РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ СОВЕТ МИНИСТРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О программе развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия на 1994-1995 гг.

от 15 сентября 1994 г. г. Абакан № 233 В целях содействия развитию рынка ценных бумаг, оказания поддержки инвестиционным институтам, зарегистрированным на территории Республики Хакасия, Совет Министров Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

1. Утвердить Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия на 1994-1995 гг. согласно приложению.

2. Реализацию Программы возложить на Госкомитет Республики Хакасия по управлению госимуществом (Дягилев Ю.П.), Министерство финансов Республики Хакасия (Грош Р.Я.) и Госкомитет экономики Республики Хакасия (Тортуков Ю.Н.).

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Совета Министров, Председателя Госкомитета Республики Хакасия по управлению госимуществом Дягилева Ю.П.

Первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Хакасия В.М.ТОРОСОВ Управляющий Делами Совета Министров Республики Хакасия Л.А.ЛАСОВСКИЙ Приложение к Постановлению Совета Министров Республики Хакасия от 15.09.1994 № 233 Программа развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия на 1994-1995 гг.

Программа разработана с целью развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия.

Программа ориентирована на создание в республике развитой инфраструктуры фондового рынка, на поддержку инвестиционных институтов, зарегистрированных на территории Республики Хакасия, на создание системы подготовки кадров для фондового рынка республики. Она является одним из главных направлений экономической реформы, осуществляемой в республике.

В ней содержится анализ состояния рынка ценных бумаг в Республике Хакасия, определяются цели развития рынка ценных бумаг, роль республиканских и местных органов власти и управления в развитии рынка ценных бумаг, закрепляются меры по развитию рынка ценных бумаг в республике.

Программа разработана Госкомитетом Республики Хакасия по управлению госимуществом при участии Министерства финансов, Госкомитета экономики и прогнозирования, АО "Версия - Центр", АО "Комлинк", АО "Хакасский депозитарий", ЧИФ "Хакинвестфонд", ЧИФ "Инстройинвест".

1. Анализ состояния рынка ценных бумаг в Республике Хакасия В настоящее время рынок ценных бумаг в Республике Хакасия находится в стадии становления. Становление фондового рынка республики неразрывно связано с проводимой экономической реформой, неотъемлемой частью которой является передача государственной собственности в руки частных владельцев, процесс приватизации в республике входит в заключительную фазу.

По состоянию на 1 августа 1994 г. в Республике Хакасия из 698 государственных и муниципальных предприятий приватизировано и преобразовано в акционерные общества 591, или 84,6%, в том числе доля приватизированных предприятий собственности Республики Хакасия составляет 72,8%, собственности Российской Федерации - 56,5%.

С начала процесса приватизации акционировано 152 предприятия, в том числе 127 предприятий федеральной и республиканской собственности. Выдано приватизационных чеков населению Республики Хакасия 576712 штук, вложено в объекты приватизации 512605 штук или 88,9%.

Всего собрано приватизационных чеков на территории Республики Хакасия 759,4 тыс. штук, или 131,7% к выданным.

Другим фактором, определяющим становление фондового рынка в республике, является развитие финансовой инфраструктуры рынка.

В настоящее время в Республике Хакасия зарегистрировано 4 коммерческих банка:

- акционерный коммерческий банк "Саяны";

- Боградский коммерческий банк;

- Ширинский коммерческий банк "Солбан";

- акционерный коммерческий банк "Абаканинвестбанк".

Кроме того, на территории республики открыто 9 филиалов коммерческих банков, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации.

На территории республики функционируют два чековых инвестиционных фонда:

- ЧИФ "Хакинвестфонд";

- ЧИФ "Инстройинвест".

На фондовом рынке республики активно работают АО "Версия - Центр", АО "Хакасский депозитарий" и ТОО "Комета", имеющие лицензию Министерства финансов РХ на право работы с ценными бумагами.

2. Цели развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия Развитие рынка ценных бумаг проходит успешно. Однако дальнейшее развитие фондового рынка в республике сдерживается несовершенством существующей законодательной базы фондового рынка, жестким налоговым режимом, нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием региональной телекоммуникационной системы связи фондового рынка.

Развитие телекоммуникации будет способствовать привлечению инвестиций в различные отрасли экономики, начиная от развития туристического бизнеса (уникальная археологическая ценность Хакасии, своеобразие природно-климатических условий), до вложения в предприятия тяжелого машиностроения и цветной металлургии.

Таким образом, создание республиканского телекоммуникационного центра будет способствовать привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, в республику.

Другим фактором привлечения инвестиций в республику является создание гарантий для инвестиций. Таким гарантом на уровне республики может стать залоговый фонд.

Значительно ускорить развитие рынка ценных бумаг в республике может подготовка и выпуск государственных облигаций Республики Хакасия.

В мировой практике для привлечения государственного инвестиционного капитала используются займы посредством эмиссии государственных ценных бумаг и направления мобилизованных денежных средств на развитие приоритетных отраслей экономики и конкретных предприятий.

