ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 февраля 1996 г. № 89 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 1996-2000 ГОДЫ В целях эффективного использования средств краевого дорожного фонда, направляемых на ремонт и содержание, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования края, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить программу развития дорожного хозяйства Хабаровского края на 1996-2000 годы (прилагается).

2. Установить, что каждый текущий год программа дорожных работ формируется исходя из средств прогнозируемого территориального дорожного фонда на этот год.

3. Утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края согласно приложению.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по межрегиональным отношениям, промышленности, транспорту и связи администрации края (В.М.Тевелевич).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 26 февраля 1996 г. № 89 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ НА 1996-2000 ГОДЫ Хабаровск 1995 г.

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Цели программы.

1. СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ.

1.1. Сеть местных автодорог общего пользования.

1.2. Плотность дорожной сети.

1.3. Транспортно - эксплуатационное состояние сети дорог.

1.4. Мосты.

1.5. Безопасность движения.

1.6. Подрядные организации и производственные мощности.

2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ.

3. ЗАДАЧИ ГП "ХАБАРОВСКАВТОДОР".

3.1. Создание условий для эффективного функционирования рынка подрядных работ.

3.2. Совершенствование проектных решений и нормативной базы.

3.3. Совершенствование контроли качества дорожных работ.

3.4. Совершенствование системы содержания и ремонта дорог.

3.5. Совершенствование системы управления инвестициями.

3.6. Организация сервисного обслуживания пользователей дорог.

3.7. Совершенствование технологии дорожных работ, создание и внедрение новых видов конструкций дорожных одежд и конструкций мостов.

3.8. Совершенствование подготовки и обучения специалистов для дорожного хозяйства края.

4. ФИНАНСОВАЯ СИТУАЦИЯ.

ВВЕДЕНИЕ Автомобильные дороги, как элемент социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивают эффективную работу автомобильного транспорта, оказывают влияние на всю экономику края.

Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования не соответствует требованиям развития экономики края. Главными "заложниками" плохих дорог являются сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, население края. В связи с падением объемов производства в лесопромышленном комплексе многие населенные пункты оказываются отрезанными от общей сети дорог края из - за прекращения содержания ведомственных дорог.

Недостаточный уровень финансирования не позволяет дорожной сети края по качественным показателям конкурировать с дорогами Западной Европы, стран СНГ, центральной России, а также с соседними областями и Приморским краем.

Некоторое оживление дорожной отрасли в 1987 - 1991 годах не дало ожидаемого резкого экономического подъема в крае:

- при территории края 823,9 тыс. кв. км, численности населения 1608,2 тыс. человек, 532 населенных пунктов, только 51% из них обеспечены круглогодичным автомобильным сообщением;

- 6 районов края из 17 вообще не имеют автотранспортной связи с краевым центром и 3 - круглогодичного сообщения;

- не обеспечена связь по кратчайшим расстояниям;

- по техническим параметрам, качеству и долговечности дороги края не соответствуют современным требованиям нормативных документов;

- недостаточный уровень развития транспортной сети приводит к значительным различиям в уровне жизни городского и сельского населения, спаду валовой продукции сельского хозяйства, к высоким транспортным затратам, достигающим по краю до 40% от себестоимости продукции;

- перебои в работе предприятий из - за нехватки сырья, доставляемого по автодорогам (в том числе лесопромышленного комплекса).

Развитие рыночных отношений ведет к децентрализации поставок продукции и товаров, сокращению объемов единичных поставок складских запасов. Эта тенденция вызовет сокращение перевозок железнодорожным транспортом (с очень большими тарифами перевозок), дальнейшее развитие автотранспорта и его использование при перевозке грузов на короткие расстояния. Ожидаемое сокращение местных железнодорожных перевозок на 10% в пользу автотранспорта приведет к увеличению грузоперевозок в 1,5 раза.

Принятие срочных мер по развитию сети автомобильных дорог становится решающим фактором социально - экономического развития края. Вместе с тем, сокращение централизованных источников финансирования дорожного хозяйства края, существенное увеличение сети автомобильных дорог общего пользования за счет включения в ее состав части ведомственных и внутрихозяйственных дорог, рост стоимости строительства, ремонта и содержания определяют необходимость эффективного использования имеющихся в крае финансовых и материальных ресурсов. В результате разработки настоящей Программы планируется:

- определить приоритетные направления действия в дорожном хозяйстве до 2000 года;

- сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на решении приоритетных задач;

- обеспечить комплексный подход к совершенствованию производственной базы дорожного хозяйства края, внедрение новых технологий.

Цели программы:

- сохранение существующей сети дорог;

- улучшение транспортно - эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;

- снижение эксплуатационных затрат пользователей дорогами.

1. Состояние дорожного хозяйства в крае.

1.1. Сеть местных автодорог общего пользования Таблица 1 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Характеристика сети ¦ По состоянию на 1 января +--------------------------------- ¦ 1992 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г.

--------------------------------+---------+------------+---------- Всего дорог, км 4044 4069 4070 в том числе:

- с твердым покрытием 3002 3044 3063 - с усовершенствованным покрытием 1128 1209 1260 Доля дорог с усовершенствованным покрытием, % 25,5 29,7 31,0 ------------------------------------------------------------------ Общая протяженность дорожной сети общего пользования края 4310 км, в том числе федеральные дороги 240 км и местные дороги 4070 км. Из сети местных дорог 3063 км имеют асфальтобетонное, цементобетонное и гравийное покрытия, остальные дороги являются только направлениями, по которым в зимнее время устраиваются "зимники", а в летнее время проезд возможен только на тракторах (таблица 2).

Среднегодовые темпы роста числа единиц автотранспорта (6,4%) значительно опережают прирост протяженности дорог с твердым покрытием, что ежегодно увеличивает размер транспортных затрат в стоимости продукции.

При некотором снижении числа единиц грузового транспорта в последние годы количество перевозимого груза увеличивается за счет их грузоподъемности, что требует усиления покрытий на дорогах и искусственных сооружениях.

Таблица 2 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ВЕДОМОСТЬ НАЛИЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЙОНАХ КРАЯ НА 1 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА ------------------------------------------------------------------ Районы ¦ Общая ¦ В том числе ¦ протяженность, +------------------------------ ¦ км ¦ ц / б¦ а / б¦ гравий¦ грунт ------------------+----------------+--------+------+-------+------ Советско - Гаванский 61 - 56 5 - Николаевский 182 - 22 135 25 Амурский 133 1 63 69 - Бикинский 141 - 73 68 - Аяно - Майский 243 - - 123 120 Ванинский 53 2 33 18 - Верхнебуреинский 386 - 47 288 51 Вяземский 196 2 93 101 - Комсомольский 381 - 81 125 175 имени Лазо 480 - 235 241 4 Нанайский 252 - 97 155 - Охотский 327 - 11 53 263 имени Полины Осипенко 126 - - 82 44 Солнечный 300 11 39 198 52 Тугуро - Чумиканский - - - - - Ульчский 344 - 5 70 269 Хабаровский 465 9 380 72 4 Всего 4070 25 1235 1803 1007 ------------------------------------------------------------------ 1.2. Плотность дорожной сети.

По наличию автомобильных дорог и их техническому состоянию Хабаровский край занимает одно из последних мест среди краев и областей России.

Плотность дорожной сети на 1000 кв. км территории края значительно отстает от других территорий (таблица 3).

