А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Решение Собрания депутатов Архангельской области от 05.03.99 г. № 558 ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Областного закона Архангельской области от 31.08.95 г. № 16-16-03) I. Общие положения Статья 1. Архангельская областная избирательная комиссия (в дальнейшем избирательная комиссия, комиссия) создается для подготовки и проведения на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области, иными федеральными и областными законами выборов в федеральные органы государственной власти, проведения референдумов Российской Федерации, выборов Главы администрации области и депутатов в областное Собрание депутатов, проведение референдумов Архангельской области, а также для оказания методической и организационно-технической помощи избирательным комиссиям по выборам в органы местного самоуправления.

Статья 2. Избирательная комиссия формируется из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

Формирование комиссии осуществляется областным Собранием депутатов и Главой администрации области на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства. При этом семь членов комиссии назначаются областным Собранием депутатов и столько же Главой администрации области.

Члены комиссии на первом ее заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Статья 3. В состав комиссии не могут входить кандидаты в депутаты любых уровней выборных органов государственной власти, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

При возникновении указанных обстоятельств член избирательной комиссии обращается в орган, его назначивший, с письменным заявлением о сложении своих полномочий.

Статья 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:

- письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий;

- утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

- признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо ограниченно дееспособным.

Назначение нового члена комиссии вместо выбывшего производится по решению соответствующего органа государственной власти области.

Статья 5. В соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами областного Собрания депутатов каждое избирательное объединение и каждый кандидат (если комиссия зарегистрировала указанных кандидатов), вправе назначить в избирательную комиссию одного члена комиссии с правом совещательного голоса.

Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, получили депутатские мандаты, могут продолжаться до окончания срока регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия других членов комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов.

Статья 6. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о выборах, проведении референдумов; постановлениями, инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Уставом области, законами, иными нормативными правовыми актами областного Собрания депутатов и настоящим законом.

II. Статус избирательной комиссии Статья 7. Избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и текущий счет в банковских учреждениях города Архангельска, гербовую печать и штампы.

Статья 8. При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областного Собрания депутатов, независима от государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 9. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий всех видов и форм собственности, учреждений, организаций, общественных объединений и их должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Статья 10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссии содействие в реализации ее полномочий, давать ответы на ее обращения в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - немедленно.

Оказание помощи избирательной комиссии предприятиями, общественными объединениями, учреждениями и организациями, связанной с материальными затратами, осуществляется на возмездной основе за счет средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов.

Глава администрации области предоставляет безвозмездно для размещения избирательной комиссии служебные помещения, в том числе и для установки программно-технического комплекса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", в соответствии со сметой расходов оказывает содействие в обеспечении транспортом, средствами связи и другим техническим оборудованием.

III. Полномочия областной избирательной комиссии Статья 11. Комиссия при подготовке и проведении на территории области выборов в федеральные органы государственной власти, а также референдума Российской Федерации:

- осуществляет единообразную реализацию соответствующего федерального законодательства на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти области;

- отчитывается перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации об использовании выделенных комиссии средств из Федерального бюджета;

- содействует реализации Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации.

Совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации:

- принимает участие в создании и внедрении в практическую деятельность избирательных комиссий общегосударственной системы регистрации избирателей и единой системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации (Государственной автоматизированной системы "Выборы");

- принимает участие в разработке стандартов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим федеральным законодательством и поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 12. При подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, выборов депутатов в областное Собрание депутатов, Главы администрации области, а также проведении референдума области избирательная комиссия:

- осуществляет координацию деятельности избирательных комиссий всех уровней на территории области и оказывает им методическую и организационно-техническую помощь;

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

- распределяет между нижестоящими избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов и референдумов, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;

- осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам в средствах массовой информации;

- контролирует своевременность и полноту публикации окружными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатами или избирательными объединениями, а также отчетов кандидатов или избирательных объединений о всех затратах, произведенных за счет этих фондов;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов в депутаты.

Статья 13. Избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов в областное Собрание депутатов и Главы администрации области, референдума области, а также в выборные органы местного самоуправления осуществляет полномочия, предусмотренные законами областного Собрания депутатов.

По проведению выборов депутатов в областное Собрание депутатов избирательная комиссия:

- обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов в областное Собрание депутатов;

- оказывает методическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям, дает рекомендации по организации их деятельности;

- дает разъяснения о порядке применения настоящего областного закона и обеспечивает его единообразное применение;

- издает необходимые инструкции по вопросам организации подготовки и проведения выборов;

- заслушивает сообщения руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и нижестоящих избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

- утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, организует их изготовление;

- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;

- осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в области;

- публикует в печати общие итоги выборов в областное Собрание депутатов, организует уничтожение и передачу в архив документации, связанной с проведением выборов;

- назначает и организует проведение повторных выборов;

- организует подготовку и проведение выборов депутатов областного Собрания вместо выбывших;

- осуществляет другие полномочия, связанные с проведением выборов, в соответствии с действующими областными законами.

Статья 14. Изучает избирательную практику и готовит предложения по совершенствованию законодательства о выборах, принимает участие в нормотворческой деятельности по этим вопросам.

Статья 15. Избирательная комиссия области действует на постоянной основе. Срок ее полномочий 4 года.

IV. Организация деятельности избирательной комиссии Статья 16. Избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдумов, которые утверждаются на заседаниях комиссии.

Планы работы комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти и референдумов Российской Федерации, по реализации Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, а также государственной автоматизированной системы "Выборы" согласовываются с календарными планами соответствующих мероприятий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Информация о ходе выполнения планов периодически рассматривается на заседаниях комиссии.

Статья 17. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания комиссии могут также проводиться по требованию не менее одной трети ее членов с правом решающего голоса.

