2 марта 2005 года № 12-кз------------------------------------------------------------------- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ(В редакции Закона Государственной Думы Ставропольского краяот 12.12.2005 № 66-кз) ;(В редакции ЗаконаГосударственной Думы Ставропольского краяот 11.05.2006 № 29-кз) ;(В редакции ЗаконаГосударственной Думы Ставропольского краяот 13.10.2006 № 73-кз) ;(В редакции ЗаконаГосударственной Думы Ставропольского краяот 01.06.2007 № 22-кз) ;(В редакции ЗаконаСтавропольского края от 18.12.2007 № 68-кз) ;(Вредакции Закона Государственной Думы Ставропольскогокрая от 09.04.2008 № 18-кз);(В редакции Закона Ставропольского краяот 30.04.2009 № 23-кз);от 08.10.2009 № 64-кз);11.05.2010 № 23-кз);от 24.12.2010 № 108-кз); 04.02.2011 № 7-кз);от 07.07.2011 № 56-кз); от 27.02.2012 № 20-кз);от 18.06.2012 № 58-кз); от 15.03.2013 № 22-кз);от 07.02.2014 № 3-кз); от 11.02.2014 № 6-кз);от 07.11.2014 № 103-кз); от 06.04.2015 № 26-кз);от 22.07.2015 № 75-кз); от 27.07.2015 № 81-кз);от 06.10.2015 № 92-кз); от 04.04.2016 № 27-кз);от 08.04.2016 № 40-кз); от 02.11.2016 № 86-кз);от 06.10.2017 № 101-кз); от 12.10.2017 № 105-кз);(от 05.03.2018 № 18-кз); от 10.12.2018 № 99-кз; от 06.03.2019 г. № 13-кз) Принят Государственной Думой СК 17 февраля 2005 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Местное самоуправление в Ставропольском крае Местное самоуправление в Ставропольском крае - форма осуществления населением Ставропольского края своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Ставропольского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 2. Правовая основа местного самоуправления в Ставропольском крае Правовую основу местного самоуправления в Ставропольском крае составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, настоящий Закон, иные законы Ставропольского края и нормативные правовые акты Ставропольского края, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Статья 3. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления 1. К полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления относятся: 1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Ставропольском крае в случаях и порядке, установленных Федеральным законом; 2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Ставропольского края и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; 3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Ставропольского края, а также в пределах полномочий органов государственной власти Ставропольского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Ставропольского края в порядке, установленном Федеральным законом. 2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Ставропольского края в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ставропольского края. Статья 5. Муниципальные правовые акты 1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. 2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Ставропольского края. 3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами, законами Ставропольского края. 4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, настоящему Закону, законам и нормативным правовым актам Ставропольского края. Статья 6. Межмуниципальное сотрудничество 1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуется Совет муниципальных образований Ставропольского края. 2. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе на территории Ставропольского края могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Организация идеятельность указанных объединений осуществляются в соответствии стребованиями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям. 3. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Статья 7. Официальные символы муниципальных образований 1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. 2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством. 3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Глава II. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Статья 8. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ставропольского края в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах. В городских округах в соответствии с законами Ставропольскогокрая местное самоуправление может осуществляться также натерриториях внутригородских районов. 1 1 . (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 11.05.2010 № 23-кз) 2 1 . Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района осуществляется законом Ставропольского края. Изменение статуса городского округа в связи с наделением егостатусом городского округа с внутригородским делением либо лишениемего статуса городского округа с внутригородским делениемосуществляется законом Ставропольского края с учетом мнениянаселения соответствующего городского округа, выраженногопредставительным органом данного городского округа, в соответствиис его уставом.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 2. Установление, изменение границ муниципальных образований,преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляютсязаконами Ставропольского края в соответствии с требованиями,предусмотренными статьями 11 - 13.1 Федерального закона.(В редакции Закона Государственной Думы Ставропольского краяот 09.04.2008 № 18-кз) Глава III. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Статья 9. Вопросы местного значения городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов 1. Вопросы местного значения городских поселений и городских округов определяются Федеральным законом.

2. К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона.

