РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН Брянской области Утратил силу - Закон Брянской области от 10.10.2006 г. № 77-з О порядке рассмотрения обращений граждан в Брянской области Принят Брянской областной Думой 26 февраля 2004 года Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти области, иными государственными органами области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями области в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 1. Право граждан на обращения 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане), если иное не определено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном федеральным законодательством порядке, обращаться в органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления (далее, если не оговорено особо, - органы власти), к их должностным лицам, на предприятия, в учреждения, организации области, к их руководителям, к компетенции которых относится рассмотрение поставленных в обращениях вопросов.

2. Органы власти, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций в соответствии с их компетенцией обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Органы власти, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации области и их руководители при рассмотрении предложений, заявлений, жалоб, ходатайств граждан, обязаны:

внимательно разбираться в их существе;

принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, ходатайствам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, а в случаях неудовлетворения обращений информировать о мотивах отказа в их удовлетворении;

разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, ходатайства, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан;

изучать общественное мнение, совершенствовать работу органов власти, предприятий, учреждений и организаций области.

Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие термины и понятия:

жалоба - обращение гражданина (граждан) по поводу восстановления прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов власти, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций области;

заявление - обращение гражданина (граждан) по поводу реализации принадлежащих ему прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Брянской области, законами Брянской области;

коллективное обращение - обращение двух или более граждан;

обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство, изложенное в письменной или устной форме;

повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный настоящим Законом срок его рассмотрения или заявитель не согласен с принятым решением по его первому обращению;

подведомственность обращений - отнесение в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления рассмотрения обращений граждан к компетенции соответствующего органа власти, его должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций области, их руководителей.

предложение - обращение, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций области;

предприятие, учреждение, организация области - предприятие, учреждение, организация, образованные (учрежденные) в установленном федеральным законом порядке органами государственной власти области, органами местного самоуправления;

ходатайство - обращение гражданина (граждан) с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав и гарантий.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда федеральным законодательством установлен иной порядок рассмотрения обращений.

Статья 4. Язык производства при рассмотрении обращений граждан Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.

Статья 5. Требования к содержанию обращений 1. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа обращения, данные о месте его жительства, работы или учебы.

Такие же сведения (за исключением указания подписи заявителя) должно содержать и устное обращение.

2. Обращение, не содержащее сведений, указанных в части первой настоящей статьи, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

3. Помимо данных, указанных в части первой настоящей статьи, обращение может содержать наименование и адрес органа власти, предприятия, учреждения, организации, которым оно адресовано, а также контактные телефоны и дату обращения.

Статья 6. Подведомственность обращений граждан 1. Граждане подают свои обращения в те органы власти, их должностным лицам, на предприятия, в учреждения, организации области и их руководителям, к компетенции которых относится рассмотрение обращений.

2. Органы власти, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации области и их руководители, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, ходатайствах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме лица его осуществляющие разъясняют заявителям куда им следует обратиться.

3. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам власти, их должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям области и их руководителям, действия (бездействия) которых обжалуются.

Статья 7. Регистрация и сроки рассмотрения обращений граждан 1. Обращение подлежит регистрации в день его поступления.

Предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня их поступления в органы власти, на предприятия, учреждения, организации области, а не требующие дополнительного изучения и проверки,- безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. В тех случаях, когда для рассмотрения предложения, заявления, жалобы, ходатайства необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, ходатайств могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа власти, руководителем, заместителем руководителя предприятия, учреждения, организации области, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему предложение, заявление, жалобу, ходатайство.

3. Предложения, заявления, жалобы, ходатайства военнослужащих и членов их семей, поступившие в органы государственной власти области, иные государственные органы области, рассматриваются в срок до 15 дней со дня их поступления.

4. Предложения, заявления, жалобы, ходатайства военнослужащих и членов их семей, поступившие в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации области, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

5. В тех случаях, когда для рассмотрения предложения, заявления, жалобы, ходатайства необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа власти, предприятия, учреждения, организации области, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему соответствующее обращение.

