КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31 июля 1998 года № 223 Утратилo силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.09.2006 г. № 236 О Концепции государственной национальной политики и Программе ее реализации в Чувашской Республике на 1998-2005 годы В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 1997 г. № 162 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Чувашской Республике" и в целях обеспечения межнационального согласия и сотрудничества, сохранения и развития культур чувашского народа и других национальностей, проживающих в Чувашской Республике, Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию государственной национальной политики Чувашской Республики;

Программу реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998-2005 годы.

2. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономики и внешних связей Чувашской Республики совместно с Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики предусматривать при разработке проектов республиканского бюджета Чувашской Республики ежегодно средства на финансирование Программы реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998-2005 годы в пределах предусмотренных бюджетом средств.

3. Министерствам и другим республиканским органам исполнительной власти, а также общественным организациям обеспечить выполнение мероприятий Программы с информированием Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики до 15 февраля ежегодно до 2006 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров Чувашской Республики обобщенной информации ежегодно к 1 марта до 2006 года.

Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Федоров Утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.07.98 № 223 КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Чувашской Республики Начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х годов сложные и во многом противоречивые процессы обновления общества и человека, возрождения больших и малых народов подняли планку национального фактора на новую высоту. Национальные аспекты, присутствуя во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного общества, занимают важное место в деятельности органов государственной власти.

Настоящая Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики (далее - Концепция) направлена на построение современного демократического правового общества и разработана с учетом основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года.

Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в национальном вопросе и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления государственности Чувашской Республики, дальнейшего развития федеративных отношений.

Государственная национальная политика Чувашской Республики основывается на общепризнанных нормах международного права, принципах и положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и данной Концепции.

I. Этнополитическая ситуация в Чувашской Республике Современная этнополитическая ситуация и основные тенденции развития национальных и межнациональных отношений в Чувашской Республике обусловлены комплексом исторических, социально-экономических и этнокультурных факторов как общероссийского, так и регионального масштаба.

Чувашия исторически была местом пересечения торговых путей и хозяйственных связей, миграционных потоков, активного межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Еще в древности на ее территории жили финно-угорские народы - мари и мордва, предки чувашей - булгары и сувары, позже здесь появились и осели татары и русские. Во второй половине XV в. формируется чувашская народность.

В 1551 году Чувашский край вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за этим обращения чуваш в православие оказались эпохальными для чувашского народа.

Судьбоносную роль в национальном и культурном развитии чувашей сыграла Симбирская чувашская учительская школа, основанная в 1868 году великим просветителем народов Поволжья и Приуралья И.Я.Яковлевым.

К концу XIX века население Чувашского края состояло в основном из чувашей, русских, татар и мордвы. В этот период 64 процента чувашей проживало в Казанской, 18 процентов - Симбирской, 11 процентов - Самарской, 6 процентов - Уфимской, Оренбургской, Саратовской и 1 процент - в других губерниях.

24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область с территорией в 11,6 тыс. кв. км, преобразованная 21 апреля 1925 г. в автономную республику с территорией в 18,3 тыс. кв. км. С образованием автономии 40 процентов чувашей, проживающих в стране, оказались вне территории республики и составили диаспору.

В истории Советской Чувашии плодотворными в формировании основ национальной государственности и развитии как общей, так и национальных культур были 20-е годы. Однако репрессии 30-х годов уничтожили значительную часть сформировавшейся в конце XIX - начале XX вв. национальной интеллигенции.

Началом нового этапа возрождения Чувашской Республики и чувашской нации стали 90-е годы. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики. 19 октября 1990 г.

ЧАССР преобразована в ЧССР, а в 1992 году - в Чувашскую Республику.

Учреждаются государственные Герб, Флаг и Гимн.

С 1994 года государственная власть в республике осуществляется Президентом Чувашской Республики, Кабинетом Министров Чувашской Республики и Государственным Советом Чувашской Республики.

В этот период в республике организуются Чувашский национальный конгресс (ЧНК), Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), возникают чувашские национально-культурные объединения в других регионах и городах России.

В соответствии с федеральным законом "О национально-культурной автономии", принятым в июне 1996 года, образованы региональные национально-культурные автономии чувашей в Центральном округе города Москвы, Ульяновской области, Республике Татарстан.

Создаются общественные организации национальностей, проживающих в Чувашской Республике: Всетатарский общественный центр Чувашской Республики, Татарский общественно-культурный центр, Мордовский культурный центр, Еврейский общественно-культурный центр, Республиканский Марийский общественно-культурный центр.

