РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ З А К О Н БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Белгородской области от 16.06.97 г. № 116 О выборах в представительные органы местного самоуправления Белгородской области (В редакции Закона Белгородской области от 16.01.1996 № 46) Принят областной Думой 20 апреля 1995 г. Глава 1. Основные положения Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы в представительные органы местного самоуправлениягородов, районов и других территорий осуществляются гражданамиРоссийской Федерации на основе всеобщего равного, прямогоизбирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы в представительные органы местного самоуправленияосуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (одинокруг - один депутат) избирательным округам на основе единой дляданного органа местного самоуправления нормы представительства, атакже по многомандатным избирательным округам. 3. Выборы представительных органов местного самоуправления внебольших поселениях могут осуществляться на сходах (конференциях)граждан в соответствии с положением (уставами) о местномсамоуправлении. 4. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто невправе оказывать принудительное воздействие на участие или не участиеграждан в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 5. Срок полномочий представительного органа местногосамоуправления - 4 года. 6. Вопросы подготовки и проведения выборов регулируются ст. ст.130, 131 Конституции РФ, Законом Российской Федерации "Об основныхгарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", УставомБелгородской области и принимаемыми на их основе нормативнымиправовыми актами областной Думы. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать и быть избранным в выборные органы местногосамоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,достигшему 18 лет и проживающему на соответствующей территорииБелгородской области. 2. Гражданин может избирать и быть избранным независимо от егопола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного идолжностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежностик общественным объединениям. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанныесудом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишениясвободы по приговору суда. Статья 3. Сроки проведения выборов 1. Дата выборов представительных органов местного самоуправленияопределяется соответствующими представительными органами местногосамоуправления. 2. Решение о дате проведения выборов принимается и доводится досведения населения не позднее чем за 66 дней до выборов. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты 1. Кандидаты в депутаты в представительные органы местногосамоуправления (далее именуются - депутаты) выдвигаются поизбирательным округам избирательными объединениями и группамиизбирателей соответствующих избирательных округов. 2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижениекандидатов, являются: - местные отделения общефедеральных партий, движений, иныхобщественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерствомюстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев дообъявления дня выборов и предусматривает участие в выборах посредствомвыдвижения кандидатов; - местные отделения областных общественных объединений, уставкоторых зарегистрирован в установленном порядке управлением юстицииадминистрации области не позднее чем за 6 месяцев до объявления днявыборов и предусматривает участие в выборах посредством выдвижениякандидатов; - местные отделения блоков партий, общественных объединений,создаваемых на период проведения выборов. 3. Партия, движение не может входить в состав более чем одногоизбирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения всостав блока не может выступать в качестве самостоятельногоизбирательного объединения или входить в иные избирательные блоки.Блоки избирательных объединений подлежат регистрации в территориальнойизбирательной комиссии. Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов в представительные органы местногосамоуправления возлагается на избирательные комиссии, которыеобеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка ипроведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто игласно. Глава 2. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей Статья 6. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам в представительные органыместного самоуправления образуются на основании данных, представляемыхглавой местного самоуправления (главой администрации). Границы избирательных округов и число избирателей в каждомизбирательном округе определяется территориальной избирательнойкомиссией, утверждаются представительным органом местногосамоуправления и доводятся до сведения населения не позднее чем за 60дней до даты выборов через местную печать или иными способами. 2. Избирательный округ составляет единую территорию, недопускается создание избирательного округа из не граничащих междусобой территорий. 3. Избирательные округа в своей совокупности должны охватыватьвсю территорию данной самоуправляемой территории. 4. Избирательные округа создаются с примерно равным числомизбирателей с допускаемым отклонением от средней нормыпредставительства не более 10 процентов. Статья 7. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателейобразуются избирательные участки. Избирательные участки образуютсяглавой местного самоуправления (главой администрации) не позднее чемза 45 дней до даты выборов из расчета до 3000 избирателей на одинучасток. 2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов,сельских поселений, других населенных пунктов с целью созданиямаксимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участковне должны пересекать границ избирательных округов. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местахвременного пребывания избирателей могут образовываться избирательныеучастки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за5 дней до выборов; такие избирательные участки входят в избирательныеокруга по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общихизбирательных участках. В воинских частях избирательные участкиобразуются в случаях, установленных федеральными законами инормативными правовыми актами Белгородской областной Думы. 4. Список избирательных участков с указанием их границ и адресовучастковых избирательных комиссий подлежит опубликованию в местнойпечати в течении 5 дней после принятия решения об их образовании. Статья 8. Список избирателей 1. В список избирателей включается каждый гражданин РоссийскойФедерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящегоЗакона и проживающий на территории соответствующего избирательногоучастка. 