходов соответствующего бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций во вновь создаваемые или действующие юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности республиканских и местных органов государственной власти, или его стоимость, а также другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов.

Объем капитальных расходов в Законе Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год определяется общей суммой. Перечень объектов капитальных расходов и суммы финансирования по ним определяются Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 23. Текущие расходы бюджетов Текущие расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений на основе разработанных нормативов и стандартов бюджетной обеспеченности, а также расходы по обслуживанию государственного долга.

Статья 24. Финансирование мероприятий бюджетных учреждений Часть расходов бюджета, обеспечивающая финансирование отдельных мероприятий министерств, ведомств, учреждений (юбилейных, спортивных), постановочных, творческих работ учреждений культуры и искусства, внешкольных мероприятий, олимпиад, формирование книжного фонда, кинофонда, подписки, мероприятий, направленных для выполнения республиканских программ, научных исследований, и другие расходы, не нашедшие отражения в статьях 22, 23.

Статья 25. Поддержка отраслей хозяйства Финансирование государственной поддержки отраслей хозяйства, работающих по фиксированным ценам и тарифам согласно нормативным актам Президента или Правительства Республики Саха (Якутия).

Статья 26. Трансферты населению Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 27 .Государственный долг Государственным долгом являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными инвесторами.

Долговые обязательства могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными инвесторами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства по обязательствам третьих лиц;

долговых обязательств третьих лиц, переоформленных в государственный долг.

Иные формы долговых обязательств настоящим Законом не предусматриваются.

Статья 28. Управление государственным долгом Управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия) и (или) уполномоченным им агентом.

Статья 29. Размер государственного долга Предельный размер государственного долга и пределы заимствований устанавливаются Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год с определением источников погашения.

Статья 30. Резервные фонды В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервного фонда исполнительной власти. Размер резервного фонда составляет 3 процента от расходов республиканского бюджета.

Статья 31. Дополнительные расходы бюджетов В случае принятия правового акта, предусматривающего введение дополнительных расходов бюджета, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, то такой правовой акт должен содержать в себе нормы, определяющие источник и порядок финансирования новых дополнительных расходов.

При определении источника финансирования дополнительных расходов исключается увеличение дефицита бюджетов.

Финансирование дополнительных расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года, при условии их включения в соответствующий бюджет.

Статья 32. Дефицит бюджета В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год или соответствующим решением об утверждении бюджета (местного) утверждаются и источники финансирования дефицита, при этом указываются конкретные статьи расходов бюджета, финансируемые за счет дефицита.

Размер дефицита Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не может превышать 15 процентов от объема доходов бюджета, без учета финансовой помощи из Федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов от объема доходов местного бюджета, без учета финансовой помощи из республиканского бюджета.

Местный орган государственной власти, получающий финансовую помощь из республиканского бюджета на текущие расходы, в случае принятия части текущих расходов местного бюджета республиканским - не имеет право планировать дефицит бюджета.

Статья 33. Источники финансирования дефицита Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Источниками финансирования дефицита Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) могут быть внутренние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджета;

кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципальных образований;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

кредиты, полученные от кредитных огранизаций.

Расходы бюджета, источником финансирования которых определен дефицит, финансируются только после получения средств, оговоренных в данной статье Закона.

Статья 34. Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения в Республике Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

По решению Правительства Республики Саха (Якутия) местные органы государственной власти, получающие финансовую помощь из республиканского бюджета Республики Саха (Якутия), строят межбюджетные отношения с республиканским бюджетом Республики Саха (Якутия) на основе подписания соглашения на предстоящий год с Министерством финансов Республики Саха (Якутия), в котором определяется взаимная ответственность по исполнению бюджета.

