ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ З А К О Н БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Белгородской области от 16.06.97 г. № 116 О референдуме Белгородской области Принят областной Думой 27 декабря 1994 года Глава 1. Общие положения В соответствии с Конституцией Российской Федерации населениеБелгородской области вправе участвовать в решении областныхвопросов и вопросов местного значения непосредственно путемреферендума. Вопросы подготовки и проведения референдумов вБелгородской области регулируются Законом РСФСР "О референдумеРСФСР", за исключением положений, установленных настоящим законом. Статья 1. Областной референдум Население Белгородской области вправе участвовать в решенииобластных вопросов непосредственно путем референдума. Областной референдум - общее голосование жителей областиявляется выражением их непосредственной власти. Он проводится дляпринятия решения по наиболее важным вопросам, входящим вкомпетенцию государственных органов власти. Решение о проведении областного референдума принимаетобластная Дума по согласованию с администрацией области повопросам своей компетенции. Референдум должен быть назначен потребованию не менее 100 тысяч лиц, обладающих избирательнымправом, а также по требованию не менее трех органов местногосамоуправления городских или районных административно -территориальных единиц. На референдум не могут выноситься вопросы о бюджете, налогах,чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка,здоровья и безопасности населения. Принятые на референдуме решения могут быть отменены толькореферендумом и не ранее чем через год после принятия. Областная Дума и администрация области могут проводить опросынаселения (консультативные референдумы) по вопросам, которыевызывают неоднозначные решения. В тех же целях проводитсяобсуждение проблем жизни области в средствах массовой информации. Статья 2. Местный референдум Местный референдум - принятие окончательного решениянаселением по жизненно важным вопросам местного значения. Местный референдум может быть объявлен по решению органаместного самоуправления, по требованию 10 процентов гражданадминистративно-территориальной единицы или местного сообщества. В местном референдуме имеет право участвовать все населениеадминистративно-территориальной единицы или местного сообщества,обладающее избирательным правом. Участие в местном референдуме является добровольным исвободным. К освещению хода местного референдума привлекаютсяместные средства массовой информации. Голосование по вопросам, внесенным на местный референдум,осуществляется тайно. Контроль за волеизъявлением участниковреферендума не допускается. Для контроля за правильностьюпроведения голосования органами местного самоуправления создаютсянаблюдательные комиссии, состоящие из представителей общественныхобъединений граждан. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны дляисполнения органами местного самоуправления, должностными лицами,предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися натерритории административно-территориальной единицы, а такжегражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены толькопосредством нового местного референдума и не ранее чем через годпосле принятия. Уставы местных сообществ могут приниматься в ходе местногореферендума, другие вопросы, решение по которым принимается толькопутем местного референдума, определяются органом местногосамоуправления. Глава 2. Порядок объявления областного и местного референдумов Статья 3. Реализация права требования референдумов гражданами области Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведенииобластного референдума принадлежит каждому гражданину области илигруппе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведенииместного референдума принадлежит каждому гражданину или группеграждан, проживающим в административно-территориальной единице илиявляющимся членами местного сообщества, имеющим право на участие вреферендуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно исамостоятельно. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группыреферендума, образуемые из граждан области в соответствии стребованиями настоящего закона. Статья 4. Образование инициативной группы референдумов В целях решения вопроса о необходимости проведения референдумапо инициативе граждан проводятся собрания граждан. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10дней уведомить областную Думу или соответствующий орган местногосамоуправления, наделенный представительными полномочиями, о местеи времени проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 200граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Перед собранием проводится регистрация его участников.Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимостьпроведения референдума, а также текст проекта решения,предлагаемого на референдум. В случае принятия решения о необходимости проведенияреферендума и утверждения текста, выносимого на референдум,собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативнуюгруппу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ейорганизацию сбора подписей. Статья 5. Регистрация инициативной группы Надлежаще оформленный протокол собрания с данными орегистрации его участников и списком избранной инициативной группыпередается для регистрации инициативной группы в областную Думуили орган местного самоуправления, наделенный представительнымиполномочиями, по месту проведения собрания. К протоколуприлагаются текст проекта решения, предлагаемого для вынесения нареферендум, и письменное обязательство членов инициативной группысоблюдать законодательство о референдуме и нести ответственностьза правильность сбора подписей. Решение о регистрации должно быть вынесено не позднее двухнедель с момента получения протокола собрания и соответствующихприложений к нему. Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, еслисобрание было проведено с соблюдением требований настоящегозакона. Областная Дума или орган местного самоуправления, наделенныйпредставительными полномочиями, после проверки правильностипроведения собрания выдает представителям инициативной группысвидетельство о регистрации и соответствующие удостоверенияее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются в течение трехдней с момента вынесения решения о регистрации инициативнойгруппы. При отсутствии решения по вопросу о регистрации инициативнойгруппы по истечении двух недель с момента представления материаловоб ее избрании группа считается зарегистрированной. В этом случаерегистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативнойгруппы оформляются и выдаются государственным нотариусом наосновании копий документов, направленных в областную Думу, органместного самоуправления, наделенный представительнымиполномочиями. Государственная пошлина за выдачу свидетельств иудостоверений взимается с указанных органов. Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованнымилицами в районный (городской) суд в г. Белгороде или по местунахождения органа местного самоуправления, наделенногопредставительными полномочиями, отказавшего в регистрации. При регистрации инициативным группам должны быть присвоеныпорядковые номера и наименования: областная Дума илисоответствующие наименованиям органов местного самоуправления,наделенных представительными полномочиями по месту образованияинициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываютсяна каждом листе, предназначенном для сбора подписей пореферендуму, а также на других документах, исходящих отинициативных групп. Общее количество создаваемых инициативных групп по каждомуреферендуму не ограничивается. По решению трех и болееинициативных групп допускается создание координационнойинициативной группы референдума. Статья 6. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума С момента получения свидетельства о регистрации инициативнаягруппа референдума вправе организовывать и осуществлятьбеспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованиемо проведении референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме недолжен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства орегистрации первой из созданных по данному референдумуинициативных групп. В случае, если в течение этого срока не было собранонеобходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписейпрекращается. С требованием о проведении референдума по тому жевопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одногогода. Статья 7. Подписной лист референдума Листы для сбора подписей граждан, проживающих на территорииобласти или местного самоуправления под требованием о проведенииреферендума (подписные листы) должны содержать формулировкувопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существапредлагаемого проекта закона, или иного решения (при условииобеспечения возможности ознакомления с полным текстом проектазакона или иного решения), а также полное наименованиесоответствующей инициативной группы. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума,подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя,отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своегопаспорта или заменяющего его документа и дату подписания. Подписные листы должны быть заверены председателем и одним изчленов инициативной группы. На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписямипредседателя и одного из членов инициативной группы референдумапроизводится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющиеподписи членов инициативной группы удостоверяются печатьюобластной Думы или органа местного самоуправления, наделенногопредставительными полномочиями, по месту регистрации даннойинициативной группы. Статья 8. Оформление права требования референдума По окончании сбора подписей инициативная группа составляетитоговый протокол, в котором указывается дата регистрацииинициативной группы, дата окончания сбора подписей, количествособранных подписей и наименование органа, которому переданы нахранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованиемо проведении референдума направляется соответственно областнойДуме или органу местного самоуправления, наделенномупредставительными полномочиями. Подписные листы по акту передаются на хранение указанныморганам, зарегистрировавшим инициативную группу, и хранятся втечение двух месяцев после опубликования решения референдума. Требование о проведении референдума адресуется в областнуюДуму или органу местного самоуправления, наделенномупредставительными полномочиями, должно содержать обоснованиенеобходимости референдума, четкую формулировку вопросов либопроект закона или иного решения, предлагаемых на референдум. Областная Дума, орган местного самоуправления, наделенныйпредставительными полномочиями, обеспечивает регистрациюполученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений. При необходимости областная Дума может поручить выборочную илиполную проверку достоверности полученных документовсоответствующим органам местного самоуправления. Данная проверкадолжна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц,подписавших требование о проведении референдума, не допускается.Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневныйсрок передаются в областную Думу. При обнаружении в подписных листах двух или более подписейодного гражданина его подписи не учитываются. Статья 9. Принятие решения по требованию о проведении референдума Областная Дума или орган местного самоуправления, наделенныйпредставительными полномочиями, по требованию о проведенииреферендума вправе принять одно из следующих решений: а) о назначении референдума, дате его проведения, мерах по егообеспечению; б) об отклонении требований о назначении референдума в случаенарушений настоящего закона инициаторами референдума; в) принятии закона или иного решения, предлагаемого втребованиях о проведении референдума, без последующего проведенияреферендума. Областная Дума и орган местного самоуправления,наделенный представительными полномочиями, рассматриваютпредставленные материалы и принимают по ним решения втечение месяца со дня поступления требований о проведенииреферендума. Принятое решение в семидневный срок публикуется в средствахмассовой информации. Не позднее десяти дней после обнародованияпостановления о назначении референдума публикуется проектвыносимого на референдум закона или иного решения. Статья 10. Срок проведения референдума Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднеечетырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении. Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом,если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведениедругого референдума. Глава 3. Подготовка к областному и местным референдумам Статья 11. Комиссии по проведению референдумов Для подготовки и проведения референдума образуются следующиекомиссии: а) областная комиссия референдума; б) территориальная (городская, районная) комиссия референдума; в) участковые комиссии референдума. Полномочия комиссий референдума возникают с момента ихобразования и прекращаются по истечении одного месяца с моментаопубликования результатов референдума. Статья 12. Порядок формирования областной комиссии референдума Областная комиссия референдума формируется областной Думой всоставе председателя, его заместителей, секретаря и 10-15 членовкомиссии не позднее 70 дней до референдума. Председатель или секретарь комиссии референдума должны иметьвысшее юридическое образование либо ученую степень в областиправа. Территориальные комиссии референдума образуются областнойкомиссией референдума или органом местного самоуправления,наделенным представительными полномочиями, с учетом предложенийобщественных организаций, трудовых коллективов и избирателей поместу жительства за 55 дней до референдума. Участковые комиссии референдума образуются территориальнымикомиссиями по предложениям органов местного самоуправления непозднее чем за 40 дней до проведения референдума с учетомпредложений расположенных на их территории общественныхорганизаций, трудовых коллективов, инициативных групп референдума,а также собраний граждан. Комиссии референдума обеспечивают своевременное информированиенаселения через средства массовой информации и иными способами осоставе комиссий референдума, месте и времени их работы,телефонах, расположении участков для голосования и другихобстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки ипроведения референдума. Статья 13. Полномочия областной комиссии референдума Областная комиссия референдума: а) организует деятельность территориальных комиссийреферендума; б) заслушивает сообщения органов местного самоуправления,руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросамподготовки и проведения референдума; в) обеспечивает своевременное издание материалов референдума; г) проводит мероприятия, направленные на разъяснение сутипроекта закона или иного решения, вынесенного на референдум; д) обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение имитерриториальных комиссий референдума; е) устанавливает результаты референдума в области, публикуетитоги референдума в печати; ж) рассматривает заявления и жалобы на решения и действиятерриториальных, участковых комиссий референдума и принимает поним решения; з) обеспечивает строгое соблюдение настоящего закона натерритории области; и) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимзаконом. Решения областной комиссии референдума, принятые в пределах еекомпетенции, обязательны для государственных органов, общественныхобъединений, предприятий и должностных лиц, которые обязаныоказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работыдокументы и информацию. Статья 14. Полномочия территориальной комиссии референдума Территориальная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за проведением референдума насоответствующей территории; б) утверждает границы участков, состав участковых комиссийреферендума; в) контролирует своевременность и правильность составлениясписков участников референдума и представления их для всеобщегоознакомления; г) руководит работой участковых комиссий; д) рассматривает заявления и жалобы на решения и действияучастковых комиссий и принимает по ним решения; е) распоряжается денежными и материальными средствами,выделенными на проведение референдума; ж) устанавливает результаты голосования по соответствующейтерритории, публикует их в местной печати, доводит до сведениянаселения иным способом; з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. При проведении местных референдумов полномочия областнойкомиссии референдума выполняют территориальные комиссииреферендума. Статья 15. Полномочия участковой комиссии референдума Участковая комиссия референдума: а) организует составление