ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Амурской области от 30.12.96 г. № 126-ОЗ О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Амурским областным Собранием 22 декабря 1995 года ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы Главы Администрации области осуществляются населением Амурской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Главу Администрации области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и проживающему на территории Амурской области. Участие в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 2. Законодательство о выборах Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области.

Статья 3. Право занятия должности Главы Администрации области Глава Администрации области избирается сроком на 4 года.

Главой Администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории Амурской области не менее 1 года, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Законом избирательным правом.

Не могут быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Глава Администрации области не вправе:

быть депутатом любого представительного (законодательного) органа государственной власти или местного самоуправления, кроме Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

состоять на действительной военной службе;

занимать другую должность, а также выполнять оплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях, непосредственно подконтрольных государственному органу, в котором он состоит на государственной службе;

заниматься предпринимательской деятельностью лично в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с актами федерального законодательства;

состоять членом органов управления хозяйствующего субъекта, если иное не предусмотрено актами федерального законодательства.

Статья 4. Назначение выборов Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области назначаются Амурским областным Собранием не позднее, чем за три месяца до их проведения.

При прекращении полномочий Главы Администрации области до истечения срока, определенного настоящим Законом, областное Собрание назначает досрочные выборы Главы Администрации, которые должны состояться не позднее трех месяцев со дня принятия областным Собранием решения об их назначении.

Решение областного Собрания о назначении даты выборов Главы Администрации области должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации области в семидневный срок со дня его принятия.

Статья 5. Проведение выборов Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Амурской области.

Подготовку в проведении выборов Главы Администрации области и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляет избирательная комиссия Амурской области.

При подготовке и проведении выборов Главы Администрации области избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Избирательные комиссии работают коллегиально. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.

Областное Собрание, Администрация области и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Законом, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов Главы Администрации области.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов на должность Главы Администрации области принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам, непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов Главы Администрации области, осуществляется за счет средств областного бюджета. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут состоять из средств, выделенных на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения;

средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

(В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Если кандидат на должность Главы Администрации области или избирательное объединение использовали иные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в избирательный фонд, избирательная комиссия Амурской области вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 8. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов Главы Администрации области осуществляют:

избирательная комиссия Амурской области;

территориальные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Статья 9. Порядок формирования избирательной комиссии Амурской области Формирование избирательной комиссии Амурской области осуществляется областным Собранием и Администрацией области в соответствии с Законом Амурской области "Об избирательных комиссиях в области" от 26 октября 1995 г. № 36-ОЗ.

Статья 10. Общие вопросы деятельности избирательных комиссий Статус избирательных комиссий, статус членов избирательных комиссий, полномочия председателя, заместителя и секретаря комиссии, порядок обжалования решений и действий избирательных комиссий определяются статьями 4, 6, 7, 9 Закона Амурской области "Об избирательных комиссиях в области" от 26 октября 1995 г. № 36-ОЗ.

Статья 11. Полномочия избирательной комиссии Амурской области Избирательная комиссия Амурской области:

осуществляет координацию деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области;

осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Главы Администрации области, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;

регистрирует избирательные блоки;

обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы Администрации области;

издает инструкции и постановления по вопросам применения настоящего Закона;

регистрирует кандидатов на должность Главы Администрации области и их доверенных лиц;

выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверение установленного образца;

заслушивает обращения руководителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

утверждает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий и других избирательных документов;

утверждает текст избирательного бюллетеня;

распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, контролирует их целевое использование;

контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;

устанавливает результаты выборов Главы Администрации области;

организует повторные выборы Главы Администрации области;

обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Решения избирательной комиссии Амурской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и их должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию.

