ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Амурской области от 06.12.2002 г. № 154-ОЗ ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Принят Амурским областным Собранием 27 сентября 1995 года Настоящий Закон, исходя из основных направлений социальной политики в области, устанавливает правовые и экономические меры адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения области, оказываемой за счет средств областного, городских и районных бюджетов, раскрывает механизм оказания социальной помощи, определяет обязанность содействия гражданам в реализации установленных для них социальных льгот, прав и преимуществ со стороны органов государственного управления и местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основы государственной политики по оказанию адресной социальной помощи 1. Государственная политика в сфере адресной социальной помощи направлена на обеспечение минимальных потребностей граждан на основе прожиточного минимума путем предоставления социальных услуг и назначения социальных пособий.

2. Основные направления развития системы адресной социальной помощи разрабатываются администрацией области и представляются главой администрации области на утверждение в областное Собрание как составная часть проекта программа социальной защиты населения области и проекта бюджета на очередной год.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижений социально приемлемого уровня жизни.

2. Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг, льгот, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий за счет средств областного бюджета, местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

3. Прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека, является показателем, используемым для выявления контингента остронуждающихся граждан и оказания им адресной социальной помощи.

Статья 3. Основные принципы оказания адресной социальной помощи Государственная политика в сфере оказания адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:

преимущественно государственный характер мер адресной социальной помощи;

дифференциация форм адресной социальной помощи в зависимости от материального, жилищного и семейного положения, возраста, состояния трудоспособности с учетом прожиточного минимума, определяемого в городе или районе;

сочетание заявительного подхода при оказании адресной социальной помощи с ее предоставлением по инициативе органов социальной защиты;

оказание адресной помощи путем предоставления социальных услуг, натуральных выдач, выплаты социальных пособий или частичной компенсации при предоставлении некоторых социальных льгот;

развитие сети специализированных социальных учреждений, оказывающих адресную социальную помощь.

Статья 4. Отношения, регулируемые законом об адресной социальной помощи 1. Настоящий Закон определяет граждан, имеющих право на адресную социальную помощь, содержание и формы адресной социальной помощи, порядок реализации прав на адресную социальную помощь, механизм реализации адресной социальной помощи, предоставленной за счет средств областного и местного бюджетов, компетенцию и ответственность органов государственного и местного самоуправления при оказании адресной социальной помощи.

2. Настоящий Закон не затрагивает прав на социальную помощь, а также порядок ее оказания, устанавливаемый законодательством Российской Федерации и финансируемый за счет средств федерального бюджета.

ГЛАВА 2. ПРАВО НА АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ.

ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Статья 5. Право граждан на адресную социальную помощь Право на адресную социальную помощь имеют граждане, социально-экономическое положение которых соответствует следующему:

среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного администрациями городов и районов;

отсутствие средств к существованию;

неспособность к самообслуживанию.

Статья 6. Формы оказания адресной социальной помощи Адресная социальная помощь оказывается в формах:

назначения и выплаты социальных пособий;

предоставления различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот через систему органов социальной защиты населения и сети социальных учреждений.

Статья 7. Размеры социального пособия и социальной помощи Размеры социального пособия и социальной помощи устанавливаются администрацией области и органами местного самоуправления ежеквартально.

Статья 8. Полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в сфере оказания адресной социальной помощи 1. Оказание адресной социальной помощи осуществляется через систему органов социальной защиты населения и их специализированные социальные учреждения.

2. Администрация области и ее подразделения в целях исполнения настоящего Закона представляет при подготовке проекта бюджета на очередной бюджетный год предложения о финансировании предусмотренных в нем мер в областное Собрание. Затраты на реализацию адресной социальной помощи выделяются отдельной строкой в расходной части бюджета.

3. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации обязаны выдавать бесплатные справки и разъяснять гражданам о предоставленных законодательством им правах в сфере социальной помощи, о порядке их реализации.

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Статья 9. Порядок формирования информационного банка о субъектах социальной помощи 1. Управление социальной защиты населения Амурской области обеспечивает на уровне области формирование банка данных о субъектах социальной помощи с целью последующего планирования основных направлений по оказанию социальной помощи и ее финансированию.

2. Практическая работа по сбору информации для областного банка данных о субъектах социальной защиты возлагается на органы местной администрации и осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Администрацией области.

Статья 10. Назначение социальной помощи Социальная помощь назначается по инициативе органов социальной защиты населения или по заявлению заинтересованных граждан, имеющих на нее право согласно статье 5 настоящего Закона.

Статья 11. Исчисление среднедушевого дохода 1. Для определения права на социальную помощь и исчисления среднедушевого дохода в составе семьи учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство. В качестве семьи также рассматриваются лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но совместно проживающие, ведущее общее хозяйство.

2. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также военнослужащие срочной службы, лица, находящиеся в местах лишения свободы, в составе семьи не учитываются.

3. В неполных семьях в составе семьи учитывается только тот родитель, который воспитывает ребенка и проживает вместе с ним.

4. Среднедушевой доход на члена семьи (одинокого гражданина) исчисляется путем деления общей суммы всех видов доходов всех членов семьи (гражданина) за три календарных месяца, непосредственно предшествовавших обращению за назначением социальной помощи, на число месяцев (на три), а затем - на число членов семьи.

