ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 апреля 2000 г. № 232 "О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан" (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2008 г. № 850) В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Республики Татарстан.

2. Руководителям министерств, госкомитетов, ведомств и главам администраций городов и районов Республики Татарстан организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина.

Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов Концепция управления государственным имуществом Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 4 апреля 2000 г. № 232) Введение Настоящая Концепция определяет основные цели и пути реализации первого этапа совершенствования системы управления государственным имуществом Республики Татарстан и рассматривает принципы управления государственным недвижимым имуществом, государственным имуществом, закрепленным на вещных правах за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественными правами Республики Татарстан, вытекающими из ее участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения Концепции: имущество, вовлекаемое в соответствии с законодательством в бюджетный процесс, недра, леса, земли сельскохозяйственного назначения, объекты интеллектуальной собственности Республики Татарстан.

Главная цель настоящей Концепции - утверждение принципов государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на обеспечение экономического роста, достижение рентабельной и устойчивой работы предприятий как основы национальной безопасности и социальной стабильности республики.

Это достигается оптимизацией структуры государственной собственности, содействием внутренним преобразованиям на предприятиях, использованием государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, совершенствованием нормативной правовой базы и методов управления имуществом, реализацией кадровой политики.

В результате массовой приватизации в Республике Татарстан были созданы объективные предпосылки для развития рыночных отношений. Возник широкий слой частных собственников, получили развитие фондовый рынок и рынок недвижимости. Наработана значительная нормативно-правовая база, регулирующая рыночные отношения.

Вместе с тем в ходе форсированной приватизации не был достигнут ряд стратегических целей. В частности, структурная перестройка не привела к желаемому экономическому росту. Приватизация не позволила создать эффективных собственников и привлечь на предприятия достаточно инвестиций. Эффективные собственники, владеющие контрольным пакетом акций, появились лишь в незначительном числе предприятий республики (акционерные общества "Заря", "Полимиз", "КПОГАТ-3", "Хитон", "Челны-хлеб", "Красный Восток" и ряд других). В то же время государство продолжает оставаться крупнейшим собственником имущества в республике, что определяет необходимость формирования и реализации оптимальной стратегии управления государственной собственностью Республики Татарстан.

В государственной (республиканской и коммунальной) собственности Республики Татарстан (на 01.01.2000 г.) находится имущество 1166 унитарных предприятий (из них 715 - в республиканской), 1963 учреждений (из них 680 - в республиканской), 808 пакетов акций акционерных обществ (из них 661 - в республиканской). Общая стоимость республиканского имущества, переданного в хозяйственное ведение и доверительное управление, составляет более 55 млрд.рублей, в оперативное - 3,8 млрд.рублей.

В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо усиление контроля и регулирования в государственном секторе экономики. При этом возрастание роли государства как собственника не следует понимать как политику увеличения числа объектов государственной собственности. Речь идет о создании четкой системы выбора объектов для осуществления государственного управления, а также эффективного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

В собственности государства должно быть сосредоточено имущество, которое обеспечивает реализацию его основных функций. В отношении к каждому объекту (группе объектов) госсобственности определяется цель управления исходя из общих целей управления госимуществом, установленных настоящей Концепцией.

Необходимо внедрять в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающие введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение.

Важной предпосылкой эффективного управления государственным имуществом является организация системы всеобщего учета и инвентаризации государственного имущества. Основой систематизации государственного имущества по ведомственной (отраслевой) принадлежности является Реестр государственной собственности Республики Татарстан. Дальнейшая работа в этой области включает систематическое обновление данных, совершенствование систем учета различных видов объектов, повышение информативности баз данных.

1. Управление государственными предприятиями и учреждениями Оценка состояния управления государственными предприятиями и учреждениями Предприятия Законодательно руководителям унитарных предприятий предоставлен широкий круг полномочий по распоряжению государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение этим предприятиям. Сегодня они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Нередки случаи, когда прибыль унитарных предприятий оседает в фирмах-спутниках. Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок.

Практически отсутствует механизм эффективного контроля со стороны собственника - государства за результатами управленческой деятельности руководителей. Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, приводит к значительным трудностям при применении к ним мер ответственности. Это затрудняет своевременное предотвращение негативных последствий неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей предприятий.

Учреждения По действующему законодательству органы исполнительной власти наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из федерального, республиканского или местного бюджетов.

Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением государственными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Республика Татарстан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что может привести к нанесению прямого ущерба государству.

Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления. Значительная часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).

Задачи по управлению государственными предприятиями и учреждениями Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями направлено на достижение следующих целей:

1. Оптимизация структуры и количества государственных унитарных предприятий и учреждений Количество государственных унитарных предприятий (ГУП) в республике весьма значительно. Однако отраслевое распределение унитарных предприятий далеко не рационально, что сдерживает развитие рыночных отношений и конкурентной среды в ряде отраслей. Поэтому актуальной остается проблема сужения круга унитарных предприятий до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций. Унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:

- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации;

- осуществление социально значимой деятельности;

- в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством для обеспечения интересов государства или реализации пилотных проектов.

В случае несоответствия организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений осуществляемой ими деятельности проводится их приватизация или реструктуризация, включая реорганизацию и реализацию интеграционных механизмов.

В случае неспособности предприятий и учреждений выполнить возложенные на них задачи проводится их ликвидация, в том числе через процедуры несостоятельности (банкротства).

Выделенные государственные унитарное предприятия можно классифицировать как прибыльные, безубыточные и убыточные (дотируемые для выполнения государственного заказа).

Требуется провести анализ деятельности учреждений и выполняемых ими задач с целью выявления дублирования функций, нерационального распределения обязанностей и сформировать оптимальную структуру учреждений.

2. Повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений Основными критериями эффективности деятельности указанных организаций являются выполнение в полном объеме поставленных перед ними задач, увеличение поступлений в бюджет от использования закрепленного за ними имущества, увеличение чистых активов, обновление производства, сохранение и увеличение рабочих мест.

Для достижения этих целей должны быть приняты следующие меры:

- Принятие решений о сохранении организационно-правовой формы ГУП или его преобразовании (ликвидации).