27 мая 1996 г. Президентами Российской Федерации и Чувашской Республики подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, в котором признаны и закреплены современный государственно-правовой статус Чувашской Республики и ее долговременные принципиальные политико-экономические интересы. Исходя из всего комплекса конкретно-исторических факторов и реалий, чуваши свое будущее видят в составе России.

Чувашия - одна из республик Российской Федерации. Площадь ее составляет 18,3 тыс. кв. км, численность населения на начало 1998 года составила 1358,9 тысяч человек, из них 828,1 тысяч (60,9%) - горожане, 530,8 тысяч (39,1%) - сельские жители.

Абсолютное большинство населения (98,6%) состоит из четырех национальностей - 906,9 тысяч чувашей (67,8%), 357,1 тысячи русских (26,7%), 35,7 тысячи татар (2,7%) и 18,7 тысячи мордвы (1,4%). Кроме того здесь живут 7,3 тысячи украинцев, 3,8 тысячи марийцев, 2,2 тысячи белорусов и еще 18 национальностей числом от 100 до 1000 человек.

В Чувашской Республике функционируют 694 общеобразовательные школы, из них 460 - чувашских, 211 - русскоязычных, 20 - татарских и 3 - мордовские. В чувашских и татарских национальных школах 80829 учащихся обучаются на родном языке. В 172 русскоязычных и татарских национальных школах 118380 учащихся изучают чувашский язык как предмет (в 1994 г. - 78106 учащихся). Вместе с тем работа по повышению статуса и авторитета родного языка должна быть продолжена.

Формированию законодательной базы и организационно-методических основ государственной деятельности в области национальных отношений способствовало принятие Законов Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике", "О культуре", республиканских программ по культуре, языку, образованию, здравоохранению, социальной и молодежной политике.

Важное значение приобрела проблема сохранения языка, культурных традиций чувашского народа, проживающего за пределами Чувашской Республики. По данным переписи 1989 года лишь 49,2 процента чувашей проживает в Чувашской Республике, остальные расселены в более чем 60 регионах России: в Татарстане (134,2 тыс.), Башкортостане (118,5 тыс.), Самарской (118 тыс.), Ульяновской (116,5 тыс.). Тюменской (31,2 тыс.) областях, Красноярском крае (27 тыс.), Казахстане (22,3 тыс.), на Украине (20,4 тыс.) и других регионах.

В последние годы в чувашской диаспоре наблюдается активная национально-культурная деятельность. Чувашская диаспора осознает себя органической частью единого этноса, проявляет стремление полноценно участвовать не только в культурной, но и общественно-политической жизни Чувашской Республики.

Этнополитическая ситуация в Чувашской Республике характеризуется как стабильная и располагающая достаточным резервом положительных тенденций. Вместе с тем современное состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике требует новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества - это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Чувашии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.

При реализации данной Концепции, ее Программы на 1998-2005 годы нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ, прогноз и оценка последствий принимаемых решений.

Национальная политика должна носить стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и сотрудничества народов Чувашской Республики. В этой связи чрезвычайно важное значение приобретает единство позиций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.

II. Принципы государственной национальной политики Государственная национальная политика Чувашской Республики базируется на определенных основополагающих принципах, нормах и приоритетах, которые обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти принципы основываются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, а также на мировом и российском опыте решения национального вопроса, вытекают из современных реалий Российской Федерации и особенностей исторического и современного развития Чувашской Республики.

Основными принципами государственной национальной политики Чувашской Республики являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, социального положения, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, религиозной, национальной, расовой и языковой принадлежности;

свободный доступ граждан к информации;

укрепление межнационального и гражданского единства и согласия;

содействие развитию национальных культур и языков чувашского народа и национальностей, проживающих в Чувашской Республике;

запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности Чувашской Республики, разжигания расовой, национальной и религиозной розни;

защита прав и интересов граждан Чувашской Республики за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, нормами международного права;

поддержка чувашей, проживающих за пределами Чувашской Республики, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций.

III. Основные цели и приоритетные задачи государственной национальной политики Высшей целью национальной политики Чувашской Республики является обеспечение оптимальных условий и возможностей для полноправного участия проживающих на территории Чувашской Республики национальностей в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.