Таблица 3 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Государство, край, ¦ Плотность ¦ Плотность дорожной область ¦ населения, ¦ сети. км/1000 кв. км ¦ чел/кв. км +---------------------- ¦ ¦ всего ¦ с твердым ¦ ¦ ¦ покрытием ----------------------------+--------------+----------+----------- Россия 8,7 29,5 22,6 Московская область 324,0 319,1 254,5 Ленинградская область 75,9 116,4 111,7 Ярославская область 39,9 132,6 104,2 Мурманская область 7,9 17,0 16,0 Карелия 4,6 38,6 34,1 Тверская область 9,57 119,0 108,2 Кировская область 13,8 74,7 57,0 Архангельская область 3,7 16,1 12,7 Вологодская область 9,2 71,5 42,0 Амурская область 2,9 16,6 16,0 Приморский край 13,5 42,6 42,0 Хабаровский край 2,0 5,5 4,0 ------------------------------------------------------------------ 6 районов (Охотский, Аяно - Майский, Тугуро - Чумиканский, Советско - Гаванский, Ванинский, Верхнебуреинский) не имеют связи с сетью дорог общего пользования и краевым центром; 3 района (Николаевский, Ульчский, Полины Осипенко) не имеют устойчивой связи в течение года и связаны с центром только в зимний период.

294,2 тыс. человек в 272 населенных пунктах этих районов не имеют возможности автотранспортной связи с сетью дорог общего пользования края.

1.3. Транспортно - эксплуатационное состояние сети дорог общего пользования Из 4070 км местных дорог общего пользования 1260 км, или 31% - с усовершенствованным покрытием, 1803 км, или 44% - с гравийным покрытием и 1007 км, или 25% - не имеют покрытия (грунтовые).

Техническое состояние большей части дорог края по своим параметрам (радиусы кривых в плане, ширина земляного полотна и проезжей части, тип покрытия и т. д.) не соответствует возрастающим транспортным потокам.

Средняя скорость движения по дорожной сети края не превышает 40 км/час, что увеличивает транспортно - эксплуатационные затраты пользователей дорог.

Сравнение расхода горючего (л/100 км) наиболее распространенных автомобилей Западной Европы и России в оптимальных и неудовлетворительных дорожных условиях приведены в таблице 4.

Таблица 4 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Вид транспортного ¦ Западная ¦ Россия средства ¦ Европа +------------------------------- ¦ ¦ оптимальные¦ плохая ¦скорость ¦ ¦ условия ¦ ровность¦до 40 ¦ ¦ ¦ ¦км/час ----------------------+-----------+------------+---------+-------- Легковой автомобиль 8,3 9,7 10,6 16,1 Грузовики 0,5 - 2,0 т 10,0 19,0 20,5 25,6 Грузовики дизельные 5 - 8 т 20,0 24,0 27,2 30,0 Автобусы дизельные 22,0 24,5 27,7 32,6 ------------------------------------------------------------------ Улучшение состояния сети дорог края и увеличение средней скорости до 60 км/час позволит снизить расход горючего в 1,3 - 1,5 раза и уменьшить транспортно - эксплуатационные затраты владельцев грузового и легкового транспорта.

Из 4070 км местных дорог 24,5% классифицируются как "хорошие", 54,5 - "удовлетворительные" и 21% - "плохие".

Большинство дорог было спроектировано под расчетную осевую нагрузку 6 тонн. Увеличение осевой нагрузки, происходящее в последние годы, ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий, требует дополнительных средств на их усиление. Тенденция к увеличению осевой нагрузки будет сохраняться и далее. Число большегрузных автомобилей возрастает в 1,5 - 2 раза. В целом по России 56% дорожных покрытий имеют недостаточную прочность.

В Хабаровском крае недостаточную прочность имеют 70% покрытий.

Высока неровность покрытий дорог: по России - 20% от числа обследованных дорог, в Хабаровском крае до 25%. Это приводит к дополнительным затратам пользователей дорогами на 20 - 25%.

По требованиям европейских стандартов при сроке службы покрытий 15 - 18 лет допустимое количество требуемого ремонта должно составлять около 10% в год. В России и Хабаровском крае срок службы покрытий усовершенствованного типа составляет 5 - 6 лет, а около 40% их нуждаются в замене. Недостаточность выделения средств влечет ежегодный недоремонт в пределах 30 - 35% существующей сети дорог, в результате чего физический износ дорог не восстанавливается, что в итоге может привести к непроезжаемости по ним.

С учетом ожидаемого увеличения потока тяжелых машин эта проблема с каждым годом будет обостряться и потребует дополнительных средств на ремонт дорог. Отсрочка переориентации финансовых средств на 1 - 2 года приведет в дальнейшем к увеличению затрат не менее чем на 50%.

В то же время, по расчетам специалистов института ГипродорНИИ 1 рубль, вложенный в ремонт дорог, приносит 3 рубля чистого дохода в следующие после ремонта годы.

1.4. Мосты.

В Хабаровском крае на местных автомобильных дорогах находится в эксплуатации 20408 пог. метров мостов (таблица 5), из которых 283 штуки протяженностью 4064 пог. метров - деревянные, в то время как в Приморском крае только 98 штук.

Таблица 5 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Тип мостов ¦ Количество ¦ Протяженность,¦ % ¦ штук ¦ пог. м ¦ количество/ ¦ ¦ ¦ протяженность -------------------+-------------+-----------------+-------------- Металлические ¦ 8 ¦ 2917 ¦ 1,4/14,3 Железобетонные ¦ 262 ¦ 13428 ¦ 47,4/65,8 Деревянные ¦ 283 ¦ 4063 ¦ 51,2/19,9 Всего ¦ 553 ¦ 20408 ¦ 100 ------------------------------------------------------------------ Из-за низкого технического состояния деревянные мосты и железобетонные мосты давней постройки не удовлетворяют возросшей интенсивности движения транспорта, не обеспечивают пропуск современных тяжелых транспортных средств, подвергаются значительным разрушениям в период стихийных бедствий. В целях исключения чрезвычайных ситуаций, связанных с непроезжаемостью по автомобильным дорогам из - за вышедших из строя мостов необходимо ежегодно перестраивать порядка 700 пог. метров мостов. Однако из - за отсутствия средств перестройка ведется медленными темпами (в 1995 году - только 200 пог. метров). Для обеспечения строительства требуемого количества мостов необходимы дополнительные средства в размере 7 - 8 млн. рублей в ценах 1991 года.

1.5. Безопасность движения.

Хабаровский край располагает неудовлетворительными, с точки зрения безопасности движения, дорогами, что ведет к ограничению скоростей на многих участках дорог, снижению пропускной способности, к увеличению затрат пользователей дорогами от потери времени в пути и расходу топлива на 1 км.

Обеспеченность дорог тротуарами и пешеходными дорожками составляет только 52% от требуемой, переходно - скоростными полосами - 5%, покрытиями с шероховатой поверхностной обработкой - 32%, ограждениями барьерного типа - 20%, разметкой проезжей части - 10%.

Отсутствие качественных и долговечных материалов при установке дорожных знаков и указателей, разметке проезжей части, устройстве барьерных ограждений, борьбе с гололедом ведет к низкому качеству работ, уменьшению сроков службы конструкций, возрастанию затрат на содержание дорог и дорожных сооружений.

За 1991 - 1994 годы на дорогах общего пользования края произошло 10 дорожно - транспортных происшествий по дорожным условиям, в которых 1 человек погиб и 9 ранены. Основными причинами являются скользкое покрытие - 30%, неровность и колейность покрытия - 10%, отсутствие тротуаров - 10%.

1.6. Подрядные организации и производственные мощности.

Строительством, реконструкцией и ремонтом дорог в Хабаровском крае занимаются 2 дорожно - строительных управления, 11 дорожных ремонтно - строительных управлений и 4 дорожных ремонтно - строительных участка ГП "Хабаровскавтодор", АО "Спецстроймеханизация - 1", АО "Спецстроймеханизация - 2", АООТ МК - 89, ТОО артелей старателей "Прогресс", "Восток", "Амур", ДСАК "Милан - Електа", в/ч 45505, УДСР - 1443, а также ряд мелких подрядных организаций различных форм собственности. В 1994 году ими сдано в эксплуатацию 77 км дорог.