2. Список избирателей составляется участковой избирательнойкомиссией отдельно по каждому избирательному участку на основаниисведений, представляемых по установленной форме главой местногосамоуправления (главой местной администрации). Список печатается на специальных бланках в алфавитном или иномпорядке, удобном для организации голосования, и подписываетсяпредседателем и секретарем участковой избирательной комиссии. В спискеуказывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес каждогоизбирателя. Избиратель может быть включен в список избирателей только наодном избирательном участке. 3. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления впомещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 днейдо дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участкапосле этого срока и до дня выборов, либо по разным причинам невнесенные в список, включаются участковой избирательной комиссией вдополнительный список избирателей на основании документов,удостоверяющих их место жительства и личность. 4. Каждый избиратель в праве заявить в участковую избирательнуюкомиссию о невключении его в список избирателей, а также о любойошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а вдень выборов немедленно, участковая избирательная комиссия обязанапроверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителюписьменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решениеучастковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящуюизбирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу втрехдневный срок, а в день выборов - немедленно. 5. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчетаголосов избирателей запрещается. Глава 3. Избирательные комиссии Статья 9. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов в представительные органыместного самоуправления образуются избирательные комиссии: а) территориальная избирательная комиссия (районная, городская идругие); б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Исходя из местных условий, в случаях совпадения территорийизбирательного округа и избирательного участка, полномочия окружной иучастковой комиссий выполняет одна из названных комиссий. 2. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведениемвыборов, избирательные комиссии, в пределах своей компетенции,независимы от государственных органов и органов местногосамоуправления. 3. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах ихкомпетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий,органов местного самоуправления, общественных объединений,предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. 4. Государственные органы, органы местного самоуправления,общественные объединения, учреждения, организации, а также ихдолжностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействиев реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимыепомещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование,сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательныхкомиссий в недельный срок, а также предоставлять возможность дляразмещения печатной информации избирательных комиссий. Статья 10. Порядок формирования избирательных комиссий 1. Формирование избирательных комиссий по выборам впредставительные органы местного самоуправления осуществляется наоснове предложений общественных объединений, собраний избирателей поместу работы, службы, учебы и жительства. 2. Территориальная избирательная комиссия образуется решениемпредставительного органа местного самоуправления не позднее 60 дней додня выборов в составе председателя комиссии, его заместителя,секретаря и 4-6 членов комиссии. В случае отсутствия представительного органа местногосамоуправления территориальная комиссия города, района образуетсяизбирательной комиссией Белгородской области. 3. Окружные избирательные комиссии образуются в каждом округерешением территориальной избирательной комиссии не позднее 50 дней додня выборов в составе председателя, его заместителя, секретаря и 4-8членов избирательной комиссии. 4. Участковые избирательные комиссии образуются территориальнойизбирательной комиссией не позднее 45 дней до дня выборов в составепредседателя, его заместителя, секретаря и 4-8 членов избирательнойкомиссии. 5. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, ихдоверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица,находящиеся у них в непосредственном подчинении. 6. После регистрации кандидата избирательное объединение,выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе назначить визбирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящуюкомиссию по одному члену избирательной комиссии с правомсовещательного голоса. Статья 11. Полномочия территориальных избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за организацией выборов впредставительный орган местного самоуправления на соответствующейтерритории; б) образуют избирательные округа, окружные и участковыеизбирательные комиссии; в) руководят работой окружных и участковых избирательныхкомиссий; г) рассматривают заявления и жалобы на решения и действияокружных и участковых избирательных комиссий и принимают по нимрешения; д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности всех кандидатов; е) распоряжаются денежными и материальными средствами,выделенными на проведение выборов; ж) устанавливают результаты голосования по соответствующейтерритории, публикуют их в местной печати, доводят до сведениянаселения иным способом; з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. 2. Полномочия территориальной избирательной комиссии действуют доокончания срока полномочий избранного представительного органаместного самоуправления. Статья 12. Полномочия окружных избирательных комиссии 1. Окружные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за исполнением настоящего закона насоответствующей территории; б) руководят работой участковых избирательных комиссий,рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этихизбирательных комиссий и принимают по ним решения; в) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают имудостоверения установленного образца; г) устанавливают результаты выборов по округу и передают их всоответствующую территориальную избирательную комиссию, передают вархив документацию, связанную с проведением выборов; д) утверждают текст бюллетеней для голосования; е) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. 