РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ЗАКОН Отменен - Закон Республики Хакасия от 10.05.2001 г. № 20 О лесе (В редакции Закона Республики Хакасия от 17.02.98 г. № 26) Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Настоящий Закон регулирует правовые отношения в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Раздел 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Лесное законодательство Республики Хакасия Лесные отношения в Республике Хакасия регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации, Республики Хакасия и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции. Решения органов местного самоуправления не должны противоречить настоящему Закону.

Статья 2. Лесной фонд Республики Хакасия Все леса, а также не покрытые лесной растительностью земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Хакасия.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Хакасия.

Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Республики Хакасия осуществляется как в интересах народов, проживающих на ее территории, так и всех народов Российской Федерации. В составе земель лесного фонда Республики Хакасия выделяются:

- лесные земли (покрытые лесом, а также непокрытые лесом - необлесившиеся вырубки, гари, родины, прогалины и т.п.); - нелесные земли (дороги, квартальные просеки и т. п.).

В лесной фонд не входят:

- защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; - защитные насаждения на полосах отвода (отчуждений) железных и автомобильных дорог;

- озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах;

- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Использование указанных насаждений, уход за ними и их охрана регулируются иными законодательными актами.

Статья 3. Компетенция Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений Компетенция Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений предусмотрена статьей 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации.

Статья 4. (Утратила силу - Закон Республики Хакасия от 17.02.98 г. № 26) Статья 5. (Утратила силу - Закон Республики Хакасия от 17.02.98 г. № 26) Статья 6. Компетенция районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1. Участие в разработке федеральных и республиканских программ развития лесного хозяйства.

2. Согласование с соответствующими органами государственного управления Республики Хакасия принципов определения ставок и размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом.

3. Установление ставок и размеров арендной платы и дифференцированных ставок лесных податей в пределах, установленных Российской Федерацией.

4. Предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных платежей и арендной платы.

5. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда, при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.

6. Контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

7. Определение форм выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы).

8. Регулирование побочных лесных пользований.

9. Ограничение, приостановление или прекращение права пользования лесным фондом в установленном порядке. Статья 7. Компетенция районных (городских администраций в сфере регулирования лесных отношений Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1. Учет лесного фонда.

2. Распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд. 3. Организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защита их от вредителей и болезней. 4. Осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования воспроизводства, охраны и защиты лесов. 5. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решений о предоставлении участников лесного фонда в краткосрочное пользование при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.

6. Ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке. 7. Организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование.

Статья 8. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны защиты лесов Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Хакасия осуществляется органами исполнительной власти Республики Хакасия и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.

В систему специально уполномоченных органов государственного управления лесным хозяйством Республики Хакасия входят: государственный орган управления лесным хозяйством Республики Хакасия и местные подразделения - лесхозы, лесничества. Государственный орган управления лесным хозяйством Республики Хакасия и его подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесов и вести ее переработку.

Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством Республики Хакасия регламентируется положением, утвержденным Советом Министров Республики Хакасия. Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов Задачей государственного контроля за состоянием использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на Верховный Совет Республики Хакасия государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы окружающей природной среды. Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Статья 10. Владение лесным фондом Лесной фонд находится во владении лесхозов, сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Статья 11. Функции владельцев лесного фонда В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:

1. Учет лесного фонда.

2. Предоставление участков лесного фонда на основании совместного с районным (городскими Советом народных депутатов решения в долгосрочное пользование (аренду) по согласованию с органами охраны окружающей природной среды. 3. Предоставление на основании совместного с районной (городской) администрацией решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование. 4. Ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров).

5. Обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны. 6. Воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом. 7. Проведение рубок промежуточного пользования, заготовка продукции сельхозназначения и побочного пользования с последующей переработкой полученных лесных и сельскохозяйственных ресурсов в собственных вспомогательных цехах.

8. Противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними. 9. Контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства.

10. Привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения.

