ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06.10.94 г. Красноярск № 3-58П Утратилo силу - Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 05.06.2001 г. № 14-1343П О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Придавая исключительно важное значение проведению целенаправленной семейной политики в период осуществления социальных и экономических преобразований в обществе и обсудив концепцию семейной политики в Красноярском крае, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию семейной политики в Красноярском крае (прилагается).

2. Предложить администрации края разработать и представить на утверждение Законодательного Собрания программы по реализации семейной политики в Красноярском крае согласно приложению 1.

3. Образовать временную комиссию Законодательного Собрания (согласно приложению 2) по рассмотрению социальных программ, представленных администрацией края, с точки зрения эффективности их исполнения и координации мер, касающихся укрепления семейных отношений.

4. Администрации края представить информацию о ходе выполнения социальных программ в области семейной политики во II полугодии 1995 года.

5. Постоянным комиссиям Законодательного Собрания на основе предложений временной комиссии Законодательного Собрания подготовить перечень законопроектов, подлежащих разработке и принятию в соответствии с общими принципами и целями концепции семейной политики в крае.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания по социальной защите, здравоохранению, вопросам семьи, материнства и детства.

Председатель Законодательного Собрания края С.В.ЕРМАЧЕНКО Приложение № 1 к постановлению Законодательного Собрания края от 6 октября 1994 г. № 3-58П ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ, В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ № 1696 ОТ 18.08.94 Г.

"О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" 1. Планирование семьи 2. Дети - инвалиды 3. Дети - сироты 4. Дети - Севера 5. Отдых и оздоровление детей и подростков 6. Индустрия детского питания 7. Одаренные дети 8. Социальная защита нетрудоспособного населения и семей с детьми 9. Безопасное материнство 10.

Приложение № 2 к постановлению Законодательного Собрания края от 6 октября 1994 г. № 3-58П СОСТАВ ВРЕМЕННОЙ КОМИССИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ 1. Кардашов - депутат Законодательного Собрания Виктор Иванович края от избирательного округа № 2 2. Кармазина - депутат Законодательного Собрания Раиса Васильевна края от избирательного округа № 3 3. Моисеева - депутат Законодательного Собрания Елизавета Георгиевна края от избирательного округа № 7 4. Севастьянов - депутат Законодательного Собрания Всеволод Николаевич края от избирательного округа № 2 5. Фельде - депутат Законодательного Собрания Ольга Юрьевна края от избирательного округа № 8 Приложение № 3 к постановлению Законодательного собрания края от 6 октября 1994 г. № 3-58П КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Глубокое обострение проблем семьи, отрицательное проявление их последствий как для подрастающего поколения, так и для общества в целом, низкая эффективность экономических, социальных и политических мер, предпринимаемых в интересах семьи, острая потребность стабилизации и повышения качества жизни - все это делает необходимым кардинальное изменение отношения к семейной политике.

Обоснование и осуществление такой политики предполагает:

- активные меры в области правовой защиты интересов семьи;

- формирование обоснованной системы реализации семейной политики, разработку и осуществление системы мер, предпринимаемых в крае.

Потребность анализа ситуации в области современной семьи в крае, координация усилий различных структур представительной и исполнительной властей, общественных объединений в формировании активной семейной политики в интересах семьи, законодательной основы защиты и реализации прав семьи обосновывают необходимость выработки концепции семейной политики в крае.

Концепция семейной политики в Красноярском крае (в дальнейшем - концепция) отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи семье.

Концепция учитывает и отражает:

- особенности социального положения семьи;

- принципы проведения семейной политики в крае;

- содержание главных сфер социальной работы с семьей;

- предложения и рекомендации по осуществлению социальной политики в отношении семьи в крае.

I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных;

условия для социальной защиты детей и молодежи и, что важнее всего, дает своим членам чувство любви, общности и, возможности делить с другими трудности и радости жизни.

Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:

- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.;

- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста;

- несоответствие средств и способов семейного воспитания;

- разрыв между организационным, материальным и кадровым обеспечением социальных служб;

- отсутствие систематической пропагандистской и культурно - просветительской работы по укреплению семейных отношений;

- отсутствие медико - социальной работы по планированию семьи;

- сворачивание сферы бытовых услуг в сочетании с чрезмерной нагрузкой женщин в домашнем хозяйстве;

- жилищная проблема;

- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и сиротство при живых родителях;

- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей;

- разрушение этнически своеобразного уклада жизни и семейного воспитания народов Севера.

Решение этих и других проблем во многом зависит от того как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и программ в семейной политике.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Настоящий документ содержит концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется краевая семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти управления на территории края.

Принципы семейной политики:

1. Семейная политика края направлена на оказание помощи (включая профилактику) семьям, равно как и отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут выйти самостоятельно.

2. Семейная политика осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с общественными и религиозными организациями, предприятиями и учреждениями, а также семьями и физическими лицами.

3. Семьи, которым оказана помощь, обязаны предпринять активные усилия для преодоления ситуации, повлекшей за собой предоставление социальной помощи и защиты.

4. Семейная политика исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности.

5. Семейная политика предполагает создание в крае специальной системы мер социальной и психолого - педагогической поддержки населения.

Цели семейной политики:

- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;

- обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности независимо от семейного положения;

- развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному воспитанию личности;

- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей;

- снижение младенческой и материнской смертности;

- сокращение масштабов социального сиротства, переход к преимущественному воспитанию детей - сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в семейной среде;

- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Политика края, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

1. В сфере создания системы социальной и психолого - педагогической помощи семье:

- формирование на территории края сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих их правовой, медико - социальной, психологической поддержкой, информацией и социальным устройством;

- поддержка негосударственных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми.

2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:

- сохранение за счет краевого бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин, а также медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан;

- развитие медико - генетической помощи населению:

совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, внедрение системы обязательного обследования беременных и новорожденных;

- улучшение оказания медико - социальной помощи детям - инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия.

Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками.

3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки малоимущих семей:

- усиление социальных гарантий в области занятости для семей, нуждающихся в социальной защите, семей одиноких и многодетных родителей, несовершеннолетних инвалидов, пенсионеров, стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям использующим их труд;

- обеспечение социальных гарантий выпускникам учебных заведений, являющимся детьми - сиротами; квотирование рабочих мест, обеспечение жильем в соответствии с законодательством; патронажная помощь специалистов с целью адаптации подростков к новым социальным условиям;

- развитие специальных целевых форм социальной защиты семей.

4. В сфере повышения профессионального и социального статуса женщин:

- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот (финансовых, налоговых и др.), повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или работу на дому;

- обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реадаптации;

- совершенствование работы предприятий, организаций по охране труда женщин.

5. В сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних:

- совершенствование работы правоохранительных органов и воспитательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

- создание системы специальных мер по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних.

6. В сфере идеологической, пропагандистской и культурно - просветительской работы:

- разработка системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации специального направления по вопросам семейной политики;

- создание на базе краевых ВУЗов и научных учреждений специального направления, исследовательских и экспериментально - внедренческих работ в области проблем семьи, материнства и детства;

- формирование программ самообразования, организация курсов и консультаций для родителей;

- проведение целенаправленной, организационной и методической работы для обеспечения деятельности государственных и негосударственных социальных учреждений;

- введение в учебные планы учебных учреждений края изучение вопросов семейных отношений.

7. В сфере подготовки кадров работников социальных служб:

- ориентация высших, средних (полных), средних и начальных профессиональных учебных заведений на подготовку семейных социальных работников и педагогов;

- создание системы профотбора и профподготовки социальных работников семейного типа.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Реализация краевой семейной политики будет включать следующие меры:

- принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления; внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

- разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в краевые программы экономического, социального и культурного развития;

- формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально - психологической и социально - педагогической помощи семье и детям;

- создание целостной системы допрофессиональной подготовки, профессионального обучения и преддипломного образования социальных работников;

- выделения в краевом и местных бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики (финансовое обеспечение программ, целевых фондов, мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных служб специальной ориентации, научных исследований по проблемам семьи, обучения и подготовки соответствующих кадров).