А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 27.06.2007 г. № 368-19-ОЗ О ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Областных законов Архангельской области от 11.02.2003 г. № 145-20-ОЗ; от 29.06.2004 г. № 236-31-оз;

от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ; от 01.03.2006 г. № 152-9-ОЗ;

от 21.06.2006 г. № 190-11-ОЗ) Настоящий закон регулирует отношения в области использования лесного фонда, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия В настоящем законе используются следующие основные понятия:

древесно-кустарниковая растительность (лесная растительность) - деревья и кустарники, образующие в совокупности с напочвенным покровом, землями, на которых они расположены, животным миром и другими компонентами природной среды лес как объект географического понятия. В отличие от других типов географических ландшафтов, на которых могут произрастать разрозненные деревья и кустарники, в лесу эти растения образуют своими кронами общий сомкнутый полог, благодаря чему под ним формируется особая лесная среда;

лесной фонд - все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов, ограниченные в установленных земельными документами границах.

Лесной фонд находится в ведении территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Помимо земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, лесной фонд включает нелесные земли: болота, воды, пески и прочие неиспользуемые земли, а также земли, занятые дорогами, трассами, усадьбами и прочими объектами, не изъятые в установленном порядке в пользу собственников данных объектов; (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ);

леса, не входящие в лесной фонд, - леса, расположенные на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов;

(В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ);

покрытые лесом земли - земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью минимальных и выше таксационных показателей:

бонитет - Vб, полнота средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений - 0,3, полнота молодняков - 0,4;

лесистость - отношение площади лесных земель к общей площади территории в процентах;

облесение - создание лесов на нелесных землях;

воспроизводство леса - система лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественного возобновления, рубкам ухода в молодняках и санитарному оздоровлению леса;

участок лесного фонда - участок лесного фонда, очерченный границами на лесоучетных документах и в натуре и имеющий количественные и качественные характеристики, которые позволяют установить в процессе лесоустройства ежегодную норму пользования заявленными лесными ресурсами;

участники лесных отношений - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица;

лесхоз - специально уполномоченный государственный орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определенных законодательством;

лесопользование - хозяйственная деятельность, связанная с добычей лесных ресурсов или использованием нематериальных полезных свойств леса (рекреационных, лечебных, познавательных, защитных и так далее). Виды лесопользования устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации;

многоресурсное лесопользование - одновременное осуществление двух и более видов лесопользования на одном участке лесного фонда;

лесопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд;

устойчивый лесопользователь - лесопользователь, имеющий необходимые технические, кадровые и финансовые ресурсы, позволяющие ему в течение пяти и более лет не снижать производственные показатели;

социально значимый лесопользователь - устойчивый лесопользователь, предоставляющий рабочие места местному населению, в том числе за счет расширения многоресурсного лесопользования и организации производств по углубленной переработке добываемых лесных ресурсов, участвующий в социальных программах территорий, на которых осуществляет лесопользование;

доходность лесопользования - суммарные доходы всех участников лесных отношений, включая наемных работников лесопользователей, на единицу отпущенного в пользование лесного ресурса, образующиеся в процессе лесопользования и переработки добытых лесных ресурсов на соответствующей территории;

лесная рента - часть доходов от использования лесных ресурсов, за исключением производственных затрат и нормативной прибыли лесопользователей, возвращаемая собственнику ресурсов в виде его дохода. Лесная рента используется в первую очередь для целей воспроизводства использованных ресурсов;

ресурсный потенциал - суммарный объем ликвидных ресурсов (лесных, природных, других) на определенной территории, доступных для использования;

экологический потенциал - совокупность защитных свойств природной среды и ее способности противостоять внешним неблагоприятным воздействиям;

биоразнообразие - набор видов, форм, популяций представителей растительного и животного мира, обеспечивающих устойчивое развитие природной среды и сохранение ресурсного и экологического потенциала;

экологическая культура общества - знание членами общества экологических норм, правил и соблюдение их.

Статья 2. Правовые основы деятельности участников лесных отношений Права и обязанности участников лесных отношений в области использования лесного фонда регулируются нормами Конституции Российской Федерации, лесного законодательства Российской Федерации, лесного законодательства Архангельской области, а также нормами гражданского, административного и иного законодательства Российской Федерации в той части, в какой их права и обязанности не урегулированы нормами лесного законодательства.

