ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО ХУРАЛА (ПАРЛАМЕНТА) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2000 год Обсудив представленный Правительством Республики Тыва Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2000 год, Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва отмечает, что данный документ разработан на основе анализа экономической ситуации в 1999 году, с учетом намерений министерств и ведомств, а также условий развития экономики Российской Федерации.

Основные показатели, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития республики на 1999 год, подтвердились. Объем валового регионального продукта вырос на 2,4 процента. Превышены прогнозные показатели в действующих ценах по объему промышленной, сельскохозяйственной продукции. Увеличились объемы жилищного строительства, улучшились показатели работы транспорта.

Тем не менее, кардинального изменения экономической ситуации пока не произошло. Из 47 крупных и средних предприятий на 31 снижены объемы производства. Не удалось добиться устойчивой работы разреза "Каа-Хемский". В сложном положении находятся предприятия энергетической отрасли.

Не оправдались прогнозные показатели в промышленности стройматериалов. Предполагалось в 1999 году увеличить производство асбеста в 6,7 раз, но фактически объем производства снизился на 42,7 процента.

В легкой промышленности, согласно прогнозу на 1999 год, ожидалось увеличение объема производства в 1,4 раза. Фактически выпуск продукции снизился на 7,4 процента.

Акционерным обществом "Тыва алгы" в 1999 году был получен льготный целевой кредит из спецфонда агропромышленного комплекса.

Но этих средств оказалось недостаточно, чтобы оправдать прогнозные показатели. Вместо прогнозируемых 50 тысяч кв.м.

ковровых изделий и 200 тонн шерстяной пряжи выпущено 3 тысячи кв.м.ковровых изделий и 14,7 тонн пряжи.

По прогнозу на 1999 год объем выпуска пищевой продукции должен был составить 115,1 процента к 1998 году. Фактически составил 106,3 процента.

Предполагалось, что производство мяса, колбасных и макаронных изделий останется на уровне 1998 года. Однако фактически производство мяса составило 74,1 процента, колбасных изделий - 36,8 процента, макаронных изделий - 59,2 процента.

В прогнозе на 1999 год отмечалось, что ведущее место по объему выпускаемой продукции среди крупных и средних предприятий пищевой продукции сохраняют Кызылский хлебокомбинат и АОТувахлебопродукты", и что эти предприятия имеют резервы и возможности для более эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Однако за 1999 год Кызылский хлебокомбинат снизил выпуск пищевой продукции в 2,2 раза.

Объем товарооборота в 1999 году в сопоставимых ценах должен был составить 101 процент к уровню 1998 года, фактически он составил 81,6 процента. Объем реализации платных услуг прогнозировался в сумме 279 млн.рублей, фактически составил 201 млн.рублей, или 86,7 процента к уровню 1998 года в сопоставимых ценах.

Хотя номинальные денежные доходы населения в 1999 году увеличились, в результате роста потребительских цен и прожиточного минимума реальные денежные доходы снизились на 13,3 процента.

Главной целью социально-экономического развития республики в 2000 году должно стать обеспечение роста уровня жизни населения на основе увеличения объемов и повышения эффективности производства в реальном секторе экономики и увеличения доходной части бюджета.

Увеличение денежных доходов должно составить 16,6 процентов.

В то же время темпы роста инфляции прогнозируются в размере 20 процентов, т.е. в прогноз заложено снижение жизненного уровня населения.

В 2000 году прогнозируется рост валового регионального продукта на 6 процентов. Объем промышленного производства увеличится на 12 процентов. Увеличатся объемы розничного товарооборота, реализации платных услуг.

Прогнозируется увеличение общего объема производства сельскохозяйственной продукции на 5 процентов. Причем темп роста производства в хозяйствах общественного сектора прогнозируется на 10 процентов, тогда как в крестьянских - на 5,7, в личных хозяйствах населения - на 4,1 процента. Согласно прогнозу десятипроцентный рост будет достигнут в сельхозпредприятиях в основном за счет увеличения валового сбора зерна в 3,5 раза. Но по состоянию на 15 марта это производство не обеспечено ресурсами - не хватает семян, не завезены горюче-смазочные материалы, не подготовлены земля и техника. Есть только намерения завезти из-за пределов республики семена и ГСМ, договор на поставки семян еще не подписан всеми сторонами, по ГСМ только определен лимит поставок.

Производство продукции животноводства преобладает в хозяйствах частного сектора. В связи с этим Верховный Хурал одобряет намерения Правительства Республики Тыва всячески поддержать личные подсобные хозяйства и аратские (крестьянские) хозяйства. Наряду с дотированием маточного поголовья скота намечаются меры агротехнического, ветеринарного обслуживания этих хозяйств, поставки им племенного скота, прокат техники.

Осуществление этих мер будет зависеть от уровня финансовой поддержки всего агропромышленного комплекса в основном из федерального бюджета, лимит ассигнований из которого ожидается в сумме 19,7 млн.рублей. Возлагаются надежды на то, что из бюджета развития Российской Федерации будет оказана поддержка на сумму около 80 млн.рублей. Из этих средств 28,8 млн.рублей намечается направить на проектирование и строительство нефтебазы для предприятий АПК республики, тогда как не используемые, с пустующими емкостями нефтебазы в республике имеются.

В Прогнозе указаны приоритетные направления деятельности Правительства Республики Тыва в области улучшения использования природных ресурсов - лесном, водном, охотничьем, рыбном хозяйствах. Но не нашли отражения меры по развитию земельной реформы, по осуществлению кадастровой оценки земель, проведение которой постановлением Правительства Российской Федерации № 945 от 25 августа 1999 года намечено на 1999-2001 годы.

В Прогнозе социально-экономического развития республики недостаточно обозначены меры по взаимодействию Правительства Республики Тыва с органами местного самоуправления в проведении жилищно-коммунальной, бюджетной, налоговой и социальной реформ.

Не отражены в Прогнозе на 2000 год проблемы малого предпринимательства, которое имеет немаловажное значение для развития экономики республики.

Учитывая вышеизложенное, а также замечания и предложения, высказанные депутатами Верховного Хурала в ходе обсуждения Прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2000 год, Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва постановляет:

1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2000 год.

2. Правительству Республики Тыва осуществить организационные и экономические меры, обеспечивающие прогнозируемый уровень развития Республики Тыва на 2000 год.

Председатель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва Ш. Кара-оол г. Кызыл 16 марта 2000 года № 462