- Отработка стратегии развития предприятий, в случае целесообразности - пересмотр видов деятельности.

- Переутверждение уставов, в которых должны закрепляться новые требования, в частности:

- определение размера фондов предприятия, а также прибыли государственного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, порядка такого перечисления;

- детальная регламентация порядка создания ГУП, формирования и изменения его уставного фонда, его реорганизации или ликвидации;

- закрепление полномочий собственника по распоряжению имуществом унитарного предприятия, созданию его органов управления и контроля, в том числе контрольно-ревизионной комиссии (ревизора);

- проведение ежегодных аудиторских и контрольно-ревизионных проверок ГУП по указанию собственника.

- Отработка оптимальной структуры имущественного комплекса ГУП. Наделение предприятия имуществом по потребностям бизнеса. При этом высвобождаемое имущество либо реализуется (передается в доверительное управление, аренду, залог), либо передается на баланс специально созданных предприятий - фондов недвижимости, технопарков - для использования преимущественно представителями малого и среднего бизнеса. (Пункт в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2008 г. № 850) - Формирование системы рационального распределения госзаказа для ГУП.

- Назначение руководителей, как правило, на конкурсной основе, а также заключение контрактов с руководителями унитарных предприятий, предполагающих:

- установление экономических заданий на определенный период;

- конкретную ответственность руководителей за достижение заданных показателей финансово-хозяйственной деятельности и зависимость от этого оплаты их труда;

- установление требований по контролю и отчетности;

- ограничение возможностей руководителей в части совершения сделок, в которых они заинтересованы, а также их участия в коммерческих и некоммерческих организациях.

- Аттестация руководителей на основании выполнения утвержденного экономического задания. При необходимости - расторжение контрактов.

- Проведение вышестоящими отраслевыми организациями анализа финансово-хозяйственной деятельности и ежегодное утверждение основных экономических показателей работы ГУП, осуществление контроля за их выполнением на базе Реестра показателей экономической эффективности ГУП и АО с пакетом государства.

2. Приватизация государственных унитарных предприятий В результате преобразования государственных предприятий в акционерные общества в Республике Татарстан на 1 января 2000 года общее число приватизированных предприятий составило 1155. В ряде отраслей приватизация еще не достигла должного уровня. В частности, в агропромышленном комплексе приватизирован 71% предприятий, в строительстве - 85%, в торговле, общепите и бытовом обслуживании - 59 процентов.

В связи с завершением этапа массовой приватизации изменяются государственные приоритеты в области приватизации и, в соответствии с этим, определяются новые задачи. Это предполагает переход от приватизации как бюджетообразующего фактора к идеологии поддержки и развития производства.

Основной целью приватизации на новом этапе является создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия, расширение производства, создание новых рабочих мест, продвижение продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо обеспечить привлекательность приватизации как инструмента привлечения инвестиций, препятствующего банкротству и ликвидации экономически и социально значимых предприятий, а также предприятий, обладающих уникальными технологиями.

Важнейшими принципами государственной политики приватизации должны стать:

- принятие приватизационных решений на основе анализа планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, предоставляющих государству право принятия своевременных мер воздействия на недобросовестных инвесторов;

- комплексный мониторинг и постприватизационная поддержка предприятий за счет средств, реинвестируемых из Фонда приватизации Республики Татарстан;

- приватизация низколиквидных предприятий по невысокой цене при условии принятия потенциальным собственником инвестиционных и социальных обязательств;

- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса, включающего земельный участок, при наличии экономической целесообразности.

При этом используются преимущественно следующие способы приватизации:

- приватизация по инициативе Госкомимущества Республики Татарстан;

- преобразование предприятий в акционерные общества с полным участием государства в уставном капитале и последующей продажей контрольного пакета акций инвестору;

- реализация второго способа приватизации, предполагающего привлечение инициативной группы (инвестора) на основе опциона;

- приватизация с учетом инвестиций с прямым направлением средств на развитие производства;

- приватизация путем преобразования в ООО с полным выкупом имущества инвестором, инициативной группой, трудовым коллективом.

В первую очередь предполагается завершить приватизацию небольших предприятий, обеспечивающих потребности населения (предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания, легкой промышленности).

У многих из них высокая кредиторская задолженность, устаревшая производственная база, недостаточный объем собственных средств, отсутствие собственных помещений. Для оживления этого сектора экономики предприятия при приватизации необходимо передавать представителям малого и среднего бизнеса с предоставлением им соответствующих льгот при условии сохранения профиля деятельности.

Для повышения финансовой устойчивости приватизированных предприятий необходимо также рассмотреть вопрос о совместной приватизации республиканского и коммунального имущества (в частности, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, аптек вместе с помещениями, находящимися, как правило, в коммунальной собственности).

3. Управление пакетами акций, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан Оценка состояния управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан Государственный фондовый портфель в настоящее время состоит из пакетов акций 808 акционерных обществ, значительно различающихся по социально-экономической значимости для республики, финансовому состоянию, отраслевой принадлежности. При этом в нем преобладают неконтрольные пакеты акций.

Структура республиканского портфеля акций по размеру пакетов представлена в следующей таблице:

+--------------------------------------+-----+-----+------+------+------+ |Государственная доля в % уставного ка-|До 2%|2-10%|10-25%|25-50%|50 % и| |питала | | | | |более | +--------------------------------------+-----+-----+------+------+------+ |Количество АО в % от их общего числа | 11% | 8% | 16% | 32% | 33% | +--------------------------------------+-----+-----+------+------+------+ Управление пакетами акций имеет два аспекта - реализация государством прав акционера и управление пакетами акций как имуществом (купля-продажа, обмен, передача в залог и т.д.).

По отношению к акционерным обществам функции государства как собственника, в отличие от унитарных предприятий, реализуются опосредованно - через механизм корпоративного права. Этим целям служит подконтрольная Госкомимуществу Республики Татарстан система представителей государства, охватывающая практически все акционерные общества, акции которых формируют государственный портфель. В то же время в некоторых случаях незначительный размер пакетов акций не позволяет государству оказывать реальное влияние на принятие управленческих решений. Размещение акций во множестве акционерных обществ также не позволяет сосредоточить усилия на эффективном управлении ключевыми республиканскими предприятиями. В большинстве случаев, даже в ключевых для республики акционерных обществах, госпредставители выполняют свои функции "по совместительству" и на безвозмездной основе, что существенно сказывается на результативности их работы. Отраслевые органы государственного управления уделяют недостаточно внимания работе по представлению интересов государства в акционерных обществах.