2. Полномочия окружной избирательной комиссии действуют доокончания срока полномочий избранного представительного органаместного самоуправления. Статья 13. Полномочия участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии: а) составляют списки избирателей по участку на основаниисведений, представленных главой местной администрации; б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей,принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в спискахизбирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующихизменений; в) оповещают население о дне выборов и месте голосования; г) обеспечивают подготовку помещения для голосования,избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; д) организуют на своем избирательном участке голосование в деньвыборов; е) проводят подсчет голосов, определяют результаты голосования научастке, передают в окружную избирательную комиссию документацию,связанную с проведением выборов; ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовкивыборов и организации голосования и принимают по ним решения; з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются послеопубликования общих итогов выборов. Статья 14. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если внем приняло участие большинство от установленного числа членовкомиссии с правом решающего голоса. 2. Решение избирательной комиссии принимаются большинствомголосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии с правомрешающего голоса, а по вопросам регистрации кандидатов, об отменерегистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатахвыборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными -большинством голосов от установленного числа членов избирательнойкомиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписывается председателем исекретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятымкомиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, котороедолжно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящейизбирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащие действующемузаконодательству или принятое с превышением установленных полномочий,подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 3. Заседания избирательной комиссии созываются председателемкомиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее однойтрети членов избирательной комиссии. 4. По решению территориальной избирательной комиссиипредседатель, секретарь и отдельные члены территориальных, окружных иучастковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могутработать в избирательной комиссии в период подготовки и проведениявыборов с отрывом от основной работы. Оплата работы производится впределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующихизбирательных комиссий. 5. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствоватькандидаты и их доверенные лица, представители избирательныхобъединений и средств массовой информации. 6. В день голосования, с момента начала работы участковойизбирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогахголосования, вправе присутствовать наблюдатели, направленныеобщественными избирательными объединениями, кандидатами. Полномочиянаблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом,общественным или избирательным объединением, чьи интересы онпредставляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, местарождения, а также номера избирательного участка на который оннаправляется. Данный документ действителен только при предъявлениипаспорта или заменяющего его удостоверения личности. Статья 15. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия избирательных комиссий по выборам впредставительные органы местного самоуправления могут быть обжалованыв вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке,установленном законом. При этом предварительное обращение ввышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условиемдля обращения в суд. Жалобы рассматриваются в 5-дневный срок, а в день выборов -немедленно. Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 16. Выдвижение кандидатов 1. Выдвижение кандидатов начинается со дня образованияизбирательных округов. Подписные листы с подписями избирателей вподдержку кандидата по избирательному округу передаются в окружнуюизбирательную комиссию кандидатам или уполномоченным представителем до18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 2. Избирательное объединение вправе выдвигать не более одногокандидата в каждом из округов, а группа избирателей - одного кандидатапо избирательному округу, на территории которого эта группаизбирателей проживает. 3. Выдвижение кандидатов группой избирателей в избирательномокруге производится путем сбора подписей избирателей в поддержкувыдвижения кандидатов на специальных подписных листах в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей, проживающих вданном избирательном округе, в том числе по месту работы, службы,учебы избирателей этого округа или их жительства. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и проживающий натерритории Белгородской области, вправе подать заявление о своемвыдвижении кандидатом в депутаты в окружную избирательную комиссию. Взаявлении указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, местоработы, занимаемая должность и место жительство кандидата. Заявлениедолжно быть подписано не менее 15 избирателями, проживающими в данномокруге, с указанием фамилии, имени, отчества каждого, даты рождения,места жительства, серии и номера паспорта или иного документа,удостоверяющего личность. Заявление о выдвижении может быть подано в окружную избирательнуюкомиссию и от имени группы избирателей, проживающих в данномизбирательном округе, численностью не менее 15 человек. В этом случае,в заявлении, кроме необходимых данных о кандидате, должны содержатьсясведения об уполномоченном представителе группы. Не позднее чем через 3 дня после получения заявления о выдвижениикандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату илиуполномоченному представителю группы избирателей письменноеподтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменногоподтверждения о принятии документов может быть обжалован втерриториальную избирательную комиссию или в суд. 4. Решение о выдвижении кандидатов от избирательных объединенийпринимается на собраниях местных отделений этих избирательныхобъединений тайным голосованием. В поддержку кандидатов требуетсясобрать подписи избирателей на специальных подписных листах вколичестве не менее двух процентов от общего числа избирателей,проживающих на территории соответствующих избирательных округов, в томчисле по месту службы, учебы избирателей этого округа или ихжительства. 5. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится наконференции представителей избирательных объединений, входящих визбирательный блок. 6. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденнойизбирательной комиссией Белгородской области. В каждом подписном листеуказывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы изанимаемая кандидатом должность (род занятия), место жительствакандидата и избирательный округ, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает своюфамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес, серию и номерпаспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Подписной листудостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени,отчества этого лица, домашнего адреса, серии и номера паспорта илииного документа, удостоверяющего его личность, и кандидатом. 7. Лица, выдвигаемые кандидатами, не в праве использоватьпреимущества своего служебного положения.(В редакции Закона Белгородской области от 16.01.1996 № 46) Статья 17. Регистрация кандидата 1. Кандидаты регистрируются соответствующими окружнымиизбирательными комиссиями по представлению избирательных объединений иизбирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявления кандидатовоб их согласии баллотироваться по данному избирательному округу, атакже сброшюрованных и пронумерованных подписных листов с не менееустановленным количеством подписей избирателей в поддержку кандидата,в том числе по месту службы, учебы избирателей этого округа или ихжительства. Избирательное объединение представляет в окружную избирательнуюкомиссию протокол и решение конференции (собрания) о выдвижениикандидата. Одновременно представляется копия свидетельства орегистрации общественного объединения, устав общественногообъединения, состав уполномоченных представителей избирательногообъединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, местажительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждогоиз уполномоченных представителей избирательного объединения. Комиссия удостоверяет печатью подписные листы и выдает письменноеподтверждение о их принятии. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либоизбирательному объединению, он участвует в выборах как независимыйкандидат. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижениякандидата требованиям настоящего закона и в течение 5 дней со дняпредставления документов на регистрацию регистрирует его и выдаетудостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации. 2. Если в установленные сроки в избирательном округе не будетзарегистрирован ни один кандидат либо ко дню выборов останется менеедвух зарегистрированных кандидатов, выборы в избирательном округе порешению территориальной избирательной комиссии могут переноситься насрок до двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов иосуществления последующих избирательных действий. 3. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружнаяизбирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату илиего доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательногообъединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.Мотивом отказа может служить только невыполнение требованийфедеральных законов или законов и иных нормативных актов Белгородскойобласти о выборах в Российской Федерации. 4. Отказ в регистрации может быть обжалован кандидатом вдвухдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд. Глава 5. Статус кандидатов Статья 18. Равенство кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равныеобязанности. Статья 19. Гарантии деятельности кандидатов 1. После регистрации кандидаты,находящиеся на государственной илимуниципальной службе, а также работающие в средствах массовойинформации, на время их участия в выборах могут быть освобождены отвыполнения служебных обязанностей по их личному заявлению и не вправеиспользовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без ихсогласия переведены на другую работу. Время участия кандидата ввыборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, покоторой он работал до регистрации кандидатом. 2. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательномокруге. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 3. Кандидат может иметь до 3 доверенных лиц, которыерегистрируются окружной избирательной комиссией. Доверенные лицаполучают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведутдеятельность, способствующую избранию кандидата. Кандидаты иизбирательные объединения вправе в любое время отозвать своихдоверенных лиц, уведомив окружную избирательную комиссию, котораяаннулирует выданные им удостоверения. 4. Кандидат после регистрации не может быть привлечен безсогласия прокурора района, города к уголовной ответственности,арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемымв судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известитьокружную избирательную комиссию. 5. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять своюкандидатуру.(В редакции Закона Белгородской области от 16.01.1996 № 46) Глава 6. Предвыборная агитация Статья 20. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправев допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию заили против любого кандидата, избирательного объединения. 2. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равныеусловия доступа к средствам массовой информации. 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средствамассовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в томчисле собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатови дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска ираспространения агитационных печатных материалов. В предвыборнойагитации не могут участвовать члены избирательных комиссий,государственные органы, органы местного самоуправления, должностныелица государственных органов и органов местного самоуправления. 