АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 января 1994 г. № 36/1 Об утверждении Положения о выборах в Брянскую областную Думу Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 22.10.93 № 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации " и от 22.12.93 № 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о выборах депутатов Брянской областной Думы (прилагается).

2. Финансовому управлению администрации области (Тюлягина) обеспечить своевременное финансирование избирательной компании.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Пырха И.И.

Глава Администрации Брянской области В.А.Карпов УТВЕРЖДЕНО постановлением Главы Администрации Брянской области от 25.01.1994 № 36/1 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Выборы депутатов Выборы Брянской областной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Брянской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Областная Дума состоит из 27 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы по девяти трехмандатным избирательным округам, образуемым в районах и городах областного значения.

Депутаты областной Думы избираются по единой норме представительства за исключением избирательных округов, образуемых в районах, число избирателей которых меньше среднего числа избирателей, установленного областной избирательной комиссией по выборам депутатов областной Думы для избирательного округа.

Статья 2. Избирательное право Право избирать в областную Думу принадлежит каждому постоянно проживающему на территории области гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и постоянно проживающий на территории области.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Выборы в областную Думу Граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.

Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Передача голоса, другому лицу не допускается.

Голосование по выборам депутатов областной Думы осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Участие в выборах является свободным.

Статья 4. Право выдвижения кандидатов Кандидаты в депутаты областной Думы выдвигаются региональными избирательными объединениями и группами избирателей.

Региональными избирательными объединениями являются:

- областные, городские (в городах федерального значения) отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;

- региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;

- блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.

Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Представление в избирательную комиссию области документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных, органов, входящих в блок общественных организаций.

Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, определяется избирательной комиссией области и не должна быть менее 30 граждан.

Статья 5. Несовместимость статуса депутата с должностным положением либо деятельностью в государственных или иных органах.

Депутат областной Думы, работающий на постоянной основе, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или творческой работы.

Статья 6. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов Организация выборов в областную Думу возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, областная избирательная комиссия, окружные, участковые комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, независимы от других государственных органов.

Избирательные комиссии работают на коллегиальной основе.

Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов Деятельность государственных органов и организаций, участвующих в подготовке и проведении выборов, осуществляется открыто и гласно.

Избирательные комиссии в установленные сроки информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе, об образовании избирательных округов и участков, о списках избирателей, итогах регистрации кандидатов в депутаты, их биографических сведениях, о результатах голосования по каждому кандидату и итогах выборов.

На собраниях и заседаниях, в том числе на заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами депутатов, при регистрации кандидатов в депутаты, на избирательных участках при проведении голосования, пломбировании или опечатывании ящиков для голосования, подсчете голосов, определении результатов выборов по участку, по округу и по области в целом, вправе присутствовать представители инициативных групп граждан, общественных объединений, средств массовой информации, органов государственной власти и местного самоуправления, кандидаты в депутаты, их доверенные лица и другие представители кандидата.

В день выборов каждый кандидат в областную Думу вправе направить на соответствующий избирательный участок не более двух своих представителей.

Полномочия лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, должны быть удостоверены соответствующим документом - удостоверением личности или членским билетом, а полномочия представителей инициативных групп граждан, общественных объединений - также выпиской из решения руководящего органа соответствующего объединения либо выпиской из протокола собрания (заседания) соответственно общественного объединения или инициативной группы об их направлении для наблюдения за ходом избирательного процесса. Полномочия представителя кандидата в депутаты, не являющегося доверенным лицом, должны быть подтверждены поручением кандидата, удостоверенным печатью окружной избирательной комиссии.

Статья 8. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в областную Думу, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для финансирования предвыборной агитации кандидаты в депутаты, избирательные объединения и группы граждан вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Статья 9. Правовая основа организации и проведения выборов Условия и порядок подготовки и проведения выборов депутатов в областную Думу регламентируются настоящим Положением и принимаемыми на его основе инструкциями и решениями избирательных комиссий.

Настоящее Положение действует на территории Брянской области до принятия нового Положения о выборах в областную Думу.

Статья 10. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в выборах депутатов областной Думы Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными депутатом областной Думы, вести предвыборную агитацию, а также члены-избирательной комиссии, должностные лица, члены инициативных групп граждан либо кандидаты в депутаты, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения избирательных прав граждан, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 11. Дата выборов Дата выборов депутатов областной Думы определяется областной Думой по согласованию с администрацией области и областной избирательной комиссией.

