ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 мая 1995 г. № 278 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ОБЛАСТИ (В редакции Постановлений Главы Администрации Белгородской области от 03.07.1995 № 407, от 13.05.1996 № 278) Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" и постановления главы администрации области от 18.10.1994 № 549 "О государственной жилищной инспекции в Белгородской области", а также в целях обеспечения государственного контроля за использованием, сохранностью и эксплуатацией жилого фонда области, постановляю:

1. Утвердить Положение о проведении государственной жилищной инспекцией Белгородской области обследований и проверок, сроках устранения выявленных неисправностей при использовании и эксплуатации жилищного фонда", Положение о применении финансовых санкций и мер административного воздействия государственной жилищной инспекцией Белгородской области за несоблюдение действующих нормативно-технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда и Положение о государственном жилищном инспекторе (прилагается).

2. Главному государственному жилищному инспектору области (Четвергов А.В.) до 15 мая 1995 года разработать и представить на утверждение бланки исполнительных документов (предписание, акт, протокол).

3. Положение о применении финансовых санкций и мер административного воздействия государственной жилищной инспекцией Белгородской области за несоблюдение действующих нормативно-технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда внести на утверждение Белгородской областной Думы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по обеспечению функционирования хозяйства области администрации области (Мелентьев Н.И.).

Об исполнении настоящего постановления информировать к 1 июня 1995 года.

Глава администрации области Е.САВЧЕНКО Утверждено постановлением главы администрации области от 3 мая 1995 г. № 278 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЖИЛИЩНОМ ИНСПЕКТОРЕ 1. Государственный жилищный инспектор является работником государственной жилищной инспекции в Белгородской области и непосредственно выполняет функции контроля за использованием, содержанием и эксплуатацией жилищного фонда, включая инженерную инфраструктуру и придомовые территории, независимо от их принадлежности и формы собственности, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.

2. В своей работе государственный жилищный инспектор (в дальнейшем - инспектор) руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми документами, регламентирующими содержание жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, правилами пользования жилыми помещениями и предоставления коммунальных услуг, правовыми нормативными актами государственной власти Белгородской области, приказами Министерства строительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации, приказами и распоряжениями комитета по обеспечению функционирования хозяйства области, а также Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086, Положением о государственной жилищной инспекции Белгородской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 18.10.1994 № 549 и настоящим Положением.

3. В своей основной деятельности инспектор осуществляет контроль:

- за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;

- за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;

- за реализацией в рамках договорных отношений между органами местного самоуправления и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты, прав и обязанностей сторон, и их направленностью на защиту интересов потребителей;

- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

- за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, в части, согласованной с Белгородским областным центром госсанэпиднадзора;

- за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

- за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;

- за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газо- снабжение и водоотведение);

- за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

- за санитарным состоянием мест общего пользования:

лестничных клеток, лифтов и придомовых территорий в части, согласованной с Белгородским областным центром госсанэпиднадзора;

- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для проживания, а также перевода их в нежилые;

- за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.

4. Инспектор, в целях реализации контрольных функций, должен:

- разрабатывать проекты годовых и квартальных планов проведения инспекционных обследований и утверждать их у руководства инспекции;

- проводить плановые и внеплановые инспекционные обследования в соответствии с заданием руководства инспекции;

- устанавливать факты нарушений действующего законодательства, регламентирующего отношения в жилищной сфере, и требований нормативно-технических документов, определяющих правила и порядок содержания жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения;

- выдавать нарушителям предписания по установленной форме с указанием перечня нарушений, сроков их ликвидации и необходимых работ и составлять акт в случае нарушения предписанных сроков выполнения и объемов проводимых работ;

- производить начисление финансовых санкций за допущенные нарушения, превышение сроков выполнения необходимых работ и т.д.;

- вести учет инспекционных обследований, выданных предписаний и актов, начисленных и взысканных санкций, составлять квартальные и годовые отчеты о проделанной работе;

- формировать и представлять необходимую информацию для составления статистической отчетности по установленным формам.