Статья 12. Формирование территориальных избирательных комиссий Территориальные избирательные комиссии по выборам Главы Администрации области формируются в каждом городе, районе на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства не позднее чем за 60 дней до выборов в количестве 5-9 человек. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления района, города. Председатель, заместитель и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии. В случаях, если выборные органы местного самоуправления не назначили состав территориальной избирательной комиссии в указанный срок либо если на данной территории выборные органы местного самоуправления отсутствуют, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Амурской области с учетом требований, установленных настоящей статьей. (В редакции Закона Амурской области от 20.08.96 г. № 100-ОЗ) Статья 13. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия по выборам Главы Администрации области:

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории города, района;

координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения;

формирует участковые избирательные комиссии;

обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;

обеспечивает доставку избирательных бюллетеней;

организует досрочное голосование в помещении комиссии;

распределяет между участковыми избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;

контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представление их для всеобщего ознакомления;

устанавливает итоги голосования на территории города, района и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Амурской области;

обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих результатов выборов.

Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы и жительства не позднее 45 дней до дня выборов в количестве 5 - 10 членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.

В случае, если выборные органы местного самоуправления не назначили состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи либо на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковых избирательных комиссий производится соответствующей территориальной избирательной комиссией с учетом требований, установленных частью первой настоящей статьи.

Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия:

оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

составляет списки избирателей по избирательному участку;

проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Законом;

обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

проводит подсчет голосов, определяет результат голосования на избирательном участке;

рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

ведет учет присутствующих на участке в день выборов доверенных лиц кандидатов на должность Главы Администрации области, наблюдателей;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Полномочия участковой избирательной комиссии истекают после официального опубликования результатов выборов.

Статья 16. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса После регистрации кандидатов избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в избирательную комиссию Амурской области, зарегистрировавшую кандидата, в территориальные и участковые комиссии по одному члену с правом совещательного голоса, которые имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на заседаниях.

Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений (не более одного человека от объединения), представители средств массовой информации.

Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.

В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, по одному от общественных и избирательных объединений и по одному от каждого кандидата, выдвинутого избирателями.

Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменявшего его удостоверения личности.

Наблюдатель вправе:

присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;

знакомиться со списком избирателей;

обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;

обжаловать действия участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.

Вмешательство наблюдателей в действие участковой избирательной комиссии не допускается.

Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.

Наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и федеральным законодательством о выборах.

Статья 18. Организация работы избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, установленного для данной комиссии.

Решение избирательной комиссии Амурской области, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий.

Решения избирательной комиссии Амурской области о регистрации кандидатов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему Закону либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии.

Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному избирательной комиссией Амурской области, председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней.

По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней.

Освобождение от основной работы производится с сохранением среднемесячной заработной платы, но не более семи минимальных размеров оплаты труда за счет средств, выделенных на проведение выборов.

Остальным членам избирательной комиссии за время работы в комиссии (но не более чем за три дня) заработная плата выплачивается по представлению председателя комиссии, исходя из среднемесячной оплаты труда, но не более семи минимальных размеров оплаты труда.

Оплата труда освобожденных членов комиссии производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательной комиссии.

Председатель, заместитель председателя, секретарь, любой из членов избирательной комиссии могут быть выведены из состава комиссии образовавшим ее органом по их личному заявлению. Выдвижение и утверждение нового председателя в состав комиссии взамен освобожденного производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 19. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, выделять помещение, транспорт, средства связи, а также предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, давать возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Амурской области.

Статья 20. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах Главы Администрации области образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются исполнительным органом местного самоуправления по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке.

Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

соблюдения границ административно - территориального деления; в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания по представлению руководителей этих органов могут образовываться участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях или на обособленных территориях военных городков (гарнизонов). При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Избирательные участки в воинских частях образуются по представлению командиров воинских частей руководителем исполнительного органа по согласованию с территориальной избирательной комиссией.

Списки избирательных участков, их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Статья 21. Список избирателей и порядок его составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представленных по установленной форме главами местного самоуправления. Существующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Амурской области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год выборов исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.

Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.

Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Статья 22. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии со статьей первой настоящего Закона избирать Главу Администрации области.

Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Граждане, имеющие право участвовать в выборах Главы Администрации области и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут по решениям территориальных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, включаются избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.

Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

Статья 23. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списки неточности в указании данных о нем. Заявление подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный отчет с изложением мотивов отклонения заявления.

Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ Статья 24. Понятие избирательного объединения Избирательными объединениями являются:

областные отделения общероссийских партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;

региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;

избирательный блок указанных общественных объединений, созданный на период выборов.