РАЗДЕЛ VI. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА Статья 35. Участники бюджетного процесса 1. Участниками бюджетного процесса являются:

органы законодательной (представительной) власти - Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) , улусные, городские собрания депутатов;

Президент Республики Саха (Якутия);

Правительство Республики Саха (Якутия);

главы администраций улусов и городов республиканского подчинения;

финансовые органы, налоговая служба, Федеральное казначейство и другие уполномоченные органы;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

республиканские и территориальные органы государственных внебюджетных фондов;

главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

2. Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Статья 36. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти Законодательные (представительные) органы государственной власти соответствующего уровня рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Аналогичные полномочия Палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) осуществляют по отношению к республиканским и территориальным органам государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов подлежат утверждению в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не позднее месячного срока после утверждения Государственного бюджета на текущий финансовый год по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).

Статья 37. Бюджетные полномочия органов исполнительной государственной власти Исполнительные органы государственной власти соответствующего уровня осуществляют составление проектов бюджета, внесение проекта бюджета и проектов бюджетов республиканских и территориальных государственных внебюджетных фондов на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, ведомственный контроль за исполнением бюджета, другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Статья 38.Главный распорядитель бюджетных средств Главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти , местные органы государственной власти , бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств республиканского бюджета , средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.

Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Законом.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет в орган, ответственный за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств Государственного бюджета выступает от имени Правительства Республики Саха (Якутия) по его поручению :

по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями ( бездействием ) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности;

по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности Статья 39. Распорядитель бюджетных средств Распорядитель бюджетных средств - исполнительный орган государственной власти или орган местной исполнительной государственной власти, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган , исполняющий бюджет.

Распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств, с учетом нормативов финансовых затрат.

Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Статья 40. Ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:

целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств ;

достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган , исполняющий бюджет;

утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

соответствие бюджетной росписи показателям , утвержденным законом о бюджете;

соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, при утверждении смет доходов и расходов ;

эффективное использование бюджетных средств.

Статья 41. Бюджетное учреждение Бюджетное учреждение - учреждение, созданное органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно- технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов , так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договора, заключаенного бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю и распорядителю бюджетных средств .

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Финансовый орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

Статья 42. Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) или решением соответствующего исполнительного органа государственной власти.

Статья 43. Права и обязанности получателей бюджетных средств 1. Получатели бюджетных средств имеют право на:

своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.

2. Получатели бюджетных средств обязаны:

своевременно подавать необходимые документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Статья 44. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет свои полномочия в области бюджетно-финансовой политики в соответствии с главой 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия) " Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, то Правительство Республики Саха (Якутия) по итогам промежуточного (квартального) исполнения бюджета, вправе принять решение о сокращении расходов республиканского бюджета до пяти процентов от утвержденной суммы расходов бюджета на текущий финансовый год.

Статья 45. Полномочия Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обладает следующими бюджетными полномочиями:

организует работу по составлению прогноза Государственного бюджета, составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Саха (Якутия);

по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств республиканского бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств республиканского бюджета;

осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения республиканского и местных бюджетов;

составляет сводную бюджетную роспись республиканского бюджета;

разрабатывает по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) Программу государственных заимствований Республики Саха (Якутия), условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия), проводит регистрацию эмиссии ценных бумаг хозяйствующих субъектов Республики Саха (Якутия);

осуществляет по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) сотрудничество с федеральными и международными финансовыми организациями;

принимает участие в разработке проектов условий по привлечению кредитных ресурсов, разрабатывает программу и условия предоставления гарантий Правительства Республики Саха (Якутия) на привлечение кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

принимает в пределах своей компетенции акты нормативного характера;

получает от республиканских органов исполнительной власти, министерств, ведомств, органов исполнительной власти улусов и городов, республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов материалы необходимые для составления проекта республиканского бюджета, отчета об исполнении республиканского бюджета, прогноза консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия), а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия);

предоставляет в установленном порядке бюджетные ссуды и бюджетные кредиты;

предоставляет по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) государственные гарантии республиканским бюджетополучателям, другим юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Законом Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год;

проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и государственных гарантий, в том числе с помощью третьих лиц;

проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств, в том числе с помощью третьих лиц;

регистрирует эмиссии займов государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия), местных органов государственной власти;