5. Инспектор имеет право:

- вносить предложения руководству инспекции и органам местного самоуправления по вопросам выполнения жилищного законодательства, нормативно-технических документов, регламентирующих содержание жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, а также предоставления коммунальных услуг;

- проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Право входа в жилые помещения и объекты коммунального назначения обеспечивается согласием собственника и (или) проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда или арбитражного суда, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан совместно с представителями милиции или пожарной охраны;

- давать предписания по результатам проведенных инспекционных обследований собственникам жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, а также предприятиям, организациям и гражданам, осуществляющим содержание указанных объектов, с указанием сроков устранения выявленных недостатков и нарушений;

- налагать финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;

- осуществлять проверку выполнения выданных предписаний и составлять акт в случае нарушения сроков и объемов предписанных работ;

- в случае грубых или систематических нарушений правил и норм содержания жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения подготавливать материалы для представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление указанных видов деятельности предприятиями, организациями и гражданами;

- подготавливать необходимые документы и вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности за нарушения установленных правил и норм технической эксплуатации, содержания, использования жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения в соответствии с действующим законодательством;

- проводить консультации и осуществлять технический аудит по вопросам содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

- привлекать к проведению инспекционных обследований представителей владельцев жилищного фонда, организаций, осуществляющих его эксплуатацию, а также сторонних специалистов в области строительства и эксплуатации жилищного фонда;

- обжаловать решения руководства инспекции в органах исполнительной власти Белгородской области, в Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации или в судебном порядке.

6. Инспектор обязан:

- обеспечивать объективность оценки состояния жилищного фонда и объектов коммунального назначения;

- соблюдать требования действующего законодательства, нормативных и правовых документов и полностью использовать предоставленные ему полномочия для обеспечения прав и законных интересов граждан и государства в жилищной сфере;

- координировать свои действия с органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан, заинтересованными в обеспечении сохранности и надлежащем использовании жилищного фонда;

- составлять планы инспекционных обследований подконтрольных объектов в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативно-технической документацией;

- доводить результаты обследований подконтрольных объектов до собственников жилищного фонда, организаций или лиц, осуществляющих его содержание;

- в случае несоблюдения нормативно-технических требований по использованию и содержанию жилищного фонда и придомовых территорий:

а) применять финансовые санкции к предприятиям, организациям, являющимся собственниками подконтрольных объектов или осуществляющим их содержание;

б) подготавливать материалы для принятия административных мер воздействия к физическим лицам и руководителям предприятий и организаций, являющихся собственниками или обслуживающих подконтрольные объекты;

- представлять необходимую информацию собственникам жилищного фонда, юридическим и физическим лицам, осуществляющим его содержание в части нормативных требований по соответствующим видам деятельности.

7. Инспектор в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством несет ответственность:

- за некачественное осуществление контроля за содержанием жилищного фонда и придомовых территорий;

- за нарушение сроков проведения инспекционных обследований;

- за действия, ведущие к нарушению прав и интересов граждан и собственников подконтрольных объектов;

- за неправильное применение финансовых санкций к собственникам подконтрольных объектов, предприятиям и гражданам, осуществляющим их содержание.

8. Инспектор за неправомочные действия может нести дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Жалобы на действия инспектора рассматриваются руководством инспекции не позднее 30 дней с момента поступления.

9. Инспектор подчиняется руководителю жилищной инспекции, его заместителям, начальнику службы (подразделения).

10. Инспектор имеет служебное удостоверение единого образца, форма которого утверждена Министерством строительства Российской Федерации, а также личный штамп (печать) по форме с указанием его фамилии и наименования инспекции, которую он представляет.

11. Инспектор:

- подлежит обязательному личному страхованию за счет средств бюджета области;

- имеет право пользоваться бесплатным проездом в городском пассажирском транспорте на территории области при проведении инспекционных обследований подконтрольных инспекции объектов.

Главный государственный жилищный инспектор Белгородской области А.ЧЕТВЕРГОВ Утверждено постановлением главы администрации области от 3 мая 1995 г. № 278 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБСЛЕДОВАНИЙ И ПРОВЕРОК, СРОКАХ УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Основной задачей государственной жилищной инспекции является осуществление контроля за использованием, содержанием, эксплуатацией жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения независимо от их принадлежности и форм собственности в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.

Государственная жилищная инспекция выполняет обследования технического состояния жилищного фонда, его инженерного оборудования, придомовой территории; осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения.