Строительством мостов занимаются Хабаровский и Комсомольский - на - Амуре мостоотряды АО "Дальмостострой", АО МСУ - 12, АО "Спецмост". В 1994 году ими построены 9 мостов протяженностью 686,7 пог. метров.

Летнее и зимнее содержание дорог ведут, в основном, дорожные ремонтно - строительные управления и участки ГП "Хабаровскавтодор".

Эксплуатацией основных больших мостов занимается созданное в 1994 году Мостовое эксплуатационное управление ГЦ "Хабаровскавтодор".

С 1994 года в крае начали проводиться подрядные торги на заключение контрактов на дорожные работы, в 1995 году подрядные торги проведены по всем объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Только на 40% оснащены подрядные организации асфальтоукладчиками, всего на 70% от требуемого количества - уплотняющей техникой. Нет высокопроизводительной мощной техники для производства земляных работ. Оснащенность технологическим автотранспортом составляет 50% от требуемой.

В два раза меньше нормы имеется техники по содержанию и ремонту дорог, полностью отсутствует техника по осмотру и содержанию мостов.

Малая оснащенность дорожно - строительной техникой обусловлена недостаточностью выделяемых средств из территориального дорожного фонда на ее приобретение, так в 1995 году, выделено 500 млн.

рублей или на покупку только 4 - 5 единиц.

2. Стратегия развития дорожной отрасли до 2000 года.

2.1. Уровень содержания дорог должен обеспечить сохранность существующей сети дорог, безопасность и условия движения автотранспорта в соответствии с техническими нормативами автомобильных дорог.

Лимит денежных средств, выделяемых на район, определяется в зависимости от протяженности дорожной сети, категории дорог, дорожного покрытия каждой дороги и от необходимого уровня содержания, обеспечивающего ее сохранность и безопасность движения. Лимит средств, необходимый для содержания сети дорог в 1996 году (в ценах 1991 года), приведен в таблице 6.

Таблица 6 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Дорожные ремонтно - строительные ¦ Протяженность ¦ Необходимые управления и участки ¦ дорог, км ¦ средства, (районы) ¦ ¦ тыс. руб.

----------------------------------+----------------+-------------- Вяземское ДРСУ ¦ 195,9 ¦ 725 Комсомольское ДРСУ ¦ 514,3 ¦ 1903 Лазовское ДРСУ ¦ 480,25 ¦ 1777 Нанайское ДРСУ ¦ 252,57 ¦ 935 Совгаванское ДРСУ ¦ 114,0 ¦ 422 Солнечное ДРСУ ¦ 299,7 ¦ 1109 Хабаровское ДРСУ ¦ 494,76 ¦ 1720 Аяно - Майский ДРСУч ¦ 243 ¦ 899 Бикинский ДРСУч ¦ 105,4 ¦ 390 Верхнебуреинское ДРСУ ¦ 386,3 ¦ 1429 Николаевское ДРСУ ¦ 181,8 ¦ 673 Охотское ДРСУ ¦ 326,77 ¦ 1209 ДРСУч района имени Полины Осипенко¦ 126,3 ¦ 467 Ульчский ДРСУч ¦ 343,5 ¦ 1271 Дальневосточное ДРСУ ¦ 36 ¦ - Итого по краю ¦ 4070,55 ¦ 15062 ------------------------------------------------------------------ Изменения интенсивности движения повлекут за собой и изменение нормативных уровней содержания. В этом случае, а также при ежегодном увеличении протяженности сети дорог, возрастет и потребность необходимых финансовых средств. Увеличение лимита средств до 2000 года с учетом выполнения намеченной программы строительства дорог и передачи ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования, приведено в таблице 7.

Таблица 7 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ ¦1996 г.¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.

----------------------+-------+--------+--------+--------+-------- Увеличение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ протяженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дорог, км ¦333,8 ¦ 115 ¦ 144,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 Увеличение лимита на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание в тыс. руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в ценах 1991 г.) ¦1235 ¦ 425 ¦ 533 ¦ 370 ¦ 370 ¦ ¦ ¦ ¦ 418 ¦ 418 Всего к 2000 году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2933 ------------------------------------------------------------------ Следовательно, к 2000 году затраты на содержание сети дорог общего пользования края возрастут до 17,2 млн. рублей в ценах 1991 года.

2.2. По итогам проведенной паспортизации дорог общего пользования края, а также обследования их состояния, необходимо ликвидировать за 5 лет недоремонт дорог, доведя его до требуемого норматива по межремонтным срокам.

За последние 20 лет потребности на ремонт и содержание дорог удовлетворялись на 60 - 65%, что привело к накоплению недоремонта и постоянному снижению технического состояния дорожной сети.

Принцип определения годовых объемов средств, необходимых для ремонтных работ, основан на нормативных межремонтных сроках в зависимости от типа покрытий в соответствии с указанными Минавтодора РСФСР от 30.12.88 № АЛ - 4/446 и укрупненными региональными нормами денежных средств на ремонт 1 км автомобильных дорог, разработанными институтом ГипродорНИИ. Низкое техническое состояние сети дорог требует проведения всего комплекса работ, начиная с ремонта земляного полотна, искусственных сооружений и кончая дорожным покрытием.

Соответствующие затраты зачастую сравнимы со стоимостью нового строительства или реконструкции.

Адреса ремонтов определяются конкретно по каждой дороге после осеннего и весеннего осмотра дорог комиссионно с участием представителей ГАИ, автотранспортников и Российской транспортной инспекции. Необходимый ежегодный объем финансирования ремонта дорог и мостов составляет 42,9 млн. рублей в ценах 1991 года, а ликвидация недоремонтов требует дополнительно 6,2 млн. рублей ежегодно (таблица 8).

2.3. Для кардинального решения проблемы автотранспортного сообщения, ликвидации в кратчайшие сроки бездорожья, создания основной сети дорог в крае, позволяющей соединить 5 районов и 133 населенных пункта в них с сетью дорог общего пользования края и краевым центром, необходимо построить и реконструировать 831 км дорог, на что потребуется затратить не менее 313 млн. рублей в ценах 1991 года.

2.4. Определяющим фактором в реализации поставленных проблем по срокам и объемам является финансовый.

В первую очередь автодором будут финансироваться работы по содержанию и ремонту дорог, оставшаяся часть дорожного фонда будет распределяться по приоритетам на строительство дорог и мостов, с учетом их социальной и экономической важности по согласованию с администрациями районов края.

Продолжающийся спад производства, высокий уровень инфляции не обеспечивают финансовых поступлений в дорожный фонд, необходимых для выполнения поставленных задач. Но вместе с тем необходимость реализации продукции, производимой в крае при возрастающей конкуренции, заставляет ее производителей искать пути сокращения затрат на ее производство, большую долю в которых составляют транспортные расходы. Снижение этих затрат возможно только при условии улучшения и развития сети автомобильных дорог.

Если эту задачу выполнять до 2000 года, то ежегодный объем финансирования должен составлять не менее 128,7 млн. рублей в ценах 1991 года, в том числе на содержание - 17,2 млн. рублей, на ремонт - 49,0 млн. рублей, на строительство - 62,5 млн. рублей.

Для сравнения в 1992 году было профинансировано дорожных работ в объеме 61,3 млн. рублей, в 1993 году - 63,4 млн. рублей, в 1994 году - 63,0 млн. рублей (в ценах 1991 года).