Работа с государственными пакетами акций как с имуществом тесно связана с состоянием рынка ценных бумаг. Проведение операций на фондовом рынке затруднено из-за ряда неблагоприятных факторов: неустойчивого состояния фондового рынка, низкой платежеспособности потенциальных инвесторов, плохого экономического состояния многих эмитентов. Кроме того, оперативность этой работы во многом сдерживается длительными процедурами согласования решений о реализации акций с органами исполнительной власти.

Задачи по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан 1. Оптимизация структуры государственного фондового портфеля как средство повышения эффективности его управления Политика по оптимизации структуры государственного фондового портфеля направлена на значительное сокращение количества акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах и формирование государственных пакетов акций, необходимых для эффективной реализации государственной политики в стратегичесстки значимых акционерных обществах.

а) Сокращение количества акционерных обществ с долей государства.

Все акционерные общества, акции которых представлены в государственном портфеле, условно разделены на три категории по стратегической значимости и целесообразности сохранения государственной доли акций - А, В и С.

Категорию А составляют наиболее важные акционерные общества республиканского значения (обеспечивающие выполнение общегосударственных функций):

- бюджетообразующие предприятия;

- холдинговые компании важнейших отраслей;

- социально значимые предприятия.

Категорию В составляют общества, необходимость государственного влияния в которых сохраняется с целью получения в будущем дивидендов на государственную долю или доходов от реализации пакетов акций (акции имеют перспективы увеличения стоимости).

Категорию С формируют средние и мелкие акционерные общества, управление которыми целесообразно полностью передать в частный сектор.

Пакеты акций акционерных обществ группы С должны быть реализованы в ближайшее время, группы В - в течение 4-5 лет, пакеты группы А должны оставаться в государственной собственности длительное время. Реализация акций акционерных обществ группы А может проводиться в целях увеличения инвестиционной привлекательности этих обществ, привлечения стратегических инвесторов.

б) Создание условий для реализации государственной политики в акционерных обществах.

Участие государства в уставном капитале обществ позволяет непосредственно проводить государственную политику при управлении жизненно важными для республики акционерными обществами. Государство должно иметь не менее чем блокирующий пакет (26% уставного капитала) или обладать специальным правом ("золотая акция") в крупных обществах группы А, что позволяет:

- блокировать решения, противоречащие интересам государства;

- формировать органы управления обществ, отражающие позицию государства;

- осуществлять государственное регулирование и контроль при перераспределении собственности в акционерных обществах.

Сохранение блокирующих пакетов обеспечивается контролем за эмиссионной политикой акционерных обществ, а также укрупнением государственного пакета путем операций на фондовом рынке (в том числе скупкой акций).

В ходе массовой приватизации был акционирован ряд социально значимых предприятий, в которых необходимо усилить влияние государства для обеспечения выполнения общегосударственных задач. В этих целях целесообразно сосредоточить в государственной собственности пакет акций, обеспечивающий безусловное прямое управление государством этими обществами (51 или 76% уставного капитала).

Таким образом, в государственной собственности будут находиться пакеты акций, обеспечивающие необходимый уровень влияния государства на ограниченный круг акционерных обществ (в перспективе - только группа А) - в основном блокирующие (в крупных акционерных обществах) или контрольные.

Тем не менее участие в уставном капитале общества само по себе не обеспечивает эффективную реализацию полномочий собственника. Для этого, прежде всего, необходимо усовершенствовать систему представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ, осуществить постепенный перевод ее на профессиональную основу, а также разработать программы развития и финансового оздоровления акционерных обществ групп А и В с учетом существующих республиканских и федеральных программ, пересмотреть уставы хозяйственных обществ с позиции обеспечения интересов государства.

2. Обеспечение пополнения доходной части бюджета за счет неналоговых поступлений от управления государственным портфелем акций Дивидендная политика. Дивиденды на госпортфель акций формируют значительную часть поступлений в бюджет от управления государственным имуществом, что подтверждается следующими данными:

Дивиденды по государственному фондовому портфелю +-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+ | | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | | |(млрд.руб.)|(млрд.руб.)|(млрд.руб.)|(млрд.руб.)| +-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+ |Республика Татарстан | 73 | 47,7 | 71 | 137 | +-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+ |Российская Федерация | 118 | 270,7 | 574,6 | | +-----------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+ Дивидендная политика государства должна быть достаточно гибкой. Необходимо дифференцированно подходить к требованию начисления дивидендов на государственную долю. В основе подхода должна быть заложена классификация акционерных обществ по следующим критериям:

- доходность;

- оборот компаний и значимость его дивидендов для бюджета;

- степень износа основного капитала и необходимость его обновления.

Исходя из этого, все акционерные общества с государственной долей в уставном капитале должны быть подразделены на следующие группы:

1) акционерные общества, в которых государство должно последовательно проводить политику по начислению дивидендов на государственную долю (как бюджетообразующий фактор);

2) акционерные общества, в которых начисленные дивиденды на госдолю реинвестируются на условиях льготного кредитования;

3) неплатежеспособные акционерные общества.

Реализация акций. Реализация госпакетов акций является способом приватизации. При реализации государственных пакетов акций решаются следующие задачи:

- формирование эффективного собственника;

- пополнение доходной части бюджета;

- оптимизация структуры фондового портфеля, создание условий управления государственным портфелем.

Важными условиями реализации госпакетов акций являются гласность, состязательность и конечная эффективность. Поэтому при реализации государственных пакетов акций следует отдавать предпочтение аукционам и конкурсам, в том числе с инвестиционными условиями. Стратегия реализации государственных пакетов должна строиться на укрупнении реализуемых пакетов, поскольку их инвестиционная привлекательность и стоимость в этом случае повышается.