Раздел 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 12. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека; - многоцелевое непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции; - воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

- рациональное использование земель лесного фонда;

- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта.

Статья 13. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Республике Хакасия относится к первой, второй и третьей группам лесов. Статья 14. Леса первой группы К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие следующие категории защитности: - водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; - защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и республиканского значения, другие леса в степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

- санитарно-гигиенические и оздоровительные - лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов; - леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны;

- леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки. Статья 15. Леса второй группы Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.

Статья 16. Леса третьей группы К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов. Статья 17. Лесопользование в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд В защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут проводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки. Проведение всех видов рубок независимо от форм собственности на защитные лесные насаждения и другую древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд должно осуществляться по разрешению нов местного самоуправления.

Контроль за проведением рубок возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством.

Статья 18. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов и категории защитности При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности.

В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом (берегозащитные) участки леса вдоль рек, озер и других водных объектов, полосы леса в горах вдоль верхней его границы, опушки леса по границе с безлесными территориями , места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и другие). Статья 19. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Отнесение лесов к защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к другим лесам в лесостепных и малолесных горных районах, имеющим важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую может производиться Советом Министров Республики Хакасия. Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесным хозяйством Республики Хакасия на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются Советом Министров Республики Хакасия. В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.

Статья 20. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных , экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках. Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями. Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом правления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 21. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения Расчетная лесосека по рубкам главного пользования по каждому лесхозу, сельскохозяйственному формированию рассчитывается при лесоустройстве раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.

Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти Республики Хакасия и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации. Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территориях двух или нескольких административных районов, расчетная лесосоека рассчитывается и утверждается по каждому району. При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.

Статья 22. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации. При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) Советами на родных депутатов на основании кадастровой оценки изымаемого участка, и направляется в районный бюджет района (городской бюджет города).

Статья 23. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством Республики Хакасия.

Статья 24. Порядок использования леса при изъятии земельных участков, занятых лесами для государственных или общественных нужд При изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд государственные органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса о порядке использования получаемой при этом древесины на основе предложений государственных органов управления лесным хозяйством.

При необходимости вырубки леса вопрос о вырубке леса и порядке использования получаемой при этом древесины решается государственным органом, принявшим решение об изъятии земельного участка.

Предприятия, учреждения и организации, которым предоставляются земельные участки без права вырубки леса, обязаны обеспечить сохранность леса и уход за ним. Статья 25. Согласование мест и проект строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должно производиться на основе заключений государственной экологической экспертизы, согласовываться с правительством Республики Хакасия, администрацией районов (городов), государственными органами лесного хозяйства и другими заинтересованными органами. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов согласовываются с государственными органами лесного хозяйства и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Хакасия.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Статья 26. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства Места строительства объектов, строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов. иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесном фонде, влияющие на состояние и воспроизводство лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с органами исполнительной власти Республики Хакасия, государственными органами управления лесным хозяйством, государственными органами охраны окружающей природной среды.

Раздел 3 ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ Статья 27. Виды пользования лесным фондом В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки); 4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа и другие виды побочных лесных пользований);

5) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

6) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;

7) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Статья 28. Сроки пользования лесным фондом Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке. Статья 29. Лесопользователи Лесопользователями в Республике Хакасия могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасии. Статья 30. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование Участки лесного фонда предоставляют пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется районными (городскими) Советами народных депутатов.

Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Республики Хакасия.

Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться гласно с учетом защиты интересов местного населения. Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензий, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование, устанавливаются Верховным Советом Республики Хакасия, по предложению государственного органа управления лесным хозяйством Республики Хакасия.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.

Статья 31. Пребывание граждан в лесах Граждане имеют право на свободное и бесплатное посещение леса для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, сроки и способы заготовки лекарственно-технического сырья, ягод, ореха, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц, нор и убежищ зверей и других лесонарушений.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Ограничение производится в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парках и на других особо охраняемых территориях, в соответствии с установленным в них режимом лесопользования.

