ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 января 1994 г. Утратило силу - Решение Собрания депутатов Архангельской области от 30.11.1995 г. № 106 О ПОЛОЖЕНИИ "О ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской области от 03.03.1994 г. № б/н) В соответствии с основными Положениями о выборах в органыместного самоуправления, утвержденными Указом президента РоссийскойФедерации от 29 октября 1993 года № 1797, Положением "Об основахорганизации местного самоуправления в Архангельской области",утвержденным областным Собранием депутатов 19 января 1994 года,областное Собрание депутатов РЕШИЛО: 1. Утвердить Положение о выборах а представительные органыместного самоуправления Архангельской области. 2. Областной избирательной комиссии (председатель Костин В.А.),главам администраций городов и районов обеспечить организацию работыпо подготовке и проведению выборов представительных органов местногосамоуправления в соответствии с данным Положением. Глава администрации области П.Н.Балакшин Приложение к постановлению областного Собрания депутатов от 19.01.94 г. ПОЛОЖЕНИЕ о выборах в представительные органы местного самоуправления Архангельской области (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской области от 03.03.1994 г. № б/н) ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы в представительные органы местного самоуправления -Собрания депутатов городов, районов, поселков осуществляютсягражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы в представительные органы местного самоуправленияосуществляются по одномандатным избирательным округам на основе единойдля данного органа местного самоуправления нормы представительства. Вгородах Архангельске, Северодвинске, Мирном и других - выборы могутбыть проведены по многомандатным избирательным округам. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать в представительные органы местногосамоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,постоянно проживающему на соответствующей территории, достигшему18-летнего возраста. 2. В представительные органы местного самоуправления может бытьизбран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий насоответствующей территории, достигший 18-летнего возраста и обладающийизбирательным правом. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судомнедееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы повступившему в законную силу приговору суда. Статья 3. Сроки проведения выборов 1. Дата проведения выборов определяется областным Собраниемдепутатов. 2. Решение о дате проведения выборов обнародуется, как правило,не менее чем за два месяца до выборов. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в представительные органыместного самоуправления 1. Кандидаты в представительные органы местного самоуправлениявыдвигаются избирательными объединениями, группами избирателей.Численность группы избирателей, являющейся инициатором выдвижениякандидата, не может быть менее 15 человек. Допускается самовыдвижение. 2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижениекандидатов, являются: региональные (местные) отделения общефедеральных партий,движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие ввыборах; местные отделения региональных партий и движений, устав которыхзарегистрирован Управлением юстиции Архангельской области ипредусматривает участие в выборах. 3. Партия, движение не могут входить в состав более чем одногоизбирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения всостав блока не могут выступать в качестве самостоятельногоизбирательного объединения. . Три и более отделения общефедеральных и региональных партий,движений и иных общественных объединений, отвечающие требованиям п.2настоящей статьи, могут объединяться в единый избирательный блок,который должен быть зарегистрирован в территориальной избирательнойкомиссии. (Дополнен - Решение Собрания депутатов Архангельской областиот 03.03.1994 г. № б/н) Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией ипроведением выборов в представительные органы местного самоуправления,осуществляются за счет средств областного бюджета. 2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты иизбирательные объединения вправе использовать собственные средства идобровольные денежные взносы. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов в представительные органы местногосамоуправления и обеспечение избирательных прав граждан РоссийскойФедерации возлагается на избирательные комиссии. В решении всехвопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательныекомиссии в пределах своей компетенции независимы от государственныхорганов, общественных и иных органов и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка ипроведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто игласно. Статья 7. Правовые основы организации и проведения выборов Выборы в представительные органы местного самоуправленияорганизуются и проводятся на основе законодательства РФ, настоящегоПоложения о выборах в представительные органы местного самоуправленияи иных законодательных актов областного Собрания депутатов,принимаемых в соответствии с Основными положениями о выборах в органыместного самоуправления. ГЛАВА 2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 8. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам в представительные органыместного самоуправления образуются соответствующими избирательнымикомиссиями. 2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватыватьвсю территорию данной административно-территориальной единицы. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются решением соответствующих главадминистраций не позднее 45 дней до дня выборов с численностью до 3000избирателей на один участок. 2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов,поселков, сельских и других населенных пунктов с целью созданиямаксимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участковне должны пересекать границы избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов участковыхизбирательных комиссий публикуется главой соответствующейадминистрации в местной печати, а также доводится до сведениянаселения иными способами в течение 5 дней после принятия решения,указанного в пункте 1 настоящей статьи. Статья 10. Списки избирателей 1. Глава соответствующей администрации обеспечивает учетизбирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения обизбирателях, проживающих на соответствующих территориях. 