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 12. Образование избирательных округов по выборам в областную Думу Территория области делится на многомандатные избирательные округа, которые должны отвечать следующим требованиям:

а) равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 10 процентов;

б) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий;

в) соблюдение административно-территориальных границ районов, городов, районов в городах.

Количество и схема избирательных округов утверждаются областной избирательной комиссией по согласованию с областной Думой и администрацией области и публикуются не позднее 60 дней до дня выборов.

В течение 5 дней после публикации общего списка избирательных округов по выборам в областную Думу границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Положением, могут быть оспорены. Жалоба подается соответствующим главой администрации затрагиваемой территории в областную избирательную комиссию, которая в течение 5 дней проверяет жалобу и либо исправляет границы соответствующего избирательного округа с публикацией исправленной схемы, либо выдает заявителю справку с мотивированным отклонением заявления.

Статья 13. Образование избирательных участков Избирательные участки образуются не позднее чем за 55 дней до дня выборов решениями соответствующих окружных избирательных комиссий из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок.

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы публикуется в местной печати в течение пяти дней и в виде плакатов - в течение десяти дней после принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи.

Статья 14. Списки избирателей Местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает окружным и участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих постоянно на соответствующей территории.

В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, прибывшие на постоянное место жительства в пределах территории избирательного участка, после этого срока и до дня выборов включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

Соответствующая администрация (а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в областную Думу образуются следующие избирательные комиссии:

а) областная избирательная комиссия;

б) окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 16. Порядок формирования областной избирательной комиссии Областная избирательная комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 12 членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов депутатов областной Думы сроком на два года.

Персональный состав избирательной комиссии области утверждается Центральной избирательной комиссией по представлению областной Думы и администрации области на паритетных началах.

Председатель областной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Статья 17. Порядок формирования окружных избирательны комиссий Окружная избирательная комиссия образуется в каждом округе по выборам депутатов в областную Думу.

Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до проведения выборов депутатов областной Думы соответственно избирательной комиссией области в составе председателя, его заместителя, секретаря и 5-7 членов избирательной комиссии.

Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование.

Каждое региональное избирательное объединение, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, а также каждый кандидат по соответствующему избирательному округу в праве назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 18. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до дня выборов областной Думы в составе председателя, секретаря и не менее пяти членов комиссии.

Председатель и члены комиссий утверждаются окружной избирательной комиссией.

Статья 19. Статус члена избирательной комиссии Члены соответствующих комиссий имеют право решающего голоса при принятии решения избирательной комиссией, обязаны присутствовать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии.

Члены комиссий заблаговременно извещаются о времени заседаний соответствующей избирательной комиссии, имеют право выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования, вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них, ответы имеют право ознакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Статья 20. Полномочия, областной избирательной комиссии Областная избирательная комиссия:

- дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение в соответствии с методическими рекомендациями и указаниями Центральной избирательной комиссии;

- руководит работой окружных избирательных комиссий;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;

- в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;

- осуществляет контроль за законностью проведения выборов в областную Думу;

- утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения и образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;

- распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

- устанавливает результаты голосования в целом по области и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

- устанавливает и составляет списки лиц, избранных депутатами областной Думы, и передает их и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, мандатной комиссии областной Думы;

- организует проведение новых или повторных выборов. По согласованию с областной Думой назначает и организует проведение повторного голосования;

- регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

Решения областной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию.

Положение об областной избирательной комиссии по представлению ее председателя утверждается областной Думой в срок не позднее 7 дней со дня начала работы комиссии.

Статья 21. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам в областную Думу:

- осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения на территорий своего округа;

- руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает но ним решений;

- регистрирует инициативные группы по сбору подписей избирателей в поддержку кандидата областной Думы, поверяет законность процедуры сбора подписей;

- регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца, выносит предупреждения кандидатам в депутаты и отменяет их регистрацию в предусмотренных настоящим Положением случаях;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;

- распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией для проведения выборов по избирательному округу;

- устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в областную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

- контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

- утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия:

- организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку;

- знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

- оповещает население о дне выборов и месте голосования;

- контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Положением;

- обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;

- организует голосование на избирательном участке в день выборов;

- производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.

Статья 23. Организация работы избирательных комиссий Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и имеющих решающий голос при принятии решений избирательными комиссиями.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц, входящих в ее состав.

Решения избирательной комиссии принимаются большинство голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих ее состав с правом решающего голоса.