Вместе с тем, при действовавшей в 1995 году ставке налога на пользователей автодорогами в размере 1,2% собираемых в территориальный фонд денег хватит лишь на содержание дорог и половину требуемых по нормам ремонта. Строительство и реконструкция дорог в этом случае исключаются.

Расчеты показывают, что ставка налога должна быть поднята до 4,8%, что позволит выделить некоторую часть средств на строительство и реконструкцию и вводить по 166 км дорог.

3. Задачи ГП "Хабаровскавтодор" Для успешного осуществления поставленных целей, создания в крае сети автомобильных дорог необходимо поднять качественный уровень решений по инвестициям, повысить их эффективность, резко улучшить качество дорожных работ, увеличить сроки службы дорожных конструкций и сооружений. Решить это можно с помощью:

- создания условий эффективного функционирования рынка подрядных работ;

- совершенствования контроля качества дорожных работ;

- совершенствования системы содержания дорог и мостов;

- совершенствования системы управления инвестициями;

- совершенствования технологий дорожных работ, создания и внедрения новых видов конструкций дорожных одежд и конструкций мостов;

- совершенствования проектных решений и нормативной базы;

- организации сервисного обслуживания пользователей дорог;

- совершенствования системы обучения и подготовки кадров для дорожного хозяйства края.

3.1. Создание условий для эффективного функционирования рынка подрядных работ.

Проведение подрядных торгов на заключение контрактов является цивилизованной формой размещения заказов на выполнение дорожных работ в условиях рынка (за рубежом, как правило, подрядные работы реализуются на торгах).

Для эффективного функционирования рынка подрядных работ требуется создание правовой основы передачи заказов подрядчикам.

Существующие сегодня противоречия между заказчиком, который стремится к экономической эффективности проекта, и подрядчиком, стремящимся получить максимальную прибыль, должны быть решены на основе документа, регулирующего права и обязанности сторон, учитывающего их взаимные интересы и исключающие свободное толкование. Поэтому необходимо:

- разработать положения о проведении конкурсов и торгов, соответствующие мировым стандартам;

- разработать положение и механизм передачи заказов, оказания услуг по строительству, ремонту и содержанию дорог и регулирования возникающих технических проблем в процессе реализации проекта;

- разработать и утвердить порядок определения и назначения стартовых цен для проведения торгов и порядок последующего пересчета цен с учетом инфляции.

Для создания условий конкуренции требуется на рынке подряда совершенствование производственных баз подрядных организаций, закупать оборудование, в первую очередь на содержание сети дорог, которое не выпускается в России. Необходимо направлять на эти цели до 1О% средств дорожного фонда. Это позволит обеспечить снижение затрат на содержание при росте уровня содержания дорог, повысить безопасность движения и снизить число дорожно - транспортных происшествий, особенно в зимнее время. Для решения этой задачи необходимо во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.94 № 1310 "О федеральной целевой программе совершенствования и развития дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995 - 2000 годы" создать отраслевой фонд развития дорожного машиностроения для освоения и выпуска отечественных новых типов дорожной техники и оборудования, обеспечивающих высокую производительность и требуемое качество дорожных работ.

3.2. Совершенствование проектных решений и нормативной базы.

Повышение качества проектных решений необходимо связывать с расширением рынка проектных работ, что требует создания новых инженерных и консультационных фирм, способных работать в условиях жесткой конкуренции. Создаваемая система проведения торгов и конкурсов позволит повысить эффективность принимаемых проектных решений, а также приведет к необходимости самими фирмами вести осуществление проекта в строгом соответствии с технологической документацией.

Такие фирмы будут вести весь комплекс работ, начиная с технико - экономического обоснования, выполнения рабочей документации и заканчивая осуществлением проекта и анализов результатов его реализации, отработкой внедряемых технологий и прогрессивных материалов, обеспечивающих повышение долговечности дорог и мостов. Только организация инженерных фирм на основе ведения полного комплекса работ позволит создать альтернативу существующей в настоящее время системе экспертизы проектов и приемки выполненных работ.

На основе имеющихся Федеральных строительных норм и правил проектирования необходимо создание региональных строительных норм, учитывающих местные климатические и геологические условия, а также подробно трактующие и регламентирующие порядок проектирования и привязки типовых проектов, учитывающих местные условия.

Необходимо добиться на уровне России пересмотра в сторону ужесточения требований стандартов на применяемые дорожно - строительные материалы, с учетом природно - климатических условий региона, в котором они применяются, особенно по битуму и щебню.

3.3. Совершенствование контроля качества дорожных работ.

Срок службы дорожных покрытий в дальневосточных условиях в несколько раз меньше, чем в западных странах. Необходимо в ближайшее время создать систему контроля за качеством дорожных работ, гарантирующую получение проектных показателей на каждом этапе работ, начиная с согласования проектных решений и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

Для этого необходимо:

- разработать положение о сертификации строительной продукции;

- произвести анализ производственной деятельности подрядных организаций, применяемых ими технологий и оценить качество проводимых ими дорожных работ, с целью предоставления им права участвовать в конкурсах подряда;

- внедрить экспресс - методы операционного контроля качества дорожных работ.

3.4. Совершенствование системы содержания и ремонта дорог.

В настоящее время дорожные организации заинтересованы выполнять только те виды работ по содержанию, которые дают наибольший доход, что в целом ведет к снижению транспортно - эксплуатационных показателей дорог и влияет на безопасность движения. Для решения этой проблемы необходимо:

1. Создать во всех районах края дорожно - эксплуатационные подразделения с функциями:

- непрерывного сбора информации о состоянии дорожной сети и определения адресности и объемов работ по содержанию и ремонту дорог;

- контроля за качеством проводимых дорожных работ;

- передачи подряда на конкурсной основе на работах по ремонту и содержанию дорог;

- выполнения отдельных видов работ (не более 10% общего объема) на бесприбыльной основе.

2. Внедрить передовую технологию по сбору и обработке информации о состоянии дорожной сети, определения объемов дорожных работ, управления распределением финансовых средств.

3. Разработать нормативы по содержанию краевых дорог.

4. Разработать нормы оценки и приемки работ по содержанию дорог.

5. Разработать Положение о заключении договоров подряда на содержание дорог и порядке оплаты выполненных объемов работ.

3.5. Совершенствование системы управления инвестициями.

Необходимо внедрять передовой опыт в методике планирования и использования инвестиций на ремонт и реконструкцию, а также на строительство новых дорог. Главным принципом должен стать экономический, обеспечивающий скорейший возврат средств, вложенных пользователями дорог в сохранение и развитие дорожной сети края.

Требуется создать базу данных, необходимую для работы компьютерной программы, используемой в ряде стран при прогнозировании расходования финансовых средств и решения приоритетных задач в дорожном хозяйстве.

В сложившейся ситуации приоритетом в распределении инвестиций будет содержание дорог, куда намечено направлять 100% необходимых средств (правильность такого решения подтвердилась изучением материалов Международной Дорожной Федерации). И только после этого оставшиеся средства будут распределяться на расширение сети дорог с учетом приоритетности объектов, их социально - экономической значимости для развития края.

3.6. Организация сервисного обслуживания пользователей дорог.

Дорожный сервис в Хабаровском крае практически отсутствует.

Для начального этапа его развития необходимо:

1. Считать приоритетными для дорожного сервиса туристические маршруты.

2. Создать стимулы для привлечения инвестиций как частных, так и средств банков и предприятий, для создания в полосе отвода дорог сети заправочных станций, станций техобслуживания, пунктов питания и торговли, а также системы телефонной и радиосвязи.

3. Строительство стоянок отдыха обеспечить за счет дорожного фонда.