4. Должностные лица государственных органов и органов местногосамоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведениипредвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 5. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации итворческим работникам государственной телерадиокомпании "Белгород",муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещенииизбирательных компаний через средства массовой информации, еслиуказанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов. Статья 21. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации 1. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатноепредоставление им эфирного времени по каналам муниципальныхтелерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание натерритории соответствующего избирательного округа, на равныхоснованиях. Порядок указанных выступлений устанавливаетсятерриториальной избирательной комиссией. 2. Кандидат, избирательное объединение имеют право на основаниизаключенного с муниципальной телерадиокомпанией договора получить заплату эфирное время сверх эфирного времени вещания, предоставляемогобесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательнымобъединениям должны быть равны. 3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)которых являются государственные или муниципальные органы,организации, учреждения, либо финансируемые полностью или частично засчет государственных бюджетных средств или средств органов местногосамоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложенияпредвыборных программ кандидатов, избирательных объединений. 4. Должностные лица государственных органов и органов местногосамоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в ихпользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальнойсобственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц сизбирателями. Ходатайство о выделении помещений для проведения таких встречрассматриваются должностными лицами в 5-ти дневный срок. 5. Проведение агитации в помещениях участковых избирательныхкомиссий запрещается. Статья 22. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, участвующие в выборах, отдельныекандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иныеагитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержатьинформацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены наспециальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковойизбирательной комиссии, а также, с согласия собственника иливладельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и иномдругом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий,органов местного самоуправления. Статья 23. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускаетсязлоупотребление свободой массовой информации, распространениеанонимных либо подложных агитационных материалов, агитация,возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиознуюненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственномуизменению конституционного строя и целостности государства, пропагандавойны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссиивправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрациикандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневныйсрок. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленногопорядка проведения предвыборной агитации. Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов ипрекращается за один день до выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий ипомещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день выборов напрежних местах. В течении трех дней до дня выборов, включая день голосования,опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозоврезультатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, недопускается. Глава 7. Финансирование выборов Статья 25. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовки и проведению выборовв представительные органы местного самоуправления осуществляются засчет средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета. Отчет территориальной избирательной комиссии о расходованиисредств представляется органу местного самоуправления, принявшемурешение о их выделении. Статья 26. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты создают собственные избирательные фонды дляфинансирования предвыборной агитации. Избирательные объединения такжемогут создавать избирательные фонды. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: средств, выделенных кандидатам в равных размерах на предвыборнуюагитацию территориальной избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата,кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательнымобъединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование толькоденежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Не допускается добровольное пожертвования со стороны иностранныхгосударств, граждан, российских юридических лиц с иностраннымучастием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов,международных организаций, а также государственных организаций иучреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших визбирательные фонды, устанавливается федеральным законом. Собственные средства кандидата вносятся в свой избирательный фондв сумме до 100-кратного установленного законом размера минимальноймесячной оплаты труда, а сумма взноса избирательного объединения всвой избирательный фонд - до 200-кратного. Взнос избирательногообъединения в избирательный фонд кандидата, которого оно выдвинуло, неможет быть более 100-кратного размера минимальной месячной оплатытруда. Добровольные пожертвования от физического лица в избирательныйфонд кандидата не должна превышать 10-кратного размера минимальноймесячной оплаты труда, а в избирательный фонд избирательногообъединения - 15-кратного. Сумма пожертвований отдельного юридическоголица в избирательный фонд кандидата не может превышать 50-кратногоразмера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фондизбирательного объединения - 100-кратного. Общая сумма избирательного фонда кандидата не может быть более400-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, аизбирательного объединения - более 300-кратного размера минимальноймесячной оплаты труда. Территориальная избирательная комиссия обязана до дня выборовопубликовать сведения о размерах и источниках избирательных фондов наосновании сведений, представляемых кандидатом или избирательнымобъединением. Статья 27. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, образующие избирательный фондизбирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальныйвременный счет в сбербанке, который открывается избирательнымобъединением или кандидатом с письменного разрешения окружнойизбирательной комиссии после регистрации избирательного объединения икандидата. Доходы по этим счетам не начисляются. Учреждения банков обязаны по письменному запросу территориальнойили окружной избирательной комиссии предоставлять в трех дневный сроксведения о поступлениях и расходованиях средств, находящихся навременных счетах избирательных объединений и кандидатов. Если добровольные пожертвования и другие перечисления поступили всберегательные фонды в размерах, превышающих установленные статьей 26настоящего закона, суммы пожертвований и перечислений возвращаютсясбербанком этим лицам с указанием причин возврата. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства дляведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в ихизбирательные фонды. Все финансовые операции с временными счетамиизбирательных фондов прекращаются через 10 дней после выборов. Порядок учета поступлений и расходования денежных средствизбирательного фонда устанавливается избирательной комиссиейБелгородской области в соответствии с нормативными актами Центральнойизбирательной комиссии и законодательством Российской Федерации иобласти. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежитсоздавшим их кандидатам или избирательным объединениям. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 днейпо окончании срока выборов обязаны представить отчет в территориальнуюизбирательную комиссию о размерах и всех источниках создания своихизбирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, аизбирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чемчерез 45 дней после его предъявления в избирательную комиссию. Остатки денежных средств на счетах кандидатов, выделенных изместного бюджета, после завершения выборов возвращаются всоответствующий бюджет, а другие перечисляются пропорциональновложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц,осуществивших пожертвования и перечисления. Глава 8. Голосование и определение результатов выборов Статья 28. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования предоставляются в распоряжениеучастковых избирательных комиссий главой местного самоуправлениясоответствующей территории. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в которомоборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайногоголосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайногоголосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикамдолжен находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии инаблюдателей. 3. В помещениях для тайного голосования либо непосредственноперед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудованстенд с информацией о всех избирательных объединениях, выдвинувшихкандидатов, а также о всех кандидатах, баллотирующихся всоответствующем избирательном округе, с обязательным указаниемфамилий, имени, отчества, даты рождения, рода занятия и постоянногоместа жительства каждого кандидата, партийной принадлежности. Статья 29. Избирательный бюллетень 1. Для выборов в представительный орган местного самоуправлениякаждый избиратель получает один избирательный бюллетень. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке всезарегистрированные кандидаты с указанием фамилий, имени, отчества,даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства каждогокандидата, партийной принадлежности. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указаниеизбирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжениютерриториальной избирательной комиссии и пересылаются окружнымизбирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковыеизбирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссийизбирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Покаждому избирательному округу число избирательных бюллетеней,передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышатьчисло зарегистрированных по избирательному участку избирателей болеечем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетенейставиться печать участковой избирательной комиссии или подписи двух еечленов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но послеизготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковыеизбирательные комиссии по указанию территориальной избирательнойкомиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывшихкандидатах либо изготавливаются новые избирательные бюллетени. Статья 30. Порядок голосования 1. Голосование производится в один из выходных дней с 8 часов до22 часов по местному времени. В случае необходимости, с учетом местныхусловий, территориальные избирательные комиссии могут изменять времяголосования при сохранении его продолжительности. О времени и местеголосования участковая избирательная комиссия письменно оповещаетизбирателей не позднее чем за 20 дней до дня выборов. 2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц недопускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включеннымв список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,удостоверяющего их личность. Получение избирательного бюллетеняизбиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. 3. Избиратель, который в течении 15 дней до дня выбороввключительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по местусвоего жительства и не сможет прийти в день выборов на избирательныйучасток, на котором он включен в список избирателей, можетпроголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня впомещении окружной избирательной комиссии (за 15-4 дня до выборов) илиучастковой избирательной комиссии (за 3-1 день до выборов). При этомдолжна быть обеспечена тайна голосования. При голосовании досрочно избиратель помещает заполненныйбюллетень в конверт, который заклеивает и передает дежурному членуокружной, участковой избирательной комиссии. На месте склейки наконверте ставиться печать окружной, участковой избирательной комиссии,а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружная избирательнаякомиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с ихбюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссиюодновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковаяизбирательная комиссия отмечает в списке избирателей проголосовавшихтаким образом избирателей. 