РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ З А К О Н БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Белгородской области от 16.06.97 г. № 116 О выборах депутатов Белгородской областной Думы (В редакции Законов Белгородской области от 27.06.1995 № 19; от 17.10.95 г. № 36; от 31.12.1996 № 97) Принят областной Думой 24 ноября 1994 г. Глава 1. Общие положения. Избирательные права граждан Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов в Белгородскую областную Думу осуществляютсягражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. 2. Белгородская областная Дума состоит из 21 депутата,избираемого населением области на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. 3. Депутаты в Белгородскую областную Думу избираются на основемажоритарной системы по одномандатным (один круг - один представитель)избирательным округам, образуемым на основе единой нормыпредставительства. Число депутатов, работающих на постоянной штатнойоплачиваемой основе, определяется самой областной Думой в пределахбюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение деятельностизаконодательного (представительного) органа субъекта РоссийскойФедерации. Статья 2. Избирательное право 1. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто неправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастиегражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 2. Право избирать депутатов в Белгородскую областную Думупринадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-тилетнего возраста и постоянно проживающему на территории Белгородскойобласти. 3. Депутатом белгородской областной Думы может быть избранпостоянно проживающий в Белгородской области гражданин РоссийскойФедерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. 4. Депутатами Белгородской областной Думы не могут быть судьи,прокуроры, депутаты иных представительных органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, должностные лицаадминистрации области: глава администрации, его заместители,руководители структурных подразделений и их заместители. 5. Не могут избирать и быть избранными граждане Белгородскойобласти, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся вместах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 3. Выборы депутатов в Белгородскую областную Думу 1. Дату выборов в соответствии с Законом определяетзаконодательный (представительный) орган власти Белгородской области. 2. Решение о дате выборов принимается и доводится до сведениянаселения не позднее чем за 60 дней до выборов. 3. Дополнительные выборы депутатов вместо досрочно выбывшихназначаются в течение трех последующих дней и проводятся не позднеечем через 2 месяца. Если до окончания срока полномочий депутатовобластной Думы остается менее одного года, дополнительные выборы непроводятся.(В редакции Закона Белгородской области от 31.12.1996 № 97) Статья 4. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов в Белгородскую областную Думу иобеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации,проживающих на территории области, возлагается на избирательныекомиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенциинезависимы от других государственных органов. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка ипроведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто игласно. Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей Статья 5. Образование избирательных округов по выборам депутатов в Белгородскую областную Думу 1. Для проведения выборов депутатов в областную Думу региональная(головная) избирательная комиссия образует избирательные округа наосновании данных, предоставляемых исполнительными органамигосударственной власти и местного самоуправления. Границыизбирательных округов и число избирателей в каждом из них определяютсясоответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней додня выборов. 2. Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупностивсю территорию области. Избирательные округа должны отвечать следующимтребованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателейс допускаемым взаимным отклонением не более 5 - 10%; б) территориальное единство: не допускается созданиеизбирательного округа, состоящего из не граничащих между собойтерриторий. 3. Схема избирательных округов утверждается и публикуетсярегиональной (головной) избирательной комиссией не позднее 55 дней додня выборов. Статья 6. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются органами местногосамоуправления по согласованию с вышестоящими избирательнымикомиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местныхусловий и с целью создания максимальных удобств для избирателей и непозднее чем за 55 дней до выборов. 2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местахвременного пребывания избирателей могут образовываться избирательныеучастки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем запять дней до выборов. Такие участки входят в округа по месту ихрасположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.В воинских частях избирательные участки могут образовываться вслучаях, установленных федеральными законами и нормативными правовымиактами областной Думы. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать границизбирательных округов. Списки избирательных участков с указанием ихграниц и адресов участковых избирательных комиссий подлежатобязательному опубликованию окружной избирательной комиссией в течениепяти дней после принятия решения об их образовании. Статья 7. Оспаривание границ избирательных округов 1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатныхизбирательных округов границы избирательных округов, образованных всоответствии с настоящим законом, могут быть оспорены. Жалоба подаетсяглавой администрации либо органом местного самоуправлениязатрагиваемой территориальной единицы в региональную (головную)избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производитпроверку жалобы либо производит соответствующее исправление границизбирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдаетзаявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Отклонение жалобы региональной (головной) избирательнойкомиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в п.1настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном закономпорядке. Статья 8. Списки избирателей 1. В списке избирателей включаются все граждане, обладающиеизбирательным правом, установленным в п.2 ст.2 настоящего закона. 