ведет государственные книги (реестры) государственного долга Республики Саха (Якутия);

осуществляет текущее управление государственным долгом Республики Саха (Якутия);

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами бюджетного законодательства, либо делегированные Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 46. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) 1. Руководитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее в настоящем Законе - министр финансов) имеет исключительное право давать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

утверждение сводной бюджетной росписи республиканского бюджета;

утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств республиканского бюджета;

предоставление бюджетных ссуд из средств республиканского бюджета;

осуществление блокировки расходов и отмены решения о блокировке расходов в случае, определенном статьей 65 настоящего Закона.

Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и влечет наложение ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующем законодательством Республики Саха (Якутия).

2. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Государственного ревизионного управления при Правительстве Республики Саха (Якутия) или органов Федерального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) главным распорядителем бюджетных средств.

3. Министр финансов имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов с соответствующим докладом Правительству Республики Саха (Якутия). Основаниями для применения указанного запрета являются представление контролирующих органов республики и акты проверок органов Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 47. Ответственность Министерства финансов Республики Саха (Якутия), министра финансов 1. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) несет ответственность за:

соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

своевременность составления бюджетной росписи;

соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

2. Министр финансов несет ответственность за:

соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

своевременность составления бюджетной росписи;

введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения республиканского бюджета.

РАЗДЕЛ VII. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ Статья 48. Общие положения Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), улусов и городов республиканского подчинения, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия), правовыми актами местных органов государственной власти.

Статья 49. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов 1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Республики Саха (Якутия), соответствующих Министерств и ведомств и местных органов государственной власти.

2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Республики Саха (Якутия), финансовые органы улусов и городов республиканского значения.

Статья 50. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов 1. В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы, министерств и ведомств, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), местных органов государственной власти и юридических лиц.

2. К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:

принятом на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве на очередной финансовый год;

нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов вышестоящего уровня;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджета на другой;

нормативах финансовых затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг;

нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

3. С проектом прогноза плана социально-экономического развития на очередной финансовый год Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) должны быть представлены:

Закон Республики Саха (Якутия) о налоговой политике на очередной финансовый год;

объемные и расчетные показатели по отраслям хозяйства, в том числе реализация, прибыль как в целом по республике, так и в разрезе улусов и городов;

фонд оплаты труда в разрезе отраслей хозяйства с расшифровкой;

сведения о среднесписочной численности работающих по отраслям хозяйства;

сведения о предельной численности государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы;

сведения о среднегодовой стоимости основных фондов, процент износа в разрезе улусов и городов и прочие показатели, необходимые для расчета бюджетных показателей.

Статья 51. Соотношение закона о бюджете с другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) В случае невключения в бюджет на соответствующий финансовый год отдельных видов расходов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), или включения их в неполном размере в Закон Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год Прпавительство Республики Саха (Якутия) определяет перечень законодательных и нормативных актов или их частей, действие которых приостанавливается на соответствующий финансовый год.

Статья 52. Состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете 1. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета.

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов, расходов и дефицит бюджета.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также:

прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов;

нормативы отчислений от собственных доходных источников в бюджеты других уровней;

нормативы централизации доходов бюджетов других уровней для целевого финансирования централизованных мероприятий;

государственный долг.

2. В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:

расходы бюджета по показателям функциональной классификации расходов бюджетов;

общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

социальные гарантии и льготы населению (трансферты);

государственная поддержка отраслей хозяйства;

финансирование мероприятий бюджетных учреждений;

фонды (выкуп драгоценных металлов, резервный фонд Правительства Республики Саха (Якутия));

распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета.

По соответствующим разделам (подразделам) расходов бюджета устанавливаются лимиты по бюджетным кредитам, которые могут быть предоставлены на срок превышающий пределы очередного финансового года.

3. В проекте закона (решения) о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного (муниципального) долга, государственных (муниципальных) заимствований:

верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и следующего за планируемым;

предел предоставления государственных (муниципальных) гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.