Практическая реализация государственной национальной политики Чувашской Республики предполагает решение следующих основных задач:

1. В политической и государственно-правовой сфере:

совершенствование правовой базы взаимоотношений органов государственной власти Чувашской Республики с федеральными органами государственной власти;

формирование правовой и нормативной базы, обеспечивающей реализацию национальной политики на уровне органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики;

объединение усилий всех звеньев государственной власти и общественно-политических структур для сохранения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей в вероисповеданий, укрепления солидарности между ними;

обеспечение равных правовых, организационных и материальных условий гражданам, общественным национально-культурным формированиям для их участия в общественно-политической, культурной жизни на основе законов, собственной инициативы и ответственности;

установление и координация на республиканском уровне регулярных связей со всеми тюркоязычными республиками, с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения, а также с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами в целях развития экономики, науки и культуры;

осуществление государственной поддержки представителей всех национальностей Чувашской Республики в установлении и поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими за пределами Чувашской Республики;

выработка научных прогнозов и программ общественного, политического, социального, национального и культурного развития Чувашской Республики;

создание на уровне органов местного самоуправления городов и районов с многонациональным составом населения Чувашской Республики механизмов раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений;

создание сети автоматизированной, системы информационного обеспечения сфер государственного управления, культуры, средств массовой информации и образования на государственных языках Чувашской Республики;

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан Чувашской Республики, решительная борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма.

2. В социально-экономической сфере:

учет национально-культурных особенностей Чувашской Республики и интересов чувашской диаспоры в ходе разработки и реализации федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;

осуществление мер по выравниванию социально-экономического развития городов и районов Чувашской Республики;

реализация специальных программ, направленных на охрану окружающей среды, улучшение медицинского обслуживания и демографической ситуации в Чувашской Республике;

содействие развитию внешних экономических связей, региональных ассоциаций экономического взаимодействия как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных вопросов и проблем чувашской диаспоры;

формирование собственного имиджа Чувашской Республики как удобного и выгодного регионального торгово-экономического центра, находящегося на стыке Востока и Запада, характеризующегося благоприятными межнациональными отношениями и бесконфликтным взаимодействием разных языков, культур и религий;

рациональное использование хозяйственных возможностей, природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориальной специализации и производственной кооперации;

содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, новых видов производства по переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции;

развитие республиканских систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации.

3. В духовной сфере:

формирование и распространение идей дружбы народов, межнационального согласия, воспитания чувства российского патриотизма, любви к родному краю. Отечеству;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций, взаимодействие тюркских, финно-угорских, славянских и других народов Поволжья и Приуралья;

создание системы полноценного национального образования, укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития национального языка и культуры, как средства воспитания у подрастающего поколения уважения к истории, культуре, языку своего и других народов;

развитие национальных детских дошкольных учреждений, способных приобщать подрастающее поколение к языку, историко-культурным ценностям своего и других народов;

открытие в Чувашской Республике высшего учебного заведения по подготовке специалистов для сферы национального искусства и культуры;

оказание всесторонней поддержки активно и инициативно функционирующим творческим союзам, уважение свободы творчества и инакомыслия, прав человека на творческое самовыражение;

обеспечение свободного развития конфессий как составной части культуры народов, противодействие попыткам использования чувств верующих для разжигания межнациональных конфликтов;

оказание противодействия духовной агрессии отдельных религиозных групп, нарушающих законодательство Чувашской Республики и Российской Федерации, наносящих вред духовному состоянию общества, жизни и здоровью, имущественным и другим правам граждан.

4. В области внешних связей:

заключение с субъектами Российской Федерации и странами СНГ договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, а также по межнациональным контактам, укреплению социально-экономических связей;

укрепление социально-экономических, научно-образовательных, культурных и информационных связей с тюркоязычными и другими народами Российской Федерации и зарубежных государств;

оказание необходимой помощи чувашской диаспоре.

5. В сфере национально-культурного развития:

содействие формированию в рамках действующего законодательства ассоциаций и других общественных объединений, способствующих сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической, культурной жизни Чувашской Республики;

содействие созданию средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с целью получения и распространения в них информации на родном языке;

приобщение к национальным культурным ценностям, содействие сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;

поддержка общественным формированиям Чувашской Республики со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;

установление и поддержка контактов с гражданами, общественными организациями иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В вопросах чувашской диаспоры.

