А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 24.01.2001 г. № 9-2-ОЗ Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 24.02.2000 г. № 176-27-ОЗ О ВЫБОРАХ В ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ; Решения Собрания депутатов Архангельской области от 09.07.98 г. № 433) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов в областное Собрание депутатов Депутаты областного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Архангельской области, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным.

Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и голосуют "за" или "против" кандидата в депутаты непосредственно.

Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается.

Статья 2. Законодательство о выборах в областное Собрание депутатов Выборы в областное Собрание депутатов проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области, настоящим областным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, вправе избирать депутатов областного Собрания депутатов.

Депутатом областного Собрания депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21-летнего возраста. (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской области от 09.07.98 г. № 433) Не имеет право избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным, или гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Назначение выборов Выборы в областное Собрание депутатов назначаются областным Собранием депутатов не позднее чем за 3 месяца до дня голосования.

Статья 5. Выборы в областное Собрание депутатов Областное Собрание депутатов избирается из 39 депутатов.

Выборы в областное Собрание депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам сроком на 4 года.

Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями Подготовка, проведение выборов в областное Собрание депутатов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 7. Право на предвыборную агитацию Органы государственной власти области обеспечивают гражданам Российской Федерации, общественным объединениям и блокам свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с Федеральными законами.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидата в депутаты.

Статья 8. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в областное Собрание депутатов, осуществляется за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Статья 9. Гласность при проведении выборов Подготовка и проведение выборов в областное Собрание депутатов осуществляются открыто и гласно.

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 10. Образование избирательных округов Для проведения выборов в областное Собрание депутатов на территории области образуется 39 одномандатных избирательных округов.

Избирательные округа образуются избирательной комиссией Архангельской области на основании представляемых администрацией области данных о численности избирателей, проживающих на территории области (в городах и районах).

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе утверждаются областным Собранием депутатов по представлению избирательной комиссии Архангельской области не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Избирательные округа составляют единую территорию. Не допускается создание избирательных округов из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами областного Собрания депутатов.

Допустимое отклонение количества избирателей в одномандатных избирательных округах от средней нормы представительства не должно превышать в городах областного значения 10%, на остальной территории (в труднодоступных местностях) - 15%.

Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей публикуются избирательной комиссией Архангельской области не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Статья 11. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах в областное Собрание депутатов образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с территориальной (районной, городской и другой) избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждый избирательный участок не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов, а также границ административно-территориальных образований.

В местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.), в труднодоступных и отдаленных районах области, в том числе на полярных станциях, на морских, речных судах, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа соответственно по месту их расположения или по решению избирательной комиссии области. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Военнослужащие, проживающие в Архангельской области, голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению территориальной избирательной комиссии.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 12. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местной администрации. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляется главами местной администрации. Соответствующие сведения об избирателях направляются главами местных администраций в участковые избирательные комиссии сразу после их формирования.

Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Архангельской области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым на день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.

Список избирателей-военнослужащих, членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих в воинских частях, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части.

Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, больницах, а также в иных местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в день проведения голосования в плавании, полярных станциях, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов и руководителями полярных станций.

Один экземпляр списков избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.

Статья 13. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать депутатов.

Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Граждане, проживающие на территории области, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, больницах, а также в иных местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения.

Студенты, аспиранты и курсанты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежитий.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются избирательной комиссией в дополнительный список на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.

Статья 14. Ознакомление избирателей со списком избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны в трехдневный срок, а в день выборов немедленно рассмотреть жалобу.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается.

Глава 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов в областное Собрание депутатов обеспечивают избирательные комиссии:

- избирательная комиссия Архангельской области;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

В районах и городах, где территория избирательного округа совпадает с территорией района, города, окружные избирательные комиссии могут не образовываться, их полномочия в этом случае исполняют соответствующие территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.

Статья 16. Порядок формирования избирательной комиссии Архангельской области Избирательная комиссия Архангельской области формируется в соответствии с областным законом "Об избирательной комиссии Архангельской области".