Статья 53. Документы и материалы, составляемые одновременно с проектами бюджетов 1. В целях составления проектов бюджетов на очередной финансовый год должен быть подготовлен прогноз социально-экономического развития республики (улуса, города республиканского значения) на очередной финансовый год.

2. Одновременно с проектами бюджетов на очередной финансовый год составляются:

план развития государственного (муниципального) сектора экономики;

структура государственного (муниципального) долга и программа заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для финансирования дефицита бюджета;

программа предоставления государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год.

Статья 54. Сроки составления прогноза Государственного бюджета Решение о начале работы над составлением прогноза Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) принимает Правительство республики за 10 месяцев до начала соответствующего финансового года и организует поэтапную работу по составлению прогноза Государственного бюджета. При этом Правительство Республики Саха (Якутия) работу по составлению прогноза Государственного бюджета основывает на Бюджетном послании Президента Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

Правительство республики не позднее, чем за 6 месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до городов и улусов указаний об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий год.

В течение последующих двух месяцев местными органами государственной власти ведется детальная проработка, согласование показателей социально-экономического развития и расчетов по проектам бюджетов.

Прогноз Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) представляется Правительством республики Президенту Республики Саха (Якутия).

Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются на принципах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), и в сроки, предусматриваемые местными органами государственной власти, но не позднее месячного срока после принятия Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 55. Представление Президентом Республики Саха (Якутия) проекта Закона о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) не позднее, чем за три месяца до начала финансового года представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

РАЗДЕЛ VIII. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ Статья 56. Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) 1. Правительство Республики Саха (Якутия) рассматривает и вносит проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год, назначая ответственного представителя для его рассмотрения у Президента Республики Саха (Якутия) и в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Представленный Президентом Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год направляется для предварительного рассмотрения в соответствующий комитет Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и соответствующую комиссию Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с участием Правительства республики.

Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рассматривает проект закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

При рассмотрении проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов, а также основные характеристики республиканского бюджета, к которым относятся:

доходы республиканского бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета Российской Федерации;

общий объем расходов республиканского бюджета;

дефицит республиканского бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;

перечень доходов, закрепляемых за бюджетами улусов и городов;

нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты улусов и городов;

объем государственного долга Республики Саха (Якутия).

Предметом рассмотрения в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении являются расходы бюджета по разделам их функциональной классификации, в пределах общего объема расходов бюджета, утвержденных в первом чтении.

Предметом рассмотрения в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в третьем чтении является проект закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в целом, с внесением только редакционных поправок.

Комиссия по бюджету в трехдневный срок после внесения проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год доводит указанный законопроект до депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) для обсуждения и внесения предложений, замечаний и поправок.

Первое чтение проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в Палате Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проводится не позднее чем за два месяца до начала финансового года. После поступления указанного законопроекта в Комиссию по бюджету депутатами в течение двух недель вносятся соответствующие предложения, замечания и поправки по вопросам, отнесенным к предмету рассмотрения проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

При обсуждении в первом чтении проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год и его основных характеристик Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не имеет права увеличивать доходы, расходы и дефицит государственного бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Республики Саха (Якутия).

По итогам обсуждения в первом чтении Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает одно из следующих решений:

принять представленный проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении или принять предложенный законопроект с учетом обсужденных и принятых поправок.

При этом Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поручает Комиссии по бюджету совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) подготовить указанный законопроект ко второму чтению, устанавливает окончательный срок внесения письменных поправок по вопросам отнесенным к предмету второго чтения, и назначает дату рассмотрения проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете во втором чтении, но не далее чем в месячный срок.

По итогам обсуждения во втором чтении Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает одно из следующих решений:

принять представленный проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении или принять предложенный законопроект с учетом обсужденных и принятых поправок.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поручает Комиссии по бюджету совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) подготовить проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете к третьему чтению.

Третье чтение включает в себя обсуждение редакционных поправок и решение о принятие проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год в целом.