4. В день выборов в 8 часов утра председатель участковойизбирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляетчленам избирательной комиссии и присутствующим избирателям инаблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этимопечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссиивскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями,оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускаетизвлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики,после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени.Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковойизбирательной комиссии. 5. При выдаче избирательного бюллетеня член участковойизбирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номерпаспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. 6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальнойкабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельнозаполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить для помощи вкабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме членаизбирательной комиссии или наблюдателя. 7. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак впустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого онголосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всехкандидатов". После этого он опускает заполненный бюллетень визбирательный ящик. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит запорядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всехприсутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя егозаменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при егоотсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,уполномоченный ею. 9. В случае, если избиратель по состоянию здоровья либо по другимуважительным причинам не может прибыть в помещение для голосования, нозаявил (письменно или устно) о своем желании участвовать в голосованиипо месту своего нахождения, участковая избирательная комиссия обязанаобеспечить ему такую возможность, используя специальный переноснойизбирательный ящик. Заявление о предоставлении возможности проголосовать внепомещения для голосования должно быть подтверждено избирателем вписьменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательнойкомиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие позаявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,соответствующих числу заявлений. Количество заявлений избирателей,использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается вотдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещениядля голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в которомизбиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а членизбирательной комиссии - в его выдаче. При проведении голосования внепомещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Необходимое количество переносных избирательных ящиковопределяется решением окружной избирательной комиссии. 10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется отучастия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещенияизбирательного участка, если они нарушают тайну голосования илипытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этомпринимается избирательной комиссией. Статья 31. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковойизбирательной комиссии объявляет голосование оконченным. Сразу послеэтого начинается подсчет голосов избирателей и проводится без перерывадо установления итогов голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковойизбирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашаетнеиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число длязанесения в протокол, после чего проверяет целостность печатей илипломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. По каждому избирательному округу, прежде всего, отделяютсянедействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени,изготовленные неофициально, не снабженные печатью окружной илиучастковой избирательной комиссии, либо подписями двух членовизбирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установитьволеизъявление избирателя: в них избиратели не нанесли ни одного знакав пустых квадратах либо нанесли знак более чем в одном квадрате. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол поитогам голосования на данном участке. В протоколе указываютсяследующие данные: а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей,дополнительно внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковойизбирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,проголосовавшими на дому; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям наизбирательном участке в день голосования и оставленных ранеепроголосовавшими избирателями; д) число погашенных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательныхящиках; ж) число действительных избирательных бюллетеней; з) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; и) число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов; к) число голосов, поданных против всех кандидатов. При принятии решения с признании избирательного бюллетенянедействительным участковая избирательная комиссия указывает на егооборотной стороне причины его недействительности. Эта записьподтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписываетсячленами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или сотдельным его положение, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссиинаправляется в окружную избирательную комиссию, другой вместе сопечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковойизбирательной комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация передается в соответствующиеокружные, территориальные избирательные комиссии в течении 10 днейпосле официального объявления итогов выборов. Статья 32. Определение результатов выборов по избирательному округу 1. Окружная избирательная комиссия по получении подлинныхпротоколов всех участковых избирательных комиссий немедленнопроизводит подсчет голосов избирателей, поданных по данному