А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 30.03.2004 г. № 223-29-ОЗ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона Настоящий закон определяет правовую основу организации и ведения Государственного земельного кадастра Архангельской области (в дальнейшем Госземкадастр области), включая накопление, хранение, обновление и предоставление пользователям (потребителям) сведений о правовом статусе земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, качественных и количественных характеристиках, целевом назначении и режимах использования объектов кадастрового учета, в качестве которых рассматриваются объекты недвижимости.
Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в настоящем законе 1. Государственный земельный кадастр Архангельской области - составная часть единой государственной многоуровневой информационной системы, обеспечивающей накопление, хранение, обновление и предоставление потребителям сведений о находящихся на территории области объектах недвижимости, их физических, правовых и экономических характеристиках.
2. Объекты недвижимости - обособленные в правовом отношении земельные участки и все, что прочно с ними связано, включая леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и иные объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба для использования по назначению земельного участка и всего, что прочно с ним связано, невозможно.
3. Земельные участки - части земной поверхности, имеющие замкнутые границы, местоположение, линейные и площадные размеры и установленный правовой режим.
4. Государственный учет объекта недвижимости - акт присвоения каждому объекту недвижимости кадастрового номера и внесение сведений о пространственно-площадных и других физических характеристиках этого объекта в реестр объектов Госземкадастра.
Государственный учет объекта недвижимости является необходимым условием для обеспечения государственной регистрации права на данный объект.
5. Кадастровое дело - документ, в котором содержатся заявление лица о формировании земельного участка и материалы, на основании которых производится его формирование.
6. Кадастровый журнал - документ, предназначенный для присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости и их учета.
7. Кадастровый номер - уникальный номер объекта недвижимости, не повторяющийся во времени и единственный на территории всей Российской Федерации.
Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости на этапе его государственного учета и сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически и/или юридически существует как единое целое.
8. Дежурная кадастровая карта - это документ, в котором отображается местоположение, размеры и границы земельных участков, отслеживаются их изменения в конфигурации, слиянии и образовании новых земельных участков.
9. Государственная регистрация прав на недвижимость - акт, на основании и с момента совершения которого государством признаются за гражданами и юридическими лицами права на недвижимость.
Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется посредством внесения подтвержденной документами достоверной информации о правах граждан и юридических лиц в реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
10. Государственная регистрация оценок недвижимости - акт, на основании которого государством признаются стоимостные оценки объектов недвижимости.
Государственная регистрация оценок недвижимости осуществляется посредством внесения удостоверенной государственными органами информации о стоимостных оценках объектов недвижимости в реестр оценок недвижимости, являющийся составной частью Госземкадастра.
Статья 3. Цели и задачи ведения Государственного земельного кадастра области 1. Госземкадастр области ведется с целями:
а) учета, оценки, контроля, планирования и регулирования использования земельных ресурсов и прочно связанной с землей недвижимости на территории области;
б) установления обоснованного налогообложения земельных ресурсов и прочно связанной с землей недвижимости;
в) обеспечения необходимых условий осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и гарантий прав правообладателей на объекты недвижимости.
2. Задачами Госземкадастра области являются сбор, накопление, хранение, обновление, систематизация, обработка, обобщение, поиск и предоставление потребителям информации об объектах недвижимости.
Статья 4. Принципы ведения Государственного земельного кадастра области 1. Госземкадастр области является составной частью Государственного земельного кадастра Российской Федерации и представляет единую многоуровневую информационную систему, соответствующую уровням органов государственной власти и местного самоуправления области и включает в себя Госземкадастры соответствующих муниципальных образований.
Кадастры указанных уровней ведутся по единой системе, устанавливаемой законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Госземкадастр области ведется на принципах непрерывности, достоверности, полноты, юридической значимости и актуальности сведений об объектах кадастрового учета, совместимости с аналогичными сведениями других кадастров и реестров;
Настоящим законом устанавливается перечень сведений, обязательно представляемых в Госземкадастр области любого уровня иерархии. По решению органов местного самоуправления в Госземкадастры этих территорий могут включаться дополнительные сведения учетного или статистического характера.