При отчуждении акций следует избегать образования монопольных структур, исключающих конкуренцию в определенном сегменте рынка.

В целях обеспечения прав и интересов акционеров регулярно будут проводиться проверки правомерности распределения акций трудовым коллективам, предприятиям-смежникам, чековым инвестиционным фондам и иным организациям.

3.

Стимулирование привлечения инвестиций в акционерные общества Привлечение инвестиций в экономику Республики Татарстан с использованием государственного фондового портфеля может осуществляться:

- через механизм коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями и инвестиционных конкурсов;

- за счет использования государственных пакетов акций в качестве залогового обеспечения целевых инвестиций;

- при проведении дополнительных эмиссий;

- за счет использования части средств, полученных от приватизации, для инвестирования в акционерные общества.

В ряде случаев целесообразно проведение фондовых операций с коммерческими структурами, заинтересованными в укрупнении своих пакетов, с целью привлечения инвестиций в акционерные общества, а также заключение опционных соглашений с инвестиционными условиями.

4. Развитие института представления интересов государства в органах управления и контроля акционерных обществ Основной задачей представителей государства является обеспечение интересов государства при принятии решений в органах управления и контроля акционерных обществ в соответствии с республиканскими и отраслевыми программами развития.

С целью повышения заинтересованности и ответственности госпредставителей необходимо решить вопрос об их материальном поощрении, обеспечении их прав и гарантий как представителей собственника государственного имущества - Республики Татарстан. Требуется определить финансовые источники не только на обучение и повышение квалификации госпредставителей, но и для обеспечения их профессиональной деятельности в советах директоров акционерных обществ (по крайней мере, в наиболее значимых обществах).

Для этого необходимо разработать критерии оценки эффективности работы госпредставителей.

При управлении государственным пакетом акций через систему госпредставителей основное внимание должно быть уделено как на отраслевую специфику предприятий, так и на необходимость учета интересов местных органов власти. В связи с этим необходимо продолжить практику передачи Госкомимуществом Республики Татарстан части полномочий по представлению интересов государства отраслевым министерствам и ведомствам, комитетам по управлению коммунальным имуществом, холдинговым компаниям.

В дальнейшем будет реализована поэтапная передача полномочий госпредставителей предпринимателям и коммерческим организациям, имеющим практический опыт формирования эффективной системы менеджмента на предприятиях, представляющим интересы государства на профессиональной возмездной основе.

Типовой программой действия всех представителей государства в избираемых ежегодно советах директоров, ревизионных комиссиях должны стать следующие мероприятия:

1. В финансово-хозяйственной деятельности:

- участие в определении стратегических направлений развития АО;

- анализ финансово-экономического состояния АО;

- контроль формирования и распределения прибыли, начисления и выплаты дивидендов;

- инвентаризация долгосрочных финансовых вложений, в том числе фактов учреждения предприятий, действующих не в интересах общества;

- участие в разработке программы ликвидации задолженности по налогам и заработной плате;

- обеспечение эффективного внешнего и внутреннего аудита;

- отчетность перед отраслевой организацией и Госкомимуществом Республики Татарстан по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности и эффективности работы исполнительной дирекции.

2. По инвентаризации и оптимизации имущественного комплекса:

- контроль инвентаризации имущества и реструктуризации имущественного комплекса;

- ревизия договоров аренды имущества АО;

- реализация неэффективно работающего имущества АО, в том числе находящегося в хозяйственном ведении;

- контроль рыночной оценки стоимости активов и приведения в соответствие уставного капитала АО.

3. По корпоративному менеджменту:

- обеспечение эффективности решений органов управления;

- обеспечение прав акционеров, информационной открытости акционерного общества;

- внесение в уставы АО (при необходимости) изменений и дополнений в соответствии с Примерным уставом АО и устранение противоречий действующему законодательству;

- разработка внутренних положений, правил, методик, обеспечивающих интересы государства.

Госпакеты акций могут быть также переданы в доверительное управление профессиональным участникам рынка ценных бумаг, особенно в тех случаях, когда последние сами являются акционерами общества. Это позволит сочетать интересы государства, акционерных обществ и коммерческих организаций, заинтересованных в развитии этих обществ.

5. Управление государственной недвижимостью Республики Татарстан Оценка состояния управления государственной недвижимостью В структуре государственной недвижимости Республики Татарстан представлены: жилые здания общей площадью около 43,2 млн.кв.метров;

нежилой фонд, включающий более 49 тысяч зданий общей площадью 22 млн.кв.метров и около 16,5 тысяч сооружений, суммарная балансовая стоимость которых составляет свыше 120 млрд.рублей.

Объемные показатели вовлечения государственной недвижимости в экономический оборот имеют положительную динамику, что подтверждается следующими данными.

Размер площадей, сданных в аренду (тыс.кв.м) +---------------------------+--------------+--------------+-------------+ | |На 01.01.98 г.|На 01.01.99 г.|На 01.01.2000| +---------------------------+--------------+--------------+-------------+ |Коммунальное имущество | 422,4 | 896,2 | 1325 | +---------------------------+--------------+--------------+-------------+ |Республиканское имущество | 256,6 | 376,2 | 328 | +---------------------------+--------------+--------------+-------------+ Реализация государственного недвижимого имущества +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ | |1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г. | +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ |Количество объектов (шт.) | 68 | 45 | 126 | 117 | +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ |Сумма реализации (тыс.руб.) | 72997 | 23440 | 35580 |163162,6| +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ |В т.ч. имущественные комплексы (шт.) | | | | 5 | +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ |Сумма реализации (тыс.руб.) | | | | 11135,5| +--------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ Однако в существующей системе управления государственной недвижимостью в республике имеется ряд нерешенных проблем:

- не налажен пообъектный учет государственной недвижимости;

- недостаточно развита система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит к занижению стоимости имущества;

- нуждается в доработке механизм изъятия из хозяйственного ведения и передачи в коммунальную собственность объектов социального назначения, обеспечивающий сохранение их профиля;

- не задействованы рыночные механизмы управления государственным жилищным фондом;

- государственными органами, регистрирующими права на недвижимое имущество, не сформированы полные реестры объектов, в том числе приватизированных квартир;

- в связи с высокой нормативной ценой земли существенно сдерживается процесс вовлечения земли в хозяйственный оборот.