Государственная жилищная инспекция осуществляет контроль за своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за обоснованностью устанавливаемых нормативов на потребление жилищно-коммунальных услуг; своевременной и качественной подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации; соблюдением нормативного уровня, режима и рационального обеспечения жителей коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и водоотведение); выполнением в срок выданных предписаний;

санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений, и перевода их в нежилые.

Плановые инспекционные обследования проводятся исходя из сроков службы конструктивных элементов, инженерного оборудования;

периодического проведения текущих и капитальных ремонтов; сроков подготовки жилых домов к сезонной эксплуатации и других вопросов.

Специальные инспекционные обследования проводятся по обращению владельцев (пользователей) жилищного фонда, руководителей организаций, обслуживающих жилищный фонд; по требованию арбитража, суда, по жалобам жителей, появлению аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

В состав специальных инспекционных обследований входят следующие вопросы:

- осуществление мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

- рациональное использование в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;

- соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);

- соблюдение правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;

- соблюдение порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

- своевременность отселения граждан из аварийных помещений и зданий;

- соблюдение условий безопасности проживающих граждан и нормального режима работы инженерных систем в домах, подлежащих отселению;

- наличие лицензий у организаций, привлеченных к обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

- наличие технической документации у лиц или организаций, занимающихся обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда.

Выборочные инспекционные обследования проводятся по ограниченному перечню подконтрольных объектов при проведении и завершении ремонтных работ, по отдельным конструктивным элементам жилых зданий, нарушениям сроков и качества содержания жилищного фонда и др.

Состав участников инспекционных обследований определяется из необходимости предоставить возможность заявить претензии и предложить свои аргументы всем без исключения заинтересованным сторонам.

Обязательными участниками являются владельцы жилых домов или лица, ими уполномоченные, и представители обслуживающих организаций. Приглашенными к участию в инспектировании могут быть заявители и представители общественности или общественной организации. В зависимости от конкретных условий в случае неявки или отказа от участия заинтересованных сторон может выполнить контроль единолично, поставив в известность заинтересованных лиц о результатах проведенного контроля.

Для проведения планового инспекционного обследования необходимо:

- предупредить заинтересованные стороны и участников обследования о сроке проведения обследования;

- получить от владельца жилищного фонда или обслуживающей его организации техническую документацию (технический паспорт, исполнительную проектную документацию, проектно-сметную документацию на капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию, материал технических изысканий, экспертных или технических заключений, журналов технических осмотров и др.);

- установить наличие журналов по заявкам населения, осуществление обходов и осмотров жилых домов или их конструктивных элементов, а также прилегающей территории.

После проведения инспекционного обследования следует оформить предписание с указанием выявленных нарушений, сроков и методов их устранения.

Результаты обследований должны быть доведены до сведения лиц, ответственных за соблюдение требований эксплуатации и устранение выявленных нарушений.

Инспекционное обследование технического состояния жилищного фонда рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1. Технические требования по инспектированию жилищного фонда.

2. Прилегающая (домовая) территория.

3. Крыши (совмещенные, с холодным и теплым чердаком).

4. Наружные стены.

5. Входы в здания, лестничные клетки.

6. Подвалы и технические подполья.

7. Помещения в квартирах.

8. Холодное водоснабжение.

9. Системы центрального отопления.

10. Горячее водоснабжение.

11. Внутридомовое газовое оборудование.

12. Канализация и внутренние водостоки.

13. Внутридомовое электроснабжение, электрооборудования.

14. Лифты.

Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Техническая эксплуатация зданий определяется и регламентируется рядом нормативных документов. Основными из них являются "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", Стройиздат, 1990 г., ВСН 58 - 88 "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", М., 1990 г.

Целью соблюдения правил технической эксплуатации жилых зданий является обеспечение исправного состояния конструкций и инженерного оборудования дома и выполнение всех видов ремонта.

К основным работам, обеспечивающим нормативный срок службы зданий, относятся:

- проведение периодических капитальных ремонтов;

- осуществление текущего ремонта и периодических осмотров зданий и их элементов.

Этими же документами установлены сроки проведения текущего и капитального ремонтов и осмотров зданий и их элементов, отдельных конструкций, инженерного оборудования, территорий домовладений, а также порядок и сроки подготовки зданий к эксплуатации в зимний период, включая наладочно-регулировочные и ремонтные работы инженерного оборудования, в том числе систем теплоснабжения.