Статья 32. Антимонопольные требования Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:

ограничение вопреки условиям лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим Законом;

уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;

дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;

дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Статья 33. Аренда участков лесного фонда Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и владельцев лесного фонда.

Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся во владении сельскохозяйственных формирований, - этими владельцами лесного фонда.

Субаренда участков лесного фонда запрещается.

Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, обязан выполнять лесовосстановительные и противопожарные мероприятия.

Положения об аренде участков лесного фонда утверждаются Правительством Российской Федерации и Советом Министров Республики Хакасия.

Статья 34. Лицензия на пользование лесным фондом Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями между владельцем лесного фонда и лесопользователем должна содержать: - описание границ участка лесного фонда;

- виды, размеры и порядок лесных пользований;

- сроки аренды;

- обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- размер арендной платы и сроки ее внесения;

- характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии;

- объемы поставок на государственные нужды.

Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему Закону. Лицензия выдается лесхозом, а в лесах, находящихся во владении сельскохозяйственных формирований, - этими владельцами лесного фонда на основании совместного решения с районным (городским) Советом народных депутатов.

Статья 35. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления , леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом. Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов. Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон. Форма лесорубочного билета, форма ордера и форма лесного билета утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Права лесопользователей Лесопользователи имеют право:

- осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;

- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;

- осуществлять в установленном порядке строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры, связанной с пользованием лесным фондом.

Статья 37. Обязанности лесопользователей Лесопользователи обязаны:

- вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов; - соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение; - не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки; - производить очистку лесосек от порубочных остатков;

- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;

- проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ; - осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет; - выполнять условия, установленные лицензией;

- своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;

- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции; - предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики. Статья 38. Защита и гарантии прав лесопользователей Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.

Нарушенные права лесопользователей под лежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде. Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Хакасия. При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием. Статья 39. Основания прекращения пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:

1) истечения установленного в разрешительных документах срока пользования;

2) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;

3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.

Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;

2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;

3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);

4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах; 5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;

6) систематического (более двух раз) не внесения платежей за пользование участками лесного фонда;

7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом; 8) возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.

Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или другими органами, выдавшими эти разрешительные документы.

При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.

Статья 40. Порядок прекращения права пользования лесным фондом В случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3 и 7 части второй статьи 39 настоящего Закона, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия соответствующим органом власти решения об этом с уведомлением лесопользователям в письменной форме.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 39 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй статьи 39, - соответствующим органом власти совместно с органом управления лесным хозяйством по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и непринятии с его стороны мер по их устранению. Статья 41. Основания приостановления, ограничения права пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях: - нарушения лесопользователем условии, предусмотренных в разрешительном документе;

- невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд. Статья 42. Отказ в предоставлении лесного фонда в пользование Отказ в предоставлении лесного фонда в пользование может последовать в случаях:

1. заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

2. заявка на лесопользование подана не в соответствии с требованиями Положения об аренде участков лесного фонда; 3. заявитель не представил и не может представить доказательства того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами, а также квалифицированными специалистами для осуществления лесных пользований.

Статья 43. Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства владельцам лесного фонда Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства владельцам лесного фонда осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Статья 44. Виды рубок леса при заготовке древесины Заготовка древесины в лесах осуществляется:

- в порядке рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных насаждениях;

- при проведении рубок ухода за лесом и санитарных рубок, осуществляемых лесхозами и другими владельцами лесного фонда по рекомендациям лесоустройства;

- при проведении прочих рубок (поисково-геологоразведочные и строительные работы, уборка горельников, ветровальников, прокладка трубопроводов, дорог и др.).

Статья 45. Способы и виды рубок в зависимости от группы лесов и категории защитности Рубки главного пользования в лесах третьей группы проводятся способами, направленными на эффективную эксплуатацию лесов без нарушения экологической обстановки и способствующими своевременному восстановлению их хозяйственно-ценными, древесными породами. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственноценными древесными породами, сохранение экологических условий, защитных и водоохранных свойств лесов, а также позволяющими при этом вести эффективную эксплуатацию. В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, водоохранных, защитных и других полезных природных свойств лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойной и спелой древесины.

