ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 октября 2000 года № 539 О Концепции государственной политики по проблемам табакокурения в Республике Саха (Якутия) В республике на протяжении ряда лет отмечается выраженная тенденция к увеличению числа курильщиков. Особую тревогу вызывает распространенность курения среди детей, подростков и женщин.

В целях охраны здоровья населения и руководствуясь Законом Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Предприятиям и организациям, осуществляющим реализацию табака и табачных изделий:

1. 1. Обеспечить реализацию табака и табачных изделий только после проведения лабораторных исследований на содержание смолы и никотина в соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.3.2.022-95 "Предельно допустимые уровни содержания смолы и никотина в табачных изделиях";

1. 2. Обеспечить наличие обязательной наклейки на потребительской упаковке табачных изделий о вреде курения с указанием информации о содержании вредных веществ -смолы и никотина на двух языках (русском и якутском).

2. Комитету Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.):

2. 1. Организовать лабораторный контроль по экспертной оценке качества и безопасности табака и табачной продукции;

2. 2. Организовать социально-гигиенический мониторинг за состоянием здоровья населения, связанный с проблемой табакокурения, с разработкой практических мероприятий по профилактике табачной зависимости.

2. 3. Изучить вопрос о реальных объемах поступления табачных изделий с выявлением конкретных оптовых поставщиков с целью дальнейшего ограничения каналов поступления табачных изделий.

2. 4. Обеспечить контроль по запрещению продажи табака и табачных изделий лицам моложе 18 лет.

3. Комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору Республики Саха (Якутия) (Протодьяконов А.П.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) организовать разработку, выпуск медицинской литературы, методических рекомендаций по профилактике курения, памяток "Как бросить курить" бюллетеней о заболеваниях, связанных с курением, плакатов о вреде курения.

4. Департаменту по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Пестряков Ф.П.), Национальной вещательной компании "Саха" (Ноев А.И.) организовать специализированные постоянно действующие программы телевидения и рубрики в печатной продукции по проблемам табакокурения.

5. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной политики по проблемам табакокурения в Республике Саха (Якутия).

6. Комитету по статистике Республики Саха (Якутия) (Торговкина Т.А.) изучить вопрос выборочного обследования населения с целью определения курящего контингента республики.

7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) В.ВЛАСОВ Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2000 года № 539 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ ТАБАКОКУРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Введение Концепция государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции в Республике Саха (Якутия) это своего рода научно-теоретический фундамент в сфере формирования среди населения республики здорового образа жизни, воплощение предложений в общепризнанные цели, приоритеты и принципы.

Курение это не "вредная привычка", как считают многие, а лекарственная наркомания, которая вызывает состояние периодической или хронической интоксикации. Об этом говорят такие факты, как неопределимое желание или необходимость потреблять лекарство и доставать его любым способом; тенденция со временем увеличивать дозировки; развитие явлений абстиненции, т.е. тягостных физических ощущений при прекращении курения; проявление токсического действия.

По данным Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике оборот розничной торговли табачными изделиями, махоркой, папиросами в республике за последние 5 лет возрос в 5,7 раз, следовательно, и курить стали в 5,7 раз больше по сравнению с 1995 годом.

Ярким индикатором массового курения населения республики является рост уровня заболеваемости: раком легких, эмфиземы, преждевременных родов у курящих женщин и т.д. Имеется тенденция роста курящих среди подростков, учащихся общеобразовательных школ.

Существуют проблемы в сфере оборота табачных изделий:

реализация низкокачественных сигарет, папирос, зачастую фальсифицированных, а также с содержанием в одной сигарете или папиросе более 1,1 мг никотина и более 12 мг смол.

Основная цель Концепции разработка принципов деятельности государства и общества в целом по формированию и стимулированию здорового образа жизни среди населения Республики Саха (Якутия), направленных на то, чтобы каждый житель республики осознал пагубное влияние табака не только на здоровье самого курильщика, но и на здоровье окружающих его людей (пассивных курильщиков), а в дальнейшем и на здоровье будущего поколения.

Здоровый образ жизни определяет не только поведение человека в семье, в коллективе, в обществе в целом, а также обеспечение системного, непрерывного и комплексного подхода для достижения стратегической цели формирования здорового человека, гармонически развитой личности, имеющей высокие духовные установки.

Представляемый проект Концепции определяет стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики по проблемам табакокурения в республике на ближайшие годы.

1. Ситуация в Республике Саха (Якутия) по табакокурению Ситуация в Республике Саха (Якутия) по табакокурению была и остается проблематичной и напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Число курящего населения ежегодно растет. Рост числа курящих жителей республики идет за счет вовлечения курения новых поколений курильщиков подрастающее поколение, женщины репродуктивного возраста и увеличение потребления табака заядлыми курильщиками. Но при помощи только запретов и жестких административных ограничений нельзя изменить сложившуюся на протяжении многих поколений традиционную систему. Вряд ли можно найти более вредную и губительную для человека привычку, чем курение табака.

Выход из сложившегося положения возможен лишь на путях разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной, реально экономически обеспеченной и сбалансированной государственной политики против курения. При этом следует понимать всю совокупность действий законодательных и исполнительных институтов республики, а также одновременную реализацию мер против курения, направленных на предупреждение и преодоление негативных последствий на организм как курящих, так и окружающих их людей, вдыхающих табачный дым.

