ПОСЛАНИЕ-2003 ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ А.А.ЕФРЕМОВА ДЕПУТАТАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ И ЖИТЕЛЯМ РЕГИОНА Уважаемые депутаты областного Собрания! Уважаемые жители Архангельской области! Стало традицией в ежегодных Посланиях открыто говорить о наших проблемах, планах и задачах.

Неделю назад Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию подвел итоги минувшего года и определил перспективы развития страны.

Сегодня, в соответствии с областным Уставом, я представляю ежегодное Послание о положении дел в нашем регионе.

В 2002 году Архангельской области исполнилось 65 лет. Мы достойно встретили этот юбилей. Я искренне благодарю всех северян, руководителей и коллективы предприятий, общественные организации за самоотверженный труд на благо Поморского края.

Главная цель деятельности власти - повышение уровня жизни людей. Этого можно достичь только развивая экономику. Мы ежедневно ставим перед собой новые, более высокие задачи.

В этом - залог движения вперед. В прошлогоднем Послании были определены конкретные направления деятельности власти, и в течение года шла целенаправленная работа по их реализации:

Продолжалось строительство газопровода Нюксеница - Архангельск.

Увеличился грузооборот Архангельского морского порта.

Возобновилась навигация на линии Архангельск - Котлас - Великий Устюг.

Проводилась электрификация железной дороги. Открылись новые авиарейсы.

Готовился к обоснованию проект строительства в областном центре атомной станции. Проведено дноуглубление участков рек Северная Двина, Мезень и акватории портов Архангельска. Введены в строй новые мощности на Архангельском рыбокомбинате, цех по переработке рыбы в селе Яреньга Приморского района, рыбокомбинат "Беломорье".

Возрождена в новом качестве Маргаритинская ярмарка. В рамках пятилетней программы развития области привлечено около 8 миллиардов рублей, в том числе на финансирование социальных программ - 3 миллиарда 400 миллионов рублей.

План выполнения Послания 2002 года включал в себя 201 конкретное мероприятие. Почти все они выполнены, из них 15 - частично, так как имеют долгосрочный характер.

Надо отметить, что прошедший год стал серьезной проверкой наших возможностей. Отрицательно повлияли на экономику такие факторы, как снижение цен на многие виды лесной продукции;

недостаток прямых инвестиций в реальный сектор экономики; старение производственных фондов; рост стоимости услуг естественных монополий; низкие темпы развития транспортной инфраструктуры; своя внутренняя неразбериха.

В жестких условиях рынка нужно действовать оперативно и гибко.

Правительству администрации области необходимо усилить контроль за выполнением среднесрочной программы развития и своевременно вносить в нее необходимые изменения с учетом мнения ученых, деловых кругов, общественности.

Неблагоприятные внешние и внутренние факторы снизили в 2002 году темпы роста промышленного производства. Тем не менее нам удалось: обеспечить рост заработной платы на 34%, реальных денежных доходов населения - на 8%.

Увеличить оборот розничной торговли на 8%.

Своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетных организаций.

В социальной сфере:

построены и введены в строй: школа в деревне Суходол Ленского района, Сольвычегодский детский дом, дом для ветеранов в Маймаксе, пусковые комплексы школы искусств в Котласе, образовательной школы в поселке Лойга Устьянского района.

На организацию летнего отдыха выделено 203 миллиона рублей.

За счет этих средств отдохнули 118 тысяч детей.

Жители области получили 221 миллион рублей в качестве субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В течение года более 2000 инвалидов прошли восстановительное лечение.

Вовремя выплачивались детские пособия - на эти цели было направлено 218 миллионов рублей. Погашена часть задолженности прошлых лет в размере 50 миллионов рублей.

Однако не все вопросы решались так позитивно. Больше всего проблем накопилось в жилищно-коммунальном хозяйстве. Справедливое недовольство вызывают: рост тарифов, перебои с теплом и водой, некачественное содержание жилья, его ремонт. Износ объектов жилищного и коммунального хозяйства достиг критического рубежа.

Доля ветхого жилья составляет более 6%. Медленно снижаются долги бюджетных организаций и частных лиц за коммунальные услуги. До настоящего времени не удалось погасить задолженность по заработной плате работникам коммунальной сферы. В отрасли существует острая нехватка кадров. Люди не хотят получать за трудную работу мизерную зарплату. Налицо и другая проблема - у работников жилищного и коммунального хозяйства очень низкая квалификация. По-прежнему плохо содержатся дороги, тротуары, территории около домов. Это касается многих городов и поселков, но особенно неприглядно выглядит Архангельск - не в пример Коряжме, Северодвинску, Новодвинску.

Полномочный представитель Президента России Валентина Ивановна Матвиенко во время визита назвала наш областной центр самым грязным городом в стране.

Руководителям муниципальных образований необходимо в 2003 году: перейти на конкурсный отбор подрядчиков по содержанию и ремонту жилищного фонда; установить для населения обоснованные нормативы потребления услуг; погасить долги по заработной плате работникам ЖКХ и повысить ее размер.

Одновременно с этим органы местной власти должны: провести инвентаризацию и реструктуризацию задолженностей коммунальных предприятий; запланировать в бюджетах на новый год выплаты по графикам погашения долгов и, главное, строго соблюдать их;

активнее привлекать в жилищно-коммунальную сферу малый бизнес;

предусматривать расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в строгом соответствии с Бюджетным кодексом России и, наконец, существенно увеличить размеры целевых средств на развитие этой отрасли.

Поручаю первому заместителю главы администрации области (Кожин Анатолий Евгеньевич) и департаментам: финансов (Рубан Елена Александровна), экономического развития (Коломенцев Владимир Александрович), топливно-энергетического комплекса (Шубцов Максим Вячеславович), строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Котлов Владимир Михайлович):

Проверить обоснованность тарифов на коммунальные услуги и эффективность использования целевых субвенций.