Инструкции и иные решения областной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, и подлежат опубликованию.

Председатель областной избирательной комиссии, его заместитель и секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссии на постоянной основе. Члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса работают в областной избирательной комиссии временно, на период выборов с отрывом от основной работы.

По решению окружных избирательных комиссий председатель, его заместитель и секретарь могут работать в избирательной комиссии постоянно либо временно с отрывом от основной работы.

Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.

Смета расходов, связанных с деятельностью областной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет Российской Федерации отдельной строкой.

На заседаниях областной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них, а также представители законодательных и исполнительных органов власти. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

Все государственные органы, а также должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.

В целях технического обеспечения работы окружных и участковых избирательных комиссий, по рекомендации избирательной комиссии области, главами местных администраций создаются оперативные группы, функции, полномочия и ответственность которых определяется областной избирательной комиссией.

Статья 24. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия областной избирательной комиссии могут быть обжалованы в областной суд в порядке, установленном законом.

Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд в порядке, установленном законом.

При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ Статья 25. Выдвижение кандидатов в областную Думу Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам в областную Думу требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее 1200. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место жительства кандидата.

Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, год рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижение которого собраны подписи.

Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявления кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Кандидат дает письменное обязательство о прекращении деятельности, несовместимой с мандатом депутата областной Думы в случае его избрания. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации.

Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее четырех кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению избирательной комиссии области на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками указанными в настоящем Положении.

Статья 26. Права и обязанности кандидата Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисляемый за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.

Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).

Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.

Право на возмещение транспортных расходов действуют со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.

Порядок оплаты определяется областной избирательной комиссией.

Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии.

Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению областного суда. Информация по этому поводу обязательно должна быть представлена в областную избирательную комиссию в течение 24 часов.

Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования результатов выборов включительно.

Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.

Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональные избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательная комиссия в этом случае относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.

Каждый кандидат в депутаты после регистрации по соответствующему избирательному округу вправе назначить по одному члену окружной и участковой избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Глава 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 27. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.

Участие должностных лиц органов государственной власти, командования воинских частей в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.

Статья 28. Порядок проведения предвыборных мероприятий Органы государственной власти обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

Статья 29. Предвыборная агитация через средства массовой информации В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опроса общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.

Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается областной избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

Статья 30. Выпуск агитационных печатных материалов Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Избирательная комиссия области, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Агитация проводится на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, в любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме здания и помещения избирательной комиссии и избирательных участков.

Статья 31. Сроки проведения агитационной кампании Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Окружные избирательные комиссии представляют избирательной комиссии области отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательная комиссия области представляет Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных ей Центральной избирательной комиссией средств не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован избирательной комиссией области в изданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты, принятые представительным органом государственной власти области, а также сообщен по иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию.

Статья 33. Избирательные фонды и порядок их создания Региональные избирательные объединения и кандидаты вправе создать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

- средств, выделенных региональному избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями;

- собственных средств регионального избирательного объединения или кандидата;

- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 10000 раз.

Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений.

Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам.

Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны представить, избирательной комиссии области отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации избирательной комиссией области.

Статья 34. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд регионального избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательной комиссией области после регистрации соответствующего кандидата.

Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией области.

Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу региональное избирательное объединение или кандидат обязаны представить в избирательную комиссию области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд, и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией.

Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 35. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе администрацией.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайном голосования, выход из них а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях и всех выдвинутых ими кандидатур, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, Положение о правах наблюдателя.

Статья 36. Избирательные бюллетени Для выборов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией области.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные: фамилия, имя, отчество, место работы и должность. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии области и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени.

Статья 37. Порядок голосования Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

В случае необходимости с учетом местных условий окружные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией области изменить время голосования при сохранении его продолжительности.

Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии.

На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.

В 8 часов утра дня выбора председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.

Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

В избирательном бюллетене для выборов в областную Думу избиратель ставит крест, либо любой иной знак в квадрате напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против всех кандидатов". Избиратель может проголосовать не более чем за трех кандидатов, указанных в бюллетене.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.

Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной (подтвержденной не менее чем 2-х членов участковой комиссии подписями) просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче.

Статья 38. Подсчет голосов на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

Прежде всего определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати окружной или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест либо любой знак проставлен более чем в трех квадратах или проставлен одновременно напротив фамилии одного или нескольких кандидатов и в строке "Против всех кандидатов", или не проставлен ни в одном из них.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

число погашенных, неиспользованных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

число н_ед_ействительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

число голосов,поданных против всех кандидатов;

количество бюллетеней, полученных от окружной избирательной комиссии;

поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.

Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы.

Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 39. Определение результатов выборов в избирательном округе Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоко- лов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа про- изводит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в областную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному ок- ругу;

число погашенных, неиспользованных избирательных бюллетеней;

числю избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

число недействительных бюллетеней;

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетеней кандидатов. Если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные данные;

число действительных голосов, поданных за каждого, из кандидатов;

число голосов, поданных против всех кандидатов;

количество бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям.

На основании протокола о результатах выборов соответствующая избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

признание избранными 3-х кандидатов, получивших наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранными признаются кандидаты, в поддержку которых при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущены при их проведении нарушения настоящего Положения;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 проц.

зарегистрированных избирателей;

поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.

Статья 40. Установление общих итогов выборов На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия области в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов избирательная комиссия области публикует итоги голосования по всем избирательным округам и избирательным участкам в средствах массовой информации.

Избирательная комиссия области признает недействительными выборы по отдельным многомандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, назначаются повторные, а в округах, где большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов либо выборы признаны недействительными, - новые выборы. В этих случаях областная избирательная комиссия определяет календарные сроки избирательных действий. При назначении повторных или новых выборов избирательная комиссия области может принять решение о формировании отдельных или всех окружных участковых избирательных комиссий в новом составе.

Глава 7-А. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ Статья 40-а. Правовое регулирование повторных выборов Повторные выборы назначаются и организуются в соответствии с требованиями ст 11 п. 12, ст. 20 и ч. 3 ст. 40 Положения о выборах Брянской областной Думы в случае признания их несостоявшимися ввиду участия в голосовании менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

Повторные выборы проводятся в соответствии с требованиями ст. ст.

1 - 4, 6, 8, 10, 13, 14, 35 - 40-г. Положения о выборах с сохранением установленных этим Положением полномочий избирательных комиссий.

Статья 40-б. Подведение итогов повторных выборов.

Повторное голосование При повторных выборах избранными в депутаты признаются три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. По основаниям, предусмотренным абз. 3, 4 ч, 3 ст. 39 Положения о выборах, выборы признаются несостоявшимися или недействительными.

В случае признания повторных выборов несостоявшимися по причине участия в голосовании менее 25 процентов избирателей в этих округах назначается повторное голосование.

Повторное голосование должно быть проведено не позднее двух недель со дня подведения итогов предыдущего голосования.

Повторное голосование проводится по шести кандидатурам, набравшим в предыдущем туре голосования наибольшее количество голосов.

В случае наличия в первом туре повторного голосования менее 6 кандидатур в депутаты либо если некоторые из шести кандидатур набравших в первом туре наибольшее число голосов, заявили о снятии своих кандидатур, в бюллетени для повторного голосования может быть внесено и меньшее количество кандидатов, но не менее трех.

Статья 40-в. Подведение итогов повторного голосования При повторном голосовании избранными признаются 3 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, при соблюдении требований ч.

3 ст. 39 Положения.

Статья 40-г. Окончательное подведение итогов повторных выборов При избрании депутатов в результате повторного голосования повторные выборы признаются состоявшимися.

В случае признания в отдельных избирательных округах повторных выборов несостоявшимися или недействительными в них назначаются новые выборы.

Статья 41. Регистрация избранных депутатов Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в областную Думу.

Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов. Регистрацию избранных депутатов в областную Думу и выдачу им удостоверений об избрании производит областная избирательная комиссия.

Глава 8. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 42. Оспаривание неправильностей в списках избирателей Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям п. 1 и п. 2 и не попадающий под действие п. 3. ст. 2 настоящего Положения, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

Статья 43. Оспаривание отказа в регистрации кандидата В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотива отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Положения.

Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также невыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суде в установленном законом порядке.

Статья 44. Оспаривание границ избирательных округов В течение пяти дней после опубликования списка многомандатных избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Положением, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации затрагиваемой территориальной единицы в избирательную комиссию области, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Отклонение жалобы областной избирательной комиссии может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 45. Замещение вакантных мандатов В случае досрочного выбытия депутата областной Думы избирательная комиссия области назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Положением. Если до окончания срока полномочий областной Думы остается менее 6 месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 46. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 проц. собранных подписей либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Положения, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением областной Думы по представлению мандатной комиссии.

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательство о выборах Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с законами Российской Федерации.