2. Списки избирателей составляется участковой избирательнойкомиссией отдельно по каждому избирательному участку на основаниисведений, представляемых по установленной форме органом,осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главойместной администрации. Избиратель может быть включен в списокизбирателей только на одном избирательном участке. 3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке(по населенным пунктам, улицам, домам на основании адресовизбирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, датарождения и адрес избирателя. Список избирателей представляется длявсеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательнуюкомиссию о любой ошибке или неточностей в списке избирателей. Втечение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверитьзаявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменныйответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательнойкомиссии может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию или всуд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в деньвыборов - немедленно. 4. Действия и решения избирательной комиссии могут бытьобжалованы в вышестоящую комиссию или в суд в установленном закономпорядке. Глава 3. Избирательные комиссии Статья 9. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов депутатов в Белгородскуюобластную Думу образуются следующие избирательные комиссии: а) региональная (головная) избирательная комиссия; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимыот государственных органов и органов местного самоуправления. 3. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах ихкомпетенции, установленной федеральными законами и законамиБелгородской области, обязательны для всех нижестоящих избирательныхкомиссий, исполнительных органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц. Статья 10. Порядок формирования региональной (головной) избирательной комиссии 1. Региональная (головная) избирательная комиссия формируется всоставе председателя, его заместителей, секретаря и 10 -15 членовизбирательной комиссии не позднее 70 дней до выборов с учетомпредложений областной Думы и администрации области, а такжеобщественных объединений, трудовых коллективов, органов общественногосамоуправления, собраний избирателей по месту жительства. 2. Персональный состав региональной (головной) избирательнойкомиссии утверждается Центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации. 3. Председатель или секретарь избирательной комиссии должны иметьвысшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов вБелгородскую областную Думу образуются в каждом округе с учетомпредложений представительного и исполнительного органов местногосамоуправления, общественных объединений, трудовых коллективов органовобщественного самоуправления, собраний избирателей по местажительства. Состав комиссий утверждается региональной (головной)избирательной комиссией не позднее 55 дней до дня выборов в составепредседателя, его заместителя, секретаря и 5 - 10 членов избирательнойкомиссии. Председатель или секретарь окружной избирательной комиссиидолжны иметь высшее юридическое образование. 2. Каждое региональное избирательное объединение, выдвинувшеесвоего кандидата по данному избирательному округу, а также каждыйкандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначитьодного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательногоголоса. Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии формируются окружнымиизбирательными комиссиями не позднее 40 дней до дня выборов в составепредседателя, секретаря и 5 - 10 членов избирательной комиссии сучетом предложений представительного и исполнительного органовместного самоуправления, общественных объединений, трудовыхколлективов, органов общественного самоуправления, собранийизбирателей по месту жительства. 2. Каждое региональное избирательное объединение и каждыйкандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначитьодного члена соответствующей избирательной комиссии с правомсовещательного голоса. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии 1. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии вышестоящимиизбирательными комиссиями, имеют право решающего голоса при принятиирешений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всехзаседаниях избирательных комиссий. 2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатамии региональными избирательными объединениями, имеют статус членаизбирательной комиссии с правом совещательного голоса. 3. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правомрешающего, так и с правом совещательного голоса: - заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссиии присутствуют на них; - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вноситьпредложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующейизбирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; - вправе задавать другим участникам заседания избирательнойкомиссии вопросы по повестке дня и получать от них ответы по существу; - вправе знакомиться с любыми документами и материаламисоответствующей избирательной комиссии. Статья 14. Полномочия региональной (головной) избирательной комиссии 1. Региональная (головная) избирательная комиссия: а) своевременно направляет комиссиям рекомендации и методическиеуказания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, даетразъяснения и обеспечивает единообразную реализацию настоящего закона; б) руководит работой окружных избирательных комиссий; в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действияокружных избирательных комиссий и принимает по ним решения; г) в случаях, предусмотренных настоящим законом, издаетинструкции и иные акты по вопросам организации выборов; д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности для каждого из кандидатов; е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов; ж) утверждает формы избирательных бюллетеней, списковизбирателей, других избирательных документов, порядок их хранения,утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает ихизготовление; з) рассматривает вопросы материально-технического обеспеченияподготовки и проведения голосования; и) устанавливает результаты голосования в целом по территории,публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документациисвязанной с проведением и организацией выборов; к) устанавливает лиц, избранных депутатами в Белгородскуюобластную Думу, выдает им удостоверение об избрании; л) организует повторные выборы и вместо выбывших депутатов вБелгородскую областную Думу; м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящимЗаконом. 