ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ЗАКОН Отменен - Закон Республики Хакасия от 10.05.2001 г. № 19 О крестьянском (фермерском) хозяйстве Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Республики Хакасия. Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Республики Хакасия, хозяйственную самостоятельность и содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. 2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Граждане, работающие в крестьянском хозяйстве по трудовому соглашению, не являются членами крестьянского хозяйства. 4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. На главу хозяйства оформляется государственный акт на право пожизненного наследуемого владения или собственности на землю, выдаваемый районной (городской) администрацией. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями и государственными органами. Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе 1. Крестьянское хозяйство является равноправным субъектом экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. 2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действия государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков и упущенной выгоды решаются арбитражным судом. 3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету.

Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и других.

Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, материально-техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.

---------- * В дальнейшем "крестьянское хозяйство".

РАЗДЕЛ II СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства 1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 - летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. 2. Право выбора на конкурсной основе претендента на создание крестьянского хозяйства принадлежит администрации, в ведении которой находится земельный участок.

3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также о правах на землю рассматриваются в судебном порядке.

4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение об участии (полной или частичной занятости) в его деятельности. Статья 5. Условия предоставления земельного участка 1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе в аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением администрации, в ведении которой находится земельный участок.

За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме, а также права наравне с гражданами, проживающими в данном населенном пункте. Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются администрациями либо гражданами-собственниками земли в случае временной их нетрудоспособности, призыва на действительную воинскую службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, поступления на учебу. Срок предоставления земли в аренду гражданами не должен превышать пяти лет. 2. Передача в собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится администрациями бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в Республике Хакасия, может быть получена за плату.

При передаче земельного участка в собственность решение администрации является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю. Средства от продажи земель запаса поступают в соответствующие бюджеты и используются исключительно на улучшение земельных угодий. Право на аренду земли удостоверяется договором, заключенным сторонами, который регистрируется в районной (городской) администрации, в ведении которой находится земельный участок. 3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам не допускается изъятие земель, переданных в ведение сельским администрациям, и земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий.

4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае администрацией, в ведении которой он находится, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике.

5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обслуживанию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

6. В случае отказа от земельного участка после оформления документов и подачи нового заявления на другой участок затраты по отводу земель и оформлению государственного акта производится за счет заявителя.

Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства.

1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) администрации создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и неиспользуемых в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и неиспользованных в течении двух лет;

г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве;

д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние пять лет ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке, или на 20% ниже среднерайонной для земель с аналогичным качеством почв; е) земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, изымаемых в связи с выходом их работников с целью организации крестьянских хозяйств;

ж) земель, заложенных в банк и не выкупленных по закладной;

з) земель, ранее переданных для этих целей по согласованию с совхозами, колхозами и другими землепользователями. 2. Выявленные и рекомендованные для зачисления в земельный запас угодья изымаются у колхозов, совхозов, других землепользователей районными (городскими) администрациями по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя.

3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

Статья 7. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства из земель запаса 1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других районов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районную (городскую) администрацию по месту расположения земельного участка.

В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - срок использования.

Администрация направляет указанное заявление в земельную комиссию для рассмотрения. Заключение земельной комиссии является основанием для подготовки Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия материалов по отводу земель. 2. Решение о предоставлении (продажи) земельного участка принимает районная (городская) администрация в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут административную ответственность в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных окладов, налагаемого Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия. 3. Решение районной (городской) администрации об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд. Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств при реорганизации совхозов и подсобных сельских хозяйств 1. Коллективам совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи (доли) по одному из двух вариантов.

ВАРИАНТ 1. Земельные участки подлежат денежной оценке. Работникам совхозов выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передавать акции по наследству. ВАРИАНТ 2. Земли совхозов, подсобных сельских хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий (кроме учебно-опытных и других хозяйств, не подлежащих разделу) подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива, пенсионерами хозяйств, проживающими на их территории, лицами в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий), на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому персональное право на земельный участок. Кроме того в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года. Размер земельного пая утверждается решением коллектива и удостоверяется соответствующим документом (свидетельство собственности на земельный и имущественный пай). Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли. 2. Каждый работник совхоза имеет право на долю стоимости основных производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля работника совхоза определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост стоимости основных производственных фондов (за вычетом прироста суммы не погашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между работниками совхоза, что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы совхоза. Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций. 3. Работник совхоза имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районов (городской) администрации предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Работник, выделяющийся на самостоятельное хозяйствование, может увеличить размер земельного надела за счет аренды или покупки дополнительного земельного участка. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков.