Исходить из того, что субъекты Российской Федерации, где родились и проживают чуваши, несут ответственность за обеспечение всего комплекса их гражданских, политических, социальных и национально-культурных прав. Оказание содействия чувашской диаспоре со стороны органов государственной власти Чувашской Республики должно осуществляться на основе соответствующих двусторонних соглашений, путем принятия мер, согласованных с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Определить следующий круг основных направлений государственной национальной политики Чувашской Республики в вопросах чувашской диаспоры:

представление и защита национально-культурных интересов чувашской диаспоры на всех уровнях федеральных органов и во взаимоотношениях с органами государственной власти соответствующих территорий Российской Федерации;

ввод в практику деятельности государственных органов Чувашской Республики обязательности учета интересов чувашской диаспоры при разработке и реализации республиканских отраслевых и ведомственных программ развития;

оказание содействия в развитии чувашских национальных образовательных учреждений;

учет интересов чувашской диаспоры при заключении межрегиональных договоров и соглашений по политико-экономическому, торговому и культурному сотрудничеству;

оказание посильного организационно-методического содействия деятельности чувашских национально-культурных объединений и формирований регионов Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения;

сохранение и постоянное укрепление исторически сложившегося, единого культурно-информационного пространства в чувашской диаспоре.

IV. Механизм реализации государственной национальной политики Государственная национальная политика Чувашской Республики осуществляется посредством выполнения Программы реализации государственной национальной политики на 1998-2005 годы, поддержки общественных инициатив национально-культурных образований, других программ развития социально-духовной сферы, а также конструктивного диалога - сотрудничества между органами государственной власти, местного самоуправления и национальными общностями республики.

Механизм реализации государственной национальной политики предусматривает:

реализацию мероприятий Программы государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998-2005 годы;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;

совместное решение с органами государственной власти субъектов Российской Федерации межрегиональных проблем в сфере федеративных и национальных отношений;

осуществление информационного обеспечения основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре чувашского народа и национальностей, проживающих в Чувашской Республике;

открытие в г. Чебоксары Дома дружбы народов с размещением в нем штаб-квартир национально-культурных объединений Чувашской Республики;

организация мониторинга состояния межнациональных отношений, кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для органов государственной власти Чувашской Республики;

осуществление государственной поддержки действующих в Чувашской Республике национально-культурных объединений, содействие их развитию.

Важным инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, позволяющий объединять усилия органов власти всех уровней, общественных формирований, национальных групп в достижении общей цели - улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов народов Чувашской Республики. Реализация государственной национальной политики Чувашской Республики предусматривает финансирование в рамках отраслевых и местных бюджетов и принятых республиканских программ развития, а также путем привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Настоящая Концепция призвана стать ориентиром в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики при решении задач национального развития и межнационального сотрудничества.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программа реализации Концепции государственной националь- ной политики Чувашской Республики на 1998-2005 годы Основание для разработки Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от Программы 1 августа 1997 г. № 162 "О мерах по реализации Концепции госу- дарственной национальной политики Российской Федерации в Чу- вашской Республике" Государственный заказчик Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики Основные разработчики Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Программы Республики, Чувашский государственный институт гуманитарных наук Основные исполнители Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Программы Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство экономики и внешних связей Чувашской Респуб- лики, Министерство по развитию предпринимательства, торгов- ли и ремесел Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по печати, Государственное учреждение телерадиовещательная компания "Чувашия", Комитет Чуваш- ской Республики по делам архивов, администрации городов и рай- онов Чувашской Республики, Национальная академия наук и ис- кусств Чувашской Республики, Чувашский государственный ин- ститут гуманитарных наук. Чувашский государственный универ- ситет им. И.Н.Ульянова, Чувашский государственный педуни- верситет им. И.Я.Яковлева Сроки реализации В течение 1998-2005 годов Программы Перечень разделов Реализация государственной национальной политики Чувашской Программы Республики в государственной, правовой и социально-экономиче- ской сферах;

приоритетные задачи по реализации государственной националь- ной политики Чувашской Республики в сфере духовной жизни, национального образования, издательской деятельности и средств массовой информации;