4. Создать специальный фонд экономической помощи малым предприятиям для развития дорожного сервиса и предоставить ее на конкурсной основе и в виде кредитов.

3.7. Совершенствование технологии дорожных работ, создание и внедрение новых видов конструкций дорожных одежд и конструкций мостов.

Для повышение долговечности дорожных конструкций требуется переход дорожной отрасли на применение только прогрессивных технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих высокое качество дорожных работ, для чего необходимо:

1. Найти поставщиков дорожно - строительных материалов, оборудования и дорожной техники, интенсивно работающих над повышением качества своей продукции, и оказывать им финансовую поддержку на принципах долевого участия.

2. Внедрение прогрессивных материалов, конструкций мостов, обеспечивающих снижение материалоемкости, трудозатрат и повышение долговечности дорожных покрытий и мостов.

3. Внедрение современных мировых технологий по содержанию и ремонту дорог, снижающих финансовые и материальные затраты.

3.8. Совершенствование подготовки и обучения специалистов для дорожного хозяйства края.

Качество производства дорожных работ в большинстве случаев зависит от квалификации и компетенции непосредственных исполнителей, принимающих управленческие и технические решения.

Несоответствие специалистов дорожной отрасли все возрастающим требованиям к качеству принимаемых инженерных, экономических и управленческих решений, позволяющих рационально использовать средства, приводит к тому, что:

- управленческие навыки персонала не обеспечивают скорейшего перехода дорожного хозяйства на рыночные отношения;

- средства территориального дорожного фонда не обеспечиваются эффективным их использованием;

- средства фонда не позволяют провести переподготовку специалистов в кратчайшие сроки, используя современные методы обучения.

Для решения этой задачи необходимо:

1. Обеспечить подготовку специалистов по специальной программе с использованием современного оборудования и вычислительной техники.

2. Разработать программу профессиональной подготовки кадров дорожников всех уровней, начиная с рабочих и кончая руководителями организаций.

3. Предложить Хабаровскому техническому университету пересмотреть учебные планы подготовки специалистов - дорожников, обеспечив их подготовку по специальности с учетом требований заказчика в условиях рыночной экономики.

4. Выделить часть дорожного фонда в размере не менее 0,5% на совершенствование подготовки специалистов для дорожного хозяйства края.

4. Финансовое состояние Принятие в 1991 году закона "О дорожных фондах" и внесение в 1992 году дополнений в него явилось значительным шагом в реформирование системы финансирования дорожного хозяйства.

Закон создал независимый от государственного бюджета источник финансирования дорожных работ и позволил обеспечить выживание отрасли в период экономического кризиса, поставил деятельность дорожной отрасли в зависимость от интересов налогоплательщиков - пользователей дорогами.

Вместе с тем, первый опыт применения закона показал, что в условиях экономического спада инвестиционные возможности дорожного фонда недостаточны. Анализ показывает, что при существовавшей ставке налога 1,2 процента реализация намеченной программы возможна только через 20 - 25 лет, темпы развития отрасли при этом снизятся на треть, а мощность дорожно - строительных организаций может использоваться только на 45 - 55 процентов, что уже сегодня и подтверждается, и только при более высокой ставке налога возможно устойчивое функционирование отрасли.

Законом Хабаровского края от 27.12.95 № 27 "О бюджетной системе Хабаровского края на 1996 год" ставка налога на пользователей установлена в размере 2,0 процента.

Доходная часть территориального дорожного фонда при этом на 1996 год составит:

Таблица 8 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы млрд. рублей ------------------------------------------------------------------ ¦ 1995 год ¦ 1996 год при ¦ ¦ ставке налога ¦ ¦ 2,0 процента ----------------------------------------+----------+-------------- Доход - всего ¦ 150 ¦ 387 в том числе: ¦ ¦ налог на пользователей дорог ¦ 106 ¦ 336 налог с владельцев транспортных ¦ ¦ средств ¦ 33 ¦ 38 налог на приобретение транспортных ¦ ¦ средств ¦ 11 ¦ 13 ------------------------------------------------------------------ При обсчете доходной части территориального дорожного фонда рост сборов налога на пользователей дорог в 1996 году к 1995 году принят финансовым управлением администрации края с индексами (дефляторами) в размере 1,9, а также учитывалось, что спада производства в крае не будет.

Однако складывающаяся экономическая ситуация может не подтвердить принятые решения по сбору этого дохода и ставит под сомнение сбор в 1996 году 387 млрд. рублей. В связи с этим отвлечение средств от работ на дорогах общего пользования не представляется возможным, так как приведет к срыву намеченной программы дорожных работ.

Расходная часть фонда в сумме 387 млрд. рублей направляется на:

- содержание и ремонт дорог - 194,0 млрд. рублей (50,1%) - строительство и реконструкция дорог - 148,2 млрд. рублей (38,3%) - прочие расходы - 44,8 млрд. рублей (из которых 10% дохода (11,6%) предусматривается на погашение дефицита бюджета края) При коэффициенте рыночного удорожания 4500 эти средства позволяют выполнить объемы дорожных работ в ценах 1991 года:

- на содержании и ремонте (65% - 42,7 млн. рублей нормативной потребности) - на строительстве и реконструкции - 31,3 млн. рублей На последующие годы пятилетки сбор налогов принят на уровне 1996 года с учетом стабилизации экономики.

В связи с этим объем работ по строительству и реконструкции на пятилетку в ценах 1991 года составит 156,5 млн. рублей (31,3 x 5 лет).

Исходя из указанных объемов работ разработана Программа строительства и реконструкции важнейших автомобильных дорог края на 1996 - 2000 годы (таблица 10), реализация которой позволит соединить 5 районов и 133 населенных пункта в них с сетью дорог общего пользования края и краевым центром.

В связи с ограниченностью средств при ставке налога на пользователей дорог 2% не представляется возможным вести перестройку мостов, в том числе старых деревянных, а также доведение (строительство, реконструкция) брошенных ведомственных дорог до параметров и состояния дорог общего пользования с последующим принятием их в сеть дорог общего пользования.

Программу на 1996 - 2000 годы необходимо рассматривать как первый этап (краткосрочный и среднесрочный) реализации разработанной программы развития дорожной отрасли края. Вторым этапом будет реализация объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог не вошедшие на 1996 - 2000 годы (при ставках налога 4,8%, 3,0%).