В настоящее время промышленность Республики Хакасия находится в сложном экономическом положении. Продолжается спад промышленного производства. По данным Госкомстата Республики Хакасия объем промышленного производства в 1994 г. по сравнению с уровнем прошлого года снизился на 20,4%.

В свою очередь, спад промышленного производства обуславливает рост безработицы. На 1 августа 1994 г. количество безработных в республике составило 5399 человек, или 2,3% от числа трудоспособного населения республики. То есть проблема создания дополнительных рабочих мест требует оперативного решения.

Одним из главных необходимых условий для выхода экономики республики из затяжного экономического кризиса является привлечение инвестиций на модернизацию основных фондов и внедрение новых производственных технологий.

В настоящее время на фоне интенсивного производственного спада продолжается уменьшение относительной доли прибыли, направляемой предприятиями на инвестиции, что закладывает основу для дальнейшего падения производства. Перераспределение национального дохода через бюджет не даст пути выхода из порочного круга,так как увеличение налогового бремени на предприятия сокращает размеры чистой прибыли, остающейся у них после уплаты налогов. Опыт показывает, что уменьшение прибыли сильнее сказывается на размерах инвестиций, чем на той части прибыли, которая направляется предприятиями на текущие расходы. Так, в целом по народному хозяйству доля прибыли, идущая на развитие производства, возросла на 32,6%, а рост средств на оплату труда составил - 158,1%.

Таким образом, использовать в сложившейся ситуации традиционные методы инвестирования из бюджета не представляется возможным из-за его дефицита, высокого уровня налогов в республике.

Рассчитывать на приток капитала из других регионов можно только в том случае, если будут созданы выгодные условия для инвестиций. За рубежом для привлечения инвестиций на уровне государства используется льготное налогообложение инвестиционного капитала и надежность вложений.

Хакасия, как субъект федерации, не может самостоятельно освобождать инвесторов от наиболее крупных налогов, однако вполне способна обеспечить гарантированность и доходность вложений на уровне наиболее ликвидных ценных бумаг. Однако для этого необходима развитая инфраструктура финансового рынка, составной частью которой является фондовый рынок.

Другим способом выхода из этого инвестиционного тупика могли бы быть сбережения населения, направляемые на инвестиции. Но и решение этого вопроса тесно связано с развитием фондового рынка республики. Развитие фондового рынка республики может значительно облегчить решение многих экономических и социальных проблем, стоящих перед республикой. В связи с этим, основные цели развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия можно сформулировать следующим образом:

1. Создание условий для вторичного обращения ценных бумаг.

2. Обеспечение защиты прав акционеров.

3. Развитие инфраструктуры фондового рынка.

4. Создание условий для привлечения в республику инвестиций из-за рубежа и из других регионов России.

3. Роль республиканских и местных органов власти и управления в развитии рынка ценных бумаг Достижение указанных целей создаст условия для ускоренного развития рынка ценных бумаг в республике. Однако без поддержки республиканских и местных органов власти и управления процесс становления рынка ценных бумаг в республике может затянуться на неприемлемо большой период.

Влияние республиканских и местных органов власти и управления на развитие рынка ценных бумаг может осуществляться двумя путями:

1. Создание условий для развития рынка ценных бумаг.

2. Выпуск республиканских и местных займов.

Создание условий для вторичного обращения ценных бумаг, обеспечение защиты прав акционеров, развитие инфраструктуры фондового рынка, создание условий для привлечения в республику инвестиций во многом зависит не только от инициативы предприятий и населения, но и от активности в решении этих вопросов республиканских и местных органов власти и управления.

При решении этих вопросов необходимо, в первую очередь, вести речь о создании современной телекоммуникационной системы связи.

Развитые телекоммуникационные сети позволят:

- интегрировать Хакасию в создаваемую Госкомитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом сеть независимых регистраторов;

- обеспечить не только доступ, но и возможность работы в крупнейших фондовых центрах, ведущих фондовых и товарных биржах мира;

- снизить расходы и риск, связанные с финансовыми операциями, повысить скорость их проведения;

- обеспечить своевременное получение экономической информации и юридической помощи при работе с иностранными инвесторами.

Следует отметить, что некоторые республики и регионы в составе Российской Федерации (Дагестан, Нижний Новгород) уже выпустили собственные ценные бумаги. Это свидетельствует о том, что идея привлечения инвестиций в регионы через активизацию фондового рынка находит свое воплощение на практике.

Эмиссия государственных ценных бумаг Республики Хакасия позволит:

- сократить дефицит бюджета республики, не увеличивая налогообложение предприятий и граждан;

- привлечь в республику капитал из других регионов;

- мобилизовать значительные денежные средства для их дальнейшего инвестирования в экономику Хакасии;

- стимулировать развитие в Хакасии фондового рынка, его инфраструктуры.

4. Механизм реализации программы Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия ответственных исполнителей, ведущие к достижению поставленных целей. С организационной точки зрения во главе их должны стоять Верховный Совет и Совет Министров Республики Хакасия. Они принимают решения в рамках своих полномочий. В случае необходимости они выходят с инициативами по принятию законодательных и нормативных актов непосредственно в законодательные и исполнительные органы Российской Федерации.