При формировании межбюджетных отношений на очередной период в расходах муниципальных образований предусмотреть погашение задолженности перед предприятиями ЖКХ.

Подготовить и заключить Соглашение между администрацией области и Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу России о совместной деятельности в 2003 году.

Много нерешенных проблем в строительстве. Сейчас усилия власти направлены на то, чтобы поддержать эту отрасль. В 2003 году в областном бюджете запланированы средства на завершение строительства: школ в Котласском, Виноградовском, Устьянском районах; пускового комплекса больницы в селе Ильинско-Подомское, объектов теплоснабжения в 8 муниципальных образованиях.

В текущем году в Архангельске и Северодвинске завершится реконструкция первых жилых домов с применением мансардного строительства. Эта программа должна выполняться и дальше.

Нужно продолжить строительство областной клинической больницы и кардиологии 1-й городской больницы. В этих целях необходимо привлечь средства не только областного и городского бюджетов, но и другие источники финансирования.

В прошлогоднем Послании была поставлена задача разработать систему ипотечного кредитования. Она разработана.

В этом году необходимо ввести ее в действие и начать строительство жилья на условиях ипотеки.

Уважаемые коллеги! О том, какую роль в развитии области и жизни северян играет лес, знают все. Лесная отрасль была и остается основой нашей экономики.

Однако в последние годы лесопромышленные предприятия работают в сложных условиях.

Затяжное снижение цен на продукцию лесопереработки не способствовало росту производства.

Из-за недостатка оборотных средств произошло сокращение вывозки древесины, уменьшился выпуск пиломатериалов.

Сохранить объемы производства удалось только целлюлозно-бумажным комбинатам.

Сегодня надо делать акцент на мерах, которые повысят эффективность лесопромышленного комплекса.

В настоящее время на первый план выходит проблема использования лесного фонда. Показатели освоения расчетной лесосеки остаются низкими.

Считаю, что на основе анализа использования арендных участков и соблюдения платежной дисциплины надо активнее передавать лесные ресурсы в руки эффективных собственников.

Накоплен некоторый опыт в подготовке к проведению сертификации лесов. Но в целом процесс идет крайне медленно.

В эту работу надо вовлекать более широкий круг предприятий, иначе мы рискуем остаться за пределами мирового рынка.

Требования времени заставляют предприятия искать пути снижения издержек производства.

В прошлом году Соломбальский, Онежский ЛДК, Архангельский и Соломбальский ЦБК ввели в эксплуатацию новые котлы, которые работают на древесных отходах.

Это правильный подход к делу.

В лесной отрасли все увереннее заявляет о себе малый и средний бизнес. Ему необходимо оказывать всестороннюю поддержку.

Заработная плата в лесопромышленном комплексе в целом увеличилась на 26%. Однако ее размер необоснованно резко отличается на предприятиях по заготовке леса и переработке древесины.

Это говорит о нежелании некоторых собственников и руководителей соблюдать те социальные нормы и стандарты, которые приняты на областном уровне.

Департаменту лесопромышленного комплекса (Павлов Алексей Фридрихович) совместно с профсоюзом отрасли следует определить конкретные меры для исправления ситуации.

Есть серьезные претензии к отдельным собственникам леспромхозов, которые сначала приобрели их, а теперь привели к банкротству.

Из лесных поселков растет поток жалоб на них в областную администрацию.

Если недобросовестные собственники и руководители и впредь будут так "хозяйничать", то нам с ними не по пути. Такие "хозяева" должны ответить за свою деятельность по всей строгости законов.

Перед властью всех уровней стоит задача: совместно с милицией, прокуратурой, органами контроля перейти к жестким действиям по защите лесных ресурсов области.

Особое внимание следует обращать на факты нарушения законодательства при ликвидации предприятий. Немало примеров, когда на их месте остаются развалины. Более того, все социальные проблемы подобной "ликвидации" перекладываются на муниципальные власти.

Если руководитель приводит предприятие к умышленному банкротству, его надо привлекать к уголовной ответственности.

Вопросы развития лесной отрасли рассматривались 11 апреля на совещании руководителей северо-западных территорий с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

Мне было поручено доложить о проблемах лесопромышленного комплекса и путях их решения. Речь шла о корректировке таможенной политики, принятии Закона "О концессии лесов", оперативном управлении лесными ресурсами, усилении роли правоохранительных органов в лесном хозяйстве; выработке национальной лесной политики России.

В ходе совещания Президент Российской Федерации отметил важность прямых обсуждений вопросов с руководителями регионов и дал конкретные поручения министерствам и ведомствам. В то же время я убежден, что многие проблемы лесной отрасли мы можем решать на месте. Однако департаменту лесопромышленного комплекса до настоящего времени не удалось стать координирующим органом по развитию отрасли.

Слаба связь департамента с предприятиями. Недостаточна его роль по защите интересов территории и привлечении инвестиций.

Медленно внедряются передовые технологии. В прошедшем году наметился рост производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

На протяжении двух последних лет увеличиваются объемы государственного оборонного заказа.

На Севмаше после ремонта из эллинга выведен ракетоносец "Акула" - первый из серии самых больших кораблей в мире.

Продолжается строительство платформы "Приразломная". С приходом компании "Севморнефтегаз" этот проект получил стабильное финансирование.

Развивается международное сотрудничество по утилизации атомных подводных лодок.

Завершено строительство комплекса по выгрузке отработанного ядерного топлива.

Выполняются конверсионные программы, однако работу по привлечению гражданских заказов надо проводить более активно. Для этого есть и мощности, и кадровый потенциал. Принятые меры позволили машиностроительным предприятиям Северодвинска в срок платить текущие налоги. Но сегодня мы вправе ожидать от них большего вклада в экономику, тем более что власть оказывает оборонному комплексу всестороннюю поддержку.