При резком изменении экономической ситуации, влекущее за собой изменение параметров прогноза социально-экономического развития республики на предстоящий финансовый год или внесение изменений, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также поправок необоснованно изменяющих внесенный законопроект , Правительство Республики Саха (Якутия) вправе отозвать представленный Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год. Отзыв осуществляется в письменном виде. Уведомление об отзыве проекта Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете на очередной финансовый год направляется за подписью Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Председателю соответствующей Палаты Государственного Собрания (Ил-Тумэн) Республики Саха (Якутия) , которое прекращает рассмотрение указанного законопроекта с момента получения уведомления и осуществляет возврат проекта закона Правительству Республики Саха (Якутия).

3. Принятый Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете подлежит передаче в Палату Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в течение трех дней после принятия.

4. Палата Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), рассмотрев проект закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете , вправе:

принять указанный законопроект в редакции Палаты Представителей;

отклонить указанный законопроект и вернуть его в Палату Представителей с указанием мотивов отклонения.

5. По решению Палаты Представителей и Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) может быть создана согласительная комиссия.

Поправки Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) , обсужденные в согласительной комиссии, включаются в проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете после принятия их Палатой Представителей.

В случае неустранения разногласий Палат после согласительной процедуры проект Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете отклоняется Палатой Республики и возвращается Палате Представителей.

Статья 57. Принятие Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Бюджет республики принимается Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в виде Закона Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете , в котором определяются объемы доходов, расходов и дефицит бюджета Республики Саха (Якутия) в целом и утверждается республиканский бюджет.

Статья 58. Порядок расходования средств в случае несвоевременного утверждения республиканского бюджета (временное управление бюджетом) 1. Если закон (решение) о бюджете не вступает в силу с начала финансового года:

орган, осуществляющий исполнение соответствующего бюджета, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств только на текущие расходы, государственный долг, обеспечение социальных гарантий и льгот населению (трансферт) при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал ( не более одной двенадцатой - в расчете на месяц) .

ставки зачисления (нормативы) регулирующих налогов в бюджеты других уровней, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определенны законом (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год;

порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней сохраняется в виде, определенном законом о бюджете на предыдущий год.

2. Если закон (решение) о бюджете не вступает в силу через три месяца после начала финансового года, органы, осуществляющие исполнение бюджета, правомочны осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий, определенных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 59. Внесение изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете по окончании периода временного управления бюджетом Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала финансового года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 57 настоящего Закона, в течение двух недель со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Статья 60. Порядок рассмотрения и принятия проектов местных бюджетов Порядок рассмотрения и принятия проектов местных бюджетов устанавливается представительными местными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящим Законом.

РАЗДЕЛ IX. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ Статья 61. Бюджетная роспись Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Саха (Якутия) осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

Сводная бюджетная роспись составляется финансовым органом в течение 15 дней после утверждения бюджета и утверждается руководителем финансового органа не позднее 17 дней после утверждения бюджета.

Статья 62. Порядок исполнения и внесения изменений в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 1. Кассовое исполнение бюджетов осуществляется банками на основе договоров об обслуживании без взимания комиссионного вознаграждения.

2. В ходе исполнения бюджетов потери в доходах и дополнительные расходы компенсируются из вышестоящих бюджетов в тех случаях, когда они вызваны изменениями действующего законодательства или решением вышестоящего органа власти.

При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств нижестоящего бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения.

Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета осуществляется по согласованию передачей соответствующего финансирования.

3. В ходе исполнения республиканского бюджета Правительство республики вправе принимать решения о внесении изменений по расходам бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по основным направлениям расходования бюджетных средств.

Распорядители кредитов вправе в процессе исполнения бюджета вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям расходов бюджетной классификации.

В случаях, когда при полной мобилизации собственных источников доходов не обеспечивается финансирование текущих расходов, Правительство республики по ходатайству глав администраций улусов и городов республиканского значения вправе предоставлять краткосрочную ссуду нижестоящим бюджетам.