Задачи по управлению государственной недвижимостью 1. Формирование системного пообъектного учета государственной недвижимости.

Для достижения этой цели необходимо провести полную инвентаризацию и учет объектов государственной недвижимости, подготовить условия для создания кадастра государственной недвижимости, включающего пообъектную информацию о характеристиках государственной недвижимости, достаточную для установления рыночной стоимости всех включенных в нее объектов методом массовой оценки.

2. Контроль за эффективным использованием недвижимости, находящейся в хозяйственном ведении ГУП и оперативном управлении учреждений;

формирование организационных условий для рационального использования высвобождаемых объектов недвижимости.

Для этого необходимо:

- определить правовые и организационные возможности изъятия имущества у государственных унитарных предприятий и учреждений в случае его неэффективного использования;

- сформировать информационную базу о незадействованных объектах недвижимости (неиспользуемые помещения и т.д.) с целью их оперативного включения в хозяйственный оборот, в том числе путем передачи в аренду;

- обеспечить создание центров недвижимости и технопарков на базе высвобождаемых объектов недвижимости.

3. Обеспечение максимально возможной доходности объектов государственной недвижимости и вовлечение недвижимости в экономический оборот.

Для этого необходимо:

- совершенствовать механизм проведения аукционов и конкурсов по продаже государственной недвижимости;

- усилить роль предаукционной подготовки, включающей маркетинг рынка недвижимости и рыночную оценку стоимости реализуемых объектов;

- использовать механизмы залога, доверительного управления и т.д. при управлении государственной недвижимостью, ориентируясь на максимальную доходность;

- для ускорения процесса вовлечения земли в экономический оборот приблизить нормативную цену земли к российским стандартам, а также развить нормативно-правовую базу по приватизации и обороту земли;

- оказывать содействие развитию рынка ценных бумаг, обеспеченных объектами недвижимости.

4. Оптимизация государственного регулирования рынка недвижимости.

Государственное регулирование рынка недвижимости предполагает:

- создание системы единого государственного учета объектов недвижимости;

- осуществление контроля за структурами, профессионально работающими на рынке недвижимости, путем лицензирования риэлтерской, оценочной деятельности, деятельности управляющих товариществами собственников жилья, иными структурами и субъектами рынка недвижимости в соответствии с законодательством;

- разработку правовых основ и методики сбора и анализа информации о состоянии рынка недвижимости;

- разработку единых стандартов государственного учета и оценки объектов недвижимости и контроля за их соблюдением.

5. Обеспечение социальных функций государства в ходе использования государственной недвижимости.

Наиболее значимыми в этой сфере в настоящее время являются вопросы передачи социальных объектов предприятий (детских дошкольных учреждений, объектов культуры, здравоохранения, бытового обслуживания населения, общественного питания и т.д.) в собственность местных органов власти.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 4 марта 1993 года № 1764-XII в коммунальную собственность в республике в 1993 году была передана большая часть объектов социального назначения республики, и процесс их передачи продолжается. С 1993 года передано в коммунальную собственность республики:

2250 образовательных школ (100%);

2038 лечебных учреждений (94%);

2402 объекта торговли (99%);

762 объекта бытового обслуживания населения (94%);

1306 объектов общественного питания (99%);

1462 детских дошкольных учреждения (91%);

3860 жилых домов и 19 общежитий.

Поскольку имели место случаи перепрофилирования объектов социального назначения и прекращения их финансирования, необходимо установить индивидуальный подход к их передаче, в частности, передача в коммунальную собственность социальных объектов должна осуществляться при наличии гарантий их финансирования и сохранения профиля деятельности.

6. Приватизация государственного жилого фонда и вовлечение его в экономический оборот.

Высокие темпы приватизации жилищного фонда в Татарстане уже с 1996 г. выдвинули республику на одно из первых мест в Российской Федерации по уровню приватизации жилья. В настоящее время в республике приватизировано 63% государственного жилищного фонда, подлежащего приватизации, что привело к кардинальному изменению его общей структуры. Доля негосударственного жилищного фонда составляет 72 процента.

Приватизация позволяет вовлекать в экономический оборот жилой фонд, что приводит к сокращению расходов на его содержание, увеличению доходов государства, связанных с развитием инфраструктуры рынка жилья.

В дальнейшем необходимо:

- Определить в общей структуре жилья долю государственного жилищного фонда, необходимую для обеспечения потребностей в жилье социально незащищенных слоев населения.

- В целях повышения эффективности распоряжения имеющимся в собственности государства жилищным фондом осуществить поэтапный переход от бесплатной передачи жилья в собственность граждан к платным условиям приватизации жилых помещений.

- В связи с приватизацией большей части государственного жилищного фонда внедрить новые формы обслуживания и управления жилыми объектами.

В частности, расширить практику создания товариществ собственников жилья, в первую очередь - в домах элитной застройки. В республике создается 40 таких организаций (33 из них - в г.Казани), формируются компании, управляющие кондоминиумами. Однако для успешного развития этой формы требуется разработать механизм государственной поддержки товариществ.

- Поэтапно внедрять систему ипотечного кредитования, способного резко повысить доступность жилья для значительной части населения и увеличить объемы жилищного строительства.

- Рассмотреть вопрос о возможности передачи жилых помещений государственного жилищного фонда в коммерческий наем с целью получения дополнительных доходов в бюджет.

6. Взаимодействие органов исполнительной власти и отраслевых вертикально интегрированных структур в области управления государственным имуществом Необходимость функционального разделения полномочий по управлению государственным имуществом между различными организациями, представляющими интересы Республики Татарстан как собственника, вызвана сложностью и многоаспектностью работы по управлению собственностью, а также значительным количеством объектов государственной собственности. В частности, целесообразно сосредоточить основную работу по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций в Минэкономпроме Республики Татарстан, отраслевых министерствах и ведомствах, передать полномочия по управлению микроотраслями холдинговым компаниям и т.д.