В нормативных документах приведены также технические рекомендации по уходу за зданиями, постоянному поддержанию конструкций в исправном состоянии, соблюдению требуемого температурно-влажностного режима в помещениях, обеспечению нормативных требований помещений, конструкций и инженерного оборудования для создания условий проживания жителей, а также ответственность жителей и владельцев жилищного фонда за его сохранность и бережное отношение, использование по назначению.

Характерными уязвимыми местами и дефектами конструкций являются:

- в крышах - места сопряжения кровли с трубами и другими выступающими конструкциями, с воронками внутреннего водостока, карнизы, ендовы, защитное покрытие кровли;

- в стенках - стыки панелей, закладные детали и связи, утеплитель трехслойных панелей, простенки и перемычки, места прохождения водостоков, окраска фасадов;

- в цоколях - места сопряжения стен с отмосткой, облицовочный или защитный слой, горизонтальная гидроизоляция;

- в перекрытиях - середина пролета, опорная часть зоны увлажнения в сосредоточения нагрузок, швы между панелями, места прохождения труб;

- в окнах, дверях - коробки, петли и запоры нижней обвязки, наличие и состояние уплотняющих прокладок, окраска;

- в колоннах - места опоры балок и настилов, вертикальные грани (ребра);

- в фундаментах - места сопряжения с отмосткой, зона увлажнения и зона промерзания грунта;

- в прилегающей территории - зона застоя или протока воды, увлажнения и вымывания основания.

При осмотре территории домовладения следует обращать внимание на обеспечение беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от зданий, спусков (входов) в подвал, оконных приямков и водоотводящих устройств.

Стенки оконных приямков должны возвышаться над тротуаром или отмосткой на один - два кирпича и во избежание несчастных случаев закрываться съемными или открывающимися металлическими решетками, прикрепленными к стенке штырями.

Отмостки вокруг зданий должны иметь уклон от здания не менее 0,03. На отмостке против водосточных труб должны быть устроены водоотводные лотки.

В целях недопущения увлажнения и промерзания цоколя, что приводит к образованию трещин и повреждению защитного слоя (облицовки, штукатурки), выступы цоколя должны быть не менее 3 см и поверху заканчиваться откосом из цементного раствора или покрытием из кровельной стали с уклоном для стока воды.

Деревья, находящиеся ближе 5 м от отмостки, и кустарники - ближе 2 м, подлежат вырубке для недопущения дополнительного увлажнения фундаментов. Должна быть выполнена планировка придомовой территории с уклоном от здания не менее 5%.

Проверку состояния подвальных помещений и технических подполий нужно проводить постоянно, так как обычно размещены узлы и трубопроводы теплотехнических, водопроводных, канализационных сетей. Эти помещения должны быть сухими, чистыми и иметь освещение. Особое внимание при этом следует обратить на исправность конструкций фундаментов, гидроизоляции, стыков и сопряжений элементов фундаментов между собой и со смежными конструкциями; возможные трещины, мокрые пятна на конструкциях, отслаивание защитного слоя бетонных конструкций, коррозия арматуры и т.п.

Соблюдение нормального температурно-влажностного режима (температура воздуха не менее +5 гр. С и влажность не более 60%) подвальных помещений и технических подполий достигается: плотностью притворов оконных и дверных проемов; плотностью закрывания загрузочных люков, дверей, мусоросборных камер; утеплением трубопроводов, входных дверей, постановкой пружин на входных дверях, частичным закрыванием на осенне-зимний период продухов в цоколях и утеплением дверей.

Для правильной эксплуатации стен необходимо обеспечить защиту их от увлажнения, причиной которого обычно являются неисправность водоотводящих устройств, нарушение температурно-влажностного режима, наличие наледей и сосулек на спусках, свесах, воронках и желобах.

Отметы водосточных труб должны быть выше уровня отмостки не менее чем на 20 см, чтобы не образовывались ледяные пробки при стоке талых вод, и не выше 40 см, чтобы не отсыревал цоколь.

Если в предыдущей зимний период наблюдалось промерзание панелей, то их необходимо тщательно обследовать, выявить причину промерзания и выполнить дополнительное утепление.