Перспективное развитие края, завтрашний день северян во многом зависят от рационального использования природных ресурсов.

Оно связано, в первую очередь, с промышленной разработкой месторождения алмазов им. М.В.Ломоносова. Уже представлен на экспертизу проект строительства горно-обогатительного комбината.

Акционерному обществу "Севералмаз" необходимо этим летом начать горно-капитальные работы.

В ближайшем будущем добыча и переработка алмазов должны стать для Архангельской области такой же традиционной отраслью, как и лесная.

Сегодня разрабатывается еще один важнейший проект - обеспечение питьевой водой жителей Архангельска, Новодвинска и Северодвинска.

В этом году необходимо изучить подземные источники на Пачугском и Архангельском месторождениях. В областном бюджете предусмотрено финансирование этих работ. Кроме того, департаменту природных ресурсов (Семенов Юрий Васильевич) поручаю проработать вопросы: привлечения кредитов для строительства водовода;

организации резервного источника водоснабжения.

Продолжаются работы по оценке перспектив Мезенской синеклизы силами альянса компаний-инвесторов. Однако с темпами этой деятельности мы согласиться не можем.

Об этом шла речь и в прошлогоднем Послании. Тем не менее воз и ныне там.

Медлительность и неорганизованность департамента природных ресурсов и альянса компаний сдерживают открытие новой нефтегазоносной провинции.

Необходимо в кратчайшие сроки завершить полевые исследования и определить участки на право поискового бурения и оценки запасов.

Перед департаментом природных ресурсов также ставится задача:

приступить к подготовке технико-экономического обоснования по добыче свинцово-цинковых руд Павловского месторождения на Новой Земле.

Постоянного внимания требуют вопросы экологической безопасности.

Это касается: утилизации ядерных и бытовых отходов, комплексного использования вторичных ресурсов, деятельности целлюлозно-бумажных комбинатов, запусков космических ракет.

В январе этого года 6 тысяч жителей Лешуконского и Мезенского районов направили мне и министру МЧС России Сергею Шойгу обращение. Людей обоснованно тревожит негативное воздействие космодрома Плесецк на их здоровье и природу.

Убежден, что проблему нам надо решать вместе: и Министерству обороны, и органам власти, и общественным организациям.

Недавно по нашей договоренности мезенцы участвовали в заседании комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации и были посвящены в вопросы, которые раньше считались закрытыми.

Для представителей общественности Мезенского и Лешуконского районов впервые была организована поездка на космодром. Они присутствовали при запуске ракеты, познакомились с планами по освоению космоса.

Мнение всех заинтересованных сторон однозначно: нам нужна взвешенная экологическая политика и четкая законодательная база.

Специальная группа подготовила проект договора "О порядке и условиях использования районов падения частей ракет на территории Архангельской области".

Он уже подписан командующим Космическими войсками и направлен в областную администрацию на рассмотрение.

Со своей стороны я гарантирую подписание этого документа после проведения экологической экспертизы. Ключевую роль в развитии экономики играет транспортный комплекс. Отмечу, что у транспортников было немало трудностей в прошедшем году:

недостаточное ледокольное обеспечение приводило к задержке судов;

высокие тарифные ставки портовых сборов сдерживали работу Архангельского порта; было много проблем в организации работы пригородных поездов и это справедливо вызывало многочисленные жалобы населения.

Поручаю департаменту транспорта (Максимов Александр Викторович) обеспечить согласованность действий предприятий транспортного комплекса: по выполнению запланированных объемов перевозок, проведению дноуглубительных работ на реках области, организации регулярного движения пригородных поездов и автобусов.

Области очень нужны автомобильные дороги, и мы будем продолжать их строить.

Соединить все наши райцентры с Архангельском - эта задача остается для власти приоритетной.

В 2003 и последующих годах прогнозируется рост морских перевозок. В связи с этим поручаю региональному представительству администрации Северного морского пути, которое вновь открыто в Архангельске, принять активное участие в разработке концепции развития Севморпути, защищая при этом интересны областных предприятий; взять под свой контроль обеспечение деятельности полярных станций, объектов гидрографии и другой инфраструктуры.

Есть некоторые успехи в отрасли связи. Именно у нас построена первая в России за последние 14 лет телерадиобашня. Установлены телевизионные вышки в Каргополе и Пинеге. В ближайшее время перед связистами стоит задача создать областной телевизионный спутниковый канал.

Необходимо также продолжить выполнение программ по обеспечению сельского населения качественной, надежной и, главное, доступной связью.

Нельзя снимать с контроля организацию работы почты, особенно в отдаленных населенных пунктах.

Уважаемые депутаты! По-прежнему сложным остается положение дел в сельском хозяйстве: продолжает снижаться поголовье скота, сокращаются посевные площади, накопленные долги не дают предприятиям развиваться, интеграция между производителями, переработчиками и торговлей идет медленно, сельчане получают низкую заработную плату, в деревне не хватает специалистов. Сегодня свыше 40% руководящего состава не имеют высшего и среднего специального образования.

В прошлом году для поддержки агропромышленного комплекса из областного бюджета выделено в полтора раза больше средств, однако заметного улучшения показателей не произошло.

Департаменту агропромышленного комплекса, межведомственной комиссии необходимо обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств. Определить первоочередные меры по финансовому оздоровлению аграрных предприятий. Власть будет помогать тем, кто хочет и умеет работать.

Сегодня мы вплотную подошли к проведению земельной реформы.

Считаю, что нужно передавать угодья в аренду фермерским хозяйствам и тем сельчанам, которые желают заниматься производством.

Этот принцип следует закрепить в областном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Необходимо также оказывать активную помощь сельскому населению в реализации продукции, в первую очередь - молока и картофеля.