Таблица 9 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы ЕЖЕГОДНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕМОНТАХ ДОРОГ ПО МЕЖРЕМОНТНЫМ СРОКАМ -----------------------------------------------------------------------------------------------------+ Наименование районов ¦ Наличие автодорог на 01.01.95 ¦ Требуется отремонтировать ¦ +---------------------------------------¦ а/д по межремонтным срокам, ¦ ¦ всего ¦ в т. ч. по типам покрытия ¦ км ¦ ¦ км +-----------------------------+---------------------------------------¦ ¦ ¦ усоверш. ¦ переход.¦ грунт ¦ бывшие ¦ областные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ республиканские ¦ и местные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ усоверш. ¦ переходн.¦ ---------------------+---------+----------+---------+--------+-----------------+----------+----------¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ ---------------------+---------+----------+---------+--------+-----------------+----------+----------¦ ¦ Всего: 4070,7 1233,4 1804,3 1033,0 58,5 171,7 190,4 ¦ в том числе: ¦ Советско - Гаванский 114 88,6 23,3 2,1 - 10,9 2,6 ¦ Николаевский 181,8 21,9 134,9 25 - 5,3 15 ¦ Бикинский 105,3 36,9 68,4 - - 9,1 7,7 ¦ Аяно - Майский 243 - 123,2 119,8 - - 13,7 ¦ Верхнебуреинский 386,3 47,2 288,4 50,7 - 7,9 32 ¦ Вяземский 231,9 128,5 101,4 2 7,3 18,2 11,3 ¦ Комсомольский 514,3 143,5 194,8 176 8,6 16,6 21,7 ¦ имени Лазо 480,2 235,3 240,4 4,5 - 41,5 26,7 ¦ Нанайский 252,6 97,4 155,2 - 22,9 3,4 7,1 ¦ Охотский 326,8 10,9 52,9 263 - 1,8 5,9 ¦ им. Полины Осипенко 126,3 - 82,3 44 - - 9,1 ¦ Солнечный 299,7 38,8 198,4 62,5 - 6,7 22 ¦ Ульчский 343,5 5,0 69,2 269,3 - - 7,7 ¦ Хабаровский 465 379,4 71,5 14,1 19,7 44,3 7,9 ¦ -----------------------------------------------------------------------------------------------------+ ----------------------------------------------------------------------------------+ Необходимый объем средств на ¦ Недоремонт ¦ Ремонт ¦ Итого по ¦ ремонт дорог, тыс. руб. ¦ дорог, км. ¦ мостов ¦ району ¦ ----------------------------------------------¦ тыс. руб. ¦ тыс. руб.¦ тыс. руб.¦ бывшие ¦ усоверш. ¦ переход. ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ республиканские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------+----------+----------+-------+------------+----------+-----------¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ ----------------+----------+----------+-------+------------+----------+-----------¦ ¦ 6932 15587 9011 31530 6196 11331 49057¦ ¦ - 1596 132 1728 634 351 2713¦ - 457 761 1218 573 303 2094¦ - 766 331 1097 126 116 1339¦ - - 588 588 588 491 1667¦ - 789 1624 2413 754 565 3732¦ 984 1534 519 3037 1677 384 5098¦ 1240 1597 1099 3936 - 1911 5847¦ - 3660 1226 4886 316 2490 7692¦ 2133 301 276 2710 917 1097 4724¦ - 176 253 429 142 474 1045¦ - - 391 391 77 43 511¦ - 657 1117 1774 61 1425 3260¦ - 78 331 409 331 63 803¦ 2575 3976 363 6914 - 1612 8532¦ ----------------------------------------------------------------------------------+ Таблица 10 к Программе развития дорожного хозяйства края на 1996-2000 годы ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ВАЖНЕЙШИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА 1996 - 2000 ГОДЫ в ценах 1991 года ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ № ¦ Наименование ¦ Вид работ ¦ Протяженность ¦ 1996 - ¦ В том числе по годам ¦ пп ¦ автомобильных ¦ ¦ дорог, ¦ 2000 +-------------------------------------------¦ ¦ дорог ¦ ¦ подлежащих ¦ годы ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ строительству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (реконструкции), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+------------------------+----------------+---------------------+--------+-------+----------+-------+------+---------¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ ---+------------------------+----------------+---------------------+--------+-------+----------+-------+------+---------¦ ¦ 1. Хабаровск - Комсомольск - реконструкция 115 80 24,5 27 28,5 - - ¦ на - Амуре 32000 13068 9500 9432 ¦ ¦ 2. Хабаровск - Комсомольск - строительство 91 91 - 25 25 41 - ¦ на - Амуре - подъезд к 20000 2444 4500 4500 8556 ¦ морпорту Ванино ¦ (автозимник с ¦ продленным сроком ¦ эксплуатации) ¦ ¦ 3. Комсомольск - на - Амуре - строительство 132 132 9,1 20 38 28 36,9 ¦ Николаевск - на - Амуре 23300 2722 3000 6000 5000 6578 ¦ (автозимник с продленным ¦ сроком эксплуатации) ¦ ¦ 4. Сидима - Золотой - Сукпай строительство 65 65 - 7 13 20 25 ¦ 13000 278 1000 2500 4000 5222 ¦ ¦ 5. Аян - Нелькан строительство 120 120 10 20 20 25 45 ¦ 33600 2555 5600 5600 8000 11845 ¦ ¦ 6. Постышево - Бриакан на строительство 16 16 7,6 8,4 - - - ¦ участке Бриакан - Нелькан 6280 3667 2613 ¦ ¦ 7. Аэропорт - Новое Устье - реконструкция 12 12 - - 4 - 8 ¦ Вострецово на участках: 3600 555 700 700 700 945 ¦ 1 - 4 км и 5 - 19 км ¦ ¦ 8. Менгон - Болонь строительство 16 16 - - - - 16 ¦ 3048 500 2548 ¦ ¦ 9. Переяславка - Бичевая на реконструкция 27 27 - 5 5 5 12 ¦ участке Марусино - Кия 9450 1500 1500 1500 2000 2950 ¦ ¦ 10. Лесное - Некрасовка строительство 8 8 - 8 - - - ¦ 2800 1778 1022 ¦ ¦ 11. Черная Речка - Дружба строительство 8 8 - - - 8 - ¦ 2000 500 500 1000 ¦ ¦ 12. Подъезд к населенным реконструкция 13 13 - - - 13 - ¦ пунктам Малышево и 3904 500 500 1000 1904 ¦ Сикачи - Алян ¦ ¦ 13. Гострасса - Капитоновка реконструкция 6 6 - 6 - - - ¦ 1985 