2. Полномочия региональной (головной) избирательной комиссиидействуют до окончания срока работы депутатов Белгородской областнойДумы. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона насоответствующей территории; б) руководит работой участковых избирательных комиссий,рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этихизбирательных комиссий и принимает по ним решения; в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает имудостоверения установленного образца; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборнойдеятельности для каждого кандидата; д) распоряжается денежными и материальными средствами выделеннымина проведение выборов; е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу,передает их соответственно в региональную (головную) избирательнуюкомиссию, обеспечивает передачу в архив документации, связанной спроведением и организацией выборов; ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования,обеспечивает их изготовление и снабжение ими участковых избирательныхкомиссий; з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссийпомещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросыматериально-технического обеспечения выборов; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящимзаконом. 2. Полномочия окружной избирательной комиссии действуют доокончания срока работы депутатов областной Думы. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) организует составление основного и дополнительного спискаизбирателей по избирательному участку на основании сведений,представленных по установленной форме главой местной администрации; б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает ирассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателейи решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает письменно население о дне выборов, времени и местеголосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов впорядке и объемах, установленных настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования дляголосования; е) организует голосование на избирательном участке в деньвыборов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосованияна участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной спроведением и организацией выборов; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовкивыборов, организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются смомента передачи ее избирательной документации. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если нанем присутствует большинство членов комиссии с правом решающегоголоса. 2. Решения избирательных комиссий по регистрации кандидатов, оботмене регистрации кандидатов, об установлении результатовголосования, о признании выборов не состоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинствомголосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Заседание избирательной комиссии созываются и проводятсяпредседателем или по его поручению заместителем председателяизбирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию неменее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии справом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всехлиц, входящих в ее состав. 4. Протоколы избирательной комиссии подписываютсяпредседательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. 5. Инструкции и иные решения региональной (головной)избирательной комиссии, имеющий нормативный характер, принимаютсябольшинством голосов от общего числа лиц, входящих в составизбирательной комиссии с правом решающего голоса, и подлежатопубликованию в средствах массовой информации. 6. Председатель региональной (головной) избирательной комиссииили секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссиина постоянной основе. Члены региональной (головной) избирательнойкомиссии с правом решающего голоса могут работать постоянно иливременно с отрывом от основной работы. 7. По решениям окружных избирательных комиссий председатель,секретарь и отдельные члены окружных, участковых избирательныхкомиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательнойкомиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. 8. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств,выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий. 9. На заседаниях региональной (головной) избирательной комиссии иокружных избирательных комиссий могут присутствовать представителисредств массовой информации, аккредитованные при них. На заседанияхучастковых избирательных комиссий могут присутствовать представителилюбых средств массовой информации. 10. Все государственные органы, органы местного самоуправления, атакже их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиямсодействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих функций. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия региональной (головной) избирательнойкомиссии могут быть обжалованы в областной суд в порядке,установленном законом. 2. Решения и действия окружных и участковых избирательныхкомиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссиюили в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительноеобращение в вышестоящую избирательную комиссию не являетсяобязательным условием для обращения в суд. 3. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки к выборам,принимаются в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 19. Право выдвижения кандидатов 1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательнымобъединениям и избирателям непосредственно. Кандидаты в депутаты в Белгородскую областную Думу выдвигаютсярегиональными избирательными объединениями и группами избирателей,которые в течение трех дней после выдвижения информируют об этомсоответствующую окружную избирательную комиссию. 