Заседания комиссии являются правомочными, если в них приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член комиссии заблаговременно извещает об этом председателя, либо его заместителя или секретаря комиссии.

Решения комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о регистрации кандидатов (об отмене регистрации кандидатов), зарегистрированных в областной избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии по жалобам, поступившим в ходе выборов на нижестоящие избирательные комиссии, принимаются не позднее, чем в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.

Решения и протоколы комиссии подписываются председательствующим и секретарем комиссии. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с принятым решением, вправе высказать в письменной форме особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания комиссии, а при выборах в федеральные органы государственной власти либо проведении референдума Российской Федерации особое мнение члена комиссии должно быть доведено председательствующим комиссии до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.

Статья 18. Решения и действия (или бездействие) комиссии, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам области, либо принятые комиссией с превышением полномочий, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областного Собрания депутатов, а также настоящим законом, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в областной суд. При этом предварительное обращение в Центральную избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Статья 19. Председатель комиссии созывает и ведет заседание комиссии, распределяет обязанности между членами комиссии для организации работы по исполнению ее решений; дает членам комиссии отдельные поручения; приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, организаций и иных лиц;

представляет комиссию в отношениях с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, избирательными объединениями, должностными лицами и избирателями, а также в судебных органах; информирует главу администрации и председателя областного Собрания депутатов о работе комиссии; является распорядителем финансов, пользуется правом найма и увольнения сотрудников аппарата комиссии; подписывает договора и соглашения;

издает распоряжения по вопросам, относящимся к его ведению; имеет право знакомиться с документами и материалами всех комиссий, имеющихся на территории области; осуществляет общее руководство комиссией, ее аппаратом и исполняет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим областным законом.

Статья 20. Заместитель председателя комиссии оказывает председателю содействие в осуществлении возложенных на него обязанностей, а в отсутствие председателя или по его поручению исполняет его полномочия.

Статья 21. Секретарь комиссии осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение по проведению выборов и заседаний комиссии, ведет делопроизводство, обеспечивает сохранность документов и передачу их в архив; ведет прием граждан по вопросам, связанным с проведением выборов;

оказывает методическую помощь территориальным, окружным и участковым избирательным комиссиям, организует учебу членов этих комиссий и избирателей; осуществляет решение вопросов, связанных с деятельностью комиссии; имеет право знакомиться с документами и материалами всех комиссий, имеющихся на территории области;

исполняет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.

Статья 22. Члены комиссии с правом решающего голоса используют это право при принятии решений по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, выполняют поручения председателя, его заместителя и секретаря комиссии по проверке работы нижестоящих комиссий и другим вопросам, связанным с подготовкой, проведением выборов и референдумов, в том числе осуществляют проверки финансовых документов нижестоящих избирательных комиссий, а также документов, относящихся к формированию избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, к затратам, произведенным из этих фондов; докладывают о результатах проверок на заседании комиссии;

Члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса присутствуют на заседаниях комиссии; вносят предложения по повестке дня ее заседания, а также предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов; имеют право выступать по всем рассматриваемым на комиссии вопросам, задавать другим участникам заседаний комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами и материалами комиссии и получать заверенную копию этих документов.

Члены комиссии участвуют в ее работе с временным отрывом от основной своей деятельности. Членам комиссии с правом решающего голоса гарантируется возмещение расходов, связанных с осуществлением их полномочий, в пределах выделенных комиссии бюджетных средств в соответствии со сметой расходов.

По решению комиссии в пределах выделенных ассигнований на выборы (референдум) на период их подготовки и проведения отдельные члены комиссии с правом решающего голоса могут быть привлечены к осуществлению своих обязанностей на платной основе с отрывом от основной работы.

Члены комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Председателю, заместителю председателя, секретарю и членам избирательной комиссии выдаются удостоверения установленного образца.

Статья 23. Избирательная комиссия строит свою работу на основе открытости, гласности, коллегиальности, свободного обсуждения и решения вопросов, инициативы членов комиссии.

Решения комиссии об итогах выборов и референдумов, проведенных на территории области и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областного Собрания депутатов. При необходимости по рассмотренным вопросам комиссия проводит совещания, встречи, пресс-конференции.

На заседаниях комиссии могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, а также представители тех избирательных объединений, кандидаты которых зарегистрированы данной избирательной комиссией, представители средств массовой информации, а также иностранные наблюдатели, а при рассмотрении жалоб вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

V. Финансовое обеспечение деятельности комиссии Статья 24. Расходы избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти, по проведению референдума Российской Федерации, на создание и внедрение государственной автоматизированной системы "Выборы", а также федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета. Смета расходов избирательной комиссии на эти цели утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению председателя избирательной комиссии области.

Расходы комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов областного Собрания депутатов, Главы администрации области и референдумов области финансируются из областного бюджета в пределах сумм, утвержденных представительным органом государственной власти области.

Финансирование деятельности избирательной комиссии осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утверждаемых представительным органом государственной власти области.

Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на время проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов.

Статья 25. Право подписи расчетно-денежных документов имеют председатель и бухгалтер комиссии, а в отсутствии председателя право первой подписи документов имеют заместитель председателя или секретарь комиссии.

Статья 26. Председатель, его заместитель и секретарь комиссии работают в комиссии на штатной оплачиваемой основе.

Комиссия в пределах выделенных ей ассигнований имеет свой аппарат, структура и штаты которого устанавливаются решением комиссии.

Прием на работу сотрудников аппарата осуществляется по трудовому договору (контракту).

Оплата труда, штатное расписание, условия организации труда работников комиссии регулируются "Положением по организации и оплате труда избирательной комиссии", утверждаемым комиссией на своем заседании, в пределах средств, выделяемых федеральным и областным бюджетами.

Статья 27. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Архангельской области П.Н.Балакшин г. Архангельск.

24 мая 1995 года.

№ 7-14-ОЗ