700 1285 ¦ ¦ 14. Обход г. Николаевска - реконструкция 6 6 6 - - - - ¦ на - Амуре 1533 1533 ¦ ¦ Всего: 600 57,2 126,4 133,5 140 142,9 ¦ 156500 31300 31720 31732 31660 30088 ¦ в том числе: ¦ реконструкция (км) 144 30,5 38 37,5 18 20 ¦ строительство (км) 456 26,7 88,4 96 122 122,9 ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Приложение к постановлению главы администрации края от 26 февраля 1996 г. № 89 ПЕРЕЧЕНЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ------------------------------------------------------------------+ Наименование автомобильных ¦ Протяженность ¦ В том числе с ¦ дорог ¦ всего (км) ¦ твердым ¦ ¦ ¦ покрытием (км)¦ -------------------------------+------------------+---------------¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ -------------------------------+------------------+---------------¦ ¦ Советско - Гаванский район ¦ ¦ Майский - Бяудэ 7,0 7,0 ¦ Советская Гавань - Майгатка ¦ (Шуми Городок) 13,0 13,0 ¦ Советская Гавань - Казимировка 6,0 6,0 ¦ Советская Гавань - Маячный 7,0 7,0 ¦ Советская Гавань - Ванино - ¦ Монгохто 28,0 28,0 ¦ Советская Гавань - Лососина 4,0 4,0 ¦ Советская Гавань - Гатка 6,0 6,0 ¦ Подъезд к р. п. Заветы Ильича ¦ и п. Меньшиково 11,0 11,0 ¦ _______________________________¦ Итого 82,0 82,0 ¦ ¦ Николаевский район ¦ ¦ Маго - Маго - Рейд 4,0 4,0 ¦ Николаевск - на - Амуре - аэропорт - ¦ Сергеевка 6,3 6,3 ¦ Николаевск - на - Амуре - Власьево 42,0 42,0 ¦ Николаевск - на - Амуре - Маго 48,0 48,0 ¦ Николаевск - на - Амуре - Озерпах 43,0 43,0 ¦ Обход г. Николаевска - на - Амуре 6,2 6,2 ¦ Подъезд к с. Иннокентьевке 3,4 3,4 ¦ Подъезд к с. Оремиф 5,0 - ¦ п. Подъезд к п. Чныррах 1,5 1,5 ¦ Автозимник Селихино - Николаевск - ¦ на - Амуре на участке ¦ административная граница Ульчского ¦ района - Николаевск - на - Амуре 48,0 - ¦ Подъезд к с. Сахаровке 2,4 2,4 ¦ _______________________________¦ Итого 209,8 156,8 ¦ ¦ Амурский район ¦ ¦ Болонь - Джуен 10,2 10,2 ¦ Вознесенское - Диппы 3,4 3,4 ¦ Литовко - Украинка 5,5 5,5 ¦ Комсомольск - на - Амуре - Амурск 18,0 18,0 ¦ Мылки - Тейсин 44,7 44,7 ¦ Подъезд к с. Вознесенскому 14,0 14,0 ¦ Подъезд к ст. Мылки 1,0 1,0 ¦ Подъезд к р. п. Эльбан 1,1 1,1 ¦ Тейсин - Менгон 10,6 10,6 ¦ Тейсин - Ачан 24,8 24,8 ¦ Амурск - Омми 30,0 30,0 ¦ _______________________________¦ Итого 163,3 163,3 ¦ ¦ Бикинский район ¦ ¦ Бикин - Покровка 25,0 25,0 ¦ Бойцово - Козловка 32,0 32,0 ¦ Гострасса - Бирское 12,8 12,8 ¦ Гострасса - Звеньевая 7,4 7,4 ¦ Гострасса - Пушкино 5,1 5,1 ¦ Гострасса - Оренбургское 6,7 6,7 ¦ Лермонтовка - Видное с подъездом ¦ к с. Шереметьево 12,0 12,0 ¦ Бикин - Васильевка 20,0 20,0 ¦ Подъезд к совхозу "Лермонтовский" 2,8 2,8 ¦ п. ст. Розенгартовка - Лончаково 16,0 16,0 ¦ _______________________________¦ Итого 139,8 139,8 ¦ ¦ Аяно - Майский район ¦ ¦ Аян - Мунук 12,0 12,0 ¦ Аян - Нелькан 231,0 111,2 ¦ _______________________________¦ Итого 243,0 123,2 ¦ ¦ Ванинский район ¦ ¦ Тумнин - водоисточник 10,0 10,0 ¦ Советская Гавань - Ванино - ¦ Монгохто 43,0 43,0 ¦ _______________________________¦ Итого 53,0 53,0 ¦ ¦ Верхнебуреинский район ¦ ¦ Тырма - Аланап 12,3 11,0 ¦ ст. Ургал - Новый Ургал - ¦ Усть Ургал 24,0 24,0 ¦ Ургал - Сулук - Могда - ¦ административная граница ¦ Солнечного района 191,0 121,0 ¦ Чегдомын - аэропорт 5,0 5,0 ¦ Чегдомын - ст. Ургал 27,0 27,0 ¦ Чегдомын - Средний Ургал 9,0 9,0 ¦ Чегдомын - Шахтинское 78,0 78,0 ¦ Шахтинское - Софийск 90,0 62,0 ¦ Лиственный - Алонка 40,0 40,0 ¦ _______________________________¦ Итого 476,3 377,0 ¦ ¦ Вяземский район ¦ ¦ Аван - Венюково 10,6 10,6 ¦ Вяземский - Забайкальское 10,0 10,0 ¦ Гострасса - Дормидонтовка 2,7 2,7 ¦ Гострасса - Глебово - Каменушка 7,8 7,8 ¦ Гострасса - Капитоновка - Ярославка - ¦ Матайская магистраль 30,7 30,7 ¦ Гострасса - Каменушка - Алюнино - ¦ Шереметьево 23,0 23,0 ¦ Дормидонтовка - Кукелево 12,0 12,0 ¦ Котиково - Кедрово - Шереметьево с ¦ подъездом к с. Виноградовке 38,0 З8,0 ¦ Гострасса - Красицкое - ¦ Забайкальское 21,5 21,5 ¦ Лермонтовка - Видное с подъездом ¦ к с. Шереметьево 28,0 28,0 ¦ Подъезд к карьеру "Известковый" 4,3 4,3 ¦ Подъезд к с. Отрадному 0,6 0,6 ¦ Роскошь - Гедике 3,0 3,0 ¦ Подъезд к с. Садовому 0,8 - ¦ Снарский - Добролюбово 3,7 3,7 ¦ _______________________________¦ Итого: 196,7 195,9 ¦ ¦ Комсомольский район ¦ ¦ Комсомольск - на - Амуре - ¦ Галичный 13,3 13,3 ¦ Комсомольск - на - Амуре - Амурск 17,0 17,0 ¦ Подъезд к с. Гайтер - ст. Гайтер 5,5 5,5 ¦ Подъезд к с. Даппы 0,8 0,8 ¦ Подъезд к р. п. Пивань 1,1 1,1 ¦ Пивань - Верхняя Эконь 5,9 5,9 ¦ Совхоз "Дземгинский" - Хальгасо 13,0 13,0 ¦ Хумми - Новый Мир 10,6 10,6 ¦ Хурба - аэропорт - Молодежный 5,6 5,6 ¦ Автозимник Селихино - Николаевск - ¦ на - Амуре на участке Селихино - ¦ административная граница Ульчского ¦ района 108,0 - ¦ Хабаровск - Комсомольск - на - ¦ Амуре на участке Гур - ¦ Комсомольск 108,5 108,5 ¦ Подъезд к р. п. Пивань - 1 12,0 12,0 ¦ Селихино - Мачтовый 37,0 37,0 ¦ Селихино - Снежный 40,0 40,0 ¦ _______________________________¦ Итого 378,3 270,3 ¦ ¦ Район имени Лазо ¦ ¦ Переяславка - Аргунское - ¦ Новосоветское 55,0 55,0 ¦ Бичевая - Кутузовка 12,0 12,0 ¦ Переяславка - Бичевая 65,0 65,0 ¦ Георгиевка - Васильевка 13,2 13,2 ¦ Гродекево - Красный Октябрь 1,5 1,5 ¦ Железнодорожный переезд - Гострасса 3,1 3,1 ¦ Марусино - Васильевка 6,3 6,3 ¦ Могилевка - Новосоветское 23,4 23,4 ¦ Кондратьевка - Святогорье - ¦ Каменец - Подольск 48,5 48,5 ¦ Гострасса - р. п. Мухен 83,0 