В лесах национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, генетических резерватах, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозионных, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные и прочие рубки. В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей). В горных лесах применяются способы рубок, учитывающие особое защитное, противоэрозионное и водорегулирующее значение этих лесов. На особо защитных участках леса рубки главного пользования запрещаются.

Статья 46. Порядок заготовки древесины Заготовка древесины в порядке рубок глав наго и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональным) правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования лесом осуществляется, и ходя из необходимости более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине в пределах расчетной лесосек по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.

Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины по главному пользованию. В пределах групп лесов размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда, лесозаготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящим Законом.

Статья 48. Определение размера заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования лесом и прочих рубок Размер заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства, ходя из наличия массивов, требующих рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины при прочих рубках - объемом работ по расчистке лесных площадей под строительные объекты, прокладке дорог, трубопроводов и пр. Статья 49. Порядок заготовки живицы Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.

Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев. Правила подсочки этих древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 50. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим Законом порядке.

Заготовка второстепенных лесных материалов лесопользователями для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу и его обитателям. Статья 51. Заготовка пней Заготовка пней производится в течение всего года на невозобновившихся вырубках. Способы заготовки устанавливаются государственным органом лесного хозяйства Республики Хакасия. Запрещается заготовка пней на участках, где это может вызвать эрозионные процессы или причинить вред насаждениям. Статья 52. Заготовка коры, бересты Заготовка коры производится в течение всего года только со срубленных деревьев. Заготовка бересты производится в весенне-летний и осенний периоды с растущих деревьев березы на лесосеках за один-два года до их рубки, за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного сырья и специальных сортиментов древесины. Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев допускается в течение всего года как на лесосеках, так и вне лесосек. Статья 53. Заготовка пихтовой, сосновой и еловой лапки Заготовка пихтовой, сосновой и еловой лапки производится в течение всего года.

Рубка деревьев только с целью заготовки пихтовой, сосновой и еловой лапки запрещается.

Заготовка пихтовой лапки производится как со срубленных деревьев, так и с растущих деревьев в перестойных и спелых насаждениях.

При этом с растущих деревьев допускается обрубка не более 1/3 кроны в нижней части.

Заготовка сосновой и еловой лапки разрешается только со срубленных деревьев.

Статья 54. Общие условия осуществления побочных лесных пользований Сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья и других видов побочного пользования должны осуществляться без причинения вреда лесу.

Сбор редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Республики Хакасия, запрещается. В исключительных случаях допускается только по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или Госкомэкологии Республики Хакасия, в зависимости от статуса и вида. В целях охраны редких и исчезающих видов растений, обеспечения неистощительного пользования сырьем Советы народных депутатов соответствующих уровней могут ограничивать или запрещать осуществление тех или иных побочных пользований, выделять участки для удовлетворения потребностей местного населения и городов Республики Хакасия.

За побочные пользования лесом взимается плата в размерах, определяемых районными Советами народных депутатов. Нормы выпаса скота устанавливаются местными органами власти.

Площади, на которых разрешается сенокошение и пастьба скота, определяются лесхозом.

Пастьба скота без пастухов на предоставленных в лесном фонде пастбищах запрещается.

Лесхоз вправе запрещать пастьбу скота, если выпас влечет эрозию либо заболачивание лесных почв, ухудшение санитарного состояния лесов.

Статья 55. Предоставление в пользование сенокосов и пастбищ в лесном фонде Сенокосы и пастбища, находящиеся в лесном фонде, не используемые для нужд лесного хозяйства, предоставляются Советами народных депутатов соответствующих уровней крестьянским (фермерским) хозяйствам, лесопользователям во временное пользование, если такое пользование совместимо с интересами лесного хозяйства.

Статья 56. Размещение ульев и пасек в лесном фонде Крестьянским (фермерским) хозяйствам, лесопользователям лесхозы в установленном порядке могут предоставлять участки для размещения пасек и ульев.

