Утверждаю Первый заместитель главы администрации области, председатель правительства Н.А.Малаков 8 декабря 1997 г.
Утратилo силу - Постановление Главы администрации Архангельской области от 20.02.2003 г. № 36 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса инвестиционных проектов 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления главы администрации области от 30 октября 1997 г.
№ 408 "О проведении областного конкурса инвестиционных проектов".
1.2. Положение определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции органов исполнительной власти области, конкурсной инвестиционной комиссии, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.
1.3. Целью конкурса является размещение средств облигационного займа и других источников по перспективным, высокоэффективным направлениям производственной деятельности и их развитию, по реализации наиболее значимых для региона инвестиционных проектов, поддержке предприятий, производителей продукции, освоению новых рынков сбыта, а также повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности.
1.4. Участниками конкурса могут быть организации и предприятия любой организационно-правовой формы, предпринимательские объединения и другие юридические лица, образованные в соответствии с действующим законодательством, в том числе лица, занимающиеся частным предпринимательством.
1.5. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.
1.6. Не допускаются к конкурсу претенденты:
- структуры которых находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства либо ограничиваемые в правовом отношении действующим законодательством;
- сообщившие о себе ложные сведения;
- не предоставившие необходимые документы, а также надлежащие гарантии в отношении выполнения финансовых обязательств.
1.7. На конкурс принимаются инвестиционные проекты по следующим приоритетным направлениям:
- развитие жизненно важных производств, имеющих ключевое значение для стабилизации и развития экономики области;
- развитие экспортного потенциала и конкурентоспособных производств по выпуску различных видов конечной (готовой) продукции, которая является потенциально конкурентоспособной на мировом рынке;
- освоение новейших технологий, внедрение технологий по углубленной переработке сырьевых ресурсов, энергосберегающих и экологических технологий, выпуск энергосберегающей техники;
- строительство с использованием прогрессивных технологий и производство строительных материалов из местного сырья и отходов промышленного производства;
- переработка лесопродукции и комплексное использование отходов лесопромышленных предприятий;
- развитие транспортной инфраструктуры в районах и населенных пунктах, имеющих ограниченные внутрирегиональные транспортные связи;
- создание новых рабочих мест;
- производство продукции, продовольственных товаров и товаров народного потребления для удовлетворения потребностей населения области;
- производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
1.8. При наличии в инвестиционных проектах положений об установлении льгот по платежам налогов в областной бюджет руководствоваться статьей 5 областного закона "О гарантиях инвестиционной деятельности в Архангельской области".
1.9. Финансово-экономическую, технологическую и экологическую экспертизу представленных проектов осуществляют специалисты (эксперты) структурных подразделений администрации области и (или), при необходимости, независимые эксперты и организации, определяемые администрацией области.
1.10. Подведение итогов конкурса и принятие решения осуществляет конкурсная инвестиционная комиссия в соответствии с пунктом 6.1 настоящего Положения.
1.11. Решение о допуске претендентов к участию в конкурсе или отказе принимается департаментом экономической политики и развития Архангельской области.
2. Порядок и сроки проведения конкурса 2.1. Конкурс инвестиционных проектов предусматривает организацию и проведение широкой рекламной кампании посредством публикаций в средствах массовой информации, сбор и экспертную оценку представленных на экспертизу проектов, принятие решений, подведение итогов конкурса.
2.2. Конкурс проводится в 3 этапа:
1-й этап. Подача заявок на участие в конкурсе, предварительная селекция (отбор). Предварительную оценку полноты представленных претендентами документов и подготовленных материалов предлагаемого проекта осуществляет департамент экономической политики и развития Архангельской области.
Инвестиционные проекты, удовлетворяющие требованиям настоящего Положения, направляются департаментом для проведения экспертной оценки.
2-й этап. Экспертная оценка проектов. Для проведения экспертизы инвестиционных проектов привлекаются специалисты (эксперты) структурных подразделений администрации области и (или), при необходимости, независимые эксперты и организации, определяемые администрацией области. Экспертная оценка производится на основании "Методических рекомендаций по проведению экспертизы инвестиционных проектов", разработанных департаментом экономической политики и развития Архангельской области.
3-й этап. Рассмотрение проектов конкурсной инвестиционной комиссией. Принятие решения с учетом наличия финансовых ресурсов.
Подведение общих итогов конкурса, подготовка распоряжения главы администрации области о распределении финансовых средств среди победителей конкурса. Заключение контракта (кредитного договора) на получение финансовых средств с победителями.
2.3. Результаты каждого этапа доводятся до сведения всех участников конкурса.
3. Финансовые ресурсы 3.1. Финансовые ресурсы формируются за счет реализации и распределения областного облигационного займа и других источников.
3.2. За пользование финансовыми средствами победители конкурса инвестиционных проектов осуществляют уплату процентов в размере не более действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
3.3. Срок возврата средств инвестиционного кредита получателем не должен превышать двух лет со дня ввода объекта (производственной мощности) в эксплуатацию.