3. За сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4 1 1 1 2 - 6, 7 - 8, 13, 13 , 15, 18, 22, 23, 26, 31, 33 , 33 , 38 части 1 статьи 14 Федерального закона.

Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.

4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

(Дополнен - Закон Ставропольского края от 06.10.2015 № 92-кз) 5. Вопросы местного значения муниципальных районов определяются Федеральным законом и частью 4 настоящей статьи.

6. В случае перераспределения законами Ставропольского края полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ставропольского края отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений осуществляются органами государственной власти Ставропольского края.

7. Права органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов, определяются Федеральным законом.(В редакции Закона Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз)(Вредакции Закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 1 Статья 9. Права органов местного самоуправления поселения нарешение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значенияпоселений(Утратила силу - Закон Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз) Статья 10. (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз) Статья 10 . (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз) Статья 11. (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз) 1 Статья 11. (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 27.02.2012 № 20-кз) Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления порешению вопросов местного значения 1. В целях решения вопросов местного значения органы местногосамоуправления поселений, муниципальных районов и городских округовв соответствии с Федеральным законом обладают следующимиполномочиями: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в негоизменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) установление официальных символов муниципальногообразования; 3) создание муниципальных предприятий и учреждений,осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальныхказенных учреждений и финансового обеспечения выполнениямуниципального задания бюджетными и автономными муниципальнымиучреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услугдля обеспечения муниципальных нужд; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемыемуниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемыемуниципальными предприятиями и учреждениями, если иное непредусмотрено федеральными законами; 5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальнойинфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса наподключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организацийкоммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) дляпотребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселенийпо регулированию тарифов на подключение к системе коммунальнойинфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса наподключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организацийкоммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) дляпотребителей могут полностью или частично передаваться на основесоглашений между органами местного самоуправления поселений иорганами местного самоуправления муниципального района, в составкоторого входят указанные поселения; 6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотреннымиФедеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "Отеплоснабжении"; 7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения,предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

71 ) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации;

(Дополнен - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 8) организационное и материально-техническое обеспечениеподготовки и проведения муниципальных выборов, местногореферендума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органаместного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления, голосования по вопросам изменения границмуниципального образования, преобразования муниципальногообразования;

9) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(В редакции Закона Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

11) учреждение печатного средства массовой информации дляопубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектовмуниципальных правовых актов по вопросам местного значения,доведения до сведения жителей муниципального образованияофициальной информации о социально-экономическом и культурномразвитии муниципального образования, о развитии его общественнойинфраструктуры и иной официальной информации; 12) осуществление международных и внешнеэкономических связей всоответствии с федеральными законами, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе; 13) организация профессионального образования и дополнительногопрофессионального образования выборных должностных лиц местногосамоуправления, членов выборных органов местного самоуправления,депутатов представительных органов муниципальных образований,муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; 14) утверждение и реализация муниципальных программ в областиэнергосбережения и повышения энергетической эффективности,организация проведения энергетического обследования многоквартирныхдомов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд вграницах муниципального образования, организация и проведение иныхмероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережениии о повышении энергетической эффективности; 15) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом,уставами муниципальных образований. 2. Законами Ставропольского края может осуществлятьсяперераспределение полномочий между органами местного самоуправленияи органами государственной власти Ставропольского края всоответствии с требованиями Федерального закона.(В редакции Закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 1 Статья 12 . Оценка эффективности деятельности органовместного самоуправления 1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельностиорганов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемомПрезидентом Российской Федерации. 2. Нормативными правовыми актами Губернатора Ставропольского краяможет быть предусмотрено выделение за счет средств бюджетаСтавропольского края грантов муниципальным образованиям в целяхсодействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значенийпоказателей.(Статья дополнена - Закон Государственной Думы Ставропольского краяот 09.04.2008 № 18-кз) Глава IV. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ Статья 13. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Ставропольского края, повопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственнымиполномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края осуществляется законами Ставропольского края. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами Ставропольского края допускается, если это не противоречит федеральным законам. 3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом Ставропольского края. 4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Ставропольского края на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. 5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Ставропольского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. 6. Закон Ставропольского края, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ставропольского края для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. 1 6 . Закон Ставропольского края, предусматривающий наделение Органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности Губернатора Ставропольского края, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям Губернатора Ставропольского края, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.(Дополнен - Закон Государственной Думы Ставропольского краяот 09.04.2008 № 18-кз)7. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 07.02.2014 № 3-кз) Статья 14. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий 1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы исполнительной власти Ставропольского края в случаях, установленных федеральными законами и законами Ставропольского края, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. 2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Глава V. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 15. Местный референдум 1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. 2. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, атакже порядок подготовки и проведения местного референдумаустанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии сним законом Ставропольского края.(В редакции Закона Государственной Думы Ставропольского края) Статья 16. Муниципальные выборы 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. 3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения , установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ставропольского края.

4. Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств устанавливаются Законом Ставропольского края от 12 мая 2017 г. № 50-кз О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в соответствии с федеральным законодательством.

(В редакции Закона Ставропольского края от 12.10.2017 № 105-кз) 5. Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. (Часть в редакции Закона Ставропольского края от 10.12.2018 № 99-кз) 6. В случае если в избираемом на муниципальных выборахпредставительном органе муниципального образования часть депутатских мандатовраспределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическимипартиями, их региональными отделениями или иными структурнымиподразделениями, пропорционально числу голосов избирателей,полученных каждым из списков кандидатов, распределению междууказанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатскихмандатов.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 15.03.2013 № 22-кз) Статья 17. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования 1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом. 2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона Ставропольского края, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются. 3. В случае если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 07.07.2011 № 56-кз) Статья 18. Сход граждан Сход граждан проводится в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом.(В редакции Закона Ставропольского края от 18.06.2012 № 58-кз) Статья 19. Правотворческая инициатива граждан С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Статья 20. Территориальное общественное самоуправление 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. (В редакции Закона Ставропольского края от 06.10.2017 № 101-кз) Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Статья 201.

Староста сельского населенного пункта 1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе, может назначаться староста сельского населенного пункта.

2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.

3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:

1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;

2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.

5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 Федерального закона.

6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:

1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;

2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;

3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;

4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;

5) взаимодействует с органами территориального общественного самоуправления;

6) вправе присутствовать в порядке, установленном уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на заседаниях представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт.

7. Старосте сельского населенного пункта в связи с решением им возложенных на него задач могут быть предоставлены в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, следующие гарантии:

1) обеспечение документами, принятыми органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, иными информационными и справочными материалами, а также документами, поступающими в официальном порядке в указанные органы местного самоуправления;

2) прием в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, а также руководителями муниципальных предприятий и учреждений, расположенных на территории данного сельского населенного пункта;

3) материально-техническое и организационное обеспечение деятельности;

4) предоставление служебного помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой и средствами связи;

5) возмещение расходов, связанных с использованием личного автотранспорта.

8. Финансирование расходов, связанных с предоставлением старосте сельского населенного пункта гарантий, установленных уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с частью 7 настоящей статьи, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

9. Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть установлено, что лицу, назначенному старостой сельского населенного пункта, выдается удостоверение. Положение об удостоверении старосты сельского населенного пункта, его образец и описание утверждаются правовым актом соответствующего представительного органа муниципального образования. (Статья 201 дополнена - Закон Ставропольского края от 10.12.2018 № 99-кз) Статья 21. Публичные слушания, общественные обсуждения 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. 2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. 3. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополненийв данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросовместного значения и полномочий по их решению в соответствии сКонституцией Российской Федерации ,федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

21 ) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(Дополнен - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 3 ) (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.(Часть в редакции Закона Ставропольского края от 06.03.2019 г.