Ставлю задачу департаменту агропромышленного комплекса (Ермак Николай Федорович): совместно с потребкооперацией привлечь местных товаропроизводителей к участию в государственных, областных и муниципальных заказах, а также в ярмарках и выставках.

Решению проблем сельских территорий поможет выполнение областной программы "Социальное развитие села". Она должна быть принята в текущем году.

Одно из традиционных направлений экономики - рыбная отрасль.

Начиная с 1999 года, уловы наших рыбаков росли. Увеличивались также выпуск и поставки рыбной продукции в Россию и область.

Но в прошлом году промысловые предприятия на 11% снизили уловы. Главная причина этого - продажа квот на федеральных аукционах.

Были и свои просчеты. Один из них - неполное освоение квот на вылов рыбы массовых видов.

В этом году подобные ошибки по расстановке флота не должны повториться.

Интересы области в получении квот мы будем отстаивать на всех уровнях. При этом нужно максимально использовать и собственные ресурсы, в частности, развивать прибрежный промысел. Первые шаги уже сделаны: созданы два рыбоводных хозяйства, увеличилось количество судов для прибрежного промысла, выросли мощности береговой переработки рыбы.

Однако темпы развития могут быть намного выше. Для этого у нас есть все: природные условия, сырьевая и производственная базы.

Объемы вылова сокращать нельзя. Стабильность в отрасли во многом зависит от работы Архангельской базы тралового флота.

Поручаю первому заместителю главы администрации (Поликарпов Александр Ефимович) и комитету по рыбному хозяйству (Мелешко Леонид Петрович) в период реорганизации этого предприятия принять все меры по сохранению его коллектива и промысловых судов, а также по обеспечению квотами.

Одновременно надо добиться, чтобы Государственный комитет по рыболовству с ответственностью подошел к назначению руководителя базы тралового флота и провел обещанный конкурс на замещение должности генерального директора.

В области продолжает развиваться социальное партнерство.

Трехсторонняя комиссия, в которую входят представители власти, профсоюзы, работодатели, заключила соглашение до 2004 года.

Значительную роль в его выполнении должны сыграть коллективные договоры. Однако на сегодняшний день их доля составляет менее 10%.

Это объясняется тем, что и руководители предприятий, и сами работники недооценивают возможности столь важных документов.

Через коллективные договоры можно и нужно кардинально решить вопросы о погашении задолженности по заработной плате и повышении ее уровня.

Серьезное внимание следует уделять охране труда. К сожалению, уровень производственного травматизма на предприятиях не снижается. Основная причина - безответственное отношение работодателей. Федеральным органам контроля и надзора необходимо строже спрашивать с руководителей предприятий и организаций за обеспечение охраны труда.

Одна из первоочередных задач всех уровней власти - решение вопросов занятости населения.

На начало текущего года официально зарегистрировано 18800 безработных. Это составляет 2,5% от численности экономически активного населения.

И если в городах число вакансий постоянно растет, то в районах, особенно в Мезенском, Пинежском, Вилегодском, Ленском, Лешуконском, уровень безработицы остается высоким.

Комитету по труду (Синицкий Валерий Иосифович) ставлю задачу:

совместно с департаментами оказать конкретную помощь тем территориям, где сложилась критическая ситуация с предоставлением рабочих мест.

Сегодня необходимо: внести изменения в областные законы о занятости, активнее внедрять механизмы социального партнерства, готовить кадры в соответствии с потребностями экономики.

Большую роль в создании новых рабочих мест может сыграть малый и средний бизнес.

За последние годы облик предпринимательства заметно изменился. Уходят в прошлое митинговщина, обвинение друг друга в неудачах. На смену приходят конструктивные отношения с властью, реальность целей и задач.

Малый и средний бизнес все увереннее заявляет о себе в производственной и социальной сфере.

Но его резервы далеко не исчерпаны. Чтобы полностью раскрыть потенциал предпринимательства, требуется кропотливая совместная работа, в том числе по разработке новых законов и созданию современных стандартов деятельности.

Именно поэтому прошлый год был объявлен Годом предпринимателя. Он дал неплохие результаты: создано более трех тысяч рабочих мест. Увеличилась налоговая отдача в пищевой, мебельной, швейной отраслях промышленности. Активно создаются гильдии предпринимателей. Проведен первый конкурс на звание "Лучший предприниматель года". Принята Программа поддержки предпринимательства с конкретным объемом финансирования.

Отмечу, что в сложное время предпринимателям удалось не только сохранить, но и создать новые производства, организовать выпуск продукции, которая стала известна далеко за пределами области.

Позитивные результаты требуют дальнейшего развития. Нам крайне важно не потерять темп. С этой целью 2003 год тоже объявлен Годом предпринимателя. Он призван дать еще больший эффект. Однако считаю нужным обратить внимание представителей малого и среднего бизнеса на тревожные факты.

По итогам прошлого года заработная плата работников малых предприятий составила в среднем 3500 рублей. Среднемесячная зарплата по области на сегодняшний день - 5540 рублей. А во многих трудовых контрактах установлен ее минимальный уровень - 765 рублей. Давайте реально смотреть на вещи: за такие деньги в малом бизнесе никто не работает. Значит, основная часть заработанных средств выплачивается нелегально, "в конвертах". Это прямой уход от налогов. Такое положение дел недопустимо, более того - преступно. Обращаюсь к предпринимателям области: выплату заработной платы надо производить честно. Необходимо также обеспечить ее реальный рост. Легализация доходов - это тот ресурс, который обеспечивает развитие всей социальной сферы. Создавать условия, при которых предприниматель делает выбор в пользу открытости бизнеса и уплаты налогов, - наша общая задача. При этом любые налоговые инициативы мы рассматриваем в качестве стимулирования экономики, в том числе и малого бизнеса. Этому должен способствовать и областной закон "О едином налоге на вмененный доход". Снижая уровень налогов, мы расширяем возможности для развития бизнеса. А это, в конечном итоге, должно увеличить налоговую отдачу.