Согласно законодательству Госкомимущество Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять права собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом. К его ведению относятся следующие функции:

- создание, реорганизация, ликвидация, приватизация государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций с участием государства;

- утверждение учредительных документов (в том числе изменений и дополнений к ним) государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций с участием государства;

- осуществление специального права ("золотой акции");

- распоряжение государственным имуществом и его учет, в том числе государственных пакетов акций акционерных обществ;

- организация деятельности представителей государства в хозяйственных обществах, контроль, согласование и учет заключения контрактов найма с руководителями предприятий.

Организациями, осуществляющими в пределах полномочий, делегированных Госкомимуществом Республики Татарстан, часть функций по управлению государственным имуществом, являются:

- Минэкономпром Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства;

- вертикально интегрированные коммерческие организации различных форм собственности (холдинговые и трастовые компании, производственные объединения, ассоциации, финансово-промышленные группы);

- местные комитеты по управлению коммунальным имуществом;

- специализированные коммерческие организации, созданные с участием государства для целей управления имуществом.

Большая часть указанных организаций осуществляет функции управления через систему представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, а также непосредственно - через владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, ранее внесенным в качестве вклада государства в уставные капиталы обществ.

Этим организациям могут быть делегированы следующие полномочия:

- назначение руководителей унитарных предприятий и акционерных обществ с вкладом государства свыше 50% с последующим заключением, изменением и расторжением контрактов найма (по согласованию с Госкомимуществом Республики Татарстан);

- голосование государственным пакетом акций и участие в органах управления акционерных обществ (через систему представителей государства);

- проведение анализа, учета и контроля финансово-экономического состояния унитарных предприятий, акционерных обществ и иных хозяйствующих субъектов, имеющих вклад государства;

- определение целей и задач деятельности организаций с участием государства;

- осуществление полномочий арендодателя республиканского имущества;

- аттестация руководителей предприятий;

- применение санкций к руководителям предприятий в порядке, согласованном с Госкомимуществом Республики Татарстан;

- утверждение бизнес-планов, инвестиционных программ.

Делегирование полномочий должно оформляться соглашением между Госкомимуществом Республики Татарстан и организациями, которым делегируются полномочия. При этом работа по передаче полномочий должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:

- определение на базе формируемого Реестра государственной собственности Республики Татарстан оптимальной системы организаций (министерств, ведомств, холдингов и т.д.), которые на основании переданных полномочий имели бы реальную возможность эффективного управления хозяйствующими субъектами с государственной собственностью;

- создание в курирующих организациях отделов собственности, непосредственно координируемых Госкомимуществом Республики Татарстан и ответственных за учет, сохранность и обеспечение эффективности использования государственного имущества;

- усиление ранее утраченного влияния государства в экономически и социально значимых предприятиях за счет увеличения государственной доли в акционерных обществах и организации контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий.

Важное направление работы в сфере делегирования полномочий - реформирование системы взаимоотношений органов исполнительной власти с холдинговыми компаниями, производственными объединениями, иными вертикально интегрированными структурами. Холдинги должны выполнять роль централизованного регулятора в отраслевом управлении государственным имуществом. В то же время они зачастую не осуществляют реальных управляющих воздействий, направленных на финансовое оздоровление и развитие предприятий, не контролируют структуру их пакетов акций и финансовые показатели. Необходимо также принимать во внимание возможное негативное влияние холдингов на конкурентную среду.

Создание, дальнейшее развитие, перспектива существования холдингов - эти вопросы должны решаться совместно отраслевыми органами государственного управления, Госкомимуществом Республики Татарстан и Татарстанским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В связи с переносом центра тяжести работы по управлению государственной собственностью на места следует усилить координирующую роль Госкомимущества Республики Татарстан при работе с комитетами по управлению коммунальным имуществом (КУКИ). КУКИ осуществляют как все функции по управлению коммунальной собственностью, так и ряд вышеперечисленных функций по управлению республиканской собственностью, находящейся на территории городов (районов), делегированных им Госкомимуществом Республики Татарстан. Требуется рассмотреть проблему финансирования деятельности КУКИ. При работе с республиканской собственностью финансирование может осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан, Фонда приватизации Республики Татарстан, в том числе путем оставления на местах части доходов, полученных от управления этой собственностью.

В целом управление коммунальной собственностью осуществляется по тем же основным принципам, на той же нормативно-правовой базе, что и управление республиканской собственностью, с учетом местных особенностей. Цели и технологии управления государственной собственностью являются едиными в Республике Татарстан и не зависят от особенностей региональных стратегий местных администраций.

7. Процедуры несостоятельности и финансового оздоровления как элемент управления государственной собственностью Механизмы несостоятельности (банкротства) являются органической частью управления госсобственностью по отношению к тем предприятиям, финансовое оздоровление которых в рамках полномочий собственника заведомо невозможно.

Стратегическим направлением деятельности Госкомимущества Республики Татарстан и взаимодействующих с ним организаций, осуществляющих полномочия по управлению государственным имуществом, является недопущение несостоятельности (банкротства) предприятий и хозяйственных обществ.

Для этого необходимо провести систематизацию государственных предприятий и хозяйственных обществ с госдолей в уставных капиталах, исходя из их финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности, ликвидности бизнеса или имущественного комплекса и востребованности на рынке.

Исходя из вышеуказанных показателей собственник должен принять одно из следующих решений:

- о разработке плана финансового оздоровления (инвестиционной программы), включающего такие меры, как изменение структуры менеджмента, реструктуризацию, привлечение инвесторов, кредитование, пополнение оборотных средств за счет использования инструментов фондового рынка, модернизацию производства;

- о приватизации государственного предприятия одним из способов, предусмотренных законом;

- об увеличении доли государства в хозяйственных обществах с целью введения прямого государственного регулирования (управления);

- об инициировании процедур несостоятельности или ликвидации (для предприятий, имеющих тенденцию к ухудшению финансового состояния, высокую конкуренцию на рынке, отсутствие внутренних резервов и инвестиционной привлекательности).