6. Предложения, заявления, жалобы, ходатайства граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, ходатайствами, рассматриваются в органах власти, их должностными лицами, на предприятиях, в учреждениях, организациях области, их руководителями в порядке и в сроки, предусмотренные федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 8. Неразглашение сведений в связи с рассмотрением обращений граждан Сведения, ставшие известными должностным лицам органов власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций области при рассмотрении обращений, не подлежат разглашению без согласия на то граждан, обратившихся с предложением, заявлением, жалобой, ходатайством, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 9. Представление сведений в связи с обращениями граждан 1. Гражданин, подавший обращение, в случае необходимости представляет дополнительные устные и (или) письменные сведения (информацию), обосновывающие содержание обращения.

2. Если лицо, подавшее обращение, не может по каким либо уважительным причинам представить дополнительные сведения (информацию), орган власти, его должностное лицо, предприятие, учреждение, организация, их руководители, рассматривающие обращение, собирают их самостоятельно.

Статья 10. Прием граждан 1. Руководители органов власти, руководители предприятий, учреждений, организаций области обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, ведению личного приема граждан.

Порядок приема граждан в органах власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях области регулируется положениями, утвержденными их руководителями.

2. Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение предложений, заявлений, жалоб, ходатайств граждан в органах власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях области несут их руководители.

3. Прием граждан осуществляется лично руководителями органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций области в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту их работы и жительства.

Статья 11. Особенности рассмотрения обращений депутатами областной Думы, депутатами представительных органов местного самоуправления 1. Обращения граждан, адресованные депутату областной Думы, депутату представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) того избирательного округа, на территории которого проживает гражданин, подавший обращение, и депутат, к которому обращение адресовано, либо депутату, избранному по избирательному округу, на территории которого проживает гражданин, подавший обращение, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

2. Обращения граждан к депутату избирательного округа, не указанного в части первой настоящей статьи, могут быть переданы депутатом по принадлежности другому депутату, проживающему на территории того избирательного округа, где проживает гражданин, подавший обращение, либо депутату, избранному по избирательному округу, на территории которого проживает обратившийся гражданин. В случае передачи обращения другому депутату гражданин, подавший обращение, подлежит об этом обязательному уведомлению.

3. Положениями, регулирующими порядок приема граждан в областной Думе, представительных органах местного самоуправления, могут быть установлены и иные особенности рассмотрения обращений граждан депутатами указанных представительных органов.

Статья 12. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращения Руководитель органа власти, иное должностное лицо органа власти, руководитель соответствующего предприятия, учреждения, организации области, к компетенции которых относится рассмотрение обращения, обязаны:

- принять обращение к рассмотрению либо направить его по принадлежности, либо разъяснить заявителю куда ему следует обратиться;

- рассмотреть обращение по существу в установленный федеральным законодательством, настоящим Законом срок, объективно оценить изложенные в нем факты, проверить их достоверность;

- незамедлительно принять меры к устранению неправомерных действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы граждан;

- в случае необходимости выехать на место для проверки обстоятельств, изложенных в обращении;

- в установленном федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядке истребовать необходимые для рассмотрения обращения материалы (документы);

- принять мотивированное и основанное на законе решение по обращению, обеспечить его реальное исполнение;

- сообщить гражданину о результатах рассмотрения обращения и принятом по нему решении.

Статья 13. Решение по обращению 1. По итогам рассмотрения обращения принимается одно из следующих решений:

- об удовлетворении обращения;

- об отказе в удовлетворении обращения.

Решение по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на конкретные правовые акты, содержать указание о порядке его обжалования.

2. В случае несогласия с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, гражданин вправе обжаловать его вышестоящему руководителю органа власти, иному вышестоящему должностному лицу органа власти, соответствующему вышестоящему руководителю предприятия, учреждения, организации области, в иной компетентный орган и (или) в суд.

Статья 14. Последствия принятия решения по обращению Если обращение признано подлежащим удовлетворению, соответствующие должностные лица органов власти, руководители предприятий, учреждений, организаций области, рассматривавшие обращение, обязаны принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, а в случае необходимости, по просьбе гражданина, проинформировать о принятом решении заинтересованных в рассмотрении обращения лиц.

Статья 15. Контроль за соблюдением настоящего Закона 1. Руководители органов власти, иные должностные лица органов власти, руководители предприятий, учреждений, организаций области в пределах своей компетенции обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных обращений.

2. Лица, виновные в нарушении установленного настоящим Законом порядка рассмотрения обращений граждан, несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор Брянской области Ю.Е.Лодкин г.Брянск 11 марта 2004 г.

№ 12-З