Серьезного внимания требует модернизация отраслей экономики.

Без привлечения крупных инвестиций такую масштабную задачу выполнить невозможно.

По итогам прошлого года мы видим, что увеличилась доля заемных средств. Реальный сектор экономики стал более открыт. Тем не менее и темпы роста, и структура инвестиций нас не устраивают.

Основные причины такого положения:

невысокий уровень подготовки управленческих команд, налоговые ограничения, недостаток собственных средств у предприятий, высокая стоимость банковских кредитов, отсутствие механизма привлечения в экономику средств населения, незаинтересованность отдельных собственников в развитии области.

Есть примеры, когда собственник, используя в своем производстве областные ресурсы, "уводит" деньги из региона. В таких случаях мы не просто теряем налоги - это негативно отражается на нашем имидже в целом. Власть всегда готова вести конструктивный диалог. Но позиция у нас неизменная: если бизнес не участвует в развитии территории, не обеспечивает интересы населения, то на поддержку властей он рассчитывать не может.

Сегодня на первый план выходит задача создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Для этого: создана правовая база; развиваются ипотечное кредитование, лизинг, венчурное инвестирование, кредитование малого и среднего бизнеса; наметился переход к долгосрочным кредитам.

Области нужен экономический рост, основу которого составляют инновации и современный менеджмент.

Для выполнения всех планов одних только внутренних ресурсов, как я уже говорил, не хватит. В работе по привлечению иностранных инвестиций значительную роль играет международная деятельность.

Интерес к Северу постоянно растет. В прошлом году наш регион посетили официальные делегации 30 государств. Конкретную пользу принесли выставки предприятий, а также прямые переговоры представителей архангельских деловых кругов. Они были организованы в Министерстве иностранных дел России и за рубежом, прежде всего, в Европе. Мы получили статус наблюдателя в Ассамблее европейских регионов с последующим постоянным членством в этой организации.

Принята программа развития деловых отношений с зарубежными странами. Ее приоритет - расширение контактов в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. За 10 лет Баренц-сотрудничества выполнены многие проекты в судостроении, развитии рыболовства и телекоммуникаций, образовании, здравоохранении, культуре. Все это оказывает позитивное влияние на инвесторов.

Тем не менее комитету по международным связям и развитию туризма (Горланова Светлана Павловна) совместно с департаментами области необходимо активнее привлекать иностранные инвестиции.

Свою роль в этом должна сыграть и внешнеэкономическая ассоциация, которая была создана в прошлом году. Большой резерв имеет принимающий туризм. Для его развития нужны современная инфраструктура и высокое качество услуг. Директора и персонал архангельских гостиниц в прошлом году впервые приняли участие в Нидерландской программе содействия управлению гостиничным бизнесом. Местные фирмы участвовали в реализации проекта ТАСИС "Развитие приграничного туризма в российской части Баренцева региона".

В Архангельске открыты туристский информационный центр и гостиница европейского уровня "Пур-Наволок Отель". Комитету по международным связям поручаю принять необходимые меры по выполнению Программы развития туристической деятельности в регионе. При этом особое внимание следует обратить на посещение туристами Соловков, Кенозерского парка, Каргополя, Пинежья и других уникальных территорий. Надо, чтобы туристический бизнес становился перспективной отраслью областной экономики.

Уважаемые коллеги, уважаемые северяне! По итогам прошлого года исполнение бюджета характеризуется как стабильное. Налоговый потенциал области вырос на 28 процентов.

Росту налоговых доходов способствовала и работа комиссии по поступлению налогов и внебюджетных средств. План собственных доходов по консолидированному бюджету исполнен на 110, а по областному - на 112,5 процента. Основные расходы социальной направленности, так же как и программа капитальных вложений, профинансированы в полном объеме. На выплату ветеранских льгот и субсидий по оплате жилья направлено средств в два раза больше прошлогоднего уровня. Своевременно выплачиваются: заработная плата работникам бюджетной сферы, стипендии, детские пособия, денежное довольствие военнослужащим. Отменен ряд неэффективных налоговых льгот. Упразднены "оборотные" налоги - они оказывали наиболее негативное влияние на деятельность предприятий. Установлена единая ставка налога на доходы физических лиц и регрессивная шкала для исчисления единого социального налога. Эти меры привели к легализации доходов многих налогоплательщиков. Сегодня обеспечивается опережающее увеличение доходной базы бюджета по сравнению с ростом внутреннего регионального продукта. Поручаю департаменту финансов (Рубан Елена Александровна) проанализировать действующие областные законодательные акты о налоговых льготах и внести предложения об упразднении или сокращении излишних льгот.

Одновременно комитету по землеустройству (Пугин Александр Васильевич) следует завершить в течение этого года кадастровую оценку всех земельных угодий, так как имущественные налоги должны стать серьезными источниками доходов.

Несмотря на объективные трудности, продолжает целенаправленно развиваться социальная сфера.

Идет реализация Программы развития образования до 2005 года.

Вовремя выплачиваются опекунские пособия на детей-сирот. Это стало возможным благодаря централизации средств в областном бюджете. В текущем году мы начали гасить задолженности по книгоиздательской продукции. Успешно выполняется программа информатизации школ.

Ставлю задачу: в этом и следующем годах обеспечить компьютерными классами все средние школы, детские дома, школы-интернаты и 20 училищ.

Однако еще немало проблем требуют конкретных действий со стороны власти, в том числе и федеральной. Нельзя согласиться с тем, что заработная плата работников образования значительно меньше среднего уровня зарплаты по области. Серьезные финансовые средства нужны на проведение ремонта и строительство образовательных учреждений. Чтобы изменить положение, в областном бюджете расходы по этой статье в этом году увеличены в три раза.