Статья 57. Промысловая заготовка березового сока Промысловая заготовка березового сока производится на участках перестойного и спелого леса, подлежащего рубке главного пользования, не ранее чем за пять лет до рубки. Статья 58. Промысловая заготовка кедровых орехов Участки для промысловой заготовки кедровых орехов предоставляются лесопользователям лесхозом по решению администраций городов и районов. Такое решение не требуется для лесхозов при заготовке ими орехов на семена. Статья 59. Промысловая заготовка грибов, лекарственных растений и технического сырья, папоротника Для промысловой заготовки грибов, ягод, папоротника лесопользователям предоставляются соответствующие участки лесного фонда по лицензиям, и билетам на побочное пользование, выдаваемым лесхозами.

Промышленная заготовка лекарственных растений и технического сырья производится по лицензиям и билетам, выдаваемым лесхозами при наличии у пользователей согласований Госкомитета по лесу и Госкомэкологии Республики Хакасия.

Статья 60. Промысловая заготовка лиственничной серы Рубка и повреждение деревьев лиственницы для заготовки серы запрещается.

Статья 61. Порядок пользования лесным фондом для нужд лесного хозяйства Государственные лесхозы освобождаются от платы за древесину, получаемую при осуществлении ухода за лесом и других лесохозяйственных мероприятий. Они обязаны оформить разрешительные документы для проведения этих работ. Статья 62. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.

Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случае превышения их численности сверх установленных нормативов.

Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных. Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются Правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми Верховным Советом Республики Хакасия.

Статья 63. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых, согласно их уставам и положениям о них, входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда. На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются Верховным Советом Республики Хакасия.

Статья 64. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях В целях организации отдыха населения органы местного самоуправления, лесхозы, а также но согласованию с ними предприятия и организации в зеленых зонах и других территориях, используемых для отдыха населения и трудовых коллективов, проводят мероприятия но благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию граждан с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных требований. Порядок и условия, пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемых Верховным Советом Республики Хакасия. Статья 65. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парков В лесах заповедников, национальных природных парков запрещаются лесные пользования, не совместимые с их назначением. Порядок осуществления лесных пользований в них определяется Правительством Российской Федерации и Советом Министров Республики Хакасия.

Статья 66. Особенности лесопользования в лесах сельскохозяйственных формирований Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах сельскохозяйственных формирований осуществляется с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Передача лесного фонда сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них Указанных владельцев лесного фонда. Сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Законом. Положением по ведению лесного хозяйства в лесах сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах сельскохозяйственных формирований осуществляется Верховным Советом Республики Хакасия, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды.

Верховный Совет Республики Хакасия может лишать сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.

Раздел IV ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ Статья 67. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, своевременное проведение уходов и другие лесоводственные мероприятия.

Статья 68. Порядок восстановления лесов и лесоразведения В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории проводится восстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенных для создания лесов осуществляется лесоразведение.

Лесоразведение осуществляется путем создания лесных насаждений на нелесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного и иного назначения.

Установление объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определение восстанавливаемых древесных пород осуществляются владельцами лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде. Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями.

Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади. Статья 69. Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов Лесопользователи обязаны:

- соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований; - применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была проведена государственная экологическая экспертиза;

- проводить до окончания срока пользования лесным фондом рекультивацию земель, используемых под дороги, волоки, производственные сооружения, верхние склады и в других случаях нарушения почвенного покрова, очищать используемый участок лесного фонда от производственных отходов, строительного мусора, остатков производственных сооружений.

Статья 70. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов В целях улучшения качественного состава лесов повышения их продуктивности владельцы лесного фонда обязаны: - осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство кедра и других ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов; - принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов и проведения гидролесомелиорации избыточно-увлажненных земель.