Эксплуатационники должны знакомить ответственных квартиросъемщиков с правилами содержания оконных переплетов и дверей, требовать их своевременного утепления и окраски. Для спаренных переплетов важно обеспечить плотность соединения наружных и внутренних переплетов. Необходимо следить за чисткой выпусков для конденсата из межрамного пространства. В случае проникновения атмосферной влаги в стену или помещение необходимо поставить оконный слив из оцинкованной стали, плотно прижать его к коробке, завести в борозды оконных откосов и затереть борозды цементным раствором.

Окна с раздельными переплетами утепляют следующим образом: в щелях между зимними переплетами и четвертями оконных коробок со стороны помещения ставят уплотняющие прокладки (летние переплеты не уплотняют).

Зазоры между зимними переплетами и четвертями оконных коробок (при раздельных переплетах) заклеивают полосками бумаги шириной 3 - 5 см на клейстере или крахмале. Зазоры между летними (наружными) переплетами в оконных коробках на зиму бумагой не заклеивают, чтобы предохранить стекла от намерзания в морозные дни.

Спаренные переплеты и балконные двери утепляют путем установки уплотняющих прокладок, которые не реже одного раза в пять - шесть лет следует заменять. Уплотняющие прокладки следует выполнять из полушерстяного шнура, губчатой резины, пенополиуретана (поролона).

Уплотняющие прокладки из поролона в притворах окон, форточек и балконных дверей наклеиваются после окончания отделки столярных изделий и полного высыхания последней окраски.

Наклеивание производят следующим образом. Раскрыв окно, дверь или форточку, тщательно протирают ветошью притворы створок, обнаруженные неровности счищают шпателем. Одновременно подготавливают поролоновые прокладки, склеивая их в кольца. Для этого концы поролоновых прокладок нагревают на пламени спички или горелки до оплавления и быстро соединяют между собой. Чтобы кольцо более плотно прилегало к притвору створки, его размер должен быть несколько меньше периметра створок. На поверхность притвора по всему периметру створки наносят кистью небольшой слой масляной краски (белил или клея) шириной, равной ширине прокладки. Затем прокладочное кольцо наклеивают на слой краски (клея) и прижимают его.

От крыши в значительной степени зависит долговечность здания, поэтому необходимо следить за правильным содержанием и ремонтом, созданием нормального температурно-влажностного режима в чердачном помещении, при котором разность температур наружного воздуха и воздуха чердачного помещения не должна превышать 2-4 С. Такой режим способствует предотвращению образования конденсата на конструкциях, наледей и сосулек - на свесах кровли.

Нарушение температурно-влажностного режима чердачного помещения происходит в основном из-за проникновения в него теплого воздуха и влаги, поэтому следует вести постоянный надзор за состоянием теплоизоляции чердачного перекрытия, вентиляционных каналов, камер, шахт, исправным содержанием печных труб, боровов, теплоизоляцией трубопроводов центрального отопления и горячего водоснабжения.

Необходимо своевременно устранить различного рода течи в трубопроводах, провисание труб. Расстояние между подвесками должно быть не более 3 м. Следует иметь в виду, что канализационные стояки при прохождении через чердак соединяются раструбами вверх, чтобы конденсат, образующийся в трубах, не попадал через стыки на перекрытия.

Слуховые окна рекомендуется держать в открытом состоянии, оборудовать жалюзийными решетками. Продухи также должны быть открыты.

Двери и люки чердачных помещений обшивают кровельной сталью по асбесту или войлоку, смоченному в глине. Для плотного притвора обязательно нужны уплотняющие прокладки. Двери и люки для входа на чердак держат закрытыми на замок. Ключи хранят в ближайшей квартире или у техника - смотрителя.

Особое внимание должно быть обращено на состояние и работоспособность крыш с теплым чердаком, так как от правильной его эксплуатации зависит сохранность кровли, работа вентиляции в доме, а также санитарно-гигиенические условия проживания жителей верхних этажей.

Чердачное пространство крыши с теплым чердаком должно быть сборной вентиляционной камерой статического давления, в которую открываются все вентиляционные каналы жилых помещений и воздух из которой удаляется через общую вытяжную шахту.

Чердачное пространство обогревается вентиляционным воздухом, поэтому к ограждающим конструкциям предъявляются требования теплозащиты и герметизации.