8. Кадровая политика Оценка состояния кадровой политики Рыночные реформы привели к серьезным структурным сдвигам на рынке труда. В сфере кадрового менеджмента государственных предприятий обозначился ряд негативных тенденций. Подготовка и переподготовка кадров ежегодно сокращается. В результате профессиональный уровень кадров в государственном секторе экономики существенно ниже требований, предъявляемых международным рынком труда.

В связи с этим постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.03.99 г. № 107 была утверждена Республиканская программа развития государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан на 1999-2000 годы и на период до 2005 года, предусматривающая меры по повышению качества кадрового потенциала республики. В этой программе Госкомимуществу Республики Татарстан наряду с Минэкономпромом Республики Татарстан отведена ключевая роль координации деятельности министерств, ведомств и других субъектов в области кадровой политики.

Задачи по повышению качества кадрового потенциала государственного сектора экономики 1. Организация учета и мониторинга кадрового потенциала государственного сектора экономики.

В настоящее время не существует системы учета и мониторинга кадров. Исключение составляет только такая категория кадрового потенциала, как руководители государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, но и в этом случае отсутствует анализ по возрастному составу, профилю образования и другим качественным параметрам. Работа по мониторингу кадров должна носить систематический характер и проводиться на основе соответствующей информационной базы.

2. Совершенствование системы управления предприятиями.

Необходимо проводить аудит менеджмента государственного сектора экономики Республики Татарстан с целью анализа его текущего состояния.

На основе этого анализа внедрять современные методы и стандарты управления, проводить сертификацию значимых предприятий в соответствии с этими стандартами.

Организовать непрерывное повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий (директоров, заместителей директоров, главных бухгалтеров и т.д.).

3. Создание системы взаимоотношений с руководителями унитарных предприятий и акционерных обществ, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах государства.

Это предполагает установление обязательных требований к способу достижения руководителями унитарных предприятий и акционерных обществ цели управления, их ответственности за достижение индикативных показателей деятельности предприятия при заключении контрактов найма.

Действующую систему контрактов найма руководителей необходимо дополнить аттестацией с использованием современных методов оценки качества менеджмента; усилить контроль за исполнением заключенных контрактов;

установить механизм ответственности руководителей предприятий, обществ за недостижение определенных государством целей.

В то же время необходимо разработать и применять на практике механизмы стимулирования эффективной деятельности руководителей предприятий, основанные на материальном поощрении в соответствии с результатами деятельности предприятия.

Заключение Круг задач в сфере управления государственным имуществом, определенный настоящей Концепцией, связан с необходимостью:

- создания четкой и полной системы учета объектов государственной собственности;

- формирования ее оптимальной структуры, не препятствующей развитию рыночных отношений, но позволяющей государству контролировать объекты, определяющие социально-экономическую безопасность государства;

- повышения доходной части бюджета от использования государственного имущества;

- поддержания социальной стабильности в обществе.

В настоящей Концепции отражены средства и пути достижения указанных целей по отношению к различным видам имущества. Но ее значение не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства.

Переход от идеологии массовой приватизации к механизмам пообъектного управления должен повысить качество управления предприятиями, что станет основой увеличения налоговых и неналоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Татарстан. Планомерная и системная реализация настоящей Концепции является также реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике.

Инвентаризация и классификация государственного имущества, выполнение мероприятий по повышению его ликвидности позволят создать фонд обеспечения интересов инвесторов, который должен стать серьезным инвестиционным ресурсом и инструментом вовлечения государственного имущества в инвестиционный оборот.

Следующим шагом в использовании потенциала настоящей Концепции должно стать создание процедуры представления, оценки и отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств, полученных от использования имущества, или под реализацию которых предоставляется обеспечение в виде государственного имущества, прав на него.

Предложенные в Концепции подходы к управлению государственным имуществом должны получить дальнейшее развитие и соответствующее отражение в ряде нормативных правовых актов (см. приложение), где приоритетными будут являться нормы, закрепляющие усиление роли государства в процессе регулирования правоотношений, складывающихся в связи с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности. В конечном итоге указанные тенденции должны быть направлены на достижение качественных показателей в ходе реформирования экономики, ее стабилизацию и в дальнейшем повышение жизненного уровня населения. В настоящее время акценты должны быть смещены от распределения прав собственности на предприятия к перераспределению имущественных комплексов этих организаций с точки зрения формирования эффективной структуры основных фондов.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на стратегические экономические интересы Республики Татарстан, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.