2. В список избирателей включается каждый гражданин РоссийскойФедерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящегоПоложения и имеющий постоянное место жительства на территориисоответствующего избирательного участка. 3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке(по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей).В списке указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и адресизбирателя. 4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территорииизбирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаютсяучастковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателейна основании документов, подтверждающих их место жительства. 5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданамвозможность ознакомления со списками избирателей. ГЛАВА 3 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Виды избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов в представительные органыместного самоуправления образуются избирательные комиссии: в городе, районе, поселке - территориальная избирательнаякомиссия (городская, районная, поселковая); в избирательном округе - окружная избирательная комиссия; в избирательном участке - участковая избирательная комиссия. В поселках, районах, городах функции окружных избирательныхкомиссий могут исполнять территориальные избирательные комиссии. Составы избирательных комиссий утверждаются главамисоответствующих администраций. Статья 12. Порядок формирования избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии образуются решением главысоответствующей администрации. 2. Территориальная избирательная комиссия формируется в составепредседателя, заместителя, секретаря и 6-10 членов избирательнойкомиссии не позднее 50 дней до выборов. 3. Окружная избирательная комиссия формируется в составепредседателя, заместителя, секретаря и 5-8 членов избирательнойкомиссии не позднее 45 дней до выборов. 4. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее 40дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 5-15 членовизбирательной комиссии. 5. Избирательное объединение и кандидат в собрание представителейвправе иметь своего представителя в соответствующей избирательнойкомиссии с правом совещательного голоса. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии 1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий, имеют праворешающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями иобязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий: заблаговременно извещаются о заседаниях избирательныхкомиссий и присутствуют на них; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вноситьпредложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующейизбирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательнойкомиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материаламисоответствующей избирательной комиссии. Статья 14. Полномочия территориальных избирательных комиссий. 1. Территориальные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за организацией выборов впредставительные органы местного самоуправления на соответствующейтерритории; б) образуют избирательные округа; в) руководят работой окружных и участковых избирательныхкомиссий; г) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издаютинструкции и иные акты по вопросам организации выборов; д) рассматривают заявления и жалобы на решения и действияокружных и участковых избирательных комиссий и принимают по нимрешения; е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности всех кандидатов; ж) осуществляют контроль за законностью проведения выборов; з) утверждают формы избирательных бюллетеней, списковизбирателей, других избирательных документов, порядок их хранения; и) распоряжаются денежными и материальными средствами,выделенными на проведение выборов; к) устанавливают результаты голосования по соответствующейтерритории, публикуют их в местной печати, доводят до сведениянаселения иным способом, обеспечивают передачу в архив документации,связанной с проведением и организацией выборов; л) устанавливают лиц, избранных в Собрание представителейместного самоуправления, выдают им удостоверения об избрании; м) организуют повторные выборы; н) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми(законодательными) актами областного Собрания депутатов ипостановлениями Главы администрации области. 2. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые впределах ее компетенции, обязательны для предприятий, учреждений,организаций, должностных лиц, общественных объединений, которыеобязаны оказывать ей содействие и представлять необходимые для ееработы документы и информацию. Статья 15. Полномочия окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положенияна территории своего избирательного округа; б) руководят работой участковых избирательных комиссий,рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этихизбирательных комиссий и принимают по ним решения; в) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают имудостоверения установленного образца; г) распоряжаются денежными и материальными средствами,выделенными на проведение выборов; д) устанавливают результаты выборов по округу и передают их всоответствующую территориальную избирательную комиссию; е) утверждают текст бюллетеней для голосования, обеспечиваютизготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковыхизбирательных комиссий; ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми(законодательными) актами областного Собрания депутатов ипостановлениями Главы администрации области. 2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срокаполномочий территориальной избирательной комиссии. Статья 16. Полномочия участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии: а) организуют проверку и дополнение списка избирателей поучастку; б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей,принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в спискахизбирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующихизменений; в) оповещают население о дне выборов и месте голосования; г) обеспечивают подготовку помещения для голосования,избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; д) контролируют размещение предвыборных агитационных материалов впорядке и объемах, установленных настоящим Положением; е) организуют голосование на избирательном участке в деньвыборов; ж) проводят подсчет голосов, определяют результаты голосования научастке и обеспечивают передачу в территориальную избирательнуюкомиссию документации, связанной с организацией и проведением выборов; з) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовкивыборов и организации голосования и принимают по ним решения; и) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми(законодательными) актами областного Собрания депутатов ипостановлениями Главы администрации области. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются смомента передачи ею избирательной документации. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если нанем присутствуют не менее двух третей членов комиссии с правомрешающего голоса. 2. Решения избирательной комиссии принимаются большинствомголосов от присутствующих на заседании членов комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятсяпредседателем комиссии. Заседания проводятся также по требованию неменее одной трети членов комиссии. 4. На заседании избирательной комиссии могут присутствоватьнаблюдатели, представители местной печати и других средств массовойинформации. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия территориальной избирательной комиссиимогут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия окружных и участковых избирательныхкомиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссиюили в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительноеобращение в вышестоящую избирательную комиссию не являетсяобязательным условием для обращения в суд. ГЛАВА 4 ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 19. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов 1. Избирательное объединение и группа избирателей вправевыдвигать количество кандидатов, не превышающее число мандатов вкаждом из округов. 2. Для регистрации кандидата (кандидатов) требуется, чтобы в его(их) поддержку были собраны подписи не менее одного процента от общегочисла избирателей, проживающих на соответствующей территории округа,но не менее 15 подписей. Подписные листы изготовляются по формам,установленным приложениями к настоящему Положению. В каждом подписномлисте указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие ипостоянное место жительства каждого из кандидатов. 3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указываетсвои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номердокумента, удостоверяющего личность. К таким документам относятся:паспорт, военный билет, служебное удостоверение. Подписной листподписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии,имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта илизаменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижениекандидатуры которого собраны подписи. С согласия избирателя подписнойлист может быть заполнен лицом, собиравшим подписи. 4. Инициаторы выдвижения кандидатов или сами кандидаты вносятрешение избирательных объединений или групп избирателей о выдвижениикандидатов, подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своейкандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию всоответствующую окружную избирательную комиссию не позднее 25 дней додня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствиевыдвижения кандидатов требованиям настоящего Положения и в течение 5дней регистрирует их, обеспечивает опубликование данных о них, выдаетудостоверение о регистрации с указанием ее даты либо отказывает врегистрации. 5. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до днявыборов в избирательном округе останется кандидатов меньше, чемколичество мандатов, установленное для данного округа, то выборы вэтих избирательных округах откладываются по решению территориальнойизбирательной комиссии для дополнительного выдвижения кандидатов иосуществления последующих избирательных действий в соответствии сосроками, указанными в настоящем Положении.". (Статья в редакции Решения Собрания депутатов Архангельскойобласти от 03.03.1994 г. № б/н) Статья 20. Права и обязанности кандидатов 1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желаниюнеоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликованиярезультатов выборов. 2. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательномокруге. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 3. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов впределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется(кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии. 4. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределахтерритории города, где имеется несколько избирательных округов, онимеет право на возмещение транспортных расходов на территории города(кроме такси). 5. Право на возмещение транспортных расходов действует со днярегистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.Порядок оплаты определяется территориальной избирательной комиссией. 6. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственностиили подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым всудебном порядке, без согласия прокурора города, района. Мерыпресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены ккандидату только по постановлению городского, районного суда. При этоминформация об этом должна быть представлена в территориальнуюизбирательную комиссию в течение 24 часов. 7. Кандидат не может быть призван на военную службу до дняопубликования результатов выборов включительно. 8. Кандидат может иметь доверенных лиц, регистрируемых той жеизбирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящегоПоложения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательнойкомиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность,способствующую избранию кандидата. Кандидат вправе в любое времяотозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательнуюкомиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицамудостоверения. 9. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять своюкандидатуру. 10. Избирательное объединение может в любое время до дня выборовотозвать выдвинутого им кандидата. ГЛАВА 5 ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправебеспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидата. 2. Участие государственных органов и органов местногосамоуправления в предвыборной агитации не допускается. Статья 22. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправленияобязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям ворганизации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и ихдоверенных лиц с избирателями. 