Курение это зависимость, которая ограничивает степень свободы каждого курящего. Основной повреждающий компонент сигаретного дыма табачная смола, в состав которой входит огромное количество вредных химических веществ, в том числе и яды. Воздействие этих химических соединений на организм способствует развитию таких опасных заболеваний, ведущих к преждевременной смерти, как инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, хронический бронхит и эмфизема легких, рак легкого, а также опухоли других локализаций.

У курящих родителей возникают проблемы с зачатием ребенка из-за нарушений репродуктивной функции, у курящих матерей чаще происходит выкидыши, возрастает вероятность преждевременных родов.

У плода курящей матери подавляется функция дыхания, что в дальнейшем приводит к бронхитам и пневмониям, увеличению неврологических нарушений и врожденных патологий у будущего ребенка.

Большинство людей не могут преодолеть страдания в период воздержания от табака и снова начинают курить. По данным социологических опросов установлено, что среди пытавшихся бросить курить 75% не смогли этого сделать.

Следует помнить, что табак вреден не только курильщику, но и близким и окружающим, значить привычка эта к тому же безнравственная, аморальная.

Устранение глубинных причин курения сложный и долговременный процесс. При формировании стратегии борьбы против курения должны быть определены наиболее приоритетные направления.

2. Цель государственной политики по табакокурению и обороту табачной продукции Целью государственной политики по табакокурению и обороту табачной продукции является формирование здорового образа жизни в республике и уменьшение негативных социально-экономических и медицинских последствий табакокурения.

3. Стратегия и принципы государственной политики по табакокурению При оценке существа проблемы курения необходимо ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой проблемы, во главе которой стоит личность, взаимодействующая с социальной средой. Заслон от негативных влияний, формирующих зависимость от курения, должен обеспечиваться воздействием социальных институтов:

семья, коллектив и общества в целом, а также воздействием как профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленных на разумную, осознанную борьбу против курения. Главным акцентом в борьбе против курения должно стать здоровье подрастающего поколения.

Государственная социальная политика, направленная против табакокурения, строится на объективном анализе причин и факторов распространения курения и учете реальных условий жизни и возможностей общества. При осуществлении данной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумный и осознанный отказ от курения.

Успех этой политики обеспечивается созданием в республике широкой социальной системы профилактики курения, эффективного механизма управления и координации соответствующей работы различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.

4. Приоритетные направления политики в области табакокурения на ближайшие годы Обычаи, привычки и навыки, от которых во многом зависит здоровье человека, складывались веками и изменить их не так то просто. Несмотря на это, борьбу с курением необходимо активно продолжать.

Для этого необходимо:

осуществление санитарного просвещения населения о вреде курения табака и табачных изделий;

защита прав некурящих граждан республики;

в программы всех образовательных учреждений, в деятельность учреждений здравоохранения и культуры внести разделы и мероприятия по разъяснению вредного воздействия на организм человека табака и табачных изделий, связанных с их потреблением, и профилактике курения;

запретить ввоз табака и табачных изделий с содержанием в одной сигарете или папиросе (табачном изделии) более 1,1 мг никотина и более 12 мг смол;

ограничить все виды рекламы табака и табачных изделий;

запретить курение на всех видах общественного транспорта, в местах массовых посещений и отдыха граждан, а также в медицинских, и общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях.

запретить реализацию табака и табачных изделий в торговых точках на расстоянии менее 500 метров от учреждений образования, здравоохранения и культуры.

выработать меры материального и морального поощрения некурящих и лиц, отказавшихся от курения;

формирование атмосферы общественного осуждения курения;

развитие эффективной, материально обеспеченной системы предупреждения и преодоления табакокурения;

организационное, информационное и финансовое обеспечение противодействия табакокурению.

В детских садах в форме игры неустанно твердить о вреде курения, чтобы с дошкольных лет у ребенка подсознательно сформировалось чувство неприязни к табаку.

5. Организационное, информационное обеспечение противодействия курению Принимая во внимание многоплановость проблемы курения, мероприятия по противодействию этому явлению должны носить комплексный характер, обеспечиваться скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской и социально-экономической сферах жизни общества.

Борьба с курением важнейшая государственная проблема, в решении которой должен принимать участие каждый сознательный гражданин нашей республики. Активное и пассивное курение подрывает здоровье любого организма, а здоровье каждого человека определяет здоровье населения в целом.

Государственная политика в области табакокурения должна реализоваться через разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых (республиканских, улусных) программ.

Исходя из прав граждан на всестороннюю объективную информацию о негативных медико-социальных последствиях курения, а также необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления табакокурения следует обеспечить:

совершенствование государственной статистики по проблемам оборота табачной продукции путем расширения системы показателей, отражающих уровень и особенности курения населением и связанных с ним негативных последствий;

путем оптимизации системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации, что позволит получать более полную и объективную картину реальной ситуации по табакокурению в республике в динамике;

проведение регулярных широкомасштабных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространенности курения среди различных социальных и этнических групп населения, прежде всего среди подростков, молодежи, а также по изучению общественного мнения по различным проблемам государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции.