ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2000 г. № 921 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" в части обеспечения своевременного опо- вещения и информирования населения, передачи сигналов гражданской обо- роны и распоряжений руководящих органов гражданской обороны Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения граж- данской обороны Республики Татарстан.

2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситу- ациям Республики Татарстан, Государственной телевизионной и радиовеща- тельной компании "Татарстан", руководителям предприятий связи, телера- диовещательных компаний независимо от форм собственности и ведомствен- ной принадлежности, руководителям - начальникам гражданской обороны объектов экономики обеспечить выполнение требований Положения, утверж- денного пунктом 1 настоящего постановления.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на за- местителя Премьер - министра Республики Татарстан В.А.Швецова.

Премьер - министр Республики Татарстан Р.МИННИХАНОВ Заместитель Премьер - министра Республики Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.ФАТТАХОВ Утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2000 г. № 921 ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Общие положения Настоящее положение разработано в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" в соот- ветствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О радиа- ционной безопасности населения", "О связи"; постановлений Правительст- ва Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 177 "Об утверждении По- ложения о порядке использования действующих радиовещательных и телеви- зионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 года № 178 "О создании локальных систем оповещения в райо- нах размещения потенциально опасных объектов" и для формирования еди- ного производственно - технического комплекса государственных элект- ронных средств массовой информации и других телерадиовещательных ком- паний и операторов связи, осуществляющих свою деятельность на террито- рии Республики Татарстан, при введении в действие мероприятий по пре- дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера.

Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и меха- низм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обороны.

Системы оповещения гражданской обороны являются составной частью системы управления гражданской обороной Республики Татарстан и предс- тавляют собой организационно - техническое объединение сил и специаль- ных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

Системы оповещения гражданской обороны включают в себя федераль- ную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в пос- тоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обо- роны являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в республиканских и местных органах государственного управ- ления Республики Татарстан, на соответствующих территориях и в органи- зациях.

Главы республиканских и местных органов государственного управле- ния Республики Татарстан, руководители органов местного самоуправле- ния, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовнос- ти к задействованию систем оповещения гражданской обороны.

Порядок задействования систем оповещения гражданской обороны Системы оповещения гражданской обороны должны организационно и технически взаимоувязываться с системами оповещения Министерства обо- роны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, призванных решать задачи в области гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населения имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио-, теле- и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственнос- ти.

Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются опера- тивными дежурными службами органов, осуществляющих управление граж- данской обороной, вне очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении каналов, средств связи и оповещения.

При совпадении времени передачи правительственных сообщений и оповещения населения очередность их передачи из радиостудий специаль- ных объектов определяет Президент Республики Татарстан или Премьер - министр Республики Татарстан по согласованию с федеральными органами власти.

При решении задач гражданской обороны распоряжения, сигналы и ин- формация оповещения доводятся по системе оповещения гражданской оборо- ны с использованием всех существующих каналов и видов связи, сетей об- щего пользования, а также сетей других предприятий, представляющих ус- луги связи, с использованием сетей радио-, телеи проводного вещания.

Максимально используются возможности созданных заблаговременно в мир- ное время сетей радио-, теле- и проводного вещания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирова- ния населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".

При проведении мероприятий гражданской обороны, с момента объяв- ления войны, фактического начала военных действий или введения Прези- дентом Российской Федерации военного положения на территории Российс- кой Федерации или в отдельных ее местностях, во время стихийных бедс- твий, карантина и других чрезвычайных ситуаций, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответствую- щие начальники гражданской обороны на подведомственных территориях имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио-, теле- и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности с целью передачи информации и сигналов оповещения.

Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и при необхо- димости до населения с последующим докладом соответствующему начальни- ку гражданской обороны (лицу, его замещающему).

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.

В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных тех- нических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями проводного и эфирного радиовещания.

В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и кана- лов общегосударственной и ведомственных сетей связи, а также сетей ве- щания.

Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

Начальники гражданской обороны объектов экономики должны предус- мотреть достаточное количество радиотрансляционных точек на объектах экономики, обеспечивающих своевременную передачу сигнала гражданской обороны и информации о чрезвычайных ситуациях для рабочих и служащих.

Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и те- левизионных станций (независимо от форм собственности) с перерывом ве- щательной программы осуществляется оперативной дежурной службой Минис- терства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Респуб- лики Татарстан с разрешения начальника гражданской обороны Республики Татарстан (лица, его замещающего) только для оповещения и информирова- ния населения в речевой форме.

Речевая информация передается населению с перерывом программ ве- щания длительностью не более 5 минут. Допускается 2 - 3-кратное повто- рение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться профессиональ- ными дикторами из студий вещания на татарском и русском языках.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой пере- дачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативной дежурной службы органов, осуществляющих управление гражданской оборо- ной.

Взаимодействие оперативных дежурных служб Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, других ведомств и организаций, участвующих в передаче сигналов (распо- ряжений) и информации оповещения, организуется в соответствии с реше- нием соответствующего начальника гражданской обороны и инструкциями, согласованными с заинтересованными ведомствами и организациями.

Порядок задействования системы оповещения гражданской обороны, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, от- ветственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решениями начальников гражданской обороны на соответствующем уровне управления.

Решение о задействовании системы оповещения гражданской обороны разрабатывается органом, осуществляющим управление гражданской оборо- ной, совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны во взаимодействии с руководством Государственной телевизионной и радиове- щательной компании "Татарстан" (далее - ГТРК "Татарстан").

Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) за- действования систем оповещения гражданской обороны докладывают в Ми- нистерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рес- публики Татарстан.

Создание, совершенствование и поддержание в готовности систем оповещения гражданской обороны Системы оповещения гражданской обороны создаются заблаговременно в мирное время.

Республиканская система оповещения гражданской обороны Республики Татарстан создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерством связи Республики Татарс- тан, ГТРК "Татарстан" и другими телерадиовещательными компаниями под руководством Начальника гражданской обороны Республики Татарстан.

Система оповещения гражданской обороны Республики Татарстан долж- на организационно, технически и программно сопрягаться с Приволжской региональной системой оповещения гражданской обороны.

Технические параметры (характеристики) сопряжения системы опове- щения гражданской обороны Республики Татарстан с системами оповещения других органов исполнительной власти и организаций должны соответство- вать техническим параметрам (характеристикам) сетей связи общего поль- зования.

Местные системы оповещения гражданской обороны создаются, совер- шенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны орга- нами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, местных (муниципальных) телерадиокомпаний.

Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения гражданской обороны создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданс- кой обороны или органами, осуществляющими управление гражданской обо- роной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны, местных (муниципальных) телерадиокомпаний.

Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Республики Татарстан.

Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью системы оповещения гражданской обо- роны Республики Татарстан и должны организационно, технически и прог- раммно сопрягаться с ней.

Республиканская и локальные системы оповещения должны обеспечи- вать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

Местные и объектовые системы оповещения гражданской обороны долж- ны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповеще- ния.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы оповещения и связи гражданской обороны, ГТРК "Татарстан" и другие те- лерадиовещательные компании проводят комплекс организационно - техни- ческих мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения гражданской обороны Республики Татарстан.

В целях обеспечения устойчивого функционирования системы оповеще- ния гражданской обороны при ее создании предусматриваются:

- доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких обособленных защищенных пунктов управления;

- возможность использования обходных линий связи;

- размещение средств связи и оповещения на защищенных пунктах уп- равления;

- создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

Для оповещения и информирования населения Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан сов- местно с ГТРК "Татарстан", другими телерадиокомпаниями использует заб- лаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания.

Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения созда- ют и поддерживают в готовности к задействованию республиканские, мест- ные и объектовые органы управления гражданской обороной в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны.

Номенклатуру, объем, места размещения, а также порядок накопле- ния, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения оп- ределяет создающий их орган по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации или Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

В целях поддержания в готовности систем оповещения гражданской обороны проводят проверки их работоспособности и организуют эксплуата- ционно - техническое обслуживание.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, планируют и проводят проверки работоспособности систем оповещения гражданской обороны своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.

Периодичность проведения проверок определяет своим решением соот- ветствующий начальник гражданской обороны.

Проверки работоспособности систем оповещения гражданской обороны всех уровней управлений гражданской обороной проводятся с целью:

- поддержания систем оповещения гражданской обороны в постоянной готовности к задействованию;

- оценки состояния систем оповещения гражданской обороны и их ра- ботоспособности к выполнению задач по предназначению.

Виды и периодичность проверок работоспособности систем оповещения гражданской обороны всех уровней управления гражданской обороной:

- комплексные проверки технического состояния систем оповещения гражданской обороны с доведением проверочных сигналов и информации до подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и проживающего на данной территории населения - один раз в год;

- выборочные проверки технического состояния систем оповещения гражданской обороны с доведением проверочных сигналов и информации до подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и проживающего на данной территории населения - один раз в год;

- выборочные проверки технического состояния аппаратуры оповеще- ния, дистанционного управления и электросирен автоматизированных сис- тем централизованного оповещения - один раз в квартал;

- проверки организации содержания (эксплуатационно - технического обслуживания) автоматизированных систем централизованного оповещения - один раз в месяц;

- технические проверки готовности к задействованию аппаратуры оповещения и дистанционного управления автоматизированного оповещения проводятся ежедневно в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, ежемесячно - в городе (районе);

- контрольные проверки систем оповещения гражданской обороны - во время проверок органов гражданской обороны;

- внеплановые проверки систем оповещения гражданской обороны - во время внеплановых проверок органов гражданской обороны.

Решением соответствующего начальника гражданской обороны для про- ведения проверки систем оповещения гражданской обороны, за исключением технических проверок готовности к задействованию аппаратуры оповещения и дистанционного управления автоматизированных систем централизованно- го оповещения гражданской обороны одного уровня управления, создается комиссия с обязательным включением в нее представителей соответствую- щего органа, осуществляющего управление гражданской обороной, службы оповещения и связи гражданской обороны, а также организаций связи, осуществляющих эксплуатационно - техническое обслуживание данной сис- темы оповещения гражданской обороны.

Результаты проведения проверки оформляются актом. Акт утверждает- ся начальником гражданской обороны, назначившим комиссию по проверке.

В целях поддержания аппаратуры оповещения и дистанционного управ- ления автоматизированных систем централизованного оповещения гражданс- кой обороны всех уровней управления в постоянной готовности решениями соответствующих начальников гражданской обороны проводятся периодичес- кие технические проверки их готовности к задействованию путем передачи сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с последующей за- писью результатов проверки в эксплуатационную документацию.

Перед проведением указанных проверок обязательно проводится комп- лекс организационно - технических мероприятий с целью исключения не- санкционированного запуска систем оповещения гражданской обороны всех уровней управления гражданской обороной.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с руководством ГТРК "Татарстан" и другими телерадио- компаниями. При этом проведение проверок с перерывом вещательных прог- рамм запрещается.

Эксплуатационно - техническое обслуживание средств оповещения ор- ганизуется Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и проводится предприятиями связи на до- говорных условиях.

Руководство организацией оповещения Общее руководство организацией оповещения осуществляется началь- никами гражданской обороны через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и службы оповещения и связи гражданской обороны соответствующего уровня.

Непосредственное руководство осуществляется:

- на территориальном уровне управления гражданской обороной - Ми- нистерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рес- публики Татарстан во взаимодействии с Министерством связи Республики Татарстан, ГТРК "Татарстан" и другими телерадиокомпаниями, ведущими свою деятельность на территории Республики Татарстан, в части исполь- зования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

- на местном уровне управления гражданской обороной - органами управления гражданской обороной на территории городов и районов во взаимодействии с городскими и районными организациями отрасли связи, ведомственными сетями связи, местными (муниципальными) телерадиокомпа- ниями в части использования сетей связи и сетей вещания. операторов независимо от форм собственности.

Порядок оповещения и информирования руководящего состава, органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны, а также населения Сигналы (распоряжения) о приведении гражданской обороны в готов- ность, об угрозе нападения противника и начале эвакуации до руководя- щего состава гражданской обороны и сил гражданской обороны доводятся оперативными дежурными службами органов управления гражданской обороны соответствующего уровня по существующей системе централизованного опо- вещения и всем имеющимся каналам системы связи гражданской обороны в установленном порядке.

Подчиненные органы управления гражданской обороной и силы граж- данской обороны подтверждают получение сигналов (распоряжений) и дово- дят их до своего руководящего состава и подчиненных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подразделений.

Сигналы (распоряжения) передаются в системах централизованного оповещения соответствующего уровня управления гражданской обороной вне очереди с использованием автоматизированных систем централизованного оповещения циркулярно и выборочно (по направлениям) с городских и за- городных пунктов управления.

Оповещение руководящего состава и служб гражданской обороны, структурных подразделений соответствующего органа управления гражданс- кой обороной осуществляется по служебным и квартирным телефонам с ис- пользованием стоек циркулярного вызова, автоматизированных систем свя- зи путем прямого оповещения по телефонам, посыльными, звуковыми и дру- гими сигналами.

Оповещение и информирование населения о воздушной опасности, ра- диоактивном, химическом и бактериологическом заражении осуществляется на основании решения Начальника гражданской обороны Республики Татарс- тан, города или района оперативно - дежурной сменой органов управления гражданской обороны. Оповещение производится передачей сигнала "Внима- ние всем", передаваемого по автоматизированной системе централизован- ного оповещения с помощью дистанционно управляемых электросирен. Рече- вая информация для населения передается по действующим сетям радио-, теле- и проводного вещания независимо от их ведомственной принадлеж- ности и форм собственности.

Для дублирования сигналов оповещения населения и работающего пер- сонала организаций используются локальные системы оповещения в районах размещения организаций, включенных в реестр потенциально опасных объ- ектов, системы оповещения объектов (организаций), подвижные и носимые громкоговорящие установки, производственные и транспортные гудки, руч- ные сирены.

Оповещение о начале эвакуации населения организуется в установ- ленном порядке по месту работы, учебы и жительства начальниками граж- данской обороны организаций и руководителями жилищно - эксплуатацион- ных органов.

Основным способом оповещения и информирования населения об угрозе воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражениях, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера является передача речевой информации с использованием сетей радио-, теле- и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирова- ния населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".

Дополнительным способом оповещения и информирования населения яв- ляются автомашины РОВД, оборудованные громкоговорящими системами, за- действование которых осуществляется распоряжениями начальников граж- данской обороны или начальников органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующих районов.

Во всех случаях задействования системы централизованного оповеще- ния гражданской обороны с включением электросирен до населения немед- ленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам радио-, теле- и проводного вещания, при этом факт перерыва вещательной программы должен фиксироваться дежурными службами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органов теле- вещания.

Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци- ям.

В целях сокращения сроков доведения информации населению, находя- щемуся на транспортных узлах (железнодорожных вокзалах, аэропортах, речных и морских портах) и в транспортных средствах (поездах, самоле- тах, судах), решением начальников гражданской обороны Республики Та- тарстан, городов и районов оповещение указанного населения возлагается на начальника гражданской обороны соответствующей транспортной органи- зации. При этом предусматривается возможность оповещения указанного населения также и республиканскими органами управления гражданской обороны.

Обязанности органов, осуществляющих управление гражданской обороной, организаций связи Министерства связи Республики Татарстан, ГТРК "Татарстан" и ее дочерних государственных унитарных предприятий и филиалов по оповещению и информированию населения Органы, осуществляющие управление гражданской обороной на терри- ториях Республики Татарстан, в городах (городских и сельских районах):

- разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и инфор- мирования населения и организуют их запись на магнитные носители;

- организуют и проводят подготовку оперативных дежурных служб ор- ганов управления гражданской обороной;

- планируют и проводят совместно с организациями Министерства связи Республики Татарстан, ГТРК "Татарстан" и ее дочерними государс- твенными унитарными предприятиями и филиалами проверки систем оповеще- ния гражданской обороны, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

- представляют заявки в организации Госкомсвязи Российской Феде- рации о выделении соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление гражданской обороной, к объектам вещания;

- разрабатывают совместно с организациями Министерства связи Рес- публики Татарстан, ГТРК "Татарстан" и другими телерадиовещательными компаниями порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов информации оповещения.

Организации связи:

- обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;

- организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;

- осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов связи.

ГТРК "Татарстан" и ее дочерние государственные унитарные предпри- ятия и филиалы:

- организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских служб) и обслуживающего персонала объектов вещания;

- обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;

- определяют по заявкам органов, осуществляющих управление граж- данской обороной, перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для оповещения населения;

- организуют и осуществляют подготовку эксплуатационного персона- ла объектов вещания;

- проводят по заявкам органов, осуществляющих управление граж- данской обороной, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;

- обеспечивают установку в определенных местах специальной аппа- ратуры для ввода сигналов и информации оповещения гражданской обороны в программы вещания;

- обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

Порядок финансирования систем оповещения гражданской обороны Системы оповещения гражданской обороны на республиканском и мест- ном уровнях управления гражданской обороной создаются и совершенству- ются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим их возмещением в порядке, определенном Прави- тельством Российской Федерации на финансирование мероприятий по граж- данской обороне.

Финансирование работ по созданию систем оповещения объектов (ор- ганизаций), в том числе и локальных систем оповещения в районах разме- щения потенциально опасных объектов, осуществляется:

- при строительстве новых объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;

- на действующих объектах, осуществляющих хозяйственную деятель- ность, - за счет собственных средств организаций, в собственности ко- торых находятся указанные объекты;

- на действующих объектах, находящихся на бюджетном финансирова- нии, - за счет средств соответствующих бюджетов.

Покрытие расходов предприятий связи, связанных с эксплуатационно - техническим обслуживанием республиканской системы оповещения граж- данской обороны, осуществляется республиканским органом по делам граж- данской обороны и чрезвычайным ситуациям на договорной основе.

Расходы на создание и содержание запасов мобильных средств опове- щения, понесенные органами государственного управления Республики Та- тарстан и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Прави- тельством Российской Федерации на финансирование мероприятий по граж- данской обороне.

Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и со- держания систем оповещения гражданской обороны, создания и содержания запасов средств оповещения всех уровней управления гражданской оборо- ной осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарс- тан.

Основные задачи систем оповещения гражданской обороны Основной задачей республиканской системы оповещения гражданской обороны является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и ин- формации оповещения от Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан до:

- оперативных дежурных управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям категорированных городов и начальников управле- ний и отделов гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям некатегори- рованных городов и сельских районов;

- руководящего состава гражданской обороны городов и районов Рес- публики Татарстан, а также до руководителей республиканских служб гражданской обороны;

- оперативно - дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и эко- номическое значение или представляющих высокую степень опасности воз- никновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

- населения, проживающего на территории Республики Татарстан.

Основной задачей городских, районных систем оповещения гражданс- кой обороны является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от управлений и отделов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, городского или сельского ра- йона до:

- оперативно - дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и эко- номическое значение или представляющих высокую степень опасности воз- никновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

- начальников гражданской обороны городов, городских или сельских районов, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны;

- населения, проживающего на территории городов, городских или сельских районов.

Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

- руководителей и персонала объекта;

- объектовых сил и служб гражданской обороны;

- руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), располо- женных в зоне действия локальной системы оповещения;

- оперативно - дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории Республики Татарстан, городов, го- родских или сельских районов;

- населения, проживающего в зоне действия локальной системы опо- вещения.

Основной задачей объектовой системы оповещения гражданской оборо- ны является доведение сигналов и информации оповещения до:

- руководителей и персонала объекта;

- объектовых сил и служб гражданской обороны.

Порядок задействования конкретной системы оповещения гражданской обороны, организация оповещения руководящего состава гражданской обо- роны и ее служб, подчиненных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и сил гражданской обороны, проживаю- щего на данной территории населения, силы и средства, привлекаемые для оповещения и информирования, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением начальника гражданской обороны соответствующего уровня управления (республиканского, городского, ра- йонного, объектового).

Решение о задействовании системы оповещения гражданской обороны разрабатывается:

а) на республиканском уровне - Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с Ми- нистерством связи Республики Татарстан - службой оповещения и связи гражданской обороны Республики Татарстан. Решение оформляется отдель- ным документом и утверждается Начальником гражданской обороны Респуб- лики Татарстан;

б) на уровне города (городского или сельского района) - управле- нием (отделом) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям совместно со службой оповещения и связи города (городского или сель- ского района, райцентров). Решение оформляется отдельным документом и утверждается начальником гражданской обороны - главой администрации города (городского или сельского района);

в) на объектовом уровне - начальником штаба гражданской обороны.

Решение оформляется отдельным документом и утверждается приказом на- чальника гражданской обороны - руководителем объекта.