5. Если среднедушевой доход члена семьи (гражданина) менее установленного на день обращения за назначением социальной помощи прожиточного минимума района или города, то такая семья (гражданин) признается малообеспеченной.

Статья 12. Виды доходов, учитываемых при исчислении среднедушевого дохода семьи (гражданина) 1. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все виды доходов членов семьи, указанные в Законе Российской Федерации "О подоходном налоге", а также пенсии, пособия, стипендии, алименты, доходы по вкладам банка, от благотворительных организаций. Подлежат учету выплаты и компенсации из фондов предприятий, иные доходы семьи, учет которых возможен (от сдачи имущества по договорам имущественного найма, аренды, от занятия сельским хозяйством, подсобными промыслами и т.д.). В качестве дохода учитывается денежное содержание лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны Российской Федерации (кроме военнослужащих срочной службы). Алименты, выплачиваемые гражданами, из доходов исключаются и учитываются по месту их получения.

2. Исчисление среднего совокупного дохода осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании справок об оплате труда на постоянной работе, из других мест работы, справок о размере стипендии, пенсии, пособия, иных доходов, справок о составе семьи с постоянного места жительства, данных налоговой инспекции.

3. При исчислении среднего совокупного дохода принимаются во внимание результаты обследования материального положения семьи (гражданина), зафиксированные в акте работника органов социальной защиты населения.

4. Для лиц, не имевших доход в течение трех полных календарных месяцев, а также ранее не подлежащих учету в составе семьи, доходы учитываются только за полные календарные месяцы в расчетном периоде.

5. При исчислении совокупного дохода семьи, в составе которой в расчетный период произошли изменения, учитываются (не учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с первого числа месяца его прибытия (выбытия).

Статья 13. Заявление о назначении социальной помощи 1. Заявление о назначении социальной помощи подается в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства заявителя.

2. Днем обращения за назначением социальной помощи считается день приема органом социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за социальной помощью считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.

Статья 14. Сроки назначения социальной помощи 1. Заявление о назначении социальной помощи рассматривается в течение 10 дней со дня поступления всех необходимых документов.

Решение о назначении социальной помощи либо об отказе в ее назначении выносится органом социальной защиты населения.

2. По решению органа социальной защиты населения социальная помощь может выплачиваться в виде денежных сумм либо заменяться полностью или частично талонами на питание, продажей продуктов, одежды, обуви, предметов домашнего обихода по социально низким ценам, компенсацией расходов по содержанию детей в детских учреждениях, на питание в школах, предоставлением других социальных услуг.

3. Гражданам, получающим пенсии (пособия), социальная защита в виде денежных сумм может выплачиваться одновременно с пенсией, пособием или по согласованию с заявителем иным путем.

Статья 15. Обязанности и ответственность получателей социальной помощи и органов социальной защиты 1. Граждане - получатели социальной помощи обязаны извещать орган социальной защиты населения, назначивший помощь, о наступлении обязательств, влекущих изменение или прекращение оказания социальной помощи (поступление на работу, увеличение дохода по другим причинам, смерть или выезд на другое постоянное место жительства одного из членов семьи, помещение ребенка в детское учреждение на полное обеспечение, лишение родительских прав и т.д.).

2. В случае невыполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, а также при незаконном назначении социальной помощи по представленным заявителем фиктивным документам с заведомо ложными сведениями о составе семьи и уровне доходов, суммы указанной социальной помощи взыскиваются с гражданина в судебном порядке.

3. В случае проведения индексации органы социальной защиты обязаны проиндексировать суммы назначенных социальных пособий с применением коэффициентов, установленных для соответствующего периода.

Статья 16. Изменение размера и прекращение оказания социальной помощи 1. Размер назначенной социальной помощи изменяется в случаях:

изменение состава семьи;

изменение размера среднедушевого дохода, если наступление данных обстоятельств не привело к увеличению дохода выше прожиточного минимума, установленного на день их поступления.

2. Оказание социальной помощи прекращается в случаях:

увеличение среднедушевого дохода выше установленного размера прожиточного минимума (при изменении состава семьи, поступлении на работу, появлении других доходов);

выезда семьи или одинокого гражданина на постоянное место жительства за пределы области;

обнаружения незаконного назначения социальной помощи по вине заявителя или работников органов социальной защиты населения;

прекращения действия настоящего Закона.

3. Изменение размера социальной помощи производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.

4. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания социальной помощи, она оказывается до дня, по который заявитель имел право на помощь.

Статья 17. Финансирование адресной социальной помощи Финансирование адресной социальной помощи осуществляется за счет средств, предусматриваемых в областном, городских и районных бюджетах на основании программ по социальной защите населения.

Статья 18. Разрешение споров 1. Споры по вопросам назначения и оказания социальной помощи разрешаются в судебном порядке.

2. Ущерб, причиненный незаконным отказом в предоставлении адресной социальной помощи, возмещается соответствующим органом управления полностью по решению суда.

Статья 19. Введение закона в действие Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 1996 года.

Глава Администрации Амурской области В.Н. ДЬЯЧЕНКО г.Благовещенск 10 октября 1995 года № 22-ОЗ