3. Госземкадастр области ведется в виде банка данных (картотеки), представленного на бумажных и/или электронных носителях, имеющих равное значение. При расхождении данных, содержащихся на бумажных и электронных носителях информации, приоритет отдается бумажным носителям.
Статья 5. Финансирование Государственного земельного кадастра области 1. Финансирование ведения Госземкадастра области в части сбора сведений, обязательно включаемых в него, производится за счет средств федерального бюджета.
2. Финансирование расходов на ведение дополнительных сведений, включаемых решениями органов государственной власти области или органов местного самоуправления в Госземкадастры соответствующих уровней, производится за счет средств бюджетов этих территорий.
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА Статья 6. Полномочия областного Собрания депутатов 1. К компетенции областного Собрания депутатов относится принятие настоящего закона, внесение в него изменений и дополнений.
Статья 7. Полномочия главы администрации области 1. К компетенции главы администрации области относится:
а) утверждение программы развития Госземкадастра области;
б) организация функционирования Госземкадастра области;
в) определение с учетом требований настоящего закона компетенции подчиненных ему органов исполнительной власти в вопросах, связанных с функционированием Госземкадастра области;
г) определение перечня сведений учетного и статистического характера и утверждение форм, включаемых в Госземкадастр области дополнительно к установленным настоящим законом, и обеспечение финансированием работ по сбору таких сведений, их ведению и хранению;
д) определение порядка предоставления обязательных и дополнительных сведений из Госземкадастра области;
е) определение в соответствии с законами Российской Федерации "О государственной тайне" и "Об информации, информатизации и защите информации" перечня сведений Госземкадастра области с ограниченным доступом;
ж) установление размера платы за предоставление сведений из Госземкадастра области;
з) утверждение структуры органов по ведению Госземкадастра области, финансируемых из областного бюджета, по представлению областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству на основании принципов его построения, установленных настоящим законом;
и) утверждение годового отчета и доклада о состоянии и использовании земель области.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований К компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований относится:
а) определение перечня дополнительных сведений учетного и статистического характера, включаемых в Госземкадастр муниципального образования;
б) определение порядка предоставления и использования сведений, дополнительно включаемых в Госземкадастр муниципального образования и порядка финансирования этой деятельности.
Статья 9. Полномочия органов по земельным ресурсам и землеустройству 1. Организация и ведение Госземкадастра области, предоставление из него информации осуществляется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области с его территориальными органами на местах.
2. К полномочиям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству области относятся:
а) осуществление государственного учета земель на уровне области;
б) координация и контроль за деятельностью районных (городских) органов по ведению Госземкадастра;
в) разработка и предоставление на утверждение органов исполнительной власти области форм и порядка ведения дополнительной кадастровой информации;
г) осуществление в соответствии с целевыми программами работ по поэтапному переходу на автоматизированное методы ведения Госземкадастра;
д) организация работ по межеванию и инвентаризации земель;
е) утверждение инструкций и методик, определяющих процедуру ведения Госземкадастра области;
ж) лицензирование землеустроительных работ, связанных с ведением Госземкадастра области;
з) предоставление кадастровой информации пользователям (потребителям);
и) составление годового доклада и отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям.
3. К полномочиям комитетов по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов относятся:
а) формирование земельных участков совместно со специально уполномоченными на то органами и присвоение им кадастровых номеров;
б) ведение дежурных кадастровых карт;
в) государственный учет земель (земельных участков) в районе (городе);
г) предоставление кадастровой информации пользователям (потребителям);
д) систематическое изучение спроса на кадастровую информацию о наличии, состоянии и использовании земель в районе (городе);
е) составление годового доклада и отчета о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям.