содействие национально-культурному развитию чувашской диас- поры Цель Программы Обеспечение политических, правовых, социально-экономических, организационных и других условий для гражданского мира, меж- национального согласия, свободного и полноценного развития и сотрудничества всех проживающих в Чувашской Республике на- циональностей, поддержка и содействие национально-культурно- му развитию чувашского народа независимо от территории про- живания Финансирование Програм- Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках от- мы раслевых и местных бюджетов и принятых республиканских про- грамм развития, а также путем привлечения средств из федерально- го бюджета и внебюджетных источников Система организации конт- Контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство роля за выполнением культуры и по делам национальностей Чувашской Республики Утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.07.98 № 223 ПРОГРАММА реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998-2005 годы --------T----------------------------------------------T--------------------------------T------------------------------- № ¦ Наименование мероприятий ¦ Сроки ¦ Исполнители п/п ¦ ¦ выполнения ¦ --------+----------------------------------------------+--------------------------------+------------------------------- Раздел I. Реализация государственной национальной политики Чувашской Республики в государственной, правовой и социально-зкономической сферах 1. Осуществлять контроль за ходом реализа- постоянно Минобразования Чувашской ции Законов Чувашской Республики "О куль- Республики, Минкультуры Чу- туре", "О языках в Чувашской Республике" вашской Республики, Минюст (постановления Государственного Совета Чувашской Республики, Гос- Чувашской Республики от 22.10.97 № 840, компечать Чувашской Респуб- Верховного Совета Чувашской Республики лики, НАНИ Чувашской Рес- от 27.10.90 № 80) публики 2. Продолжить реализацию государственной -"- Минкультуры Чувашской Рес- программы "Развитие и сохранение культу- публики ры и искусства Чувашской Республики на 1994-2000 годы" (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.06.94 № 133) 3. Вести систематическую работу по обязатель- -"- Минюст Чувашской Республи- ному использованию государственных язы- ки, МВД Чувашской Республи- ков Чувашской Республики в органах госу- ки, Минобразования Чувашс- дарственной власти и местного самоуправ- кой Республики, Минкультуры ления, образовательных учреждениях, в Чувашской Республики, адми- оформлении улиц, вывесок государственных нистрации городов и районов и общественных организаций, рекламы, до- рожных указателей и т.д.

4. Вести систематическую работу по коренной постоянно Минстрой Чувашской Респуб- модернизации и переустройству быта, благо- лики, администрации городов и устройству сел, малых и средних городов, районов планированию и оформлению улиц, площа- дей, парков и частных приусадебных хо- зяйств, обустройству квартир и жилых домов 5. Предусмотреть при разработке проектов -"- Минфин Чувашской Республи- бюджета Чувашской Республики выделение ки, Минкультуры Чувашской средств отдельной статьей на финансирова- Республики, Минобразования ние Программы реализации Концепции го- Чувашской Республики сударственной национальной политики Чу- вашской Республики на 1998-2005 годы 6. Продолжить работу по проведению научно- -"- Минобразования Чувашской" практических конференций, круглых столов Республики, Минкультуры по проблемам этнической истории, перспек- Чувашской Республики, тивам сохранения, возрождения и развития ЧГИГН нации, образования, культуры, языков чу- вашского народа и национальностей, прожи- вающих в Чувашской Республике. По итогам конференций издавать соответствующие ма- териалы 7. Организовать научные экспедиции по райо- 1999- ЧГИГН нам и городам Чувашской Республики с це- 2005 гг.

лью изучения социально-экономических ус- ловий жизни, обрядов, обычаев чувашского народа и других национальностей, прожива- ющих в Чувашской Республике 8. Завершить реализацию исследовательского 1999 г. -"- проекта "Межэтническое взаимодействие в Чувашии" совместно с учеными МГУ им. М.В.Ломоносова 9. Ввести в практику проведение социологичес- 2000г. -"- кого мониторинга по проблемам межнацио- нальных отношений, оценки и прогнозиро- вания этнополитической ситуации в Чуваш- ской Республике 10. Открыть в Чувашском государственном ин- 1998- -"- ституте гуманитарных наук лабораторию (от- 1999 гг.