Статья 17. Порядок формирования территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов депутатов в составе 5 - 11 членов комиссий с правом решающего голоса. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Архангельской области в течение 5 дней.

При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.

Статья 18. Порядок формирования окружных избирательных комиссий Окружные избирательные комиссии формируются соответствующими выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 5 - 13 членов комиссий с правом решающего голоса.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав окружной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Архангельской области в течение 5 дней.

При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.

Статья 19. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются соответствующими выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе 5 - 13 членов комиссий с правом решающего голоса.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией в течение 5 дней.

При определении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.

Статья 20. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссий.

Кандидаты в депутаты, выдвинутые непосредственно избирателями, каждое избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие своего кандидата, вправе назначать по одному члену в окружную, территориальные, участковые избирательные комиссии с правом совещательного голоса.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственной подчиненности.

Члены избирательной комиссии вправе:

- выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования;

- задавать участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня, получать на них ответы по существу;

- знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии;

- получать денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов, если они освобождены на время проведения выборов от основной работы. Положения настоящего пункта не распространяются на членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Члены избирательной комиссии не могут в это время по инициативе администрации (работодателя) быть уволенными с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Полномочия избирательной комиссии Архангельской области Избирательная комиссия Архангельской области:

- осуществляет руководство и координацию деятельности избирательных комиссий на территории области;

- обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов в областное Собрание депутатов;

- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов;

- дает разъяснения о порядке применения настоящего областного закона и обеспечивает его однообразное применение;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты;

- издает необходимые инструкции по вопросам организации и проведения выборов в соответствии с действующим законодательством;

- утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов;

- изготавливает избирательные бюллетени;

- распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов между территориальными избирательными комиссиями, контролирует их целевое использование;

- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;

- устанавливает и публикует общие результаты выборов депутатов областного Собрания;

- составляет списки лиц, избранных депутатами областного Собрания депутатов, и передает эти списки и другую необходимую документацию в областное Собрание депутатов;

- организует повторные выборы депутатов;

- организует подготовку и проведение выборов депутатов вместо выбывших;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным законом.

Статья 22. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии Территориальная (районная, городская и другая) избирательная комиссия:

- осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов депутатов на соответствующей территории;

- содействует работе нижестоящих избирательных комиссий;

- совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты;

- организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;

- оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

- рассматривает заявления и жалобы на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

- распределяет выделенные средства между участковыми избирательными комиссиями, кандидатами в депутаты и на другие мероприятия;

- контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов;

- устанавливает общие итоги выборов депутатов на соответствующей территории и передает протоколы и другую информацию в областную избирательную комиссию;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.

Территориальные избирательные комиссии действуют до окончания данной избирательной кампании.

Статья 23. Полномочия окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия:

- осуществляет организацию и контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов в областное Собрание депутатов;

- содействует работе участковых избирательных комиссий;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты;

- проводит регистрацию выдвинутых кандидатов в депутаты, доверенных лиц кандидатов в депутаты;

- выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;

- утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу;

- оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

- организует досрочное голосование в помещении комиссии;

- устанавливает итоги голосования по округу и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Архангельской области;

(В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) - устанавливает лиц, избранных депутатами областного Собрания депутатов, выдает им удостоверения об избрании;

- рассматривает заявления и жалобы на действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

- контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим областным законом.

Окружные избирательные комиссии действуют до образования окружных избирательных комиссий нового состава.

Статья 24. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия:

- оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

- составляет списки избирателей по избирательному участку;

- проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

- обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

- организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

- производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;

- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным законом.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов.

Статья 25. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители общественных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательных комиссий доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.

Статья 26. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

Решения избирательных комиссий о выборах председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидата, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

По решению территориальной (окружной) избирательной комиссии в пределах выделенных средств председатель и отдельные члены территориальной (окружной) избирательной комиссии могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы.

По решению участковой избирательной комиссии, в пределах выделенных средств председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы.

Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательной комиссии, подготовку и проведение выборов.

Статья 27. Содействие деятельности избирательных комиссий Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, юридические лица, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий не позднее чем в пятидневный срок.