основного и дополнительного спискаизбирателей на основании сведений об избирателях, переданных имвысшим должностным лицом местного самоуправления; б) знакомит население со списком, принимает и рассматриваетзаявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы овнесении в него соответствующих изменений; в) оповещает письменно население о дне референдума, времени иместе голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения; г) контролирует размещение агитационных материалов в порядке иобъемах, установленных настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования дляголосования; е) организует голосование на участке в день референдума; ж) производит подсчет голосов, определяет результатыголосования на участке и обеспечивает передачу территориальнойкомиссии референдума документации, связанной с проведением иорганизацией референдума; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовкиреферендума и организации голосования, принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящимзаконом. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются смомента передачи ею документации в территориальную комиссию. Статья 16. Область и участки референдума Территория области делится на участки. Участки референдумаобразуются районными, городскими органами самоуправления,наделенными представительными полномочиями, по согласованию собластной комиссией референдума. В больницах, санаториях, домах отдыха, в воинских частях могутсоздаваться участки референдума. Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где вмомент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков иподсчета голосов должны свободно размещаться члены участковойкомиссии, представители политических и иных общественныхорганизаций и массовых движений, трудовых коллективов, собранийграждан, а также средств массовой информации. Помещение должнобыть оборудовано сейфом для хранения документации, телефоном,мебелью и другой информацией по референдуму, ящиками и кабинамидля тайного голосования. Каждый участок не может иметь болееодного ящика для голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами стекстом проекта решения, вынесенного на референдум, а такжеавторучками. Применение карандашей не допускается. Статья 17. Организация работы комиссий референдума Комиссии референдума должны провести свои первые заседанияне позднее чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссии референдума являются правомочными, если вних принимает участие более половины состава комиссий, а решениякомиссии считаются принятыми, если за них проголосовало болееполовины членов комиссии, присутствующих на заседании, заисключением решений об установлении результатов голосования,признания референдума несостоявшимся или результаты его признаютсянедействительными, которые принимаются большинством голосовот общего состава комиссий. Члены комиссии, не согласные с еерешением, вправе выразить особое мнение, которое в письменнойформе прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежащезаверенные копии указанных документов выдаются по первомутребованию заинтересованных лиц. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,обязательны для исполнения государственными и общественнымиорганами, организациями и должностными лицами. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованыв вышестоящую комиссию референдума или в народный суд по местунахождения соответствующей комиссии. При этом предварительноеобращение в вышестоящую комиссию референдума не являетсяобязательным условием. Член комиссии референдума, включая председателя, заместителяпредседателя, секретаря, по ее решению может освобождаться впериод подготовки и проведения референдума от выполненияпроизводственных и служебных обязанностей с сохранением среднейзаработной платы за счет средств, выделяемых на проведениереферендума. Государственные и общественные органы и организации,должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума восуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые дляих работы сведения и материалы. Комиссии референдумов вправеобращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведениемреферендума, в государственные и общественные органы иорганизации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотретьпоставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем втрехдневный срок. Председатель, заместитель председателя, секретарь или членкомиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей вкомиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо попредставлению общественной организации, трудового коллектива,инициативной группы референдума, собрания граждан по местужительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение иутверждение нового представителя в состав комиссии референдумапроизводится в порядке, установленном настоящим законом. Статья 18. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме,составляются по каждому участку референдума участковой комиссиейреферендума и подписываются ее председателем и секретарем. Соответствующий орган местного самоуправления, наделенныйпредставительными полномочиями, обеспечивает учет избирателей ипередает избирательным комиссиям сведения об избирателях поустановленной форме. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать вреферендуме, на момент составления списков постоянно или временнопроживающие на территории данного участка. Военнослужащие,проживающие вне воинских частей, включаются в списки по местужительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий правоучаствовать в референдуме, может быть включен не более чем в одинсписок. Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещенииучастковой комиссии референдума не позднее чем за один месяц дореферендума, а также доводятся до сведения граждан другимиспособами. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильноевключение в список, или исключение из списка, а также допущенныев списках неточности. Заявления о неправильностях в спискерассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязанав течение 24 часов, а в день референдума - немедленно рассмотретьзаявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителюкопию мотивированного решения об отклонении его заявления. Эторешение может быть обжаловано в районный (городской) суд непозднее чем за пять дней до референдума. Решение районного(городского) суда окончательно. Исправление в списке всоответствии с решением суда производится участковой комиссиейреферендума немедленно. Статья 19. Бюллетень для голосования В бюллетене для голосования воспроизводится текстпоставленного на референдум вопроса или проекта решения, вариантыволеизъявления голосующего: "за" и "против". В случае постановки на референдум нескольких альтернативныхпроектов решений все они включаются в один бюллетень,последовательно нумеруются, отделяются друг от другагоризонтальными линиями и голосуются отдельно. В случае проведения референдума по проектам различных решений,а также в случае проведения областного референдума в один день сместным референдумом все проекты предложенных на референдумырешений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуютсяотдельно и независимо друг от друга. Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаютсяобластной или территориальной комиссией референдума не позднее чемза 30 дней до дня референдума. Областная комиссия обеспечивает бюллетенями для голосованиятерриториальные комиссии не позднее чем за 15 дней до дняреферендума, а участковые - за 3 дня до референдума. Глава 4. Проведение референдума Статья 20. Время проведения референдумов На всех участках голосование проводится с 7.00 до 22.00 часов. Голосование может быть закончено ранее 22.00 часов научастках, находящихся в больницах, когда проголосовали всевнесенные в списки граждане. Статья 21. Досрочное голосование В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдумагражданин, включенный в списки имеющих право участвовать вреферендуме, узнает, что не будет иметь возможности принятьучастие в референдуме в связи с убытием за пределы области,границы административно-территориальной единицы, он вправеполучить в комиссии референдума бюллетень для голосования. Приполучении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющихправо участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт,который для обеспечения тайны голосования, заклеивается искрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытомсостоянии до дня референдума. Статья 22. Голосование в день референдума В день проведения референдума председатель участковой комиссииза полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии,представителей политических и иных общественных организаций имассовых движений, трудовых коллективов, а также средств массовойинформации проверяет освобождены ли ящики для голосования откаких-либо вложений, а затем опечатывает их. Бюллетени для голосования, заполненные досрочнопроголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются вящик для голосования в день проведения референдума председателемучастковой комиссии в присутствии других ее членов и общественныхнаблюдателей перед началом общего голосования. При этомпроверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии исоответствие количества конвертов отметкам в списках дляголосования. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискамучастников референдума по предъявлении паспорта или другогодокумента, удостоверяющего личность гражданина. При получениибюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать вреферендуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участокдля голосования, участковая комиссия при наличии их письменногоили устного заявления поручает двум членам комиссии организоватьголосование по месту нахождения этих граждан в присутствииобщественных наблюдателей. В этих целях на участке должно бытьнеобходимое количество переносных ящиков для голосования,определенное территориальной комиссией референдума. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине длятайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам,вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, неявляющееся членом участковой комиссии или общественнымнаблюдателем. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводувнесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанныхв бюллетене ответов "за" или "против". Статья 23. Подсчет голосов После заявления председателя об окончании голосованияучастковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованныебюллетени, о чем составляется протокол, после чего проверяетцелостность печатей или пломб на ящиках и вскрывает их. На основании списков для голосования, в том числедополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочномголосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссияподсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетенейнаходящихся в переносном ящике для голосования, производитсяотдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количествомподанных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому.По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссияустанавливает: - количество граждан, внесенных в основной и дополнительныйсписки; - количество погашенных бюллетеней; - количество бюллетеней, полученных комиссией; - число граждан, принявших участие в голосовании; - число голосов, поданных за вынесенный на референдум проектрешения; - число голосов, поданных против; - число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнутни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетенинеутвержденного образца. В случае сомнений в действительностибюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируяколичество таких случаев в протоколе. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке дляголосования. Статья 24. Протокол по итогам голосования Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседанииучастковой комиссии и заносятся в протокол, составленный вдвух экземплярах. Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками,подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяютсяпечатью. Первый экземпляр протокола доставляется в территориальнуюкомиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии. Территориальная комиссия на основании протоколов участковыхкомиссий суммирует полученные данные, проверяет их и послеобсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двухэкземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленноотсылается или передается другим способом в областную комиссиюреферендума. Территориальные и участковые комиссии референдума послеподсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в отпечатанномвиде, в том числе и погашенные, в областную Думу илисоответствующий орган местного самоуправления, наделенныйпредставительными полномочиями, где они хранятся в течение двухмесяцев, а затем уничтожаются, если за это время результатыреферендума не были опротестованы. Глава 5. Установление результатов референдума Статья 25. Подведение результатов референдума Областная комиссия референдума на основании протоколов всехтерриториальных, а территориальная на основании протоколов всехучастковых комиссий референдума определяет: - число граждан, включенных в основной и дополнительныйсписки; - количество погашенных бюллетеней; - количество бюллетеней, полученных комиссией; - число граждан, получивших бюллетени; - число граждан, принявших участие в голосовании; - число голосов, поданных за вынесенный на референдум проектрешения; - число голосов, поданных против; - число бюллетеней, признанных недействительными. Референдум признается несостоявшимся, если в голосованииприняло участие менее половины граждан, проживающих на территории,имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдумпо тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через двагода. Решения по вынесенным на референдум вопросам считаютсяпринятыми, если за них проголосовало более половины граждан,принявших участие в референдуме. При проведении референдума по вопросам принятия, изменения идополнения Устава области решения считаются принятыми, если за нихпроголосовало более половины граждан, внесенных в списки дляучастия в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решенияи ни один из них не получил необходимого количества голосов, товсе варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение нареферендум может состояться не ранее чем через год. Результаты референдума могут быть признаны недействительнымииз-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосовнарушений настоящего закона, повлиявших на результаты голосования.В случаях обнаружения таких нарушений результаты референдума могутбыть обжалованы в суд в течение месяца. Статья 26. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме Итоги референдума доводятся до сведения населения территориичерез средства массовой информации областной, территориальнойкомиссией референдума не позднее 10 дней со дня окончанияголосования. В случае признания результатов голосования по области,территории или участку недействительными областная,территориальная комиссии референдума вправе поручитьсоответствующей комиссии референдума провести в течение двухнедель в данном округе или участке повторное голосование. Принятое на референдуме решение публикуется не позднеесеми дней с даты последнего голосования по вопросу,вынесенному на референдум, и вступает в силу в деньопубликования, если в самом решении референдума не предусмотрендругой срок. Статья 27. Финансирование проведения референдумов Областной и местные референдумы проводятся за счет средствсоответствующих бюджетов. Порядок учета расходования бюджетных средств и срокипредставления отчетов устанавливаются областной илитерриториальной комиссией референдума. Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупасвободному осуществлению гражданином или группой граждан их праваучаствовать в референдуме, вести агитацию, а также членыинициативных групп и комиссий референдума, должностные лицагосударственных или общественных органов, организаций, совершившиеподлог документов референдума, фиктивные записи в подписныхлистах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайнуголосования, привлекаются к уголовной или административнойответственности в соответствии с действующим законодательством. Глава 7. Заключительные положения Статья 29. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 30. Переходные положения В переходной период до установления и формирования в областисистемы новых органов местного самоуправления обязанности их поподготовке и проведению референдумов возлагаются на районные,поселковые и сельские администрации. Глава администрации Белгородской области Е. САВЧЕНКОг. Белгород30 декабря 1994 г.№ 6