Статья 3. Приоритеты в организации лесопользования 1. Для обеспечения экологического благополучия людей, сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия и повышения экологического потенциала территории устанавливаются следующие приоритеты:

- сохранение качественной природной среды в местах проживания, отдыха и хозяйственной деятельности жителей области;

- мониторинг содержания вредных веществ в лесной растительности и лесных почвах и проведение мер по предупреждению их накопления;

- сохранение ресурсной базы традиционных видов народных промыслов;

- выявление и сохранение редких и ценных видов растений и животных, сохранение их мест обитания, повышенное внимание к участкам леса, имеющим важное природоохранное значение;

- повышение экологической культуры, правовой грамотности, ответственности всех участников лесных отношений за охрану лесов от пожаров и повреждений, развитие детского экологического образования;

- сохранение почитаемых местными жителями исторических мест в окрестностях городских и сельских населенных пунктов (кладбища, погосты, святые рощи, старые деревья, остатки бывших населенных пунктов); (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ);

- наблюдение за очагами вредителей и болезней леса, профилактика их возникновения;

- проведение биотехнических и рекультивационных мероприятий в прилегающих к городским и сельским населенным пунктам лесах и на других участках, подвергшихся негативным техногенным воздействиям; (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ);

- охрана опушек от порубок, порчи и захламления;

- выделение зеленых зон поселений и охранных участков социально значимых объектов.

2. В целях рационального, неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, повышения ресурсного потенциала перед участниками лесных отношений ставятся следующие задачи:

- повышение доходности лесопользования с единицы площади лесного фонда по конечным продуктам лесопереработки с использованием методов рентных оценок лесных ресурсов на корню, базирующихся на данных мониторинга конъюнктуры лесных рынков, в интересах всех участников лесных отношений;

- учет и сохранение растущих лесных ресурсов в качественном состоянии;

- расширенное воспроизводство используемых и утраченных лесных ресурсов методами и способами, обеспечивающими их восстановление и выращивание по образцам, перспективным на момент их поспевания;

- привлечение лесопользователей, в том числе из числа местных производителей, способных к эффективному и рациональному использованию лесных ресурсов, ориентирующихся на многоресурсное лесопользование и наиболее глубокую переработку лесного сырья;

- совершенствование рыночных механизмов (аренда участков лесного фонда, лесные аукционы) с целью выбора и формирования состава наиболее устойчивых и социально значимых лесопользователей, повышения их ответственности за сохранение лесов, усиления заинтересованности в приумножении лесных ресурсов и повышении инвестиционной привлекательности территории.

Статья 4. Объекты лесопользования в лесном фонде Объектами лесопользования являются лесные ресурсы и нематериальные свойства участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. На территории Архангельской области в лесной фонд входят леса, а также не покрытые лесом и нелесные земли, находящиеся в ведении территориальных органов управления лесным хозяйством (федеральные леса), и леса с не покрытыми лесом лесными землями, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса).

Федеральные леса лесного фонда предназначены для удовлетворения потребностей народнохозяйственного комплекса и местного населения в лесосырьевых ресурсах путем осуществления различных видов лесопользования, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также для выполнения защитных, санитарно-гигиенических, средообразующих и других специальных функций федерального и регионального значения.

Сельские леса лесного фонда на территории Архангельской области предназначены в основном для удовлетворения потребностей в лесных материалах и других полезных свойствах лесной среды производителей сельскохозяйственной продукции.

Лесной фонд на территории Архангельской области находится в федеральной собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации допускается передача части лесного фонда в собственность Архангельской области.

Статья 5. Леса, не входящие в лесной фонд В лесной фонд не входят муниципальные леса - леса, расположенные в границах городских (городские леса) и сельских населенных пунктов.

Они предназначены для формирования благоприятной природной среды в местах концентрированного проживания людей. Порядок использования муниципальных лесов и их границы для каждого конкретного поселения устанавливаются администрацией Архангельской области по представлению органов местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области, исходя из принадлежности земельных участков, в соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года № 140. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

В лесной фонд не входят также леса, расположенные на землях обороны (леса федеральных ведомств) и имеющие специальное назначение.