Их необходимо использовать для строительства пусковых объектов образования: в поселке Черемуха Котласского района; в Двинском Березнике Виноградовского; в селе Койда Мезенского района, а также первой очереди средней школы в Онеге.

Сегодня существует проблема доступности и качества образования для сельских школьников. В целях организации подвоза детей в школу поручаю департаментам образования (Таран Александр Петрович) и транспорта (Максимов Александр Викторович) возобновить областную целевую программу "Школьный автобус". Ставлю также задачу подключить в текущем году 50 отдаленных сельских школ к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи. Власти уделяют пристальное внимание решению проблем детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. И наши совместные усилия нужно направить, прежде всего, на предупреждение социального сиротства. Для этого следует взять на контроль все проблемные семьи: кому-то оказать помощь и поддержку в воспитании и содержании детей, а с кого-то и строго спросить за невыполнение родительских обязанностей. В прошлом году снизилась преступность среди детей и подростков. Этому способствовало объединение усилий всех заинтересованных ведомств, сохранение учреждений дополнительного образования, создание возможностей для организации досуга в школах и по месту жительства. Но успокаиваться нельзя.

Эта работа всегда должна быть на строгом контроле власти.

Нам нужно сделать серьезные выводы из трагедий, которые произошли в Якутии, Дагестане, Москве по причине неудовлетворительного состояния противопожарной безопасности.

Необходимо во всех городах и районах области разработать конкретные меры для сохранения жизни и здоровья детей, а также повысить бдительность.

Позитивные перемены происходят в сфере науки и профессионального образования. Училища, техникумы, ВУЗы постоянно расширяют перечень специальностей и увеличивают число студентов.

Более 73% преподавателей архангельских университетов имеют ученые степени и звания. Исследования наших ученых становятся все более востребованными. Их активно внедряют в практику предприятия и учреждения области. Но и в этой сфере есть вопросы, требующие оперативного решения. Прежде всего, следует увеличить объемы целевой подготовки кадров. Надо активнее привлекать к этому процессу работодателей. Сегодня в университетах и коммерческих ВУЗах происходит дублирование подготовки специалистов по ряду престижных профессий, например, юристов, экономистов, менеджеров.

Поручаю комитету по труду (Синицкий Валерий Иосифович), отделу науки и высшей школы (Кудряшова Елена Владимировна) организовать работу комиссии по планированию подготовки кадров для областной экономики и социальной сферы. Она должна определить потребность в специалистах и скоординировать деятельность учреждений образования.

Следует отметить, что за последние 10 лет наблюдается демографический спад и ухудшение здоровья населения. Причины такой крайне тревожной ситуации хорошо известны: негативное влияние социально-экономических факторов, утрата ценностей здорового образа жизни, снижение профилактики заболеваний. Все это формирует высокую потребность в медицинской помощи. В условиях прежней системы основные ресурсы направлялись на стационарную помощь, которая обходится бюджету дороже всего. Сегодня у нас выполняется областная программа обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Она четко распределяет средства: на профилактику, первичную медицинскую помощь, повышение качества стационарной помощи. Прошедший год отмечен положительными изменениями в системе здравоохранения. На 48% увеличилось бюджетное финансирование.

Установлен единый норматив платежей за неработающее население - он обеспечивает равные условия финансирования по всем муниципальным образованиям. Идет изменение и самой структуры медицинской помощи.

В области активно создаются и открываются: общеврачебные (семейные) практики, центры амбулаторной хирургии, дневные стационары. Эти меры помогли достичь самого низкого уровня младенческой смертности за всю историю области. Уменьшилась заболеваемость туберкулезом и другими болезнями. В минувшем году более 300 тысяч детей прошли диспансеризацию. В архангельских клиниках получили дальнейшее развитие высокие технологии, особенно в кардиохирургии и телемедицине. Тем не менее нерешенных вопросов много. Одна из самых серьезных проблем - снижение доступности медицинской помощи, особенно на селе, где существует острый дефицит врачебных кадров. Для решения проблемы в два раза увеличен целевой прием в медицинский университет для выпускников сельских школ. В этом году перед органами здравоохранения стоят задачи:

активнее проводить профилактические мероприятия; открывать новые общеврачебные практики; развивать сеть центров первичной медицинской помощи; улучшить обеспечение населения доступными лекарствами и, главное, продолжить работу по формированию у населения потребности в здоровом образе жизни.

Важным направлением в работе остается развитие физкультуры и спорта.

В области принята программа "Новому веку - здоровое поколение". И здесь у нас есть первые результаты. Выросло количество молодежи, детей, подростков, которые постоянно занимаются физкультурой и спортом. Приобретают массовость новые для Севера виды спорта: флорбол, таэквон-до, спортивно-технические виды. Возрождается детский хоккей с мячом. В этом - большая заслуга команды "Водник", семикратного чемпиона России. Все больше детских и подростковых команд по хоккею участвует в соревнованиях на Кубок главы администрации области. В этом году их было 16.

Среди детей и родителей завоевали популярность "Поморские старты".

Вошли в традицию Беломорские игры и спартакиады среди сельских спортсменов. В них приняло участие 2,5 тысячи человек из 17 районов и 5 городов. Начиная с этого года для средних школ в централизованном порядке закупается спортивный инвентарь. На эти цели будет израсходовано 6 миллионов рублей. Требование времени - активнее развивать спортивное движение в области. Мы сумели сохранить основу физической культуры - спортивные школы. Сегодня в них занимаются 18 тысяч человек. Но до сих пор не созданы условия для занятия спортом по месту жительства. Единичные хоккейные коробки и лыжные трассы не решают проблему. Комитету по физкультуре и спорту (Ильин Владимир Алексеевич), департаменту образования (Таран Александр Петрович), департаменту ЖКХ (Котлов Владимир Михайлович), всем муниципальным образованиям необходимо предусмотреть в бюджете, привлечь внебюджетные источники финансирования, а где возможно - и средства населения для строительства и оборудования в каждом дворе спортивной площадки.