№ 13-кз) 5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

(Дополнен - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) Статья 22. Собрание граждан 1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. 2. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Статья 23. Конференция граждан (собрание делегатов) 1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). 2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Статья 24. Опрос граждан 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципальногообразования или на части его территории для выявления мнениянаселения муниципального образования и его учета при принятиирешений органами местного самоуправления и должностными лицамиместного самоуправления, а также органами государственной властиСтавропольского края. Результаты опроса граждан носятрекомендательный характер. 2. В опросе граждан имеют право участвовать жителимуниципального образования, обладающие избирательным правом.Участие жителей муниципального образования в опросе гражданявляется свободным и добровольным. 3. Каждый житель муниципального образования участвует в опросеграждан лично и обладает одним голосом. 4. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с цельюпринудить его к участию или неучастию в опросе граждан либовоспрепятствовать свободному выражению гражданином своего мнения, 5. Вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) при проведенииопроса граждан, не должен (не должны) противоречитьзаконодательству Российской Федерации, законодательствуСтавропольского края и муниципальным правовым актамсоответствующего муниципального образования и должен (должны) бытьсформулирован (сформулированы) таким образом, чтобы исключаласьвозможность его (их) множественного толкования. 6. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования илиглавы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти Ставропольского края - дляучета мнения граждан при принятии решений об изменении целевогоназначения земель муниципального образования для объектоврегионального и межрегионального значения. 7. Инициатива представительного органа муниципальногообразования о проведении опроса граждан оформляется решениемпредставительного органа муниципального образования о назначенииопроса граждан. Инициатива Губернатора Ставропольского края, ДумыСтавропольского края, Правительства Ставропольского края, главысоответствующего муниципального образования о проведении опросаграждан направляется в представительный орган местногосамоуправления муниципального образования. 8. Решение о назначении опроса граждан либо об отказе вназначении опроса граждан принимается представительным органоммуниципального образования в течение 30 календарных дней со дняпоступления соответствующей инициативы. 9. В нормативном правовом акте представительного органамуниципального образования о назначении опроса гражданустанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого(предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования,участвующих в опросе. 10. Решение об отказе в назначении опроса граждан принимаетсяпредставительным органом муниципального образования в случаяхнарушения требований законодательства Российской Федерации,законодательства Ставропольского края и муниципальных правовыхактов соответствующего муниципального образования. 11. Решение представительного органа муниципального образованияоб отказе в назначении опроса граждан должно содержать мотивытакого отказа и подлежит направлению субъекту инициативы опроведении опроса граждан не позднее 10 календарных дней со дня егопринятия. 12. Решение представительного органа муниципального образованияо назначении опроса граждан подлежит официальному опубликованию(обнародованию) не менее чем за 10 календарных дней до дняпроведения опроса граждан. 13. Для организации и проведения опроса гражданпредставительный орган муниципального образования не позднее 10календарных дней со дня принятия решения о назначении опросаграждан формирует комиссию по проведению опроса граждан (далее -комиссия), в состав которой включаются депутаты представительногооргана муниципального образования, представители местнойадминистрации, заинтересованных органов и организаций. Припроведении опроса граждан по инициативе органов государственнойвласти Ставропольского края в состав комиссии включаются такжепредставители соответствующих органов государственной властиСтавропольского края. Численный состав комиссии, порядок и формы еедеятельности определяются уставом муниципального образования и(или) нормативным правовым актом представительного органамуниципального образования. 14. Опрос граждан может проводиться в течение одного илинескольких дней подряд, но не более 10 календарных дней, включаявыходные и праздничные дни, с 9 часов до 20 часов. 15. Для проведения опроса граждан могут привлекаться лица и(или) организации на основании гражданско-правовых договоров. 16. Опрос может проводиться в пунктах, определенных дляпроведения опроса, по месту работы, учебы, путем поквартирного(домового) обхода граждан, на улицах, в иных общественных местах. 17. Опрос граждан проводится путем заполнения гражданамиопросного листа в сроки и время, установленные решениемпредставительного органа муниципального образования о назначенииопроса граждан. 18. Опросный лист выдается участнику опроса граждан припредъявлении документа, удостоверяющего личность. При проведенииопроса граждан ведется список участников опроса, в которомуказываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, а такжесерия и номер паспорта или документа, заменяющего паспортгражданина. Указанные данные вносятся только рукописным способом,при этом использование карандашей не допускается. Участник опросаграждан расписывается в соответствующей графе списка в полученииопросного листа и указывает дату его получения. 