Чердачное пространство выполняется в виде единого объема в пределах планировочной секции дома. Все двери и люки в чердаке должны быть закрыты, для чего на них предусматриваются специальные запирающие устройства.

Смежные секции разделяются сплошными несгораемыми, герметичными стенками, в которых устраивается герметичная дверь размером 1,5 х 0,8 м или люк размером 0,8 х 0,8 м.

Недопустима самовольная установка жильцами антенн на кровле.

Во время осмотра квартиры следует обращать внимание на состояние поверхностей стен, полов, потолков и санитарно-технических систем, герметизацию окон и дверей, температурно-влажностный режим и санитарное состояние жилых подсобных помещений.

При наличии конденсата в трубах водопровода и канализации, в санузлах нужно полностью открыть жалюзи вентиляционных отверстий, чаще следует проветривать помещение (особенно кухню), рекомендовать квартиросъемщикам установку в вытяжных отверстиях вентиляторов типа ВО-45. В случае необходимости утеплить трубопроводы.

Не рекомендуется устанавливать громоздкую мебель и предметы домашнего обихода (шкафы и др.) вплотную к наружным стенам и особенно к наружным углам.

Запрещается использовать газовые плиты для отопления помещений, так как при горении газа выделяется в воздух большое количество влаги и вредных веществ вследствие неполного сгорания газа.

При осмотре лестничных клеток необходимо обращать внимание на температурно-влажностный режим помещений лестниц и санитарно-технических систем, полностью притворов окон и дверей, состояние поверхностей полов, стен, потолков.

Температура на лестничных клетках в зимнее время года должна поддерживаться +16 гр. С. На входных дверях жилого дома следует установить пружины, пневматическое или другие закрывающие приспособления, обеспечивающие их плотное закрывание. У наружных входных дверей рекомендуется устанавливать скребки, металлические решетки для чистки обуви от грязи и снега. На лестничных клетках запрещается хранить бытовые предметы.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства влечет административную ответственность и наложение штрафов на виновных.

Утверждено постановлением главы администрации области от 3 мая 1995 г. № 278 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ И МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, СОХРАННОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о государственной жилищной инспекции в Белгородской области, утвержденного постановлением главы администрации Белгородской области 18.10.1994 № 549, Положения о применении финансовых санкций Государственной жилищной инспекцией, разработанного и утвержденного 06.03.1995 Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова (г. Москва), других действующих нормативных актов и определяет порядок и размер финансовых санкций, взыскиваемых государственной жилищной инспекцией в безакцептном порядке с юридических лиц, а также налагаемых в административном порядке на должностных лиц и граждан штрафов за несоблюдение действующих нормативных технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий.

2. Основание для применения финансовых санкций 2.1. Основанием для применения финансовых санкций является предписание, выданное государственной жилищной инспекцией Белгородской области, об установлении фактов нарушения действующих нормативных требований по эксплуатации, содержанию и использованию жилищного фонда и придомовых территорий, а также акты проверки исполнения предписания.

2.2. Предписание инспекции обязательно для исполнения собственниками подконтрольных объектов, независимо от форм собственности, а также предприятиями и организациями, обслуживающими эти объекты.

Заказчиками (застройщиками), предприятиями и организациями, производившими строительно-монтажные работы и обязанными устранить допущенные по их вине дефекты и недоделки в течение двух лет со дня передачи в муниципальную собственность нового или капитально отремонтированного жилого фонда.

(пункт 2.2. дополнен постановлением главы администрации Белгородской области от 03.07.1995 № 407) 3. Плательщики финансовых санкций 3.1. Плательщиками финансовых санкций за несоблюдение установленных нормативных технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий и связанных с ними объектов коммунального назначения являются юридические лица - собственники, наниматели и арендаторы жилых и нежилых помещений, расположенных в жилищном фонде или на придомовых участках, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также предприятия и организации, занятые содержанием и техническим обслуживанием этого фонда по поручению в установленном порядке или на основании заключенных договоров.

Заказчики (застройщики), предприятия и организации, производившие строительно-мантажные работы и обязанные устранить допущенные по их вине дефекты и недоделки в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию или со дня передачи в муниципальную собственность нового или капитально отремонтированного жилого фонда.