Статья 28. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы любым избирателем, избирательным объединением, общественным объединением в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а менее 5 дней и в день выборов - немедленно.

Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.

Глава 5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 29. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит избирательным объединениям, блокам и непосредственно избирателям. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Статья 30. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, блоками Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на конференциях, собраниях избирательных объединений.Избирательным объединением является областное или местное общественное объединение, отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти области посредством выдвижения кандидатов и если они зарегистрированы в установленном порядке управлением юстиции администрации Архангельской области не позднее чем за 6 месяцев до дня объявления выборов в областное Собрание депутатов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией Архангельской области. Регистрация производится не позднее чем через пять дней после представления в избирательную комиссию Архангельской области протоколов общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений, подписанного уполномоченными - представителями этих общественных объединений, о создании избирательного блока и выдвижении кандидатов в депутаты, а также о назначении уполномоченных представителей общественного объединения. (Дополнена - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-03) Выдвижение кандидатов от избирательного блока производится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки и выступать в качестве самостоятельных общественных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и блоков принимаются тайным голосованием.

Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Заявление о выдвижении кандидатом может быть подано в окружную избирательную комиссию от имени группы избирателей (2 и более человек), проживающих в данном избирательном округе. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей и фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата.

Часть(Исключена. - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-03).

(В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов В поддержку кандидата должно быть собрано не менее 100 подписей избирателей избирательного округа, по которому осуществляется выдвижение кандидата.

Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и номер избирательного округа, в котором он выдвигается.

Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется подписью лица, собиравшего подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также кандидатом в депутаты. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Сбор подписей начинается с момента официального опубликования избирательных округов.

Период для выдвижения кандидата в депутаты и сбора подписей должен быть не менее 30 дней. Сбор подписей заканчивается за 35 дней до дня выборов.

Статья 33. Регистрация кандидатов в депутаты Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты областного Собрания депутатов только по одному избирательному округу.

Кандидат, избирательное объединение, блок, уполномоченный представитель группы избирателей вносят в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.

Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, блоков, групп избирателей, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются избирателям средствами массовой информации.

В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу, или уполномоченному представителю копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.

Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Кандидат в депутаты в любое время до дня выборов вправе снять свою кандидатуру.

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным этому числу, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Если в избирательном округе на день выборов остается меньше двух кандидатов, выборы в этом округе откладываются по решению окружной избирательной комиссии на 60 дней.

Глава 6. СТАТУС КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 34. Равенство кандидатов в депутаты Все кандидаты в депутаты областного Собрания депутатов обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 35. Права и обязанности кандидатов в депутаты Кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

После регистрации кандидаты в депутаты по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, установленном комиссией, но не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный на день назначения выборов. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются по письменному заявлению кандидатов соответствующей окружной избирательной комиссии. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов депутатами.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив письменно об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Глава 7. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 36. Предвыборная агитация и сроки ее проведения Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

В предвыборной агитации не могут участвовать органы государственной власти области, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов, прекращается за день до дня выборов.

За день до дня выборов и в день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.

В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, общественных объединений.

Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой с предъявлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг с выплатой денежных средств.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Статья 38. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты в депутаты имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условий).

Порядок предоставления эфирного времени кандидатам по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний и его использования устанавливается областной избирательной комиссией с участием государственных и муниципальных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации, в пределах выделенных бюджетных средств.

Кандидаты в депутаты вправе использовать для проведения предвыборной агитации региональные телерадиокомпании за счет собственных избирательных фондов.

Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам.

Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях устанавливается территориальной избирательной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере средств массовой информации, в пределах бюджетных средств, выделенных печатному изданию.

Предвыборная агитация через средства массовой информации может осуществляться в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы.

В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник государственной (муниципальной) телерадиокомпании, телекомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными правами.

Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста.

Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течении 6 месяцев со дня выхода передачи в эфир.

Статья 39. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях Периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные материалы кандидатов в депутаты, за исключением организационных материалов избирательных комиссий.

Статья 40. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями Государственные органы власти области и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.

Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны в трехдневный срок по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

Статья 41. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организации и лицах, ответственных за их выпуск.

Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Агитационные печатные материалы, как правило, распространяются среди избирателей в трудовых коллективах и по месту жительства. Они могут быть вывешены в любых помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственника или владельца этих объектов.

Запрещается вывешивание печатных или иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательных комиссий и в помещениях для голосования.

Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

Глава 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 42. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областного Собрания депутатов, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Средства на проведение выборов депутатов областного Собрания депутатов, выделенные из бюджета, поступают в распоряжение областной избирательной комиссии в 10-дневный срок со дня назначения выборов.

Областная избирательная комиссия распределяет полученные средства между территориальными избирательными комиссиями.

Статья 43. Избирательные фонды кандидатов в депутаты Кандидаты в депутаты могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Избирательные фонды могут состоять из следующих денежных средств:

- средств, выделенных кандидату в депутаты на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;

- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 200 раз; (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ);

- собственных средств кандидата в депутаты, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 300 раз; (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ);

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Размер пожертвований физического лица не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз, юридического лица - более чем в 200 раз. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Предельная сумма расходов кандидата за счет собственных средств кандидата, средств избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленной федеральным законом на день выборов, более чем в 500 раз.

Кандидатам в депутаты запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств избирательных фондов.

Если кандидат в депутаты использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды:

- со стороны организаций и граждан иностранных государств;

- российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов;

- международных организаций и международных общественных движений;

- государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

Все денежные средства перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом, избирательным объединением, блоком с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата.

Статья 44. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность Порядок учета поступлений и расходования денежных средств избирательных фондов определяется в соответствии с законодательством.

Кандидаты в депутаты представляют в окружную избирательную комиссию финансовые отчеты не позднее 30 дней после окончания выборов.

Участковые и окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии финансовые отчеты не позднее чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатов выборов.

Территориальные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты в областную избирательную комиссию не позднее 45 дней со дня проведения выборов.

Областная избирательная комиссия составляет сводный финансовый отчет и публикует его в печати.

Статья 45. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов кандидатов в депутаты Кандидаты в депутаты возвращают соответствующим избирательным комиссиям неизрасходованные денежные средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им этими комиссиями.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования и перечисления.

Глава 9. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 46. Помещения для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у иных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, согласно договору аренды.

Статья 47. Избирательные бюллетени Для выборов депутатов областного Собрания депутатов каждый избиратель получает избирательный бюллетень формы, устанавливаемой избирательной комиссией Архангельской области. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, предусмотренные статьей 31 настоящего закона, партийную принадлежность и принадлежность к избирательному объединению или блоку. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.

Избирательные бюллетени печатаются по решению окружных избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку избирателей более чем на два процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.

Статья 48. Порядок голосования Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковые избирательные комиссии могут объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать и две подписи членов соответствующей окружной избирательной комиссии.

Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать и две подписи членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) В случае досрочного голосования избирателя в окружной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "проголосовал досрочно" (после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из окружной избирательной комиссии) и расписывается.

Избирательная комиссия Архангельской области вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого флотов, которые в день голосования будут находиться в иностранных портах, а также на полярных станциях, в других труднодоступных и отдаленных местностях.

В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет комиссии запечатанные конверты с бюллетенями, распечатывает их и опускает бюллетени в урну, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. (Дополнена - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-03) При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом.

Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии.

Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого-либо иного, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".

Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 49. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, общественные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени.

Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.

Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.

В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбами о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

Часть(Исключена. - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-03).

При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально:

не имеющие печати окружной или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии.

Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

В протокол вносятся следующие данные:

- число избирателей, внесенных в список избирателей,включая избирателей, внесенных в список дополнительно; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) - число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

- число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

- число погашенных бюллетеней;

- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) - число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

- число действительных бюллетеней;

- число бюллетеней, признанных недействительными;

- фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов;

- число голосов, поданных за каждого кандидата;

- число голосов, поданных против всех кандидатов.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками наблюдателей от общественных объединений и кандидатов, представителей средств печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 50. Определение результатов выборов На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по избирательному округу.

Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, собравший большее количество подписей.Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по количеству избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными более чем на половине избирательных участков.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися решением областной избирательной комиссии по данному округу назначаются повторные выборы в сроки, установленные настоящим областным законом.Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по количеству избирательных бюллетеней, выданных избирателям. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные:

- общее количество участковых избирательных комиссий в округе;

- количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;

- общее количество избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;

- общее количество бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

- количество бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;

- количество погашенных бюллетеней;

- количество бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) - количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

- количество действительных бюллетеней;

- количество недействительных бюллетеней;

- фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;

- количество голосов, поданных против всех кандидатов;

- фамилия, имя, отчество избранного кандидата.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию Архангельской области, а другой хранится у секретаря комиссии. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии.

Документация окружных и участковых избирательных комиссий хранится территориальными избирательными комиссиями: избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах их выборов - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом областного Собрания депутатов. В соответствии с требованиями законодательства кандидат, избранный депутатом областного Собрания депутатов, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областного Собрания депутатов.

Окружная избирательная комиссия после опубликования общих итогов выборов избирательной комиссией области выдает ему удостоверение об избрании. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) Избиратели, избирательные объединения и избирательные блоки вправе обратиться в окружную избирательную комиссию с запросом об ознакомлении с итогами голосования.

Окружная избирательная комиссия обязана представить по данному запросу интересующие материалы по результатам голосования, в том числе первичную документацию.

Статья 51. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны представляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю.

Окружные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов.

Окружные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в протоколах о результатах голосования и в протоколах участковых избирательных комиссий данного избирательного округа об итогах голосования, в течение месяца со дня проведения выборов.

Избирательная комиссия Архангельской области публикует в средствах массовой информации общие итоги выборов.

Глава 10. ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДЕПУТАТСКИХ МЕСТ Статья 52.

В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему и выводимой из нее.

С момента начала голосования и до момента подписания протокола избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от территориальных и окружных избирательных комиссий в избирательную комиссию области. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра избирательной комиссии области в информационные центры территориальных и окружных избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией и юридического значения не имеют.

К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации.

(Статья дополнена - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-03) Статья 53. Замещение вакантных мест депутатов В случае досрочного прекращения полномочий депутата областного Собрания депутатов, избранного в одномандатном избирательном округе, избирательная комиссия Архангельской области в течение месяца после появления вакантного места назначает по данному округу выборы депутата областного Собрания депутатов. Если до окончания срока полномочий остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся.

Выдвижение кандидатов по избирательному округу, их регистрация и иные избирательные процедуры осуществляются в соответствии с настоящим областным законом.

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 54. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, препятствующие путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо недостоверных данных при составлении списков избирателей, заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 55. Введение в действие настоящего областного закона Настоящий областной закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Глава администрации области П.Н.Балакшин г. Архангельск.

30 августа 1995 г.

№ 13-16-ОЗ Приложение № 1 (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты областного Собрания депутатов от избирательного объединения "Выбор России" (блока) по одномандатному избирательному округу № ____ Иванова Ивана Ивановича, родившегося 08.06.52 года, работающего директором Лимендской лесобазы, проживающего в городе Котласе.

-------------------------------------------------------------------- ¦№№ Фамилия, имя, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦п/п отчество рож - жительства паспорта или ¦ ¦ дения заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ -------------------------------------------------------------------- 1. _______________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: ______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) __________________________________________________________________ Приложение № 2 (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 34-21-ОЗ) ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты областного Собрания депутатов по избирательному округу № ______ Яблокова Семена Павловича, родившегося 5 июля 1946 года, работающего адвокатом юридической консультации города Северска, проживающего в поселке Центральном Северного района Архангельской области.

-------------------------------------------------------------------- ¦№№ Фамилия, имя, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦п/п отчество рож - жительства паспорта или ¦ ¦ дения заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ 1.

2.

Подписной лист удостоверяю: ______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Кандидат в депутаты: _________________ (Яблоков С.П.)