дел) по исследованию современных этнопо- литических процессов истории и культуры на- циональностей, проживающих в Чувашской Республике 11. Оказывать организационно-методическую постоянно Минюст Чувашской Республи- помощь национально-культурным центрам ки, Минкультуры Чувашской Чувашской Республики в создании нацио- Республики нально-культурных автономий в соответ- ствии с Федеральным законом "О националь- но-культурной автономии" 12. Открыть в г. Чебоксары Дом дружбы наро- 1999 г. администрация г. Чебоксары, дов с размещением в нем штаб-квартир на- Минкультуры Чувашской Рес- ционально-культурных объединений Чуваш- публики ской Республики 13. Вести постоянную работу по изданию учеб- постоянно Минфин Чувашской Республи- ников и учебных пособий на чувашском язы- ки, Минобразования Чувашс- ке, произведений чувашских писателей, ком- кой Республики, Минкультуры позиторов, альбомов на национальную тема- Чувашской Республики, НАНИ тику Чувашской Республики 14. Полнее использовать возможности средств -"- Госкомпечать Чувашской Рес- массовой информации для разъяснения и про- публики, ГТРК "Чувашия", паганды государственной национальной по- Минкультуры Чувашской Рес- литики Чувашской Республики публики Раздел II. Реализация государственной национальной политики Чувашской Республики в сфере духовной жизни, национального образования, издательской деятельности и средств массовой информации 1. Обеспечить выполнение мероприятий, пред- постоянно Минкультуры Чувашской Рес- ставленных в Министерство региональной и публики национальной политики Российской Федера- ции для включения в проекты федеральных программ Российской Федерации "Возрож- дение и развитие тюркских народов на 1997- 2005 годы" и "Возрождение и развитие куль- тур финно-угорских народов России на 1997-2000 годы" 2. Продолжить работу по созданию фонда ви- -"- -"- деокассет с фильмами, спектаклями, с музы- кальными произведениями на чувашском, русском, татарском, мордовском и других языках 3. Разработать и создать в Чувашском нацио- 1999-2000 гг. -"- нальном музее экспозицию "Становление и развитие государственности Чувашской Рес- публики" 4. Создать в Чувашском национальном музее 1999 г. Минпредпринимательства Чу- постоянно действующий зал популяризации вашской Республики, Минкуль- изделий народных художественных промыс- туры Чувашской Республики лов и ремесел Чувашской Республики 5. Практиковать проведение традиционных фе- постоянно Минкультуры Чувашской Рес- стивалей народного творчества "Урмай публики, Минобразования моны", "Арта", "Песни над Сурой", Всерос- Чувашской Республики сийских фестивалей народного творчества "Родники Поволжья", "Перепелочка" 6. Организовать регулярное проведение курсов ежегодно Минобразования Чувашской повышения квалификации для учителей та- Республики тарского языка в г. Казани, мордовского - в г. Саранске 7. Поддерживать традицию проведения ежегод- ежегодно Минкультуры Чувашской Рес- ных Дней чувашской, славянской, татарской, публики, администрации горо- мордовской, марийской, еврейской нацио- дов и районов нальных культур 8. Продолжить практику проведения Дней постоянно Минкультуры Чувашской Рес- культуры Чувашской Республики в регионах публики Российской Федерации с компактным прожи- ванием чувашского населения 9. Проводить республиканские олимпиады, фе- ежегодно Минобразования Чувашской стивали и конференции по родному языку и Республики, Минкультуры культуре среди учащихся и студентов Чуваш- Чувашской Республики ской Республики 10. Подготовить и издать монографии: "Исто- 2000-2002 гг. Госкомпечать Чувашской Рес- рия Чувашии XX века", "История Чувашии публики, ЧГИГН, НАНИ Чу- в лицах" вашской Республики, Чуваш- комархив 11. Завершить подготовку к изданию однотомно- 1999 г. ЧГИГН го "Чувашского энциклопедического слова- ря" (100 а. л.) 12. Приступить к подготовке многотомного сво- начиная с Чувашкомархив, ЧГИГН да письменных памятников истории чуваш- 1999 г.