19. Опросный лист заполняется гражданином самостоятельно.Участник опроса граждан наносит любой знак в квадрате, относящемсяк тому из вариантов ответа, в отношении которого им сделан выбор. 20. Участник опроса граждан, не имеющий возможностисамостоятельно расписаться в получении опросного листа илизаполнить его, вправе воспользоваться для этого помощью другогоучастника опроса граждан, не являющегося лицом, проводящим опросграждан. При этом в соответствующей графе списка указываютсяфамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства,серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,оказывающего помощь участнику опроса граждан. 21. Заполненный опросный лист опускается участником опросаграждан в опечатанный ящик для проведения опроса граждан. 22. Комиссия признает опрос граждан несостоявшимся, если числограждан, принявших участие в опросе граждан, окажется меньшеминимальной численности жителей муниципального образования,участвующих в опросе граждан, установленной решениемпредставительного органа муниципального образования о назначенииопроса граждан. 23. Комиссия признает опрос граждан недействительным, если приего проведении допущены нарушения требований законодательстваРоссийской Федерации, законодательства Ставропольского края имуниципальных правовых актов, не позволяющие с достоверностьюустановить результаты опроса граждан. 24. В случае если опрос граждан комиссией признан состоявшимся,комиссия принимает одно из следующих решений по результатам опросаграждан: 1) о признании вопроса, предлагаемого при проведении опросаграждан, одобренным; 2) о признании вопроса, предлагаемого при проведении опросаграждан, не одобренным. 25. Если опрос граждан проводился по нескольким вопросам,комиссия принимает решение по результатам опроса по каждому вопросуотдельно. 26. Вопрос, предлагаемый при проведении опроса граждан,признается одобренным, если число голосов участников опросаграждан, поданных за обсуждаемый вопрос, окажется больше числаголосов участников опроса граждан, поданных против обсуждаемоговопроса. 27. В течение пяти календарных дней со дня окончании срокапроведения опроса граждан комиссия готовит отчет о результатахопроса граждан по вопросу (вопросам), предложенному (предложенным)при проведении опроса, и направляет его в представительный органмуниципального образования. Отчет подлежит официальномуопубликованию (обнародованию) в порядке, определенном уставоммуниципального образования для опубликования (обнародования)нормативных правовых актов представительного органа муниципальногообразования. 28. В течение пяти календарных дней со дня принятия решения(решений) по результатам опроса граждан, решения о признании опросаграждан несостоявшимся, решения о признании опроса гражданнедействительным комиссия передает в представительный органмуниципального образования решение (решения) по результатам опросаграждан, сшитые и пронумерованные опросные листы, решение опризнании опроса граждан несостоявшимся, решение о признании опросаграждан недействительным и другие документы (далее - материалыопроса граждан). 29. В течение пяти календарных дней со дня принятия решения(решений) по результатам опроса граждан, решения о признании опросаграждан несостоявшимся, решения о признании опроса гражданнедействительным комиссия передает один экземпляр решения (решений)по результатам опроса граждан, решения о признании опроса гражданнесостоявшимся, решения о признании опроса граждан недействительнымсубъекту инициативы о проведении опроса граждан. 30. Материалы опроса граждан хранятся в представительном органемуниципального образования в течение пяти лет. 31. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой ипроведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опросаграждан по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета Ставропольского края - припроведении опроса граждан по инициативе органов государственнойвласти Ставропольского края. (статья в редакции - закон Ставропольского края от 27.07.2015 г. №81-кз - см. предыдущую редакцию) Статья 25. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективныеобращения в органы местного самоуправления. 2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки,установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". 3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждандолжностные лица местного самоуправления несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.(В редакции Закона Государственной Думы Ставропольского краяот 01.06.2007 № 22-кз) Статья 26. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении Наряду с предусмотренными Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону и иным федеральным законам, законам Ставропольского края. Глава VI. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 27. Органы местного самоуправления 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы ивыборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельскогопоселения, может быть предусмотрено формированиеисполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главоймуниципального образования, исполняющим полномочия председателяпредставительного органа муниципального образования.(Дополнен - Закон Государственной Думы Ставропольского краяот 12.12.2005 № 66-кз) Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. 