РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ З А К О Н БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Белгородской области от 03.05.2011 г. № 37 О политике цен в Белгородской области (В редакции Законов Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27;от 04.07.2002 г. № 38) Принят областной Думой 7 июня 1996 г. Глава 1 Общие положения Статья 1. Цели закона. Настоящий закон определяет организационные и правовые основысистемы ценообразования в Белгородской области, права, обязанности иответственность юридических лиц и граждан в области ценообразования,полномочия органов государственной власти в вопросах разработки иреализации политики цен в целях преодоления кризисных явлений вхозяйстве области, замедления инфляции и смягчения ее негативныхэкономических и социальных последствий, содействия развитиюдобросовестной конкуренции. Статья 2. законодательство области о политике цен. законодательство области о политике цен состоит из настоящегозакона, других нормативных актов области и органов местногосамоуправления. (В редакции Закона Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Статья 3. Субъекты ценообразования. Субъектами ценообразования, на которые распространяется действиенастоящего закона, являются граждане, юридические лица, осуществляющиесвою деятельность на территории Белгородской области. Статья 4. Органы государственного регулирования и контроля засоблюдением порядка ценообразования. Областной орган государственного регулирования и контроля засоблюдением порядка ценообразования - администрация Белгородскойобласти - осуществляет государственное регулирование и контроль засоблюдением порядка ценообразования по вопросам, отнесенным к ееполномочиям в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления могут создавать в своей структуреспециальные органы для решения вопросов ценообразования. Администрация Белгородской области по согласованию с органамиисполнительной власти городов и районов может передавать имосуществление части своих полномочий, если это не противоречитдействующему законодательству. В структуру органов исполнительной власти Белгородской областивходят органы, реализующие ценовую политику - управление цен игосударственная инспекция цен. Органы по политике цен области работают во взаимодействии сфедеральными органами по политике цен. Работники органа, реализующего ценовую политику, являютсягосударственными служащими. Правовой статус работников органа, реализующего ценовую политику,регулируется законами Российской Федерации и правовыми актами области. (В редакции Закона Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Статья 5. Основные понятия. В настоящем законе используются следующие понятия: Политика цен - действия органов государственной власти,направленные на государственное регулирование процессовценообразования и государственный контроль за соблюдением порядкаценообразования для достижения поставленных целей. Ценообразование - порядок формирования и применения цен(тарифов). Государственная дисциплина цен (тарифов) - соблюдение субъектамиценообразования действующего законодательства о политике цен. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся: - завышение государственных регулируемых цен (тарифов) напродукцию, товары, услуги (фиксированных цен (тарифов), предельных цен(тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов),предельных уровней рентабельности и др.); - завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных придекларировании в органах ценообразования; - завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам),начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредставление илипредставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок; - (Исключен - Закон Белгородской областиот 11.03.2002 г. № 27) - несоблюдение порядка оформления товароплатежных документов; - применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиямиобщественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживаниянаселения, уровень обслуживания которых не соответствуетхарактеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов; - завышение цен на продукцию, по которой из - за конструктивныхили технологических недостатков не достигнуты потребительскиесвойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключенияорганов стандартизации); - нарушение предприятиями - монополистами порядка декларированиясвободных цен и тарифов; - неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышенияпредельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен(тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями напродукцию (товары, услуги), цены и тарифы на которую ограниченыпредельным уровнем рентабельности; - применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценоки надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; - непредоставление документов или предоставление заведомонедостоверных (ложных) сведений органам по политике цен; - иные нарушения, предусмотренные законодательством по политикецен. Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара, продукции,услуг. Рыночная (свободная) цена (тариф) - средняя цена, по которойможно приобрести товар (услугу) на данном рынке в конкретный периодвремени. Регулируемая цена (тариф) - цена, складывающаяся на рынке впроцессе государственного воздействия на цену. Регулирование цен (тарифов) - предусмотренное нормативными актамивоздействия органов исполнительной власти на порядок формирования иуровень цен (тарифов). Оптовая (отпускная) цена - цена, применяемая для расчетов междусубъектами ценообразования. Розничная цена - цена, применяемая для расчетов с населением. Залоговая цена - денежное выражение стоимости имущества,подлежащего возврату. Производитель - хозяйствующий субъект, который производит,изготавливает, перерабатывает или заключает договоры о производствеэтих операций с другими хозяйствующими субъектами, поставляя им сырье,а также им может быть владелец торговой марки, не являющийсянепосредственным производителем. Хозяйствующий субъект, осуществляющийрасфасовку готовой продукции в торговой сети, не являетсяпроизводителем. Импортер товаров приравнивается к производителю. Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты","монопольно высокие цены", "демпинговые цены" используются взначениях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О конкуренциии ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". (В редакции Закона Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Глава 2 Регулируемые цены и тарифы Статья 6. Формирование регулируемых цен и тарифов. Формирование регулируемых цен осуществляется органамиисполнительной власти и местного самоуправления в пределах полномочий,определенных действующим законодательством и настоящим законом. (Исключен - Закон Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) При государственном регулировании цен (тарифов) должнысоблюдаться следующие основные принципы: - обеспечение экономической обоснованности затрат, уровня прибылина производство товаров (продукции) и предоставление услуг; - учет результатов деятельности субъектов ценообразования поитогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); - учет качества, потребительских свойств и социальной значимоститоваров (услуг). Прямое регулирование цен осуществляется путем установления: - фиксированных цен; - предельных цен (коэффициентов); - предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции(услуг); - порядка декларирования цен и их изменения; - предельных размеров торговых надбавок и расценок. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения: - льготного налогообложения; - льготного кредитования; - субсидий, дотаций и компенсаций из бюджета. По решению органов исполнительной власти при косвенномрегулировании цен может вводиться обязательное декларирование оптовых(отпускных) цен на отдельные виды продукции. По поручению администрации области предварительное уведомление обизменении оптовых (отпускных) и розничных цен на отдельные видыпродукции на территории области при косвенном их регулировании можетвводиться решениями органов по политике цен. Допускаются иные методы регулирования цен (тарифов), непротиворечащие действующему законодательству. Органы исполнительной власти области, местного самоуправления впределах полномочий, установленных настоящим законом и действующимзаконодательством, самостоятельно определяют направления и методырегулирования цен для всех субъектов ценообразования. Глава 3 Задачи, функции и полномочия органов по политике цен области Статья 7. Задачи и функции органов по политике цен. К основным задачам органов по политике цен относятся: - проведение единой политики цен на территории области; - осуществление государственного контроля за соблюдениемпорядка ценообразования. Органы по политике цен области выполняют следующие основныефункции: - подготавливают предложения по формированию единой системы всехвидов цен и тарифов в области; - анализируют процессы ценообразования в отраслях народногохозяйства и вносят на этой основе предложения по изменениюноменклатуры и уровня цен на продукцию, реализуемую по регулируемымценам; - подготавливают предложения в органы исполнительной власти овведении на рынках области для отдельных субъектов ценообразованияобязательного порядка декларирования цен; - вводят порядок предварительного уведомления о предстоящемизменении цен; - осуществляют систематический контроль за соблюдениемгосударственной дисциплины цен субъектами ценообразования; - разрабатывают утверждаемые администрацией Белгородской областиметодические указания и другие инструктивные документы, разъясняющиеусловия, порядок формирования и применения цен и тарифов, контроля засоблюдением государственной дисциплины цен, обязательные дляисполнения всеми субъектами ценообразования. (В редакции Закона Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Статья 8. Полномочия органов по политике цен области. Органы по политике цен области имеют право: - беспрепятственно проверять все хозяйствующие субъекты,действующие на территории области, в отношении соблюдения иминормативных актов по государственному регулированию цен и тарифов; - получать в процессе проверки все необходимые документы иматериалы по вопросам формирования, установления и применениярегулируемых цен и тарифов при соблюдении требований законодательстваРоссийской Федерации о государственной и коммерческой тайне; - давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполненияпредписания об устранении нарушений действующего законодательства ополитике цен; - применять экономические санкции к субъектам ценообразования,нарушившим настоящий закон, в соответствии с действующимзаконодательством; - привлекать специалистов коммерческих и некоммерческихорганизаций, действующих на территории области, для подготовкиквалифицированных заключений по вопросам ценообразования в различныхотраслях экономики области; - требовать от областных органов исполнительной власти и местногосамоуправления изменения или отмены принятых ими документов, несоответствующих действующим нормативным актам по государственномурегулированию цен и тарифов; - выступать в суде истцом или ответчиком по делам, связанным снарушением государственной дисциплины цен; - регулировать деятельность субъектов естественных монополий впределах предоставленных полномочий; - в случае выявления нарушений, наказание за которые входит вкомпетенцию других органов, сообщать последним о всех выявленныхнарушениях; - принимать во внимание объяснения субъектов ценообразования пофактам выявленных нарушений; - сообщать через средства массовой информации о проводимойполитике цен; - осуществлять иные полномочия, предусмотренныезаконодательством. Статья 9. Финансирование органов по политике цен. Финансирование органов по политик цен осуществляется за счетбюджета области. (Исключен - Закон Белгородской области от 04.07.2002 г. № 38) Глава 4 Права и обязанности субъектов ценообразования Статья 10. Права субъектов ценообразования. Субъекты ценообразования имеют право: - самостоятельно на договорной основе между поставщиком ипотребителем определять цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги,за исключением случаев применения государственных регулируемых цен(тарифов) или заключения ими договора, когда цены (тарифы) должны бытьодинаковыми для соответствующих групп потребителей; - получать информацию о действующих нормативных актах по вопросамценообразования и государственного регулирования цен (тарифов). Статья 11. Обязанности субъектов ценообразования. Субъекты ценообразования обязаны: - соблюдать государственную дисциплину цен; - оказывать содействие представителям органа, реализующегополитику цен, в проведении контрольной и аналитической работы; - предоставлять органу, реализующему политику цен, достоверныедокументы и иную информацию, необходимые для осуществления полномочий,предусмотренных настоящим законом; - выполнять предписания органа, реализующего политику цен; - давать объяснения органу, реализующему политику цен, по фактамвыявленных нарушений государственной дисциплины цен; - согласовывать уровень свободных оптовых, отпускных цен,тарифов, наценок, надбавок, скидок с потребителем (заказчиком) впорядке, установленном настоящим законом. Глава 5 Ответственность за нарушение законодательства о политике цен Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего закона. Субъекты ценообразования, руководители юридических лиц -субъектов ценообразования и должностные лица за нарушение настоящегозакона несут ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. (Исключен - Закон Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Субъекты ценообразования, не исполняющие в установленный срокпредписание органа по политике цен об устранении допущенныхнарушений, несут ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. (В редакции Закона Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Статья 13. Порядок обжалования действий органов по политике цен. Действия органов по политике цен могут быть обжалованыруководителю вышестоящего органа по политике цен или в суд вустановленном порядке. (Исключен - Закон Белгородской области от 11.03.2002 г. № 27) Статья 14. Вступление настоящего областного закона в силу. Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования его впечати. Глава администрации Белгородской области Е.Савченко г. Белгород 21 июня 1996 г. № 58