Приложение к Концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан План подготовки нормативных правовых актов по вопросам реализации Концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ | Содержание вопроса | Орган, | Ответственные | Срок | | |принимаю- | исполнители | подго-| | |щий норма-| | товки | | |тивный акт| | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ | I. В сфере управления государственными предприятиями и учреждениями | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |1. О мерах по усилению контроля|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |за деятельностью государствен-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |ных унитарных предприятий и от-|Республики|Минэкономпром Рес-| | |крытых акционерных обществ Рес-|Татарстан |публики Татарстан,| | |публики Татарстан с долей госу-| |Минсельхозпрод Рес-| | |дарства в уставном капитале | |публики Татарстан,| | | | |Минюст Республики| | | | |Татарстан | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |2. О государственных унитарных|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |предприятиях Республики Татарс-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |тан, основанных на праве хо-|Республики|Минэкономпром Рес-| | |зяйственного ведения |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарс-| | | | |тан, отраслевые ми-| | | | |нистерства и ведомс-| | | | |тва | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |3. О примерном уставе государс-|Госкомиму-|Госкомимущество Рес-|II кв. | |твенного унитарного предприятия|щество |публики Татарстан,|2000 г.| |Республики Татарстан |Республики|Минэкономпром Рес-| | | |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минюст Республики| | | | |Татарстан | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |4. О создании реестра показате-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|III кв.| |лей экономической эффективности|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |деятельности государственных|Республики|Минэкономпром Рес-| | |унитарных предприятий Республи-|Татарстан |публики Татарстан,| | |ки Татарстан и открытых акцио-| |Минфин Республики| | |нерных обществ, акции которых| |Татарстан, Минюст| | |находятся в государственной| |Республики Татарстан| | |собственности Республики Татар-| | | | |стан | | | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |5. О методике определения эко-|Кабинет |Минэкономпром Респу-|III кв.| |номических показателей эффек-|Министров |блики Татарстан, Го-|2000 г.| |тивности деятельности государс-|Республики|скомимущество Рес-| | |твенных унитарных предприятий|Татарстан |публики Татарстан,| | |Республики Татарстан и открытых| |Минфин Республики| | |акционерных обществ, акции ко-| |Татарстан, Управле-| | |торых находятся в собственности| |ние Министерства| | |Республики Татарстан | |Российской Федерации| | | | |по налогам и сборам| | | | |по Республике Та-| | | | |тарстан | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |6. О совершенствовании системы|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |оплаты труда руководителей пре-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |дприятий в Республике Татарстан|Республики|Минэкономпром Рес-| | |с утверждением: |Татарстан |публики Татарстан,| | |- положения об определении раз-| |Минсельхозпрод Рес-| | |меров заработной платы при най-| |публики Татарстан,| | |ме руководителей государствен-| |Госкомтруд Республи-| | |ных (республиканских и комму-| |ки Татарстан, Минюст| | |нальных) унитарных предприятий| |Республики Татарстан| | |и хозяйственных обществ, в ус-| | | | |тавных капиталах которых имеет-| | | | |ся вклад государства; | | | | |- примерных контрактов найма| | | | |руководителей республиканских| | | | |(коммунальных) унитарных предп-| | | | |риятий и хозяйственных обществ,| | | | |в уставных капиталах которых| | | | |имеется вклад государства; | | | | |- перечня республиканских уни-| | | | |тарных предприятий и хозяйс-| | | | |твенных обществ, руководители| | | | |которых назначаются на долж-| | | | |ность и освобождаются от долж-| | | | |ности постановлениями Кабинета| | | | |Министров Республики Татарстан.| | | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |7. О порядке назначения и дея-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |тельности руководителей респуб-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |ликанских (коммунальных) уни-|Республики|Минэкономпром Рес-| | |тарных предприятий, хозяйствен-|Татарстан |публики Татарстан,| | |ных обществ, в уставных капита-| |Минсельхозпрод Рес-| | |лах которых имеется вклад госу-| |публики Татарстан,| | |дарства, с утверждением: | |Госкомтруд Республи-| | |- порядка проведения конкурса| |ки Татарстан, Минфин| | |на замещение должности руково-| |Республики Татарс-| | |дителя республиканского (комму-| |тан, Минюст Респуб-| | |нального) унитарного предприя-| |лики Татарстан | | |тия, хозяйственного общества, в| | | | |уставном капитале которого име-| | | | |ется вклад государства; | | | | |- порядка проведения аттестации| | | | |руководителей республиканских| | | | |(коммунальных) унитарных предп-| | | | |риятий, хозяйственных обществ,| | | | |в уставных капиталах которых| | | | |имеется вклад государства. | | | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |8. Об утверждении порядка от-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |четности руководителей государ-|Министров |публики Татарстан|2000 г.| |ственных унитарных предприятий|Республики|Минэкономпром Рес-| | |и представителей государства в|Татарстан |публики Татарстан,| | |открытых акционерных обществах,| |Минюст Республики| | |акции которых находятся в госу-| |Татарстан | | |дарственной собственности Рес-| | | | |публики Татарстан | | | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |9. О проведении аудита государ-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |ственных унитарных предприятий|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |Республики Татарстан |Республики|Минэкономпром Рес-| | | |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минсельхозпрод Рес-| | | | |публики Татарстан,| | | | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ | II. В сфере управления пакетами акций, находящимися в | | государственной собственности Республики Татарстан | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |10. О совершенствовании работы|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |по представлению интересов го-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |сударства в органах управления|Республики|Минэкономпром Рес-| | |и контроля хозяйственных об-|Татарстан |публики Татарстан,| | |ществ | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ | III. В сфере приватизации государственного | | имущества Республики Татарстан | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |11. О внесении изменений и до-|Государст-|Госкомимущество Рес-| I кв. | |полнений в Закон Республики Та-|венный Со-|публики Татарстан,|2000 г.| |тарстан "О приватизации госу-|вет Респу-|Минэкономпром Рес-| | |дарственного имущества в Рес-|блики Та-|публики Татарстан,| | |публике Татарстан" |тарстан |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |12. О внесении изменений и до-|Государст-|Госкомимущество Рес-|II кв. | |полнений в Закон Республики Та-|венный Со-|публики Татарстан,|2000 г.| |тарстан "О приватизации жилищ-|вет Респу-|Минэкономпром Рес-| | |ного фонда в Республике Татарс-|блики Та-|публики Татарстан,| | |тан" |тарстан |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |13. Об оценке имущественного|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |комплекса при приватизации го-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |сударственных унитарных предп-|Республики|Минэкономпром Рес-| | |риятий в Республике Татарстан |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |14. О продаже на открытом аук-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |ционе акций, находящихся в соб-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |ственности Республики Татарстан|Республики|Минэкономпром Рес-| | | |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |15. Об утверждении положения о|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |продаже государственного иму-|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |щества Республики Татарстан на|Республики|Минэкономпром Рес-| | |торгах. |Татарстан |публики Татарстан,| | | | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ | IV. По взаимодействию органов исполнительной власти и | | отраслевых вертикально интегрированных структур в области | | управления государственным имуществом | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |16. О мерах по усилению взаимо-|Кабинет |Госкомимущество Рес-|II кв. | |действия министерств и ведомств|Министров |публики Татарстан,|2000 г.| |в сфере государственного управ-|Республики|Минэкономпром Рес-| | |ления отраслями экономики Рес-|Татарстан |публики Татарстан,| | |публики Татарстан. | |Минфин Республики| | | | |Татарстан, Минюст| | | | |Республики Татарстан| | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+ |17. О примерном соглашении Гос-|Госкомиму-|Госкомимущество Рес-|II кв. | |комимущества Республики Татарс-|щество |публики Татарстан |2000 г.| |тан с министерствами, ведомс-|Республики| | | |твами и организациями об управ-|Татарстан | | | |лении государственным имущест-| | | | |вом. | | | | +-------------------------------+----------+--------------------+-------+