Основную часть практической работы по выполнению данной Программы берут на себя Госкомимущество, Министерство финансов, Госкомитет экономики Республики Хакасия, Хакасское территориальное управление ГКАП России, Главное управление Центробанка Российской Федерации по Республике Хакасия и заинтересованные коммерческие структуры.

5. План реализации программы развития рынка ценных бумаг в Республике Хакасия 1994-1995 гг.

|----|-------------------------------------|------------------|--------------| | № | Содержание работы | Исполнители | Срок | | | | | исполнения | |----|-------------------------------------|------------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----|-------------------------------------|------------------|--------------| 1. Создание условий для вторичного обращения ценных бумаг 1.1. Проработка вопроса о создании Госкомимущество, IV фондового магазина Фонд имущества, квартал Министерство 1994 г.

финансов, инвести- ционные институты по согласованию 1.2. Выдача квалификационных аттестатов Министерство Постоянно и лицензий на право работы с ценными финансов бумагами 1.3. Трастовые услуги с ценными бумагами Инвестиционные Постоянно институты по согласованию 1.4. Организация консультаций по ценным Министерство Постоянно бумаги финансов, инвести- ционные институты 1.5. Информирование населения о законода- Министерство фина- Постоянно тельных и нормативных актах в нсов, Госкомимуще- области рынка ценных бумаг и его ство, инвестицион- состоянии ные институты, средства массовой информации 2. Обеспечение защиты прав акционеров 2.1. Контроль за соблюдением законодатель- Госкомимущество, Постоянно ства при ведении реестра акционеров прокуратура эмитентом 2.2. Расширение сети депозитариев, спе- Госкомимущество, Постоянно циализированных регистраторов инвестиционные институты 2.3. Контроль за рекламной деятельностью Хакасское террито- Постоянно инвестиционных институтов на риальное управле- рынке ценных бумаг ние ГКАП России 2.4. Пресечение сделок с ценными бумагами, Министерство Постоянно выпуск которых не прошел процедуру финансов, МВД госрегистрации 2.5. Пресечение деятельности в качестве Министерство фина- Постоянно инвестиционных институтов лиц, не нсов, МВД имеющих лицензии Министерства финансов 2.6. Предотвращение сделок с ценными бума- МВД, Министерство Постоянно гами и обращение ценных бумаг, выпу- финансов щенных в нарушение действующего зако- нодательства по производству ценных бумаг 3. Развитие инфраструктуры фондового рынка 3.1. Создание республиканского телекомму- АО "Комлинк" IV кв. 1994 г.

никационного центра на базе АО "Ком- I кв. 1995 г.

линк", развертывание республиканской сети передачи данных 3.2. Разработка расчета по финансированию АО "Комлинк" IV кв. 1994 г.

создания республиканского телекомму- совместно с Мини- никационного центра стерством финансов 3.3. Предусмотреть в проекте бюджета Рес- Министерство IV кв. 1994 г.

публики Хакасия на 1995 г. выделение финансов средств на создание республиканского телекоммуникационного центра согласно представленным расчетам 3.4. Создание системы подготовки кадров и Госкомимущество, I полугодие переобучение из числа не занятых тру- Министерство фина- 1995 г.

довой деятельностью, безработных гра- нсов, Госкомитет ждан для рынка цен. бумаг труда и занятости населения, учебные заведения 3.5. Проработка вопроса по созданию банка Министерство фина- I кв. 1995 г.

по кредитованию участников рынка цен- нсов, Национальный ных бумаг банк, коммерческие банки, инвестици- онные институты 3.6. Разработка предложений по созданию Госкомимущество, IV кв. 1994 г.

законодательной базы по развитию рын- Министерство ка ценных бумаг финансов 3.7. Разработка мероприятий по организации Национальный банк, I кв. 1995 г.

удаленного доступа к торговой системе Министерство и по реализации регионального аспекта финансов рынка государственных краткосрочных облигаций 3.8. Проработка вопроса о выпуске государ- Министерство фина- IV кв. 1994 г.

ственных облигаций Республики Хакасия нсов, Национальный банк, Госкомитет экономики, Госком- имущество 3.9. Проработка вопроса о выпуске муници- Администрации го- IV кв. 1994 г.

пальных облигаций родов и районов I кв. 1995 г.

Республики Хакасия 4. Создание условий для привлечения инвестиций в республику 4.1. Проработка вопроса о создании залого- Госкомитет эконо- IV кв. 1994 г.

вого фонда мики Министерство финансов, Госком- имущество, Фонд имущества, Нацио- нальный банк 4.2. Разработка предложений Совету Минист- Госкомитет эконо- I кв. 1995 г.

ров по созданию условий для привлече- мики, Министер- ния в Республику Хакасия отечествен- ство финансов, ных и иностранных инвесторов Госкомимущество Управляющий Делами Совета Министров Республики Хакасия Л.А.ЛАСОВСКИЙ