Статья 25. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя избирательными объединениями. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений.

Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией Амурской области. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию Амурской области совместного решения о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений и протокола совместного съезда (конференции) общественных объединений.

Статья 26. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах, в том числе по финансовым вопросам.

Статья 27. Участие избирательных объединений, избирательных блоков в выборах Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах Главы Администрации области в порядке, установленном настоящим Законом. Все избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах на равных основаниях.

ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 28. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками Выдвижение кандидатов на должность Главы Администрации области производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается с момента вступления в силу Закона Амурской области о назначении выборов Главы Администрации области.

Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

Избирательное объединение, избирательные блоки вправе выдвигать кандидатов на должность Главы Администрации области, не являющихся членами избирательных объединений, избирательных блоков.

Уведомление о решении избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата на должность Главы Администрации области представляется в избирательную комиссию Амурской области. В уведомлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и наименование должности.

Избирательная комиссия Амурской области незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение о принятии уведомления.

Статья 29. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата на должность Главы Администрации области, собирают подписи избирателей в поддержку в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей области. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидата со дня получения от избирательной комиссии области письменного подтверждения о приеме уведомления. Подписи должны собираться только в тех местах, в такое время и таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения. Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями, избирательными блоками по форме, установленной в приложении № 1 к настоящему Закону.

В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

Избиратели вправе ставить подписи в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель или лицо, собирающее подписи, указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа.

Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающего кандидата.

Статья 30. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидата начинается с момента вступления в силу Закона Амурской области о назначении выборов Главы Администрации области.

Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах Главы Администрации области принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 30 лет и обладающему в соответствии с настоящим Законом правом избирать и быть избранным на должность Главы Администрации области.

Право выдвинуть кандидата на должность Главы Администрации области принадлежит также избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории Амурской области.

Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Администрации области уведомляют в письменной форме избирательную комиссию Амурской области о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.

Избирательная комиссия Амурской области незамедлительно выдает кандидату или инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о принятии уведомления.

Статья 31. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи избирательной комиссией Амурской области кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме уведомления.

В поддержку кандидата должно быть собрано не менее одного процента подписей от общего числа избирателей Амурской области. Сбор подписей может производиться по месту работы (в том числе и в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение избирателей со стороны лица, собирающего подписи.

Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны указывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.

Подписные листы изготавливаются кандидатом по форме, установленной в приложении № 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата.

Избиратель ставит подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Установочные данные избирателя может заполнить лицо, собирающее подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и кандидатом.

Статья 32. Регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области Для регистрации кандидатов, баллотирующихся от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в избирательную комиссию Амурской области не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Главы Администрации области с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства.

Одновременно с подписными листами:

региональные избирательные объединения представляют копию свидетельства о регистрации управлением юстиции Администрации области, устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов);

областные отделения общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений - решение (копию решения) центрального органа партии, движения об образовании на территории области своего отделения.

Все избирательные объединения представляют также решение конференции (съезда) о выдвижении кандидатов и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в избирательную комиссию Амурской области решение общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока.

Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вносит в избирательную комиссию Амурской области не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться на должность Главы Администрации области с указанием сведений, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Подписные листы представляются в избирательную комиссию Амурской области сброшюрованными в пакеты не более 100 листов и в пронумерованном виде. При их приеме избирательная комиссия Амурской области удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.

Избирательная комиссия Амурской области в течение семи дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо от отказе в регистрации.

При проверке избирательной комиссией Амурской области правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений и групп избирателей, выдвинувших кандидатов, а также кандидаты.

В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия Амурской области организует проверку подписных листов.

Решение избирательной комиссии области о регистрации кандидата либо от отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием его даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатов в течение двух суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации.

Если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.

Если в период после завершения регистрации кандидатов на должность Главы Администрации области и до дня выборов остается менее двух кандидатов или будет зарегистрирован только один кандидат, выборы откладываются по решению избирательной комиссии Амурской области на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.

Статья 33. Несовместимость должности Главы Администрации области с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах Лица, у которых должность, мандат или занятия несовместимы в соответствии с частью четвертой статьи третьей настоящего Закона с мандатом Главы Администрации области, при их регистрации кандидатами на должность Главы Администрации области дают письменное обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.