Местные исполнительные органы государственной власти, получившие ссуду используют ее по назначению и обеспечивают ее погашение в строго установленные сроки, но не позднее, чем до начала нового финансового года.

В случае возникновения финансовых затруднений, из-за которых не представляется возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, Правительство республики вправе решить вопрос о перенесении сроков ее погашения или взыскания ее в принудительном порядке.

4. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, за исключением случаев, когда эти изменения связанны с изменением действующего законодательства, зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются в первоочередном порядке на покрытие кредиторской задолженности и снижение государственного долга.

Статья 63. Внесение изменений в республиканский бюджет в процессе его исполнения Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) в течение года вносит необходимые уточнения в республиканский бюджет в порядке внесения изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) о Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

Статья 64. Порядок исполнения и внесения изменений в местные бюджеты Порядок исполнения и внесения изменений в местные бюджеты устанавливается местными представительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 65. Финансирование расходов путем зачета денежных средств В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 66. Блокировка расходов бюджета Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете не выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов бюджета по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Статья 67. Завершение бюджетного года Финансовый год завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается.

Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

РАЗДЕЛ X. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ Статья 68. Формы и информационное обеспечение контроля за бюджетным процессом на республиканском уровне 1. Контроль за бюджетным процессом в республике осуществляется:

на этапе составления и представления проектов бюджетов в представительные органы - в форме их рассмотрения, обсуждения и утверждения бюджетов;

на этапе исполнения бюджетов - в форме анализа, проверки отчетов об исполнении бюджетов соответствующего года.

2. Для обеспечения полноты и своевременности поступлений финансовых ресурсов в доходную часть бюджета республики осуществляется контроль за налоговыми поступлениями на основе информации, представляемой Правительству Республики Саха (Якутия) Государственной налоговой инспекцией по Республике Саха (Якутия) в установленном порядке.

3. Правительство Республики Саха (Якутия) обязано осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из бюджета республики, средств республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов.

4. Принимаемые представительными и исполнительными органами государственной власти решения, предусматривающие выделение финансовых ресурсов сверх запланированных в бюджете, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов перераспределения расходов.

Статья 69. Порядок организации контроля за бюджетным процессом, формы и информационное обеспечение его на уровне местного органа государственной власти Порядок организации контроля за бюджетным процессом, формы и информационное обеспечение его на уровне местного органа государственной власти устанавливаются местными представительными органами государственной власти с учетом местных особенностей и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 70. Отчеты об исполнении бюджетов 1. Правительство республики обязано представлять палатам Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики Саха (Якутия) отчеты об исполнении бюджета республики, бюджетов республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов за год и за полугодие.

2. Отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов, утвержденным законами о бюджетах, с пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств.

3. Отчеты об исполнении бюджета республики, бюджетов республиканских и территориальных органов государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).

4. Исполнительные органы улусов и городов республиканского значения представляют отчеты об исполнении бюджетов в Министерство финансов республики в сроки и в объемах, установленных Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

5. Порядок рассмотрения, утверждения и опубликования отчетов об исполнении местных бюджетов устанавливается местными представительными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

РАЗДЕЛ ХI. ЗАЩИТА БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 71. Защита бюджетных прав Республики Саха (Якутия) 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) , отстаивает в федеральных органах законодательной государственной власти соблюдение обязательств Федерального бюджета по отношению к бюджету Республики Саха (Якутия), принятых в установленном порядке.

2. Правительство Республики Саха (Якутия) в процессе формирования Федерального бюджета отстаивает в федеральных органах исполнительной власти выполнение обязательств Федерального бюджета перед бюджетом Республики Саха (Якутия), принимает меры по возмещению из Федерального бюджета потерь бюджета республики, связанных с уменьшением доходов или увеличением расходов, обусловленных принятием решений федеральными органами государственной власти в процессе исполнения бюджета.

3. Представительные и исполнительные местные органы государственной власти отстаивают в республиканских органах государственной власти соблюдение бюджетных прав в процессе формирования бюджета республики и его взаимоотношений с местными бюджетами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.