Статья 71. Цели и задачи охраны и защиты лесов Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредных насекомых и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. Статья 72. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство Российской Федерации, Совет Министров Республики Хакасия, органы исполнительной власти районов обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда. Статья 73. Охрана и защита лесных насаждений в лесах сельскохозяйственных формирований, заповедников В лесах сельскохозяйственных формирований, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается центральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в ведении которого находятся сельскохозяйственные формирования, заповедники, и государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации по договорам с сельскохозяйственными формированиями и заповедниками.

Статья 74. Полномочия органов исполнительной власти по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса Совет Министров Республики Хакасия, органы исполнительной власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса: - ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону; - ежегодно утверждают с начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами; - устанавливают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

- оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;

- организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах; - обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на подведомственной территории, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели; - обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Статья 75. Обязанности предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов Предприятия, организации и учреждения, действующие и проектируемые на территории Республики Хакасия, обязаны проводить согласованные с Государственным комитетом экологии и природопользования Республики Хакасия, государственными органами управления лесным хозяйством. Советом Министров Республики Хакасия и местными органами самоуправления санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Статья 76. Обязанности и права государственной лесной охраны Республики Хакасия Государственная лесная охрана Республики Хакасия является составной частью государственной лесной службы Российской Федерации и действует в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, а также государственного контроля за выполнением этих мероприятий всеми лесофондодержателями и лесопользователями.

Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Работники государственной лесной охраны имеют право:

- налагать административный штраф на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в народном и арбитражном суде иски о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству;

- носить форменное обмундирование, выдаваемое им безвозмездно;

- ношения огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей и применения его в порядке и случаях, установленных действующим законодательством;

- на получение в лесхозе бесплатно древесины на строительство и ремонт собственных домов и надворных построек, а также дров для отравления занимаемых ими жилых помещений и служебных наделов по нормам, определяемым законодательством Республики Хакасия; - работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов. Перечень работников государственной лесной охраны утверждается государственными органами управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Деятельность государственной лесной охраны регламентируется Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 77. Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Раздел V ФИНАНСОВЫЕ СТОРОНЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья 78. Виды платежей Пользование лесным фондом Республики Хакасия является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 85 настоящего Закона.

Система платежей за пользование лесным фондом включает:

- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;

- лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

- арендную плату.

Статья 79. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.

В случае реализации древесины за иностранную валюту отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов производятся в валюте. Все эти отчисления относятся на себестоимость продукции лесопользователя и поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Средства указанного фонда расходуют на следующие цели:

- воспроизводство, охрану и защиту лесов;

- организацию пользования лесным фондом;

- лесоустройство, учет и мониторинг лесов;

- научно-исследовательские, проектно-конструкторские работы;

- содержание государственной лесной охраны Российской Федерации.

Работы по воспроизводству лесов,в том числе проводимые лесопользователями, финансируются из средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов. Контроль за расходованием средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Верховным Советом Республики Хакасия, Советами народных депутатов районов. Размеры отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Положением о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации. Статья 80. Лесные подати Лесные подати являются платой, взимаемой за:

- древесину, отпускаемую на корню;

- заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;

- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.

Статья 81. Ставки и размеры лесных податей. Порядок и условия взимания лесных податей.

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом. Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.

Порядок и условия взимания лесных податей устанавливаются законодательством Российской Федерации. Принципы определения ставок и конкретных размеров лесных податей устанавливаются Верховным Советом Республики Хакасия по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов.

Статья 82. Формы внесения лесных податей Лесные подати могут вноситься в формах:

- денежных платежей;

- натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной произведенной продукции;

- выполнения работ или предоставления услуг.

Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) Советами народных депутатов и оговариваются в разрешительном документе.

Статья 83. Арендная плата За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата.

Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда. Принципы определения размеров арендной платы за участок лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются Верховным Советом Республики Хакасия по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов.

В составе арендной платы взимается плата за землю. Конкретные размеры арендной платы устанавливаются районными (городскими) Советами народных депутатов либо определяются на лесных торгах. Статья 84. Распределение платежей за пользование лесным фондом Лесные подати и арендная плата поступают в бюджеты районов (городов), на территории которых осуществляется пользованием лесным фондом.