округу,путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в которомуказывается: а) число зарегистрированных избирателей в избирательном округе ичисло избирателей дополнительно включенных в списки; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям наизбирательных участках в день голосования и оставленных ранеепроголосовавшими избирателями; в) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,проголосовавшими на дому; г) число погашенных избирательных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательныхящиках; е) число действительных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; з) число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против всех кандидатов; признание избранным кандидата, получившего наибольшее числодействительных голосов. При равном числе полученных голосов избраннымсчитается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраныподписи большего числа избирателей; признание выборов недействительными, если допущенные припроведении голосования или установлении итогов голосования нарушенияне позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявленияизбирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, еслив выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированныхизбирателей; либо если общее число действительных бюллетеней менее 25процентов от числа зарегистрированных избирателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окружнойизбирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправесоставить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколеделается соответствующая запись. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписываетсяпредседателем и членами окружной избирательной комиссии с правомрешающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительнонаправляется в территориальную избирательную комиссию, а другойхраниться в окружной избирательной комиссии до окончания срока ееполномочий. В тех случаях, когда полномочия окружной и участковойизбирательных комиссий выполняет одна комиссия, она составляетпротокол только окружной избирательной комиссии. Статья 33. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссийтерриториальная комиссия определяет итоги выборов и направляет данныео результатах выборов в средства массовой информации не позднее трехдней после проведения выборов. В течение месяца со дня выборовтерриториальная избирательная комиссия публикует итоги голосования поизбирательным округам в местной печати. 2. Территориальная избирательная комиссия может признатьнедействительными выборы по отдельным избирательным округам, еслиустановит, что допущенные в этих избирательных округах нарушения припроведении голосования или установлении итогов голосования не позволятс достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Статья 34. Регистрация избранных депутатов Территориальная избирательная комиссия после установления общихитогов выборов извещает кандидата о его избрании депутатом впредставительный орган местного самоуправления. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 5дней после опубликования общих итогов выборов производит регистрациюизбранных депутатов в представительный орган местного самоуправления ивыдает им удостоверения об избрании. Статья 35. Повторные выборы Если выборы в избирательных округах были признаны несостоявшимисяили недействительными, территориальная избирательная комиссияпринимает решение о проведении повторных выборов. При этом она можетпринимать решение о формировании окружных и участковых избирательныхкомиссий в новом составе. Голосование проводится на тех жеизбирательных участках. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срокпосле предыдущих выборов в соответствии с настоящим законом. Сообщениео проведении повторных выборов публикуется в печати. Глава 9. Заключительные положения Статья 36. Замещение вакантных мандатов 1. В случае досрочного выбытия депутата из представительногооргана местного самоуправления территориальная избирательная комиссиявправе не проводить выборы депутата вместо выбывшего в том случае,если число депутатов в соответствующем представительном органе будетсоставлять не менее двух третей от числа, установленного для данногооргана. По решению представительного органа местного самоуправлениятерритория соответствующего избирательного округа может присоединятьсяк территориям прилегающих к нему избирательных округов. 2. При необходимости проведения выборов депутатапредставительного органа местного самоуправления вместо выбывшеготерриториальная избирательная комиссия назначает в течении неделипосле выбытия депутата дополнительные выборы в соответствующемизбирательном округе, которые проводятся в соответствии с настоящимзаконом. Если до окончания срока полномочий представительного органаместного самоуправления остается менее шести месяцев, тодополнительные выборы не проводятся. Статья 37. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах,если количество таковых превышает три процента собранных подписей либоесли количество оставшихся подписей недостаточно для регистрациисогласно условиям настоящего закона, регистрация отдельного кандидатааннулируется окружной избирательной комиссией. Если фальсификация вуказанных размерах устанавливается после выборов, соответствующиемандаты аннулируются решением представительного органа местногосамоуправления по представлению мандатной комиссии. Статья 38. Ответственность за нарушения законодательства о выборах За нарушение законодательства о выборах наступает уголовная иадминистративная ответственность в соответствии с законами РоссийскойФедерации. Глава 10. Переходные положения Статья 39. Переходный период формирования представительных органов местного самоуправления Период с даты вступления в силу настоящего закона и до окончанияформирования представительных органов местного самоуправления вобласти, но не более чем на 1 год, является периодом формированияпредставительных органов местного самоуправления. Статья 40. Назначение выборов и срок полномочий представительных органов местного самоуправления Дату выборов представительных органов местного самоуправления впереходный период назначает областная Дума. Статья 41. Порядок вступления в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу с момента его официальногоопубликования. Глава администрации Белгородской области Е.Савченко г. Белгород 5 мая 1995 г. № 15