Спортзалы школ и других учебных заведений должны работать до позднего вечера.

На Архангельском Севере всегда были глубокие духовные традиции. Они помогают северянам развивать культуру и искусство. В России и за рубежом хорошо знают наши творческие коллективы.

Получили признание многие северные фестивали и народные праздники.

Нам удалось не только сохранить базовые объекты культуры, но и значительно расширить границы их деятельности. В прошлом году:

была принята областная программа поддержки Государственного академического Северного русского народного хора. Прошла экспертизу и утверждена проектно-сметная документация на реконструкцию театра драмы. В этом году начнется финансирование этой работы. В библиотеке им. Н.А.Добролюбова открыт общедоступный Интернет-центр. В 2003 году нашей главной научной библиотеке исполняется 170 лет. Необходимо выполнить весь план подготовки к этому юбилею, в том числе отремонтировать кровлю и фасад здания.

Комитету по культуре (Губина Ирина Викторовна) совместно с муниципальными образованиями, привлекая средства крупного бизнеса и предпринимательства, надо продолжить работу по укреплению материально-технической базы культурных учреждений - начиная от сельского клуба, сельской библиотеки и до объектов областного центра.

Большое значение власть придает молодежной политике. В этом году будет принята программа "Молодежь Поморья". Ее цель - комплексное решение проблем молодых северян. В области активно работают Молодежные правительство и парламент, проводятся фестивали, конкурсы, общественно-полезные акции. Немалую пользу приносят Молодежная биржа труда, центр занятости студентов, областной штаб студенческих строительных отрядов. Готовится к утверждению Программа занятости и трудоустройства молодежи. Эта проблема сегодня - самая острая. Выполнение Программы поможет юношам и девушкам определиться в жизни, найти применение своим способностям.

Произошли позитивные изменения в сфере социальной защиты населения. Четвертый год подряд Пенсионный фонд собирает средства для стабильной выплаты пенсий без дотаций из федерального центра.

И в дальнейшем необходимо так же четко выполнять указы Президента России по повышению и индексации пенсий.

В области значительно укреплена сеть социальных учреждений.

Упорядочена система предоставления льгот. Инвалидам Великой Отечественной войны вручены 227 автомобилей "Ока". Внедряются новые формы адресной социальной помощи. Так, более пяти тысяч жителей Соловецкого, Приморского, Мезенского и Лешуконского районов получили субсидии на авиаперевозки. Расширена сфера действия областного закона об адресной помощи инвалидам боевых действий и семьям погибших в Афганистане и на Северном Кавказе. На выполнение социальных законов затрачено дополнительно более 400 миллионов рублей. Ветеранам войны, инвалидам, ветеранам труда Архангельской области льготы по коммунальным услугам, транспорту, услугам связи предоставляются в полном объеме. Сегодня у нас нет очереди в стационары для одиноких и престарелых граждан, а также детей-инвалидов. За два последних года открыты новые учреждения, в том числе Маймаксанский дом-интернат. Появились интернаты малой вместимости в Вельске, Шенкурске, Верхней Тойме. Однако остается острая потребность в домах-интернатах психоневрологического профиля. Управлению социальной защиты (Терехов Виктор Павлович) совместно с муниципальными образованиями необходимо в ближайшие два года решить эту задачу.

В 2005 году мы будем отмечать 60-летие Победы. Уже создан штаб по подготовке к празднованию этого знаменательного события и разработана программа мероприятий. Особое внимание в ней уделено решению социально-бытовых проблем ветеранов Великой Отечественной войны. 2003 год объявлен Европейским годом инвалидов, и в связи с этим нужно решить насущные задачи: открыть специализированное училище в Северодвинске; создать дополнительные рабочие места согласно областному закону о квотах для инвалидов; последовательно приспосабливать социальную инфраструктуру для свободного доступа инвалидов-колясочников. Этим летом необходимо организовать отдых для всех детей-инвалидов и детей из семей социального риска, а их у нас более 10 тысяч.

Уважаемые коллеги! Жизнь людей во многом зависит от четких, оперативных и грамотных действий администраций городов, районов, всех населенных пунктов. Новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" предполагает создание двухуровневой системы муниципальных образований. В ходе реформы необходимо разграничить полномочия и ответственность власти. Естественно, что все права должны быть подкреплены реальными бюджетными возможностями.

Необходимо, чтобы реформа укрепляла местное самоуправление, не допуская при этом распыления бюджета. Принятие закона приведет к структурным изменениям. И здесь нам предстоит серьезная работа по становлению новых отношений между всеми ветвями власти.

Предстоящая реформа не должна ущемить интересы конкретного человека, поэтому важно создать систему общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Власть на местах отвечает за все, что происходит на территории муниципального образования. Но и жители могут многое сделать, надо только поддержать их инициативы. Один из примеров такой деятельности - создание на селе органов общественного самоуправления. Это движение приносит ощутимый социальный и экономический эффект.

Здесь важен и чисто человеческий фактор. Люди приобретают умение работать в новых условиях. Возрождаются активность, надежда и вера в завтрашний день, а это, в конечном итоге, - сохранение наших северных деревень.

Уважаемые депутаты! Сегодня в области закрепился позитивный опыт взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Успешно проходят парламентские слушания. Это позволяет привлечь к обсуждению важных вопросов различные слои общественности. Утверждена программа законопроектной деятельности администрации. Планируется внести в областное Собрание депутатов 37 законопроектов. Напряженная работа предстоит в связи с проведением двух реформ - административной и местного самоуправления. Все это потребует от депутатского корпуса и властных структур своевременной и качественной подготовки документов. Решение социально-экономических задач напрямую зависит от компетентности руководителей и специалистов всех органов власти. В регионе сложилась целостная система подбора и расстановки кадров, их подготовки и повышения квалификации.