Статья 34. Права и обязанности кандидатов на должность Главы Администрации области Все кандидаты на должность Главы Администрации области обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих на то обстоятельств, избирательная комиссия Амурской области может отнести за счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на ведение предвыборной агитации.

Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов освобождаются по их письменному заявлению от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. В течение этого срока избирательная комиссия Амурской области, зарегистрировавшая кандидата, ежемесячно выплачивает ему среднемесячный заработок, исчисленный по предшествующей дате регистрации за три месяца, но в размере, не превышающем десятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда из бюджетных средств, предназначенных для выборов.

Кандидаты на должность Главы Администрации области не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время подготовки и проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.

Время участия кандидата в выборах зачисляется в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории области (кроме такси и заказных рейсов) из средств избирательной комиссии Амурской области. Кандидат приобретает право на возмещение транспортных расходов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты расходов определяется избирательной комиссией Амурской области. Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области. Кандидат на должность Главы Администрации области может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются избирательной комиссией Амурской области по его письменному заявлению. Доверенные лица получают от избирательной комиссии области удостоверения и ведут агитацию и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом избирательную комиссию Амурской области, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 35. Право на участие в предвыборной агитации Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, Амурское областное Собрание, администрация области, органы местного самоуправления, должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Статья 36. Порядок проведения предвыборных мероприятий Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайство о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются главами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией Амурской области. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

Владельцы собственности обязаны безвозмездно предоставлять ее в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статья 37. Предвыборная агитация Кандидаты на должность Главы Администрации области, избирательные объединения имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей теле - и радиовещание на территории области, на равных основаниях бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях.

Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использования устанавливается избирательной комиссией Амурской области по согласованию с органами управления телерадиокомпании.

Кандидат, избирательное объединение имеют право требовать от негосударственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей объединению эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, условиям оплаты и иным условиям эфирное время.

Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступает областное Собрание, администрация области или органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям.

Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части четвертой настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией Амурской области по согласованию с редакциями средств массовой информации.

Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы.

Запрещается прерывать теле - , радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.

В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник телекомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными правами.

Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидение и радио в качестве журналиста.

Статья 38. Выпуск агитационных печатных материалов Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Избирательная комиссия Амурской области, а также территориальные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.

Статья 39. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. (В редакции Закона Амурской области от 20.08.96 г. № 100-ОЗ) В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. (Дополнен - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Статья 40. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

В случае совершения действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, избирательная комиссия Амурской области вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное заявление рассматривается судом в трехдневный срок.

ГЛАВА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 41. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение избирательной комиссии Амурской области в 20-дневный срок после назначения выборов и распределяются ею между территориальными избирательными комиссиями, которые распределяют полученные средства между участковыми избирательными комиссиями.

Территориальные избирательные комиссии предоставляют избирательной комиссии Амурской области отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 40 дней со дня официального опубликования результатов выборов по форме, установленной избирательной комиссией Амурской области.

Участковые избирательные комиссии предоставляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

(Дополнена - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Избирательная комиссия Амурской области представляет областному Собранию отчет о расходовании средств, выделенных ей из бюджета, не позднее трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется избирательной комиссией Амурской области в газетах "Амурская правда", "Амурские вести".

Статья 42. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты на должность Главы Администрации области и избирательные объединения, избирательные блоки создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию избирательной комиссией Амурской области;

б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Сумма добровольного взноса отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд избирательного объединения - более чем в 1000 раз.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций, граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.

Избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны в 30-дневный срок после опубликования итогов выборов представить избирательной комиссии Амурской области отчет об использовании средств этих фондов.

Указанные отчеты должны быть переданы избирательной комиссией Амурской области в средства массовой информации области одновременно с предоставлением отчета областному Собранию о расходовании средств, выделенных на проведение выборов.

Статья 43. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединениям с разрешения избирательной комиссии Амурской области после регистрации кандидата.

Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации.

Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по Амурской области избирательное объединение или кандидат обязаны представить в избирательную комиссию Амурской области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается избирательной комиссией Амурской области по согласованию с финансовым управлением администрации области.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисление и пожертвования.

ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 44. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного самоуправления.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины или специально оборудованные для тайного голосования комнаты.

Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также пути от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех региональных избирательных объединениях и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах, баллотирующихся на должность Главы Администрации области, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, установленных статьей 32 настоящего Закона.

Статья 45. Избирательные бюллетени Для выборов Главы Администрации области каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией Амурской области. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Главы Администрации области и их данные, указанные в статье 32 настоящего Закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.

В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии Амурской области, пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые комиссии Амурской области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.

Статья 46. Порядок голосования Голосование в день выборов Главы Администрации области проводится с 8 часов до 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации, а также письменно не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 22 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15 - 4 дня) или участковой (за 3 - 1 день) до дня выборов избирательной комиссии так, чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса при подведении итогов голосования. (Дополнен - Закон Амурской области от 20.08.96 г. № 100-ОЗ) Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то в правом верхнем углу выдаваемого ему бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью избирательной комиссии. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственной территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать территориальной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии.

Территориальные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем избирательном списке проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно". (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей и опускает извлеченные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени.

Число конвертов и оказавшихся в них избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

При передаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается.

Если избиратель не имеет возможность самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии и не являющегося наблюдателем; фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

В избирательном бюллетене по выборам Главы Администрации области избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".

Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.

Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика.

Количество таких ящиков устанавливает территориальная избирательная комиссия. Устная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений.

Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче. В основном списке делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.

Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя.

Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Статья 47. Подсчет голосов избирателей участковой избирательной комиссией По истечению времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только те избиратели, которые уже находятся в помещении для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии с правом решающего голоса на основе поданых избирателями избирательных бюллетеней.

Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава избирательной комиссии и находящихся при этом наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

При подсчете голосов прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. (В редакции Закона Амурской области от 20.08.96 г. № 100-ОЗ) Подсчет голосов на избирательном участке должен производиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные: (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая избирателей, внесенных в списки дополнительно; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число бюллетеней, выданных избирателям досрочно; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в день выборов вне помещения для голосования; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Законов Амурской области от 20.08.96 г. № 100-ОЗ;

от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);(Дополнена - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Протоколы подписываются всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.

Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Другой экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей средств массовой информации, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, с него можно снять копию в помещении участковой избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией.(Дополнена - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позже десяти дней после официального объявления итогов выборов Главы Администрации области.

Статья 48. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения в них данных территориальная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает итоги голосования в районе, городе.

Территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, в который вносятся следующие данные:

общее количество участковых избирательных комиссий в районе, городе;

количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;

число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая избирателей, внесенных в списки дополнительно; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

(В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (Дополнен - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

число голосов, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно отправляется в избирательную комиссию Амурской области. Второй экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений и блоков, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, с него можно снять копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией. (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Статья 49. Определение результатов выборов Главы Администрации области На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия Амурской области путем суммирования содержащихся в них данных в течение пяти дней по их получении определяет и публикует результаты выборов Главы Администрации области.

По результатам выборов Главы Администрации области избирательная комиссия Амурской области составляет протокол, в который вносятся следующие данные:

общее количество территориальных избирательных комиссий в области;

количество протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составлен настоящий протокол;

число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая избирателей, внесенных в списки дополнительно; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (Дополнен - Закон Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

фамилия, имя, отчество избранного кандидата.

По требованию любого члена избирательной комиссии Амурской области или наблюдателя избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении избирательной комиссии Амурской области. Копия протокола заверяется избирательной комиссией.

Избранным Главой Администрации области считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, собравший наибольшее количество подписей в поддержку его выдвижения, а при равном количестве подписей - кандидат, зарегистрированный ранее.

Избирательная комиссия Амурской области признает выборы не состоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Избирательная комиссия Амурской области признает, что ни один из кандидатов не избран на должность Главы Администрации области, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше количества голосов, поданных за набравшего наибольшее число голосов кандидата.