83,0 ¦ Подъезд к базе "Дрофа" 1,7 1,7 ¦ Подъезд к ст. Верино 0,6 0,6 ¦ Васильевка - П Сплавной - ¦ автодорога "Восток" 5,5 - ¦ Подъезд к п. Долми 3,0 - ¦ Подъезд к п. Южному 3,0 - ¦ Подъезд к с. Марусино 1,1 1,1 ¦ Подъезд к с. Полетному 1,3 1,3 ¦ Подъезд к с. Прудкам 1,0 1,0 ¦ Подъезд к с. Кругликово 2,5 2,5 ¦ Подъезд к с. Павленково 2,0 2,0 ¦ Подъезд к с. Соколовке 3,0 3,0 ¦ Подъезд к ст. Владимировке 0,4 0,4 ¦ Подъезд к с. 3 - я пятилетка 4,5 4,5 ¦ Черняево - Невельское 15,0 15,0 ¦ Подъезд к с. Чирки 0,8 0,8 ¦ Подъезд к микрорайону БХЗ ¦ р. п. Хор 5,0 5,0 ¦ _______________________________¦ Итого 361,4 349,8 ¦ ¦ Нанайский район ¦ ¦ Подъезд к с. Джари 3,0 - ¦ Подъезд к с. Даерге 1,8 1,8 ¦ Подъезд к с. Гасси 1,8 1,8 ¦ Подъезд к с. Дада 1,7 1,7 ¦ Подъезд к с. Дубовый Мыс 1,1 1,1 ¦ Подъезд к с. Троицкое 1,4 1,4 ¦ Подъезд к с. Лидоге 0,3 0,3 ¦ Подъезд к с. Иннокентьевке 15,4 15,4 ¦ Подъезд к с. Малмыж 29,5 29,5 ¦ Подъезд к с. Нижняя Манома 6,6 6,6 ¦ Подъезд к с. Найхину 2,0 2,0 ¦ Подъезд к с. Славянке 2,0 2,0 ¦ Подъезд к с. Синде 6,5 6,5 ¦ Подъезд к с. Верхнему Нергену 2,6 2,6 ¦ Подъезд к с. Троицкому 8,5 8,5 ¦ Подъезд к центральной усадьбе ¦ совхоза "Троицкий" 3,7 3,7 ¦ Хабаровск - Комсомольск - на - ¦ Амуре на участке Маяк - Гур 167,7 167,7 ¦ _______________________________¦ Итого 255,6 252,6 ¦ ¦ Охотский район ¦ ¦ Аэропорт - Булгин - Морской 13,3 13,3 ¦ Иня - Инская сельхозферма 4,5 4,5 ¦ Морской рыбный порт - хлебозавод 4,2 4,2 ¦ Новое Устье - Вострецово 11,5 11,5 ¦ Охотск - Резиденция - Булгин 27,3 27,3 ¦ Охотск - Иня 102,0 - ¦ Охотск - Хаканджа - Арка 130,0 - ¦ Охотск - Улья 19,0 - ¦ Новое Устье - аэропорт 12,0 - ¦ Обход с. Булгин 3,0 3,0 ¦ _______________________________¦ Итого 326,8 63,8 ¦ ¦ Район имени Полины Осипенко ¦ ¦ Бриакан - Веселый 16,0 - ¦ Полины Осипенко - аэропорт 2,5 2,5 ¦ Полины Осипенко - Владимировка 15,0 7,0 ¦ Полины Осипенко - Бриакан - ¦ п. Березовый 108,8 78,8 ¦ Херпучи - Оглонги 8,0 8,0 ¦ Полины Осипенко - Упагда 32,0 10,0 ¦ _______________________________¦ Итого 182,3 106,3 ¦ ¦ Солнечный район ¦ ¦ Автозимник Березовый - Амгунь - ¦ административная граница ¦ Верхнебуреинского района 131,0 40,0 ¦ Комсомольск - на - Амуре - ¦ Солнечный - Горный 37,0 37,0 ¦ Полины Осипенко - Бриакан - ¦ Березовый 36,0 - ¦ Комсомольск - на - Амуре - ¦ Березовый 165,5 165,5 ¦ ж. д. ст. Хальгасо - п. Хальгасо 4,0 - ¦ Подъезд к ст. Горин 1,5 - ¦ _______________________________¦ Итого: 375,0 242,5 ¦ ¦ Ульчский район ¦ ¦ Аэропорт - Богородское - Пристань 1,7 1,7 ¦ Богородское - Нижняя Гавань - ¦ Анненские Минеральные Воды 26,5 26,5 ¦ Богородское - Промкомбинат 3,9 3,9 ¦ Богородское - Савинское 29,7 29,7 ¦ Богородское - Лазарево 92,0 - ¦ Мариинское - аэропорт 4,0 4,0 ¦ Подъезд к с. Савинскому 3,4 3,4 ¦ Циммермановка - аэропорт 4,0 4,0 ¦ Сусанино - Анненские Минеральные ¦ Воды 7,0 7,0 ¦ Автозимник Селихино - Николаевск - ¦ на - Амуре на участке ¦ административная граница ¦ Комсомольского - на - Амуре района - ¦ административная граница ¦ Николаевского - на - Амуре района 362,5 - ¦ Ледовая переправа через р. Амур ¦ в направлении Богородское - Ухта 5,0 - ¦ ______________________________ ¦ Итого: 539,7 80,2 ¦ ¦ Хабаровский район ¦ ¦ Матвеевка - ТЭЦ - 3 7,3 7,3 ¦ Виноградовка - Воронеж - 3 3,0 3,0 ¦ Подъезд к Воронеж - 3 1,1 1,1 ¦ Виноградовка - причал 2,0 2,0 ¦ Горького - Восточный 6,1 6,1 ¦ Гаровка - II - Некрасовка - ¦ Вишневка 12,4 12,4 ¦ Подъезд к с. Ровное 3,5 3,5 ¦ Хабаровск - ст. Красная Речка 8,1 8,1 ¦ Красная Речка - Корфовская 25,4 25,4 ¦ пос. Кирова - ТЭЦ - 3 5,8 5,8 ¦ Хабаровск - Казакевичево 24,8 24,8 ¦ Матвеевка - Заозерное 12,0 12,0 ¦ Подъезд к с. Некрасовке 1,5 1,5 ¦ Подъезд к с. Благодатному 6,5 6,5 ¦ Подъезд к с. Воронеж - 3 1,8 1,8 ¦ Подъезд к с. Вятскому 2,0 2,0 ¦ Подъезд к с. Елабуге 2,6 2,6 ¦ Подъезд к с. Корсаково 1,0 1,0 ¦ Подъезд к с. Лесному 3,0 3,0 ¦ Подъезд к с. Красный Маяк 1,0 1,0 ¦ Подъезд к с. Малышево 10,0 10,0 ¦ Подъезд к п. Дачному 2,8 2,8 ¦ Подъезд к острову "Большой ¦ Уссурийский" 1,9 1,9 ¦ Подъезд к центральной усадьбе ¦ Краснореченского совхоза 1,8 1,8 ¦ Подъезд к совхозу ДорУРС 3,0 3,0 ¦ Благодатное - а/д Князе - ¦ Волконское - Долми 5,7 5,7 ¦ 9 км автодороги Матвеевка - ¦ Константиновка - Заозерное 3,5 3,5 ¦ Подъезд к с. Петропавловке 15,3 15,3 ¦ Подъезд к с. Новотроицкому 1,0 1,0 ¦ Подъезд к с. Сарапульскому 1,5 1,5 ¦ Подъезд к с. Сикачи - Алян 3,0 3,0 ¦ Подъезд к с. Челны 1,3 1,3 ¦ Подъезд к с. Восход 2,1 2,1 ¦ Сергеевка - Галкино 10,9 10,9 ¦ Хабаровск - Гаровка-1 - Ильинка - ¦ с подъездом к с. Ракитному 15,3 15,3 ¦ Хабаровск - Гаровка - 2 - Сергеевка 28,8 28,8 ¦ Хабаровск - Воронеж - 3 7,0 7,0 ¦ Хабаровск - Федоровка - Виноградовка - ¦ пос. имени Кирова 23,0 23,0 ¦ Хабаровск - Ильинка - Дружба 19,0 19,0 ¦ Хабаровск - Комсомольск - на - ¦ Амуре на участке Хабаровск - Маяк 113,9 113,9 ¦ Хабаровск - Матвеевка - ¦ Константиновка - Свечино 34,0 34,0 ¦ Чирки - Хранилище 4,0 4,0 ¦ п. Мирный - Чистополье - 9 км ¦ автодороги Матвеевка - ¦ Константиновка 6,8 6,8 ¦ Лесное - Благодатное 6,4 6,4 ¦ Автозимник Хабаровск - Литовко 60,0 - ¦ Ледовая переправа через р. Амур в ¦ направлении Хабаровск - р. п. имени ¦ Тельмана 3,0 - ¦ Ледовая переправа через Амурскую ¦ протоку в направлении Красная Речка - ¦ Владимировка 8,0 - ¦ _______________________________¦ Итого 523,9 452,9 ¦ ¦ Всего по краю 4506,9 3109,3 ¦ ------------------------------------------------------------------+