В лесах, находящихся в ведении организаций других ведомств и закрепленных за ними соответствующими правовыми актами Российской Федерации, действуют правовые нормы, предусмотренные лесным законодательством для лесов, не входящих в лесной фонд.

Статья 6. Древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд В лесной фонд, в леса, не входящие в лесной фонд, в том числе в муниципальные леса и леса федеральных ведомств, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства, на землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях населенных пунктов. Контроль за состоянием древесно-кустарниковой растительности на в границах городских и сельских населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области в целях сохранения здоровой и благоприятной среды в местах проживания людей. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

К древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения не могут относиться древостои основных лесообразующих пород (сосна, ель, лиственница, береза и осина) средневозрастной и старше стадий развития, то есть хвойные - старше 40, а лиственные - старше 20 лет. При выявлении участков такой древесно-кустарниковой растительности органы государственной власти области и органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (в отношении межселенных территорий) Архангельской области инициируют процедуру перевода их в состав лесного фонда в установленном порядке. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статья 7. Сохранение лесистости В целях сохранения и устойчивого развития природного комплекса в соответствии с существующим уровнем лесистости устанавливается ее базовый уровень. Для его сохранения за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда с хозяйствующего субъекта, в интересах которого производится перевод и (или) изъятие, взимается плата, направляемая территориальным органам лесного хозяйства для облесения равновеликих участков нелесных земель и восстановления (замены) объектов лесного хозяйства, находившихся на данном участке.

Нормативы платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

В целях лесовыращивания лесопользователям могут передаваться в безвозмездное пользование неиспользуемые участки нелесных земель в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия Архангельского областного Собрания депутатов К полномочиям Архангельского областного Собрания депутатов относятся:

- определение региональной лесной политики;

- участие в разработке и реализации федеральных государственных программ и утверждение областных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- принятие областных законов и иных нормативных правовых актов в сфере лесного законодательства Архангельской области, в том числе по ставкам лесных податей за пользование лесным фондом, по нормативам платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие их из лесного фонда (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации), по другим вопросам использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, касающимся областного бюджета;

- утверждение в составе областного бюджета статей доходов и расходов в части получаемого лесного дохода и расходов на ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесов;

- контроль за использованием финансовых средств, выделенных из областного бюджета на ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесов.

Статья 9. Полномочия администрации Архангельской области К полномочиям администрации Архангельской области относятся все остальные полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные статьей 47 Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением полномочий, содержащихся в статье 8 настоящего закона.

Полномочия администрации области могут быть расширены заключенными в соответствии с федеральными законами соглашениями между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и администрацией Архангельской области о передаче части своих полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 11.02.2003 г. № 145-20-ОЗ).

Отдельные полномочия администрации области могут быть переданы подразделению администрации, отвечающему за работу лесопромышленного комплекса.

Статья 10.(Исключена - Областной закон Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статьи 11-14.(Утратили силу - Областной закон Архангельской области от 21.06.2006 г. № 190-11-ОЗ).

Статья 15.(Исключена - Областной закон Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статья 16.(Утратила силу - Областной закон Архангельской области от 21.06.2006 г. № 190-11-ОЗ).

Статья 17. Прекращение права пользования участками лесного фонда Право пользования участками лесного фонда может быть прекращено до истечения срока добровольно по заявлению лесопользователя или принудительно по основаниям, предусмотренным статьей 28 Лесного кодекса Российской Федерации.

При возникновении оснований для принудительного прекращения права пользования участками лесного фонда и в случае непринятия мер лесхозом администрация области по ходатайствам органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (в отношении межселенных территорий) Архангельской области и налоговых органов направляет в территориальный орган лесного хозяйства представление о принятии мер со стороны лесхоза по принудительному прекращению права пользования участками лесного фонда. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статья 18. Контроль за краткосрочным пользованием участками лесного фонда, предоставленными решением администрации области Контроль за краткосрочным пользованием участками лесного фонда, предоставленными решением администрации области, осуществляется в порядке государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда силами территориальных органов лесного хозяйства, а также в порядке контроля за исполнением собственных решений со стороны администрации области. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

При установлении фактов коммерческого оборота древесины, отпущенной для удовлетворения собственных потребностей лесопользователей, а также изделий, изготовленных из этой древесины, заявленные этими лесопользователями на следующий год объемы пользования уменьшаются на соответствующую величину или не принимаются к рассмотрению.