(пункт 3.1. дополнен постановлением главы администрации Белгородской области от 03.07.1995 № 407) 4. Размер финансовых санкций 4.1. Размеры коэффициентов финансовых санкций устанавливаются дифференцированно по видам нарушений обследуемых помещений, конструктивных элементов и инженерных систем и в зависимости от возможных последствий такого нарушения.

Категория "А" - нарушения, которые влияют на безопасность проживания жителей и при дальнейшей эксплуатации создают угрозу здоровью и жизни граждан или могут причинить значительный ущерб их имуществу, срок устранения таких нарушений от 1 до 7 суток.

Категория "Б" - нарушения, снижающие эксплуатационные показатели зданий и удобства проживания жителей, но не создающие при дальнейшей эксплуатации угрозу здоровью и жизни граждан, не причиняющие значительного ущерба их имуществу.

Категория "В" - нарушения, связанные с выполнением повседневных работ по обслуживанию, эксплуатации и ремонту зданий и инженерного оборудования.

4.2. Размеры коэффициентов финансовых санкций за выявленные нарушения при использовании и содержании жилищного фонда и придомовых территорий и нарушения сроков выполнения работ в соответствии с требованиями предписаний сведены в таблицу по разделам:

1. Жилой дом и относящиеся к нему объекты коммунального назначения.

2. Прилегающая (домовая) территория.

3. Нарушения нормативных и законодательных требований по жизнеобеспечению жителей.

(Таблица прилагается) 4.3. Единица измерения, соответствующая базовому значению коэффициента, устанавливается исходя из адекватности объекта обследования.

4.4. При пересечении первичных проверок исполнения предписаний инспектор применяет финансовые санкции в одинарном размере, а при повторных проверках и в случае повторного невыполнения нарушителем требований предписаний применяется коэффициент К = 2,0 к установленному размеру финансовых санкций.

4.5. В таблице размеры финансовых санкций определены для пятиэтажного шестидесятиквартирного жилого дома, имеющие все виды благоустройства, с износом строительных конструкций до 30%, в других случаях применять к финансовым санкциям коэффициенты:

- при инспектировании жилых домов с износом свыше 30% до 60% - 1,1; ветхих зданий - 1,2;

- при инспектировании домов этажностью выше 5-ти до 9-ти этажей - 1,1; свыше 9-ти этажей - 1,2.

5. Порядок исчисления и уплаты финансовых санкций 5.1. Исчисление финансовых санкций производится в предписаниях и актах. При этом установленные коэффициенты умножаются на действующий размер минимальной заработной платы. Финансовые санкции применяются к предприятиям и организациям, осуществляющим по договорам содержание и обслуживание подконтрольных объектов, только по оговоренным в них видам деятельности, а по остальным допущенным нарушениям - к собственнику.

5.2. Инспекция при установлении фактов несоблюдения нормативных требований предъявляет в предписании плательщику сумму единовременного платежа, исходя из объема работ по обследованию объекта.

5.3. Информация об устранении нарушений, указанных в предписании, представляется плательщиками в инспекцию. Непредоставление информации в установленный срок рассматриваются как невыполнение предписания.

5.4. Актом проверки исполнения предписания устанавливаются финансовые санкции за невыполнение в назначенные сроки указанных в предписании фактов нарушений действующих нормативных технических требований.

5.5. Исчисление финансовых санкций при неустранении в срок фактов нарушений, предусмотренных в предписании, осуществляется инспекцией за каждые сутки после срока, установленного в предписании, на день его составления. Предъявление финансовых санкций плательщику производится в актах проверок исполнения предписаний.

5.6. Отказ от подписания предписания или акта проверки исполнения предписания не является препятствием для составления и выдачи, взыскания финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.

5.7. В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющих содержание данного объекта, принять предписание или акт проверки исполнения предписания, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание или акт направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.

5.8. Зачисление финансовых санкций производить на вновь открываемый счет областного бюджета. Финансирование госжилинспекции осуществлять за счет средств от финансовых санкций, поступивших на вышеуказанный счет в пределах сметы расходов, утвержденной управлением финансов и налоговой политики администрации области.

Порядок использования средств от финансовых санкций в части, превышающей смету расходов госжилинспекции, устанавливается управлением финансов и налоговой политики администрации области.