Часть этих средств по решению районных (городских) Советов народных депутатов при утверждении бюджетов может направляться на охрану и защиту лесов.

Суммы, полученные по искам о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству, а также штрафы, неустойки за лесонарушения направляются в экологический ресурсный фонд воспроизводства и охраны лесов и недревесной растительности и используются в установленном порядке.

Статья 85. Льготы по платежам за пользование лесным фондом Владельцы лесного фонда (лесхозы, национальные парки, заповедники) освобождаются от платы за владение лесным фондом и за лесные ресурсы.

От платы за пользование лесными ресурсами освобождаются граждане, предприятия, организации Республики Хакасия, пострадавшие от стихийных бедствий в размерах, необходимых для восстановления объектов, уничтоженных или поврежденных в результате стихийных бедствий.

Органы представительной власти районов Республики Хакасия могут устанавливать дополнительные льготы отдельным категориям пользователей по платежам за отдельные виды лесных ресурсов и пользований.

Статья 86. Финансирование лесного хозяйства в государственном лесном фонде Финансирование лесного хозяйства в государственном лесном фонде производится за счет:

- федерального бюджета Российской Федерации;

- республиканского бюджета и бюджетов местных Советов народных депутатов при осуществлении целевых республиканских и местных программ развития лесного хозяйства;

- средств экологического ресурсного фонда воспроизводства и охраны лесов и недревесной растительности; - отчислений от лесных податей и арендной платы за лесные ресурсы;

- средств, получаемых от предприятий и организаций за выполнение работ по полезащитному лесоразведению; - средств от реализации древесины от рубок ухода, реализации семян и посадочного материала;

- других источников.

Раздел VI ЛЕСОУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ Статья 87. Содержание лесоустройства Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

- определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, сельскохозяйственного формирования, заповедника;

- выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;

- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; - выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; - обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую;

- исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;

- определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ; - определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

- лесобиологические и другие обследования и изыскания;

- авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия. Статья 88. Проекты, составляемые по материалам лесоустройства При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного xозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования. Статья 89. Система проведения лесоустройства Лесоустройство на всей территории лесного фонда Республики Хакасия проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 90. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.

Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати. Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде. Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 91. Лесной мониторинг Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются государственными органами управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственными органами охраны окружающей природной среды Российской Федерации. Раздел VII РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 92. Порядок разрешения лесных споров Споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами при осуществлении лесных пользований, включая аренду лесных участков, а также при производстве в лесу работ разрешаются народным судом и арбитражным судом. Статья 93. Виды нарушений лесного законодательства К нарушениям лесного законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия относятся:

- незаконная порубка или повреждение деревьев и кустарников;

- уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;

- нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации;

- повреждение лесов химическими веществами, сточными водами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими усыхание или заболевание древесно-кустарниковой и другой растительности;

- использование участков земель государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков;

- уничтожение лесных культур, сеянцев и саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовозобновление;

- самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом; - самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;

- повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда;

- порча или уничтожение плодородного слоя лесных почв;

- нарушение санитарных правил в лесах;

- осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лицензии, лесорубочном билете или ордере, лесном билете;

- нарушение Правил отпуска древесины на корню;

- уничтожение лесной фауны, муравейников, кладок яиц, гнезд, нор и других мест обитания птиц и зверей; - присвоение (хищение) буреломных, ветровальных или срубленных с корня деревьев;

- другие нарушения, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 94. Ответственность за нарушение лесного законодательства Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны.

Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местного самоуправления для последующей реализации в установленном порядке.

Статья 95. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.

Статья 96. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в размерах и порядке, устанавливаемых соответствующими органами государственной власти Республики Хакасия.

Статья 97. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти Республики Хакасия по представлению государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей природной среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.

Статья 98. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных и озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение на особо охраняемых территориях лесов первой группы. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н.ШТЫГАШЕВ г. Абакан 21 декабря 1993 г.

№ 24