2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участковзапрещается. 4. Владельцы помещений, находящихся в государственной имуниципальной собственности, обязаны по требованию избирательныхкомиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов идоверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаныобеспечивать равные возможности всем кандидатам. 5. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы ивыступления не должны содержать призывов к насильственному изменениюконституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации,разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. Статья 23. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещаетсяопубликование результатов опросов общественного мнения, связанных спредстоящими выборами. 2. Кандидат имеет право выступать в средствах массовойинформации. Средства массовой информации обязаны обеспечивать равныевозможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. Статья 24. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, отдельные кандидаты вправебеспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационныематериалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержатьинформацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены наспециальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковойизбирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца,в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте,кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательныхучастков. Статья 25. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатаи прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая агитация запрещается. Печатныеагитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений дляголосования, могут сохраняться на прежних местах. ГЛАВА 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные из бюджета на организацию и проведениевыборов, поступают в распоряжение территориальных избирательныхкомиссий и распределяются ими между участковыми избирательнымикомиссиями. 2. Участковые избирательные комиссии представляют отчет орасходовании выделенных им средств. 3. Территориальные избирательные комиссии представляют отчет орасходовании выделенных им средств не позднее 2 месяцев со дняофициального опубликования результатов выборов. Статья 27. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты и выдвинувшие их избирательные объединения вправесоздавать избирательные фонды для финансирования предвыборнойагитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: а) собственных средств кандидата; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим егоизбирательным объединением; в) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц. 2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лицав избирательный фонд кандидата не может превышать 8-кратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фондкандидата не может превышать установленный законом минимальноймесячной оплаты труда более чем в 50 раз. 3. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд,перечисляются на специальный счет в банке, который открываетсятерриториальной избирательной комиссией после регистрациисоответствующего кандидата. 4. Избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательныефонды, обязаны представить соответствующей территориальнойизбирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов, вкоторых указываются источники денежных поступлений в избирательныйфонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. 5. Порядок учета расходования денежных средств избирательногофонда устанавливается правовыми (законодательными) актами областногоСобрания депутатов и постановлениями Главы администрации области. ГЛАВА 7 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 28. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжениеучастковых избирательных комиссий главами соответствующихадминистраций. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в которомоборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайногоголосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайногоголосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикамдолжны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии инаблюдателей. Статья 29. Избирательные бюллетени 1. Для выборов в представительные органы местного самоуправлениякаждый избиратель получает один избирательный бюллетень. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке всезарегистрированные кандидаты, с указанием фамилии, имени, отчества,даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства. Справаот данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указаниеизбирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжениюсоответствующих территориальных комиссий и пересылаются окружнымизбирательным комиссиям не позднее 10 дней до дня выборов. Участковыеизбирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссийизбирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Покаждому избирательному округу число избирательных бюллетеней,передаваемых участковым избирательным комиссиям, не может превышатьчисла зарегистрированных по избирательному участку избирателей болеечем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетенейставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух еечленов. 5. После выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но послеизготовления избирательных бюллетеней окружные или участковыеизбирательные комиссии по указанию территориальной избирательнойкомиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывшихкандидатах либо изготовляют новые бюллетени. Статья 30. Порядок голосования 1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов. Если поизбирательному участку проголосовали все зарегистрированныеизбиратели, участковая избирательная комиссия может прекратитьголосование ранее 20 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 10 дней до днявыборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своегопостоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнивизбирательный бюллетень в помещении окружной (за 10-4 дня до выборов)или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссиитак, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Еслиизбиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то наобороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печатьсоответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетеньизбиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурномучлену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии.На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей окружнойили участковой избирательной комиссии либо подписи двух членовсоответствующей избирательной комиссии, а также подписьпроголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передаютсписки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями всоответствующую участковую избирательную комиссию. Участковаяизбирательная комиссия отмечает в своем списке избирателейпроголосовавших таким образом избирателей. 3. В 8 часов утра дня выборов председатель каждой участковойизбирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляетчленам избирательной комиссии и присутствующим избирателям инаблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этимопечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссиивскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями,оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченныеиз них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чегоприглашает избирателей получить избирательные бюллетени. Числоконвертов оглашается и заносится в протокол избирательной комиссии. 4. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательнойкомиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверенияличности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. 5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальнойкабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельнозаполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину иликомнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательнойкомиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене для выборов в представительныеорганы местного самоуправления, если выборы проводятся поодномандатному избирательному округу, избиратель ставит крест либолюбой иной знак в пустом квадрате напротив того кандидата, за которогоон голосует. Если выборы проводятся по многомандатным избирательнымокругам, то избиратель подает голос за число кандидатов, непревышающее количество мандатов, ставя крест или иной знак в пустомквадрате напротив фамилии каждого из кандидатов, за которых онголосует. (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской областиот 03.03.1994 г. № б/н). 7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабинуили комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковойизбирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит запорядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны длявсех присутствующих. В случае отсутствия председателя его заменяетзаместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии- секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать ввыборах, не может прибыть на участок для голосования по состояниюздоровья или другим важным причинам, по письменной или устной просьбеизбирателя участковая избирательная комиссия организует голосование поместу нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, еслипоследние находятся на участке для голосования, и использованиемспециального переносного избирательного ящика. Таких ящиков может бытьне более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтвержденаизбирателем в письменной форме при прибытии к нему членовизбирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательнойкомиссии, выезжавшие по заявлению, получают под роспись количествоизбирательных бюллетеней, соответствующих числу письменных или устныхзаявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся вотдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается вполучении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - вего выдаче. Статья 31. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковойизбирательной комиссии объявляет голосование оконченным. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковойизбирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашаетнеиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимоев протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб наизбирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательныхящиков бюллетени распределяются по избирательным округам. 3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяютсянедействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, неизготовленные официально, не снабженные печатью окружной илиучастковой избирательной комиссии либо подписями двух членов комиссии,а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя,и в частности такие: а) в которых, если выборы проводились по одномандатнымизбирательным округам, крест или любой иной знак (знаки) проставленболее чем в одном квадрате; б) в которых, если выборы проводились по многомандатнымизбирательным округам, крест или любой иной знак (знаки) проставлен вквадратах, количество которых превышает число мандатов, установленныхдля данного избирательного округа. (Пункт в редакции Решения Собрания депутатов Архангельскойобласти от 03.03.1994 г. № б/н). 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол поитогам голосования. В протоколе указывается: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательномуучастку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов иоставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательныхящиках; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанныхнедействительными; ж) фамилия и инициалы внесенных в избирательный бюллетенькандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого изкандидатов; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по нимрешения. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всемсоставом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии,несогласный с протоколом в целом или с отдельным его положением,вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссиинаправляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другойвместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится до окончанияее работы. 