4. В Ставропольском крае с учетом исторических и иных местныхтрадиций устанавливаются следующие варианты наименования органовместного самоуправления: 1) муниципального района: а) представительный орган муниципального района - совет(наименование муниципального района); б) глава муниципального района - глава (наименованиемуниципального района); в) местная администрация (исполнительно-распорядительный органмуниципального района) - администрация (наименование муниципальногорайона); 2) поселения, городского округа: а) представительный орган поселения, городского округа - совет(наименование поселения, городского округа), совет депутатов(наименование поселения, городского округа) или дума (наименованиепоселения, городского округа); б) глава поселения, городского округа - глава (наименованиепоселения, городского округа) или глава-мэр (наименованиепоселения, городского округа); в) местная администрация (исполнительно-распорядительный органпоселения, городского округа) - администрация (наименованиепоселения, городского округа).(Часть в редакции Закона Ставропольского краяот 07.11.2014 № 103-кз) 5. Проведение местного референдума или схода граждан повопросу определения структуры органов местного самоуправления вновьобразованного муниципального образования обеспечивают органыгосударственной власти Ставропольского края при наличиисоответствующей инициативы жителей вновь образованногомуниципального образования. Местный референдум по вопросу определения структуры органовместного самоуправления вновь образованного муниципальногообразования проводится в случае, если в течение одного месяца содня вступления в силу закона Ставропольского края об установленииграниц соответствующего муниципального образования с инициативой опроведении местного референдума выступила группа жителеймуниципального образования, обладающих избирательным правом,которая образована в порядке, установленном федеральным законом ипринимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края опроведении местного референдума. Указанная группа должнаорганизовать сбор подписей жителей муниципального образования,обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентовот их общей численности и представить подписные листы визбирательную комиссию Ставропольского края в порядке и сроки,которые установлены федеральным законом и принимаемым всоответствии с ним законом Ставропольского края о проведенииместного референдума. Избирательная комиссия Ставропольского краяформирует избирательную комиссию муниципального образования,которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает датупроведения местного референдума, а также осуществляет иныепредусмотренные законодательством полномочия избирательной комиссиимуниципального образования по проведению местного референдума.Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могутвозлагаться на территориальную избирательную комиссию всоответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации". Полномочия местнойадминистрации по материально-техническому обеспечению проведенияместного референдума осуществляет исполнительный органгосударственной власти Ставропольского края. При отсутствии предусмотренной Федеральным законом инициативыграждан о проведении местного референдума структура органовместного самоуправления определяется представительным органом вновьобразованного муниципального образования после его избрания. (В редакции Закона Государственной Думы Ставропольского краяот 12.12.2005 № 66-кз) 6. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Статья 28. Представительный орган муниципального образования 1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет пять лет. 1 1. Уставом муниципального образования определяетсяправомочность заседания представительного органа муниципальногообразования. Заседание представительного органа муниципальногообразования не может считаться правомочным, если на немприсутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.Заседания представительного органа муниципального образованияпроводятся не реже одного раза в три месяца. 2 1. Вновь избранный представительный орган муниципальногообразования собирается на первое заседание в установленный уставоммуниципального образования срок, который не может превышать 30дней со дня избрания представительного органа муниципальногообразования в правомочном составе.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 18.12.2007 № 68-кз) 2. Представительный орган поселения, городского округа состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. 1 2 . Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа поселения осуществляются сходом граждан.Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан. 2 1 2 . В случае если в поселении, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением данного поселения на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом Ставропольского края. Избирательная комиссия Ставропольского края формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного поселения и осуществляет иные предусмотренные федеральными законами и законами Ставропольского края полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".(Часть дополнена - Закон Ставропольского краяот 18.06.2012 № 58-кз) 3. (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 4. Порядок формирования представительных органов муниципальных районов определяется уставами муниципальных районов в соответствии с настоящим Законом. При этом представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата (Статья дополнена - Закон Ставропольского края от 06.10.2017 № 101-кз) 1 4 . (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 5. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(В редакции Закона Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. 10) принятие решения об удалении главы муниципальногообразования в отставку.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 08.10.2009 № 64-кз) 11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