Статья 19. Платежи за пользование лесным фондом Платежи за пользование лесным фондом осуществляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Абзац.(Исключен - Областной закон Архангельской области от 01.03.2006 г. № 152-9-ОЗ).

При аренде участков лесного фонда за все виды лесопользования арендатор вносит арендную плату. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Статья 20. Основные лесоводственные требования, предъявляемые к пользователям участками лесного фонда Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:

- обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесных ресурсов в границах участка лесного фонда;

- сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;

- соблюдения действующего порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;

- обеспечения условий для воспроизводства и устойчивости лесов к воздействию неблагоприятных факторов;

- платности лесопользования;

- соблюдения научно обоснованных норм лесопользования;

- обеспечения арендаторами выполнения комплекса противопожарных, лесоохранных и лесозащитных мероприятий на арендованных участках лесного фонда.

Статья 21. Порядок привлечения населения, организаций, а также технических средств на тушение лесных пожаров Все лесопользователи, а также местное население и организации, осуществляющие свою деятельность на территориях, примыкающих к лесным массивам, обязаны беречь природную среду.

Привлечение работников и средств лесозаготовительных предприятий и других организаций, расположенных в зоне деятельности лесхоза, на тушение пожаров осуществляется по оперативным планам мероприятий по борьбе с лесными пожарами, утверждаемым исполнительным органом государственной власти Архангельской области. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Финансирование работ по тушению лесных пожаров производится за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете.

Обязанности лесопользователей, имеющих в аренде участки лесного фонда, по участию в противопожарных работах предусматриваются договором аренды.

Работники, осуществляющие тушение лесных пожаров, подлежат обязательному страхованию лесхозами.

Статья 22. Расследование причин возникновения лесных пожаров Все лесные пожары подлежат расследованию на предмет причины их возникновения. Виновные в возникновении лесных пожаров юридические лица или граждане несут ответственность в соответствии с законодательством.

Для предотвращения лесных пожаров в периоды наибольшей пожарной опасности исполнительные органы государственной власти Архангельской области вправе ограничить пребывание населения в лесах на подведомственной территории. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статья 23. Областные целевые программы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Для осуществления рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются областные целевые программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Областные целевые программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются администрацией области при участии территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством области. (В редакции Областного закона Архангельской области от 08.12.2005 г. № 133-8-ОЗ).

Статья 24. Ответственность за нарушение лесного законодательства Лица, причинившие вред лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, или не выполнившие надлежащим образом обязательства при осуществлении лесопользования, несут административную или уголовную ответственность и обязаны возместить убытки, причиненные лесному хозяйству.

Убытки, связанные с нарушением лесного законодательства, возмещаются путем взыскания с граждан и юридических лиц сумм ущерба, причиненного лесному хозяйству, и неустоек за нарушение правил отпуска древесины на корню.

Суммы ущерба и неустоек, уплаченных добровольно или взысканных по решению суда, незаконно заготовленная древесина и другие лесные материалы, в том числе не вывезенные по истечении установленных сроков, используются в соответствии с действующим гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Перевозка древесины. Изъятие, хранение и реализация незаконно заготовленной древесины Перевозка древесины по путям общего транспорта производится по документам, подтверждающим законность ее приобретения.

Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки древесины, а также к складам, расположенным около лесовозных дорог, или к другим местам, в соответствии с лесными билетами.

Незаконно заготовленная древесина изымается и поступает безвозмездно в распоряжение лесхозов, силами которых она обнаружена.

Статьи 26-29.(Утратили силу - Областной закон Архангельской области от 21.06.2006 г. № 190-11-ОЗ).

Статья 30. Вступление в силу настоящего областного закона 1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Второе предложение части 1 статьи 7 и дефис 3 статьи 8 настоящего закона, касающиеся установления нормативов платы за перевод лесных земель в нелесные и ее использования, вводятся в действие с 1 января 2003 года.

Глава администрации области А.А.ЕФРЕМОВ г. Архангельск 13 ноября 2002 года № 130-17-ОЗ