2. Региональными избирательными объединениями являются: областныеотделения общефедеральных партий, политических движений, иныхобщественных объединений, блоки общественных объединений, политическихпартий и движений, создаваемые на период проведения выборов, уставыкоторых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации ипредусматривают участие в выборах. 3. Партия, политическое движение и общественная организация немогут входить в состав более чем одного регионального избирательногообъединения. Партия, политическое движение и общественная организацияв случае вхождения в состав блока не могут выступать в качествесамостоятельного избирательного объединения. Блок избирательныхобъединений подлежит регистрации в соответствующей избирательнойкомиссии. 4. В поддержку кандидатов, выдвинутых в областную Думу отизбирательных объединений и группы избирателей, собираются подписиизбирателей. Инициатива сбора подписей о выдвижении кандидата можетисходить от любого избирательного объединения, группы избирателей.Лица, выдвигаемые кандидатами, не вправе использовать преимуществасвоего служебного положения. 5. Численность группы избирателей, которая может быть инициаторомвыдвижения кандидатов, определяется региональной (головной)избирательной комиссией, но не может быть менее 30 граждан. 6. Представление в окружную избирательную комиссию документов длярегистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то,в соответствии с Уставом, органа партии, политического движения, иногообщественного объединения, а в случае создания избирательного блока -по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блокобщественных объединений. Статья 20. Выдвижение кандидатов в Белгородскую областную Думу 1. Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам вБелгородскую областную Думу требуется, чтобы в его поддержку былисобраны подписи избирателей данного округа в количестве двух процентовобщего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются поформе, утвержденной Центральной комиссией. В каждом подписном листеуказывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие ипостоянное место жительства кандидата. 2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указываетсвою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номерпаспорта или заменяющего его удостоверения личности. При выдвижениикандидата в депутаты от избирательного объединения подписной листподписывается также уполномоченным представителем избирательногообъединения с указанием фамилии, имени, отчества, адреса и паспортныхданных. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи,с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии иномера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности илицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Статья 21. Регистрация кандидатов 1. Регистрация кандидатов в депутаты в Белгородскую областнуюДуму производится окружной избирательной комиссией по представлениюизбирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов. 2. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносятподписные листы, а также протокол собрания группы избирателей повыдвижению кандидата или представление регионального избирательногообъединения и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры поданному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательнуюкомиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательнаякомиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиямнастоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов,а также протокола собрания группы избирателей по выдвижению кандидатаили представления регионального объединения регистрирует его,публикует данные о нем, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, впечати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты ивремени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированныхкандидатах в течение суток после регистрации сообщаются такжесредствам массовой информации. 3. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днемвыборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборыв этом избирательном округе откладываются по решению региональной(головной) избирательной комиссии на 60 дней для дополнительноговыдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательныхдействий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе. Статья 22. Оспаривание отказа в регистрации кандидата 1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательнаякомиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложениеммотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требованийнастоящего закона о выборах депутатов в Белгородскую областную Думу. 2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а такженевыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд вустановленном законом порядке. Глава 5. Статус кандидата Статья 23. Права кандидатов 1. Работодатель обязан представить кандидату по его желаниюнеоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликованиярезультатов выборов. В течение этого срока средний заработок или инойрегулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации тримесяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный закономразмер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачиваетсякандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетныхсредств, предназначенных для проведения выборов. 2. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов впределах территорий избирательного округа, в котором он баллотируется(кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии. 3. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределахтерритории города, где имеется несколько избирательных округов, онимеет право на возмещение транспортных расходов на территории города(кроме такси). 4. Кандидат, постоянно проживающий вне пределов избирательногоокруга, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общейсложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом видетранспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующейизбирательной комиссии. 5. Право на возмещение транспортных расходов действует со днярегистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.Порядок оплаты определяется региональной (головной) избирательнойкомиссией. 6. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательнойкомиссии. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательномокруге. 7. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых тойже избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящегозакона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательнойкомиссии удостоверение и ведут агитационную и иную деятельность,способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональныеобъединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц,уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулируетвыданные таким доверенным лицам удостоверения. 8. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять своюкандидатуру. Статья 24. Гарантии деятельности кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равныеобязанности. 2. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственностиили подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым всудебном порядке, без согласия прокурора области. Меры пресечения ииные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидатутолько по постановлению областного суда. При этом информация об этомдолжна быть представлена в региональную (головную) избирательнуюкомиссию в течение 24 часов. 3. Кандидат не может быть призван на военную службу до дняопубликования результатов выборов включительно. 4. Кандидат во время проведения выборов не может быть уволен сработы или переведен на другую работу по инициативе администрации(работодателя) без его согласия. Глава 6. Предвыборная агитация Статья 25. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане Белгородской области, общественные объединения вправебеспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов вдопускаемых законом формах и законными методами. 2. Должностные лица органов государственной власти и местногосамоуправления, являющиеся кандидатами, участвуют в проведениипредвыборной агитации на общих основаниях с другими кандидатами. 3. Участие должностных лиц органов государственной власти иместного самоуправления, командования воинских частей, членовизбирательных комиссий в предвыборной агитации "за" или "против"кандидатов не допускается. 4. Избирательным объединениям и кандидатам гарантируются равныеусловия доступа к средствам массовой информации. 5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовойинформации, должностным лицам и творческим работникам ГТРК "Белгород"запрещается участвовать в освещении избирательной кампании черезсредства массовой информации, если указанные лица являются кандидатамилибо доверенными лицами кандидатов. Статья 26. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Предвыборная агитация может осуществляться через средствамассовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий(собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов идискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространенияагитационных материалов. 2. Органы государственной власти и местного самоуправленияобязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведениипредвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц сизбирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения такихсобраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-тидневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательнойкомиссией. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участковзапрещается. Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 3 дней выборов и в день выборов запрещаетсяопубликование результатов опросов общественного мнения, связанных спредстоящими выборами. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей илисовладельцев которых являются органы государственной власти и местногосамоуправления, а равно средства массовой информации, полностью иличастично финансируемые за счет средств республиканского бюджетаРоссийской Федерации, области или местного бюджета, обязаны обеспечитьравные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. 3. Кандидат имеет право на бесплатное выступление в средствахмассовой информации, в том числе на государственном телевидении ирадио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливаетсярегиональной (головной) избирательной комиссией и должен обеспечитьполучение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительностивыступления, времени выхода в эфир и другим условиям). Статья 28. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Партии и политические движения, иные общественные объединения,участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственновыпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержатьинформацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Региональная (головная) избирательная комиссия, а такжеокружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно ораспространении анонимных либо подложных агитационных материалов,обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться всоответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечениипротивоправной агитационной деятельности. 4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены наспециальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковойизбирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельцав любом помещении, на любом здании, сооружении или ином другомобъекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий иизбирательных участков, органов представительной и исполнительнойвласти, местного самоуправления. Статья 29. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатаи прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатныеагитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений дляголосования, могут сохраняться на прежних местах. Глава 7. Финансирование выборов Статья 30. Финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией ипроведением выборов в Белгородскую областную Думу, осуществляется засчет средств республиканского бюджета Российской Федерации. 2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты иизбирательные объединения вправе использовать собственные средства идобровольные пожертвования. Статья 31. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Региональные избирательные объединения и кандидаты вправесоздавать собственные избирательные фонды для финансированияпредвыборной агитации. Такие фонды могут составлять из следующихсредств: а) средств, выделенных региональному избирательному объединениюили кандидату в равных размерах на предвыборную агитациюизбирательными комиссиями; б) собственных средств регионального избирательного объединенияили кандидата; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональнымизбирательным объединением, партией, политическим движением, инымобщественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование толькоденежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лицав избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а визбирательный фонд регионального избирательного объединения -15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица визбирательный фонд кандидата не может превышать установленный закономразмер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а визбирательный фонд регионального избирательного объединения - болеечем в 1000 раз. 3. Не допускается пожертвования со стороны иностранныхгосударств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российскихюридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъектаРоссийской Федерации, а также со стороны международных организаций имеждународных общественных объединений. 4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежитисключительно создавшим эти фонды региональным избирательнымобъединениям либо кандидатам. 5. Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшиеизбирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 32 настоящего закона,представить региональной (головной) избирательной комиссии отчеты обиспользовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны бытьпереданы в средства массовой информации региональной (головной)избирательной комиссией одновременно с представлением даннойизбирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии спунктом 4 статьи 32 настоящего закона. Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фондрегионального избирательного объединения или кандидата, перечисляютсяна специальный счет в банке, который открывается региональной(головной) избирательной комиссией после регистрации соответствующегокандидата. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательногофонда устанавливается региональной (головной) избирательной комиссией. 3. В месячный срок после определения результатов выборов поокругу региональное избирательное объединение или кандидат обязаныпредставить в региональную (головную) избирательную комиссиюфинансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступленийв избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборнойагитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации по согласованию сМинистерством финансов Российской Федерации. 4. Окружные избирательные комиссии представляют региональной(головной) избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных имсредств не позднее 45 дней со дня официального опубликованиярезультатов выборов. 5. Региональная (головная) избирательная комиссия представляетЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет орасходовании выделенных ей средств не позднее 3 месяцев со дняофициального опубликования результатов выборов. Указанный отчет долженбыть опубликован региональной (головной) избирательной комиссией визданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты, принятыепредставительным органом государственной власти области, а такжесообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца содня его представления в Центральную избирательную комиссию Российскойфедерации. Глава 8. Порядок голосования. Подсчет голосов избирателей. Установление результатов выборов и их опубликование Статья 33. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжениеучастковых избирательных комиссий районной, городской администрацией. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в которомоборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайногоголосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайногоголосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикамдолжны находиться в поле зрения членов участковой избирательнойкомиссии и наблюдателей. 3. В помещении для тайного голосования либо непосредственно передним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд синформацией о всех региональных избирательных объединениях и всехвыдвинутых ими кандидатах, а также всех кандидатах, баллотирующихся всоответствующем избирательном округе, с обязательным указаниемфамилии, имени, отчества, даты рождения, занятия и постоянного местажительства каждого кандидата, партийной принадлежности. Статья 34. Избирательные бюллетени 1. Для выборов в Белгородскую областную Думу каждый избирательполучает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеняустанавливается региональной (головной) избирательной комиссией. 2. Избирательный бюллетень содержит список всехзарегистрированных по избирательному округу кандидатов с указанием валфавитном порядке фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемойдолжности, места работы и жительства, принадлежности кандидата кизбирательному объединению или о его независимом статусе. Справа отданных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В концеизбирательного бюллетеня помещается строка "против всех кандидатов" срасположенным справа от него пустым квадратом. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указаниеизбирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжениюрегиональной (головной) избирательной комиссии и пересылаются окружнымизбирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов. Участковыеизбирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссийизбирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Покаждому избирательному округу число избирательных бюллетеней,передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышатьчисло зарегистрированных по избирательному участку избирателей болеечем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетенейставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух еечленов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов со дня выборов, но послеизготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковыеизбирательные комиссии по указанию региональной (головной)избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные овыбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени. Статья 35. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 7 часов до 20 часовпо местному времени. Если по избирательному участку проголосовали всезарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия можетпрекратить голосование ранее 20 часов. В случае необходимости, сучетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут посогласованию с региональной (головной) избирательной комиссиейизменять время голосования при сохранении его продолжительности. 2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до днявыборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своегопостоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнивизбирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня довыборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательнойкомиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Еслиизбиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то наобороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печатьсоответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетеньизбиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурномучлену соответственно окружной, участковой избирательной комиссии. Наместе склейки на конверте ставится печать соответственно окружной илиучастковой избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшегоизбирателя. Окружные избирательные комиссии передают спискипроголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями всоответствующую участковую избирательную комиссию одновременно спередачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссияотмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образомизбирателей. 3. В 7 часов утра дня выборов председатель каждой участковойизбирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляетчленам избирательной комиссии и присутствующим избирателям инаблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этимопечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссиивскрывает конверты с заполненными избирателями бюллетенями,оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные изних избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чегоприглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Числоконвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательнойкомиссии. 4. При получении избирательного бюллетеня член избирательнойкомиссии проставляет в списки избирателей серию и номер удостоверенияличности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. 5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальнойкабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельнозаполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину иликомнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательнойкомиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене для выборов в Белгородскую областнуюДуму избиратель ставит крест или любой другой знак в пустом квадратенапротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо вквадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов". 7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабинуили комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.Избирательные ящики должны находиться, в поле зрения членов участковойизбирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит запорядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всехприсутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя егозаменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при егоотсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,уполномоченный ею. 9. В случае, когда гражданин, имеющий право участвовать ввыборах, не может прибыть на участок для голосования по состояниюздоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устнойпросьбе избирателя участковая избирательная комиссия организуетголосование по месту нахождения этого гражданина в присутствиинаблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, сиспользованием специального переносного избирательного ящика. Такихящиков может быть не более трех на участке. Устная просьба должна бытьподтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членовучастковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковойизбирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под росписьколичество избирательных бюллетеней, соответствующее количествуписьменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавшихна дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в которомизбиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а членизбирательной комиссии - в его выдаче. 10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется отучастия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещенияизбирательного участка, если они нарушают тайну голосования илипытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этомпринимается избирательной комиссией. Статья 36. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется участковымиизбирательными комиссиями на основании поданных избирателямибюллетеней. 2. По истечении времени голосования председатель участковойизбирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этогомогут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица,уже находящиеся в помещении для голосования. 3. Перед началом подсчета голосов председатель участковойизбирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашаетнеиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимоев протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб наизбирательных ящиках и вскрывает их. Прежде всего отделяютсянедействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаютсябюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружнойили участковой избирательной комиссии либо подписями двух членовучастковой избирательной комиссии, а также из которых нельзяустановить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которыхкрест или любой иной знак (знаки) поставлен более чем в одном квадрателибо не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол поитогам голосования на данном участке. В протоколе указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательномуучастку; б) число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; в) число погашенных неиспользованных бюллетеней; г) число бюллетеней, выданных в день выборов; д) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшимдосрочно и на дому; е) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; ж) число недействительных избирательных бюллетеней; з) число бюллетеней, признанных действительными; и) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетенькандидатов; к) число действительных голосов, поданных за каждого изкандидатов; л) число голосов, поданных против всех кандидатов; м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по нимрешения. 