(в ред. постановления главы администрации Белгородской области от 13.05.1996 № 278) 5.9. Финансовые санкции за несоблюдение установленных нормативно-технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения к юридическим лицам предъявляются госжилинспекцией в течение пяти дней после выдачи им предписания или акта проверки исполнения предписания.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность предъявления финансовых санкций в безакцептном порядке в областной бюджет возлагается на госжилинспекцию. Финансовые санкции приравниваются к платежам в областной бюджет.

(в ред. постановления главы администрации Белгородской области от 13.05.1996 № 278) 6. Меры административного воздействия 6.1. При неисполнении юридическими лицами и гражданами предписаний и актов должностными лицами инспекции составляется протокол, который направляется для рассмотрения в административные комиссии городов, районов, области.

Размер административных штрафов, налагаемых на должностных лиц за непринятие мер по устранению установленных фактов нарушений действующих нормативных технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения, определяется административными комиссиями администраций городов, районов области в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Размер административных штрафов, налагаемых на граждан, нарушающих Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в Российской Федерации, определяется административными комиссиями городов, районов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. Меры административного воздействия за нарушения установленных требований по содержанию и использованию жилого фонда, помимо должностных лиц, применяется к физическим лицам-собственникам, нанимателям, арендаторам жилых помещений. Если физическое лицо по договору осуществляет содержание или обслуживание жилого фонда и допускает нарушения - финансовые санкции применяются к собственнику объекта.

Главный государственный жилищный инспектор Белгородской области А.ЧЕТВЕРГОВ Приложение к Положению о применении финансовых санкций и мер административного воздействия государственной жилищной инспекцией Белгородской области за несоблюдение действующих нормативно-технических требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда Размеры финансовых санкций за выявление нарушений при использовании и содержании жилищного фонда и придомовых территорий и нарушений сроков выполнения работ в соответствии с требованиями предписаний Примечание. Применяются к собственнику (балансодержателю) жилищного фонда в случае непринятия им мер к проживающим. К физическим лицам, проживающим в квартирах, применяются меры административного воздействия.

Главный государственный жилищный инспектор Белгородской области А.ЧЕТВЕРГОВ Сроки устранения неисправностей и повреждений в соответствии с нормативными требованиями Рекомендуемые меры 1. Прилегающая (домовая) территория Цель профилактических осмотров заключается в установлении соответствия территории, домовладения, элементов благоустройства, внутриквартальных проездов, тротуаров, хозяйственных, спортивных и детских площадок, ограждений, беседок, заборов, ворот, калиток и малых форм назначению, эстетическим требованиям и их исправности.

При осмотрах следует обращать внимание на обеспечение беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от здания, спусков (входов в подвалы, оконных приямков и водоотводящих устройств).

Справочно.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда следует:

1. Крыши с наружным водоотводом периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см. При оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).

2. Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

3. Очистку внутреннего водостока от водоприемных воронок до выпуска со стороны воронок производят проволочными щетками диаметром, равным диаметру трубы стояка. Водосточные воронки необходимо очищать скребками и щетками, после чего промывать водой.

Запрещается:

1. Производить сметание хвои, листьев, мусора в желоба и воронки внутренних и наружных водостоков.

2. Находиться на крыше людям, не имеющим отношения к технической эксплуатации и ремонту здания.

3. Установка радио- и телевизионных антенн нанимателям жилых помещений, заделывание специальных вентиляционных отверстий на крышах и слуховых окнах, производство конструктивных изменений в элементах крыш без утвержденных проектов.

4. В мягких кровлях уплотнять швы сопряжений цементно-песчаным раствором с последующим нанесением по нему эластомерной мастики; укладывать ленту "Герлен" без защитного покрытия; наносить тиоколовые мастики на старую мастику "Эгик"; укладывать стеклоткань без компенсационного провеса; разбавлять тиоколовые мастики растворителями;

выполнять гидроизоляцию чистым битумом, гудроном.

Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки.

3. Наружные стены Осмотр стен производится с поверхности земли или с балконов, невооруженным глазом или с помощью биноклей, при выявлении серьезных дефектов - с подвесных люлек, вышек или других подъемных средств. Вместе с фасадами осматривают все относящиеся к ним элементы (эркеры, балконы, карнизы, лепные и др. выступающие детали, водоотводящие устройства; оконные и балконные столярные изделия, пожарные лестницы, крепежные детали, навесные оборудования).