Владелец доли (акции) имеет право передать ее по наследству. Совхоз обязан по желанию работника при выходе его на пенсию выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до 10 лет равномерно по годам. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции).

Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. 4. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавших выйти из их состава и вести самостоятельное крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз, совхоз или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривает заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельской администрации передают материалы в районную (городскую) администрацию, которая принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа от пяти до десяти минимальных окладов, налагаемого соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районная (городская) администрация вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке.

5. Владельцы земельного и имущественного паев имеют право быть учредителями акционерного общества.

Владельцы только земельного пая могут быть учредителями акционерного общества с согласия коллектива. В случае потери права стать учредителями акционерного общества владельцы земельного пая имеют право продать его или сдать в аренду данному акционерному обществу или отдельным его учредителям, а также сдать в аренду фермерскому хозяйству данного района. В случае нереализации своего права по одному из вышеназванных вариантов в течение одного года с момента выдачи свидетельства собственности на земельный участок владелец пая теряет право собственности на земельный участок. Земельный участок изымается и передается в земельный фонд района. Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией после выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.

2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный счет и другие сче- та, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. 3. Районная (городская) администрация и соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству ведут на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельская (поселковая) администрация заносит его в похозяйственную книгу. РАЗДЕЛ III ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ Статья 10. Права граждан ведущих крестьянское хозяйство 1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле;

б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;

в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;

г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;

д) обменять земельный участок в установленном порядке через соответствующую администрацию;

е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, поступления на учебу, избрания на выборную должность в органы местного самоуправления; ж) передать земельный участок по наследству;

з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в собственности, кроме того предоставляется право:

а) заложить земельный участок в земельный банк;

б) продать земельный участок администрации, в ведении которой он находится;

в) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить полную стоимость земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду.

2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде предоставляется право: а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором об аренде имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором об аренде и с согласия собственника земли;

г) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть; д) на возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд.

3. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в пользовании, в том числе аренде, пожизненном наследуемом владении в собственности, имеет право собственности на произведенные им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе. 4. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. 5. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав собственника земли, арендатора рассматривают в судебном порядке. Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:

а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю;

в) не нарушать права других собственников, землевладельцев и арендаторов;

г) своевременно представлять в районную (городскую) администрацию установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также данные, необходимые для ведения земельного кадастра;

д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенное по вине землепользователя. Переданный в аренду или в собственность земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.

Статья 12. Плата за землю 1. Использование земли в Республике Хакасия является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За землю, переданную в аренду, взымается арендная плата.

2. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

3. Цена земли, ставки земельного налога и порядок налогообложения устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и Республики Хакасия.

Льготы по взиманию платы за землю, арендной платы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и Республики Хакасия.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка. При передаче земельных участков, требующих осушения, проведения культуртехнических и других видов мелиоративных работ, этот срок увеличивается на период, предусмотренный проектом их производства. 4. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

5. Платежи за земли, переданные в ведение сельских, поселковых, районных, городских администраций, а также за иные земли в границах соответствующего района зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих местных администраций.

Зачисление платежей за землю, их централизация и использование осуществляются в соответствии с Законом Республики Хакасия "О плате за землю".

6. Местные администрации обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке зачисления платежей за землю.

Статья 13. Контроль за использованием земель Государственный контроль за использованием земель осуществляется местными администрациями, Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством.

РАЗДЕЛ IV ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14. Состав имущества и его формирование 1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности.

2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:

- денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства;

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; - доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- дотации из бюджета;

- безвозмездные или благотворительные взносы; пожертвования предприятий, организаций и граждан;

- иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом 1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.

2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования имуществом и распределение его при необходимости устанавливается договором. 3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет. 4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям, объединениям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество. 5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан.

6. Имущество крестьянского хозяйства может быть застраховано на добровольной основе в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ V ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 16. Производственная деятельность крестьянского хозяйства Крестьянское хозяйство основанное на праве владения или собственности земельного участка, самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянского хозяйства 1. Крестьянскому хозяйству принадлежит право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям.

2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам.

3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно.

4. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке.

Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных для крестьянских хозяйств, по действующим ценам. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциаций, союзов и др. Поставка материально-технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, хозяйства могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной розничной торговой сети. 2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляется агросервисными предприятиями, гражданами по договорным ценам. Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства 1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений. 2. Крестьянское хозяйство вправе открывать в банке расчетный и другие счета, включая валютный, для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей). 4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства производится только с его согласия или по решению арбитражного суда.

Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными, банками на основании договоров, определяющих условия кредитования.

2. Возврат кредита крестьянским хозяйством гарантируется залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от его реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются производимая продукция, земельный участок, находящийся в собственности, и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание. В случае нецелевого использования государственного (целевого) льготного кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право досрочного взыскания кредита с применением существующих на момент установления данного факта коммерческих кредитных ставок.

3. Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию и оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться услугами организаций, предприятий и граждан в кредит. 4. Местная администрация вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на развитие хозяйства.

Статья 21. Налогообложение доходов с крестьянского хозяйства Налог на доход с крестьянского хозяйства, равно как и с других сельскохозяйственных предприятий, взымается в расчете на один гектар постоянно используемых им земель сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на основе балльной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход вместе с платой за землю составляют единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара. На доход от овощеводства закрытого грунта, животноводства на покупных кормах устанавливаются особые ставки налога. Доход от несельскохозяйственной деятельности облагается налогом в порядке, принятом для предприятий системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве 1. В случае производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.

2. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях.

3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда членам своего хозяйства и гражданам, заключившим договор об использовании их труда. 4. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства.

5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местной администрацией.

6. Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом.

Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве 1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы.

2. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболеваний животных, борьбы с болезнями и вредителями растений, соблюдения законодательства об охране природы.

Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства За нарушение обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую или уголовную ответственность.

Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства 1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из доходов исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

2. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянского хозяйства устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров Российской Федерации и Республики Хакасия. 4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в общий и трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.

5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими и служащими сельскохозяйственных предприятий. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется кроме того отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.

6. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

7. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере. 9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный членами гражданам, заключившим договор об использовании их труда, за увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Статья 26. Наследование земельного участка, находящегося в собственности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельных участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1 статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе районной (городской) администрацией. Споры о преимущественном праве наследовании земельного участка рассматриваются в суде. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства.

Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка.

Статья 27. Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское хозяйство 1. Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское хозяйство, производится в порядке, предусмотренном частями первой, второй и третьей статьи 26 настоящего Закона.

2. При перезаключении договора аренды на часть земельного участка наследнику возмещаются затраты, связанные с повышением плодородия почв той части земельного участка, на которую не распространяется право наследования аренды.

Статья 28. Наследование имущества крестьянского хозяйства 1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.

2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества.

3. Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством. РАЗДЕЛ VI АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Статья 29. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств 1. Ассоциации могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов. 2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районной (городской) администрации в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий.

3. Крестьянское хозяйство, входящее в ассоциацию, сохраняет самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица и на них распространяется действие настоящего Закона. 4. Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельного участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом.

5. Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами, запрещаются.

6. Главной целью ассоциации является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

7. Задачами фермерской ассоциации являются:

- коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;

- внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;

- формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования;

- коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями. 8. В первые пять лет после создания ассоциации крестьянских хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы. Статья 30. Управление фермерской ассоциацией Высшим органом управления фермерской ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников. Общее собрание ассоциации избирает координационный совет ассоциации, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.

Статья 31. Производственно-хозяйственная деятельность фермерской ассоциации 1. Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе:

- осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития;

- создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции;

- регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок. 2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.

3. Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовых средств не может превышать десяти процентов от совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние три года.

4. Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.

Статья 32. Выход из ассоциации и ее ликвидация 1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.

2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации. РАЗДЕЛ VII ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 33. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:

а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течении одного года; б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;

в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающие продолжить деятельность хозяйства;

г) нерационального использования и использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли; д) изъятие земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; е) в связи с банкротством;

ж) систематической неуплаты земельного налога в течении двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды. Статья 34. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства 1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районной (городской) администрацией.

Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.

2. Изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в установленном порядке для государственных и общественных нужд может производиться после выделения ему, по его желанию, местной администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

3. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банка, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. ШТЫГАШЕВ г. Абакан 22 декабря 1993 года № 27