ского народа 13. Издать справочник "Чуваши в Российской 1999 г. ЧГИГН Федерации: расселение и численность" 14. Издать 3-томную хрестоматийную библио- 2000-2005 гг. Госкомпечать Чувашской Рес- течную серию "Чувашская литература" для публики, ЧГИГН, Минкульту- комплектования фондов библиотек Чувашс- ры Чувашской Республики кой Республики 15. Издать на чувашском и русском языках ан- 2000-2001 гг. Госкомпечать Чувашской Рес- тологию произведений выдающихся совре- публики менных чувашских писателей и поэтов 16. Образовать в структуре государственного уч- -"- ГТРК "Чувашия" реждения телерадиовещательной компании "Чувашия" объединенную редакцию нацио- нального вещания 17. Создать серии телефильмов о жизни, исто- -"- ГТРК "Чувашия" рии, традициях и обычаях народов, прожи- вающих в Чувашской Республике 18. Обеспечить сохранение архивов фонотеки постоянно ГТРК "Чувашия", Минфин Чу- Чувашского радио вашской Республики 19. Создать фонохрестоматию для курса изуче- 1999 г. ГТРК "Чувашия", Минобразо- ния чувашского языка на базе архивных фон- вания Чувашской Республики дов Чувашского радио 20. Продолжать работу по созданию цикла на- 1999-2000 гг. ГТРК "Чувашия", Минобразо- циональных детских сказок на Чувашском вания Чувашской Республики радио и телевидении 21. Разработать программу подготовки специа- 1999 г. ГТРК "Чувашия" листов для Чувашского радио и телевидения 22. Продолжить работу по сооружению в г. Че- 1999-2005 гг. Минкультуры Чувашской Рес- боксары Чувашской Республики памятников публики П.П.Хузангаю, Н.Я.Бичурину и В.Митте 23. Подготовить и провести мероприятия, посвя- 1999 г. Минкультуры Чувашской Рес- щенные 100-летию со дня рождения класси- публики, Минобразования ка чувашской поэзии М.Сеспеля Чувашской Республики, Гос- компечать Чувашской Респуб- лики Раздел III. Содействие национально-культурному развитию чувашской диаспоры 1. Совершенствовать практику взаимодействия начиная с Минкультуры Чувашской Рес- Министерства культуры и по делам нацио- 1998 г. публики нальностей Чувашской Республики с соответ- ствующими министерствами и управлениями культуры регионов компактного прожива- ния чувашского населения Российской Феде- рации и СНГ по заключению соглашений о культурном сотрудничестве 2. Продолжить работу по осуществлению об- постоянно Минэкономики Чувашской Рес- менных программ Государственного учреж- публики, Минсельхозпрод Чу- дения телерадиовещательной компании "Чу- вашской Республики, Минпром вашия" с ГТРК Республик Татарстана, Баш- Чувашской Республики кортостана, Ульяновской, Самарской, Тю- менской, Пензенской областей, где компак- тно проживает чувашское население 3. Создавать телефильмы о ведущих чувашс- 1999-2005 гг. ГТРК "Чувашия" ких самодеятельных творческих коллекти- вах и исполнителях, действующих в разных регионах Российской Федерации и СНГ 4. Оказывать методическое, информационное постоянно Госкомпечать Чувашской Рес- содействие редакциям функционирующих в публики регионах Российской Федерации средств массовой информации Чувашской Респуб- лики 5. Установить в г. Чебоксары коротковолно- до 2003 г. ГТРК "Чувашия" вую радиостанцию для расширения зоны Чувашского радиовещания 6. Вести работу по обеспечению библиотек ре- начиная с Госкомпечать Чувашской Рес- гионов Российской Федерации с компакт- 1999 г. публики, Минкультуры Чу- ным проживанием чувашского населения вашской Республики обязательными экземплярами газет и жур- налов на чувашском языке 7. Продолжить работу по обеспечению чуваш- постоянно Минобразования Чувашской ских школ, функционирующих за предела- Республики, Госкомпечать ми Чувашской Республики, необходимым Чувашской Республики количеством учебников и учебных пособий 8. Ввести в практику проведение межрегио- ежегодно, Минобразования Чувашской нальных олимпиад (конкурсов) учащихся по начиная с Республики чувашскому языку, литературе и культуре 1999 г.

родного края 9. Совершенствовать систему курсовой пере- -"- Минобразования Чувашской подготовки учителей чувашского языка из Республики, Чувашский гос- регионов Российской Федерации в Чувашс- университет, Чувашский гос- ком республиканском институте образова- педуниверситет ния 10. Предусмотреть в правилах приема в госу- -"- -"- дарственные вузы Чувашской Республики зачисление выпускников школ из-за преде- лов Чувашской Республики на факультеты чувашской филологии, культуры и истории на договорной или иной основе, разработать механизм по оказанию им дополнительной государственной материальной поддержки 11. Стимулировать установление связей между постоянно Минэкономики Чувашской промышленными и сельскохозяйственными Республики, Минсельхозпрод предприятиями Чувашской Республики и Чувашской Республики, Мин- предприятиями регионов Российской Феде- пром Чувашской Республики рации с компактным проживанием чувашс- кого населения 12. Организовать работу по выявлению, сохра- -"- Чувашкомархив, ЧГИГН нению и сбору архивных и других материа- лов и документации, в том числе и музей- ных экспонатов, имеющих отношение к ис- тории, культуре и известным людям чуваш- ской диаспоры