3.4. Нецелевое использование финансовых средств, выделенных получателю, несвоевременный возврат данных средств, а также просрочка уплаты процентов за их использование служат основанием для взимания штрафа в соответствии с условиями контракта.
3.5. Контроль за расходованием средств и их целевым использованием осуществляется департаментом экономической политики и развития Архангельской области и финансовым управлением администрации области.
4. Подача заявки, требования к проекту 4.1. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляет департамент экономической политики и развития Архангельской области (далее - департамент экономической политики) по адресу:
163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49, каб. 432, тел. 43-05-87.
4.2. Рассмотрение заявки начинается с момента получения департаментом экономической политики всех необходимых документов и материалов.
4.3. К участию в конкурсе допускаются инвестиционные проекты с объемом инвестиций от 500 млн. рублей до 50 млрд. рублей.
4.4. Срок окупаемости проекта не должен превышать двух лет с момента получения финансовых средств.
4.5. Для участия в конкурсе представляются в двух экземплярах следующие документы и материалы, заверенные подписью и печатью претендента:
- заявка на участие в конкурсе (образец прилагается);
- анкета, которая содержит следующие сведения: наименование предприятия или организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.п.), Ф.И.О. директора и других лиц, ответственных за реализацию инвестиционного проекта, почтовые реквизиты, номера телефонов, факса, телекса;
- бизнес-план, разработанный в соответствии с международными требованиями ЮНИДО и российскими нормативными документами (предпочтительно в стандарте "Project Expert") с обязательным разделом "Маркетинг";
- приложения, фотографии, образцы выпускаемой продукции;
- копия паспорта предприятия согласно Приложению 2 типовой программы реформирования предприятий (проекта);
- выписка из реестра акционеров (для акционерных обществ);
- справки территориального агентства Федеральной службы по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению по Архангельской области об отсутствии данного предприятия в реестре неплатежеспособных;
- бухгалтерские балансы за предыдущий год (формы 1, 2 с приложениями, 5, 5-з) и истекший квартал текущего года (формы 1, 2 с приложениями, 5-з), которые подписываются руководством предприятия и заверяются налоговой инспекцией;
Другие документы и материалы по усмотрению претендента:
- технические данные по продукции;
- лицензия или разрешение на деятельность, если эта деятельность лицензируется;
- решения органов власти и управления;
- договоры купли-продажи, аренды, совместной деятельности и т.п.;
- кредитные договоры, договоры залога и страхования имущества;
- расчеты, таблицы, графики.
4.6. В заявке должен содержаться перечень всех представленных материалов с указанием их объема в листах.
4.7. Претендент несет полную ответственность за авторство проекта, достоверность представляемых сведений.
4.8. Вся информация, содержащаяся в представленном на конкурс проекте, признается конфиденциальной и не подлежит разглашению без согласия претендента.
4.9. Проект может быть не допущен к рассмотрению конкурсной инвестиционной комиссией в случае несоответствия его пп. 1.3, 1.4, 4.3 - 4.6 настоящего Положения.
5. Критерии оценки проектов 5.1. Представленные на конкурс проекты оцениваются конкурсной инвестиционной комиссией по следующим параметрам:
- экономическая и социальная значимость проекта для области;
- юридический статус конкурсанта, его платежеспособность и надежность;
- соответствие проекта условиям конкурса;
- требуемый объем инвестиций;
- срок окупаемости и рентабельность проекта;
- степень готовности объекта инвестирования к выпуску продукции;
- качество и стоимость продукции относительно аналогичных товаров, реализуемых на российском рынке;
- наличие сырьевой базы в пределах России и региона;
- создание и сохранение рабочих мест;
- экологическая безопасность производства;
- наличие гарантий обеспечения исполнения кредитных обязательств.
5.2. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:
категория А - проекты, обеспечивающие развитие жизненно важных производств, имеющих ключевое значение для стабилизации и развития экономики области;
категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров и конкурентоспособной на мировом рынке готовой продукции, и проекты, обеспечивающие освоение новейших технологий, внедрение технологий по углубленной переработке сырьевых ресурсов, энергосберегающих и экологических технологий, выпуск энергосберегающей техники;
категория В - проекты строительства с использованием прогрессивных технологий и производства строительных материалов из местного сырья и отходов промышленного производства; проекты, обеспечивающие переработку лесопродукции и комплексное использование отходов лесопромышленных предприятий; проекты, обеспечивающие создание новых рабочих мест; проекты развития транспортной инфраструктуры в районах и населенных пунктах, имеющих ограниченные внутрирегиональные транспортные связи;
категория Г - проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем рынке, проекты, обеспечивающие производство продукции, продовольственных товаров и товаров народного потребления для удовлетворения потребностей населения области, и проекты по производству медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
6. Конкурсная комиссия 6.1. На период проведения конкурса постановлением главы администрации области от 30 октября 1997 г. № 408 создана конкурсная инвестиционная комиссия (далее - конкурсная комиссия).