4. Функции кадастровых бюро:
а) обеспечение и осуществление работ по сбору, формированию, обновлению, достоверности, сохранности, защиты кадастровой информации и права доступа к ней;
б) систематизация, изучение и хранение кадастровой информации, подготовка к изданию материалов Госземкадастра, подлежащих опубликованию;
в) обеспечение работ по формированию земельных участков и государственному учету земель;
г) осуществление автоматизированного ведения Госземкадастра.
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ Статья 10. Общие требования к документам Государственного земельного кадастра области 1. Кадастровое дело содержит оригиналы документов или их копии, заверенные в установленном законодательством порядке, которые являются основанием для формирования земельного участка.
Документы, содержащиеся в кадастровом деле, должны соответствовать следующим требованиям:
а) исполняться на бланках установленного образца и иметь заполненными все реквизиты;
б) исправления в документах удостоверяются издавшим их органом;
в) планы (чертежи границ) земельных участков изготавливаются в соответствии с техническими требованиями, установленными Госкомземом России. Планы (чертежи границ) земельных участков удостоверяются районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
г) планы (чертежи границ) земельных участков, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, используются и хранятся в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими секретность.
В случае несоответствия предоставленных документов перечисленным в настоящем пункте требованиям районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству вправе отказать в их приеме, потребовать замены либо внесения в них дополнений и изменений.
2. Кадастровый журнал содержит записи, которые ведутся чернилами, подчистки не допускаются. Сделанные исправления должны быть оговорены и заверены внесшим их лицом.
Аннулирование записи должно производиться таким образом, чтобы оставалась возможность их прочтения.
3. Дежурная кадастровая карта должна быть выполнена в масштабе, который позволяет нанести на нее без искажений границы всех земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества. На карте для каждого земельного участка проставляется кадастровый номер, который ему присваивается в кадастровом журнале.
Статья 11. Состав и структура сведений об объектах недвижимости в Государственном земельном кадастре области 1. Обязательными сведениями об объекте недвижимости при внесении в Госземкадастр области являются:
а) общие характеристики объекта недвижимости;
б) физические характеристики объекта недвижимости;
в) правовой статус объекта недвижимости;
г) экономические характеристики объекта недвижимости.
2. К общим характеристикам объектов недвижимости относятся:
а) кадастровый (учетный) номер;
б) основание внесения сведений в Госземкадастр;
в) дата и время внесения сведений в Госземкадастр.
3. К физическим характеристикам объекта недвижимости относятся:
а) пространственно-площадные характеристики, включающие:
- местоположение (адрес) объекта недвижимости;
- геометрические размеры объекта недвижимости;
- координаты поворотных точек границ объекта недвижимости;
- состав и качество земель;
б) иные характеристики, существенные для определения стоимости объекта недвижимости и описания его как объекта кадастрового учета.
Пространственно-площадные характеристики объекта недвижимости должны дополняться его графическим изображением на плане, представляемом в бумажном и/или электронном виде.
4. Правовой статус объекта недвижимости определяется:
- описанием субъекта права (правообладателя);
- категорией земель и целевым использованием;
- описанием содержания и объема прав субъекта на принадлежащий ему объект недвижимости, включая сведения об обременениях и сервитутах;
- указанием основания возникновения прав субъекта на объект недвижимости.
5. К экономическим характеристикам объекта недвижимости относятся значения его стоимостных оценок: нормативной цены, размера земельного налога, арендной платы и других, необходимых для налогообложения и совершения сделок с объектами недвижимости.
6. Сведения о характеристиках объектов недвижимости в Госземкадастре области представляются:
- в отношении общих и физических характеристик - в реестре объектов;
- в отношении правового статуса - в реестре прав;
- в отношении экономических характеристик - в реестре оценок.
Связь между сведениями, относящимися в указанных реестрах к одному и тому же объекту недвижимости, осуществляется по кадастровому номеру этого объекта.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ Статья 12. Общие требования к ведению Государственного земельного кадастра области Устанавливаются следующие общие требования к ведению Госземкадастра области:
а) обязательные ссылки на документы, на основании которых были внесены, изменены или аннулированы сведения о любом объекте кадастрового учета;
б) сохранение истории изменения сведений о любом объекте кадастрового учета;
в) указание даты и времени начала и окончания существования объектов кадастрового учета, изменения их характеристик, а также даты и времени фиксирования этих объектов в Госземкадастре;
г) дублирование в Госземкадастре хранящихся в нем сведений с целью повышения их сохранности.