(Дополнен - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 № 18-кз) 1 5 . Представительный орган муниципального образованияЗаслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 08.10.2009 № 64-кз) 6. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований. 7. Организацию деятельности представительного органамуниципального образования в соответствии с уставом муниципальногообразования осуществляет глава муниципального образования, а вслучае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главыместной администрации, - председатель представительного органамуниципального образования, избираемый этим органом из своегосостава. Порядок избрания, полномочия, срок полномочий и условия ихисполнения, а также случаи и порядок досрочного прекращенияполномочий председателя представительного органа муниципальныхобразований определяются уставами муниципальных образований ипринимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 1 Статья 28 . Фракции в представительном органе муниципального образования 1. Порядок организации фракций, вхождения в состав фракций депутатов устанавливается Федеральным законом. 2. Порядок деятельности фракций устанавливается регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.(Статья дополнена - Закон Ставропольского краяот 07.07.2011 № 56-кз) Статья 29. Глава муниципального образования 1. Глава муниципального образования является высшим должностнымлицом муниципального образования и наделяется уставоммуниципального образования в соответствии с Федеральным закономсобственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок избрания главы муниципального образования определяетсяуставом муниципального образования в соответствии с настоящимЗаконом. Срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет. 2. Глава муниципального района, городского округа, городского поселения избирается представительным органом соответствующего муниципального района, городского округа, городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. 3. В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, глава городского поселения избирается представительным органом соответствующего городского поселения из своего состава на срок полномочий данного представительного органа и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.

4. Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах. Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. (Часть в редакции Закона Ставропольского края от 06.03.2019 г.

№ 13-кз) Глава сельского поселения, избранный в соответствии с уставом сельского поселения на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию либо в случае, предусмотренном абзацем вторым части 2 статьи 27 настоящего Закона, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа соответствующего сельского поселения. Глава сельского поселения, избранный в соответствии с уставом сельского поселения представительным органом соответствующего сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (Абзац в редакции - Закон Ставропольского края от 06.03.2019 г. № 13-кз) 1 4 . В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, глава сельского поселения, избранный на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа данного муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 5. Глава муниципального образования в пределах полномочий, 1установленных частями 2 - 4 настоящей статьи: 1) представляет муниципальное образование в отношениях сорганами местного самоуправления других муниципальных образований,органами государственной власти, гражданами и организациями, бездоверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставоммуниципального образования, нормативные правовые акты, принятыепредставительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседанияпредставительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправленияполномочий по решению вопросов местного значения и отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления федеральными законами и законами Ставропольскогокрая. 6. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетеннаселению и представительному органу муниципального образования. 7. Глава муниципального образования представляетпредставительному органу муниципального образования ежегодныеотчеты о результатах своей деятельности, а в случае если главамуниципального образования возглавляет местную администрацию, - орезультатах деятельности местной администрации и иныхподведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе орешении вопросов, поставленных представительным органоммуниципального образования.(В редакции Закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) 8. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, городского округа, городского поселения устанавливается представительным органом соответствующего муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.В муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - Губернатором Ставропольского края. В городском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом данного городского поселения, а другая половина - главой соответствующего муниципального района. В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом данного муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром данного муниципального района, а половина - Губернатором Ставропольского края.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) Статья 30. Местная администрация 1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительныморганом муниципального образования по представлению главы местнойадминистрации. В структуру местной администрации могут входитьотраслевые (функциональные) и территориальные органы местнойадминистрации. 2. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 3. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 4. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 5. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 6. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 1 6 . (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 7. (Утратил силу - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 № 75-кз) 1 Статья 30 . Контрольно-счетный орган муниципальногообразования, отдельные вопросы его деятельности 1. В целях осуществления внешнего муниципального финансовогоконтроля представительный орган муниципального образования вправеобразовать контрольно-счетный орган муниципального образования. 2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами Ставропольского края. 3. Должностные лица контрольно-счетного органа муниципального образования в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя контрольно-счетного органа муниципального образования посредством использования телефонной связи, а также направления ему в этот же срок письменного уведомления по форме согласно приложению к настоящему Закону. 4. Акты, составленные контрольно-счетным органом муниципального образования при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, составленного контрольно-счетным органом муниципального образования, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью. 5. Контрольно-счетный орган муниципального образования по форме, установленной муниципальным нормативным правовым актом и регламентом контрольно-счетного органа муниципального образования, направляет запросы о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностным лицам, а также в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы управления государственными внебюджетными фондами, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения. Органы и организации, указанные в абзаце первом настоящей части, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса контрольно-счетного органа муниципального образования обязаны представить в контрольно-счетный орган муниципального образования указанные в его запросе информацию, документы и материалы.(Дополнен - Закон Ставропольского края от 18.06.2012 № 58-кз) Статья 31. Муниципальная служба Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Ставропольского края ,уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовымиактами. Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 32. Экономическая основа местного самоуправления В соответствии с Федеральным законом экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Статья 33. Муниципальное имущество Перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определяется в соответствии с Федеральным законом. Статья 34. Местные бюджеты 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет(местный бюджет). Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетовгородских и сельских поселений, входящих в состав муниципальногорайона (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами),образуют консолидированный бюджет муниципального района. 2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета,утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроляза его исполнением, составление и утверждение отчета об исполненииместного бюджета осуществляются органами местного самоуправлениясамостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетнымкодексом Российской Федерации. 3. Бюджетные полномочия муниципальных образованийустанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.(В редакции Закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 103-кз) Статья 35. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Ставропольском крае Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статья 36. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Общий размер субвенций, предоставляемых из бюджета Ставропольского края местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановыйпериод раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. 2. (Утратила силу - Закон Ставропольского края от 07.02.2014 № 3-кз) Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 37. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. 1 Статья 37 . Удаление главы муниципального образования в отставку Представительный орган муниципального образования вправе удалитьглаву муниципального образования в отставку по инициативе депутатовпредставительного органа муниципального образования или по инициативеГубернатора Ставропольского края по основаниям и в порядке,установленным Федеральным законом.(Статья дополнена - Закон Ставропольского краяот 08.10.2009 № 64-кз) Статья 38. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом. Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 2. Пункт 8 части 1 статьи 10, пункт 9 части 1 статьи 11 настоящего Закона вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. Статья 40. Приведение нормативных правовых актов Ставропольского края в соответствие с настоящим Законом 1. Предложить Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. До приведения нормативных правовых актов Ставропольского края в соответствие с требованиями настоящего Закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. 2. Предложить представительным органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу настоящего Закона внести соответствующие изменения и дополнения в уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты. Статья 41. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Ставропольского края Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: 1) Закон Ставропольского края от 31.12.96 № 44-кз "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае"; 2) Закон Ставропольского края от 31.12.96 № 46-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае"; 3) Закон Ставропольского края от 31.12.96 № 47-кз "О финансовых основах местного самоуправления в Ставропольском крае"; 4) Закон Ставропольского края от 08.07.98 № 16-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае"; 5) Закон Ставропольского края от 11.08.98 № 22-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О финансовых основах местного самоуправления в Ставропольском крае";. 6) Закон Ставропольского края от 28 июля 2000 г. № 21-кз "О внесении изменения в статью 8 Закона Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае"; 7) Закон Ставропольского края от 1 августа 2000 г. № 34-кз "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края и порядке контроля за их реализацией"; 8) Закон Ставропольского края от 18 июля 2001 г. № 44-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае". Приложение к Закону Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" Председателю __________________________________ (наименование контрольно-счетного органа муниципального образования) _______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) аудитора (инспектора) _________________________ (наименование контрольно-счетного органа муниципального образования) _______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) УВЕДОМЛЕНИЕ. ____________________________________ "___"______________________ г. (место составления) "___" _____________ г. на основании пункта 2 части 1 статьи 14Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельностиконтрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований" в ходе проведения контрольного мероприятия "___________________________________________________________________________________________" (наименование контрольного мероприятия)в _________________________________________________________________________ (наименование проверяемого субъекта)в связи с _________________________________________________________________ (указать обстоятельства)было произведено _________________________________________________________, (опечатывание кассы, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов)о чем составлен акт от "____" ______________________ г. Вышеуказанные действия осуществлены с участием уполномоченныхдолжностных лиц проверяемого субъекта: 1. ____________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) 2. ____________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) Копия акта на _________ л. прилагается. _____________________________________ __________ ________________________(должностное лицо контрольно-счетного (подпись) (фамилия, имя, отчество)органа муниципального образования)". Губернатор Ставропольского края А.Л.ЧЕРНОГОРОВг. Ставрополь2 марта 2005 г.№ 12-кз