Конкурсная комиссия образована из представителей областного Собрания депутатов, администрации области, территориальных органов федеральных структур и научных организаций области.
6.2. Конкурсная комиссия оценивает экономические, технологические и другие параметры инвестиционных проектов в соответствии с настоящим Положением.
6.3. Решение конкурсной комиссии правомочно, если за его принятие проголосовало более половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя конкурсной комиссии является решающим.
6.4. Заключения конкурсной комиссии обязательны при отборе и оценке представленных проектов, но предложения комиссии по выделению средств носят рекомендательный характер.
7. Порядок рассмотрения конкурсной документации и проведения экспертизы 7.1. Заявки претендентов с прилагаемыми документами и материалами регистрируются в департаменте экономической политики.
Департамент в течение 30 дней со дня регистрации заявки рассматривает поступившую конкурсную документацию и проводит проверку состоятельности претендентов и их квалификационный отбор.
7.2. Департамент экономической политики направляет отобранные проекты на экспертизу в структурные подразделения администрации области и (или), при необходимости, независимым экспертам и организациям. Эксперты несут ответственность за достоверность и качество экспертных оценок. В случае, если заключение не будет получено по необоснованным причинам, претендент (инвестор) имеет право представить инвестиционный проект на конкурс без экспертизы.
7.3. После экспертизы проектов департамент экономической политики готовит по ним свои рекомендации и вносит их на рассмотрение конкурсной комиссии для принятия решения.
7.4. Основным критерием для принятия решения о выделении средств является максимальная экономическая и социальная эффективность проекта, направленная на решение насущных проблем области, а также другие критерии, отраженные в п. 5 настоящего Положения.
Обязательными условиями размещения инвестиций являются следующие:
- доля кредитных ресурсов в затратах на реализацию проекта должна составлять от 40 до 70 процентов (в зависимости от категорий проектов, перечисленных в п. 7.5), а доля заемных и собственных средств предприятия должна составлять от 30 до 60 процентов;
- доля собственных средств претендента в указанных затратах должна быть не менее 20 процентов.
7.5. Размер поддержки, предоставляемой за счет средств реализации и распределения областного облигационного займа и других источников, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):
для проектов категории А - 70 процентов;
для проектов категории Б - 60 процентов;
для проектов категории В - 50 процентов;
для проектов категории Г - 40 процентов.
7.6. После обсуждения представленных проектов на конкурсной комиссии принимается окончательное решение о распределении финансовых ресурсов, оформляемое протоколом заседания комиссии с заключением о целесообразности или нецелесообразности выделения средств.
7.7. На основании решения комиссии о выделении финансовых ресурсов выпускается распоряжение главы администрации области о распределении инвестиций победителям конкурса, которое является официальным приглашением к подписанию контракта с администрацией области или уполномоченной ею компанией. Контракт должен быть подписан в течение 30 дней после выхода распоряжения главы администрации.
7.8. Итоги конкурса доводятся до сведения участников в течение пяти дней с момента опубликования распоряжения главы администрации области.
8. Обеспечение исполнения кредитных обязательств 8.1. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств находят свое отражение в контракте. В случае неисполнения или ненадлежащего его исполнения могут быть применены следующие способы обеспечения обязательств: неустойка, удержание, залог, поручительство, банковская гарантия.
8.2. Предметом залога может быть всякое движимое и недвижимое (ипотека) имущество и имущественные права (требования), оформленные договором залога с указанием их оценки, существа, размеров и сроков исполнения обязательств. Залог ценных бумаг производится путем передачи их залогодержателю, если договором не предусмотрено иное.
8.3. Страхование возвратности кредита предполагает страхование ответственности заемщика (предприятия - победителя конкурса) или страхование риска непогашения кредита.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ на участие в инвестиционном конкурсе (на фирменном бланке предприятия) ------------------------------------------------------------------ ¦ Председателю конкурсной комиссии ¦ ¦ ¦ ¦ ЗАЯВКА ¦ ¦ на участие в конкурсе инвестиционных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ Просим рассмотреть на конкурсе инвестиционный проект нашего ¦ ¦ предприятия: _________________________________________________ ¦ ¦ (наименование проекта) ¦ ¦ ¦ ¦ К заявке прилагаются следующие материалы и документы: ¦ ¦ ______________________________________________________________ ¦ ¦ ______________________________________________________________ ¦ ¦ ______________________________________________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ С условиями конкурса ознакомлены. ¦ ¦ Достоверность представленных нами сведений гарантируем. ¦ ¦ ¦ ¦ Руководитель организации __________________________________ ¦ ¦ (подпись) ¦ ¦ М.П. ¦ ¦ ¦ ¦ Главный бухгалтер __________________________________ ¦ ¦ (подпись) ¦ ------------------------------------------------------------------