Следует отметить, что возрастной ценз государственных служащих находится на оптимальном уровне - 42,5 года. Средний возраст муниципальных служащих - 43,7 лет.

Все руководители администрации области имеют высшее образование, а 9 из них - ученые степени и звания. Предстоящая административная реформа предусматривает аттестацию государственных служащих. Департаменту государственной службы необходимо подготовить и качественно провести ее в 1 квартале 2004 года.

В числе особо важных остаются вопросы обеспечения безопасности граждан, экономики и государства.

В 2002 году на 19% снизился общий уровень преступности.

Укреплены законность и правопорядок. Главные направления в работе правоохранительных органов на сегодняшний день - это обеспечение безопасности личности, защита собственности граждан, предприятий и организаций; предупреждение терроризма; борьба с преступностью в сфере экономики, особенно в лесопромышленном комплексе.

Острой проблемой остается распространение наркотиков. У нас приняты и выполняются долгосрочные программы, в том числе и по борьбе с наркоманией. Неукоснительно выполнять их - наша общая задача. Правоохранительным органам без помощи власти, общественных организаций, граждан добиться заметных результатов будет трудно.

Порядок в области надо наводить всем вместе.

Недавно моим распоряжением создан совет командиров воинских частей при главе областной администрации. Основные задачи его деятельности: укреплять взаимодействие органов государственной власти и военного управления; создавать условия для поддержания боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота; повысить уровень правового и социального обеспечения военнослужащих, членов их семей и особенно ветеранов Вооруженных Сил. Особое внимание мы будем уделять воспитанию патриотизма, прежде всего, у молодого поколения. Предприятиям, учреждениям, организациям, муниципальным образованиям необходимо всемерно развивать шефские связи с кораблями Северного флота, воинскими частями и подразделениями.

Положительная оценка дана работе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Благодаря четким и согласованным действиям нам удалось избежать в этом году тяжелых последствий весеннего паводка.

Уважаемые депутаты! Сегодня все уровни власти области вместе проводят экономические и социальные преобразования. В декабре нам предстоит избрать депутатов Государственной Думы. Ситуация сложна тем, что выборное законодательство изменилось. Изменились и правила проведения избирательной кампании. Надеюсь, что предстоящие выборы пройдут максимально честно и открыто, согласно духу и букве закона. Нельзя допустить, чтобы раздоры и грязные технологии повлияли на результаты голосования. Представителям власти всегда важно знать мнение граждан. Дельные советы и предложения помогают нам в работе. И здесь неоценимую помощь оказывают 29 общественных представителей главы администрации. Полторы тысячи северян обратились за помощью в общественные приемные, и большинство вопросов уже решены. Институт общественных представителей заслуживает поддержки и дальнейшего развития. С обращениями граждан работает и комиссия по правам человека при главе администрации области, куда в 2002 году поступило порядка 3000 вопросов. Около 4000 писем пришло в адрес областной администрации.

Хочу отметить, что характер обращений заметно изменился. Если раньше более 50% писем касались пенсий, детских пособий, льгот, лечения ветеранов, то сегодня людей, в основном, волнуют жилищно-коммунальные проблемы. При этом больше всего таких "коммунальных" жалоб поступает из Архангельска, Вельского, Коношского, Няндомского, Плесецкого, Холмогорского районов. На основе обращений граждан формируются конкретные рекомендации органам областной и местной власти.

В период подготовки к Посланию работала "горячая линия". От жителей области поступило около 300 предложений. Я искренне благодарю северян за все разумные замечания и советы. Многие из них уже учтены в Послании. Все пожелания обязательно будут использованы в нашей работе.

Сегодня возрастает роль государства и религии в развитии духовной жизни. В связи с этим муниципальным образованиям нужно активнее оказывать помощь в восстановлении и строительстве храмов, церквей, попечительских обителей. Особую роль в нашем обществе играют средства массовой информации. Наша позиция в отношениях с прессой не меняется: органы власти готовы к сотрудничеству со всеми СМИ, если газеты, агентства, радио- и телеканалы действуют в рамках российских законов. Со своей стороны, власть должна правильно понимать и принимать критику, и главное, реагировать на нее, если критика конструктивная.

В 2003 году мы приступаем к созданию областного телевидения.

Население должно как можно больше знать о жизни своего края. И чем выше конкуренция на медиа-рынке, тем больше выиграют зрители и читатели. Отмечу, что государственная поддержка позволила сохранить районные газеты, которые являются самым доступным и объективным источником информации.

В последнее время появилось больше материалов на темы патриотизма, нравственности, трудолюбия, внимания к своему городу, деревне, области. Северяне-труженики, ветераны войны и труда стали героями многих репортажей и статей. Я неоднократно подчеркивал, что надо вовремя говорить людям "спасибо", отмечать их заслуги по достоинству. Для этого мы объявили конкурс на соискание главной общественной награды "Достояние Севера". Выдвижение и обсуждение кандидатов должно пройти гласно и всенародно. Имена лучших из лучших будут занесены на областную Доску почета, которую решено возродить.

Уважаемые депутаты! Уважаемые земляки! Нам всем небезразлично прошлое, настоящее и будущее Архангельского края. Ради его процветания работают исполнительная и законодательная власть, общественность, промышленники и предприниматели, деятели науки и культуры, все жители Поморья.

Народная мудрость гласит: "Кто не вспашет поле - тот напрасно будет ждать всходов". Надо трудиться засучив рукава, решая практические задачи каждый день. В этом и заключается ответственность власти перед народом. Убежден, что перспективы у нашей области хорошие. Когда мы вместе, то нам, северянам, по плечу любые дела.