5. В целях исключения возможности фальсификации результатовголосования подсчет голосов проводится без перерыва до полученияитогов голосования. 6. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всемсоставом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями,вправе приложить к протоколу особое мнение. 7. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссиинаправляется в окружную избирательную комиссию, один экземплярпротокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится усекретаря избирательной комиссии до окончания ее работы. 8. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени,передается в соответствующие окружные избирательные комиссии непозднее чем через 10 дней после официального объявления итоговвыборов. Статья 37. Определение результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получениипротоколов всех участковых избирательных комиссий производит подсчетголосов, поданных по данному округу по выборам депутатов вБелгородскую областную Думу, путем суммирования данных, содержащихся вэтих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в которомуказывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательномуокругу и число избирателей дополнительно внесенных в список; б) число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; в) число выданных бюллетеней в день голосования; г) число погашенных бюллетеней; д) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшимидосрочно; е) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; ж) число бюллетеней, признанных действительными; з) число недействительных бюллетеней; и) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетенькандидатов, если фамилия и инициалы двух или более кандидатовсовпадают, для них указываются идентифицирующие данные; к) число действительных голосов, поданных за каждого изкандидатов; л) число голосов, поданных "против" всех голосов; м) одно из следующих решений: - признание избранным кандидата, получившего наибольшее числодействительных голосов. При равном числе полученных голосов избраннымсчитается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраныподписи большего числа избирателей; - признание выборов недействительными, если допущенные при ихпроведении нарушения настоящего закона являются существенными или непозволяют с достоверностью установить результаты волеизъявленияизбирателей; - признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов от числазарегистрированных избирателей. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписываетсяпредседателем и членами окружной избирательной комиссией. Одинэкземпляр протокола незамедлительно направляется в региональную(головную) избирательную комиссию, а другой хранится у секретаряокружной комиссии до окончания срока ее полномочий. 4. По требованию любого члена избирательной комиссии илинаблюдателей комиссия обязана предоставлять им заверенную в комиссиикопию протокола о результатах голосования. Статья 38. Установление результатов выборов На основании протоколов окружных избирательных комиссийрегиональная (головная) избирательная комиссия в течение пяти дней поих получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течениеодного месяца со дня выборов региональная (головная) избирательнаякомиссия публикует итоги голосования по всем избирательным округам иизбирательным участками в средствах массовой информации. Региональная (головная) избирательная комиссия признаетнедействительными выборы по отдельным избирательным округам, еслиустановит, что допущенные в этих избирательных округах при проведениивыборов нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностьюопределить результаты волеизъявления избирателей. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-затого, что общее число действительных бюллетеней менее 25 процентовзарегистрированных избирателей или признаны недействительными попричине нарушений настоящего закона областная Дума, назначает новыевыборы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 настоящего закона.Региональная (головная) избирательная комиссия может распорядитьсяо формировании в этих случаях окружных и участковых избирательныхкомиссий в новом составе. (В редакции Закона Белгородской области от 17.10.95 г. № 36) Статья 39. Регистрация избранных депутатов, опубликование итогов голосования 1. Соответствующая избирательная комиссия после подписанияпротокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного вБелгородскую областную Думу. 2. Региональная избирательная комиссия на основании протокола орезультатах выборов не позднее чем через 5 дней после опубликованияобщих итогов выборов производит регистрацию избранного депутата вБелгородскую областную Думу и выдачу ему удостоверения об избрании. Глава 9. Заключительные положения Статья 40. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах,если количество таковых превышает три процента собранных подписей,либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрациисогласно условиям настоящего закона, регистрация отдельного кандидатааннулируется соответствующей избирательной комиссией. Еслифальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов,соответствующие мандаты аннулируются решением законодательного(представительного) органа власти области по представлению мандатнойкомиссии. Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Уголовная и административная ответственность за нарушениезаконодательства о выборах наступает в соответствии с законамиРоссийской Федерации. Глава 10. Переходные положения Статья 42. Действия пункта 2 статьи 1 Закона "О выборах депутатовБелгородской областной Думы" не распространяются на депутатовобластной Думы первого созыва. Глава администрации Белгородской области Е.Савченко г. Белгород 6 декабря 1994 г. № 4