Избирательная комиссия Амурской области признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей . (В редакции Закона Амурской области от 16.09.96 г. № 112-ОЗ) Официальное объявление о результатах выборов Главы Администрации области в средствах массовой информации публикуются избирательной комиссией Амурской области в течение пяти дней с момента подписания протоколов.

Статья 50. Регистрация избранного Главы Администрации области Избирательная комиссия Амурской области после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного Главой Администрации области.

Кандидат, избранный Главой Администрации области, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную комиссию Амурской области о сложении с себя обязанностей, указанных в части четвертой статьи третьей настоящего Закона, несовместимых со статусом Главы Администрации области, с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей.

В случае, если избранный кандидат не выполнит в десятидневный срок требования о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом Главы Администрации области, избирательная комиссия Амурской области принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность Главы Администрации области.

Избирательная комиссия Амурской области на основании протокола о результатах выборов Главы Администрации области и после опубликования общих итогов выборов в десятидневный срок производит регистрацию избранного Главы Администрации области и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части второй настоящей статьи.

Статья 51. Вступление в должность Главы Администрации области Глава Администрации области, избранный в соответствии с настоящим Законом, вступает в должность с момента регистрации его избрания избирательной комиссией Амурской области. Регистрация производится в торжественной обстановке на совместном заседании областного Собрания и избирательной комиссии Амурской области.

Статья 52. Повторные выборы В случае признания выборов Главы Администрации области несостоявшимися, недействительными или если избранный кандидат не выполнил требования части второй статьи 50 настоящего Закона, областное Собрание назначает повторные выборы Главы Администрации области. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом. Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев после первоначальных выборов.

Статья 53. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Главы Администрации области Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю.

Территориальные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах об итогах голосования в течение двух месяцев после проведения выборов Главы Администрации области.

Избирательная комиссия Амурской области публикует в газетах "Амурская правда" и "Амурские вести" информацию о результатах выборов, включающих данные протоколов по каждому району, городу и результаты статистической обработки данных.

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 54. Сроки хранения выборной документации Вся документация областной, территориальной и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатов выборов - весь срок полномочий Главы Администрации области и год со дня объявления даты последующих выборов.

Статья 55. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации Амурской области В.Н. ДЬЯЧЕНКО г.Благовещенск 29 декабря 1995 года № 41-ОЗ Приложение № 1 к Закону Амурской области "О выборах Главы Администрации Амурской области" от_______________№__________ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением (избирательным блоком) ______________________________ _______________________________________________________ кандидатом на должность Главы Администрации Амурской области гражданина Российской Федерации _____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося ______________________________________________________ (дата рождения), работающего ______________________________________________________ (место работы, занимаемая должность (род занятий)), проживающего _____________________________________________________ (место жительства) +----------------------------------------------------------------+ ¦№№¦Фамилия, имя, ¦Год рож- ¦Адрес места¦Серия и номер¦Подпись¦ ¦пп¦отчество ¦дения (в ¦жительства ¦паспорта или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возрасте ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 лет - ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ ¦ ¦число и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рождения)¦ ¦ ¦ ¦ +--+-----------------+---------+-----------+-------------+-------¦ ¦1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+-----------------+---------+-----------+-------------+-------¦ ¦2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: _________________________________ _________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения (избирательного блока) ----------------------- Приложение № 2 к Закону Амурской области "О выборах Главы Администрации Амурской области" от ________________№ _______ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой избирателей кандидатом на должность Главы Администрации Амурской области гражданина Российской Федерации _______________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося ______________________________________________________ (дата рождения), работающего ______________________________________________________ (место работы, занимаемая должность (род занятий)), проживающего _____________________________________________________ (место жительства) +----------------------------------------------------------------+ ¦№№¦Фамилия, имя, ¦Год рож- ¦Адрес места¦Серия и номер¦Подпись¦ ¦пп¦отчество ¦дения (в ¦жительства ¦паспорта или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возрасте ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 лет - ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ ¦ ¦число и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рождения)¦ ¦ ¦ ¦ +--+-----------------+---------+-----------+-------------+-------¦ ¦1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+-----------------+---------+-----------+-------------+-------¦ ¦2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: __________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Кандидат на должность Главы Администрации Амурской области -----------------------