Статья 13. Внесение и обновление сведений об объектах недвижимости 1. Органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица - собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков в месячный срок после установления и/или изменения характеристик объекта недвижимости, установленных в статье 11 настоящего закона, представляют сведения в комитет по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения объекта. При изменении характеристик объекта недвижимости вносятся новые данные, а устаревшие сведения аннулируются и переводятся в архивное состояние.
2. Субъекты земельных отношений, представившие установленные настоящим законом сведения для внесения в Госземкадастр области, вправе получить документальное подтверждение факта внесения этих сведений в течение одного месяца с даты их предоставления.
3. Внесение и обновление обязательных сведений об объектах недвижимости в Госземкадастре области осуществляется путем заполнения и обновления указанных в пункте 6 статьи 11 реестров.
4. Внесение и обновление сведений осуществляется:
- в реестр объектов - органами государственного учета объектов недвижимости;
- в реестр прав - органами государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
- в реестр оценок - органами государственной регистрации оценок недвижимости.
Порядок заполнения и обновления указанных реестров устанавливается действующим законодательством.
5. При изменении сведений об объекте недвижимости в Госземкадастре определенного уровня официально до 10 числа следующего за отчетным месяца извещаются органы, занимающиеся сбором налогов и/или арендной платы за использование недвижимости.
ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ Статья 14. Статус сведений Государственного земельного кадастра области 1. Сведения в отношении объектов недвижимости с момента их внесения в Госземкадастр являются официально признанной государством информацией о правовом статусе объекта недвижимости, его физических и экономических характеристиках, установленных статьей 11 настоящего закона.
2. Сведения Госземкадастра области служат основанием для обеспечения государственной гарантии прав физических и юридических лиц на объекты недвижимости и при принятии управленческих и иных решений и являются официальными при разрешении споров в сфере использования и охраны земель и прочно связанной с ней недвижимости.
Статья 15. Предоставление сведений Государственного земельного кадастра области 1. Сведения, обязательно представляемые для внесения в Госземкадастр области, являются открытыми и общедоступными.
2. Сведения о предоставлении информации об объекте кадастрового учета сохраняются до момента аннулирования объекта учета.
Статья 16. Получение сведений Государственного земельного кадастра 1. Предоставление сведений из Госземкадастра области осуществляется на основе письменного заявления. Отсутствие в заявлении причин запроса сведений не может служить основанием для отказа в предоставлении сведений. Предоставление сведений производится органами, осуществляющими ведение Госземкадастра, в пятидневный срок с момента приема заявления.
2. Предоставление сведений из Госземкадастра области является платным. Средства от платы за предоставление информации поступают на счет Комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и расходуются исключительно для целей ведения и развития Госземкадастра области.
3. Органы государственной власти области, судебные, правоохранительные органы, органы прокуратуры и налоговой инспекции при осуществлении возложенных на них функций получают сведения из Госземкадастра области безвозмездно.
4. Органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них функций вправе получать сведения из Госземкадастра области безвозмездно в отношении территории, на которую распространяются их полномочия.
Статья 17. Получение выписок о предоставлении сведений Государственного земельного кадастра Государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица имеют право получить выписку о том, кто и в каких целях получал сведения о принадлежащих им объектах недвижимости.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 18. Ответственность 1. Ответственность за достоверность кадастровой информации и ее предоставление несут должностные лица, на которых возложено ведение Госземкадастра.
2. За искажение кадастровой информации о состоянии и использовании земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого имущества и сделок с ним, за отказ в ее предоставлении органам по ведению Госземкадастра виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава администрации области А.А.Ефремов г. Архангельск.
22 апреля 1997 года.
№ 22-8-ОЗ