7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени,передается в соответствующие окружные избирательные комиссии непозднее чем через 10 дней после официального объявления результатоввыборов. Статья 32. Определение результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всехучастковых избирательных комиссий избирательного округа производитподсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся вэтих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в которомуказывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательномуокругу; б) число выданных избирательных бюллетеней; в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; г) число недействительных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, признанныхдействительными; е) фамилия и инициалы внесенных в избирательный бюллетенькандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата; ж) одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившего наибольшее числодействительных голосов по сравнению с другими кандидатами,находящимися в избирательном бюллетене, если выборы проводились поодномандатным избирательным округам. Если выборы проводились помногомандатным избирательным округам, то избранными считаются текандидаты, за которых было подано наибольшее количество голосовизбирателей, в соответствии с количеством мандатов, установленных дляданного избирательного округа. При равном числе полученных голосовизбранным считается тот кандидат, в поддержку которого при выдвижениисобраны подписи большего числа избирателей. Если баллотируется одинкандидат по одномандатному избирательному округу, избранным считаетсяполучивший более 50 % голосов от числа избирателей, принявших участиев голосовании. (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельскойобласти от 03.03.1994 г. № б/н) признание выборов по избирательному округу не состоявшимися, есликоличество действительных бюллетеней оказалось менее 25 процентов отзарегистрированных избирателей; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядкуголосования и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземплярнаправляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию,другой хранится в комиссии до окончания ее работы. Статья 33. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссийсоответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 5дней по их получении определяет и публикует в местной печати общиеитоги выборов. 2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись илипризнаны недействительными, соответствующие территориальныеизбирательные комиссии назначают новые выборы. Статья 34. Регистрация избранных представителей 1. Соответствующая избирательная комиссия после установленияобщих итогов выборов извещает кандидата о его избрании представителемв органы местного самоуправления. 2. Территориальная избирательная комиссия производит регистрациюизбранных представителей и выдает им удостоверения об избрании. ГЛАВА 8 РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 35. Оспаривание неправильности в списках избирателей 1. Гражданин Российской Федерации, обладающий избирательнымправом, может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибкеили неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковаяизбирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранитьошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонениизаявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут бытьобжалованы в суд в установленном законом порядке. Статья 36. Оспаривание отказа в регистрации кандидата 1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательнаякомиссия обязана выдать лицу, уполномоченному избирательнымобъединением, либо кандидату или его доверенному лицу справку сизложением мотивов отказа. ГЛАВА 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 37. Замещение вакантных мандатов В случае досрочного выбытия представителя органа местногосамоуправления соответствующая территориальная избирательная комиссияназначает в течение трех последующих дней в соответствующемизбирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся всоответствии с настоящим Положением. Если до окончания срокаполномочий представителя органа местного самоуправления остается менеешести месяцев, дополнительные выборы не проводятся. Статья 38. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах,если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации,согласно условиям настоящего Положения, регистрация отдельногокандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией. Еслифальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов,соответствующие мандаты аннулируются решением представительного органаместного самоуправления. Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Уголовная и административная ответственность за нарушениезаконодательства о выборах наступает в соответствии с законамиРоссийской Федерации. Приложение № 1 Образец ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем кандидатом в представительныйорган местного самоуправления города Котласа по 3-му избирательномуокругу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 10 февраля 1943 года,учителя средней школы № 2, проживающего в городе Котласе, ул.Советская, д. 3, кв. 2. ------------------------------------------------------------------ №№ ¦ Фамилия, имя, ¦Дата ¦ Адрес ¦Паспорт ¦Подпись ¦ отчество ¦рождения ¦ ¦(серия,№) ¦ ---+------------------+---------+------------+-----------+-------- 1. __________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: ____________________________________ __________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, удостоверение личности и подпись) Кандидат: (Иванов И.И.) (Дата и место) Приложение к решению третьей сессии областного Собрания депутатов от 3 марта 1994 года ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение списка кандидатовв представительный орган местного самоуправления города Новодвинска отизбирательного объединения "Справедливость" по 2 избирательномуокругу: 1. Иванов Николай Степанович, 1948 г. рождения, член Партиисправедливости, инженер АТП, прож. г. Новодвинск, ул. Ленина, д. 5,кв. 1; 2. Мареев Валентин Дмитриевич, 1955 г. рождения, член Союзаборцов за справедливость, врач гор. больницы, прож. г. Новодвинск, ул.50-летия Октября, д. 11, кв. 56; 3. Караулова Ольга Борисовна, 1950 г. рождения, домохозяйка,прож. г. Новодвинск, ул. Юбилейная, д. 1, кв. 15. ----------------------------------------------------------------- №№ : Фамилия, имя, : Дата : Адрес : Паспорт : Подпись : отчество : рождения : (серия, №) : ----------------------------------------------------------------- 1. ----------------------------------------------------------------- 2. ----------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: ________________________________ _________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, удостоверение личности и подпись) Кандидаты: (Иванов Н.С.) (Мареев В.Д.) (Караулова О.Б.) (дата и место)